Дизельное топливо el по din 51 603 что это
Печное и дизельное топливо. В чем разница?
В связи с тем, что стоимость присоединения к газовому терминалу возросла до невероятных величин, наш народ стал обращать пристальное внимание на альтернативные системы. Автономная система отопления жидким топливом одна из них. Стоимость основного оборудования примерно такая же, однако не надо платить за присоединение к газовой магистрали.
Но это с одной стороны. С другой возникает масса проблем с выбором топлива. Постараемся осветить этот вопрос максимально конкретно и доступным языком.
Производители котлового оборудования в обязательном порядке прописывают тип топлива в паспорте на оборудование. Для Европы это легкое котельное топливо EL DIN 51603 специально предназначенное для отопления частных домов. Вот лишь некоторые характеристики этого топлива, важные для нас:
Низкое содержание серы резко увеличивает срок службы оборудования. А как иначе, ведь в процессе сжигания сера превращается в серную кислоту, которая в свою очередь портит элементы оборудования, особенно горелку.
Прямым аналогом, а именно моторным дизельным топливом и никак иначе. Оба топлива похожи по своим характеристикам и предназначены для формирования облака с помощью форсунки и последующего сжигания.
Обидно, что придется платить транспортный налог, но такова Россия. Кстати, транспортным налогом облагается продажа любого жидкого топлива.
Кроме того, цена на светлое печное топливо лишь на 5-7% ниже цены дизеля. Так есть ли смысл рисковать отопительным оборудованием?
Время от времени появляются горячие головы, которые, в надежде сэкономить, пытаются разбавлять темную печнуху керосином или даже бензином. Все эти попытки ведут к скорейшему зашлаковыванию отопительной системы, выходу ее из строя или даже к пожару.
Чехарда с выбором топлива связана на наш взгляд с тем, что в описании оборудования чаще всего используется непрофессиональный перевод. Так Google считает, что топливо EL DIN 51603 это простой мазут. Отсюда и попытки использовать его для отопительного оборудования. Это ошибка! Наиболее близким аналогом топлива EL на российском рынке является дизельное топливо Евро-4.
Оптовые поставки дизельного топлива с доставкой по Москве и Московской области.
+7 495 504-15-14
Доставляем топливо в центр!
Печное топливо для дизельных котлов
Если использовать печное топливо для дизельных котлов, можно значительно сэкономить, ведь оно стоит дешевле традиционного дизтоплива. Кроме экономии причиной замены стала схожесть характеристик двух нефтепродуктов, из-за которой их часто путают друг с другом. У печного и дизельного топлива много общего, но есть и различия. Они влияют на эксплуатацию отопительного оборудования. Поэтому, выбирая печное топливо для дизельных котлов, стоит больше узнать об особенностях такой замены.
Общие характеристики
Котлы бывают двух видов: бытовые, используемые в загородных домах, где нет возможности подключиться к магистральному газопроводу, и промышленные, применяемые на производстве, где нужно получить горячую воду и тепло. Котлы на дизельном топливе распространены на мебельных и деревообрабатывающих предприятиях, где наблюдается большой расход пара. В бытовых условиях применение такого оборудования дает ряд преимуществ:
Кроме дизеля (солярки) в качестве котельного горючего может применяться мазут или то самое печное топливо (ПТ). Оно представляет собой жидкость от светло-желтого до темно-коричневого цвета с достаточно высокой вязкостью. В основе нефтепродукта углеводороды, содержащие от 14 до 20 атомов углерода. Преимущественно в составе присутствуют:
Особенности и свойства
Основная особенность печного топлива заключается в том, что этот нефтепродукт, несмотря на приближенность по свойствам к дизтопливу, не имеет четких требований и стандартов, которые определяли бы технологию производства, состав и свойства. В то же время производители стремятся улучшать ПТ и добиваться максимальной схожести с дизельным топливом. В результате получается аналог солярки, который является одним из самых дешевых на сегодня.
Следующая особенность ПТ — состав. В нем большее количество серы, чем в дизтопливе. Ее концентрация может составлять:
Количество серы имеет важное значение, поскольку от этого зависит, насколько сильно топливо загрязняет окружающую среду и негативное влияет на детали оборудования. Вредное воздействие связано с образованием серной кислоты, которая разъедает стенки котла. Чем больше концентрация серы, тем быстрее происходит износ деталей агрегата из-за образования коррозии. Поэтому для котлов привлекательнее горючее с низким процентом сернистых соединений.
Отличия от дизельного топлива
Печное топливо — официальный аналог обычного дизтоплива. Это объясняется их схожими характеристиками, но не все из них имеют одинаковые значения. Главное отличие, которым обусловлена разница в свойствах, — это производство. Дизтопливо изготавливают по ГОСТ 305-2013, а печное топливо может производиться по ТУ, в котором нет столь строгих требований к содержанию сторонних примесей. Отсюда более низкая стоимость и другие отличия в основных характеристиках.
Поскольку единого стандарта на печное топливо пока нет, любое предприятие может разработать свои ТУ и производить продукт по ним. Поэтому при покупке стоит обращать внимание на характеристики, предлагаемые конкретным производителем.
Разница между печным и дизтопливом прослеживается в ряде свойств. Печное немного тяжелее дизельного, имеет более высокую вязкость — 8 против 3-6 мм 2 /с. Другие отличия представлены в таблице.
Сырье для производства
Вторичные дизельные фракции
Не более –10 °C — для летней марки дизтоплива, межсезонное, зимнее и арктическое выдерживают более низкие температуры.
Сравнение применительно к котлам отопления
Вязкость — не единственная важная характеристика, которая нормируется со стороны производителей котлов. К примеру, по европейским нормативам EL DIN 51603 горючее для котлов отопления должно иметь следующие характеристики:
Для сравнения печного и дизельного топлива стоит привести характеристики, важные для применения в дизельных котлах.
Массовая доля серы
Коксуемость 10% остатка, %
Зольность и коксуемость показывают, насколько быстро и интенсивно на деталях будет образовываться сажа. Если ее слой будет всего 1 мм, КПД оборудования снизится на 4%. Если толщина увеличится вдвое, то снижение составит 8%. Поэтому указанные параметры должны строго контролироваться при производстве.
По коксуемости, зольности и содержанию серы дизельное топливо предпочтительнее для котлов. У него есть и другие плюсы:
Как выглядит печное топливо, хранившееся при разной температуре (при ее снижении горючее постепенно мутнеет)
Проблема использования ДТ заключается в том, что такое отопление обходится дорого. Печное топливо дешевле примерно на 30%.
При такой замене горючего оборудование будет нормально работать, но есть одно «но». У печного топлива не нормируются перечисленные выше показатели. Поэтому при эксплуатации можно раньше столкнуться с необходимостью замены некоторых деталей или всего котла. Подобные издержки, если они возникнут, удается покрыть средствами, сэкономленными за счет замены дорогого дизеля на более дешевое печное топливо. Траты могут быть на частое обслуживание и чистку.
Дополнительно при использовании в качестве горючего ПТ стоит иметь запасные форсунки и топливный насос, поскольку нельзя точно сказать, в какой момент они понадобятся. Несмотря на сложности, печное топливо продолжают активно использовать для отопления. Если выбирать продукт с характеристиками, близкими к требованиям европейского стандарта EL DIN 51603, то никаких проблем с эксплуатацией не возникнет.
Виды печного топлива: темное и светлое
Печное топливо бывает темным и светлым. Разница между ними заключается в вязкости, температуре горения и количестве примесей в составе. В светлом их меньше, поэтому оно больше подходит для современных котлов. Дополнительно его используют в сельскохозяйственной сфере.
Темное печное топливо может иметь практически черный цвет
Светлое ПТ обладает более высокой теплоотдачей, т. е. при том же количестве дает больше тепла, чем темное. По этой причине вместо дизеля чаще используют светлое ПТ. В отличие от темного оно более широко распространено в промышленности.
Темное печное топливо чаще применяется для бытовых нужд. Для современных котлов оно не совсем подходит. Нефтепродукт более распространен в отоплении маленьких жилых домов и промышленных помещений. Расход топлива для дизельных котлов небольшой, поэтому оно экономичное. Кроме того, темное ПТ лучше сохраняет текучесть, поэтому может храниться при незначительных отрицательных температурах.
Пример организации отопления с дизельным котлом
Некоторые производители ищут способы осветления темного ПТ и уменьшения количества сернистых примесей. На сегодня такая технология получается сложной и дорогостоящей, поэтому пока не получила массового распространения.
Как и из чего производят печное топливо
Печное топливо изготавливают из вторичных дизельных фракций, которые образуются при переработке нефти. Они выкипают при определенной температуре в разном количестве:
В производстве может использоваться отработанное масло. Ввиду соответствия нужным характеристикам сырье подвергают минимальное обработке, что положительно сказывается на конечной стоимости нефтепродукта. Нередко для производства берут мазут, а чтобы улучшить низкотемпературные свойства, в состав добавляют депрессорные присадки из сополимера этилена с винилацетатом.
Отработанное масло, которое может использоваться для производства печного топлива
Преимущества и недостатки
Главная причина, почему печным топливом заменяют дизель — это более низкая цена, хотя по характеристикам нефтепродукты очень близки. Стоимость получается выгодной, поскольку при производстве используют дешевое сырье, а готовый нефтепродукт имеет другое, более выгодное налогообложение. Налог на дизтопливо высокий, поэтому и цена в Москве и других городах сравнительно выше, чем у печного.
Другие преимущества ПТ:
К недостаткам ПТ относится следующее:
Подведем итоги: печное топливо для котлов как аналог дизельного
Печное топливо по характеристикам очень напоминает дизельное, но в то же время имеет ряд серьезных отличий. ПТ производится в соответствии с ТУ, которые могут различаться на разных предприятиях. Этим обусловлены менее строгие требования к важным характеристикам: цетановому и йодному числу, вязкости, зольности и содержанию серы.
Большинство предприятий стремятся соответствовать наиболее высоким стандартам, предлагая потребителям качественный нефтепродукт, максимально приближенный по свойствам к дизтопливу. Отсюда можно сделать вывод, что использовать печное топливо для дизельных котлов можно, учитывая особенности эксплуатации и обслуживания оборудования при подобной замене.
Статьи
Печное и дизельное топливо. В чем разница?
Характеристики дизтоплива и светлого печного топлива
Характеристики/вид продукта | ДТ ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009) | СПТ (ТУ 38.101656–87)(ГОСТ 10585–99) |
Фракционный состав | ||
10 % перегоняется при температуре не менее | 160°С | |
65 % перегоняется при температуре не более | 250°С | |
90 % перегоняется при температуре не более | 360°С | 340°С |
Плотность при 20 ° С | 820-845 кг/м3 | 840 кг/м3 |
Кинематическая вязкость при 20 °С не выше | 2 – 4,5 мм2/с | 8 мм2/с |
Температура предельной фильтруемости(зима) | 5°С (-20°С) | 5°С (-10°С) |
Массовая доля серы не выше | 0,05% | 0,5% |
Зольность не выше | 0,01% | 0,02% |
Коксуемость 10 % остатка | 0,3 | 0,35 |
Как видно из приведенной таблицы характеристик ДТ и СПТ имеют лишь небольшие различия. Именно поэтому существуют различные мнения о возможности использования печного топлива вместо дизельного для заправки автомобилей и наоборот, о применении дизеля для жидкотопливных котлов.
В чем разница печного и дизельного топлива
Поскольку СПТ является аналогом дизеля, то нет ничего удивительного, что дизельные моторы могут работать и на светлом печном топливе. Вопрос только в том, как долго они могут на нем работать.
Для того, чтобы более точно выяснить разницу между СПТ и ДТ следует отметить, что светлое печное топливо производят путем прямой перегонки дизельных фракций вторичного происхождения. Анализируя его фракционный состав можно сделать вывод, что оно немного тяжелее дизтоплива, а также отличается более высокой вязкостью (8 против 1,8 – 5). Кроме того, учитывая тот факт, что СПТ может производиться по ТУ с менее строгими требованиями по нормированию цетанового числа и содержания серы, делаем вывод о вреде, который наносит СПТ дизельным силовым агрегатам силовым агрегатам. Это обусловлено появлением отложений на деталях двигателя и их разрушении под воздействием серных кислот и соединений. К тому же, более высокая вязкость затрудняет работу элементов мотора и снижает его мощность. Еще один важный показатель, который имеет значение в зимний период, это температура застывания, которая у СМТ отличается на 20°С. В холодную погоду дизельный двигатель на таком топливе не запустится.
Если говорить о применении определенного вида нефтепродуктов в качестве топлива для систем отопления, следует принять во внимание, что требования, которые предъявляют отечественные и европейские производители котлов отличаются. Поэтому, возьмем для сравнения европейские требования к характеристикам котельного топлива по нормативам EL DIN 51603, предусмотренным для котлов отопления:
Характеристика | Показатель |
Плотность | 840 кг/м3 |
Кинематическая вязкость при 20 °С не выше | 6 |
Массовая доля серы не более | 0,005% |
Зольность | 0,01% |
Коксуемость 10 % остатка | 0,3% |
Наиболее значимыми в таблице являются характеристики зольности, коксуемости и содержания серы. Первые два показателя применительно к отопительным котлам демонстрируют интенсивность с которой образуется сажа на перегородках котла и дымохода. Экспериментальные данные демонстрируют, что сажевый слой толщиной, всего 0,01см снижает эффективность котельного оборудования на 4%. При увеличении такого слоя вдвое, эффективность падает уже на 8%.
В процессе горения жидкого топлива, содержащиеся в нем соединения серы, преобразуются в серную кислоту, разъедающую стенки котлов и дымоходов, поэтому для отопления более привлекательны топливные материалы с низким процентным содержанием серы. Более высокая вязкость СПТ не сказывается на работе котельного оборудования. Если учесть все вышесказанное, то можно прийти к выводу, что и для отопительных систем больше подходит дизельное топливо, чем СПТ. Только есть одно «но», которое заключается в стоимости нефтепродуктов. Бытовое печное топливо обходится процентов на 30 дешевле, а, следовательно, при покупке недорогого котла эта разница позволит достаточно быстро окупить его стоимость и сэкономить существенные средства, часть из которых можно потратить на обслуживание, чистку и даже замену котла при необходимости.
Тем более, что с помощью компании «РЫНОК НЕФТЕПРОДУКТОВ» и удобного сервиса Логистические решения всегда можно подобрать СПТ по очень привлекательной цене с гарантией качества, что позволит нивелировать перечисленные выше негативные эффекты.
Печное дизельное топливо
Печное дизельное топливо – это продукт, получаемый из дизельных фракций вторичной перегонки нефти. Характеризуется хорошей текучестью, не имеет специфического запаха, обладает низкой температурой замерзания. Выступает более дешевым аналогом дизельного топлива. Ввиду незначительных отличий от дизеля часто рассматривается как горючее для заправки автомобилей, но на практике это встречается редко ввиду негативного влияния на детали двигателей.
Фракционный (химический) состав
По свойствам печное топливо имеет много общих свойств с дизельным. Но в составе присутствуют различные примеси и органические соединения. Основой же, как и в случае с дизелем, выступают углеводороды. Это основные вещества, определяющие состав и свойства нефтепродукта. В печном топливе присутствуют разные виды углеводородов:
Характеристики
Среди основных характеристик продукта отмечаются:
Ввиду более высокой вязкости, чем у дизельного топлива, печное может вызвать затруднения в работе двигателя, особенно на холоде. Но на работе крупных отопительных узлов повышенная вязкость не сильно сказывается, в отличие от зольности, из-за которой оборудованию требуется систематическая чистка.
Способы получения
Печное дизтопливо получают из вторичных дизельных фракций, образуемых при перегонке нефти. Технология предусматривает небольшие затраты на производство, поскольку сырье для производства имеет невысокую стоимость. Около 10% топлива перегоняется при температуре не ниже 160 °C, а остальные 90% – при 360 °C. Для изготовления может применяться отработанное масло. Оно подвергается минимальной обработке, поскольку уже имеет все необходимые свойства.
Способы (область) применения
Печное топливо применяется в промышленных печах и стационарных паровых котлах. Основное назначение – отопление частных домов, промышленных объектов и сельскохозяйственных предприятий. Темное применяется для бытовых нужд, а светлое больше подходит для промышленного применения. В сельскохозяйственной отрасли топливо используют в процессе производства кормов, консервирования, а также сушки зерна и фруктов.
Виды печного топлива
Основная классификация разделяет печное топливо на темное и светлое. Они различаются вязкостью, температурой горения и количеством примесей в составе. В светлом их меньше, чем в темном. Еще светлое топливо обладает более высокой теплоотдачей, поэтому его активно используют в современных котлах и в тепловых генераторах в сельскохозяйственной сфере. Темное топливо чаще применяется в печах с предварительным испарением. Для современных печей оно не подходит, поскольку они просто не будут на нем работать.
У темного и светлого печного топлива есть свои плюсы:
В зависимости от содержания серы печное топливо делится на 2 вида:
При сгорании сера вступает в реакции, образуя агрессивные вещества, которые ускоряют износ оборудования из-за коррозии. Это может быть особенно критично для двигателей. Поэтому печное топливо допустимо использовать в механизмах и оборудовании, которые допускают высокое содержание серы до 0,5% или 0,5-1%.
Особенности транспортировки и хранения
Для транспортировки используют автоцистерны, бензовозы и железнодорожный транспорт (в бочках). Хранить продукт необходимо в месте, недоступном для солнечных лучей, при средней влажности воздуха. Для этого выбираются специальные герметичные резервуары. Они не позволяют топливу испаряться и помогают сохранить его эксплуатационные характеристики. При хранении важно предотвратить воздействие на топливо экстремально низкой и высокой температуры.
Регламентирующие документы (ГОСТы, ТУ)
Главный регламентирующий документ – ГОСТ EN 116 «Топлива дизельные и печные бытовые». Еще печное топливо может производиться в соответствии с техническими условиями (ТУ).
Особенности и спецификации печного топлива для дизельных котлов
Понижение цен на оптовом топливном рынке в декабре 2021г. Газпромнефть Москва понижает цены на АИ-92, АИ-95, ДТF: ДТF.
Понижение цен на оптовом топливном рынке в декабре 2021г. Газпромнефть Москва понижает цены на АИ-92, АИ-95, АИ-100.
Печное топливо — нефтепродукт, который производится из дизельных фракций вторичной перегонки. Отличается хорошей текучестью и низкой температурой замерзания, является недорогим аналогом дизтоплива.
Благодаря незначительным отличиям от солярки, печное топливо часто покупают оптом и в розницу для котлов отопления. От его качества напрямую зависят исправность и эффективность дорогостоящего отопительного оборудования. Поэтому рассмотрим подробно характеристики этих нефтепродуктов и выясним, какое топливо можно использовать для отопительных котлов.
Общие характеристики
Котлы, которые работают на дизельном топливе, эксплуатируются как в промышленных котельных, так и в бытовых установках. Бытовые котлы способны функционировать на следующих энергоносителях:
Печное топливо включает различные примеси и соединения. Его основу составляют углеводороды:
Котлы отопления — устройства сложные и дорогостоящие. Поэтому их производители обязательно указывают в паспорте характеристики применяемого топлива. Чем оно чище, тем исправнее работает оборудование и эффективнее происходит горение.
Особенности бытового печного топлива
Не существует жестких стандартов, нормирующих технологию изготовления печного топлива, его состав и свойства. Вместе с этим, производители постоянно его улучшают, стараясь добиться максимальной схожести с дизелем.
В составе печного топлива больше серных соединений, чем в дизтопливе. По их содержанию ПТ подразделяется на 2 типа:
Сера является негативной примесью для углеводородных продуктов, в том числе и печного топлива. В процессе сгорания она преобразуется в сернистую кислоту, разъедающую внутреннюю поверхность котлов и дымоходов. Также чрезмерное ее содержание способствует образованию вредного соединения — сернистого ангидрида. Следовательно, для отопительного оборудования больше подходит топливо с пониженным процентным содержанием серы.
Отличия от дизтоплива
Бытовое печное топливо производится по ТУ, а не по ГОСТу. Это значит, что каждый производитель вправе устанавливать независимые качественные характеристики производимого им продукта. Эти показатели безусловно хуже, чем у дизеля. Поэтому при использовании топлива стоит учитывать характеристики, указанные конкретным изготовителем.
Сырье для изготовления
Дизельные фракции вторичного происхождения
10 % перегоняется при температуре от 160 °C;
90 % — при температуре 360 °C
50 % — при температуре не менее 280 °C;
95 % — при температуре не более 360 °C
Температура предельной фильтруемости
-10 °C для летнего топлива. Межсезонное и зимнее густеют при более низких температурах
Печное топливо производят посредством вторичной перегонки фракций дизеля. Фракционный состав такого энергоносителя отличается от стандартного дизельного горючего. ПТ немного тяжелее дизеля, а также характеризуется повышенной вязкостью. Поскольку оно выпускается по ТУ с более лояльными требованиями по цетановому числу и содержанию соединений серы, можно говорить о более низком качестве по сравнению с ДТ.
В чем разница применительно к котлам отопления
При использовании печного топлива следует учесть, что требования у отечественных и зарубежных производителей котлов неодинаковы. Для сравнения будем ориентироваться на европейские стандарты в отношении характеристик жидкого топлива по нормам EL DIN 51603, которые предусмотрены для отопительных котлов:
Чтобы сравнить печное топливо и солярку, стоит привести характеристики, которые имеют значение для применения в дизельных котлах.
Коксуемость остатка 10 %
Массовая доля золы
На функционировании отопительного оборудования повышенная вязкость не сильно отражается. Наиболее значимыми считаются характеристики коксуемости и зольности. Именно на них покупателю рекомендуется обращать внимание в первую очередь. Эти значения свидетельствуют об интенсивности образования сажи на внутренней поверхности котла и дымохода. Проведенные эксперименты демонстрируют, что слой сажи толщиной всего 0,01 см снижает эффективность котла на 4 %. При увеличении толщины слоя в 2 раза эффективность снижается на 8 %.
Что же касается плотности, цетанового и йодного числа, которые являются основными характеристиками для любого топлива, то в данном случае они не нормируются.
Учитывая все вышесказанное, можно утверждать, что для отопительных котлов лучше подходит дизель, чем ПТ. Единственное преимущество печного топлива — стоимость, оно на 30 % дешевле. Такая разница позволит сэкономить крупную сумму, часть которой можно расходовать на обслуживание и чистку котла.
Виды печного топлива
Существует 2 вида печного топлива: светлое и темное. Они отличаются вязкостью, температурой горения и содержанием примесей.
В светлом печном топливе концентрация примесей ниже, оно обладает повышенной теплоотдачей, поэтому его широко применяют для дизельных котлов. Темное не подходит для применения в современных котлах, обычно используется в оборудовании с предварительным испарением.
У каждого вида печного топлива свои преимущества:
Способы получения
Печное топливо изготавливается из дизельных фракций вторичного происхождения, которые образуются в процессе нефтепереработки. Технология отличается небольшими затратами на изготовление, поскольку сырье имеет невысокую цену.
Около 10 % топлива перегоняется при температуре не менее 160 °C, 90 % — при 360 °C. В процессе изготовления может использоваться отработанное масло. Оно проходит минимальную обработку, потому что уже имеет необходимые свойства.
Плюсы и минусы
Печное топливо применяется в промышленных отопительных установках и стационарных паровых котлах. Основное назначение – отопление частных домов, промышленных объектов и сельскохозяйственных предприятий.
Главная причина использования бытового печного топлива вместо дизельного — меньшая цена при похожих характеристиках. При изготовлении применяют недорогое сырье, а готовый продукт имеет другое налогообложение. Дизтопливо стоит дорого, поскольку в его стоимость входит транспортный налог.
Дополнительные плюсы ПТ:
Эксперты прогнозируют, что благодаря своим характеристикам печное топливо постепенно займет ведущее место на рынке и заменит собой традиционные виды топлива.
Можно ли применять печное топливо для котлов
По своим характеристикам печное топливо во многом напоминает дизель, но имеет ряд важных отличий. ПТ производится согласно ТУ, разным на каждом предприятии. Это значит, что предъявляются менее строгие требования к основным параметрам: цетановому и йодному числу, температуре помутнения, количеству серы, массовой доле золы и вязкости.
Многие предприятия стремятся приблизится к высоким стандартам, изготавливая качественный нефтепродукт, максимально соответствующий свойствам дизтоплива. Поэтому применять печное топливо для дизельных котлов можно с учетом особенностей их работы и обслуживания.
Список литературы:
Остались вопросы?
Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!