Дизельный компрессор для чего нужен
Что такое дизельный компрессор и для чего он нужен?
Винтовым называется компрессор, понижение давления в котором достигается за счет вращения двух винтов (роторов). По конструкции такие устройства принадлежат к ротационному компрессорному оборудованию. Впервые винтовая модель была запатентована в 1934 г. На сегодня агрегаты данного типа являются наиболее распространенными в своем сегменте. Этому способствует их относительно небольшая масса и компактные габариты, надежность, способность функционировать в автономном режиме, экономичность в плане потребления электроэнергии и затрат на обслуживание. Невысокий уровень вибрации позволяет монтировать такие системы без обустройства специального фундамента, как в случае с поршневыми аналогами. В ряде направлений (судовые рефрижераторы, мобильные компрессорные станции и т. п.) роторные модели практически полностью вытеснили компрессоры других разновидностей. Такие устройства могут подавать воздух, сжатый до 15 атм., и обладать производительностью 1–100 м3/мин.
Описание винтовых компрессоров
Запатентованные в 1930-х г., компрессоры винтового типа стали популярнее схожих по характеристикам промышленных поршневых агрегатов. Наиболее актуальны на предприятиях, требующих поддержания непрерывного производственного процесса.
Винтовая компрессорная машина охлаждается жидкостной, воздушной, чаще масляной системой. Охлажденный воздух с примесями масла может изнашивать оборудование. Потому малые производства больше используют винтовые установки с воздушным, водяным охлаждением, ресивером, осушителем. Повышается экономия электричества, очищенный от примесей воды воздух подается равномерней.
Режим холостого хода электрического винтового компрессора снижает потерю электричества, износ двигателя, исключает необходимость повторного включения. Винтовая пара не выбрасывает избыточный воздух подобно поршневым устройствам.
Принцип работы винтового компрессора
В зависимости от типа/вида винтового компрессора принцип работы может частично видоизменяться. Конструкция может различаться по:
Основной принцип действия можно рассмотреть на примере стандартного компрессора такого типа. Воздух сжимается главным элементом – винтовым блоком. Это два зацепленных друг на друга червячных ротора – ведущего, ведомого. Роторы движутся навстречу друг другу, уменьшая пространство рабочей камеры между ними и корпусом.
Процесс сжатия воздуха в винтовом компрессоре выглядит следующим образом:
Более подробно процесс сжатия описан далее в пункте «Винтовой блок компрессора».
Вентилятор на валу двигателя производит циркуляцию воздушного потока в компрессоре. Скорость вращения валов винтового блока зависит от размеров шкивов. Холостую работу системы обеспечивает клапан минимального давления. При остановке этот клапан разъединяет пневматическую магистраль и компрессор.
Преимущества передвижных дизельных приборов
В устройстве имеется сжатый воздух отбойных молотков, пневматические перфораторы, пескоструйные аппараты и другие пневматические устройства. Компрессор не нуждается в специальной подготовке к процессу работы и может функционировать совершенно в любых условиях, где нужен сжатый воздух.
Передвижная компрессорная станция не будет зависеть от центральных источников потребления свободной энергии, именно по этой причине смогут работать совершенно в любой сфере. При покупке надёжного прибора для совершения строительных работ специалисты и сотрудники магазина советуют приобретать именно передвижной дизельный компрессор, который оснащён защитным кожухом, помогающим применять устройства в совершенно неблагоприятных условиях, защищая его от различной грязи и пыли, загрязнений и холодных температур (аппарат можно использовать совершенно с разными температурами).
Главные детали в передвижном компрессе это:
Такое устройство можно назвать лучшим решением для осуществления поставки сжатого воздуха, а также оно нашло наиболее широкое использование в различных отраслях, начиная от способа строительства, а закачивания работой по общему благоустройству.
Режимы работы винтового компрессора
Пусковой режим. Для минимизации нагрузки на электросеть пуск электродвигателя осуществляется по схеме «звезда». По истечении времени таймера включается рабочий режим по схеме «треугольник». При давлении в системе ниже установленного на реле или контроллере открывается всасывающий клапан, компрессор производит сжатие воздуха. При превышении допустимого значения давления клапан закрывается до выравнивания нагрузки.
Рабочий режим. Давление в системе начинает возрастать. По достижении его максимального значения срабатывает реле давления, переводящее агрегат в режим холостого хода. Оборудование оснащено манометром давления в винтовом блоке и манометром давления в ресивере. В начале работы ресивер выравнивает эти значения для успешного пуска.
Режим холостого хода. По достижении максимального давления в ресивере срабатывает пневмоэлектрический клапан, переводящий систему в режим ХХ. Запускается реле времени. В области между маслоотделительным фильтром и всасывающим клапаном происходит минимизация давления через открывшийся пропускной канал. Он настраивается на время, установленное для спуска давления. Двигатель продолжает работать, подавая воздух, необходимый для работы системы смазки. После снижения давления открывается всасывающий клапан, компрессор работает в полную мощность.
Режим ожидания. Компрессор отключится при минимальном расходе воздуха ресивера. Режим продолжается до снижения уровня давления ниже установленного значения. Затем срабатывает реле, включаются пусковой и рабочий режимы до включения режима холостого хода.
Устройство винтового компрессора
Главным элементом в устройстве винтового компрессора является винтовая пара. Она состоит из двух роторов, создающих давление, при разнонаправленном вращении. Существуют и одновинтовые конструкции.
Классический винтовой компрессор состоит из:
К дополнительным частям агрегата можно отнести предохранительный клапан, реле, термостат, ресивер.
Винтовой блок компрессора
Винтовой блок – два вращающихся в корпусе ротора – ведущий и ведомый. Они имеют эллиптическую форму закрутки и совмещены таким образом, что воздушные камеры образуются вогнутой поверхностью одного винта и выпуклой поверхностью другого. Ведущий ротор с широкими выпуклыми крыльями соединяется с двигателем. По линии контакта между винтами зазор составляет от 0,05 до 0,1 мм. Зазор между винтами и стенками корпуса – от 0,1 до 0,25 мм. Ведущий вал уплотняется сальником. Масло на рабочих винтах обеспечивает уплотнение зазоров между ними и корпусом, охлаждает установку, снижает шумы/вибрации.
Сжатие воздуха винтовым блоком компрессора происходит в четыре фазы следующим образом:
На валы роторов установлены шестерни связи для синхронизации их вращения. На валах установлены маслосъемные кольца, уплотнения, втулки, гребни упорных подшипников.
Опорой для валов служат подшипники качения/скольжения. Упорные подшипники воспринимают осевое воздействие на шнеки. Корпус блока имеет каналы для жидкости охлаждения.
Воздушный фильтр компрессора
На входе воздуха в компрессор находится воздушный фильтр, предотвращающий попадание вместе с воздухом пыли, механических твердых частиц. Он состоит из материи, поролона, бумаги или войлока. Исключает заклинивание шнеков винтового блока от попадания посторонних элементов. Срок службы оборудования напрямую зависит от исправности, качества входного фильтра.
В современных компрессорах применяется двойная система фильтрации:
Масляный фильтр компрессора
Назначение масляного фильтра компрессора – отделение загрязняющих примесей, частиц от компрессорного масла. Неисправный фильтр, пропускающий примеси, приводит к снижению качества масла, что в свою очередь становится причиной повышенного абразивного износа внутренних элементов, ухудшению масляного охлаждения.
Существуют два типа масляного фильтра:
Замену фильтрующего элемента рекомендуется производить после 2000 рабочих часов или каждой смены масла.
Масляный фильтр компрессора состоит из:
Панельный фильтр компрессора
Состоящий из синтетического полотна панельный фильтр, устанавливается на корпусе компрессора в технологических окнах (решетчатых проемах). Он в первую очередь грубо очищает воздух от крупных посторонних частиц. Панельный фильтр состоит из рамки, фильтроматериала, поддерживающих спиц, металлической решетки. Фильтр меняется редко, очистка производится продуванием сжатым воздухом, промывкой.
Сепаратор компрессора
В маслозаполненных компрессорах воздух, пройдя через винтовой блок, смешивается с маслом. Затем поступает в масляный бак – первый этап разделения, далее в ресивер или к потребителю. Задача сепаратора – удаление из сжатого воздуха остатков масла.
Сепараторы бывают двух типов:
Эффективная работа устройства возможна только при использовании масла, рекомендуемого для отдельной модели компрессора, соблюдении температурного режима и своевременного техобслуживания.
Всасывающий клапан компрессора
Особенностью винтовых компрессоров является наличие всасывающего клапана (регулятора всасывания). Он служит для переключения режимов холостого хода и работы под нагрузкой. При включении компрессора клапан закрыт.
В его конструкции размещен канал малого сечения с обратным клапаном для накопления в маслобаке давления, необходимого для дальнейшего давления на поршень пневмоцилиндра управления.
Клапан компрессора оснащен запорным элементом (заслонкой)/уплотненным подвижным диском. Его положение меняется под действием сжатого воздуха на пути из маслобака к внешнему или внутреннему пневматическому цилиндру.
Двигатель компрессора
Для вращения ведущего ротора блока обычно применяется трехфазный асинхронный электродвигатель. Для управления производительностью компрессора частотой вращения вала устанавливают частотный преобразователь. Для мобильных компрессоров используется дизельный двигатель.
Для передачи вращения от двигателя валу ведущего ротора винтового блока служат несколько типов приводов.
Ресивер компрессора
Для эффективной работы нагнетательной установки нужна возможность накопления сжатого воздуха. Для этого используется ресивер компрессора – резервуар объемом 50 – 100 л для мобильных установок, 500 – 1000 л для стационарных агрегатов.
Ресивер выполняет следующие функции:
Конструкция ресивера представляет собой герметичный резервуар (бак) определенного объема.
Оснащается фильтрами, устройствами отвода конденсата, запорными механизмами.
Ресивер характеризуется несколькими параметрами:
К баллонам ресивера предъявляются требования ПБ 03-576-03: обязательная проверка работоспособности стенок, отсутствие дефектов поверхности резервуара.
Выбор некомплектного ресивера для компрессора осуществляется на основании следующих характеристик:
Расчет объема ресивера осуществляется по специально разработанным формулам в онлайн-калькуляторах. Формула расчета использует следующие переменные:
Существуют упрощенные способы подбора объема, основанные на мощности компрессора (кВт):
На основе экспериментальной зависимости можно так же грубо посчитать объем ресивера – он не может быть меньше значения производительности агрегата в течение 8 секунд работы. Например, при спуске 400 л воздуха за 1 минуту объем (V) бака не меньше 53 литров – (400*8)/60.
Клапан минимального давления
Эффективная циркуляция масла в системе возможна при достаточном давлении в масляном резервуаре. При отсутствии нужного давления в ресивере или магистрали потребителя применяется клапан минимального давления.
Клапан открывается при недостаточном давлении в магистрали, компрессор докачивает нужный объем воздуха. Клапан настраивается на нужное значение давления регулировкой пружины открытия.
Термостат компрессора
Для регулирования направления движения масла по малому или большому кругу системы охлаждения используется термостат компрессора. Регулирование температуры в винтовом блоке нужно для предотвращения выпадения конденсата в винтовом блоке. Смешивание конденсата с маслом снижает его эксплуатационные качества. Обычно термостат поддерживает температуру рабочего масла в пределах от +55 до +70°C.
Система охлаждения компрессора
В процессе сжатия воздуха в винтовом компрессоре его температура повышается на 20-30°C относительно температуры окружения. На выходе сжатый воздух проходит через радиатор, охлаждаемый вентилятором.
Последний служит для охлаждения масляного радиатора при объединении обоих радиаторов в один блок. Для работы вентилятора может использоваться отдельный двигатель или вращение вала приводного двигателя.
Обратный клапан компрессора
Масло масляно-воздушной смеси, отделенное в сепараторе, возвращается в контур компрессора. Это обеспечивается масловозвратной линией. В ее составе присутствует сетчатый фильтр с обратным клапаном.
Распространённые модели
В отечественном рынке производства покупатель может приобрести различные виды такого оборудования. Они будут различаться друг с другом по конструкции, а также марке производства.
Самым популярным продуктом, можно назвать продукцию от таких компаний, как
Дизельные устройства от производителя из Бельгии отличаются особым показателем надёжности, невысоким процентом расхода топлива, а также удобным использованием.
Такие модели представлены широкой линейкой и могут быть расформированы по группам:
При этом предприятия способны выпускать как передвижные, так и стационарные разновидности устройств. При всём этом последние могут быть укомплектованы определёнными опорами. Передвижные же агрегаты, наоборот, отличаются максимальным показателем мобильности и способны буксироваться с общей скоростью около 90 километров в час.
Давление у разных видов Атласа Колко может находиться в общем диапазоне от 7 до 35 бар, а производительность будет доходить до 65 метров кубических в минуту. Совершается комплектация таких устройств двигателями от производителей Deutz либо Caterpiller, которые отличаются строгими нормами и требованиями от европейских стандартов качеств в области экологии.
Передвижные устройства Airman имеют общую производительность около 11 тысяч литров в минуту при общем давлении около 7 бар. Вместе с ними в наборе имеется ресивер, прибор обладает шасси и может очень просто и быстро транспортироваться по строительной площадке, а при особой необходимости и по всему городу.
Прибор находится в шумоизолирующем кожухе, именно по этой причине создаётся минимальный уровень шума во время использования. Такая особенность помогает приобрести дизельный компрессор, если нужно произвести его установку в непосредственной близости к самому рабочему месту.
В устройствах Porta имеется свой винтовой привод, который нужен для применения в процессе осуществления дорожных и ремонтных работ. И несмотря на свои небольшие размеры они заключают в себе высокий показатель производительности при низком уровне шума и минимальном количестве топлива. Прибор заключает в себя откидной шумозащитный кожух, который произведён из специального металла и способен оставаться как на шасси, так и на специальных опорах.
Прибор собран специальным двигателем с системой холодного запуска, которую можно отнести к наиболее экономичной, а также довольно тихой. Токсичность выхлопных газов в этом устройстве будет соответствовать европейским стандартам.
Использование таких видов агрегатов позволило во много раз облегчить работу человека. Но так как на дизельный компрессор стоимость будет довольно большой, то совершать его выбор стоит очень внимательно и разумно. До того как приобрести прибор, нужно уточнить степень очистки всего воздуха устройства и наличия в нём влажности во время проведения работы, которая будет требовать усилий самого компрессора. Прибор может укомплектовываться осушителем и фильтрами. Рекомендации по использованию такого прибора будут описаны в инструкции по использованию. При их комплексном соблюдении устройство сможет прослужить довольно долгое время.
Типы винтовых компрессоров
Компрессоры используют для сжатия, транспортировки воздуха или газа под давлением. Винтовые компрессоры относятся к группе объемных агрегатов роторного типа. Воздух в них сжимается посредством уменьшения пространства занимаемого им объема.
Типы винтовых компрессоров можно сгруппировать по следующим признакам:
Одновинтовой, двухвинтовой компрессор
Устройство винтового компрессора с одним винтом предполагает использование одного центрального ротора для сжатия воздуха. Ротор приводится в движение двумя или четырьмя шестернями по бокам. Шестерни зацеплены на рабочие лопасти винтов ротора.
Компрессор с двумя винтами состоит из ведущего и вспомогательного роторов. Привод передает движение ведущему ротору, зацепленного на вспомогательный. Роторы вращаются разнонаправленно, образуя между своими лопастями и корпусом винтового блока изолированные воздушные камеры. Воздух засасывается образующимся в результате движения вакуумом и перемещается к торцу блока, уменьшаясь в объеме. Таким образом происходит его сжатие аналогично одновинтовому типу. Валы роторов совмещены шестеренчатым соединением для синхронизации вращения.
Привод винтового компрессора
Для передачи крутящего момента от двигателя на рабочие органы винтового блока используется привод компрессора.
Существует три основных разновидности:
Стационарный, мобильный (передвижной) компрессор
Стационарные винтовые компрессоры – это высокопроизводительные компрессорные установки. Ввиду длительных режимов работы их устанавливают на рамы с системой антивибрации. Обладают избыточным потенциалом прочности. Мощность стационарных агрегатов может достигать до 250 кВт. Используются на крупных предприятиях для непрерывной подачи сжатого газа пневматическим системам. Как правило, оснащаются электрическим двигателем.
Конструкция таких машин предусматривает наличие встроенной системы управления (ATMOCON, CAM, ENERCON, METACENTRE). Они способны вычислять рабочие часы, оптимизировать производительность на основе потребления сжатых газов, управлять режимами работы и в автоматическом режиме контролировать все системы компрессора с выводом информации на экран. Управление может выполняться удаленно или на месте.
Мобильные (передвижные) винтовые компрессоры – это компрессорные установки небольших габаритов, оснащенные шасси и автономным двигателем внутреннего сгорания или электрическим двигателем. Мощность таких установок может достигать 130 кВт, производительность до 11 м3/мин.
Мобильные установки могут применяться в следующих условиях:
Горизонтальный, вертикальный винтовой компрессор
Компрессор с горизонтальным расположением винтового блока – это классическая, повсеместно применяемая компрессорная установка.
В вертикальных винтовых компрессорах винтовой блок находится в вертикальной или наклонной плоскости. Отличительной особенностью таких машин является вертикальное расположение осевых линий роторов и двигателя. Второй важный момент – расположение двигателя, винтового блока, элементов системы охлаждения в одном цилиндрическом корпусе.
Типичный компрессор такого типа отличается следующими выгодными особенностями:
Вертикальное расположение способствует циркуляции жидкости под действием силы тяжести без внедрения принудительных систем.
Маслозаполненный винтовой компрессор
Присутствие масла в блоке маслозаполненного винтового компрессора позволяет исключить шестерни связи из его конструкции. Масло позволяет эффективно герметизировать зазоры, интенсивно охлаждать воздух в процессе сжатия.
Зазор между шнеками ниже зазора в сухих компрессорах и составляет около 0,05% внешней окружности винтов.
В корпусе такого агрегата находятся два вертикальных разъема – со стороны всасывания, нагнетения. Это упрощает производство корпуса, конструкцию торцевых уплотнителей. Водяная рубашка в блоке отсутствует.
Сухой винтовой компрессор
В корпусе компрессора сухого сжатия отсутствует рабочая жидкость. Для охлаждения винтового блока в полости роторов закачивается масло. В корпусе располагаются водяные рубашки, снаружи – ребра жесткости для усиления и отвода тепла.
Механический контакт рабочих поверхностей лопастей не допустим. Для стабилизации взаимного вращения используются шестерни на валах роторов. Зазор между лопастями шнеков около 0,1% от внешнего диаметра лопастей роторов.
Водозаполненный винтовой компрессор
Вода в конструкции винтовых компрессоров выполняет функцию охлаждающей жидкости. Она обладает двумя важными качественными характеристиками:
Эти значения обеспечивают эффективный отвод тепла. Рабочая температура в процессе сжатия около 60°C. В отличие от компрессорного масла, вода не вредит экологии, значительно дешевле.
Охлаждения сжатого воздуха и воды происходит в теплообменнике. Удаление конденсата из сжатой смеси выполняется в рефрижераторном осушителе.
Критерии выбора
Приобретение передвижного дизельного компрессора должно проходить с учётом главных критериев по его выбору. Для начала покупателю стоит обратить повышенное внимание на разновидность привода. Если вы хотите применять оборудование на отдельной строительной площадке либо во время ремонта дорог, возле которых не существует электрической сети, то стоит приобрести именно дизельный аппарат. Он может функционировать на отдельной площадке под строительство. Может функционировать в автономном режиме и не будет зависеть от наличия электросети.
Для работы в городе созданы электрические модели компрессоров. Они могут подключаться к центральной сети, а также могут применяться совместно с отбойными молотками, а также остальными разновидностями строительного и дорожного оборудования.
Если подразумевается работа сразу нескольких агрегатов, то стоит выбрать модель, в которой будет находиться соответствующая мощность.
Цена за такое устройство также считается одним из главных аспектов выбора прибора. Если исходить из цены устройства, то можно порекомендовать приобрести продукцию от производителя Atmos. Такая продукция является наиболее высокой по качеству, а также находится в нормальном ценовом уровне.