Для чего аудитор изучает сличительную ведомость при проверке правильности проведения инвентаризации

Инвентаризация: пошаговая инструкция

Нормативная база

Проведение инвентаризации регламентируется статьями Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России №34н.

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов определены в Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина России №49.

Унифицированные формы документов для оформления итогов инвентаризации утверждены постановлениями Госкомстата России №88 и №26.

Используя в своей работе все эти документы, организация сможет правильно оформить всю необходимую в рамках проведения инвентаризации документацию в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Как часто нужно проводить инвентаризацию имущества и обязательств

Организация обязана провести инвентаризацию в каждом из следующих случаев (п. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п. 27 Положения по бухучету N 34н):

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась начиная с 1 октября отчетного года. При этом Инвентаризацию ОС можно проводить раз в три года;

при смене материально ответственных лиц. В этом случае проводится инвентаризация только того имущества, которое было доверено материально ответственному лицу;

при выявлении фактов хищения или порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;

при ликвидации или реорганизации организации.

Порядок проведения инвентаризации

Инвентаризация проводится в несколько этапов.

Шаг 1. Создание инвентаризационной комиссии

Создание инвентаризационной комиссии оформляется приказом (постановлением, распоряжением) руководителя организации (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

Унифицированная форма данного приказа (форма N ИНВ-22) утверждена Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.

В состав инвентаризационной комиссии могут быть включены любые работники организации. Членами комиссии, как правило, являются:

представители администрации организации;

работники бухгалтерской службы (например, главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, бухгалтер по отдельному участнику);

другие специалисты (работники технических (например, инженер), финансовых (например, руководитель финансового отдела), юридических (например, юрист) и других служб).

Материально ответственные лица не могут входить в состав инвентаризационной комиссии, однако их присутствие при проверке фактического наличия имущества является обязательным.

В комиссию должны входить как минимум два человека.

Помимо состава инвентаризационной комиссии, в этом приказе указываются также сроки и причины проведения инвентаризации, проверяемое имущество и обязательства.

После утверждения приказа генеральным директором этот документ должны подписать председатель и члены инвентаризационной комиссии.

Приказ о проведении инвентаризации регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации, который может составляться по форме N ИНВ-23 (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

Шаг 2. Получение последних приходных и расходных документов

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надо получить последние на момент проведения инвентаризации приходные и расходные документы.

Полученные документы заверяются председателем инвентаризационной комиссии с указанием «до инвентаризации на «__» __________ 201_ г.», что является основанием для определения бухгалтерией остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным (п. 2.4 Методических указаний по инвентаризации).

Шаг 3. Получение расписки от материально ответственных лиц

Шаг 4. Проверка и документальное подтверждение наличия, состояния и оценки активов и обязательств

Инвентаризационная комиссия определяет:

наименования и количество имущества (ОС, МПЗ, денежные средства в кассе, документарные ценные бумаги), имеющегося в организации, в том числе арендованного имущества, – путем натурального подсчета (п. 2.7 Методических указаний по инвентаризации). Одновременно с этим проверяется состояние этих объектов (могут ли они использоваться по назначению);

виды активов, не имеющих материально-вещественной формы (например, НМА, финансовые вложения), – путем сверки документов, подтверждающих права организации на эти активы (п. п. 3.8, 3.14, 3.43 Методических указаний по инвентаризации);

состав дебиторской и кредиторской задолженности – путем проведения сверки с контрагентами и проверки документов, подтверждающих существование обязательства или требования (п. 3.44 Методических указаний по инвентаризации).

Шаг 5. Сверка данных в инвентаризационных описях (актах) с данными бухгалтерского учета

После этого полученные данные в инвентаризационных описях (актах) сверяются с данными бухгалтерского учета.

Если в ходе инвентаризации выявлены излишки или недостача, тогда оформляется сличительная ведомость, в которой указывают расхождения (излишек, недостача), выявленные при инвентаризации. Ее составляют только по тому имуществу, по которому есть отклонения от учетных данных.

Для оформления проведения и результатов инвентаризации можно использовать следующие формы документов:

по ОС – Инвентаризационная опись ОС (форма N ИНВ-1) и Сличительная ведомость инвентаризации ОС (форма N ИНВ-18);

по МПЗ – Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3); Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных (форма N ИНВ-4) и Сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ (форма N ИНВ-19);

по расходам будущих периодов – Акт инвентаризации расходов будущих периодов (форма N ИНВ-11);

по кассе – Акт инвентаризации наличных денег (форма N ИНВ-15);

по ценным бумагам и БСО – Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (форма N ИНВ-16);

по расчетам с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами – Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма N ИНВ-17).

Шаг 6. Обобщение результатов, выявленных инвентаризацией

Инвентаризационная комиссия на заседании по итогам инвентаризации анализирует выявленные расхождения, а также предлагает способы урегулирования обнаруженных расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации).

Заседание инвентаризационной комиссии оформляется протоколом.

Если по итогам инвентаризации расхождений не выявлено, этот факт также следует отразить в протоколе заседания инвентаризационной комиссии.

Инвентаризационная комиссия по итогам заседания обобщает результаты проведенной инвентаризации.

С этой целью может применяться унифицированная форма N ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией», утвержденная Постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 N 26, в которой отражаются все выявленные излишки и недостачи, а также указывается способ отражения их в учете (п. 5.6 Методических указаний по инвентаризации).

Протокол заседания инвентаризационной комиссии вместе с ведомостью учета результатов представляются на рассмотрение руководителю организации, который принимает окончательное решение.

Шаг 7. Утверждение результатов инвентаризации

Инвентаризационная комиссия представляет руководителю организации протокол заседания инвентаризационной комиссии и ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией.

К указанным документам могут прилагаться сличительные ведомости и инвентаризационные описи (акты).

После рассмотрения документов руководитель организации принимает окончательное решение, которое оформляется приказом об утверждении результатов инвентаризации (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации).

Обязательной частью приказа является предписание о порядке устранения расхождений, выявленных инвентаризацией.

После этого документация по результатам инвентаризации передается инвентаризационной комиссией в бухгалтерскую службу.

Шаг 8. Отражение в учете результатов инвентаризации

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета следует отразить в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

В случае годовой инвентаризации указанные результаты должны быть отражены в годовой бухгалтерской отчетности (п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации).

При выявлении в результате инвентаризации имущества, которое не подлежит дальнейшему использованию в связи с моральным устареванием и (или) порчей, такое имущество подлежит списанию с учета.

Также с балансового учета списывается задолженность с истекшим сроком исковой давности.

Выявлена недостача

В бухгалтерском учете недостачи отражаются на дату, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (п. 4 ст. 11 Закона о бухучете).

Стоимость приобретения недостающих МПЗ относят на затраты, связанные с производством или продажей, в пределах норм естественной убыли (пп. «б» п. 28 Положения по бухучету N 34н).

Проводки будут такие.

Проводка

Операция

Списана стоимость утраченного имущества

Списана недостача в пределах норм естественной убыли

Стоимость недостач МПЗ сверх норм естественной убыли и недостач МПЗ, для которых такие нормы не утверждены, а также недостач ОС, инструментов, денег и денежных документов (БСО и т.п.) (пп. «б» п. 28 Положения по бухучету N 34н):

если лицо, виновное в возникновении недостачи, установлено, – взыскивается с этого лица;

Проводка

Операция

Списана стоимость утраченного имущества

Стоимость недостач отнесена на виновных лиц

Стоимость недостач взыскана с виновного лица

Сверхнормативная недостача списана в расходы

Для целей налога на прибыль стоимость приобретения недостающих МПЗ учитывается в материальных расходах в периоде выявления недостачи в пределах утвержденных норм естественной убыли (пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ).

Порядок учета недостач МПЗ сверх норм естественной убыли и недостач МПЗ, для которых такие нормы не утверждены, а также недостач ОС, инструментов, денег и денежных документов (БСО и т.п.) зависит от ситуации.

Ситуация 1. Лицо, виновное в возникновении недостачи, установлено. В этом случае стоимость недостач учитывается в расходах на одну из следующих дат (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ):

или признания виновным суммы ущерба (например, на дату заключения с работником соглашения о добровольном возмещении ущерба);

или вступления в силу решения суда о взыскании с виновного суммы ущерба.

Одновременно в доходах надо учесть сумму ущерба, признанную виновным или присужденную судом (п. 3 ст. 250, пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Ситуация 2. Лицо, виновное в возникновении недостачи, не установлено. Тогда стоимость недостач учитывается в расходах на дату составления одного из следующих документов (пп. 5, 6 п. 2 ст. 265 НК РФ):

или постановления о приостановлении предварительного следствия по уголовному делу в связи с тем, что лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;

или документа компетентного органа, подтверждающего, что недостача вызвана чрезвычайным происшествием.

Например, при пожаре такими документами будут справка из органов противопожарной службы (МЧС), акт о пожаре и протокол осмотра места происшествия.

Выявлены излишки имущества

Рыночная стоимость излишков имущества, выявленных в результате инвентаризации, включается в бухгалтерском и налоговом учете в состав доходов по состоянию на дату, на которую проводилась инвентаризация:

Рыночную стоимость такого имущества можно подтвердить одним из следующих документов:

или справкой, составленной самой организацией на основе доступной информации о ценах на такое же имущество (например, из СМИ);

или отчетом независимого оценщика.

Проводка в бухгалтерском учете будет такая:

Проводка

Операция

Отражены излишки, выявленные при инвентаризации

Автор: Бурсулая Т. Д., ведущий аудитор
ООО «РАЙТ ВЭЙС»

Источник

Аудит материально-производственных запасов

Для чего аудитор изучает сличительную ведомость при проверке правильности проведения инвентаризации. Смотреть фото Для чего аудитор изучает сличительную ведомость при проверке правильности проведения инвентаризации. Смотреть картинку Для чего аудитор изучает сличительную ведомость при проверке правильности проведения инвентаризации. Картинка про Для чего аудитор изучает сличительную ведомость при проверке правильности проведения инвентаризации. Фото Для чего аудитор изучает сличительную ведомость при проверке правильности проведения инвентаризации

Цели и задачи аудита материально-производственных запасов

В зависимости от вида деятельности предприятия финансовый результат может напрямую зависеть от закупки и дальнейшего применения материально-производственных запасов (далее — МПЗ). Хорошо организованный синтетический и аналитический учет МПЗ и правильный расчет себестоимости продукции ведут к корректному формированию налогооблагаемой базы, а также играют большую роль в сохранности материальных запасов.

Целью аудита материально-производственных запасов является проверка подлинности данных бухгалтерской отчетности, реального состояния учета, хранения и эффективности использования МПЗ.

Во время проведения проверки аудитор должен получить необходимые доказательства точного отражения в финансовой отчетности бухгалтерских данных о наличии и движении всех запасов. Осуществить тотальную проверку документооборота на крупном предприятии невозможно, поэтому применяют выборочный аудит. Перед составлением плана проверки аудитору необходимо изучить, в каком состоянии находится бухгалтерский учет и система внутреннего контроля, и затем принять решение о размере аудиторской выборки.

Таким образом, аудиторская работа будет состоять из 3 частей:

Основные НПА, которыми необходимо руководствоваться при проведении аудиторской работы по контролю наличия и движения МПЗ:

Как правильно применять новый ФСБУ 5/2019 объяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы не допускать ошибок, получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите к Обзору.

В п. 2 Методических рекомендаций определены критерии, по которым должна проводиться аудиторская работа относительно материальных ценностей:

В ходе проверки аудитор может применять такие способы, как определение количественного состава, устный опрос, встречная проверка, изучение необходимых документов, проведение различных видов экспертиз, контрольного технологического процесса с участием МПЗ и т. д. Какие методики применять, проверяющий определяет в процессе подготовки к аудиту, исходя из поставленных перед ним задач и хозяйственно-коммерческой деятельности проверяемой организации.

С 2021 года к материально-производственным запасам относятся следующие активы (п. 3 ФСБУ 5/2019):

При выполнении аудита материально-производственных запасов проверке должны подвергаться все виды запасов.

Подготовка к аудиту и составление плана

Для определения предстоящего объема работ аудитору в первую очередь необходимо познакомиться с организацией работы материального отдела. Для этого изучается:

Далее оценивается система хранения запасов:

После этого рекомендуется провести тестирование систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета по определенной схеме, чтобы понять, какую часть и в каком объеме нужно проверить в обязательном порядке, а в какой части можно доверять данным бухгалтерии предприятия.

Примерный список вопросов, на которые должен получить ответы аудитор, выглядит следующим образом:

ВНИМАНИЕ! Запасы, находящиеся на ответственном хранении, могут включаться в инвентаризацию собственных запасов, а собственные запасы, находящиеся на складах третьих сторон, в ревизию можно не включать.

Если в ходе такой оценки аудитор понимает, что может доверять предоставленным организацией данным, то проверку допустимо проводить менее детально и с большой выборкой. В противном случае аудитором может быть предложено руководству предприятия проведение выборочной инвентаризации определенных групп запасов. Во время проверки аудитор должен наблюдать за соблюдением правил ведения инвентаризации.

После подписания акта инвентаризации аудитором и всеми членами инвентаризационной комиссии документ передается в бухгалтерию, где сверяется с данными бухучета. При несоответствии каких-либо показателей оформляется сличительная опись. Далее корректируются данные бухучета: излишки приходуются с учетом выявленной пересортицы, недостача списывается согласно установленной причине.

Как должна проводиться инвентаризация и какие документы необходимо составлять, узнайте в статье «Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете».

Что включает аудит учета материально-производственных запасов?

Весь объем аудиторской работы, связанной с непосредственной проверкой материальных ценностей, можно разделить на три части:

Для проведения аудита материально-производственных запасов понадобятся следующие источники информации, которые необходимо запросить у организации:

В методических рекомендациях по сбору рекомендуется проводить проверку по предварительно составленному плану и в определенной последовательности.

Процесс закупки сырья и материалов — ответственная часть на любом предприятии и требует особого внимания со стороны работников предприятия и проверяющих. Аудитору здесь нужно проконтролировать наличие необходимых документов, выполнение условий договоров на поставку и отгрузку, а также работу сотрудников организации.

Аудит операций с материально-производственными запасами

Для проведения проверки полного отражения в бухгалтерском учете движения МПЗ аудитор должен обратить внимание на следующие операции:

Все операции с МПЗ условно можно разделить на типичные и нетипичные. Аудитор к проверке типичных операций подходит выборочно, а нетипичные проверяет сплошным методом, так как они имеют особенности, корректное отражение которых должно быть проведено в учете.

Если в течение отчетного периода была проведена уценка материалов, сырья или товаров, то в наличии должны быть акты инвентаризации, справки о рыночной стоимости, приказ руководителя, на основании которого проводилась переоценка.

Проверка правильности применяемых схем корреспонденции счетов для списания материалов проводится выборочно по записям в учетных регистрах счетов затрат и в соответствии с инструкцией по применению плана бухгалтерских счетов.

Посмотреть проводки при списании материалов можно в работе «Порядок списания материалов в бухгалтерском учете».

Особенности аудита учета производственных запасов

Производственными считаются материалы, участвующие в производстве продукта, особенностью которых является включение их стоимости в цену выпускаемой продукции в течение одного производственного цикла. Производственные запасы подразделяются на основные — составляющие основу изготавливаемой продукции и вспомогательные — косвенно отражающиеся на характеристиках выпускаемого товара.

Аудит производственных запасов считается одним из самых сложных, так как номенклатура материалов и сырья может исчисляться тысячами единиц, а информация по их учету и движению составлять до 50% всей информации по управлению производством. При проверке материалов, отпускаемых в производство, задачей аудитора является оценить:

Чтобы эффективно провести проверку материальных ценностей, используемых в производстве, аудитор должен внимательно ознакомиться с технологическим процессом, порядком хранения и отпуска материалов со складов, отражением особенностей производства в учетной политике. Такой подход поможет проверить правильность отражения в бухгалтерской отчетности и формирования финансового результата предприятия.

Характерные ошибки в учете

Для того чтобы аудиторская работа была проведена результативно, аудитору в первую очередь необходимо обратить внимание на ошибки, которые наиболее часто допускаются при учете наличия и перемещения материальных ценностей в других организациях с аналогичным видом деятельности. В настоящее время статистически выявлены следующие типичные нарушения:

По окончании проведения аудита материально-производственных запасов проверяющий должен систематизировать все выявленные нарушения, чтобы провести анализ и установить причину их возникновения. Также аудитору необходимо определить влияние ошибок на формирование достоверной финансовой отчетности.

Для чего проводится и из чего состоит аудит финансовых результатов, узнайте здесь: «Аудит учета финансовых результатов (нюансы)».

Итоги

Материально-производственные запасы играют важную роль в формировании себестоимости продукции. Поэтому аудит МПЗ позволяет выявить и устранить ошибки при определении финансового результата и, следовательно, налога на прибыль, сделать заключения о существующей системе хранения запасов, а также об эффективности их использования, дать рекомендации по усовершенствованию в работе с товарно-материальными ценностями.

Источник

Участие аудиторов в инвентаризации

«Аудиторские ведомости», 2007, N 4

Одним из условий, обеспечивающих достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности, является инвентаризация. Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации утверждается вместе с учетной политикой организации (п. 5 ПБУ 1/98).

Если величина материально-производственных запасов или другого имущества признается аудитором существенной, то он обязан лично присутствовать при их инвентаризации. Организация должна предупредить аудитора о ней заблаговременно, желательно письменно. Аудитор включается в состав комиссии по инвентаризации. Естественно, что сам аудитор ничего не обязан пересчитывать, в данной ситуации он является независимым наблюдателем, фиксирующим все отклонения от установленной процедуры. А вот если аудитор не смог приехать на инвентаризацию в назначенное время, то он обязан самостоятельно произвести выборочный осмотр и пересчет запасов. При необходимости аудитор должен составить оборотную ведомость движения запасов в период между датами, по состоянию на которые проведен выборочный осмотр и пересчет и составлена финансовая (бухгалтерская) отчетность. Такая необходимость может возникнуть при наличии обстоятельств, позволяющих аудитору полагать, к примеру, что имели место умышленные искажения по вине материально ответственных лиц.

Если материально-производственные запасы размещены в нескольких местах, то аудитор должен определить, где его присутствие особенно важно. Установить это он может на основе анализа существенности, принимая во внимание как количественные, так и качественные характеристики уровня существенности. Например, если на каком-то складе окажется, что система внутреннего контроля в отличие от всех остальных складов не организована должным образом, то, несмотря на количественную несущественность материально-производственных запасов, хранящихся на этом складе, аудитор может принять решение о проведении инвентаризации именно на этом складе.

Целью аудита при проведении инвентаризации является получение доказательств по вопросам:

Аудит проводится в три этапа: планирование аудита, сбор аудиторских доказательств и завершение аудита.

В своей работе аудиторы обязаны руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности (ст. 9 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации и являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они носят рекомендательный характер.

При участии в инвентаризации аудитор применяет следующие федеральные правила (стандарты).

На этапе планирования:

На этапе сбора аудиторских доказательств:

На этапе завершения аудита:

Рассмотрим подробнее действия аудиторов на этих этапах.

Планирование

В договор на оказание аудиторских услуг (в письмо о проведении аудита) может быть включено обязательство руководства аудируемого лица обеспечить присутствие сотрудников аудитора при проведении инвентаризации имущества. Планируя свое присутствие при проведении инвентаризации, аудитору необходимо учитывать:

Также аудитору следует составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита при участии в инвентаризации.

В Методических рекомендациях приведены примерная программа аудита инвентаризации и другие рабочие документы аудитора. К программе аудита необходимо приложить копии следующих документов:

Все выявленные нарушения по порядку проведения инвентаризации следует зафиксировать в рабочих документах аудитора.

До начала проведения аудита инвентаризации аудитор выполняет следующие контрольные процедуры.

На основании приказа по утверждению учетной политики аудитор знакомится с учетной политикой аудируемого лица и порядком проведения инвентаризации.

На основании журнала учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации по форме ИНВ-23 выясняет частоту проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств; проводились ли инвентаризации в межинвентаризационный период, а также внезапные инвентаризации денежных средств и денежных документов в кассе и их причины.

На основании сличительных ведомостей, объяснительных записок материально ответственных лиц изучает документацию по ранее проводившимся аудируемым лицом инвентаризациям.

По бухгалтерской отчетности, бухгалтерским регистрам, актам ОС-1, инвентарным карточкам ОС-6 и т.д. знакомится с номенклатурой и объемами имущества и выявляет дорогостоящее имущество.

По бухгалтерским регистрам и складским учетным документам анализирует систему учета товарно-материальных ценностей.

На основании учетной политики, локальных нормативных актов организации, отчетов внутренних аудиторов, ревизионной комиссии оценивает систему внутреннего контроля экономического субъекта, выявляет ее слабые и сильные стороны.

Сбор аудиторских доказательств

Источниками получения аудиторских доказательств являются:

На каждом участке, подлежащем инвентаризации, аудитору необходимо получить ответы на следующие вопросы:

При проведении аудита аудитор получает аудиторские доказательства, выполняя следующие контрольные процедуры: инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет, аналитические процедуры.

Инспектирование представляет собой проверку записей, документов или материальных активов, позволяющую получить документальные аудиторские доказательства. С помощью инспектирования материальных активов можно получить надежные аудиторские доказательства относительно их существования, но необязательно относительно собственности на них или стоимостной оценки.

Аудитору следует проверить:

Наблюдение представляет собой взгляд на процесс, выполняемый другими лицами, в частности персоналом экономического субъекта. Наблюдение за процессом проведения инвентаризации в ходе аудиторской проверки позволяет аудитору инспектировать имущество и финансовые обязательства, проверять соблюдение установленного руководством аудируемого лица порядка проведения инвентаризации, а также получать доказательства надежности процедур руководства. В процессе наблюдения за проведением инвентаризации экономическим субъектом аудитору следует зафиксировать в рабочих документах факт соблюдения или несоблюдения установленного порядка проведения инвентаризации.

Если инвентаризация проводится в присутствии аудитора или аудируемое лицо применяет систему непрерывного учета и аудитор присутствует при пересчете запасов один или несколько раз в течение года, то аудитор должен наблюдать за пересчетом запасов сотрудниками аудируемого лица, а также самостоятельно выполнять выборочный осмотр и пересчет фактического наличия запасов.

Если существует риск возможного существенного искажения составления финансовой (бухгалтерской) отчетности в результате недобросовестных действий аудируемого лица в отношении количества материальных запасов, то аудитору следует проверить документацию по запасам с целью установления местонахождения отдельных единиц или мест, требующих особого внимания во время или после инвентаризации.

Если же аудитор подозревает недобросовестные действия со стороны аудируемого лица, то он может:

Если аудитор проверяет организацию впервые, то рекомендуется проанализировать проведение текущей инвентаризации материально-производственных запасов и количественные изменения материально-производственных запасов за период от начала отчетного периода до даты текущей инвентаризации.

Запрос представляет собой поиск информации у осведомленных лиц в пределах и за пределами места нахождения аудируемого лица. Запросы могут быть различными: от официальных письменных запросов, адресованных третьим лицам, до неофициальных устных запросов, адресованных работникам аудируемого лица. Запрос третьим лицам делается по поручению аудитора аудируемым лицом, уполномочивающим третью сторону направить ответ непосредственно аудитору.

Подтверждение представляет собой ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях. Ответы на запросы могут предоставить аудитору сведения, которыми он ранее не располагал или которые подтверждают аудиторские доказательства.

Аудитору следует разослать письменные запросы:

Так, если материально-производственные запасы аудируемого лица находятся на хранении у третьей стороны, аудитор должен получить непосредственно от третьей стороны подтверждение количества и состояния запасов, хранимых по поручению аудируемого лица.

При этом аудитор должен принять во внимание:

Пересчет представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов. Аудитору следует принять участие в проведении контрольных измерений (взвешивание, пересчет) с целью проверки надежности средств контроля и соответствия фактического наличия данным бухгалтерского учета, а также контрольных расчетов создаваемых резервов, числящихся на счетах бухгалтерского учета и отраженных в первичных документах. Таким образом, наиболее целесообразно участие аудиторов в контрольных проверках, проводимых постоянно действующей инвентаризационной комиссией.

Если сотрудники аудируемого лица определяют количество материально-производственных запасов расчетным путем (например, посредством оценки массы угля или руды), то аудитор должен убедиться в обоснованности используемых аудируемым лицом процедур.

Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации. В процессе аудита аудитор:

Полученные аудиторские доказательства аудитору следует зафиксировать в рабочих документах.

Завершение аудита

На этом этапе аудитор:

Итоговым документом является письменная информация аудитора руководству аудируемого лица по результатам проведения аудита, которая предназначена для раскрытия наиболее существенных недостатков выявленных в процессе аудита. При проведении инвентаризации кроме недостатков, в ней отражаются также предложения по улучшению процедуры инвентаризации, приводится мнение аудитора о достоверности проведенной инвентаризации.

Если время инвентаризации товарно-материальных запасов не позволяет аудитору наблюдать за ее проведением, то это может трактоваться как ограничение объема аудита, что в свою очередь может привести к выражению мнения аудитора, не являющегося безоговорочно положительным. В этом случае аудиторское заключение может содержать следующий фрагмент завершающей части: «Мы не наблюдали за проведением инвентаризации материально-производственных запасов, проведенной по состоянию на 31 декабря 20(XX) г., поскольку наше назначение в качестве аудиторов организации «YYY» состоялось после указанной даты. Мы не смогли получить необходимых подтверждений количества материально-производственных запасов на указанную дату с помощью других аудиторских процедур. По нашему мнению, за исключением корректировок (при наличии таковых), которые могли бы оказаться необходимыми, если бы мы имели возможность наблюдать за ходом инвентаризации материально-производственных запасов и тем самым убедиться в достоверности остатков по счетам бухгалтерского учета на начало отчетного периода, финансовая (бухгалтерская) отчетность организации «YYY» отражает достоверно во всех существенных отношениях».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *