Для чего бог дает детей человеку

Бог Сам знает, кому нужны дети, а кому нет

Для чего бог дает детей человеку. Смотреть фото Для чего бог дает детей человеку. Смотреть картинку Для чего бог дает детей человеку. Картинка про Для чего бог дает детей человеку. Фото Для чего бог дает детей человеку

Скучно жениху и невесте, когда кричат им «Горько!» Они словно чужие среди буйного веселья родственников. Вино, как механик бездушного организма, приводит в движение заржавелый механизм усталых душ, и воспаленное веселье отравляет радость таинства брака. Шум свадьбы опустошает и утомляет виновников торжества – жениха и невесту.

Погружение в таинство брака происходит позже.

К нам в храм приходят бездетные пары. Мы вместе просим Бога и молимся, да дал бы Он им ребенка. Но я не уверен в том, что стоит тянуть Бога за бороду и требовать чуда. Он Сам знает, кому нужны дети, а кому нет. В Нем мудрость и глубина Замысла, а у нас честолюбие и ревность.

Иоаким и Анна страдали не только потому, что не могли приласкать нарожденных детей. Каждая израильская семья мечтала, что Мессия выйдет из их чресел. И затворенное чрево говорило о том, что человек Богу противен. Бездетность говорила душе о проклятости. Она вызывала в душе огонь отверженности и сокрушение до зела.

Но, к моему изумлению, Бог слышит мои молитвы и молитвы наших прихожан. И некоторые из них обретают плод.

– У нас будет ребенок! – говорит супруга, и с испытанием задерживает умильный взгляд. А ты словно проваливаешься в бездну Божией тайны. Мощная волна ударяет в сердце, в голову и приливает к глазам. В глазах супруги совершенно не то чувство, которое ты знал раньше. На тебя смотрит новый человек с новым самоощущением причастности Божией тайне.

Я не знаю, что видит женщина в глазах любимого мужа, но я увидел своими глазами превращение жены из одной сущности в другую.

Мы напрасно думаем, что мы отец и мать ребенка. Напрасно думаем, что это мы родили его. Мы в этом ничего не понимаем. Нам только лишь дали подержать божественный плод и не сломать его. Вручили дар Божий, который мы должны развить и подготовить к службе Божией.

Узнав о своей причастности рождению новой души, ты проваливаешься во взоре супруга, как в бездну, и понимаешь, что брак – нечто гораздо большее, чем ты думал. Впервые ты понимаешь космическое чудо слитности душ. Впервые души касается благодать полноты Троицы.

На миг открывается дверка миров и тебе дают узнать божественную глубину.

«Плоть одна» – так вот ты какая!

– У нас будет ребенок!

Души сливаются и сродняются навсегда. Когда ребенка выносят из роддома, чувства прекрасны, но не так ошеломительны, как в момент касания Бога к тебе, в момент радования о душе, рожденной в нас.

Для чего бог дает детей человеку. Смотреть фото Для чего бог дает детей человеку. Смотреть картинку Для чего бог дает детей человеку. Картинка про Для чего бог дает детей человеку. Фото Для чего бог дает детей человеку

Бог специально вселяет эту сокрушительную благодать, чтобы человек, вкусив ее, сделал для себя открытие Божественной глубины и важности той работы, которую ему поручил Бог.

Из цеховых интересов я молчу, когда лгут, что смысл брака в деторождении. И кошки плодятся, но не святы. И Пакистан изобилен детьми, но не достигает праведности Авраамовой и не во святых их многодетные матери.

Не в плодовитости чрева святость брака, а в подобии отношений мужа и жены Троице. Троическая печать – печать нашего богоподобия. Божественная любовь к супругу обожает нас, светлит и очищает.

Тайна праведной и чистой супружеской жизни – подобие тайны отношений лиц в Троице. Напрасно монахи лезут в эти тайны и ковыряются в ней инструментами тяжелого поста и всенощных бдений. Неблагодарное это занятие. Ну при чем тут опыт монастырской череды, епархиальных интриг, афонских путешествий к тому, о чем они не имеют ни малейшего представления – смыслу чуда в Кане Галилейской.

Тайна супружеской жизни презрена ими, признана второсортной или даже считается некоторыми святыми отцами узаконенной уступкой блуду.

Не все святые так просто судили брак. Они допускали, что одиночество человека – это результат падения, а осуждение брака – это совершенное непонимание природы творения двух разных ипостасей человеческого существа – мужчины и женщины. В этом отвержении значимости брака присутствует иллюзия монашеской «праведности», большей, чем у Троицы, сотворившей Адама и Еву. Ложь на брак – нехорошее дело, а сведение его к плодовитости – наглость, приписывающая себе мудрость, большую божественной.

Суть брака в вольном богоподобии и в усвоении троичности. Дети могут помогать этому подобию, а могут ничего не добавлять. Дети вообще не имеют никакого отношения к личному богоподобию. Бог отражается в душе независимо от того, есть у человека дети или нет. Богу важен ты и только ты. И на Суде Божием будет иметь вес только то, насколько ты смог стать похожим на Бога. Это очень личное и касается только Господа и души.

Для чего бог дает детей человеку. Смотреть фото Для чего бог дает детей человеку. Смотреть картинку Для чего бог дает детей человеку. Картинка про Для чего бог дает детей человеку. Фото Для чего бог дает детей человеку

Соединение Адама и Евы было в полноте духа и их небесной природы. В норме брак земной косвенно подобен браку небесному, как наша душа богоподобна по благодати Господу. Соединение мужа и жены, в норме, духовно высоко. Оно, принятое в чистоте, окрыляет, просветляет и очищает. Оно возвышает и учит святой жертвенности. Оно просто, прекрасно в своей тайне и глубине.

Неправ был Ориген, думая, что души предсуществуют рождению. Будто бы они, как коконы или инъекция, хранятся у Бога на складе в виде небесных яиц. И будто бы Бог сеет их на землю и они прорастают человеком. Пресуществование душ фатально отделяет Бога от человека, разводит их на стороны, полагает естественную преграду родству. Вхождение же Духа в материю роднит нас по замыслу:

– Да станет Адам, как один из Нас!

Суть рождения ясно показана в Рождестве. Дух Святой касается материи и рождается новая душа. Она рождается в одно мгновение из божественного «ничего». Так Дух Святой нашел на чистое естество Девы Марии и родился Христос. Наше естество несовершенно, по сравнению с естеством Девы, и поэтому мы, принимая Дух, искажаем Его действие. И вместо святых у нас рождаются обычные дети.

Но природа рождения и нас, и наших детей одинакова – это касание Духа Божия материи. Капля Божественного Духа роднит нас с Богом. Без этого мы бы были только темной плотью. А так мы не только божественного рода, но и способны волей и по желанию принимать Бога самостоятельно в таинстве причастия.

И тайна супружеской жизни – это не что иное, как обожение двух лиц содействием Духа Святого. Всё, что от Бога принимается в Его славу, чисто и беспорочно. Даже телесное прикосновение в честном браке таинственно и коренится в Боге.

Для чего бог дает детей человеку. Смотреть фото Для чего бог дает детей человеку. Смотреть картинку Для чего бог дает детей человеку. Картинка про Для чего бог дает детей человеку. Фото Для чего бог дает детей человеку

Дети – это прекрасная школа любви. Но бывает и так, что только после того, как дети уедут от родителей, те наконец-то узнают, что такое настоящая бескорыстная платоническая любовь. И дети тут ни при чем.

Бог и душа – у них своя история и свой роман. Песня песней – об этой тайне.

Как сказать об этом тем, кто тянет Бога за бороду и просит во что бы то ни стало детей?

– Другу не веришь? Ты скажи так: «Тебе? Другу? Богу? Да, всё приму. Да, на всё готов. Ты умнее. Ты благородней, Ты меня больше любишь, чем я себя. Падаю в Твои объятия, как в море. Бери меня в волны Своей любви. Делай со мной, что знаешь. Я нисколько не сомневаюсь в Твоем благородстве и в том, что Ты мне желаешь счастья. Я раб Твоей любви. Да будет мне всё по слову Твоему!»

И вот, увидишь, как Он тут же отзовется и сердце получит извещение того, что всё в надежных руках.

Источник

Бог, родители, ребенок

Иерей Кирилл Иванов, клирик храма Вознесения Господня в Колпино, отвечает на самые распространенные, самые существенные для православного человека вопросы, связанные с беременностью и родами.

Как рождается душа?

— Отец Кирилл, есть ли какая-нибудь общецерковная точка зрения на то, как формируется человеческая душа? Когда и как это происходит?

— У богословов разные точки зрения. Мне больше импонирует взгляд Феофана Затворника. Он говорит о том, что в создании, в появлении человеческой души и тела, как со-творцы участвуют, вместе с Богом, и родители. Мы знаем, что тело формируется из клеток отца и матери. Но это не значит, что Бог не принимает участия в сотворении тела. Точно так же каким-то образом в создании души принимают участие и родители. Именно поэтому склонность к добродетелям или ко грехам часто наследуется от родителей. То состояние, в котором родители зачинают своих детей, — состояние благодати или, наоборот, состояние греховности, — неизбежно отражается на потомстве, на детях.

— С какого момента можно считать, что ребенок — это уже отдельный человек, уникальная личность?

— Известно — сейчас даже гинекологи и эмбриологи с этим, в общем-то, не спорят, — что на генетическом уровне с момента зачатия это уже уникальный организм с уникальным набором хромосом, которые отвечают за гены, характерные для конкретного человека. С момента зачатия определяется пол ребенка. Мы не можем сказать, что мужской организм является частью организма женщины. Но даже если это девочка, понятно, что у нее может быть другой резус-фактор, другая группа крови. Поэтому ребенок однозначно является уникальной личностью и не является частью тела женщины, которой она могла бы распоряжаться как, скажем, опухолью или чем-то другим.

— Обязательно ли, чтобы рождение детей происходило в венчанном браке?

— Я бы сказал, что желательно. Когда у человека есть благословение на рождение детей, то понятно, что это именно дар Божий. Конечно, Господь посылает детей и тогда, когда родители о Боге совершенно не думают. Более того, именно через детей многие и приходят к Богу. Но в том случае, если брак не благословлен Церковью, дети оказываются как бы похищенными. Знаете, если ребенок хочет от отца получить что-то, он говорит ему: «Папа, я хочу машинку». Тогда отец эту машинку покупает или не покупает. Но ребенок ведь может и не обращаться к отцу, а стащить деньги у него из кошелька и купить эту игрушку. Но той радости, которую он мог бы получить, когда бы отец сам подарил игрушку, он уже не получит, потому что ему придется ее прятать, играть ею тайком. Нечто подобное, мне кажется, возникает и в случае с семьей, с беременностью. В одном случае родители молятся о том, чтобы у них были дети, берут благословение, просят Бога, чтобы Он благословил их брак, благословил чадородие и многочадие, как мы молимся в таинстве Венчания. Совершенно другая ситуация возникает, когда ребенок — побочный продукт взаимоотношений мужчины и женщины. Уже не будет, конечно, той радости, которая бывает у родителей, осознавших, что Бог услышал их молитвы и даровал им ребенка.

— Но бывает же так, что родители венчаются, но о даровании детей не молятся. А бывает наоборот: молятся о рождении детей не венчанные…

В первом случае молитва совершалась во время венчания и супруги молились вместе со священником. Во втором — людям необходимо осознать, что самая сильная молитва о детях — именно венчание. Мне довелось повенчать супругов, которые считали себя бесплодными. Через год я крестил их двойню!

Особый путь, но не единственный

— Существует точка зрения, что чадородие это особый путь женщины ко спасению. Насколько она корректна?

— Об этом прямо говорит апостол Павел: «…жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (2 Тим. 2, 14-15). Но как это понимать? Есть такая поговорка в Православии: воспитать ребенка — всё равно, что храм построить. Ведь мы относимся, по словам апостола Павла, к нашим телам как к храмам Духа Святаго (1 Кор. 3, 16). Поэтому, если мать воспитывает ребенка в вере, в благочестии, в чистоте, прививает его к Церкви, то ребенок на самом деле становится храмом Божиим. Это путь ко спасению и для нее, и для ребенка, и, возможно даже, для тех людей, которые потом будут с ее ребенком общаться, и которых он, может быть, приведет ко спасению. Мои небесные покровители Кирилл и Мария Радонежские воспитали Сергия Радонежского. И, конечно, воспитание преподобного — это был путь ко спасению не только Марии и Кирилла, и самого Сергия, но и тысяч и миллионов русских людей.

— Каждый человек имеет уникальные таланты, дары от Бога. Вне зависимости от того, мужчина он или женщина, он должен их реализовать. Очень мне нравятся слова Иоанна Лествичника о том, что каждый человек, вне зависимости от пола и возраста, может быть священнослужителем в своем сердце. Сердце — это тот храм Божий, в котором мы можем приносить жертву хвалы Богу. В зависимости от духовного устроения и от духовного подвига и роста человека, он в своем сердце может быть дьяконом, или священником, или епископом. Такое служение Богу гораздо важнее и приятнее, чем служение внешнее без внутреннего.

— То есть, чадородие не единственный путь спасения для женщины?

— Не единственный. Скажу больше. Некоторые — особенно это касается каких-нибудь сектантов, иноверных — говорят, что создание семьи и вообще интимные взаимоотношения, близость между мужчиной и женщиной нужны только для того, чтобы иметь детей. Но это противоречит учению Православной Церкви, учению апостола Павла, который говорит: «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7, 2). Конечно, рождение детей — это важная и необходимая цель брака. Но на первое место апостол поставляет не его, а сохранение чистоты и целомудрия. То есть — ограничение нашей естественной потребности тем, что благословил Бог.

Предохранение от Бога

— С Вашей точки зрения, сколько должно быть детей? Как определить, сколько их нужно и можно иметь этой вот конкретной паре?

— Человек это не может определить, это определяет Бог. Сколько Он пошлет, столько и должно быть. Другое дело, что встает вопрос о предохранении. В чем его смысл? В том, что, предохраняясь от посылаемого Богом, человек предохраняется от Самого Бога. Он Ему не доверяет, считая, что у него есть какие-то обстоятельства, о которых Бог не знает: низкая зарплата, маленькая жилплощадь, планы карьерного роста. Он рассуждает так: дети у нас появятся в зависимости только от того, имеем ли мы с супругой близость или не имеем, а Бог, может быть, об этом и не узнает. Как-то это само собой получится. И Бог, действительно, нам не навязывается, в стороночке стоит, и люди живут без Бога.

— Когда все-таки предохраняться можно?

— В тех случаях, когда люди не могут воздерживаться, а у супруги, у мамы, есть какие-то болезни, которые не надуманно, а действительно ставят под угрозу жизнь и ее, и ребенка, которого она, может быть, будет вынашивать. Второй вариант: если уже есть дети, несколько детей, и жена находится в истощенном состоянии, а воздержание невозможно. Разумеется, речь может идти только о том, чтобы предохранялся мужчина, поскольку всё остальное либо является абортивным средством, либо вредит здоровью женщины, либо и то и другое.

— Но воздержание — это все-таки универсальный способ предохранения…

— Да, конечно. Универсальный. И только такое «предохранение» может быть благочестивым. Но супруги должны быть к этому готовы. Апостол Павел говорит: «Не уклоняйтесь друг от друга (речь идет именно о близости), разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» (1 Кор. 7:5). Когда одно из этих условий не выполняется, то супруги не могут друг от друга уклоняться, не могут отказывать друг другу в близости. Каким образом это с исповедью связано? Часто приходят люди и говорят: «Вот, мы в пост допускали близость». Здесь важно понимать, что отказываться от близости супруги имеют право только по взаимному согласию. Поэтому, если один из супругов хочет поститься, а другой не может этого делать, то тот, который хочет поститься, не имеет права воздерживаться. Он может сам не провоцировать другого, пытаться жить воздержанием, но если другому необходимо это, мужу или, наоборот, жене, то первый, который постится, уже не имеет права отказывать. Греха здесь не будет. И я обычно говорю прихожанам, что если не вы были инициатором близости в пост, то вы можете даже в этом не исповедоваться, потому что, наоборот, будет грехом, если вы будете отказывать, и из-за этого, может быть, семья будет разрушаться, ваша вторая половиночка будет куда-то в другую сторону смотреть, разжигаться какими-то помыслами, не дай Бог, до измены дойдет.

— Мы знаем сколько угодно неблагополучных семей с множеством детей. Мы знаем и очень благочестивые семьи, где один-два ребенка, и явно не потому, что родители больны, а потому что они решили, что у них будет столько-то детей. Они кормят их, воспитывают в вере, дают образование. Получается, что вот те неблагополучные семьи более безответственно подходят к «детскому вопросу». При этом они вопросами предохранения не обеспокоены. В этой логике они доверяют Богу больше, чем благополучные и благочестивые?

— Те люди, про которых Вы говорите, рожают детей не потому, что они волю Божию исполняют, а потому, что они, как животные, следуют инстинктам. Другое дело, что дети-то тоже не из воздуха появились — Господь их послал. И мы не знаем, почему у одних благочестивых, которые хотели бы много детей, родился всего один, два или вообще ни одного, а у каких-нибудь пьяниц — много. Возможно, одна из причин — то, что Господь хочет через детей, через многочадие, вот этих людей, которые живут неблагочестиво, как-то заставить задуматься и изменить свою жизнь.

Еще ближе к Нему

Для чего бог дает детей человеку. Смотреть фото Для чего бог дает детей человеку. Смотреть картинку Для чего бог дает детей человеку. Картинка про Для чего бог дает детей человеку. Фото Для чего бог дает детей человеку

— Самый распространенный «православный» вопрос: можно ли беременным поститься?

— Я здоровых молодых женщин всегда благословляю поститься. Но без надрыва: если какие-то проблемы возникают, можно послабление сделать. Но сколько постились мои прихожанки, роды всегда нормально проходили, и даже легче было рожать. Потому что если беременная постится, у нее размягчаются родовые пути и возникает гораздо меньше осложнений, чем у женщины, которая питается всем. Но одно дело — воцерковленная здоровая женщина, которая постилась до беременности. Другое дело — здоровая женщина, которая не постилась. Одно дело — больная, которая постилась. Другое дело — больная, которая не постилась. Всё индивидуально. Кстати, в некоторых случаях, сам организм женщины в начале беременности начинает поститься: я имею в виду токсикоз первого триместра, когда возможна не только тошнота, но и рвота.

— Нужно ли женщине чаще причащаться во время беременности?

— Мария Египетская сколько раз в жизни причастилась? Один раз, наверное, когда была крещена, второй — когда покаялась, в третий — перед смертью. Тем не менее — она одна из самых великих святых. Поэтому, дело не частоте причащения, а в качестве, в том, как мы готовимся к причастию, как относимся к нему. Конечно, для человека, который живет не в пустыне, как Мария Египетская, а рядом с храмом, который воспринимает Бога не как нечто далекое, а как нечто близкое и родное, как члена семьи, частое по возможности причащение является насущной потребностью. Ну а во время беременности, когда женщина думает уже не только о себе, а и о ребенке, у нее, у православной мамы, должно быть постоянное желание стать еще ближе к Богу, еще больше молиться, еще чаще причащаться.

— А есть какие-то ограничения для беременных, по аналогии с «обычным женским»?

— Не причащаться, не приходить в храм? Нет, это предрассудки. Женщины иногда задают вопрос: «А можно ли во время беременности венчаться?» Если уж до беременности не испросили благословения Божия на зачатие и на рождение детей, то лучше, конечно, это раньше сделать, чем позже. Лучше венчаться во время беременности, чем после.

Мама и другие

— Как правильно сообщить о беременности мужу и родителям?

— Это зависит от взаимоотношений в семье и от отношения в ней к чадородию. Бывает так, что семья даже православная, в ней уже несколько детей, но бабушки-дедушки полагают: «куда уж там больше». В этом случае, может быть, попозже стоит говорить, чтобы не вызвать негативной реакции, от которой сама мама (которая вынашивает ребенка) будет расстраиваться и нервничать.

— У беременных женщин бывают разные, скажем так, чудачества, частые перемены настроения. И окружающие от этого тоже страдают. Как это преодолеть? Что нужно делать?

— Вся жизнь наша — страдание. Через какие-то скорби мы совершенствуемся в терпении и в смирении. Для женщины это подвиг, для близких — тоже подвиг, возможность лишний раз проявить свою любовь к этому человеку, к этой женщине, к супруге, к дочери, к матери, к сестре.мы должны иметь к беременной женщине соответствующее снисхождение. Вот часто пожилые люди говорят: «Мне бы хотелось уже умереть, потому что я только обуза для ближних. Я инвалид», или: «…я уже старая, не могу за собой ухаживать». Приходится объяснять: «Вы поймите, вы нужны вашим ближним, потому что, ухаживая за вами, они учатся любить». Точно так же, и, может быть, еще в большей степени, мы учимся любить, терпя немощи беременной женщины.

— Как Вы относитесь к присутствию мужчин во время родов? Такая практика сейчас достаточно распространена, в том числе платно эту услугу оказывают в роддомах. Это хорошо или нет?

— Я — консерватор. Мне кажется, это сугубо женские дела — пусть рядом с роженицей будут мать, сестра, близкая подруга — мужчине там делать совершенно нечего. Я, правда, присутствовал при родах второго и третьего ребенка, но я был немножечко в стороне, просто молился, роддом окроплял. Мужчина в этот момент должен быть не столько с женой, сколько с Богом. Потому что именно Он посылает ребенка, хотя и не без участия родителей.

Мама и ребенок

— Как относиться к УЗИ, скринингу, анализам на патологии, в общем, к способам врачебного мониторинга беременности. Нужны ли они?

— Я своим студентам всегда говорил: «перед лабораторными и инструментальными методами исследования снимайте шляпу, но не голову»! Мне самому приходилось много раз ставить диагнозы вопреки исследованиям. К сожалению, сейчас и врачи и беременные «снимают голову». Взять хотя бы тест на АФП (альфафетопротеин). Это скрининговый тест на патологию плода. Делают почти всем. За рубежом он добровольный, и о нем подробно рассказывают. Да, действительно, изменение количества этого белка может свидетельствовать о повышенном риске пороков. Например, понижение — о риске болезни Дауна. Что сделает женщина, если ей скажут, что риск болезни Дауна у ребенка повышен в 50 раз? Она решит, что ребенок — Даун и пойдет на аборт! Теперь обратимся к цифрам. Повышение риска в 50 раз означает, что женщина имеет примерно 0,5% риск родить дауненка, или 199 против 1, что родится здоровый! Это уже совсем другой разговор. А женщине говорят, что у нее Даун! Я много таких успокаивал после направления на аборт. Во всех случаях родились здоровые. Поэтому надо с умом подходить к исследованиям. И делать их не для уничтожения «неполноценных», а для того, чтобы помочь женщине родить.

— Есть различные рекомендации, которые сводятся к тому, что будущая мать должна активно воздействовать на ребенка: классическую музыку слушать, читать ему хорошие книжки вслух, разговаривать с ребенком. Что из этих рекомендаций имеет реальную пользу?

— Я слышал от многих женщин (хотя это не абсолютное правило), что им тяжело любить ребенка до того, как его положат на живот после родов. Тогда только она начинает думать о нем, а не о себе. А до того она сосредоточена больше на своем здоровье. Это нормально или нет?

— Но женщина ведь может чувствовать ребенка и до родов! Мы же любим Бога, Которого не видим, по крайней мере, стремимся к тому, чтобы любить Его. Но, действительно, с того момента, как ребенка приложили к груди первый раз, очень сильно что-то меняется в матери. В центре «Жизнь», который я возглавлял, был такой случай. Наша сотрудница, которая в роддоме работала, узнала, что одна из женщин хочет отказаться от ребенка. Вокруг нее уже ходили доктора, подписывали какие-то документы, был «покупатель», который был готов забрать ребенка. Она, врач, пошла на хитрость. После того, как ребенок родился, она принесла его к маме, которая совершенно не собиралась его принимать, не готова к этому была, и сказала: «Вы знаете, ребенка сейчас мы не можем покормить. Не могли бы вы его один раз к груди приложить. А мы потом решим проблему». Она приложила. и не смогла отдать. Конечно, врача этого потом уволили, было много истерик, криков, ругани. Но мама выписалась с ребенком.

Священник Кирилл Иванов

Источник

Что делать, если Бог не дает детей?

Ответы пастырей

Для чего бог дает детей человеку. Смотреть фото Для чего бог дает детей человеку. Смотреть картинку Для чего бог дает детей человеку. Картинка про Для чего бог дает детей человеку. Фото Для чего бог дает детей человеку

Вступая в брак и венчаясь, молодые мечтают и надеются, что Господь благословит их семью детьми. Но проходят годы, пять, десять лет… а долгожданная беременность не наступает. Как быть в такой ситуации? Что предпринять? Понятно, что, прежде всего, молиться о детях, но надо ли еще что-то делать, надо ли обращаться за помощью к современной медицине? И все ли медицинские технологии, ставшие в последнее время очень популярными, например экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), приемлемы для православных? Отвечают пастыри Русской Церкви.

Главное для христианина – праведная жизнь

– Нам не сказано, что в случае бездетного союза надо обязательно «что-то делать». Являясь естественным следствием плотской близости супругов, дети привносят в их жизнь заботы и радости, планы и разочарования, жертвенное служение и утешения взаимной любви. Однако главное дело нашей жизни – обретение вечного спасения – существенно не зависит от наличия или отсутствия детей, а значит, при всех человеческих расположениях к их рождению, главным чувством должно остаться доверие Промыслу Божию, в ведении которого остаются все наши земные, не зависящие от нас обстоятельства.

– Многие святые люди рождались не сразу и от пожилых родителей. В этом случае они вымаливались у Бога и были буквально намоленными детьми; при этом рожденным от пожилых родителей не передавалась страстность молодости.

Технологии искусственного оплодотворения – грубое вторжение в таинство деторождения

– Если Бог не дает семье детей, нужно надеяться, не отчаиваться, терпеливо ждать. Сегодня многие люди не слишком здоровы, и потому бывает, что и после нескольких лет брака нет детей. Надо молиться и поститься. Молиться праведным Иоакиму и Анне, Петру и Февронии. Совершать паломнические поездки – на Афон или в иные места.

Долгое отсутствие детей у супругов – это испытание их чувств, проверка того, насколько они любят друг друга

Долгое отсутствие детей у супругов – это испытание их чувств, проверка того, насколько они любят друг друга, потому что, когда у человека всё легко, всё ему даром дается, он это не слишком и ценит. А когда людей связывает какая-то совместная беда, они становятся друг другу ближе, начинают друг друга особенно чутко любить, эту беду преодолев.

Что касается ЭКО, которое подается как лечение бесплодия. Искусственное оплодотворение – это грубое вторжение в таинство зачатия, в таинство деторождения. И мы знаем, что Архиерейский Собор 2000 года прибегать к этой технологии православным христианам запретил, хотя некоторые в этом запрещении лукаво усматривают возможность к каким-то вариантам искусственного зачатия прибегать. Но в решениях Собора четко сказано, что недопустимы с православной точки зрения все разновидности экстракорпорального оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и последующее разрушение эмбрионов. При искусственном оплодотворении всегда происходит разрушение эмбрионов – то есть их убийство.

Напомню вкратце, в чем суть этой технологии. У женщины стимулируется суперовуляция, для того чтобы получить сразу большое число яйцеклеток, иногда даже до 20; из них выбирают самые лучшие, оплодотворяют их семенем мужа и помещают в специальный инкубатор на несколько суток. Потом одни (всегда несколько) пересаживаются в матку, другие замораживаются, их может использовать впоследствии и та же супружеская пара, и другие. Такой вот конвейер по производству детей. И деньги тут крутятся немалые: одна попытка ЭКО со всеми сопутствующими процедурами стоит в Москве минимум 150 тысяч рублей. А ко мне, например, приходили люди, которые делали по 10–15 попыток. И безрезультатно. Потому что ЭКО не дает 100-процентного результата! Это бизнес на человеческом горе, никакое не лечение бесплодия.

При искусственном оплодотворении всегда происходит разрушение эмбрионов – то есть их убийство

Теперь зададимся вопросом: а что происходит, если стали развиваться все пересаженные в матку эмбрионы? Ведь их внедряют сразу несколько, чтобы было больше вероятности их приживания, потому что приживаются не все… Что происходит, когда прижились несколько? «Лишние» эмбрионы редуцируют, то есть убирают хирургическим путем – делают аборты. Так что при ЭКО уничтожаются оплодотворенные эмбрионы, которые уже являются младенцами с душою. И оказывается, что человек, идущий на ЭКО, идет на аборты.

Есть такая лукавая уловка: в некоторых медицинских центрах предлагается «ЭКО для верующих». Предлагается не несколько эмбрионов подсадить, а потом некоторые из них убрать, а сделать щадящую суперовуляцию, получить малое число эмбрионов и их подсадить. Но сути дела это не меняет.

Человек, идущий на ЭКО, идет по сути на аборты

Технология ЭКО совершенно безбожная. Человек берет на себя функцию Господа Бога, вмешивается в то, что должно таинственным образом происходить в организме матери.

Еще вопрос: а почему оплодотворенные эмбрионы должны несколько суток развиваться в инкубаторе? А вот почему. Чтобы выяснить, нет ли каких патологий, главным образом генетических. И есть приказ, подписанный министром здравоохранения, согласно которому в случае опасности развития патологий эмбрион не пересаживать. Такой эмбрион убивают.

Я уже не говорю о том, что при ЭКО гораздо больше выкидышей, гораздо больше замерших беременностей. И гораздо больше рождается недоношенных детей.

К сожалению, статистических исследований о здоровье детей, рожденных с помощью ЭКО, очень мало. Почему? Потому что это бизнес, корпоративный сговор. Данные есть, но они не разглашаются. Но кое-что становится известным. Так, академик Алтухов, известнейший генетик, православный человек, свидетельствует: чуть не 20% ЭКО-детей имеют психические патологии.

Еще проблема: в природе, когда яйцеклетка поступает в матку матери, ее встречает миллион сперматозоидов, но прикрепляется только один – самый «сильный», если можно так выразиться. Но ЭКО можно сделать даже с очень слабым семенем мужа. И если семенной материал не очень хорошего качества, какие будут дети?

Так что православный путь такой: молиться, ждать. А если Господь не посылает ребенка, поступать так, как испокон веков делали на Руси и в других странах, – брать на воспитание ребенка-сироту или из детского дома.

Надо принять Промысл Божий

– Есть тайны Божественной заботы о людях, они непостижимы. Когда Рахиль, жена патриарха Иакова, не имевшая потомства, упрекнула супруга: «Дай мне детей, а если не так, я умираю», Иаков ответил: «Разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева?» (Быт. 30: 1–2).

Ребенок – это Божий дар. И если Господь не дает детей, значит на то есть Его Промысл, который надо принять, а не впадать в отчаяние или думать, что жизнь закончилась. На это обращал внимание преподобный Паисий Святогорец. Он знал примеры, когда некоторые старались приобрести детей или искусственным оплодотворением, или усыновлением чужих детей, но впоследствии и сами убеждались, что Бог не давал им ребенка, заботясь об их же благе.

Важно не терять голову, не кидаться панически за любыми средствами во что бы то ни стало заполучить дитя, а постараться прислушаться к Промыслу Божию.

Если детей Господь не подает, то прежде всего к Нему и надо обратиться. Часто дети подавались после усердных молитв, постов и милостынь. Господь испытывает родителей, готовы ли они принять дитя именно как Божий дар, а не как продукт новейших медицинских технологий.

Среди россиянок, не имеющих возможности зачать ребенка, 70% пострадали из-за аборта

Конечно, в поднятой теме много оттенков. Иногда бездетность – итог грехов молодости родителей. Одна из статистик гласит, что среди россиянок, не имеющих возможности зачать ребенка, 70% пострадали из-за аборта. На деторождении также пагубно сказываются некоторые виды контрацепции. В таких случаях человек сам лишил себя возможности рождать детей. Получается такой вот абсурд – сначала человек делает всё возможное, чтобы у него детей не было, а потом готов обратиться к чему угодно, например, суррогатному материнству, лишь бы заполучить ребенка. Таким людям необходимо, прежде всего, покаяние, снять с себя греховные причины бесплодия, а дальше уже как Господь подаст.

Бывает же иная ситуация: супруги старались жить по заповедям Божиим, однако по состоянию здоровья не могут зачать. В таких ситуациях нужно, конечно, лечиться, испробовать возможные естественные средства, но конечный результат вверять в руки Божии.

В общем, каждый случай индивидуален. Из небольшой пастырской практики могу сказать, что духовник зачастую видит, что такому-то конкретному человеку полезнее пребывать одному, нежели иметь ребенка, а вот другому лучше было бы иметь малышей и раствориться всецело в жертвенной заботе о них. Кому-то никак нельзя брать ребенка из детского дома, поскольку не хватает терпения и элементарной ласки и любви. А для кого-то принятый чужой ребенок становится настолько родным, что такую семью осеняет благословение Божие и в ней царит домашний уют. Я даже наблюдал ситуации, когда женщины, у которых не сложилась семья, брали из детского дома детей, причем не одного, а сразу двоих – брата и сестру, и вот эти женщины стали прекрасными мамами. Конечно, отсутствие отца сказывается, зато у этих деток есть мама, а это уже радость и счастье.

Расскажу историю одной своей знакомой. Зовут ее Евгения. Она вышла замуж в 25 лет, и на протяжении пяти лет детей у них не было. Обращалась к врачам, ездила в центр планирования семьи, который был буквально переполнен страдавшими бесплодием женщинами. Евгения увидела, что зачастую поиск диагноза и лечение влекут за собой огромную трату средств, а в результате ничего не получается, и тогда врачи предлагают ЭКО. Познакомившись с методикой ЭКО, она поняла, что не может прибегнуть к этому, внутри возник протест, хотя она еще не была воцерковленным человеком. Дело в том, что ЭКО – это грубые манипуляции над человеческой жизнью: заготавливаются эмбрионы, консервируются, а избыточные просто уничтожаются, то есть происходит тот же аборт. Евгения узнала, что бывают случаи, когда после длительного бесплодия кто-то получал исцеление чудесным образом в храме. Так она пришла к мысли, что детей подает только Бог. Через свое бесплодие Евгения пришла к вере, покрестился также муж. Сама она исповедовалась и причастилась. Читала покаянные каноны, молитвы о детях.

После святого источника ей приснился сон: она несет корзинку, в которой лежит ребенок

Как-то она узнала про Боровский монастырь, при котором есть купель, и многие говорили, что если там окунуться, то проходят болезни. Когда с мужем они совершили паломничество и удалось окунуться, то через две недели у нее уже был положительный тест на беременность. До этого пять лет не могла забеременеть! А после святого источника ей приснился сон: она несет корзинку, в которой лежит ребенок; она спрашивает: «Как тебя зовут?» – он ответил: «Даниил». А ей на обследованиях и на УЗИ говорили, что у нее будет девочка. Но родился мальчик, и его назвали Даниилом.

Когда Даниил уже ходил в детский сад, ей однажды стало плохо, открылось кровотечение. Оказалось, что она была беременна, но произошел выкидыш. Врачи говорили про осложнение и необходимость какой-то операции, говорили, что теперь точно никогда не родит, разве только через ЭКО. Евгения пошла к духовнику, тот, помолившись, сказал: «Я считаю, что делать операцию не надо, а благословляю тебя на дочь». Ровно через месяц она забеременела – врачи были в шоке. Действительно родилась дочь, и назвали ее Анастасией. Сама Евгения себе твердо уяснила, что дети – от Бога, значит, к Богу и надо обращаться прежде всего.

Вообще же всякое дело только тогда бывает подлинно добрым, когда согласуется с волей Божией. А воля Божия не определяется так быстро, как хотелось бы. Если супруги усердно обратятся к Господу в своих молитвах, будут согласовывать с духовником свои желания, воля Божия им все же откроется, и тогда будет понятно, что подходит именно им: ожидать чудесной благодатной помощи, проходить лечение или же взять в семью ребенка из детского дома.

Нельзя руководствоваться одними эмоциями, нужна осмотрительность и рассудительность

– Конечно, отсутствие детей в семье – это повод более серьезно и трезвенно начать проводить свою христианскую жизнь и молиться сугубо о даровании чад. Здесь терпение нужно проявить немалое, и бывает, что Господь вознаграждает за это терпение и постоянство в доброделании, так что дети родятся в семье даже после трех, пяти и более лет «бесплодия». Это великая радость и великая милость! И родители, зачавшие и родившие ребенка в таких сложных обстоятельствах, воистину знают высокую цену и смысл отцовства и материнства. Лишь бы они только не «останавливались на достигнутом» и не превращали свое многоценное чадо в некоего идола, истуканчика, вокруг которого вращается весь мир. Вот этого быть не должно, и это даже можно назвать преступлением против Бога, потому что Господь дает дитя вовсе не для того, чтобы из него воспитали эгоиста, который привык думать, что он – пуп земли и нечто совершенно особенное по сравнению «со всеми остальными». Вот почему хорошо бы, чтобы в семье было много детей…

С рассуждением прибегнуть к медицинской помощи можно: врачей тоже сотворил Господь и профессия эта существует для нашей пользы

Но если детей нет и нет, даже несмотря на явные усилия в хранении благочестия и молитвы, тут всегда наступает момент, когда семья задается вопросом: а где «грань ожидания»? И в чем воля Божия? Жить ли дальше, всецело и смиренно положившись на Господа, или усыновлять детей, или надо прибегнуть к медицинской помощи? Думается, во-первых, всё должно делаться с рассуждением и духовно, то есть с молитвой и советом с семейным духовником, опять же потому, что и люди разные, и обстоятельства. Кому-то, может быть, нужно проявить сугубое смирение с терпением (вера их позволяет поступить именно так), для кого-то будет правильно и хорошо обратиться к врачам, пройти обследование и с рассуждением прибегнуть к их помощи, потому что врачей тоже сотворил Господь и профессия эта существует для нашей пользы, прибегать к помощи врачей не грешно. Но здесь именно нужно рассуждение, потому что мы знаем, что некоторые современные методы «репродуктирования» противны Божиим заповедям. Так что здесь надо быть внимательным, чтобы не переступить грань дозволенного.

А для некоторых семей в соответствии с их расположением и благоустроением, может быть, открывается путь усыновления тех несчастных деток, которые лишены отцовской и материнской тепла и заботы. И мы знаем семьи, где таких усыновленных детей не один, а несколько и они вместе с приемными родителями составляют настоящую большую семью. Это, конечно, дело Божие, благословенное, но и здесь нужна осмотрительность и рассудительность, чтобы не руководствоваться одними эмоциями, часто преходящими, помня, что решение об усыновлении – это большая ответственность, так что «отступление назад» потом будет сродни греху предательства. Да сохранит от этого Господь! Поэтому и здесь нужно советоваться с духовником, крепко молиться и трезво оценивать свои силы и возможности.

Делать все только с помощью и благословением Божиим

– «Облекитесь во всеоружие Божие» (Еф. 6: 11), – говорит нам апостол Павел. Надеяться и терпеливо ждать, молиться и поститься (но только взяв благословение священника). И, конечно, можно взять ребенка из детдома. «И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф. 18: 5), – говорит нам Господь. А вот делать искусственное оплодотворение не стоит, ибо оно противоречит естеству. Господь нам дал другой, естественный способ зачатия и рождения детей, тот, который лучше всего подходит для нас.

Не надо ускорять события. Ведь все доброе, и, конечно, детей, подает нам Бог. И подает нам во благовремении

А еще не надо ускорять события, делая искусственное оплодотворение, потому что это вмешательство в Божественный Промысл. Ведь все доброе, и, конечно, детей, подает нам Бог. И подает нам все во благовремении. То есть тогда, когда нужно, тогда, когда лучше всего. Мы же по своей греховности и своеволию этого часто не хотим понять и принять. И поэтому в спешке пытаемся сделать то, что делает Господь. И у нас всегда получается несравнимо хуже, чем у Бога. Ведь Отец наш Небесный свят и непогрешим, а мы немощны, слепы и греховны.

Поэтому ничего не надо делать самому, но только с помощью и благословением Божиим, которые чаще всего и главным образом преподаются в Церкви, в том числе и через священнослужителей.

У пророка Авраама и Сарры тоже долго не было детей, и Бог им даровал сына – праведного пророка Исаака. Причем в таком возрасте, когда уже физиологически нельзя иметь детей. Также и у праведных богоотец Иоакима и Анны родилась Пресвятая Богородица – «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим», как поет Ей Святая Церковь. И у праведных Захарии и Елисаветы родился Иоанн Креститель. «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11: 11), – говорит нам Господь. А все потому, что они всю жизнь жили по воле Божией, святую волю Божию всегда ставили выше своей человеческой воли и своих человеческих желаний.

И мы должны тоже стремиться поступать так же. И тогда и у нас будут рождаться будущие святые, и мы будем жить в святости и увидим многие чудеса от Господа. И увидим главное чудо – что Бог есть бесконечная, всесовершенная, милующая, распинающая Себя и спасающая нас Любовь. Ведущая нас в вечную и бесконечную радость в Царствии Небесном со всеми святыми, от века Богу угодившими. Аминь.

– Если Господь не дает детей, конечно, необходимо обратиться к Нему с горячей молитвой. И Церковь знает множество примеров, когда в ответ на молитвы Бог давал благословение и происходило зачатие ребенка.

Если детей в браке нет и брак невенчанный, необходимо повенчаться. Во всех молитвах Таинства венчания испрашивается у Господа благочадие и благодать воспитания детей.

Не лишней будет, как показывает опыт, и паломническая поездка к кому-то из угодников Божиих. Но только чтобы не было так: «Вот к Матронушке съездим, помолимся, а когда ребенок родится, мы в храм дорогу и забудем». Тут тоже искушение есть. Если мы к Господу обращаемся, то молитва должна примерно так выглядеть: «Господи, подай чадо по милости Своей, а мы и свою жизнь Тебе посвятим, и ребенка будем в Православии воспитывать». И если таким образом мышление людей будет выстроено, Господь, конечно, Свою благодать даст.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *