Для чего большевикам нужна была культура
Конспект по истории на тему «Идеология и культура периода Гражданской войны» часть 1 (10 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1» г.Вилючинск
Раздел 3. Россия в годы «великих потрясении» Урок 11. Идеология и культура периода Гражданской войны
10 класс. Учебник «История России» часть 1. 10 класс. Под ред. А.В.Торкунова.М: «Просвещение», 2018г.
Гудзишевская Нина Валентиновна
Цель: проследить процесс формирования идеологии и культуры нового Советского государства
· выяснить основные черты политики большевиков в области культуры; характеризовать отношение новой власти к интеллигенции, новые тенденции и явления в области культуры;
· развивать навыки анализа исторической информации; умения систематизировать выводы в схемах и таблицах; формулировать аргументированное мнение по проблемам урока; оценивать явления и события, деятелей эпохи.
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием технологии развития критического мышления, здоровье сберегающих технологий, ИКТ.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, учебник «История России» часть 1. 10 класс. Под ред. А.В.Торкунова.М: «Просвещение», 2018г.
1. Организационный этап. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
2. Мотиваионно-целевой этап.
«Культурная революция начинается после завоевания власти рабочим классом и осуществляется трудящимися под руководством коммунистической партии. Она является необходимым условием построения социализма».
Слайд 2. Формулировка цели и задач урока:
· главной задачей культурного строительства новой власти стало воспитание «нового человека»
Слайд 3. Титульный. Запись темы урока в тетрадь.
1. Общие условия развития новой культуры
2. Политика большевиков в области образования и науки
3. Власть и творческая интеллигенция
Слайд 5. Условия развития новой культуры
Революционные потрясения и гражданская война в России до предела обострили международную обстановку, усилили политический и экономический кризис внутри страны.
Задание: познакомьтесь с описанием Петрограда 1918 г. биолога Б.Е.Райкова. Какие трудности пришлось пережить жителям многих городов России. (Приложение 1)
(Обсуждение задания: ситуация последних лет Первой мировой войны усугубилась)
Слайд 6. Резко возросла преступность. М.Горький в «Несвоевременных мыслях» писал, что успех революции был связан и с тем, что она обратилась к самым низменным инстинктам, которые так легко разбудить в человеке. Хозяевами жизни почувствовали себя люмпенские слои. «Грабь награбленное» – под таким девизом совершались бесконечные «экспроприации».
Слайд 7. Комментарии к схеме:
Слайд 8. Первые мероприятия большевиков в области культуры:
· 1918 г. массовое издание классиков литературы («Народная библиотека»):
ü дешевые издания, строго выверенные, без искажений цензуры, отлично оформлен-ные
ü привлечение в качестве иллюстраторов лучших русских художников Б. Кустодие-ва, А. Бенуа, В. Конашевича
· в серии «Народная библиотека» вышли произведения Пушкина, Гоголя, Лермонто-ва, Толстого, Некрасова, Тургенева.
· отделение церкви от государства, школ от церкви
· национализация школ, библиотек, музеев, театров, институтов, лабораторий, художественных галерей, клубов:
ü 1917 г. национализированы Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Ору-жейная палата, частные коллекции Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, В.И. Даля, И.В. Цветаева
Слайд10. Однако с самого начала революции стало понятно, что массы никогда не счи-тали дворянскую культуру своей. Горький в «Несвоевременных мыслях» приводит факты разграбления имущества:
• в Зимнем, Гатчинском и других дворцах
• Малый театр в Москве, уборная знаменитой актрисы М.Н. Ермоловой
В процессе национализации от непонимания, общей низкой культуры ценности расхищались и уничтожались.
Слайд 11. Политика большевиков в области образования и науки
В.И.Ленин считал безграмотность врагом Советской власти. Он писал, что просвещение «условие, без которого о политике говорить нельзя. Безграмотный человек стоит вне политики, его сначала надо научить азбуке».
q ликвидация неграмотности решала особые задачи
Анализ диаграммы «Число неграмотных накануне революции»
Слайд 13. Комментарии к схеме:
· заложены основы системы образования в советской республике, создания советской интеллигенции
Слайд 15. Власть и творческая интеллигенция
Владимир Кириллов, русский советский поэт 1918г.
Отношение творческой интеллигенции к Советской власти было неоднозначным. Комментарии к схеме:
Слайд 16. Задание: стр. 81. Заполнить таблицу «Новые тенденции в художественной культуре»
Культурная революция в СССР: от сохи к научным прорывам
Захватив власть и отстояв ее в гражданской войне и противодействии интервенции, большевики должны были решать экономические проблемы страны. Важнее всего было восстановить и модернизировать промышленность – этого требовала неблагоприятная внешнеполитическая обстановка. Но для такой работы нужны были грамотные специалисты, а значительная часть старых кадров эмигрировала и была настроена антисоветски.
Нужно было также закреплять в сознании масс коммунистическую идеологию и новые системы ценностей, менять общественное сознание. Для этого требовалась хорошо работающая система образования и развитая культурная сфера, работающая под определенный заказ. С целью получения всего этого советским руководством и был реализован целый комплекс мер, известных под общим названием культурной революции. Этот термин обычно относят к периоду от победы Октября и до начала Великой Отечественной.
Культурные проблемы России и задачи культурной революции
Хотя имперский период российской истории дал миру множество настоящих художественных шедевров и ценнейших научных открытий, в целом уровень культуры среднего россиянина нельзя было назвать высоким. Существовало огромное неравенство, различие в культурном уровне между представителями правящих классов и низшими слоями. При этом и многие деятели культуры принадлежали к правящему классу, и в этом качестве восприняли революцию негативно. Соответственно, Советская власть должна была решать как проблему низкого культурного уровня масс, так и вопрос нехватки тех, кто способен культуру массам нести.
Основные культурные проблемы после революции
Российское население перед революцией в массе своей имело очень низкий образовательный уровень. Хотя престижные учебные заведения империи давали замечательную подготовку, учиться в них могли немногие. Перепись 1920 года показала, что в РСФСР почти 60% населения от 8 лет и старше являются неграмотными и малограмотными (то есть читают отдельные слова по слогам и не умеют писать). В национальных регионах ситуация была еще хуже.
До революции в стране хватало технических, научных и педагогических кадров для имевшихся тогда запросов. Но после революции возник острый кадровый дефицит. Часть старой интеллигенции либо погибла, либо враждебно восприняла революцию и эмигрировала. Советская власть (не без некоторых оснований) не доверяла и многим из тех, кто остался в России. Однако для руководства предприятиями, инженерных работ, грамотного ведения пропаганды и повышения образовательного уровня масс требовались квалифицированные кадры.
Новому хозяйству нужны были также специалисты в тех областях, которых в России до революции не было или почти не было. Для усиления обороноспособности приходилось осваивать новые отрасли (к примеру, в России до революции фактически не было химической промышленности) и новые технологии. Соответственно, надо было готовить своих специалистов, и готовить «с нуля».
Наконец, в культурной сфере остались составляющие, непригодные для новых идеологических реалий (религия, идеалистическая философия, «элитное» и декадентское искусство). Им требовалась замена, а значит, возникала проблема людей, которые смогут создать нужный культурный продукт.
Задачи культурной революции
Сказанное позволяет понять, какие задачи стояли перед культурной революцией. Масштаб этих задач впечатляет.
Советская власть сумела полностью или хотя бы частично выполнить все эти задачи. Это способствовало огромному культурному прогрессу СССР, стремительному росту культурного уровня его граждан. Однако советская культурная политика способствовала и идеологизации культуры, сужению ее возможностей.
Создание советской системы образования
Образование, подготовка кадров выступали первоочередной задачей культурной революции. И уже в этот период были сформированы основы советской образовательной системы, до сих пор считающейся одной из лучших в мире.
Кампания по ликвидации неграмотности
Низкий уровень грамотности взрослого населения был главной проблемой – кадры для углубленной подготовки просто не из кого было набирать. Неграмотные работники не годились для сколько-нибудь сложных производственных операций. Поэтому ликвидация неграмотности взрослых и обеспечение всеобщего обучения грамоте детей были самой важной культурной задачей.
Обучение взрослых начало внедряться еще во время гражданской войны. Им занимались комиссары и комсомольские лидеры в частях Красной армии, грамотные сотрудники на предприятиях. В 1919 году был принят соответствующий декрет, а на следующий год создана Чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Но массовым явление тогда не стало.
Но после окончания войны вопросу стали уделять куда больше внимания. Для обучения взрослых задействовали кого только можно: коммунистов и комсомольцев, имевших хотя бы начальное образование, студентов, даже школьников. Нередкими были случаи, когда 12-летний пионер обучал группу взрослых рабочих или крестьян.
Поскольку уровень большинства таких «учителей» был невысок, качество обучения тоже было низким. Однако правительством и не ставилось задачи дать взрослому населению заметный уровень образования. Цель была: научить бегло читать и самостоятельно писать (не переписывать) текст с удобоваримым количеством ошибок. Но зато учить намеревались всех, и бесплатно.
Предприятия и организации предоставляли разные льготы учащимся курсов ликвидации безграмотности (ликбеза) – этого требовали нормативные акты. Им сокращали рабочий день, обеспечивали удобный для обучения режим работы. Желающие взрослые ученики могли учиться и дальше – для них существовали вечерние школы. Многих коммунистов и комсомольцев направляли для дальнейшего обучения «по партийному поручению».
Переход ко всеобщему образованию
Одновременно решался вопрос всеобщего обучения детей. Изначально речь шла только об обязательном начальном образовании для тех, кому от 7 до 14 лет. С ходом времени и налаживанием ситуации в стране подход менялся: сперва обязательный уровень подняли с 3 до 4 лет, а в 1937-м году обязательным для детей стало 7-летнее образование.
Развивалось обучение на национальных языках. Для некоторых языков, ранее не имевших письменности, были созданы алфавиты. В национальных республиках проводилась (1920-е годы) политика коренизации, в рамках которой изучались родные язык, литература, история.
Среднее образование до войны (и первые годы после) было платным. Среди школ (особенно сельских) преобладали начальные и 7-летки. Однако школьника могли освободить от оплаты: за отличную учебу, активную общественную позицию или какие-то заслуги родителей. Успевающих сельских учеников принимали в городские средние школы, и нередко государство помогало им с жильем.
Большим достижением советской системы образования периода культурной революции стала стандартизация школьных программ. Во всех школах страны учили одно и то же в одно время по одинаковым учебникам. Это позволяло детям из разных регионов на равных переходить на более высокие ступени обучения. В школах установили строгую дисциплину и ежегодные экзамены для оценивания знаний. Неуспевающих оставляли на второй год, и это считалось позором.
Поскольку в стране не хватало школ, первое время занятия проводились в неприспособленных помещениях (часто для этой цели занималась церковь), но далее государство начало массовое школьное строительство. Только за 1933-1937 гг. в СССР ввели в эксплуатацию 20 тыс. новых школ.
В качестве дополнительного метода обучения гражданам предлагались разнообразные популярные лекции. Их посещали и взрослые, и дети более старшего возраста. Лекторы выступали в домах культуры, в школах, на предприятиях, в партийных, комсомольских и пионерских организациях. В больших количествах открывались библиотеки и так называемые избы-читальни, где, в числе прочего, проводились коллективные чтения.
Высшее образование
В этой сфере культурная революция состояла в обеспечении доступа к высшему образованию лицам пролетарского происхождения, обеспечения идейной составляющей и расширения круга специальностей, важных для экономики. Следовало не только восстановить убыль специалистов в результате революции и войны, но и увеличить их число.
Для увеличения числа студентов открывались рабочие факультеты (рабфаки). Там за короткое время молодых людей рабоче-крестьянского происхождения подготавливали к обучению в вузе. Это не было полноценным средним образованием (ибо изучались не все предметы), но уровень абитуриентов заметно повышался. На рабфак можно было поступить с любым начальным уровнем подготовки. Обычно туда рекомендовала партийная или советская организация.
Открывались новые учебные заведения, преимущественно технические и педагогические. Появились и сельскохозяйственные специальности. Если в 1928 году в стране было 170 тыс. студентов, то к 1940-му их стало более 800 тыс. Для занятия руководящего поста уже недостаточно было революционного прошлого и рабоче-крестьянского происхождения – требовалось профильное образование. Действующие руководители, не имевшие образования, почти принудительно (в рамках партийной дисциплины) направлялись на обучение.
Для пополнения преподавательского состава был создан Институт Красной профессуры (да, его работа была довольно сильно идеологизирована, но все равно это заведение поспособствовало научной карьере многих специалистов области общественных наук). Власть старалась сохранять и старые кадры, улучшая условия жизни преподавателей вузов и ученых, предоставляя им различные льготы. Работа сразу же предоставлялась и тем, кто изъявлял желание вернуться из эмиграции.
Особенности развития науки
Культурная революция в науке характеризуется двумя особенностями: подчинением естественного и технического сектора нуждам экономики и обороны и идеологизацией общественных дисциплин. Хотя эти факторы действительно тормозили научный прогресс, само внимание к ним властей было вполне понятно в существовавших тогда условиях.
Военная угроза существованию советского строя – не пропагандистская выдумка. СССР действительно воспринимался в мире негативно, и прочие государства планировали его силовое уничтожение. Восстановление и развитие промышленности было невозможно без исследований ресурсных возможностей и разработки новых технологий. Идеологически же большевики действовали аналогично прочим политическим силам – стремились максимально распространить собственную идеологию и дискредитировать оппозицию, используя админресурс.
Создавались научные комиссии, в компетенцию которых входило утверждать коллективам и отдельным ученым темы для разработки. Если тема признавалась «неактуальной», ее не утверждали, и специалисты лишались возможности заниматься ею. Общественный сектор должен был опираться в своей работе на философию марксизма-ленинизма. Все религиозные дисциплины были исключены из сферы образования и философии, еще в 1918 году был принят декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Атеизм был объявлен государственной идеологией.
От работы отстранялись, а иногда и изгонялись из страны представители интеллигенции, несогласные с таким подходом. Уже в начале 1920-х годов из РСФСР выслали примерно 200 представителей интеллигенции – в основном философов и юристов (справедливости ради, они все действительно были настроены к Советам враждебно, хотя не обязательно делали эту враждебность практикой).
В 30-е годы распространение получили также закрытые исследовательские и конструкторские центры – так называемые «шарашки». Работали в них не только осужденные, но и свободные специалисты. Условия проживания и труда были хорошими, но работа очень интенсивной, и права работников существенно ограничивались – они оказывались фактически на казарменном положении. Свободный ученый или конструктор не мог отказаться от назначения в «шарашку» (хотя мог быть уверен, что его семья в этот период будет получать хорошее содержание).
Культурная революция и искусство
По мнению большевистских руководителей, искусство также должно было играть важную роль в пропаганде. Соответственно, ограничивалось количество допустимых для отображения тем, и раскрываться они должны были в строго определенном ключе.
Доминирующим стилем был объявлен социалистический реализм, рассматривающий действительность через призму революционной борьбы и классовых интересов. Он был известен и до Октябрьской революции (создателем социалистического реализма считается участник Парижской Коммуны писатель Жюль Валлес, умерший в 1882 году), но только в СССР стал фактически обязательным. Тем не менее, в рамках социалистического реализма было создано множество истинно великих произведений искусства.
Сообразно с высказыванием Ленина «искусство принадлежит народу» отбрасывались сложные формы произведений, использование малопонятных аллегорий и умозрительных сюжетов. Это не значит, что советским писателям или художникам запрещали раскрывать в произведениях сложные темы и затрагивать глобальные проблемы. Но делать это следовало в простых, понятных даже не слишком образованным людям, словах и формах. «Искания» Серебряного века и футуризм первых послереволюционных лет были прекращены.
В 1920-х годах при обращении к историческим темам следовало изображать прошлую действительность исключительно в мрачных тонах (за исключением народного и революционного движения). В 1930-е годы подход поменялся – теперь следовало в основном положительно оценивать тех деятелей, кто стремился к реформам или отличился в защите России от внешнего врага. Так в числе популярных в советском искусстве личностей появились Петр Великий, Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов и даже Иван Грозный.
Итоги и значение культурной революции
Несмотря на идеологические перегибы, культурная революция в СССР обеспечила стране огромный прорыв в сферах науки и образования. Кампания по ликвидации безграмотности имела огромный успех; уже в 1940 году уровень грамотности превысил 87% в среднем по стране (то есть с учетом Дальнего Востока, Крайнего Севера, Средней Азии…). Не охваченных школьным образованием детей фактически не осталось.
Советским гражданам был обеспечен хороший доступ к высшему образованию. Хотя вопрос происхождения или какие-то провинности родственников могли помешать абитуриенту, все же эти факторы срабатывали не так уж часто. А унификация школьных программ по всей стране открывала способным молодым людям из глубинки дорогу к быстрому социальному росту и получению через образование хороших должностей. Появились специалисты новых направлений: агрономы, инженеры-химики, авиаконструкторы.
Наука жестко подчинялась идеологии и потребностям экономики и обороны. Однако это не помешало сделать немало полезных открытий и изобретений. Разработки советских конструкторов1930-х годов сыграли большую роль в разгроме гитлеризма, а результаты исследований Арктики и природных богатств Сибири используются и сейчас. Идеологическое давление действительно обеднило философию и общественные науки; хуже всего было то, что идейная оппозиционность могла стать причиной для уголовного преследования.
Подчинение социалистическому реализму осложняло работу деятелям искусства. Однако и в этих рамках было создано немало произведений, признанных шедеврами на международном уровне. Требование делать произведение понятным, излагать сложные вещи простыми методами вынуждало советских деятелей искусства «подтягивать» потребителя культурного продукта до своего уровня, развивать его.
В целом оценки культурной революции и сейчас являются в основном положительными. Хотя в способах ее проведения было много сомнительного, но эти недостатки компенсируются явным успехом в повышении общего культурного уровня и образованности.
КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
В 1925 г. был принят декрет «О введении в стране всеобщего начального обучения». По переписи 1926 г. доля грамотного населения достигла 51%. Однако сохранялся разрыв по уровню грамотности между городом и деревней (76 и 45%) и между мужчинами и женщинами (66 и 37%).
Одновременно с индустриализацией и коллективизацией руководство ВКП(б) взяло курс на успешное завершение К.Р., которая должна была окончательно покончить с неграмотностью населения и расширить доступ трудящихся к благам официальной культуры. Неграмотный человек не мог работать с новой техникой на предприятиях, которые возводились во время Первых пятилеток. Советскому государству нужно было создать новое поколение интеллигенции, хорошо подготовленной, и в то же время преданной новому строю. «Старая» интеллигенция не должна была передать новому поколению вместе со знаниями и некоммунистические взгляды. Резко усилился идеологический контроль партии над сферой культуры, произошел переход к прямому обслуживанию деятелями культуры задач власти. Писатели и художники должны были звать людей к вершинам коммунизма, прославлять существующую власть.
На основании постановлений ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе» (05.09.1931 г.) и «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (25.08.1932 г.) школа стала строиться на принятых в других странах Европы принципах, с четкой программой, уроками, предметами, оценками. В 1935 г. при непосредственном участии Сталина был создан школьный учебник истории, и этот предмет стал основным в идеологическом воспитании школьников. Прежние педагогические эксперименты были объявлены «левацкими». В школе вводилась твердая дисциплина и наказания. В 1927-1940 гг. число школ (с учетом рабфаков) выросло с 120,1 тыс. до 198,8 тыс., а число учащихся – с 11,6 млн. до 35 млн. Число учителей выросло с 351 тыс. до 1238 тыс.
Для партийной учебы в 1938 г. был подготовлен «Краткий курс истории ВКП(б)», излагавший сталинскую версию истории партии и советского государства, обличавшую противников Сталина.
В 1930 г. начался и в 1933 г. был завершен переход к обязательному четырехклассному образованию. Было развернуто широкое школьное строительство: 1933—1937 гг. открылось более 20 тыс. новых школ. С 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение.
Обучение велось как на русском, так и на языках других народов СССР. Особенно сложной была задача ликвидации безграмотности в мусульманских республиках СССР, где до революции уровень грамотности составлял 2-8%. Здесь велась работа по вытеснению арабской письменности. Были созданы новые алфавиты, сначала на основе латиницы, а затем кириллицы. В 1939 г. уровень грамотности в Средней Азии и Азербайджане возрос до 78-83%.
К 1939 г. грамотными были уже 81% граждан СССР, в том числе 91% мужского населения и 73% женского. Различия между городом и деревней, между мужчинами и женщинами по уровню грамотности сохранились, но они не были значительными. Таким образом, в основном задача ликвидации неграмотности была решена.
К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. В 1928 г. число студентов в Советском Союзе составляло 170 тыс., а в 1940 г. – уже 810 тыс., из них более 200 тыс. студентов обучалось в технических вузах. Из 170 тыс. студентов, получивших образование в период первой пятилетки 152 тыс. в 1940 г. оказались на руководящих постах, а из 370 тыс. инженерно-технических работников, получивших образование в годы второй пятилетки, в 1940 г. руководящие посты занимали 266 тыс. человек.
С 1929 г. начинается установление строгого контроля за работой ученых. В Академию наук включаются «коммунистические академики», старые специалисты с оппозиционными взглядами подвергаются арестам. В 1936 г. в АН были влиты структуры Коммунистической академии. Планы научной работы теперь строго согласуются с потребностями государственного планирования. В 1929 г. в ВСНХ СССР был разработан первый сводный пятилетний план научных исследований. Для осуществления организационных, методологических и координационных функций по планированию в апреле 1930 г. при Президиуме АН была образована Планово-организационная комиссия во главе с вице-президентом академиком Н. Марром.
Эпоха 30-х гг. оставила свой след в архитектуре – зданиями в стиле классицизма, прославлявшими силу и труд. Такие сооружения, как здания Выставки достижений народного хозяйства (открылась в 1939 г. как сельскохозяйственная выставка), отличаются монументальностью и украшены скульптурами, символизирующими союз рабочего класса и крестьянства, народов СССР. Идея этого союза вдохновила и скульптора В. Мухину на создание грандиозной скульптуры «Рабочий и колхозница» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 г.
В 1932 г. ЦК ВКП (б) принял решение распустить многочисленные объединения писателей (в том числе коммунистические) и создать вместо них официальные советские творческие союзы. В 1934 г. был создан “Союз писателей СССР”. В первой половине 30-х гг. были созданы также “Союз композиторов СССР”, «Союз архитекторов СССР», «Союз советских художников».
Государство стало хорошо обеспечивать писателей и художников, но только тех, кто принадлежал к официальным союзам. Члены творческих союзов получали высокие гонорары, возможность пользование домами творчества и мастерскими. Но если автор отклонялся от «линии партии», он мог быть исключен из союза и превратиться в безработного, лишенного всех благ жизни элиты. Во времена Сталина было репрессировано несколько сот писателей.
Обязательным художественным методом новых творческих союзов стал метод социалистического реализма, основы которого были разработаны председателем Союза писателей А. Горьким. Социалистический реализм должен был изображать жизнь не столько такой, какая она есть, сколько такой, какой она должна стать, бичевать недостатки прошлого и частные недостатки советской жизни, предлагать пути их решения, прославлять советского человека, его самоотверженность в труде и защите завоеваний социализма. В 30-е годы деятели культуры принялись приукрашивать действительность и восхвалять Сталина. Однако идеологический контроль не останавливал художников в их стремлении к красоте, драматизму и зрелищности. Особенно значительных успехов в этот период достигло театральное искусство и молодой советский кинематограф. Такие фильмы, как «Цирк» Г. Александрова, «Трактористы» И. Пырьева, «Чапаев» братьев Г. и С. Васильевых, «Александр Невский» С. Эйзенштейна и другие вошли в золотой фонд не только отечественного, но и мирового кинематографа.
В 1936 году было учреждено звание народного артиста СССР. Первыми его были удостоены театральные режиссеры К. Станиславский и В. Немирович-Данченко, актеры В. Качалов, Б. Щукин, И. Москвин, А. Нежданова. С 1940 г. начала действовать система государственного стимулирования творческих личностей путем награждения деятелей культуры Сталинскими премиями трех степеней. Звание лауреата премии было очень почетно и существенно улучшало материальное положение.
Советских людей вдохновляли песни на музыку таких композиторов, как И. Дунаевский и Т. Хренников. Больших успехов достигло оперное искусство и балет. Коммунистические идеологи следили за тем, чтобы искусство было «понятно народу» и не превращалось в элитарное, понятное только подготовленным людям. В результате таких выдающихся композиторов, как Д. Шостакович, а позднее С. Прокофьев, подвергались официальной критике за «формализм». Вернувшийся из эмиграции А. Толстой закончил роман о гражданской войне «Хождение по мукам», написал роман «Петр I», соответствовавший новому курсу Сталина в культуре – прославлению «прогрессивных» явлений дореволюционной России, в частности – прогрессивных царей и полководцев, укреплявших державу. Это было существенное изменение коммунистической идеологии, которая в 20-е гг. предпочитала обличение дореволюционной России.
В 30-е гг. осуществлялось массовое строительство театров, кинотеатров, библиотек, дворцов культуры. Число клубов выросло в 1928-1940 гг. с 34500 до 118000, профессиональных театров – с 451 тыс. до 908 тыс. В городах это были большие просторные здания, где трудящиеся должны были не просто отдыхать и развлекаться, но и приобщаться к коммунистической идеологии.
В результате культурной революции, которая завершилась в 30-е гг., были сформированы основы советской культуры как синтеза культурных традиций народов СССР, индустриальных стандартов поведения и социалистической идеологии с ее гуманистическими идеалами и стремлением к качественному изменению мира. Опыт культурной революции в СССР использовался при преобразованиях в области культуры в государствах «народной демократии».