Для чего большевикам нужна была культурная революция кратко
ЕГЭ. История. Кратко. Культурная революция в СССР
Культурная революция в СССР
В первые годы советской власти – 1920-1930-е г.- в культурной жизни страны главным событием была культурная революция.
Культурная революция
Культурная революция – это мероприятия, которые проводились в СССР с целью коренной перестройки культурной и идеологической жизни в стране.
История термина
Впервые термин появился в мае 1917 года в «Манифесте анархизма» братьев Гординых
Далее этот термин использовал Ленин В.И. в статье « О кооперации» (1923): «Культурная революция — это… целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы».
Создание новой культуры, отражающей особенности социалистического строя
Формирование кадров интеллигенции среди рабочих и крестьян
Приобщить к достижениям культуры как можно более широкие массы населения
Идеологизация культуры в соответствии с принципами социализма, насаждение идеологического единообразия
Отказ от культурного наследия прошлого
23 января 1918- Декрет об отделении церкви от государства и школыот церкви. Из системы образования были удалены предметы, которые были связаны с религией. Развёртывание атеистической пропаганды, начались гонения на религию. В храмах создавались клубы, склады.
Национализация учреждений культуры: издательства, музеи.
Отменена свобода печати, установлена жёсткая цензура.
Создание национальных алфавитов народностей окраины страны. Приобщение их к культуре (Дагестан, Крайний север, киргизы, башкиры, буряты и др).
Создание условий для обучения рабочих в вузах – открывались рабфаки (рабочие факультеты), в которых готовили к поступлению.
Начала формироваться научная элита, создавались новые учреждения: Коммунистический университет, Коммунистическая академия, Институт Красной профессуры.
Активно привлекались к работе учёные царской России.
Проводились репрессии по отношению к идеологическим противникам. Из страны на «Философском пароходе» ( обобщённое названии операции по высылке интеллигенции в 1922-1923 г.) были высланы более 200 деятелей науки и культуры
Создан Пролеткульт (работал с 1917-1932).
К 1939 году грамотных в стране стало 87.4% населения.
Создана большая сеть школ, других учебных учреждений.
Сформирована официальная культура и идеология, в основе которой лежали принципы марксизма-ленинизма.
Формировался слой советской интеллигенции из рабочих и крестьян.
Введено бесплатное всеобщее начальное образование
Налажен выпуск огромными тиражами книг, журналов, газет
Унификация культурной и духовной жизни в стане
Примечание.
О культуре 1920-1930- годов готовится отдельная статья. Следите за публикациями.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Культурная революция
Всего получено оценок: 149.
Всего получено оценок: 149.
Культурная революция в СССР была следствием Октябрьской революции 1917 года. Сам термин появился весной 1917 года в “Манифесте анархизма”, а Ленин стал его использовать с 1923 года в одной из своих последних работ – “О кооперации”. Он видел в ней задачу культурного развития народных масс.
Культурное строительство в первые годы советской власти
Фактическое начало культурной революции можно отнести к началу 1918 года, когда был издан декрет об отделение церкви от школы и государства. Из системы образования были удалены богословие и древнегреческий язык, а также другие предметы, которые считали связанными с религией.
Рис. 1. Октябрьская революция.
В первые месяцы советской власти, еще до создания СССР, появились органы партийно-государственного управления культурной жизнью:
Большевики начали национализацию типографий, издательств, кинофабрик и музеев. Последние уже в годы Гражданской войны могли делать в дворянских усадьбах, например, в Мураново с 1 августа 1920 года, в нем ранее находилась усадьба поэта Тютчева. Уже в годы Гражданской войны была введена жесткая цензура, начались гонения на религию и власти приступили к борьбе с неграмотностью. Декрет о борьбе с неграмотностью был издан 26 декабря 1919 года. Он обязывал население в возрасте от 8 до 50 лет научиться читать и писать на русском или родном языке.
Началось массовое создание школ, так как численность грамотных была невелика, около 42%. Появились и новые учебные заведения, например, институт красной профессуры. В 1920 году был основан университет в Екатеринбурге, который вскоре переименовали в Свердловск.
Причиной культурной революции была общая отсталость страны 1917 году. Борьба с неграмотностью стала первым шагом для создания собственных кадров для развития науки и промышленности.
Продолжение культурной революции в 1930-ые
Этот процесс бурно шел в годы первых пятилеток. В стране развивался кинематограф, фильмы были черно-белые, а в 1931 году вышел первый звуковой – “Путевка в жизнь”. К концу десятилетия появились знаменитые исторические фильмы, например, “Александр Невский”.
В 1931-1935 годах произошли изменения в школьном образовании. В школу вернули преподавание истории с элементами идеологического воспитания, а также появилась четкая программа, уроки, предметы, оценки. Численность школ к 1940 году выросла до 198 тыс., численность учеников – 35 млн, а численность учителей – до 1,2 млн. С 1938 года сталинскую версию истории партии и советского государства стали изучать по “Краткому курсу истории ВКП(б)”. С 1937 года было введено семилетнее обучение, к концу 1930-ых годов часть языков в СССР перевели с латинского алфавита на кириллицу.
Итогом культурной революции стало повышение уровня грамотности населения до 87% согласно переписи 1939 года. Появилась широкая сеть школ, институтов, библиотек, а также множество объектов культурного назначения.
Что мы узнали?
Кратко о культурной революции в СССР в 20-е-30-е гг. следует знать, чтобы понимать процессы происходившие в государстве, которое считало себя первым в мире социалистическим. В нем, несмотря на общую бедность, быстро ликвидировали неграмотность.
КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
В 1925 г. был принят декрет «О введении в стране всеобщего начального обучения». По переписи 1926 г. доля грамотного населения достигла 51%. Однако сохранялся разрыв по уровню грамотности между городом и деревней (76 и 45%) и между мужчинами и женщинами (66 и 37%).
Одновременно с индустриализацией и коллективизацией руководство ВКП(б) взяло курс на успешное завершение К.Р., которая должна была окончательно покончить с неграмотностью населения и расширить доступ трудящихся к благам официальной культуры. Неграмотный человек не мог работать с новой техникой на предприятиях, которые возводились во время Первых пятилеток. Советскому государству нужно было создать новое поколение интеллигенции, хорошо подготовленной, и в то же время преданной новому строю. «Старая» интеллигенция не должна была передать новому поколению вместе со знаниями и некоммунистические взгляды. Резко усилился идеологический контроль партии над сферой культуры, произошел переход к прямому обслуживанию деятелями культуры задач власти. Писатели и художники должны были звать людей к вершинам коммунизма, прославлять существующую власть.
На основании постановлений ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе» (05.09.1931 г.) и «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (25.08.1932 г.) школа стала строиться на принятых в других странах Европы принципах, с четкой программой, уроками, предметами, оценками. В 1935 г. при непосредственном участии Сталина был создан школьный учебник истории, и этот предмет стал основным в идеологическом воспитании школьников. Прежние педагогические эксперименты были объявлены «левацкими». В школе вводилась твердая дисциплина и наказания. В 1927-1940 гг. число школ (с учетом рабфаков) выросло с 120,1 тыс. до 198,8 тыс., а число учащихся – с 11,6 млн. до 35 млн. Число учителей выросло с 351 тыс. до 1238 тыс.
Для партийной учебы в 1938 г. был подготовлен «Краткий курс истории ВКП(б)», излагавший сталинскую версию истории партии и советского государства, обличавшую противников Сталина.
В 1930 г. начался и в 1933 г. был завершен переход к обязательному четырехклассному образованию. Было развернуто широкое школьное строительство: 1933—1937 гг. открылось более 20 тыс. новых школ. С 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение.
Обучение велось как на русском, так и на языках других народов СССР. Особенно сложной была задача ликвидации безграмотности в мусульманских республиках СССР, где до революции уровень грамотности составлял 2-8%. Здесь велась работа по вытеснению арабской письменности. Были созданы новые алфавиты, сначала на основе латиницы, а затем кириллицы. В 1939 г. уровень грамотности в Средней Азии и Азербайджане возрос до 78-83%.
К 1939 г. грамотными были уже 81% граждан СССР, в том числе 91% мужского населения и 73% женского. Различия между городом и деревней, между мужчинами и женщинами по уровню грамотности сохранились, но они не были значительными. Таким образом, в основном задача ликвидации неграмотности была решена.
К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. В 1928 г. число студентов в Советском Союзе составляло 170 тыс., а в 1940 г. – уже 810 тыс., из них более 200 тыс. студентов обучалось в технических вузах. Из 170 тыс. студентов, получивших образование в период первой пятилетки 152 тыс. в 1940 г. оказались на руководящих постах, а из 370 тыс. инженерно-технических работников, получивших образование в годы второй пятилетки, в 1940 г. руководящие посты занимали 266 тыс. человек.
С 1929 г. начинается установление строгого контроля за работой ученых. В Академию наук включаются «коммунистические академики», старые специалисты с оппозиционными взглядами подвергаются арестам. В 1936 г. в АН были влиты структуры Коммунистической академии. Планы научной работы теперь строго согласуются с потребностями государственного планирования. В 1929 г. в ВСНХ СССР был разработан первый сводный пятилетний план научных исследований. Для осуществления организационных, методологических и координационных функций по планированию в апреле 1930 г. при Президиуме АН была образована Планово-организационная комиссия во главе с вице-президентом академиком Н. Марром.
Эпоха 30-х гг. оставила свой след в архитектуре – зданиями в стиле классицизма, прославлявшими силу и труд. Такие сооружения, как здания Выставки достижений народного хозяйства (открылась в 1939 г. как сельскохозяйственная выставка), отличаются монументальностью и украшены скульптурами, символизирующими союз рабочего класса и крестьянства, народов СССР. Идея этого союза вдохновила и скульптора В. Мухину на создание грандиозной скульптуры «Рабочий и колхозница» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 г.
В 1932 г. ЦК ВКП (б) принял решение распустить многочисленные объединения писателей (в том числе коммунистические) и создать вместо них официальные советские творческие союзы. В 1934 г. был создан “Союз писателей СССР”. В первой половине 30-х гг. были созданы также “Союз композиторов СССР”, «Союз архитекторов СССР», «Союз советских художников».
Государство стало хорошо обеспечивать писателей и художников, но только тех, кто принадлежал к официальным союзам. Члены творческих союзов получали высокие гонорары, возможность пользование домами творчества и мастерскими. Но если автор отклонялся от «линии партии», он мог быть исключен из союза и превратиться в безработного, лишенного всех благ жизни элиты. Во времена Сталина было репрессировано несколько сот писателей.
Обязательным художественным методом новых творческих союзов стал метод социалистического реализма, основы которого были разработаны председателем Союза писателей А. Горьким. Социалистический реализм должен был изображать жизнь не столько такой, какая она есть, сколько такой, какой она должна стать, бичевать недостатки прошлого и частные недостатки советской жизни, предлагать пути их решения, прославлять советского человека, его самоотверженность в труде и защите завоеваний социализма. В 30-е годы деятели культуры принялись приукрашивать действительность и восхвалять Сталина. Однако идеологический контроль не останавливал художников в их стремлении к красоте, драматизму и зрелищности. Особенно значительных успехов в этот период достигло театральное искусство и молодой советский кинематограф. Такие фильмы, как «Цирк» Г. Александрова, «Трактористы» И. Пырьева, «Чапаев» братьев Г. и С. Васильевых, «Александр Невский» С. Эйзенштейна и другие вошли в золотой фонд не только отечественного, но и мирового кинематографа.
В 1936 году было учреждено звание народного артиста СССР. Первыми его были удостоены театральные режиссеры К. Станиславский и В. Немирович-Данченко, актеры В. Качалов, Б. Щукин, И. Москвин, А. Нежданова. С 1940 г. начала действовать система государственного стимулирования творческих личностей путем награждения деятелей культуры Сталинскими премиями трех степеней. Звание лауреата премии было очень почетно и существенно улучшало материальное положение.
Советских людей вдохновляли песни на музыку таких композиторов, как И. Дунаевский и Т. Хренников. Больших успехов достигло оперное искусство и балет. Коммунистические идеологи следили за тем, чтобы искусство было «понятно народу» и не превращалось в элитарное, понятное только подготовленным людям. В результате таких выдающихся композиторов, как Д. Шостакович, а позднее С. Прокофьев, подвергались официальной критике за «формализм». Вернувшийся из эмиграции А. Толстой закончил роман о гражданской войне «Хождение по мукам», написал роман «Петр I», соответствовавший новому курсу Сталина в культуре – прославлению «прогрессивных» явлений дореволюционной России, в частности – прогрессивных царей и полководцев, укреплявших державу. Это было существенное изменение коммунистической идеологии, которая в 20-е гг. предпочитала обличение дореволюционной России.
В 30-е гг. осуществлялось массовое строительство театров, кинотеатров, библиотек, дворцов культуры. Число клубов выросло в 1928-1940 гг. с 34500 до 118000, профессиональных театров – с 451 тыс. до 908 тыс. В городах это были большие просторные здания, где трудящиеся должны были не просто отдыхать и развлекаться, но и приобщаться к коммунистической идеологии.
В результате культурной революции, которая завершилась в 30-е гг., были сформированы основы советской культуры как синтеза культурных традиций народов СССР, индустриальных стандартов поведения и социалистической идеологии с ее гуманистическими идеалами и стремлением к качественному изменению мира. Опыт культурной революции в СССР использовался при преобразованиях в области культуры в государствах «народной демократии».
КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В СССР
Культурная революция в СССР — ликвидация неграмотности, создание новой интеллигенции и культуры, соответствующей принципам «социалистического реализма».
Задачи К. р. стали осуществляться после прихода большевиков к власти. В 1917 73 % населения страны не умело читать и писать. В декабре 1919 был принят декрет СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», все население от 8 до 50 лет было обязано обучаться грамоте в рамках программы ликбеза. В 1925 был принят декрет «О введении в стране всеобщего начального обучения». По переписи 1926 доля грамотного населения достигла 51 %. Однако сохранялся разрыв по уровню грамотности между городом и деревней (76 и 45 %) и между мужчинами и женщинами (66 и 37 %). Одновременно с индустриализацией и коллективизацией руководство ВКП(б) (см. Коммунистическая партия Советского Союза) взяло курс на успешное завершение К. р. Планировалось ускоренными темпами ликвидировать неграмотность населения и расширить доступ трудящихся к благам официальной культуры.
Обучение велось как на русском, так и на языках других народов СССР. Особенно сложной была задача ликвидации безграмотности в мусульманских республиках, где до революции уровень грамотности составлял 2—8 %. Здесь велась работа по вытеснению арабской письменности. Были созданы новые алфавиты, сначала на основе латиницы, а затем кириллицы. В 1939 уровень грамотности в Средней Азии и Азербайджане возрос до 78—83 %. К 1939 грамотными были уже 81 % граждан СССР, в том числе 91 % мужского населения и 73 % женского. Различия между городом и деревней, между мужчинами и женщинами по уровню грамотности сохранились, но они не были значительными. Таким образом, в основном задача ликвидации неграмотности была решена.
Советскому государству нужно было создать новое поколение интеллигенции, хорошо подготовленной, и в то же время преданной новому строю. Резко усилился идеологический контроль партии над сферой культуры, произошел переход к прямому обслуживанию деятелями культуры задач власти. Писатели и художники должны были звать людей к вершинам коммунизма, прославлять существующую власть. В 1928 число студентов в Советском Союзе составляло 170 тыс., а в 1940 — уже 810 тыс. человек, из них более 200 тыс. обучалось в технических вузах. Из 170 тыс. студентов, получивших образование в период 1-й пятилетки, 152 тыс. в 1940 оказались на руководящих постах, а из 370 тыс. инженерно-технических работников, получивших образование в годы 2-й пятилетки, в 1940 руководящие посты занимали 266 тыс. человек.
Были прекращены эксперименты в области образования, обычная система школьного образования восстановлена на основании постановлений ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе» (5 сентября 1931) и «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (25 августа 1932). В школе вводилась твердая дисциплина и наказания. В 1927—1940 число школ (с учетом рабфаков) выросло с 120,1 тыс. до 198,8 тыс., а число учащихся — с 11,6 млн до 35 млн. Число учителей выросло с 351 тыс. до 1238 тыс. В 1935 при непосредственном участии И. В. Сталина был создан школьный учебник истории, и этот предмет стал основным в идеологическом воспитании школьников. Для партийной учебы в 1938 был подготовлен «Краткий курс истории ВКП(б)», излагавший сталинскую версию истории партии и советского государства, обличавшую противников Сталина. В 1930 начался и в 1933 был завершен переход к обязательному четырехклассному образованию. Было развернуто широкое школьное строительство: 1933—1937 открылось более 20 тыс. новых школ. С 1937 обязательным стало 7-летнее обучение.
С 1929 начинается установление строгого контроля за работой ученых. В Академию наук включаются «коммунистические академики», старые специалисты с оппозиционными взглядами подвергаются арестам. В 1936 в АН были влиты структуры Коммунистической академии. Планы научной работы теперь строго согласуются с потребностями государственного планирования. В 1929 в Высшем совете народного хозяйства СССР был разработан первый сводный пятилетний план научных исследований. Для осуществления организационных, методологических и координационных функций по планированию в апреле 1930 при Президиуме АН была образована Планово-организационная комиссия во главе с вице-президентом академиком Н. Я. Марром.
В 1932 ЦК ВКП(б) принял решение распустить многочисленные объединения писателей (в том числе коммунистические) и создать вместо них официальные советские творческие союзы. В 1934 был создан Союз писателей СССР. Были созданы также Союз композиторов СССР, Союз архитекторов СССР, Союз советских художников. Обязательным художественным методом новых творческих союзов стал метод социалистического реализма, основы которого были разработаны председателем Союза писателей М. Горьким. В 1930-е деятели культуры принялись приукрашивать действительность и создавать культ личности Сталина. Однако идеологический контроль не останавливал художников в их стремлении к красоте, драматизму и зрелищности. Особенно значительных успехов в этот период достигло театральное искусство и молодой советский кинематограф. Такие фильмы, как «Цирк» Г. Александрова, «Трактористы» И. Пырьева, «Чапаев» братьев Г. и С. Васильевых, «Александр Невский» С. Эйзенштейна и другие вошли в золотой фонд не только отечественного, но и мирового кинематографа. Советских людей вдохновляли песни на музыку таких композиторов, как И. Дунаевский и Т. Хренников. Коммунистические идеологи следили за тем, чтобы искусство было «понятно народу» и не превращалось в элитарное, понятное только подготовленным людям. В результате таких выдающихся композиторов, как Д. Шостакович, а позднее С. Прокофьев, подвергали официальной критике за «формализм». Вернувшийся из эмиграции А. Толстой закончил роман о гражданской войне «Хождение по мукам», написал роман «Петр I», соответствовавший новому курсу Сталина в культуре — прославлению «прогрессивных» явлений дореволюционной России, в частности — прогрессивных царей и полководцев, укреплявших державу. Это было существенное изменение коммунистической идеологии, которая в 1920-е предпочитала обличение дореволюционной России.
В 1930-е осуществлялось массовое строительство театров, кинотеатров, библиотек, дворцов культуры. Число клубов выросло в 1928—1940 с 34,5 тыс. до 118 тыс., профессиональных театров — с 451 тыс. до 908 тыс. В городах это были большие просторные здания, где трудящиеся должны были не просто отдыхать и развлекаться, но и приобщаться к коммунистической идеологии.
В результате К. р., которая завершилась в 1930-е, были сформированы основы советской культуры как синтеза культурных традиций народов СССР, индустриальных стандартов поведения и социалистической идеологии с ее гуманистическими идеалами и стремлением к качественному изменению мира. Опыт культурной революции в СССР использовался при преобразованиях в области культуры в государствах «народной демократии».
Лит.: Земцов Б. Н., Данилевский И. Н., Шубин А. В. История России для студентов технических вузов. М., 2013; Крупская Н. К. На путях культурной революции. М.–Л., 1927; Луначарский А. В. Культурная революция и общественность. М.–Л., 1929; Развитие социалистической культуры в союзных республиках. М., 1962; Культурное строительство СССР. Статистический сборник. М.–Л., 1940; Шенталинский В. А. Рабы свободы. М., 2009.
Идеологические основы советского общества и культура в 1920–1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования.
Содержание:
Идеологические основы советского общества и культура в 1920-1930-х гг.
Последствия революции 1917 года и последовавшей после нее гражданской войны носили катастрофический характер для всех сфер жизни страны. Огромное количество образованных людей и интеллигенции выехало за границу, попутно увозя с собой ценные произведения искусства. Экономика пришла в упадок. Политика «военного коммунизма» и неурожай привели страну к голоду и эпидемиям 1921-1922 годов. Важным шагом для восстановления страны из руин, стало принятие в 1921 году новой экономической политики (НЭП) и образования в 1922 году СССР. После отказа от нэпа в конце 1920-х годов началась глобальная индустриализация, которая проходила за счет разорения деревень. Как итог – начались проблемы с продовольствием и новый голод 1932-1933 гг.
Советское общество 1920-30-х годов переживало сложный период и строилось на идеологии марксизма-ленинизма. При таком подходе, в любых направлениях общественной жизни, главным является классовый подход. Сфера культуры и искусства того времени находилась под сильным идеологическим прессингом:
Были созданы идеологические организации, такие как Агитпроп, Пролеткульт, Союз безбожников. Их члены занимались пропагандой советской идеологии и нравственности, отрицали культуру прошлого, навязывали атеистические взгляды.
В искусстве и культуре 1920-1930-х гг. официальным методом творчества был социалистический реализм (соцреализм). Он предполагал под собой создание произведений, которые изображали действительность в соответствии с идеалами социализма. Все, что ставило под сомнения основы советской идеологии, было под строжайшим запретом. Инакомыслие порицалось и наказывалось.
Культура теперь стала доступна всем слоям общества, а не только представителям высших сословий, как это было в дореволюционной России. Произошла ее демократизация. Открывались новые клубы, дома культуры и музеи. И люди с удовольствием туда потянулись.
Развивалась эстрада и кинематограф. В 1931 году был снят первый советский фильм со звуком «Путевка в жизнь». Следом появилось на свет множество других произведений кинематографа, где главными героями выступают рабочие люди, а сам фильм проникнут уверенностью в завтрашнем дне. Многие из них за их оптимизм и жизнерадостность, пересматриваются до сих пор представителями разных поколений.
«Культурная революция»
Термин «культурная революция» принадлежит В.И. Ленину. Он впервые употребил его в своей работе «О кооперации». Необходимость такого явления была обусловлена тем, что в СССР 80% людей были неграмотными, наблюдалась большая культурная отсталость. Кроме того, нужно было воспитать «нового человека».
Цели:
В период политики «военного коммунизма» задачей было быстро преодолеть тотальную неграмотность народа. Обучение имело принудительный характер. Проходили изменения в культурном развитии общества в три этапа:
Ликвидация неграмотности, создание системы образования
Для борьбы с тотальной необразованностью населения, в 1920 году была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Произведена перестройка системы образования. Все учебные заведения были национализированы, а также ликвидирована сословная система обучения. Теперь бесплатное образование могли получить все желающие. Классы были общими для мальчиков и девочек. Для взрослых были открыты вечерние школы и созданы «рабфаки» (рабочие факультеты) для подготовки молодежи к поступлению в ВУЗы. В 1925 году была создана Академия наук СССР.
Политика ликвидации безграмотности быстро дала свои результаты. Уже в 1926 году уровень грамотности людей составил 51%, тогда как до революции – 20%.
В 1930 году правительством было введено положение о всеобщем обязательном начальном образовании. В сельской местности обязательным было обучение в течение четырех лет. Для городов и промышленных районов срок обучения составлял семь лет.
К середине 1930-х гг. утвердили общие учебники для учащихся. После окончания обучения, выдавались аттестаты, дипломы единого образца. Стремительно возросло количество ВУЗов.