Для чего бульба на носу корабля
Как маленький бульб на кораблях экономит судоходным компаниям миллионы долларов
Наверняка, каждый хоть раз видел на носу корабля, а точнее, под носом, ниже ватерлинии странный округлый выступающий предмет. Эта продолговатая конструкция не предназначена для отдыха морских котиков и тюленей, хотя они частенько туда взбираются. В судоходстве «устройство» называется корабельный бульб. Он выполняет очень важную функцию во время движения судна.
«Бульб» произошел не от белорусской картошки
Морские котики и птицы часто используют бульб не по назначению
Само слово «бульб» пришло к нам из Франции. В этой стране bulbe означает «луковица» и описывает уплотнение на конце объекта. Бульбы встречаются не только в судостроении. Подобные «наконечники» завершают строительные балки, колонны, строения, возведенные с использованием стержневых систем, например производственные рамы и сочлененные арки.
Как небольшая хитрость позволяет экономить миллионы долларов
Судовой бульб часто скрывается под водой. Он, благодаря своей форме, создает волновые амплитуды, нивелирующие негативный эффект от прямых рассекающих волн. Такая система оправдывает себя в нескольких случаях, когда длина корпуса корабля по ватерлинии не менее 15 метров и судно набирает скорость не менее 25 узлов. В этом случае бульб добавляет плавсредству скорость хода и позволяет экономить горючку на 10-15%. Поэтому крупные судоходные компании используют при оснастке судов эту небольшую конструкцию. И как оказывается, именно корабельный бульб позволяет экономить на топливе миллионы долларов.
Люди не сразу оценили пользу каплевидного наконечника
Каплевидный гаситель волн придумал американский инженер Дэвид Уотсон Тэйлор. Его разработку поместили на линейный корабль Америки «Дэлавер» в 1910 году.
Нос корабля, оснащенный бульбом
Бесстрашный дредноут флота США успешно курсировал по Атлантике, а в 1917 году благодаря маневренности и скоростным характеристикам был отправлен в Великобританию для укрепления местного флота. Но в боях ему не пришлось участвовать, так как британцы и немцы не вступали в открытую конфронтацию друг с другом. После войны «Дэлавер» вернулся на родину, где продолжил свои быстроходные маневры, то и дело перевозя между иностранными портами делегации гардемарин.
Первым гражданским судном, оснащенным бульбом, стал «Бремен» в 1920 году. Но и после этого повсеместной установки «уплотнений» на корабли не последовало, так как руководители судостроительных верфей еще не знали о явных преимуществах «устройства». После усовершенствования программ компьютерного моделирования все увидели плюсы судов, оснащенных бульбом. Тогда деталь вошла в промышленный оборот.
Как маленький бульб на кораблях экономит судоходным компаниям миллионы долларов
Наверняка, каждый хоть раз видел на носу корабля, а точнее, под носом, ниже ватерлинии странный округлый выступающий предмет. Эта продолговатая конструкция не предназначена для отдыха морских котиков и тюленей, хотя они частенько туда взбираются. В судоходстве «устройство» называется корабельный бульб. Он выполняет очень важную функцию во время движения судна.
Морские котики и птицы часто используют бульб не по назначению
Само слово «бульб» пришло к нам из Франции. В этой стране bulbe означает «луковица» и описывает уплотнение на конце объекта. Бульбы встречаются не только в судостроении. Подобные «наконечники» завершают строительные балки, колонны, строения, возведенные с использованием стержневых систем, например производственные рамы и сочлененные арки.
Как небольшая хитрость позволяет экономить миллионы долларов
Судовой бульб часто скрывается под водой. Он, благодаря своей форме, создает волновые амплитуды, нивелирующие негативный эффект от прямых рассекающих волн. Такая система оправдывает себя в нескольких случаях, когда длина корпуса корабля по ватерлинии не менее 15 метров и судно набирает скорость не менее 25 узлов. В этом случае бульб добавляет плавсредству скорость хода и позволяет экономить горючку на 10-15%. Поэтому крупные судоходные компании используют при оснастке судов эту небольшую конструкцию. И как оказывается, именно корабельный бульб позволяет экономить на топливе миллионы долларов.
Люди не сразу оценили пользу каплевидного наконечника
Каплевидный гаситель волн придумал американский инженер Дэвид Уотсон Тэйлор. Его разработку поместили на линейный корабль Америки «Дэлавер» в 1910 году.
Нос корабля, оснащенный бульбом
Бесстрашный дредноут флота США успешно курсировал по Атлантике, а в 1917 году благодаря маневренности и скоростным характеристикам был отправлен в Великобританию для укрепления местного флота. Но в боях ему не пришлось участвовать, так как британцы и немцы не вступали в открытую конфронтацию друг с другом. После войны «Дэлавер» вернулся на родину, где продолжил свои быстроходные маневры, то и дело перевозя между иностранными портами делегации гардемарин.
Первым гражданским судном, оснащенным бульбом, стал «Бремен» в 1920 году. Но и после этого повсеместной установки «уплотнений» на корабли не последовало, так как руководители судостроительных верфей еще не знали о явных преимуществах «устройства». После усовершенствования программ компьютерного моделирования все увидели плюсы судов, оснащенных бульбом. Тогда деталь вошла в промышленный оборот.
источник
Носовой бульб.
Рулевой 1-го класса
Прикрепленные изображения
Это фаллический символ. Так сказать, подводная носовая фигура.
Рулевой 3-го класса
А эта хреновина не для того,что бы судно образовывало свою систему волн?Для улучшения ходовых качеств?
Рулевой 2-го класса
Рулевой 2-го класса
Так же данные системы мало эффективны на катерах или парусных яхтах так как для нормальной работы системы бульб дожен быть погружен на проектную осадку, чего на малом судне добиться сложно.
Рулевой 1-го класса
Прикрепленные изображения
Рулевой 2-го класса
Рулевой 2-го класса
по картинке трудно сказать какой режим испытания, может быть уже за пределами экплуатационного и еще может это испытания на критическом волнении.
А если точне то для снижения волнового сопротивления. Т. е. система волн создаваемая бульбом накладывается на систему волн создаваемую корпусом в противофазе и при их сложении амплитуда общей системы волн образуемой корпусом значительно меньше, соответственно и энергия затрачиваемая корпусом на создание волн идет меньшая.
Однако бульбы не прижились на реках, на судах ледового плавания из за большой вероятности их повреждения, либо значительного повреждения других судов при столкновении.
Так же данные системы мало эффективны на катерах или парусных яхтах так как для нормальной работы системы бульб дожен быть погружен на проектную осадку, чего на малом судне добиться сложно.
Видел на картинках не раз, но как-то не задумывался. Похоже, бульб может работать только в водоизмещающем режиме. Причем, подрезая воду, он ее поднимает, огружая нос. Так может он предназначен для того, чтобы судно, разгоняясь, как можно дольше шло в этом режиме, не выходя на глиссирование? Это кроме волновой идеи.
Так может он предназначен для того, чтобы судно, разгоняясь, как можно дольше шло в этом режиме, не выходя на глиссирование?
А еще, вдобавок к вышесказаному, в бульб помещается дополнительное неслабое количество жидкого груза.
А еще, при ходе в балласте, бульб увеличивает эффективную ватерлинию.
А для чего до сих пор делаю вот такие бульбы на современных, довольно маленьких, моторных яхтах?
Прошу прощения, я рассуждал в свете вопроса
Рулевой 2-го класса
Рулевой 3-го класса
На счет тарана, кстати, абсолютно верная идея. Если судно с таким носом въедед в борт другого, то нехилая пробоина ниже ватерлинии гарантирована.
Рулевой 1-го класса
А для чего до сих пор делаю вот такие бульбы на современных, довольно маленьких, моторных яхтах? Ведь это очень услажняет постройку судна. Значит есть смысл?
Рулевой 1-го класса
Прикрепленные изображения
Рулевой 2-го класса
Прикрепленные изображения
Бульб
Бульб, или носовой бульб (от фр. bulbe — луковица) — выступающая чуть ниже ватерлинии часть носа судна, имеющая выпуклую эллипсоидную форму. Бульб изменяет направление потока воды по всему корпусу, уменьшая сопротивление, и, следовательно, способствует увеличению скорости, дальности плавания и экономии топлива. Носовой бульб на больших судах даёт выигрыш, как правило, от 12 до 15 процентов топливной эффективности по сравнению с аналогичными судами без них.
Носовые бульбы оказались наиболее эффективными при соблюдении следующих условий:
Эти условия сделали применение бульбов стандартом для более или менее крупных морских судов (грузовых и пассажирских), которые обычно эксплуатируются в пределах небольшого диапазона скоростей, близких к максимальным. С другой стороны, они практически не применяются на прогулочных судах, особенно на парусных, которые используют широкий диапазон скоростей
Содержание
Принцип действия
История
Впервые был установлен в США на линкоре «Делавэр», который вступил в строй в 1910 году и был разработан Дэвидом Уотсоном Тэйлором, главным конструктором американского ВМФ. В 1920-х другие страны экспериментировали с носовым бульбом, установив их на немецкие пассажирские лайнеры Бремен и Европа. «Бремену», построенному в 1929 году, удалось завоевать желанную Голубую ленту Атлантики, показав среднюю скорость 27,9 узлов (51,7 км / ч).
В 1935 году французский суперлайнер «Нормандия», в создании которого принимал активное участие русский инженер-эмигрант Владимир Юркевич, смог, сочетая носовой бульб с радикальным изменением формы корпуса, достичь скорости свыше 30 узлов (56 км / ч). В то время «Нормандия» была известна (среди прочего) малой носовой волной. «Нормандия» была больше основного соперника, британского лайнера «Куин Мэри», и достигала эквивалентной скорости благодаря нетрадиционным носовому бульбу и конструкции корпуса. Однако принципиальная разница заключалась в том, что достижение «Нормандией» равной скорости было при мощности двигателя примерно на тридцать процентов меньше, чем мощность «Куин Мэри», с соответствующим сокращением потребления топлива.
Конструкцию носового бульба развили и использовали в Японии. Некоторые корабли эпохи Второй мировой войны, такие, как линкор «Ямато» и лёгкий крейсер «Ойодо», были оснащены носовыми бульбами, но японские исследования в этой области не распространились на западный мир, и многие из достижений были утеряны после войны.
Неясно, когда носовые бульбы заинтересовали западных исследователей, но первые научные труды по этому вопросу были опубликованы в 1950 году. Инженеры начали экспериментировать с носовыми бульбами, выяснив, что они могут уменьшить сопротивление примерно на 5 %. Эксперименты и уточнение постепенно улучшили геометрию бульба, но они не использовались широко до применения методов компьютерного моделирования.
Бульб
Бульб (носовой бульб) (от фр. bulbe – луковица) – это выступающая чуть ниже ватерлинии часть носа судна, которая имеет выпуклую эллипсоидную форму. Бульб меняет направление потока воды по всему корпусу, уменьшает сопротивление, и тем самым, способствует значительному увеличению скорости, экономии топлива и при этом увеличивая дальность плавания судна. Носовой бульб на больших судах даёт выигрыш, как правило, от 12 до 15 процентов топливной эффективности по сравнению с аналогичными судами без них.
Носовые бульбы, как правило применяются:
Такие условия, сделали применение бульбов стандартом для более или менее крупных морских судов (как пассажирских, так и грузовых), которые обычно эксплуатируются в пределах небольшого диапазона скоростей, близких к максимальным. Бульбы практически не используются на прогулочных судах, особенно на парусных, поскольку парусные суда – используют широкий диапазон скоростей.
История использования
Впервые бульб был установлен в США на броненосце Делавэр, который был пущен на воду в 1910 году и был разработан Дэвидом Уотсоном Тэйлором, главным конструктором американского ВМФ. В 1920-х другие страны экспериментировали с носовым бульбом, установив их на немецкие пассажирские лайнеры Бремен и Европа. «Бремену», построенному в 1929 году, удалось завоевать желанную Голубую ленту Атлантики, показав среднюю скорость 27,9 узлов (51,7 км / ч).
В 1935 году французский суперлайнер «Нормандия», в создании которого принимал активное участие русский инженер-эмигрант Владимир Юркевич, смог, сочетая носовой бульб с радикальным изменением формы корпуса, достичь скорости свыше 30 узлов (56 км / ч). В то время «Нормандия» была известна (среди прочего) малой носовой волной. «Нормандия» была больше основного соперника, британского лайнера «Куин Мэри», и достигала эквивалентной скорости благодаря нетрадиционным носовому бульбу и конструкции корпуса. Однако принципиальная разница заключалась в том, что достижение «Нормандией» равной скорости было при мощности двигателя примерно на тридцать процентов меньше, чем мощность «Куин Мэри», с соответствующим сокращением потребления топлива.
Конструкцию носового бульба развили и применяли в Японии. Некоторые корабли эпохи Второй мировой войны, такие, как линкор «Ямато» и лёгкий крейсер «Ойодо», имели носовые бульбы. Однако японские исследования в этой области вели политики конфиденциальности и особо не распространились на западный мир, поэтому, многие из достижений в данной области были утеряны после войны.
Результаты первых научных трудов по этому вопросу были опубликованы в 1950 году. Инженеры начали экспериментировать с носовыми бульбами, определив, что бульбы уменьшают сопротивление примерно на 5 %. Постоянные эксперименты со временем значительно улучшили геометрию бульб, однако они не испльзовались широко, до тех пор, пока в их разработку не применили методы компьютерного моделирования.