Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов

Изучение рассказа И.Бунина «Чистый понедельник» (урок-исследование)

Разделы: Литература

Цели урока: активизировать самостоятельность исследовательской деятельности студентов; показать: а) особенность понимания Буниным любви; б) противоречивость характера героини; в) «филологию Бунина»; развивать навыки творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа; прививать любовь к художественному слову, воспитывать чувство патриотизма.

Ход урока

1. Вопросы и задания к уроку

1. Каков смысл заглавия рассказа?

2. Какие приметы реального времени 1912-1914 года мы находим в тексте для изображения Москвы? Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён?

2) описание героини (портрет, позы, жесты, манеры);

3) какие религиозные праздники упоминаются в тексте?

2. Оформление тетрадей

Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник». (И. Бунин)

3. Слово преподавателя

Рассказ «Чистый понедельник» написан в 1944 г., но переносит нас в Москву начала века 1912-1914 гг., в годы, предшествовавшие 1 Мировой войне, т.е. более чем 30 лет назад, это вызвано в первую очередь желанием реставрировать будущее, обращаясь к прошлому. «Чистый понедельник» вошел в сборник «Тёмные аллеи».

Сборник состоит из 3 частей и представлено 37 рассказов.

Мотивы любви в произведениях Бунина:

2) Пробуждение и влечение к женщине («Начало»).

3) Первая любовь и близость с женщиной («Зойка и Валерия»).

4) Зрелая любовь молодого мужчины («Муза», «Визитные карточки», «Генрих» и другие).

5) Любовь в конце жизни («В Париже»).

6) «О счастье мы всегда лишь вспоминаем. » («Поздний час», «Руся»).

Для полноценного восприятия рассказа необходимо понимание некоторых реалий быта, церковной обрядовости, литературно-артистической жизни начала века.

Анализируем текст:

Символично ли название рассказа?

Имена, каких деятелей литературно-художественной жизни России начала века встречаются в рассказе (и не только русских)?

A. Белый. Его лекция пародийно описана в рассказе.

B. Брюсов. «Вы дочитали «Огненного ангела»? (Исторический роман В. Я. Брюсова). Героиня отвечает: «До того высокопарно, что совестно читать».

Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён литераторов?

Для создания характеров героев автор не использует внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев. Но, чтобы показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса, «высокопарный» роман В. Брюсова, который не интересен ей. У неё же в номере гостиницы «зачем-то висит портрет босого Толстого», а как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона Каратаева. В аристократически утончённой и загадочной, в ней неожиданно проступают черты Катюши Масловой, жертвенной и чистой воскрешающей души из последнего (самого любимого Буниным) романа Л. Н. Толстого «Воскресение».

Таким образом, её внутренний мир настолько же отличен от внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого, и даже «не в меру разудалого» Шаляпина. Настолько же отличен Чистый понедельник от Масленицы.

Как соотносятся в рассказе приметы конкретной эпохи и напоминания о древности? (Найти приметы в тексте.)

Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя и посещение Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища?

Можно ли представить героиню в ситуации «земного счастья»?

Автор не дает имен своим героям, чтобы придать обобщенный смысл. Номинация героев не столь важна, Бунин исследует культуру России, быт людей, их развлечения, все то, что занимало их души, т.е. духовную жизнь людей.

Как воспринимают эти два мира герой-рассказчик и героиня?

Какую жизнь ведут герои? Чем они занимаются?

Каждый вечер они встречаются и едут в ресторан обедать, затем едут либо на концерт, либо в театр, либо на лекцию. Он бывает у нее часто. Они погружены в реальную полубогемную жизнь. Но постепенно рядом с этой привычной и сладкой жизнью проявляется другая жизнь.

Дайте характеристику герою.

(Он молодой человек.) Хорош собою, даже красив почему-то южной горячей красотой, даже неприлично красив. И характер у него южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке. Герой является и повествователем, который рассказывает историю своей любви к Ней. Его все устраивает в отношениях. Он не задумывается, к чему приведут эти отношения, можно сказать, что у него есть некая поверхностная оценка событий, он беззаботен, легкомыслен, открыт. Охарактеризуйте героиню. Какие эпитеты, на ваш взгляд, будут главными? Подтвердите примерами из текста.

Во всех портретных характеристиках героини подчеркивается восточная красота «смуглое янтарное лицо», «черные волосы», «черные брови, черные глаза». Эпитеты «бархатный», «черный», «янтарный». В самом портрете некая таинственность, противоречивость, восточная красота. Почему восточная красота? (Подчеркнуть ее необычность, непохожесть, отличие от других нездешней прелестью) («А у неё красота была, какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо с маленькими тёмными родинками. «)

Всё это составляет секрет женского обаяния.

«И прелести её секрет
Разгадке жизни равносилен».
Б. Пастернак

Для характеристики героини используются слова «загадочность», «странность».

Бунин использовал художественный своеобразный прием: спустя годы в сознании героя облик любимой женщины обогащается впечатлениями, ассоциациями искусства того времени, о котором он вспоминает.

Она необычная, в ней необъяснимые противоречия. С одной стороны, «похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у нее любимые и нелюбимые: книги читала всякие, любила поесть и тут же говорила о том, зачем вообще люди едят». Казалось, что ей нравится роскошная жизнь: походы в рестораны, театры, концерты. Она любила хорошую одежду, бархат, шелк, меха. С другой стороны, зачем-то училась на курсах, интересовалась историей, посещала храмы, Раскольничье кладбище и т.д. Герой признается, что она ему непонятна.

Когда рассказчик говорит о своей возлюбленной, то он путается, то «здесь и сейчас», то «по памяти». Смена этих ракурсов происходит столь незаметно, что можно говорить о наложении перспектив восприятия.

В чем проявилось мастерство писателя?

Раскроем «тайны Бунина-стилиста с помощью филологического анализа, тем более что, по меткому выражению В. Ходасевича, «Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию».

Какие художественные средства использует Бунин в этом рассказе? (Эпитеты, Метафоры, оксюмороны и т. д.)

Найдите оксюмороны в тексте? (Неприлично красив, красота и ужас на кладбище). С помощью этого приёма автор показывает противоречивость героев.

Обратите внимание на наиболее повторяющиеся эпитеты, характеризующие «тайну красоты» героини. (Загадочная, непонятная, восточная красавица, шамаханская царица..)

Вот еще один прием, характерный для Бунина: синестетическое описание: глаза её были ласковы и тихи.

В литературоведении используется сравнение бунинской манеры компоновать детали внешнего мира с японским искусством икебаны, т. е. ценность единичного в структуре целого.

Запах комнаты соединяется с запахом цветов.

Кульминационная сцена происходит в освещенной спальне. А в финале рядом окажется три раза повторенное слово «тёмный»:

«И вот одна из идущих посередине инокинь или сестёр устремила взгляд своих тёмных глаз в темноту. Что она могла в темноте видеть, как она могла почувствовать моё присутствие. «

Таким образом, характеризуя «бунинскую филологию», мы пришли к пониманию «бунинской философии» любви как о «неком высшем напряжённом моменте бытия», который озаряет всю жизнь человека».

4. Заключительное слово преподавателя

В рассказе «Чистый понедельник» показана любимая И. Буниным тема мучительно-счастливого мига любви, краткого и одновременно вечного, незабвенного:

Зачем же воскрешаешь Ты во сне,
Несрочной радостью сияя,
И дивно повторяется восторг,
Та встреча краткая земная,
Что Бог нам дал и тотчас вновь расторг.

5. Домашнее задание

Самостоятельный анализ читательского восприятия одного из рассказов Бунина («Холодная осень», «Солнечный удар», «Натали»): эмоции, воображение, ассоциации.

Литература.

1. Акимова С.А. Урок литературы в 11 классе. И.Бунин «Чистый понедельник».

2.Долгополов Л. Рассказ «Чистый понедельник» в системе творчества Бунина эмигрантского периода. Л., 1985. С. 340.

4. Кучкина О. Бунин Иван Алексеевич. Любимые лица России. М., 1997. Т. 2. С. 216-223.

6. Николина М. А. Лингвистический анализ рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник». Русская словесность. М, 1996. № 3. С. 79.

7. Яблоков Е. Толстовский подтекст в рассказе И. Бунина («Чистый понедельник» и «После бала»). Литература в школе. М., 1998. № 1. С. 5-11.

Источник

Презентация по литературе на тему «Рассказ Бунина «Чистый понедельник»» (11 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов. Смотреть фото Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов. Смотреть картинку Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов. Картинка про Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов. Фото Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема любви в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник» Своеобразие лирического повествования в прозе писателя

Послеоктябрьское творчество Бунина

9 ноября 1933 г. последний из русских классиков дореволюци­онной школы, автор романа «Жизнь Арсеньева» стал Нобелевским лауреатом «за правдивый артистичный талант, с которым вос­создал в художественной прозе типичный русский характер».

Эмигрантский период Бунинского творчества «Чем настойчивее История вовлекала его в общеевропейский круговорот, тем более подчёркнуто культивировал он в себе рус­ского писателя, признанного кристаллизовать главные сюжеты родной литературы, спрятать в своего рода стилистическую теп­лицу классическое русское слово. А затем как бы зайти на проща­ние в «особняк» отечественной культуры, поклониться родной обители, уйти и погасить за собою свет. Свет и был погашен. » А.Н. Архангельский

«Тёмные аллеи» Я написал лучшую свою книгу. И.А. Бунин

Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён литераторов?

Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён литераторов? Таким образом, её внутренний мир настолько же отличен от внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого, и даже «не в меру разудало­го» Шаляпина. Настолько же отличен Чистый понедельник от Мас­леницы.

Найдите приметы в тексте Как соотносятся в рассказе приметы конкретной эпохи и напоминания о древности? Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя и посещение Новодевичьего монастыря, Ро­гожского кладбища?

Как характеризует рассказчик свою возлюбленную? В чем проявилось мастерство писателя?

Оксюморон Неприлично красив; красота и ужас на кладбище С помощью этого приёма автор показывает противоречивость героев.

Вывод: Таким образом, характеризуя «бунинскую филологию», мы пришли к пониманию «бунинской философии» любви как о «неком высшем напряжённом моменте бытия», который озаряет всю жизнь человека».

Домашнее задание Сообщения о жизни и творчестве А.И. Куприна; читать рассказ «Гранатовый браслет»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов. Смотреть фото Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов. Смотреть картинку Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов. Картинка про Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов. Фото Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов

Номер материала: ДБ-336998

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов. Смотреть фото Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов. Смотреть картинку Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов. Картинка про Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов. Фото Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов

Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ

Время чтения: 1 минута

Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов. Смотреть фото Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов. Смотреть картинку Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов. Картинка про Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов. Фото Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов

Время чтения: 2 минуты

Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов. Смотреть фото Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов. Смотреть картинку Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов. Картинка про Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов. Фото Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов

Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря

Время чтения: 1 минута

Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов. Смотреть фото Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов. Смотреть картинку Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов. Картинка про Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов. Фото Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов

Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года

Время чтения: 1 минута

Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов. Смотреть фото Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов. Смотреть картинку Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов. Картинка про Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов. Фото Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов. Смотреть фото Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов. Смотреть картинку Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов. Картинка про Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов. Фото Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок – размышление по рассказу И. А. Бунина «Чистый понедельник»

Презентация к уроку

Цели урока:

Оформление и сопровождение:

компьютерная презентация, музыкальный проигрыватель, «Лунная соната» Л. В. Бетховена.

Предварительное задание ученикам:

— Каков смысл заглавия рассказа?

— Какие приметы реального времени 1912-1914 года мы находим в тексте для изображения Москвы? Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён?

— Какие художественные средства использует Бунин в этом рассказе?

— Как вы понимаете финал рассказа?

Технологии: информационно-образовательные (презентация), развития критического мышления (проблемные вопросы), проектной деятельности (индивидуальные задания), дебаты (обсуждение спорных вопросов), игровые (экскурсия).

Ход урока:

(Звучит «Лунная соната» Л. В. Бетховена) (Презентация слайд №1)

(Презентация слайд № 2)

И.А. Бунин оставил достаточно богатое литературное наследие. Он писал рассказы, повести, романы, был восхитительным поэтом. Но, пожалуй, известнейшим произведением Бунина является цикл «Темные аллеи». Каждый рассказ этого цикла посвящен теме любви. Это чувство для Бунина непостижимое, неистовое, пронзительное, счастливое и горестное в один и тот же миг. «Чистый понедельник» вошел в сборник «Тёмные аллеи».

(Презентация слайд №3)

(Презентация слайд № 4)

Рассказ «Чистый понедельник» написан в 1944 г., но переносит нас в Москву начала века, в 1912-1914 гг., в годы, предшествовавшие 1 Мировой войне, т.е. более чем 30 лет назад, это вызвано в первую очередь желанием реставрировать будущее, обращаясь к прошлому.

Для полноценного восприятия рассказа необходимо понимание некоторых реалий быта, церковной обрядовости, литературно-артистической жизни начала века.

(Презентация слайд № 5)

(Чистый понедельник первый день великого поста, наступающего после разгульной Масленицы.

(Презентация слайд № 6)

Великий пост 7 недель перед Пасхой в течение, которого верующие, христиане, воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне. Великая четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого «чистым».

В «Чистый понедельник», как и в последующие 2 дня, практикуется очень строгий пост. По возможности, верующие стараются воздерживаться от пищи, усерднее молиться, бороться с греховными страстями. На Руси и ряде других православных народов существовал обычай в этот день чистить дом от «духа масленицы» и ходить в баню, то есть наводить физическую (телесную) чистоту. В крайнем случае, можно поесть, но не более одного раза (желательно вечером, после захода солнца), не вкушая при этом масла и варёной пищи. Например, можно немного утолить голод небольшим количеством чёрного хлеба с солью и водой или несладким чаем.

(Презентация слайд № 7)

Название «Чистый понедельник» происходит от стремления провести первый день поста в чистоте. Литургически этот день начинается накануне вечером, в воскресенье, когда во всех православных храмах совершается чин вечерни, по окончании которого совершается церемония взаимного прощения. Все присутствующие в храме кланяются и просят друг у друга взаимного прощения. Таким образом, христиане начинают Великий пост с чистой совестью, с прощения и с новой христианской любовью.)

(Презентация слайд № 8)

(A. Белый, B. Брюсов, Л. Андреев, Гуго фон Гофмансталь, Артур Шницлер, Тетмайер Казимеж, Ст. Пшибышевский – модных авторов того времени, символистов, поэтов декаданса и т.п.

В повествовании они появляются для того, чтобы показать круг интересов героев.

(Презентация слайд № 9)

Для создания характеров героев автор не использует внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев. Но, чтобы показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса, «высокопарный» роман В. Брюсова, который не интересен ей. У неё же в номере гостиницы «зачем-то висит портрет босого Толстого», а как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона Каратаева. В аристократически утончённой и загадочной, в ней неожиданно проступают черты Катюши Масловой, жертвенной и чистой воскрешающей души из последнего (самого любимого Буниным) романа Л. Н. Толстого «Воскресение».

Таким образом, её внутренний мир настолько же отличен от внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого, и даже «не в меру разудалого» Шаляпина. Настолько же отличен Чистый понедельник от Масленицы.)

(Презентация слайды № 10, 11)

(Каждый вечер они встречаются и едут в ресторан обедать, затем едут либо на концерт, либо в театр, либо на лекцию. Он бывает у нее часто. Они погружены в реальную полубогемную жизнь. Но постепенно рядом с этой привычной и сладкой жизнью проявляется другая жизнь.)

(Презентация слайд № 12)

(Он молодой человек. Хорош собою, даже красив почему-то южной горячей красотой, даже неприлично красив. И характер у него южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке. Герой является и повествователем, который рассказывает историю своей любви к Ней. Его все устраивает в отношениях. Он не задумывается, к чему приведут эти отношения, можно сказать, что у него есть некая поверхностная оценка событий, он беззаботен, легкомыслен, открыт.

(Презентация слайды № 13, 14,15. Звучит «Лунная соната»)

Во всех портретных характеристиках героини подчеркивается восточная красота «смуглое янтарное лицо», «черные волосы», «черные брови, черные глаза». Эпитеты «бархатный», «черный», «янтарный». В самом портрете некая таинственность, противоречивость, восточная красота. Почему восточная красота? Подчеркнуть ее необычность, непохожесть, отличие от других нездешней прелестью: «А у неё красота была, какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо с маленькими тёмными родинками. «

Она необычная, в ней необъяснимые противоречия. С одной стороны, «похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у нее любимые и нелюбимые: книги читала всякие, любила поесть и тут же говорила о том, зачем вообще люди едят». Казалось, что ей нравится роскошная жизнь: походы в рестораны, театры, концерты. Она любила хорошую одежду, бархат, шелк, меха. С другой стороны, зачем-то училась на курсах, интересовалась историей, посещала храмы, Раскольничье кладбище и т.д. Герой признается, что она ему непонятна.)

(Презентация слайд № 16)

(Эпитеты, метафоры, оксюморон, контраст)

(Презентация слайды № 17,18,19,20,21,22)

В Прощёное воскресенье: Новодевичий монастырь – могилы Эртеля, Чехова – Ордынка, дом Грибоедова – Трактир Егорова в Охотном ряду (икона Богородицы Троеручицы)

(Презентация слайд № 23)

В Чистый понедельник: «капустник» Художественного театра.

(Героиня полностью раскрывается, когда вдруг предлагает поехать на кладбище, и мы вместе с героем узнаем, что она часто ходит в кремлевские соборы, в монастыри, любит читать русские летописные сказания. В ее душе совпали тяга к божественному и ко всему богатству космоса, колебания и тоска по идеалу. Ей представляется, что только в монастырях и духовных песнопениях сохранилось «чувство родины, ее старины», духовность. Но нельзя сказать, что героиня не пытается найти смысл в окружающем ее мире- не случайно ведь так широк круг ее увлечений. Да, она полностью отдается чувству любви, и в своих чувствах она не сомневается, но она абсолютно уверена в том, земное счастье не то, что нужно ей.

Чистый понедельник — это самый первый день Великого поста. Более того, это наиболее строгий, наиболее «чистый» день поста, когда верующие стремятся держать себя и в телесной, и в духовной чистоте, отказываясь не только от пищи, но и от других жизненных удовольствий. И вот именно в этот день героиня бунинского рассказа, словно бы с каким-то дерзким вызовом, с каким-то даже цинизмом, делает всё наоборот: с удовольствием пьёт шампанское на «капустнике», разухабисто танцует «полечку Транблан», а потом впервые отдаётся своему поклоннику…)

(Презентация слайды № 24,25,26)

(Скорее всего, это невозможно. В ее душе живет вечная потребность в душевной чистоте, жажда веры. И решение изменить жизнь приходит к ней именно в чистый понедельник, в первый день Великого поста.

Она с самого начала знала, что не сможет быть женой. Ей суждено быть вечной невестой, невестой Христа. Она нашла свою любовь, она выбрала свой путь. Можно подумать, что она ушла из дома, но на самом деле она ушла домой. И даже её земной возлюбленный простил ей это. Простил, хотя и не понял. Он не мог понять, что теперь «она может видеть в темноте», и «вышел из ворот» чужого монастыря.

Возможно, в этом произведении Бунин выразил свою надежду на то, что вскоре такой чистый понедельник наступит для всей России, она очистится от своих грехов и духовно возродится для новой, лучшей жизни.)

(Звучит «Лунная соната» Бетховена)

Героиня рассказа изображена на духовном распутье. Ho в итоге она все же принимает решение, то единственное, верное решение, которое, по Бунину, было предопределено и России — всей ее судьбой, всей ее историей. Путь покаяния, смирения и прощения. Еще и потому она отказалась от будущего, которое могло бы сложиться счастливо, потому решилась уйти от всего мирского, что невыносимо для нее исчезновение красоты, которое она ощущает повсюду.

В рассказе «Чистый понедельник» показана любимая И. Буниным тема мучительно-счастливого мига любви, краткого и одновременно вечного, незабвенного.

Следуя мысли писателя, природа любовного чувства такова, что оно несет и разрушение, и созидание. Любовь – это краткая вспышка, сильнейшая, сжигающая, много дающая, но и много забирающая.
Любовь не может длиться долго. Она исчезает, оставляя боль утраты, но и память, чувство, что прожил жизнь не зря. Любовь – это смысл жизни. По Бунину, только это чувство делает человеческую жизнь наполненной.
Это произведение и о любви, и о красоте, и о долге человека, и о России, и о ее судьбе. Наверное, поэтому он был самым любимым рассказом Бунина, лучшим, по его словам, из того, что им было написано, за создание которого он благодарил Бога.

Источник

УРОК-ПРАКТИКУМ ИЗУЧЕНИЕ РАССКАЗА ИВАНА БУНИНА «ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ пгт. Смирных

МО ГО «Смирныховский» Сахалинской области

ИЗУЧЕНИЕ РАССКАЗА ИВАНА БУНИНА

Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать

— активизировать самостоятельность исследовательской деятельности учащихся;

а) особенность понимания Буниным любви;

б) противоречивость характера героини;

в) «филологию Бунина»;

— развивать навыки творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий, рассказа;

— прививать любовь к слову, воспитывать патриотизм.

Вопросы и задания к уроку:

Символично ли название рассказа?

Имена каких деятелей литературно-художественной жизни России и Европы начала ХХ века встречаются в рассказе? Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён?

описание героини (портрет, позы, жесты, манеры);

События рассказа протекают в январе-марте. Какие религиозные праздники упоминаются в тексте?

Индивидуальное задание. Подготовить рассказ о «Прощеном воскресенье, «Чистом понедельнике».

Беседа. Послеоктябрьское творчество И.А. Бунина.

Как принял И.А. Бунин революцию?

Отношение к России И.А. Бунина.

Темы и мотивы «окаянного» периода.

Материал для беседы.

Сообщения учащихся о важнейших этапах творчества писателя.

«Чем настойчивее История вовлекала его в общеевропейский круговорот, тем более подчёркнуто культивировал он в себе русского писателя, признанного кристаллизовать главные сюжеты родной литературы, спрятать в своего рода стилистическую теплицу классическое русское слово. А замет как бы зайти на прощание в «особняк» отечественной культуры, поклониться родной обители, уйти и погасить за собою свет.

Во внезапно затемненном здании предметы меняют облик, контуры их расплываются, мерцает лунный сумрак, но если хорошо приглядеться, без труда узнаешь знакомые очертания.

Попробуем «вглядеться в очертания» лучшего, по заявлению самого писателя, рассказа «Чистый понедельник», вошедшего в сборник «Тёмные аллеи».

Работа с произведением «Тёмные аллеи».

Несколько слов о книге.

Работа с планом (составленным либо учителем и размноженным на всех учащихся, либо составленным учащимися дома самостоятельно).

Композиция, темы и мотивы книги «Тёмные аллеи».

«Я написал лучшую свою книгу».

Композиция: 3 части, 37 рассказов.

Мотивы любви в произведениях Бунина:

Пробуждение и влечение к женщине («Начало»).

Первая любовь и близость с женщиной («Зойка и Валерия»).

Зрелая любовь молодого мужчины («Муза», «Визитные карточки», «Генрих» и мн.др.).

Любовь в конце жизни («В Париже»).

«О счастье мы всегда лишь вспоминаем…» («Поздний час», «Руся»).

Анализ рассказа «Чистый понедельник» (12 мая 1944)

Для полноценного восприятия рассказа необходимо понимание некоторых реалий быта, церковной обрядовости, литературно-артистической жизни начала века.

Чистый понедельник – первый день великого поста, наступающего после разгульной Масленицы.

Масленица – Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту. Символика обряда связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны.

Великий пост – 7 недель перед Пасхой, в течение которого верующие – христиане воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне. Великая четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого «чистым».

Символично ли название рассказа?

Чистый понедельник – в православной традиции – своеобразная граница, рубеж между жизнью – суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни.

Чистый понедельник – и переход, и начало: от светской, греховной жизни – в вечную, духовную.

Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён литераторов?

— Для создания характеров героев автор не использует внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев. Но, чтобы показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса, «высокопарный» роман В. Брюсова, которые не интересны ей. У неё же в номере гостиницы «зачем-то висит портрет босого Толстого», а как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона Каратаева… В аристократически утонченной и загадочной, в ней неожиданно проступают черты Катюши Масловой, жертвенной и чистой воскрешающей души из последнего (самого любимого Буниным) романа Л.Н. Толстого «Воскресение».

Таким образом, её внутренний мир настолько же отличен от внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого, и даже «не в меру разудалого» Шаляпина. Настолько же отличен Чистый понедельник от Масленицы.

Как соотносятся в рассказе приметы конкретной эпохи и напоминания о древности? Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя и посещение Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища?

Можно ли представить героиню в ситуации «земного счастья»?

Как описывает автор свою героиню?

— Портрет, позы, жесты, манеры держаться. Как подчёркивается мотив «восточной» красоты? («А у неё красота была, какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо с маленькими тёмными родинками…»)

Всё это составляет секрет женского обаяния.

Как характеризует рассказчик свою возлюбленную?

В центре рассказа образ героини, «непонятной» рассказчику. Для характеристики героини используются слова «загадочность», «странность».

Когда рассказчик говорит о своей возлюбленной, то он путается, то «здесь и сейчас», то «по памяти». Смена этих ракурсов происходит столь незаметно, что можно говорить о взаимоналожении перспектив восприятия.

В чем проявилось мастерство писателя? Раскроем «тайны Бунина-стилиста с помощью филологического анализа, тем более что, по меткому выражению В. Ходасевича, «Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию».

Какие художественные средства использует Бунин в этом рассказе? (Эпитеты, Метафоры, оксюмороны и т.д.)

Давайте вспомним, что такое оксюморон? От греч. буквально – остроумно-глупое. Стилистическая фигура, парадоксально звучащая антитеза, представленная в виде контрастных слов: «толпа мертвецов» (Некрасов), «пышное природы увяданье» (Пушкин).

Найдите оксюмороны в тексте? ( Неприлично красив, красота и ужас на кладбище). С помощью этого приёма автор показывает противоречивость героев.

Обратите внимание на наиболее повторяющиеся эпитеты, характеризующие «тайну красоты» героини. ( Загадочная, непонятная, восточная красавица, шамаханская царица…)

Вот еще один прием, характерный для Бунина: синестетическое описание: глаза её были ласковы и тихи.

В литературоведении используется сравнение бунинской манеры компоновать детали внешнего мира с японским искусством икебаны, т.е. ценность единичного в структуре целого.

Кульминационная сцена – это фейерверк различных деталей поэтики.

Запах комнаты соединяется с запахом цветов.

Свет. В начале рассказа – полутьма и поцелуи.

Кульминационная сцена происходит в освещенной спальне. А в финале рядом окажется три раза повторенное слово «тёмный»:

«И вот одна из идущих посередине инокинь или сестёр устремила взгляд своих тёмных глаз в темноту … Что она могла в темноте видеть, как она могла почувствовать моё присутствие…»

Свет озаряет любовь. И напротив, любовь – это вспышка света. Так и в этом рассказе. Как Масленицу сменяет Чистый понедельник, так и героиня, подарившая, наконец, долгожданную близость герою, уходит в монастырь. Озарила и исчезла.

Таким образом, характеризуя «бунинскую филологию», мы пришли к пониманию «бунинской философии» любви как о « неком высшем напряженном моменте бытия, который озаряет всю жизнь человека».

Заключительное слово учителя

В рассказе «Чистый понедельник» показана любимая И. Буниным тема мучительно-счастливого мига любви, краткого и одновременно вечного, незабвенного:

Самостоятельный анализ читательского восприятия одного из рассказов Бунина («Холодная осень», «Солнечный удар», «Натали»): эмоции, воображение, ассоциации…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *