Доклад что такое земля 2 класс
Урок по окружающему миру для 2 класса «Планета Земля. Строение Земли»
Земля – планета Солнечной системы
Смена дня и ночи на
Земле
Смена времён года на Земле
Тепловые пояса Земли
Земля́ — третья от Солнца планета Солнечной системы. Земная кора — это верхняя часть твёрдой земли. Внутренние области Земли состоят из толстого, относительно твёрдого слоя называемого мантией, которая покрывает жидкое внешнее ядро и внутреннее твёрдое железное ядро. Приблизительно 70 % поверхности планеты занимает Мировой океан, остальную часть поверхности занимают континенты и острова. Все воды Земли составляют её водную оболочку, или гидросферу. Окутывает Землю толстым слоем воздушная оболочка – атмосфера.
Земля вращается вокруг себя и одновременно обращается вокруг Солнца и делает вокруг него полный оборот примерно за 365 дней. В результате на Земле чередуются день и ночь, сменяются времена года.
Задание для группы.
Вставьте пропущенные буквы в словах. Если затрудняетесь, пропустите слово и подчеркните его красным карандашом. Озаглавьте текст.
Приблизительно 70 % поверхности планеты занимает Мировой океан, поэтому нашу планету называют голубой планетой. Остальную часть поверхности занимают континенты и острова. Самый тёплый океан – И _ _ _ _ _ _ _ й. Все воды Земли составляют её водную оболочку, или г_ _ _ _ _ _ _ _ _. Окутывает Землю толстым слоем воздушная оболочка – а_ _ _ _ _ _ __.
Земля вращается вокруг своей оси и одновременно обращается вокруг Солнца. Вокруг своей оси наша Земля делает полный оборот за 24 _ _ _ _. В результате на нашей планете чередуются день и _ _ _ _. Полный оборот вокруг Солнца Земля совершает примерно за _ _ _ _ год, в результате чего на Земле происходит смена времён _ _ _ _.
— Взаимодействуют ли друг с другом оболочки Земли?
– Что произойдет, если одна из оболочек будет нарушена?
– Что удерживает тепло, получаемое Землей от Солнца?
– Что спасает Землю от перегрева или переохлаждения?
– Почему это не происходит на Луне?
— А что интересует вас?
— Взаимодействуют ли друг с другом оболочки Земли?
– Что произойдет, если одна из оболочек будет нарушена?
– Что удерживает тепло, получаемое Землей от Солнца?
– Что спасает Землю от перегрева или переохлаждения?
– Почему это не происходит на Луне?
— А что интересует вас?
— Взаимодействуют ли друг с другом оболочки Земли?
– Что произойдет, если одна из оболочек будет нарушена?
– Что удерживает тепло, получаемое Землей от Солнца?
– Что спасает Землю от перегрева или переохлаждения?
– Почему это не происходит на Луне?
— А что интересует вас?
— Взаимодействуют ли друг с другом оболочки Земли?
– Что произойдет, если одна из оболочек будет нарушена?
– Что удерживает тепло, получаемое Землей от Солнца?
– Что спасает Землю от перегрева или переохлаждения?
– Почему это не происходит на Луне?
— А что интересует вас?
— Взаимодействуют ли друг с другом оболочки Земли?
– Что произойдет, если одна из оболочек будет нарушена?
– Что удерживает тепло, получаемое Землей от Солнца?
– Что спасает Землю от перегрева или переохлаждения?
– Почему это не происходит на Луне?
— А что интересует вас?
— Взаимодействуют ли друг с другом оболочки Земли?
– Что произойдет, если одна из оболочек будет нарушена?
– Что удерживает тепло, получаемое Землей от Солнца?
– Что спасает Землю от перегрева или переохлаждения?
Доклад-сообщение «Планета Земля»
окружающий мир, астрономия
Земля – это единственная уникальная планета, на которой царит жизнь. А, где жизнь – там должны быть воздух и вода. Поэтому Землю часто именуют «голубой планетой». Учёные, с целью изучения нашей планеты, разрабатывают и используют уникальные научные технологии. Можно смело утверждать: на сегодняшний день Земля является самой изученной планетой, которая, вместе с тем, хранит в своих таинственных недрах множество удивительных загадок.
Общее описание Земли
Наша планета является самой крупной среди планет, составляющих земную группу. В эту группу, помимо Земли, входят такие планеты, как Меркурий, Венера и Марс. Земля занимает третью позицию по удалённости от Солнца, и является пятой по таким параметрам, как: масса, плотность и диаметр.
По возрасту «голубая планета» является ровесницей Солнечной системы: её возраст составляет порядка 4,5 млрд. лет. Некоторые учёные полагают, что наша планета сформировалась из пыли и газа – «отходов», оставшихся при формировании звезды по имени Солнце.
К примеру, самые древние горные породы, изученные человеком, были образованы около 200 млн. лет назад. А, появление условий, благоприятных для зарождения жизни, стало возможным около 3,5 млрд. лет назад. Мы же, как современные люди, сформировались относительно «недавно» — около 40.000 лет назад.
Наша «голубая планета» имеет форму шара, слегка приплюснутого в районах Северного и Южного полюсов. Длина экватора Земли составляет 40.076 км.
Не следует забывать, что Земля, и вся флора/фауна, населяющие её, вращается вокруг Солнца по эллиптической орбите, радиус которой составляет 150 млн. км. Временной период, за который наша планета обращается по своей орбите, длится ровно год (365 календарных дней). Вращение происходит со скоростью 29,8 км./сек. Примерное расстояние от Земли до Солнца равно 149. 543. 000 км.
Также «голубая планета» вращается вокруг собственной воображаемой оси, в направлении с запада – на восток. Полный цикл оборота Земля совершает за 23 часа 56 мин. При этом, ось вращения имеет наклон, равный 66,5 градусам по отношению к плоскости орбиты: благодаря этому осуществляется регулярная смена ночи и дня.
К тому же, наша планета одновременно производит вращение вокруг звезды по имени Солнце, то приближаясь, то отдаляясь от светила – благодаря этому осуществляется смена времён года.
«Анатомия» Земли
Общая характеристика планеты Земля
Поверхность нашей планеты состоит из 80% воды и лишь 20% суши, состоящей из шести материков, таких как: Евразия, Африка, Австралия, Северная/Южная Америка, Антарктида и множества различных островов.
Самой высокой точкой нашей планеты является гора Эверест – 8.852 метра над уровнем моря.
Земля обладает четырьмя основными климатическими поясами: экваториальным, тропическим, умеренным и полярным. Помимо этого существует четыре переходных пояса: субтропический, субэкваториальный, субарктический и субантарктический.
На экваторе Земли представлены самые высокие температурные показатели, доходящие до +70 градусов; а самые холодные в Антарктиде, где температурная отметка опускается до – 85 градусов.
Гидросфера Земли
На сегодняшний день, ни на одной планете Солнечной системы не обнаружилась вода. Наша «голубая планета» единственная, обладающая гидросферой. Самой главной частью земной гидросферы является Мировой океан, который можно условно разделить на четыре океана — Атлантический, Тихий, Индийский и Северный Ледовитый.
Самая низкая точка Земли расположена на глубине 11.022 метра ниже уровня моря: находится она в центре Марианского желоба, на дне Тихого океана.
Атмосфера Земли
Атмосферный слой стоит на страже защиты нашей планеты от таких неприятностей, как: метеориты (они сгорают в верхних слоях атмосферы) и ультрафиолетовые излучения.
Наверняка многие наблюдали завораживающие по красоте фотографии Земли, которые были сделаны из космоса нашими космонавтами. На этих фото предстаёт, закутанная в «мантию» облаков, издающая яркий голубой свет, прекрасная планета Земля. Голубое свечение происходит благодаря кислороду, содержащемуся в воздухе.
Верный спутник Земли – Луна
На Луне отсутствует пригодная для жизни атмосфера. Земной спутник осуществляет вращение по орбите в форме эллипса с периодичностью в 27 дней. Луна вращается вокруг собственной оси, но к Земле она всегда обращена лишь одной стороной: мы можем наблюдать только освещённую солнечным светом часть лунной поверхности.
Луна имеет на Землю огромное воздействие: благодаря своей близости, она влияет на отливы/приливы, перемены в магнитном поле нашей планеты. Помимо этого, Луна спасает Землю, перехватывая летящие к ней метеориты.
Земля – наш общий дом
Земля – это дом для каждого человека. Но также на ней обитают животные, растения, бактерии. От благополучия Земли зависит качество нашей жизни, поэтому важно заботиться о родной планете.
Что мы получаем от Земли?
Как бы сильно не продвинулись люди на пути технического прогресса, они всё же неотрывно связаны с природой. Она обеспечивает нас множеством ресурсов.
Рассмотрим важнейшие из них:
Воздействие человека на Землю
Возможности нашей планеты велики, но не беспредельны. В последние века деятельность человека привела к серьезным изменениям на Земле, которые в свою очередь негативно отразились и на самом человеке.
Из-за вырубки лесов их площадь сильно сократилась. В Европе почти не осталось крупных лесных массивов. В результате уменьшилась и численность животных, обитающих в лесу.
Выбросы промышленности и транспорта привели к ухудшению качества воздуха во многих городах. Появилось такое явление, как смог. Это искусственный туман, вызванный загрязнением атмосферы. При смоге падает видимость на дорогах, а многие люди страдают от заболеваний легких. Например, во время смога в Лондоне в 1952 г. погибло более 12 тыс. человек.
Другое последствие загрязнения атмосферы – это глобальное потепление. Дело в том, что один из главных выбросов промышленности – это углекислый газ. Он способен создавать так называемый парниковый эффект. Чем больше концентрация углекислого газа в атмосфере, тем выше средняя температура воздуха. Из-за роста температуры многие страны столкнулись с очень сильной жарой в летние месяцы и ростом территории пустынь (этот процесс называется опустыниванием).
Загрязняется и вода. В океанах есть настоящие моря из промышленного мусора. Вода во многих реках вблизи крупных городов не пригодна для питься и даже для плавания в ней. Уже сегодня ряд стран сталкивается с дефицитом пресной воды.
Во второй половине XX в. стало ясно, что чрезмерная эксплуатация природных ресурсов планеты может привести человечество к катастрофе. Земля не способна выдержать ту нагрузку, которую на нее оказывает человек. Но если природа планеты будет разрушена людьми, то сами люди от этого и пострадают, так как не смогут получать продовольствие, чистый воздух и воду от Земли.
Как защитить природу Земли?
В последние годы правительства стран мира делают акцент на экологию. Происходит развитие источников энергии, не связанных с выбросом углекислого газа. Такими источниками являются течение рек, приливы морей, солнечный свет, ветер.
Большой проблемой являются выхлопы транспорта. Их сокращают тремя способами:
Подведение итогов
Человек использует ресурсы планеты для обеспечения своей жизни. Но эти ресурсы ограничены и при чрезмерном использовании истощаются. Истощение природы опасно для человека и может привести к катастрофе.
Земля – наш общий дом (2 класс, окружающий мир)
Удивительно прекрасна наша планета: она богата морями и реками, лесами и лугами, и дает все необходимое для жизни. Земля – наш общий дом, ведь помимо людей ее населяет множество живых существ, от микроскопических бактерий до огромных синих китов. Чтобы наши потомки могли наслаждаться жизнью на этой планете, нужно очень бережно к ней относиться.
Что дает нам Земля?
Человек неразрывно связан с природой. Несмотря на все научные достижения, люди не могут жить вне природы, которая была и остается источником жизни для всех живых существ.
Важнейшими составляющими, которыми обеспечивает нас природа, являются:
Солнце – это яркая звезда, состоящая из раскаленного газа. Она обладает огромными запасами энергии, которую излучает в пространстве. Земля с благодарностью принимает свет и тепло, исходящее от Солнца. Благодаря этому небесному светилу на нашей планете происходит:
Такое привычное и такое удивительное вещество – вода. Молекула воды состоит всего лишь из двух основных компонентов: водорода и кислорода. Однако без нее жизнь на планете была бы невозможна. В зависимости от температуры вода может находиться в трех состояниях: твердом (лед), жидком (жидкость) и газообразном (водяной пар).
Рис. 2. Мировой океан.
Воздух – это газовая оболочка, которая покрывает нашу планету. Она регулирует тепло на поверхности Земли, защищает от метеоритов и солнечной радиации. Если бы не было воздушной прослойки, вся жидкость моментально бы закипела, а солнечные лучи сожгли бы все живое.
Что для человека важнее: воздух, вода или тепло? Без солнца люди могут жить, но будут часто болеть и голодать. Без воды можно прожить около 5 дней. А вот без воздуха человек сможет продержаться не дольше нескольких минут.
Живая земля – наш общий дом
К сожалению, в процессе деятельности человека природа несет огромные потери. В погоне за прибылью люди забывают, насколько важно беречь окружающий мир. Очень важно помнить, что в природе все взаимосвязано. И если нарушится хотя бы одно звено природной цепочки, то наш мир может навсегда измениться.
К негативным последствиям человеческой деятельности относят:
Рис. 3. Загрязнение окружающей среды.
Человек может исправить свои ошибки, главное – вовремя это сделать. Для сохранения природы в ее первозданном виде во многих странах открываются природные заповедники. Это место, где нельзя вести строительные работы, мусорить, жечь костры, охотиться. Животные и растения чувствуют себя в заповедниках очень хорошо, ведь только там они надежно защищены от человека.
Что мы узнали?
Согласно плану программы по окружающему миру за 2 класс мы рассмотрели тему «Земля – наш общий дом». Мы узнали, насколько тесно связан человек с природой, какими жизненно важными компонентами она нас обеспечивает. Также мы выяснили, насколько важно беречь окружающий нас мир.
Урок «Планета Земля. Строение Земли. » 2 класс
Урок «Планета Земля. Строение Земли. » 2 класс
Тема: Планета Земля. Строение Земли.
Цели : Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление; воспитывать интерес к географии, научно-познавательной литературе; познакомить с внутренним строением Земли и географической оболочкой Земли.
Цель : включить учащихся в исследовательский поиск по расширению знаний о строении Земли.
Задачи: 1. Обнаруживать проблемы.
2. Работа с методами исследования. Освоение доступных способов изучения окружающего мира.
3. Формулирование определений.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов. (метапредметные)
5. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Личностные УДД: смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)
Регулятивные УДД: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Познавательные УДД: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель.
Оборудование: мультимедийное, диск с презентацией «Строение Земли», варёное яйцо, рабочая тетрадь (с. 14), учебник (с. 61-64), «литосфера», «гидросфера», «атмосфера», «ядро», «мантия», «земная кора», «географическая оболочка», тесты «Веришь ли ты».
Применение технологии развития критического мышления, исследовательских методов.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
Готовы к новым открытиям? Желаю удачи!
1. Создание ситуации успеха.
В главе «Как изучают окружающий мир» вы познакомились с основами исследовательской работы.
-Мы говорили ка проводит исследование ученый, где и как можно получить информацию об изучаемом объекте. Давайте вспомним основные методы исследования (В ходе коллективного обсуждения, дети должны назвать основные методы: «Подумать самостоятельно», «Спросить у другого человека», «Посмотреть в книгах», «Посмотреть по телевизору», «Получить информацию у компьютера», «Понаблюдать», «Провести эксперимент», «Связаться со специалистом»). На доске формируется модель «МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»
Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? (Исследовать)
— Что мы сегодня будем исследовать на уроке?
– Что мы называем общим домом? (Нашу планету.)
— Чтобы начать исследование, что мы должны сделать вначале? (определиться с темой)
Тему нашего исследования вы узнаете, когда выполните первое задание.
Создание ситуации разрыва.
Установление разрыва между знанием и незнанием.
Вставьте пропущенные буквы в словах. Если затрудняетесь, пропустите слово и подчеркните его красным карандашом. Озаглавьте текст.
Фиксация места разрыва в знаково-символической форме
– Что вы знаете о нашей планете? Из каждой группы один человек выходит к доске, выбирает себе карточку из набора:
Рассказывают то, что написано в тексте, относящееся к данной карточке и помещают эту карточку или в группу «Я знаю», или в группу «Хочу узнать».
Все ли слова текста вы смогли восстановить?
– Что вы хотите узнать о нашей планете? (Строение Земли)
— Сформулируйте тему нашего урока. Цели
Формулирование учебной задачи учащимся и учителем.
– Что означают слова «Земля» и «земля»?(работа со словарём Ожёгова)
– Объясните значения выражений: «Мы живем на Земле» и «Мы копаем землю».
– Вы копали землю? Что там внутри? Хотели бы вы заглянуть в недра Земли и узнать, что там?
– Этот вопрос волнует ученых очень давно, но ответ на него может быть только предположительным, потому что добраться до центральной зоны планеты значительно труднее, чем до границ Солнечной системы. Даже сверхглубокая скважина пока не ушла глубже 13 км.
— Скажите, где и как вы можете получить информацию о строении Земли?
— А давайте спросим у компьютера. (видеофильм) 5 мин.
А еще строение Земли можно сравнить с куриным яйцом. Демонстрация опыта
Тарелочка с варёным куриным яйцом.
Разрезаем яйцо пополам. Если бы можно было разрезать Землю пополам, то внутри будет ядро Земли (похоже на желток).
Подведём итог: Как устроена земля?
Кроме внутренних слоев ученые выделяют на Земле оболочки, которые как бы окружают ее.
Эти оболочки носят названия: атмосфера, гидросфера, биосфера и литосфера. А вот объяснить вы попробуете сами, я лишь дам вам подсказку. (лист с подсказкой). Обратите внимание на значок на слайде, вы должны хорошенько подумать.
(Рассматривается интерактивный плакат «Оболочки Земли» в презентации).
– Что такое литосфера? Запишите определение. Обозначьте это на схеме.
– Что такое гидросфера? Запишите определение. Обозначьте это на схеме.
– Что такое атмосфера? Запишите определение. Обозначьте это на схеме.
Верхняя часть литосферы, гидросфера и нижняя часть атмосферы составляют географическую оболочку Земли. Здесь возникла еще одна оболочка – биосфера. Если работа вызовет у учащихся затруднения, то они могут воспользоваться подсказкой. Кроме того, подсказка есть в названии плаката. (Оболочки Земли)
Воздушная оболочка Земли – атмосфера.
Какие из новых слов вы уже слышали?
Литосфера, гидросфера и атмосфера тесно взаимосвязаны между собой. Вода и воздух удерживают тепло, получаемое Землёй от Солнца, и спасают от перегрева и охлаждения, подобно одежде человека.
Самое время проверить как вы усвоили материал. Вы сегодня отлично поработали в группах, но пришло время самостоятельно подумать. Но проведём мы самостоятельную работу необычным способом, а в виде игры «Веришь – не веришь». Встаньте, пожалуйста. Я сейчас буду произносить предложения, если ты согласен с моим утверждением, то есть веришь мне- поднимаешь руки вверх, если не согласен-крутишься в стороны. Веришь ли, что:
Слово «земля» пишется с большой и с маленькой буквы;
Внутреннее строение Земли можно сравнить с куриным яйцом;
У нашей планеты Земля нет атмосферы;
Без воды и воздуха невозможна жизнь на Земле;
Гидросфера – это воздушная оболочка земли;
Люди являются частью биосферы.
Почему ошиблись (не внимательны, не все запомнили, нужно закрепить материал дома)
Сможете ли вы сейчас вставить пропущенные буквы в слова, которые вы подчеркнули, работая в группах. Сделайте это.
Отметь на карточке методы исследования, которые ты сегодня использовал на уроке.
— Наша планета очень красивая. Мы – жители планеты Земля, должны как можно больше знать о нашей планете, беречь её, охранять, заботиться о её процветании. Поэтому Я. Аким назвал нашу планету – планетой-садом.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей нету.
— Какое открытие вы сделали для себя на уроке?
— Что нового узнали на уроке?
-Что вам понравилось на уроке?
-Что бы вы хотели выполнить ещё раз?
6. Домашнее задание.
— Кого заинтересовала данная тема?
— Как вы думаете, где можно найти информацию о нашей планете Земля?
– Взаимодействуют ли друг с другом оболочки Земли?
– Что произойдет, если одна из оболочек будет нарушена?
– Что удерживает тепло, получаемое Землей от Солнца?
– Что спасает Землю от перегрева или переохлаждения?
– Почему это не происходит на Луне?
— А что интересует вас?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок «Планета Земля. Строение Земли. » 2 класс
Учебник «Мы и окружающий мир» Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков.
Тема: Планета Земля. Строение Земли.
Цели: Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление; воспитывать интерес к географии, научно-познавательной литературе; познакомить с внутренним строением Земли и географической оболочкой Земли.
Цель: включить учащихся в исследовательский поиск по расширению знаний о строении Земли.
Задачи: 1. Обнаруживать проблемы.
2. Работа с методами исследования. Освоение доступных способов изучения окружающего мира.
3. Формулирование определений.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов. (метапредметные)
5. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Личностные УДД: смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)
Регулятивные УДД: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Познавательные УДД: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель.
Оборудование: мультимедийное, диск с презентацией «Строение Земли», варёное яйцо, рабочая тетрадь (с. 14), учебник (с. 61-64), «литосфера», «гидросфера», «атмосфера», «ядро», «мантия», «земная кора», «географическая оболочка», тесты «Веришь ли ты».
Применение технологии развития критического мышления, исследовательских методов.
Ход урока
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
Готовы к новым открытиям? Желаю удачи!
1. Создание ситуации успеха.
В главе «Как изучают окружающий мир» вы познакомились с основами исследовательской работы.
-Мы говорили ка проводит исследование ученый, где и как можно получить информацию об изучаемом объекте. Давайте вспомним основные методы исследования (В ходе коллективного обсуждения, дети должны назвать основные методы: «Подумать самостоятельно», «Спросить у другого человека», «Посмотреть в книгах», «Посмотреть по телевизору», «Получить информацию у компьютера», «Понаблюдать», «Провести эксперимент», «Связаться со специалистом»). На доске формируется модель «МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»
Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? (Исследовать)
— Что мы сегодня будем исследовать на уроке?
– Что мы называем общим домом? (Нашу планету.)
— Чтобы начать исследование, что мы должны сделать вначале? (определиться с темой)
Тему нашего исследования вы узнаете, когда выполните первое задание.
Установление разрыва между знанием и незнанием.
Вставьте пропущенные буквы в словах. Если затрудняетесь, пропустите слово и подчеркните его красным карандашом. Озаглавьте текст.
– Что вы знаете о нашей планете? Из каждой группы один человек выходит к доске, выбирает себе карточку из набора:
Рассказывают то, что написано в тексте, относящееся к данной карточке и помещают эту карточку или в группу «Я знаю», или в группу «Хочу узнать».
Все ли слова текста вы смогли восстановить?
– Что вы хотите узнать о нашей планете? (Строение Земли)
— Сформулируйте тему нашего урока. Цели
– Что означают слова «Земля» и «земля»?(работа со словарём Ожёгова)
– Объясните значения выражений: «Мы живем на Земле» и «Мы копаем землю».
– Вы копали землю? Что там внутри? Хотели бы вы заглянуть в недра Земли и узнать, что там?
– Этот вопрос волнует ученых очень давно, но ответ на него может быть только предположительным, потому что добраться до центральной зоны планеты значительно труднее, чем до границ Солнечной системы. Даже сверхглубокая скважина пока не ушла глубже 13 км.
— Скажите, где и как вы можете получить информацию о строении Земли?
— А давайте спросим у компьютера. (видеофильм) 5 мин.
Тарелочка с варёным куриным яйцом.
Разрезаем яйцо пополам. Если бы можно было разрезать Землю пополам, то внутри будет ядро Земли (похоже на желток).
Ядро покрывает мантия, подобно яичному белку (вязкая как густой мёд). Все внутренние части Земли прикрывает земная кора (как скорлупа). Внутренние слои Земли имеют очень высокую температуру и очень большое давление.
Подведём итог: Как устроена земля?
Кроме внутренних слоев ученые выделяют на Земле оболочки, которые как бы окружают ее.
Эти оболочки носят названия: атмосфера, гидросфера, биосфера и литосфера. А вот объяснить вы попробуете сами, я лишь дам вам подсказку. (лист с подсказкой). Обратите внимание на значок на слайде, вы должны хорошенько подумать.
(Рассматривается интерактивный плакат «Оболочки Земли» в презентации).
– Что такое литосфера? Запишите определение. Обозначьте это на схеме.
– Что такое гидросфера? Запишите определение. Обозначьте это на схеме.
– Что такое атмосфера? Запишите определение. Обозначьте это на схеме.
Верхняя часть литосферы, гидросфера и нижняя часть атмосферы составляют географическую оболочку Земли. Здесь возникла еще одна оболочка – биосфера. Если работа вызовет у учащихся затруднения, то они могут воспользоваться подсказкой. Кроме того, подсказка есть в названии плаката. (Оболочки Земли)
Все воды Земли – гидросфера.
Воздушная оболочка Земли – атмосфера.
Какие из новых слов вы уже слышали?
Литосфера, гидросфера и атмосфера тесно взаимосвязаны между собой. Вода и воздух удерживают тепло, получаемое Землёй от Солнца, и спасают от перегрева и охлаждения, подобно одежде человека.
Самое время проверить как вы усвоили материал. Вы сегодня отлично поработали в группах, но пришло время самостоятельно подумать. Но проведём мы самостоятельную работу необычным способом, а в виде игры «Веришь – не веришь». Встаньте, пожалуйста. Я сейчас буду произносить предложения, если ты согласен с моим утверждением, то есть веришь мне- поднимаешь руки вверх, если не согласен-крутишься в стороны. Веришь ли, что:
Почему ошиблись (не внимательны, не все запомнили, нужно закрепить материал дома)
Сможете ли вы сейчас вставить пропущенные буквы в слова, которые вы подчеркнули, работая в группах. Сделайте это.
Отметь на карточке методы исследования, которые ты сегодня использовал на уроке.
IX Итог урока.
— Наша планета очень красивая. Мы – жители планеты Земля, должны как можно больше знать о нашей планете, беречь её, охранять, заботиться о её процветании. Поэтому Я. Аким назвал нашу планету – планетой-садом.
Планета-сад.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей нету.
— Какое открытие вы сделали для себя на уроке?
— Что нового узнали на уроке?
-Что вам понравилось на уроке?
-Что бы вы хотели выполнить ещё раз?
6. Домашнее задание.
— Кого заинтересовала данная тема?
— Как вы думаете, где можно найти информацию о нашей планете Земля?
– Взаимодействуют ли друг с другом оболочки Земли?
– Что произойдет, если одна из оболочек будет нарушена?
– Что удерживает тепло, получаемое Землей от Солнца?
– Что спасает Землю от перегрева или переохлаждения?