Для чего была нужна каравелла
Что такое каравелла
Каравелла — это парусное судно с двумя или тремя мачтами, на которых закреплены косые и прямые паруса. Слово каравелла происходит от португальского «Cavaro» — маленькое парусное судно.
Как использовали каравеллу
До 30-х годов XV века каравелла выполняла роль рыбацких судов, а также использовалась как торговое судно. С 1550 года каравеллы начали использоваться португальцами для работорговли и исследовательских походов. Походы совершались вдоль западного побережья Африки и мыса Доброй Надежды. Каравеллы редко принимали участие в морских сражениях, но в истории были и такие случаи. Португальский король Жуан II оснастил небольшие каравеллы артиллерийскими орудиями. В сочетании с их высокой маневренностью, которая не позволяла большим судам взять каравеллу на абордаж, они смогли легко потопить суда неприятеля.
Виды каравелл
Каравелла-латина представляет собой небольшое судно с тремя мачтами и латинским вооружением на них. Именно на таких судах португальские мореплаватели исследовали побережье Африки и Индийский океан.
Каравелла-редонда — это судно также с тремя мачтами, но имеющее уже прямые паруса. Эти паруса наиболее эффективны при походах в открытом море и для переходов через океан, где присутствуют в основном попутные ветра. Использовались они при плавании из Европы к берегам Америки, а также в походах по Бискальскому заливу.
Каравелла-армады. Главным их отличием является наличие четвертой мачты, так называемой фок-мачтой, имеющей прямой парус. Также такая каравелла имела более высокий бак и пушечные порты, в которых располагалось до 40 вертлюжных пушек и фальконетов. Водоизмещение у каравелл-армад достигало 150 т. Каравелла-армады участвовали в походах на всем протяжении XIX века.
Вооружение каравелл
Каравеллы не имели тяжелого вооружения и состояло оно в основном из легких пушек. Эти легкие вертлюжные пушки назывались бомбарды и устанавливались на верхней палубе или на планшире. Имелись также арбалеты, алебарды и аркебузы.
Легкое вооружение каравелл не могло противостоять тяжелому вооружению других типов кораблей и поэтому они не часто участвовали в морских сражениях. Каравеллам нашли активное применение как десантным кораблям. Легкие бомбардиры демонтировались с корабля, перевозились на берег и там использовались по назначению. Стреляли бомбардиры картечью и свинцовыми ядрами, которые могли изготавливаться прямо на борту каравеллы.
Каравелла
Одним из важных моментов в истории развития человечества стала эпоха величайших географических открытий. За считанные десятилетия рамки привычного для людей мира необыкновенно раздвинулись. На старых картах появились новые государства, материки, моря и океаны. Безусловно, этим великим открытиям сопутствовало множество причин, как политического, так и экономического и социального характера. Большую роль в этом сыграли великие технические достижения в области мореплавания. Чтобы отважиться на далекие плавания, необходимы были прочные, ходкие и вместительные корабли. Именно таким судном была каравелла. Все выдающиеся мореплаватели того времени — Колумб (с 1492 г.), Васко да Гама (1497—1498 года), Магеллан (1519—1522 года) и другие совершили свои беспримерные экспедиции на каравеллах.
Каравелла
Если в начале средневековья судно было в основном весельным, где парус играл чаще вспомогательную роль, то в конце средневековья морское судно претерпело кардинальные изменения — оно лишилось весел, стало исключительно парусным. На смену привычному прямоугольному парусу пришел треугольный или косой, получивший название от арабов «латинского». Сначала к носовой части судна (форштевню) подтягивался передний конец рея; к мачте рей крепился наклонно в нижней его трети. В зависимости от направления и силы ветра угол наклона можно было менять. Позже от наклонного рея отказались и вверх стали поднимать гафель на короткой мачте. Благодаря косому парусу, который реагировал на малейшее дуновение ветерка, значительно облегчилось управление судном. Еще одно изменение коснулось количества парусов. Теперь появилась еще одна мачта с носовым парусом, что позволило ходить и при боковом ветре.
Появление в XII-XIV веках таких транспортных судов, как неф и когг, стали началом перехода от весельно-парусных кораблей к парусным. На нефе заменили переднюю мачту с артемоном на сильно наклоненный к носу бушприт, выступающий впереди форштевня. На главной и носовой мачте паруса были треугольные. Чтобы увеличить скорость судна, начали устанавливать две, а позже три или четыре мачты, на которые крепились треугольные рейковые паруса. Благодаря кормовой мачте корабль стал более маневренным.
Макет каравеллы Колумба — Нинья
Со временем на суднах стали использовать прямой и косой паруса вместе. Благодаря такому сочетанию судно приобретало высокую скорость и прекрасную маневренность. Уже в XII столетии были широко распространены трехмачтовые корабли, на которых большой парус (грот) приводил судно в движение, с помощью остальных двух меньших парусов судно могло маневрировать. В XV веке паруса стали дробить. Выше грота установили меньший парус — марсель. Над бушпритом поставили блинд-парус. Меньшими по объему парусами было легче управлять, хотя в целом управление парусами становилось большим и сложным искусством.
Наряду с парусами совершенствовался и руль. Сначала в кормовой части судна с обеих сторон были отверстия для весел с широкими лопастями, которыми судно управлялось. В XIII веке рулевое колесо поместили позади кормы, теперь на него не влияла качка и он прекрасно выполнял свои функции. В начале XIV века впервые появился руль, напоминающий современный. Многие века доски обшивки судна крепились внахлест друг на друга. К концу XIV века сначала в Испании и Португалии, позже — во Франции начали применять обшивку вгладь. В этом случае пояса досок прилегали друг к другу заподлицо боковыми гранями. Благодаря такой обшивке сопротивление корпуса судна при движении уменьшалось, обеспечивалась лучшая герметичность, было легче крепить обшивку к шпангоутам. На Балтике корабль такой конструкции впервые появился в 1459 году, в Англии — лишь в начале XVI века. В просторечье корабли с подобным креплением обшивки назвали «каравеллами», что в переводе с итальянского звучит как «красивая форма».
Каравелла-символ эпохи великих географических открытий
Каравелла-символ эпохи великих географических открытий.
Каравемлла — тип парусного судна, распространённый в Европе, особенно в Португалии и Испании, во второй половине XV — начале XVII века. Один из первых и наиболее известный тип кораблей, с которых начиналась эпоха Великих географических открытий.
Благодаря своему поэтичному названию, Каравелла ассоциируется со всеми средневековыми океанскими путешествиями и открытиями новых земель, тем самым незаслуженно вытеснив более пригодные для морских походов и более распространённые в то время каракки. Хотя каравеллы и участвовали в океанских походах, это было на начальном этапе Эпохи Великих географических открытий, во время первых походов португальцев вдоль западного африканского побережья. Позже каравеллы играли второстепенную роль в составе эскадр, состоящих из каракк, в том числе в походах Христофора Колумба, Васко да Гамы, Фернана Магеллана.
Плавания Колумба через Атлантический океан (начиная с 1492 г.), путешествие Васко да Гамы вокруг Африки и через Индийский океан (в 1497-1498 гг.), плавания Кабрала (в 1500 г.) и Америго Веспуччи (в 1498-1502 гг.), а также беспримерное кругосветное путешествие Магеллана (в 1519-1522 гг.) были совершены на каравеллах. Эти корабли как бы вобрали в себя все лучшее, что успели накопить за предшествующие века искусства судостроения и кораблевождения.
Сравнивая между собой типовые корабли начала и конца средневековья, сразу можно отметить их главное отличие: если в конце античности морское судно было по преимуществу весельным, а парус играл только вспомогательную роль, то в начале нового времени судно стало исключительно парусным и совершенно лишилось весел.
Первое упоминание португальской каравеллы встречается в документе, связанном с событиями 1226 года, когда некая каравелла была насильно включена в состав Английского флота при его возвращении в Гасконь. Очевидно, что это уже более значимое, чем просто небольшая лодка, судно, которое было достойно упоминания о включении в состав флота, и которое было способно к плаванию в Бискайском заливе.
В законодательных документа португальского города Вила-Нова-ди-Гая от 1255 года каравелла упоминается как судно, с которого платится наименьшая входная пошлина. То есть каравелла на тот момент была наименьшим судном, среди упомянутых. Подобный Кастильский документ 1255-1256 годов так же помещает каравеллу среди судов других типов.
Появление в XII-XIV веках таких транспортных судов, как неф и когг, стали началом перехода от весельно-парусных кораблей к парусным. На нефе заменили переднюю мачту с артемоном на сильно наклоненный к носу бушприт, выступающий впереди форштевня. На главной и носовой мачте паруса были треугольные. Чтобы увеличить скорость судна, начали устанавливать две, а позже три или четыре мачты, на которые крепились треугольные рейковые паруса. Благодаря кормовой мачте корабль стал более маневренным.
Со временем на суднах стали использовать прямой и косой паруса вместе. Благодаря такому сочетанию судно приобретало высокую скорость и прекрасную маневренность. Уже в XII столетии были широко распространены трехмачтовые корабли, на которых большой парус (грот) приводил судно в движение, с помощью остальных двух меньших парусов судно могло маневрировать. В XV веке паруса стали дробить. Выше грота установили меньший парус — марсель. Над бушпритом поставили блинд-парус. Меньшими по объему парусами было легче управлять, хотя в целом управление парусами становилось большим и сложным искусством.
Наряду с парусами совершенствовался и руль. Сначала в кормовой части судна с обеих сторон были отверстия для весел с широкими лопастями, которыми судно управлялось. В XIII веке рулевое колесо поместили позади кормы, теперь на него не влияла качка и он прекрасно выполнял свои функции. В начале XIV века впервые появился руль, напоминающий современный. Многие века доски обшивки судна крепились внахлест друг на друга. К концу XIV века сначала в Испании и Португалии, позже — во Франции начали применять обшивку вгладь. В этом случае пояса досок прилегали друг к другу заподлицо боковыми гранями. Благодаря такой обшивке сопротивление корпуса судна при движении уменьшалось, обеспечивалась лучшая герметичность, было легче крепить обшивку к шпангоутам. На Балтике корабль такой конструкции впервые появился в 1459 году, в Англии — лишь в начале XVI века. В просторечье корабли с подобным креплением обшивки назвали «каравеллами», что в переводе с итальянского звучит как «красивая форма».
Со временем каравеллы стали совершенствоваться. У них вместо косых парусов появились прямые, и благодаря им судами стало легче управлять при попутном ветре. Колумбовская “Пинта” принадлежала к новому поколению каравелл, и у нее были прямые нелатинские паруса, в то время как у “Ниньи” они были треугольными, как у классических моделей, которые изначально служили в рыболовных целях.
Колумб перед пересечением Атлантики у Азорских островов решил заменить косые паруса на “Нинье” прямыми. И не ошибся. Ведь если бы не это, то каравелла, возможно, не смогла бы добраться до берегов Америки. Так постепенно вышли из потребления паруса латинского типа. И если бы после этого кого-то спросили, что такое каравеллы, то уже никто бы не ответил, что это суда с косым парусным снаряжением.
Колумб первым из достоверно известных путешественников пересёк Атлантический океан в субтропической и тропической полосе северного полушария и первым из европейцев ходил в Карибском море и в Саргассовом море. Он открыл и положил начало исследованию Южной и Центральной Америки, включая их континентальные части и близлежащие архипелаги — Большие Антильские (Куба, Гаити, Ямайка и Пуэрто-Рико), Малые Антильские (от Доминики до Виргинских островов, а также Тринидад) и Багамские острова.
Первооткрывателем Америки Колумба можно назвать с оговорками, ведь ещё в Средние века на территории Северной Америки бывали европейцы (см. Винланд). Но, поскольку за пределами Скандинавии сведений об этих походах не было, именно экспедиции Колумба впервые сделали сведения о землях на западе всеобщим достоянием и положили начало колонизации Америки европейцами.
Всего Колумб совершил 4 плавания к Америке:
- Первое плавание (3 августа 1492 15 марта 1493). Второе плавание (25 сентября 1493 — 11 июня 1496). Третье плавание (30 мая 1498 — 25 ноября 1500). Четвёртое плавание (9 мая 1502 — 7 ноября 1504).
Каравелла Колумба
Освоение компаса и развитие картографии, ставшие возможным с изобретением печатного станка, открыли новые перспективы для мореплавания. Для дальних путешествий нужны были быстрые, манёвренные, прочные и вместительные суда, не нуждающиеся в гребцах и не зависящие от направления ветра. Такими судами стали каравеллы, на них путешествовали все главные герои эпохи Великих географических открытий: Колумб в 1492-1493 гг., Васко да Гама в 14971498 гг., Америго Веспуччи в 1498-1502 гг., Магеллан в 1519-1522 гг.
Каракка и две каравеллы
Каравелла — это корабль нового типа, способный преодолеть океан. Под «каравеллой» здесь понимается несколько типов судов XV-XVI вв. для долгих морских экспедиций. Их общее устройство рассмотрим на примере «Санта-Марии» — флагманского корабля Х. Колумба, на котором была открыта Америка.
Строго говоря, «Санта-Мария» — это каракка, судно крупнее каравеллы, но устроенное сходно с ней. В экспедиции Колумба к берегам Америки участвовали и две каравеллы — «Пинта» и «Нинья». «Санта-Мария» разбилась у берегов Америки, ни одного её подлинного изображения не сохранилось, и её облик воссоздают по описаниям.
Больше парусов
Каравелла собрала все достижения судостроения предшествующих веков. В её парусном вооружении обычно сочетаются прямые и косые (латинские) паруса. Треугольным латинским парусом удобно «ловить ветер». Его устанавливали не поперек, а почти вдоль ветра. Он «чувствовал» дуновение даже самого лёгкого ветерка, позволял идти круче к ветру и облегчил маневрирование. У небольших каравелл-латина были только латинские паруса.
Однако такие паруса не создавали ветру достаточной площади упора для передвижения тяжёлого судна. Поэтому на крупных каравеллах-редонда и каракках в дополнение к латинскому парусу на бизани (кормовой мачте) на остальных мачтах ставили прямые четырёхугольные паруса с большой площадью упора для ветра. Каравелле в дальних переходах нужна была скорость, и её наращивали за счёт увеличения площади парусов. Но с большим парусом трудно управляться, и в шторм, если его вовремя не свернуть, он может сломать мачту. Тогда придумали вместо одного большого паруса на одной мачте ставить два паруса той же общей площадью. Паруса стали меньше и легче, и для управления ими требовалось меньше моряков, что позволило сократить экипаж.
Руль и румпель
Движение древних кораблей направляли парой больших рулевых вёсел с двух сторон кормы. Но на большом корабле рулевых гребцов на двух бортах разделяет несколько метров, и им трудно управлять веслами синхронно. В XIII в. стали пользоваться одним рулевым веслом на правом борту. Но при боковых ветрах судно под напором ветра кренилось то на левый, то на правый борт, и рулевое весло либо погружалось слишком глубоко в воду и им нельзя было управлять, либо вообще не доставало до воды.
Тогда руль, наполовину погружённый в воду, поместили по центру, строго за кормой. Древко и лопасть (перо) руля крепили на петлях к кормовому выступу киля и поворачивали наподобие двери. На древко надевали румпель (рукоятку), проходящий в отверстие борта на высоте палубы. Поворачивая румпель, управляли рулём. Для облегчения управления руль в конце XVI в. стали поворачивать штурвалом, связанным с румпелем тросовой передачей.
В каравелла (португальский: каравела, IPA: [kɐɾɐˈvɛlɐ] ) был небольшой высокоманевренный парусник разработан в 15 веке португальский исследовать побережье Западной Африки и Атлантический океан. В треугольный паруса дали ему скорость и способность плавать наветренный (избиение). Каравеллы использовались португальцами и Кастильцы для океанских экспедиций в 15-16 веках, во время Эпоха открытий.
Содержание
Этимология
Его английское название происходит от португальского каравела, что, в свою очередь, может происходить из арабский кариб, используется для обозначения древнего типа лодок, известных как карабус в латинский или же κάραβος в Греческий, что, возможно, указывает на некоторую преемственность его карвел билд Через года. [1]
История
До 15 века европейцы ограничивались прибрежным судоходством. Они использовали баржу или Balinger (Баринель), которые были древними грузовыми судами Средиземное море вместимостью от 50 до 200тонны. Эти лодки были хрупкими, с одной мачтой с фиксированным квадратом. плыть которые не смогли преодолеть навигационные трудности исследования океана на юге, поскольку сильные ветры, косяки и сильный Океанские течения легко подавили свои способности.
Каравелла восходит к более ранним португальским рыбацким лодкам, построенным в 13 веке на основе средневековый исламский кариб. [2] Каравелла была разработана примерно в 1451 году на базе существующих рыбацких лодок при спонсорской поддержке Генрих Навигатор Португалии, и вскоре стал предпочтительным судном для португальских исследователей, таких как Diogo Cão, Бартоломеу Диас или же Гаспар и Мигель Корте-Реаль, и по Христофор Колумб. Они были маневренными и более управляемыми, чем барса и баринель, грузоподъемностью от 50 до 160 тонн и от 1 до 3. мачты, с треугольный треугольные паруса, позволяющие избиение.Будучи меньше и имея неглубокий киль, каравелла могла плыть вверх по реке на мелководье прибрежных вод. С прикрепленными латинскими парусами он был очень маневренным и мог плыть намного ближе к берегу, в то время как с прикрепленными квадратными парусами атлантического типа он был очень быстрым. Его экономичность, скорость, маневренность и мощность сделали его лучшим парусным судном своего времени. Ограниченная вместимость для груза и экипажа была их основным недостатком, но не помешала его успеху.
Исследование, проведенное с помощью каравелл, сделало торговля специями возможно португальское и испанское. Однако для самой торговли каравеллу позже заменили более крупной каррак (нау), что было выгоднее для торговли. Каравелла была одним из величайших кораблей в Развитие иберийских кораблей с 1400 по 1600 гг..
Дизайн
Благодаря меньшему весу и, соответственно, большей скорости, каравелла была настоящим подарком для моряков. Ранние каравеллы обычно имели две или три мачты с латинские паруса, в то время как более поздние типы имели четыре мачты. Ранние каравеллы, такие как каравела тильхада 15 века имели среднюю длину от 12 до 18 м (от 39 до 59 футов), среднюю грузоподъемность от 50 до 60 тонн, [3] высокое отношение длины к длине луча, около 3,5: 1, и узкая эллипсоидальная рама (в отличие от круглой рамы у нау), что делает их очень быстрыми и маневренными, но с несколько низкой производительностью. Именно на таких кораблях Христофор Колумб отправился в свою экспедицию в 1492 году; Санта Мария был нау около 100 тонн, которые служили флагманом и Пинта и Нина были небольшие каравеллы около 15–20 м с шириной 6 м и водоизмещением около 60–75 тонн.
Каравелла с квадратным вооружением
Он использовался во флотах береговой охраны у Гибралтарского пролива и в качестве вооруженного эскорта торговых судов между Португалией и Бразилией и в Кейп-Рут. Некоторые считают это предшественник боевых действий галеон и оставался в употреблении до 17 века.