Для чего была нужна политика просвещенного абсолютизма история 8 класс ответ
Теория и сущность
Родоначальником теории считается философ Томас Гоббс. Ее суть заключается в идее построения сильного светского государства и установлении центральной власти. С одной стороны, абсолютизм впитал в себя многовековые традиции государственного устройства. Однако при этом он нес в себе и новые черты. Помимо прав, абсолютизм накладывал на монархов и обязанности.
В результате во многих европейских странах были проведены реформы, направленные на общее благосостояние и соблюдение государственных интересов.
Писатели и философы того времени с энтузиазмом приняли новые идеи. Один из наиболее известных пропагандистов абсолютизма — Вольтер. Причины реформ просвещенного абсолютизма заключались в попытке объединить философов и правителей и подчинить государство власти «чистого разума».
Изначально определение понятия просвещенной монархии включало в себя:
Проведенные реформы
Изменения, которые постигли общество в результате реформ, были направлены не только на государственный строй, но и на развитие отдельной личности. Они охватывали область экономики, административные и судейские вопросы, образование, церковь, сословные отношения и быт низших слоев. Однако законы по-прежнему принимались монархом и его министрами. Основные мероприятия политики просвещенного абсолютизма состояли в следующем:
Абсолютизм и духовенство
Распространение идей просвещенной монархии ограничило феодальные права не только светского дворянства, но и церкви. Это привело к обострению конфликтов между королевской властью и духовенством.
Абсолютизм выступал за всеобщее просвещение и одновременно осуждал религиозные католические традиции. Светские власти видели сильного противника в лице папской курии и стремились вывести государство из-под религиозного влияния. В католических странах эта борьба велась с особой жестокостью. Признаки наиболее сильного влияния духовенства отмечены в Испании и Португалии.
В итоге были проведены следующие реформы в этой сфере:
В Австрии император Иосиф не только ослабил влияние церковных властей и подчинил их светским. Он вмешался даже в религиозные обряды. Это вызвало возмущение среди народных масс.
Особенности в России
В России идеи просвещенного абсолютизма были восторженно приняты императрицей Екатериной II. Однако правительница не всегда полностью придерживалась духа и буквы западной философии.
Основной концепцией было равенство перед законом всех сословий. Однако императрица выстроила законодательство так, что дворяне имели особый статус при решении многих юридических вопросов. Примером может служить оформление особой «грамоты», которая запрещала конфисковать земли у дворянства, даже если те были осуждены за уголовные преступления. Все имущество передавалось наследникам. Кроме того, представители благородного сословия были избавлены от телесных наказаний.
Формально в российских городах и губерниях было введено местное самоуправление. На деле же основные должности были розданы наиболее влиятельным дворянским фамилиям. Бюрократия и взяточничество только еще более возросли.
Проведена была также полицейская реформа. Основной задачей ее было не допустить крестьянских восстаний, подобных тому, что произошло в 1773—1775 годах.
Для стимуляции развития экономики введены были соответствующие изменения:
Однако процесс развития сильно затормаживали особенности русского самосознания. В стране еще имели большое влияние феодальные устои. Крестьянство было пропитано духом рабства и не принимало новых технологий. В итоге во времена правления Екатерины Россия главным образом экспортировала за рубеж ресурсы — зерно, дерево, парусину и пр.
Просветительские идеи Екатерины тоже были несли в себе немало противоречий. Официально провозглашались идеи общественного образования. И одновременно подверглись жестоким репрессиям видные культурные деятели — Радищев, Новиков и другие. Реформы, касающиеся просвещения, никак не затронули низшие слои российского населения.
Таким образом, эпоха просвещенного абсолютизма Екатерины Великов заложила основы будущих перемен в истории страны, но не привела к быстрым грандиозным преобразованиям.
Отличительные черты в Европе
Изначально характеристики просвещенного абсолютизма предполагали, что монарх имеет не только безраздельные права, но и обязанности перед народом, которым он правит. Эту философию с восторгом приняли наиболее просвещенные и передовые дворяне и государи.
Однако на деле, как только дело доходило до обязанностей и ограничений для монарших особ, все заигрывания с философами сразу прекращались. Роль «доброго короля» не устраивала правителей. Для них это было прежде всего стремление к абсолютной централизованной власти. Допускались некоторые уступки дворянству, купцам и низшим классам.
Примеры проведения реформ в европейских странах приведены в таблице
Государство | Проведенные в это период реформы | Что осталось без изменений |
Австрия | · введено среднее образование; · отмена крепостного права; · крестьяне получили небольшие земельные наделы; · ограничена смертная казнь; · введена пошлина на ввоз товаров и сырья из других стран; · ограничены права католической церкви. | · запрет на выезд за пределы страны; · захват власти в Галиции и Венгрии; · цензура печати; · продление срока военной службы. |
Пруссия | · стало доступно начальное образование; · упорядочение работы финансовых и юридических органов; · защита интересов внутреннего производителя, введение пошлин на импортные товары; · помещики не вправе лишать наделов крестьян. | · запрещено покидать территорию стран; · цензура печати; · запрет свободы слова; · сохранялось крепостное право. |
Швеция | · введен закон о свободе слова и печати; · отменено ограничение для занятия высоких должностей; · свобода веры и религии; · повышение пошлин на ввезенные товары. | · полная зависимость парламента от воли монарха; · прекращение работы совещательных органов. |
Не во всех европейских государствах просвещенный абсолютизм нашел применение. В Польше решающая политическая роль принадлежала шляхте, а король имел скорее номинальное значение. Для Англии эта философия была неинтересна в принципе, поскольку страна значительно опережала своих соседей по экономическому развитию.
Французский трон в XVIII веке принадлежал слабым и нерешительным монархам. В результате дело закончилось кровавой революцией в 1789 году. Она стала последствием недовольства масс, поскольку проводимые реформы были неполными и не отражали интересов всех слоев населения.
Что такое абсолютизм — его признаки, просвещенный абсолютизм Екатерины 2 и причины его исчезновения
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Многие из вас слышали термин абсолютизм. Это не случайно, так как наша страна жила с этой формой правления около 200 лет.
Не избежали формирования абсолютной монархии и европейские страны – Англия, Франция, Испания и другие. У одних он ассоциируется с произволом и бесправием, их оппоненты говорят о порядке и стабильности.
Давайте разберемся что это за строй, каковы его признаки и почему он исторически доминировал на протяжении нескольких столетий.
Абсолютизм — это.
Абсолютизм – это форма правления, которая характеризуется неограниченной верховной властью монарха.
Отличается отсутствием сословно-представительских органов, что полностью нивелирует влияние различных слоев общества на принятие властных решений. Имеет четкую социальную опору, например, европейские монархии делали ставку на дворян, обеспечивая их привилегиями.
Ученые по-разному оценивают причины зарождения абсолютизма. В советское время его считали результатом обострения классовой борьбы между крестьянами и дворянством, а также буржуазией и дворянством.
Современные историки говорят о системных причинах, которые связаны с вызреванием культурных, экономических и социальных изменений, подталкивавших к созданию сильной государственной власти.
Так, усиление конкуренции международной торговли приводило к необходимости проведения политики протекционизма, эффективность которой мог обеспечить только сильный монарх.
В эпоху перемен выигрышным является авторитарный режим, ибо решения приходится принимать быстро, а сложный демократический аппарат будет всегда запаздывать.
Признаки абсолютизма
Рассуждая что такое абсолютизм, нужно четко понимать его признаки, которые позволяют отличить эту форм правления от парламентской и конституционной монархии. К ним относятся:
В отличие от классических тоталитарных и авторитарных режимов, а также деспотии при абсолютизме сохраняется наследственный принцип формирования верховной власти, что позволяет его считать одним из видов монархии.
На видео выше приведен подробный разбор абсолютизма во Франкции, а мы посмотрим на то, как это происходило в России.
Просвещенный абсолютизм Екатерины 2
Получив власть, российская императрица стала активно использовать при принятии политических решений идеи представителей популярного во второй половине XVIII века философского течения Просветителей. На их основе сформировался особый тип монархического правления.
Просвещенный абсолютизм – это политика, направленная на преодоление пережитков феодализма и способствующая формированию буржуазных отношений.
Одна из основных идей этой концепции связана с восприятием монарха как личности, которая несет ответственность за всех подданных. Последним необходимо правильно оценивать такую заботу и способствовать всем начинаниям царя, короля или императора.
Политика просвещенного абсолютизма Екатерины 2 включала в себя следующие направления:
Ярким проявлением намерений Екатерины II осуществить намеченные идеи стал ее компилятивный труд «Наказ». Он был написан для делегатов Уложенной комиссии, сформированной с целью принятия нового сборника законов.
Императрица точно обосновала принципы абсолютистского государства с неограниченной властью монарха и четким сословным разделением общества.
По мнению автора, такое положение вещей связано с естественным порядком управления одними и подчинения другими. Екатерина II была убеждена, что абсолютная власть не лишает людей свободы, а направляет их деятельность на реализацию благих целей.
В Российской империи абсолютизм просвещенный не нашел своего развития, так как жизненные реалии оказались сильнее философских концепций.
Решение вопросов выхода к южным морям, обеспечение экономического развития, поддержание внутренней стабильности требовало усиления власти монарха и расширения привилегий дворянства, что нашло отражение в тотальном бесправии многомиллионной массы крестьян и резком усилении крепостного гнета.
Почему исчез абсолютизм?
В течение определенного времени абсолютизм способствовал формированию предпосылок для становления буржуазных отношений. При поддержке подобных режимов осуществлялась экспансия (что это?) в новые земли Америки, которая привела к первоначальному накоплению капитала и началу создания колониальных империй.
Елизавета I (1558—1603) и Людовик XIV (1654—1715), при которых в Англии и Франции абсолютистский строй достиг апогея (это как?), проводили жесткую политику протекционизма, защищая собственного производителя от конкурентов.
Со временем капиталистические порядки стали усиливаться и оказалось, что монархи старой формации стоят на пути прогрессивных веяний — сдерживают претензии на власть зародившейся буржуазии, мешают развиваться свободному и конкурентному рынку, а также препятствуют деятельности представительных органов.
Накопившиеся противоречия привели к серии буржуазных революций — сначала в Нидерландах, затем в Англии и Франции, а в феврале 1917 года и в России. Везде исход был одинаков — временное или постоянное падение монархии. В Англии, где власть короля реставрировали, ввели принцип «монарх властвует, но не правит».
В истории абсолютизм так и остался политическим строем, который заложил фундамент для перехода в новый формат общества, но не смог адаптироваться к вызревавшим буржуазным реалиям.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Как видим, даже цари не могут встать на пути у капитала, что ни говори, но даже главы государств являются винтиками в системе, а несовпадение интересов монарха с интересами крупных капиталистов, может закончиться для первого весьма печальными последствиями.
Пертр: вспомните Кеннеди (хоть и не монарх, но президент). Поплатился за отклонение от линии партии (капитала).
Неограниченная власть всегда будет негативно влиять на тех людей, которые вынуждены ей подчиняться. Человек, даже самый просвещенный, не может быть абсолютно объективен.
Кроме того, научно доказано, что любая власть, особенно абсолютизм, негативно влияют на психику правящего. Это приводит к деформации личности. В развитых странах даже учителям нужно через время менять профессию, так как это тоже форма власти.
Что такое эпоха просвещенного абсолютизма: идеи, суть реформ
Первыми концепцию просвещенного абсолютизма, сформированную Томасом Гоббсом, применили на практике европейские государства. При Екатерине Великой был создан наказ Уложенной комиссии, где нашли отражение идеи английского философа.
В VIII веке в Европе возникает новое политическое явление: просвещенный абсолютизм. Данная концепция появилась как следствие развития общества. С одной стороны, люди еще считали власть монарха от Бога. Но с другой — появилось убеждение, что не только подданные обязаны выполнять повеления государя, но сам король должен служить своему народу и стране. Эпоха просвещенного абсолютизма охватывает период с середины XVIII века до начала XIX века.
Суть понятия просвещенный абсолютизм
Понятие абсолютизма означает, прежде всего, неограниченную власть монарха. Крупные феодалы больше не имели права «казнить и миловать». Но «просвещенный» абсолютизм означает, что реформы проводятся в интересах всех слоев населения.
Новая политическая концепция, прежде всего, отвечала требованиям зарождающихся национальных государств и их буржуазии. Государствам нужны был грамотные люди, а еще нужно было создавать крупные армии и флот, что требовало развития производства.
Страны
Просвещенный абсолютизм коснулся большинства европейских монархий, включая Австрию, Швецию, Пруссию и другие германские государства, Францию, Испанию, Данию, Португалию. Не обошел он и Российскую империю.
Родоначальником концепции выступил английский философ Томас Гоббс. Его идеи развили французские мыслители Вольтер, Жан-Жак Руссо, Монтескье.
Представители просвещенного абсолютизма
Среди наиболее ярких представителей просвещенного абсолютизма называют австрийского императора Иосифа II, шведского короля Густава III, прусского короля Фридриха II.
Среди русских монархов самым ярким примером считают Екатерину II.
Реформы
С середины XVIII просвещенный абсолютизм дорос до реформ. Они касались многих сфер жизни.
Можно выделить ряд основных изменений:
Особенности реализации политики просвещенного абсолютизма в России
В России реформы тормозились дворянством, ратовавшим за консервацию крепостного строя. Даже выступавший за свободу крестьян Радищев делал это только на словах, пользуясь плодами труда своих крепостных. И философские размышления о свободе ничуть не мешали ему торговать крепостными.
Екатерина при всем желании не могла пойти против воли высшего класса. Она хорошо помнила, как сама пришла к власти, используя дворянское недовольство Петром III.
Императрица много сделала для развития образования. Императрица основала приюты для сирот, которые становились свободным людьми. Были ограничены права церкви, секуляризованы монастырские владения. Более 1 миллиона монастырских крестьян стали государственными. Это значительно улучшило их положение.
Результат Просвещения в России
Лучше всего суть просвещения, как его понимала сама Екатерина II, выражает наказ Уложенной комиссии, принадлежащий перу императрицы.
Основными идеями наказа были:
В основном эти идеи остались только на бумаге. 90% подданных реформы вообще не коснулись — крестьянство осталось в крепостной зависимости, которое только усилилось.
Презентация по Всеобщей истории на тему «Просвещенный абсолютизм» ( 8 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проверка домашнего задания
Дайте характеристику деятелям Просвещения: Вольтер Монтескье Дени Дидро и де Аламбер Жан – Жак Руссо Иоганн Гердер Иоганн Гёте и Фридрих Шиллер Томас Пейн, Бенджамин Франклин и Томас Джефферсон
Что мы должны узнать на уроке?
«Просвещённый абсолютизм» – политика правительств абсолютных монархий Европы в середине и второй половине XVIII в., характеризующаяся следующими признаками: следование идеям Просвещения пребывание во главе государства «просвещённого» монарха, способного преобразовать общественную жизнь на разумных началах стремление к достижению в государстве «общего блага» посредством реформ
Представители просвещённого абсолютизма в Западной Европе : Мария Терезия и Иосиф II в Австрии
Фридрих II- король Пруссии
Екатерина II в России Густав III в Швеции
Кристиан VI-король Дании Карл III — король Испании
2. Мудрецы- советники королей Просветители были убеждены в том, что идеи общественного переустройства должны найти отклик в сердцах государей, а проведение ими реформ поможет изжить старые порядки, суеверия и предрассудки, то есть приведет к совершенствованию общества в целом.
Вольтер утверждал, что « самое большое счастье для людей, когда государь- философ» Он полагал, что для успеха преобразований монарх должен получить неограниченные полномочия. Именно так и действовали все «философы на тронах»
Монархи, надеясь использовать идеи просветителей в своих интересах, покровительствовали философам, называли их «друзьями», просили у них совета, приглашали ко двору и оказывали финансовую помощь. Концерт Фридриха Великого
Берлинская Академия наук
«Добрый и просвещенный монарх», воспитанный на идеях Просвещения, должен проводить реформы в своей стране и перестроить общество на разумных началах. Вольтер долгое время жил при дворе Прусского короля. Дени Дидро в Санкт-Петербурге у Екатерины II. В 1765 году Екатерине представилась возможность привязать к себе Дидро крепкими узами благодарности. Издатель «Энциклопедии», оказавшись на мели, публично известил о намерении продать свою обширную библиотеку. Екатерина не только сразу уплатила запрошенную сумму (15 тысяч франков), но и оставила книги в полном распоряжении их бывшего владельца. Указом императрицы Дидро был назначен пожизненным хранителем собственной библиотеки с ежегодным содержанием в тысячу франков; жалованье было выдано за 50 лет вперед.
3.Политика просвещенного абсолютизма: от идей к практике. Иосиф II Фридрих II Мария Терезия Екатерина II Государи поддерживали постоянную переписку с крупнейшими мыслителями, в письмах просили их совета относительно практических вопросов правления, но поступали всегда по-своему.
Основные мероприятия политики «просвещенного абсолютизма» Используя текст учебника пункт 3 параграфа 3 ( страница 19-20) заполните таблицу Сферы Мероприятия Государственное управление Социальные отношения Образование Религия. Церковь
Запретил продажу крепостных крестьян без земли, признал наследственные права государственных крестьян на их надельные земли Сумел создать справедливый и неподкупный суд, отстоял право подсудимого на защитника и запретил «допросы с пристрастием»( пытки). Его реформы были направлены на совершенствование управления государством, подъем экономики и улучшение жизни народа. Прусский король Фридрих II Великий (1740-1786), из династии Гогенцоллернов крупный полководец, в его правление территория Пруссии удвоилась.
Просвещенный абсолютизм Габсбургов Мария Терезия Габсбург (1740-1780), австрийская эрцгерцогиня, великая герцогиня Тосканская, королева Венгрии и Чехии. Австрийская империя состояла из австрийских, чешских, итальянских земель и земель венгерской короны. Под скипетром Габсбургов объединялось 11 национальностей. Мария Терезия. Отстояв свое право на престол в ходе войны за Австрийское наследство, эта государыня, была вынуждена проводить реформы для того, чтобы укрепить свою, ослабленную войнами, страну.
Императрица ввела централизованную систему налогообложения, отменив налоговые привилегии дворян и духовенства. Австрия получила централизованный государственный аппарат, чиновники которого были преданы монархии, а не тем мелким княжествам и землям, откуда они происходили. Барщина была ограничена тремя днями в неделю, вместо пяти-шести Ввела свободу вероисповедания, что было очень важно в Австрийской империи, в состав которой входили народы, придерживавшиеся католицизма, протестантизма и православия. Она отстранила иезуитов от контроля за системой образования и заметно ее модернизировала. Мария Терезия
4. Просвещение против абсолютизма Из идей Просвещения монархи, проводившие политику просвещенного абсолютизма, заимствовали лишь то, что по их представлению, служило развитию государства и укреплению власти.
А у философов-просветителей была другая цель- построить царство разума и справедливости, в котором человек будет защищен от всякого произвола и наделен правами; где существует разделение властей, препятствующее возникновению тирании.
Проверим ваши знания
1. Каковы характерные черты абсолютизма? Страной управляет парламент. Власть короля второстепенна. Власть короля ничем не ограничивается, при этом самодержец опирается на аппарат чиновников, армию и суд. Власть принадлежит выборному дворянскому собранию. Король полностью подчиняется совещательному органу, но имеет власть над парламентом. 3
2. В чём главная идея политики просвещённого абсолютизма, по мнению философов-мыслителей Руссо, Вольтера и Монтескье? Самодержец взойдя на трон наделяется не только властью, но и обязанностями перед своим народом. Монарх волен принимать любое решение, так как власть короля божественна. Монарх должен исполнять волю совещательных органов. Самодержец должен избираться народом. 1
Домашнее задание § 3
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Данный урок является третим уроком по курсу Всеобщей истории. Работа ведется по учебнику
Всеобщая история. 8 класс. История Нового времени XVIII века. Учебник. Загладин Н. В., Белоусов Л. С.
Инновационная школа. ФГОС
Номер материала: ДБ-931805
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.