Для чего была создана инквизиция
История инквизиции.
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Введение.
Цель и задача.
Основные цель и задача данной работы, это систематически изложить читателю реальные события, причины возникновения инквизиции и историческое развитие. То есть то, что на самом деле происходило в то время, связанное с инквизицией.
Причины возникновения инквизиции.
Святая инквизиция, лат. Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium «Святой отдел расследований еретической греховности», – Общее название ряда учреждений Католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью.
Предыстория и зачатки создания органа инквизиции.
Ранняя христианская церковь страдала как от внешнего врага – римских императоров, так и от внутренних раздоров и нестроений, которые исходили из-за теологических разногласий, здесь и различные толкования священных текстов.
Отражением одной из стадий внутренней борьбы был видимо «Иерусалимский Собор» упоминаемый в 15 главе Деяний Святых Апостолов, а также множество случаев, когда Апостол Павел защищал собственное апостольское служение, убеждал христиан опасаться ложных учений и так далее.
Начиная со второго века христианские авторитеты епископы и местные синоды обличали некоторых богословов как еретиков и определяли доктрину христианства более точно и ясно, стараясь избежать ошибок и разночтений. В связи с этим ортодоксальности стали противопоставлять ересь. Под выбором в данном контексте подразумевается не выбор итоговой гипотезы, как возможной, а сознательный выбор неверного, но «более удобного» пути.
В первых веках существования христианства в обязанности диаконов входило разыскивать еретиков и исправлять их заблуждения. Епископский суд мог отлучить еретика от церкви.
Первое имущественное наказание было введено в 316 году, когда начался церковный раскол в Карфагенской церкви. Впервые угроза смертной казни была введена в 382 в отношении представителей Манихейства, а исполнена в 385 в отношении последователей христианского писателя Присциллиана, казнённого в Трире. Ввёл данную меру Феодосий Великий. Также Карл Великий обязывал епископов следить за «правильным исповеданием веры в их епархиях и искоренять языческие обычаи»
В 11 веке епископы уже прибегали к более жёстким мерам наказания, во время преследования учеников патарии. Наиболее жёстким наказанием было сожжение на костре.
В 12 веке по настоянию Фредериха Барбароссы папа Луций 3 разработал и ввёл систему розыска и выявления религиозных преступлений. Используя старинную практику, папа декретом обязал епископов, прибывших на новое место, подбирать людей из местных, которые должны были открывать новому священноиерарху все преступления и злодеяния в этой местности, которые требовали церковного суда. Для этой процедуры был создан опросный лист.
Строго говоря, особый церковный суд западной христианской католической церкви под названием «инквизиция» возник в 1215 году, то есть в эпоху Высокого средневековья. В 1229 году в Южной Франции Папа Римский Григорий 9 с целью обнаружения, наказания и предотвращения ереси учредил церковный трибунал. Таким образом, речь идёт не обо всей Европе. Однако своего апогея этот церковный институт достиг лишь в 15 веке, а именно в 1478 году. Именно в этот год король Фердинанд 2 Арагонский и королева Изабелла Кастильская с разрешения папы Сикста 4 учредили знаменитую испанскую инквизицию.
В определённом смысле создание святой инквизиции стало реакцией католической церкви на проявление магии в эпоху Ренессанса. Причём инквизиция, безусловно, не без перегибов на местах, должна была бороться с линчеванием, и для этого было важно понять, что служило мотивом для подозреваемого в колдовстве.
«Задача инквизиции», — как писал французский инквизитор 14 века Бернар Ги, — истребить ересь; ересь не может быть уничтожена, если не будут уничтожены еретики; еретики не могут быть уничтожены, если не будут вместе с ними истреблены укрыватели, сочувствующие и защитники.
Чем была ересь, и кем были еретики в понимании инквизиторов? Есть указание, что ересь понималась церковью как намеренное отрицание артикулов католической веры и открытое и упорное отстаивание ошибочных воззрений. Еретиком считался верующий, знакомый с католической доктриной и, тем не менее, отрицающий её и проповедующий нечто противоречащее ей.
Однако, так как официального определения ереси и еретика не было в средние века, то всё зависело от произвольного толкования этих понятий инквизиторами, отсюда и разность поставленных задач. Стремясь с корнем вырвать крамолу, преследовали не только «сознательных» еретиков, но и всех тех, кто имел с ними хоть какое-то отношение. Тысячи ни в чём не повинных людей становились жертвами наговоров, желания некоторых инквизиторов завладеть их имуществом и просто тупости, фанатизма чиновников «святой инквизиции», естественно, что не все люди адекватны.
Создание инквизиции развеяло веру в христианскую религию, как религию всеобщей любви, милосердия и всепрощения.
Правда, ошибочно думая и надеясь на светлость своих убеждений и идей, подвергая свои жертвы чудовищным пыткам, сжигая их на костре, приписывая им часто без всякого основания нелепые преступления и пороки, инквизиторы от лица церкви утверждали, что она это делает всё во имя того христианского милосердия, что она спасает таким образом самое ценное в человеке – его душу и обеспечивает ей вечное, хотя и потустороннее блаженство. Это утверждение было весьма созвучно учению западного христианства о достижении Царства Небесного путём принятия мук и страданий на земле.
Инквизиция душила ростки нового и живого, с таким трудом пробивавшиеся при феодализме, тормозя социальное и духовное развитие человеческого общества.
Автор: священник Андрей Крашенинников, студент бакалавриата богословия НПДС.
Святая инквизиция: когда, где и как?
Средневековье – эпоха долгих кровопролитных войн, массовых казней и смертельных эпидемий. Возрастающая дикость людей того времени стала первопричиной всех тех кошмаров и ужасов, что окутали Европу.
Святая инквизиция, уже с начала XII века, становится тем самым индикатором человеческой жестокости и стремлений властвовать любой ценой. Её главной задачей стал поиск и истребление еретиков и богоотступников, в лице учёных, оппозиционеров и обычных крестьян. Людей поддавали пыткам, гноили в тюрьмах и отправляли на незатухающее кострище святой инквизиции.
Этимология
Инквизиция (от лат. Inquisitio, «розыски», «расследования») — отдельный судебный институт католической церкви, основными обязанностями которого были выявление и искоренение ереси и богохульства.
Святая инквизиция — общее название целого ряда учреждений Римско-католической церкви, задачей которых была борьба с ересью.
История возникновения
Начиная с XII века, католическая церковь столкнулась с невиданным ростом альтернативных религиозных направлений в Западной Европе. Дабы утихомирить и побороть оппозиционные движения папство возложило на плечи епископов новые функции, согласно которым они были обязаны выявлять, судить и передавать еретиков светским властям для наказания.
В XII веке император Священной Римской империи Фридрих I Барбосса поручил папе Луцию III разработать схему розыска и раскрытия религиозных преступлений. Папа, воспользовавшись директом обязал всех новоприбывших епископов подбирать себе доносчиков из числа местных жителей, которые должны были уведомлять нового священноиерарха о всех преступлениях против церкви на вверенной ему местности. Епископ собирал все факты злодеяний и направлял их в специальные церковные суды.
Новосозданный церковный суд католической церкви был сформирован в 1215 г. папой Иннокентием III и получил название – «Инквизиция».
В 1229 г. папой Григорием IX был учреждён специальный церковный трибунал, который занимался поиском, предотвращением и наказанием за распространение ересей.
Суть и средства инквизиции
Суть инквизиции заключалась в определении причастности подсудимого к ереси.
Святая инквизиция занималась поиском еретиков и ведьм, которых обвиняли в связях с нечистой силой. Интересным является тот факт, что помимо инквизиции церкви, преследованием ведьм занимались и светские власти.
Обычно приговоры вынесенные инквизиционным судом сводились к смертной казни (сожжении на костре) и исполнялись уже светскими властями.
Исторические этапы
Историю инквизиции можно разделить на 3 хронологических периода:
Первый период характеризовался эпизодическим гонением отдельных иноверцев, а суд над ними составлял лишь малую часть обязанностей епископов.
Во время второго периода начинают создаваться специальные уполномоченные инквизиционные трибуналы, которые находились в руках доминиканских монахов.
Испанская инквизиция
Инквизиция в Испании берёт своё начало с XIII века и является самой жестокой и кровавой за всю историю гонений католической церкви. Своего апогея она достигла уже в XV веке, благодаря булле Папы Сикста IV, в которой определялись принципы соблюдения церковных доктрин, религиозного обращения в христианство, как истинную веру, всех иудеев (в марран) и мусульман (в моррисков) и обнаружение ересей, с последующим их разоблачением.
Регулярные преследования иноверцев начинаются с момента реформирования инквизиционной системы Фердинандом II Арагонским и Изабеллой Кастильской впоследствии объединения Арагона и Кастилии в одну монархию.
В 1480 году в городе Севилья впервые был создан специальный инквизиционный трибунал, цель которого заключалась в преследовании людей, тайно выполнявших еврейские обряды.
В 1483 году с одобрения папы Сикста IV верховным инквизитором становится духовный наставник королевы Изабеллы Кастильской – Томас-де-Торквемада, который и сделал своё имя синонимом кровожадности и фанатической жестокости, погубившей и искалечившей сотни тысяч жизней.
Основным призванием Торквемады стало полное религиозное и политическое объединение Испании. Создавалась целая сеть специальных инквизиционных учреждений, в которую входили Центральный инквизиционный совет и четыре местных трибунала, число которых вскоре увеличили до 10.
Кроме того, государственная власть Испании охотно возложила на плечи инквизиторов роль цензоров, которые тщательно проверяли и запрещали все, по их мнению, безнравственные и еретические книги, а их авторы подвергались гонению и пыткам.
Объектами гонений становились не только еретики, но и активные политические деятели. Очень часто даже зажиточные граждане оказывались в роли жертв, имея вполне «правильные» христианские верования.
Кроме уже привычных пыток, очень популярными становились и так называемые акты веры (аутодафе), смысл которых заключался в публичном сожжении неугодных Торквемаде и испанской короне инакомыслящих граждан. Впоследствии эти процессы поставили на поток, уничтожая богатых и статусных людей, при этом изымая всё их имущество в пользу государственной казны и инквизиционных органов.
Точное число жертв испанской инквизиции проводимой Торквемадой в период с 1481 по 1498 год до конца не выяснено, но согласно подсчетам, проводимым в начале XIX века, количество пострадавших могло достигать 100 000 человек. Почти 9 тыс. мужчин и женщин были сожжены на костре, 6,5 тыс. – удушены и больше 90 тыс. подверглись пыткам и принудительной конфискации.
Однако, существует и более новые данные, согласно которым, «великий инквизитор» Торквемада, виновен в сожжении только 2 тыс. человек, а значит цифры жертв испанской инквизиции существенно преувеличены. Но это только часть правды, полную картину и точное количество пострадавших мы вряд ли когда-нибудь узнаем.
Православная инквизиция в Российской империи
Позиция Православной Церкви касательно еретиков кардинально отличалась от тех принципов, которыми руководствовалась Западная (католическая) инквизиция.
Инквизиция в России (Российской империи) была введена в 1721 году, когда царь Петр I создал Святейший Синод, с прописанным в нем Духовным Регламентом. Одним из пунктов этого закона назначалась специальная должность – «Протоинквизитор», которую занял иеромонах Пафнутий. Согласно новым нормам, в каждой епархии находился свой «провинциал-инквизитор», которому подчинялись обычные «инквизиторы» из городов и уездов.
Инквизиторы православной церкви, как правило, являлись фискалами, а объектом их внимания выступало духовенство и то, что было связано с его деятельностью.
В круг обязанностей инквизитора входило:
Помимо основных своих функций, инквизиторы следили за взиманием налогов с раскольников. Если среди староверов появлялся духовный наставник – его незамедлительно доставляли в Синод, не допуская распространения старообрядческих верований. Кроме того, инквизиторы были обязаны следить за выполнением государственных законов, как среди священнослужителей, так и среди крестьян.
Духовная инквизиция в России просуществовала недолго и была уничтожена Екатериной I.
Окончание инквизиции
Начиная с эпохи Просвещения, инквизиция начала терять свои позиции.
Ярым противником инквизиционного движения выступил Себастьян Жозе ди Карвалью-и-Мелу (Помбал), который являлся первым министром короля Португалии Жозе I. С его подачи уже в 1771 году инквизицию лишили права цензуры и полностью ликвидировали аутодафе (акт веры, сожжение на костре), а в 1774 году полностью запретили применение пыток к заключённым.
В 1808 году французский император Наполеон I Бонапарт полностью отменил инквизицию на захваченных им территориях Испании, Италии и Португалии. Позже, папа Пий VII окончательно запретил использование пыток.
После португальской революции 1820 года, инквизиция была окончательно отменена на территории всего государства, а с 1821 года от неё отказались и испанские колонии Латинской Америки.
В 1834 году указом королевы Марии Кристины Бурбон-Сицилийской инквизиция в Испании была окончательно отменена.
Из-за невозможности дальнейшего возрождения средневековых инквизиционных движений, уже в 1835 году папа Григорий XVI официально упраздняет все местные инквизиционные трибуналы, оставляя лишь Священную канцелярию, в обязанности которой входило лишь отлучение от церкви (анафема) и издание Индекса запрещённых книг.
В 1966 году папа Павел VI официально упраздняет инквизицию, создавая вместо неё Конгенерацию вероучений и отменяя Индекс.
12 марта 2000 года папа Иоанн Павел II совершил обряд покаяния за грехи сыновей церкви и их преступлений во времена инквизиции.
Книги и фильмы об инквизиции
События, происходившие в эпоху Святой Инквизиции, нашли своё отражение и в литературе. Среди самых известных книг об инквизиции можно выделить:
Среди наиболее значимых фильмов, отразивших события времён кровавой инквизиции, стоит отметить:
Святая инквизиция
Святая инквизиция (лат. Inquisitio — опрос) — учреждение католической церкви для борьбы с ересью.
Содержание
История создания
Цели и средства
Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси.
С конца XV века, когда в Европе начинают распространяться представления о массовом присутствии заключивших договор с нечистой силой ведьм среди обычного населения, в ее компетенцию начинают входить процессы о ведьмах.
В то же время подавляющее число приговоров о ведьмах вынесли светские суды католических и протестантских стран в XVI и XVII веках.
Судебная процедура
VIII. Инквизитор допрашивал свидетелей в присутствии секретаря и двух священников, которым было поручено наблюдать, чтобы показания верно записывались, или, по крайней мере, присутствовать, когда они были даны, чтобы выслушивать их при чтении полностью. Это чтение происходило в присутствии свидетелей, у которых спрашивали, признают ли они то, что сейчас им было прочитано. Если преступление или подозрение в ереси было доказано на предварительном следствии, то оговоренного арестовывали и сажали в церковную тюрьму, в случае если в городе не было доминиканского монастыря, который обыкновенно заменял ее. После ареста подсудимый подвергался допросу, и против него тотчас же начиналось дело согласно правилам, причем делалось сравнение его ответов с показаниями предварительного следствия.
IX. В первые времена инквизиции не существовало прокурора, обязанного обвинять подозреваемых лиц; эта формальность судопроизводства выполнялась словесно инквизитором после заслушания свидетелей; сознание обвиняемого служило обвинением и ответом. Если обвиняемый признавал себя виновным в одной ереси, напрасно уверял он, что он не виновен по отношению к другим; ему не разрешалось защищаться, потому что преступление, за которое он был предан суду, было уже доказано. Его спрашивали только, расположен ли он сделать отречение от ереси, в которой признавал себя виновным. Если он соглашался, то его примиряли с Церковью, накладывая на него каноническую епитимью одновременно с каким-нибудь другим наказанием. В противном случае он объявлялся упорным еретиком, и его предавали в руки светской власти с копией приговора.
Смертная казнь, как и конфискация, была мерою, которую в теории Инквизиция не применяла. Её дело было употребить все усилия, чтобы вернуть еретика в лоно Церкви; если он упорствовал, или если его обращение было притворным, ей нечего было с ним более делать. Как не католик, он не подлежал юрисдикции Церкви, которую он отвергал, и Церковь была вынуждена объявить его еретиком и лишить своего покровительства. Первоначально приговор был только простым осуждением за ересь и сопровождался отлучением от Церкви или объявлением, что виновный не считается более подсудным суду Церкви; иногда добавлялось, что он передаётся светскому суду, что он отпущен на волю — ужасное выражение, обозначавшее, что окончилось уже прямое вмешательство Церкви в его судьбу. С течением времени приговоры стали пространнее; часто уже начинает встречаться замечание, поясняющее, что Церковь ничего не может более сделать, чтобы загладить прегрешения виновного, и передача его в руки светской власти сопровождается следующими знаменательными словами: debita animadversione puniendum, то есть «да будет наказан по заслугам». Лицемерное обращение, в котором Инквизиция заклинала светские власти пощадить жизнь и тело отпавшего, не встречается в старинных приговорах и никогда не формулировалось точно.
Инквизитор Пегна не задумывается признать, что это воззвание к милосердию было пустою формальностью, и объясняет, что к нему прибегали только с той целью, чтобы не казалось, что инквизиторы согласны на пролитие крови, так как это было бы нарушением канонических правил. Но в то же время Церковь зорко следила за тем, чтобы её резолюция не толковалась превратно. Она поучала, что не может быть и речи о каком-либо снисхождении, если еретик не раскается и не засвидетельствует своей искренности выдачей всех своих единомышленников. Неумолимая логика св. Фомы Аквината ясно установила, что светская власть не могла не предавать еретиков смерти, и что только вследствие своей безграничной любви Церковь могла два раза обращаться к еретикам со словами убеждения раньше, чем предать их в руки светской власти на заслуженное наказание. Сами инквизиторы нисколько не скрывали этого и постоянно учили, что осужденный ими еретик должен быть предан смерти; это видно, между прочим, из того, что они воздерживались произносить свой приговор над ним в пределах церковной ограды, которую осквернило бы осуждение на смертную казнь, а произносили его на площади, где происходило последнее действие аутодафе. Один из их докторов XIII века, цитируемый в XIV веке Бернаром Ги, так аргументирует это: «Цель Инквизиции — уничтожение ереси; ересь же не может быть уничтожена без уничтожения еретиков; а еретиков нельзя уничтожить, если не будут уничтожены также защитники и сторонники ереси, а это может быть достигнуто двумя способами: обращением их в истинную католическую веру или обращением их плоти в пепел, после того, как они будут выданы в руки светской власти».
Жертвы
Точное число людей, уничтоженных инквизицией в Европе и в колониях европейских стран, неизвестно. Наиболее известны первые расчёты, которые дал Хуан Антонио Льоренте в книге «История испанской инквизиции» для Испании в 1540-1700 годах По его расчетам, получается примерно 31 700 человек, сожженных в Испании, без учета её колоний.
Сосчитать число жертв инквизиции значит установить материально одну из самых могущественных и самых действительных причин уменьшения народонаселения Испании. В самом деле, если к нескольким миллионам жителей, которых инквизиторская система изъяла из королевства путем поголовного изгнания евреев, покоренных мавров и крещеных морисков, прибавить около полумиллиона семейств, совершенно уничтоженных казнями святого трибунала, то отсюда последует бесспорный вывод, что без существования этого трибунала и влияния его принципов в Испании насчитывалось бы на двенадцать миллионов человек больше против теперешнего населения, которое исчисляют в одиннадцать миллионов.
Если сравнить этот результат с 343 522 жертвами, можно заметить, что я уменьшил это число на две тысячи пятьсот один, из которых две тысячи четыреста семьдесят принадлежат к первому разряду осужденных, а тридцать один ко второму. Эта разница происходит оттого, что я поставил себе за правило при составлении этой Истории произвести самый умеренный подсчет, какой только мне позволят обстоятельства. Я могу уверить, что совершенно бессмысленно искать в каком-нибудь документе доказательство того, что мои расчеты преувеличены; наоборот, я убежден, что с 1481 года, когда начались казни, до конца царствования Филиппа II число жертв было гораздо более значительно, судя по заметкам, которые мне доставили трибуналы Толедо и Сарагосы, где число осужденных почти совпадает с числом жертв в других трибуналах.
Под жертвами Льоренте подразумевает всех, как сказали бы в наше время, репрессированных: жертвы первого разряда — сожжённые заживо (также называется «релаксация»), жертвы второго разряда — сожжённые фигурально (до казни либо сбежали, либо умерли под пытками или своей смертью), жертвы третьего разряда — так называемые примиренные: тюрьма, конфискация имущества и т. д.
Основные исторические даты
В 1184 году папа Луций III и император Фридрих I Барбаросса установили строгий порядок розыска епископами еретиков, расследования их дел епископскими судами; светские же власти обязывались приводить в исполнение выносимые ими смертные приговоры.
В период с 1231 по 1235 год папа Григорий передал функции по преследованию ересей, ранее исполнявшиеся епископами, специальным уполномоченным — инквизиторам (первоначально назначавшимся из числа доминиканцев, а затем и францисканцев).
В 1498 году умер Торквемада. В его правление, по самой скромной оценке Х.А. Льоренте, «инквизиция… умертвила 8800 человек живьем в пламени костров».
В 1542 году папа римский Павел III учредил Священную Римскую и Вселенскую Инквизицию.
В 1587 году, с реформой папы Сикста V, была учреждена Верховная Священная Конгрегация Римской и Вселенской Инквизиции. В таком неизменном виде она просуществовала до 1908 года.
В 1820 — упразднение инквизиции в Португалии.
В 1834 — упразднение инквизиции в Испании.
В 1908 году папа Пий Х переименовал это ведомство в Священную Конгрегацию Священной Канцелярии. Священная Канцелярия просуществовала до 1967 года, когда папа Павел VI переименовал Священную Канцелярию в Священную конгрегацию Доктрины Веры, существующую и поныне.
В 1992 Папа Иоанн Павел II реабилитировал Галилея и официально признал, что инквизиция совершила ошибку, силой вынудив учёного отречься от теории Коперника.
Литература
Инквизиция в России
Внешние ссылки
af:Inkwisisie ca:Inquisició cs:Inkvizice da:Inkvisition de:Inquisition en:Inquisition eo:Inkvizicio es:Inquisición fr:Inquisition gl:Inquisición he:אינקוויזיציה hu:Inkvizíció it:Inquisizione ja:異端審問 lt:Inkvizicija nl:Inquisitie pl:Inkwizycja pt:Inquisição sk:Inkvizícia sl:Inkvizicija sr:Инквизиција sv:Inkvisition tr:Engizisyon uk:Інквізиція zh:異端裁判所
Выделить Святая инквизиция и найти в: