Для чего была создана уложенная комиссия
Уложенная комиссия 1767-1768 годов
Цель созыва Уложенной комиссии 1767-1768 годов
Уложенная комиссия — это выборный орган, созданный в 1767 г., целью которого являлась систематизация законодательства страны.
В 1649 году в период правления Алексея «Тишайшего» принимается Соборное уложение, представляющее собой свод законодательства государства. Он действовал до 1832 года. Так, одной из задач Уложенной комиссии, созванной Екатериной II, являлась систематизация правовых актов во избежание путаницы и принятие нового Соборного уложения.
Кроме того, с помощью Уложенной комиссии Екатерина II хотела провести отдельные частные реформы, чтобы доказать цивилизованному миру, что она является просвещенным правителем своего государства. Уложенная комиссия придавала российскому абсолютизму черты сословно-представительной монархии.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Состав комиссии
Императрица хотела, чтобы комиссию представляли все сословия, и даже издала соответствующий указ. Ей это было необходимо для выяснения настроений, царящих у на всех уровнях общества — от дворян до простых горожан. Примечательно, что даже государственные крестьяне получили допуск в комиссию с предоставлением права оставлять свои предложения. При этом крепостные крестьяне оставались не у дел, несмотря на то, что данный пласт являлся самым многочисленным среди населения страны.
Больше всего в Уложенной комиссии набралось горожан, среди которых было немало дворян, как и среди чиновничьего состава. То есть фактически дворянство составляло значительную часть выборного органа.
Одним из принципов деятельности комиссии выступала выборность депутатов, которая осуществлялась следующим образом:
Всего в составе Уложенной комиссии находилось 564 человека, больше половины из которых представляло правящее сословие.
Суть деятельности Уложенной комиссии
Так, 31 июня 1767 г. произошло открытие Уложенной комиссии, на котором началось обсуждение наказов Екатерины II. Однако все дискуссии свелись к обсуждению титула императрицы и его обновлению. Так продолжалось порядка 8 заседаний.
Спустя год Уложенная комиссия собиралась 5 дней в неделю, где зачитывался и обсуждался «Наказ» — специально изданный документ, который должен был служить опорой для принятия новых законов.
Однако в итоге за весь год существования и деятельности Уложенной комиссии не было принято ни одного важного решения и не внесено никаких существенных предложений.
С середины 1768 г. комиссия собирается уже 4 раза в неделю, а затем и всего лишь 2 раза. В декабре 1768 г. Екатерина II распускает орган.
К последствиям Уложенной комиссии следует отнести следующие важные моменты:
Самым негативным моментом неудачной работы комиссии послужило падение авторитета императрицы в глазах простых людей. По одной из версий именно недоверие к власти спровоцировало восстание Емельяна Пугачева.
Структура и история написания «Наказа» Екатерины II
«Наказ» Уложенной комиссии разрабатывался на протяжении двух лет с 1765 по 1767 гг. Документ представлял собой сборник произведений всемирно известных просветителей: Дидро, Монтескье, Беккариа — данный факт не был ни для кого секретом.
В «Наказе» заключалось 506 статей. Члены Уложенной комиссии были обязаны опираться на документ при осуществлении своей деятельности. Документ провозглашал принцип справедливого правления, а также то, что Екатерина II является мудрой правительницей и сторонницей просвещения.
Однако в кругу депутатов начались противоречия, что свидетельствовало о неготовности российского общества менять действующий строй. Восстание Пугачева, произошедшее в 1773-1775 гг., продемонстрировало, насколько напряжены отношения между представителями разных сословий.
Главным плюсом «Наказа» является то, что на его основе были приняты следующие акты:
Сама императрица считала Жалованную грамоту дворянству и Жалованную грамоту городам эталоном своей законотворческой деятельности.
Причины роспуска уложенной комиссии
Роспуск Уложенной комиссии не был плановым мероприятием. Официальной причиной роспуска явилось начало военных действий с Турцией и в связи с возникшей необходимостью сосредоточить силы, в т.ч. состоящих из депутатов комиссии, в армии и других местах, занятых на фронте. Однако по некоторым статистическим данным всего лишь 4% членов комиссии принимало участие в военном конфликте.
Историки предполагают, что основной причиной роспуска является неэффективность работы Уложенной комиссии и неспособностью решить основополагающие задачи. Новое Соборное уложение так и не было принято, хотя это являлось основной целью создания комиссии. К тому же, те изменения буржуазного характера, на которые делала акцент Екатерина II, не могли быть реализованы в условиях господствующего в стране феодализма.
Еще одно противоречие заключалось в том, что императрица стремилась принять новые законы, базирующиеся на принципах равенства и свободы, и, вместе с тем, укрепляла позиции самодержавия и предоставляла привилегии господствующему сословию дворян.
Результат деятельности
Результатом деятельности Уложенной комиссии стали следующие положения:
Все предложения и идеи, предписанные в «Наказе», являлись возвышенными и гуманистическими. Однако реформы никак не касались крестьян, составляющих 90% всего населения страны — никто не был заинтересован в том, что их нужно освободить или хотя бы предпринять попытки. Большая часть изменений лишь представляла императрицу как просвещенного монарха, что было выгодно ей для поддержания своего статуса на мировой арене.
Сами законы давали привилегии лишь дворянам, значительная часть которых занимала выборные и административные должности. Главный посыл «Наказа» был слишком идеализирован и несовместим с реальностью той эпохи.
Уложенная комиссия
Уложéнные комиссии — временные коллегиальные органы в России в XVIII веке, созывались для систематизации законов, вступивших в силу после принятия Соборного уложения 1649 года.
Всего было семь таких комиссий. Крупнейшая из них — собрания российских сословных представителей — была созвана Екатериной II в 1767 году.
Манифестом Екатерины II от 14 декабря 1766 г. представители разных сословий призывались «не только для того, чтобы от них выслушать нужды и недостатки каждого места, но допущены они быть имеют в комиссию, которой мы дадим Наказ, для заготовления проекта нового уложения к поднесению нам для конфирмации».
Мысль о созыве подобной комиссии принадлежала всецело самой императрице и навеяна была на неё чтением западноевропейских писателей, в особенности «О духе законов» Монтескье (мнение В. И. Сергеевича). В руководство комиссии был написан императрицей Большой Наказ, в самых общих, подчас даже туманных чертах намечавший те вопросы, которые, по мнению императрицы, должны быть разрешены созываемой комиссией. Многие из намечаемых вопросов прямо были заимствованы из Монтескье и Беккарии.
Императрицу много занимал вопрос о составе комиссии, и план, составленный князем Вяземским, обер-прокурором Всеволожским, генерал-рекетмейстером Козловым и Кузьминым, был значительно видоизменен Екатериной II. По процедуре выборов, депутатов должны были прислать отдельные сословия: дворяне, горожане, казаки и свободные сельские обыватели. Духовенство не имело в комиссии депутатов, и митрополит Дмитрий Сеченов был представителем синода, а не духовенства, как были представители и других государственных учреждений: сената, коллегий и пр.
Это резко отличает состав комиссии от состава земских соборов, где духовенство занимало первенствующее значение. Практика, впрочем, представляет и обходы процедуры выборов: в Угличе, например, духовенство принимало участие в выборах и составлении наказов. В СПб. и Москве выборы были всесословными, и последние — не без ведома императрицы. Представителями столиц явились, таким образом, высокопоставленные лица вместо горожан. Такие выборы были исключениями; обыкновенно депутат от города избирался городскими обывателями — купцами, цеховыми ямщиками, канцелярскими чиновниками и пр. Иные города присылали больше депутатов, чем полагалось по процедуре; зато бывали, правда — сравнительно редкие, случаи, когда обыватели старались как-нибудь отделаться от посылки депутатов (Борисоглебская слобода Ярославской губернии), или совсем их не посылали (уезды Масальский, Кологривский, Цивильский, Звенигородский и др.).
По счету профессора Латкина, вся вообще комиссия состояла из 564 депутатов, из которых 28 были от правительства, 161 от дворян, 208 от горожан, 54 от казаков, 79 от крестьян и 34 иноверца. Представителями дворян были, по преимуществу, военные (109 человек), горожан — купцы (173 человека), а затем мещане, секретари магистратов, духовных правлений и пр.; малорусские города присылали даже казаков, сотников, полковых писарей и пр. Сельское население и казаки присылали депутатов из своей среды; депутаты иноверцы (самоеды, башкиры, черемисы и пр.), большей частью, не знали русского языка, и им было разрешено выбрать в помощь особых «опекунов», знающих русский язык.
Избиратели должны были заявить через депутатов о своих «нуждах и недостатках»; поэтому депутат снабжался особым наказом, на составление которого, по обряду выборов, полагался довольно короткий срок — три дня. Составление наказа велось под руководством выборного представителя сословия. Издаваемые в «Сборнике Императорского Исторического Общества» наказы показывают, что население, большей частью, отнеслось очень серьезно к своим задачам, и наказы, поэтому, являются важным материалом не только для изображения «нужд, желаний и стремлений в эпоху Екатерининской комиссии», но также и для истории русского государственного строя в XVIII в.
Таких наказов, как наказ муромских дворян, заявивших, что они нужд и отягощений не знают, очень немного. Они являются, во всяком случае, исключениями. Депутаты привозили иногда по несколько наказов. Так, депутат архангелогородской провинции Чупров привез 195 наказов, а два депутата от 2-х других провинций Архангельской губернии привезли 841 наказ. Вообще число наказов значительно превышает численность депутатов. На 161 дворянского депутата имеется 165 наказов, на 208 городских — 210, на 167 крестьянских, считая казаков и иноверцев — 1066 наказов. Выборы и составление наказов, по большей части, происходили свободно, без видимого давления администрации. Только в Малороссии генерал-губернатор Румянцев оказал давление на избирателей, когда те захотели внести в наказ просьбу об избрании гетмана. Екатерина, впрочем, не разделяла опасений Румянцева.
31-го июня 1767 г. состоялось открытие комиссии, под председательством генерал-прокурора. В этом же заседании был избран маршал (председатель) комиссии. Из трех представленных кандидатов Екатерина утвердила А. И. Бибикова. Маршалу принадлежала руководящая роль в собрании: он назначал заседания, вносил предложения, ставил их на голосование. Кроме маршала никто из членов не имел права вносить предложения. В случае равного разделения голосов маршалу принадлежало их два. Столько же голосов принадлежало и генерал-прокурору, который присутствовал в комиссии и с которым маршал должен был совещаться о делах. Дела вообще решались по большинству голосов.
Для разработки отдельных вопросов общая комиссия избрала 15 частных, из 5 человек каждая. Кроме них действовали ещё 4 комиссии. Главнейшей из них, предписанной даже наказом, была дирекционная, которой принадлежало руководящее начало в деятельности всех комиссий. Членами её были утверждены императрицей все лица из высшей знати, хотя в числе представленных комиссии кандидатов были и четыре горожанина.
Затем следует комиссия сводов, задача которой состояла в собирании законов по разным предметам; комиссия наказов занималась извлечением инструкций из депутатских наказов и, наконец, экспедиционная комиссия заведовала исправлением слога во всех законодательных проектах. Члены всех этих комиссий могли принимать участие в прениях и комиссии общей; в деятельности своей они должны были руководствоваться большим наказом, наказами депутатскими и действующими законами.
Работы частных комиссий не были приведены в тесную связь с работами общей комиссии, а потому случилось, например, что когда был внесен в общую комиссию проект прав благородных, оказалось, что она ещё не приступала к обсуждению дворянских наказов. Работы общей комиссии отличались вообще случайностью и отсутствием системы. В. И. Сергеевич совершенно справедливо приписывает это полной неподготовленности к делу руководителей комиссий и, в частности, Бибикова.
Например, 8 первых заседаний комиссии были посвящены чтению большого наказа, обряда управления и определению о поднесении Екатерине II титула «великой, мудрой матери отечества»; затем с 8 по 15 заседание прочли 12 крестьянских наказов, 10 заседаний было посвящено чтению законов о правах благородных, потом перешли в продолжение 36 заседаний к чтению законов о купечестве и т. д. Никакого голосования не происходило, и заседания комиссии отличались, вследствие этого, полной бесплодностью.
Это не укрылось от императрицы. Её разочарованию в комиссии следует приписать то обстоятельство, что с 10 июня 1768 г. комиссия собирается вместо пяти четыре раза в неделю, в августе и сентябре было только по 7 заседаний, а 6 октября маршал объявил, что впредь комиссия будет собираться только два раза в неделю. Наконец, 18 декабря 1768 г. маршал объявил, что ввиду того, что многие депутаты должны отправиться к войску на службу, по случаю объявления войны Турции, комиссия распускается впредь до созыва вновь; члены же частных комиссий должны продолжать свои работы.
Военные действия против Турции не были только предлогом для роспуска комиссии. Многие депутаты принадлежали к военному сословию и ещё раньше маршальского объявления просились в армию. Во время турецкой войны комиссия все ещё считалась существующей. Заседания её отсрочивались сначала до 1 мая, затем до 1 августа и 1 ноября 1772 г., наконец, до 1 февраля 1773 г. «Уложенная Комиссия» упоминается ещё в 1775 г. в числе учреждений, прибывших вместе с императрицей из СПб. в Москву. Таким образом К. никогда не была распущена, а просто была забыта.
Причины такого забвения В. И. Сергеевич находит в её бесплодности, неизбежной «при неправильной постановке задачи её, при многих недостатках организации и, наконец, при полном неумении руководящих людей не только исправить искусным применением первоначально допущенные ошибки, но просто привести в исполнение, что в предписаниях Екатерины было исполнимого». В письмах Екатерины есть, впрочем, указания на то, что Комиссия не прошла совершенно бесследно для дальнейшего русского законодательства. Её следы носит изданное, например, в 1775 г. Учреждение о губерниях.
УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ 1767-1769 ГОДОВ
Временный коллегиальный орган, созванный Екатериной II в 1767 году для усовершенствования законодательства в духе «просвещенного абсолютизма».
Императрица Екатерина в рамках своей политики «просвещенного абсолютизма» решила пересмотреть устаревший сборник законов – Соборное уложение 1649 года. Актуальность данного проекта была велика и всем очевидна. Еще чиновники Елизаветы Петровны трудились над этим. Екатерина же придала разработке нового кодекса более широкий размах.
«Наказ» Екатерины II
Основой для работы созываемой Комиссии должен был стать написанный Екатериной «Наказ». Над ним она работала два года. «Наказ» состоял из 20 глав, поделенных на 526 статей, в которых нашли отражение екатерининские принципы устройства государства, основы правовой политики и законодательства, судопроизводства и уголовного права, общественной структуры и сословной политики. В основу Наказа был положен «Дух законов» Ш.Л. Монтескье и труд Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях», что отражало симпатии Екатерины к просветителям. Однако, в «Наказе» государыня провела и свою политическую концепцию, искажая при этом идеи Просвещения
В частности, это касалось теоретического обоснования Екатериной монархического правления: императрица игнорировала теорию «естественного права» и теорию происхождения государства как акта «общественного договора». Екатерина считала, что лучшим способом самоорганизации общества является разработка идеальной системы законодательства. Правильно составленные законы обеспечивают «блаженство каждого и всех». Соответственно, решающую роль здесь играет «просвещенный монарх», создающий эти законы.
Императрица также писала в «Наказе» о неизбежности монархического устройства для России, позволявшего удерживать воедино такую огромную империю. Отсюда происходила и мысль о неограниченности власти монарха, который становился «источником всякой государственной власти». Правительство же и органы государственного управления были исполнителями воли монарха и его законов.
Что касается сословий, то все они выполняли разные роли, делясь на тех, кто повелевает, и тех, кто повинуется.
Наказ провозглашал первенство дворянского сословия и отражал политическую доктрину дворянской монархии.
Созыв и деятельность Уложенной комиссии
Депутаты Комиссии выбирались от всей страны. Звание депутата давало огромные привилегии: они объявлялись под «собственным охранением» Екатерины II; пожизненно освобождались от смертной казни, пыток и телесных наказаний; за покушение на депутата преступник получал двойное наказание; депутатам вручались нагрудные знаки, которые они могли включить в свои гербы.
Внешне представительство в Комиссии было всесословным, так как императрица хотела узнать «нужды и недостатки нашего народа». Но на самом деле все было не совсем так. Большинство депутатов составили дворяне. От каждого уезда избирался один дворянин, также дворяне избирались от украинских полков и государственных ведомств. Таким образом, они составили 40% мест в Комиссии. Вслед за дворянами шли представители город. Вместе те и другие заняли 424 места.
Помещичьи крестьяне не участвовали в работе Комиссии вовсе. Также не участвовали дворцовые и бывшие монастырские крестьяне, а также крестьянство Прибалтики, Дона и Украины. Зато здесь присутствовали представители нерусских народов Поволжья, Приуралья и Сибири (50 депутатов). Однако на ход работы они никак не влияли, так как практически не знали русского языка.
Крестьянство было представлено черносошными крестьянами (23 депутата) и однодворцами (43 депутата). 40 мест заняли представители казачества.
Согласно процедурам выборов депутатов, их избиратели должны были составить свои наказы с мест, которых в итоге оказалось около 1,5 тысячи. Наказы отражали нужды и требования сословий. Крестьяне жаловались на налоговый гнет, бесправие и малоземелье. Дворяне требовали расширения своих прав, дворянского самоуправления и суда и т.д. Купцы хотели освобождения от телесных наказаний и рекрутчины, предоставления монопольных прав на торговлю. Однако, весь комплекс подобных наказов не нашел применения в работе Комиссии.
Торжественное открытие Уложенной комиссии прошло в Москве 30 июля 1767 года. В Успенском соборе отслужили службу и привели депутатов к присяге. 31 июля в Грановитой палате был избран председатель комиссии, которым стал генерал-аншеф А.И. Бибиков, представлявший костромских дворян. Затем всем депутатам был зачитан екатерининский «Наказ». После этого они преподнесли государыне титул «Великой и Премудрой Матери Отечества», что упрочило ее положение легитимной правительницы.
Большим собранием Комиссии с 31 июля 1767 года по 12 января 1769 года было проведено 203 заседания. Обсуждался ряд законопроектов касательно дворянства, купечества, горожан, судопроизводства, кроме того – вопросы о положении крестьян. Помимо Большого собрания работало 15 частных комиссий. Первое прекратило работу в январе 1769-го, последний протокол был составлен в июле 1770 года. Частные комиссии работали до 1771 года.
Вопрос о крепостном праве
На заседаниях комиссии нередко высказывалось осуждение крепостному праву. Так, казак А. Алейников возражал против владения крепостными казацкой старшины. Белгородский однодворец А.Д. Маслов пытался дать программу освобождения крестьян: лишить помещиков крестьян и земли; крестьяне же, управляемые особой коллегией, платили бы государственные налоги и сбор в пользу бывших владельцев. Естественно, подобный проект не мог быть принят. Дворянин от Козловского уезда Г.С. Коробьин предлагал дать крестьянам право собственности на землю с возможностью ее продажи и наследования. Дворянин Я.Н. Козловский предлагал ввести двухдневную барщину. Число подобных выступлений росло, в 1768 году их состоялось 58. Это настораживало руководство Комиссии, оно стремилось занять время ее работы чтением существующих законов и Соборного уложения 1649 года, екатерининского «Наказа». Председатель Бибиков неоднократно предлагал императрице прекратить работу Комиссии, что и произошло с началом русско-турецкой войны 1768-1774 годов.
В целом, Комиссия укрепляла авторитет и власть Екатерины, создавая ей благоприятный образ в Европе. Кроме того, работа в Комиссии приобщала дворянство к вопросам государственного управления. Она же познакомила царицу с образом мыслей и нуждами различных сословий. Однако же нового законодательства создано не было.
Кратко о целях созыва Уложенной комиссии, итогах её деятельности и причинах роспуска
Заседание Уложенной комиссии
Цели и задачи
Состав
В число 564 депутатов вошли:
54 казака, 34 иноверца и представители малых народов (12%)
Суть деятельности Уложенной комиссии
31 июля 1767 года — состоялось открытие комиссии и первое заседание. Депутаты должны были к этому моменту собрать от своих губерний и сословий отдельные «наказы» с прошениями и описаниями проблем населения, чтобы приступить к коллективному изучению и обсуждению. Первое и последующие семь заседаний были посвящены чтению «Наказа», документа составленного Екатериной II для наставления комиссии, и решению об избрании титула для императрицы — «великой, мудрой матери отечества».
Уложенная комиссия была плохо организована, входящие в её состав частные комиссии не имели тесной связи с общим собранием. Кроме отсутствия координации в работе, представители дворян, купечества и крестьян не могли найти взаимопонимания в вопросах уравнивания прав и создания справедливых для всех сословий законов. В результате, уже к 10 июня 1768 года комиссия начинает собираться все реже и реже, а начавшиеся войны с Барской конфедерацией и Османской империей и вовсе вынуждают большую часть депутатов отправиться на фронт.
Оценив плодотворность работы (за год заседаний не было принято ни одного серьёзного решения), Екатерина II разочаровалась в собственном мероприятии и объявила о роспуске комиссии 18 декабря 1768 года.
Причины роспуска
Таким образом, можно выделить следующие причины роспуска уложенной комиссии:
Итоги и результаты
Значение
Неудача работы комиссии стала одной из причин восстания Пугачева — простые люди разуверились в способности правительства и лично Екатерины II изменить их жизнь к лучшему.
На основе «Наказа» императрицы и проведенных 203 заседаний комиссии, впоследствии были разработаны:
Цель созыва и причины роспуска Уложенной комиссии во времена правления Екатерины Великой
Основной целью работы Уложенной комиссии являлось создание новых законодательных актов, отвечающих духу времени. Однако этот орган так и не смог принять новое Уложение, и через 1,5 года был распущен Екатериной Второй.
В царствование Екатерины Второй было сделано множество попыток как-то обновить страну, произвести реформы, которые приблизили бы ее к более цивилизованной форме. В частности, был реализован следующий замысел — созвана и в течение 1,5 лет работала Уложенная комиссия, в чьи функции входила разработка новых законодательных актов и подача их на рассмотрение императрице. Посмотрим, каковы оказались итоги этого начинания и чем это обернулось для России.
Цели и задачи
Задача замены устаревших законов стояла перед правительствам достаточно остро — ведь прежнее Уложение, принятое еще в 1649 году, не соответствовало реалиям нового времени. Необходимо было разработать иные документы, регулировавшие правоотношения в обществе.
Итак, задачей вновь выбираемого органа власти являлось усовершенствование законодательства. С создания комиссии должна была начаться новая эпоха в жизни государства.
Для того чтобы работа депутатов началась быстрее и легче, Екатерина написала Наказ, представленный в комиссию после ее открытия.
Он был составлен в манере «Духа законов» Монтескье — оттуда императрица заимствовала принципы, какие ей хотелось бы внедрить в управление государством.
Начало работы комиссии — принятие Екатериной Манифеста 16 декабря 1766 года. Эта дата стала отправной точкой для предполагаемых перемен. Императрица собирает новый законодательный орган власти с избранием депутатов с мест.
Состав
Определяя состав депутатов, царица пыталась соблюсти принцип представительства всех сословий. Ее указ был — в комиссии должны участвовать все слои общества. Екатерине хотелось выяснить, какие настроения царят среди дворян, среди купечества, горожан. Даже государственным крестьянам был дан «пропуск» в законодательный орган, предоставлялась возможность вносить свои предложения. Однако самый многочисленный пласт населения России (и самый бесправный) — крепостные крестьяне — вновь остался «за бортом».
Таблица 1. Состав первого созыва и последующих
Сословие | Процент |
Дворяне | 30 |
Горожане | 39 |
Чиновники | 5 |
Государственные крестьяне | 14 |
Казаки, представители нерусского населения | 12 |
Первым по численности официально был клан горожан. Однако среди горожан, как и среди чиновников, находилось немало дворян, а потому дворяне фактически были не вторым по численности блоком, а первым.
Принцип работы комиссии — выборность депутатов. По дворянам это был 1 депутат от уезда, по крестьянам — 1 от провинции, по горожанам — по 1 от города.
Всего оказалось избрано 564 человека. Более половины относились к правящему сословию.
Суть деятельности
Депутатский состав включился в дело. Комиссия учитывала не только указания Екатерины, но и предложения «снизу». Она была призвана соблюдать требования и пожелания всех слоев общества, за исключением крепостных.
Целью царицы, как следовало из довольно противоречивого «Наказа», было укрепление самодержавной власти (хотя она пыталась провозгласить в России просвещенное общество).
Цель же населения заключалась в получении каких-либо дополнительных привилегий либо получении хоть каких-то прав. Так, дворяне слали своим представителям наказы, в которых изъявляли пожелание отменить петровский «Табель о рангах», предполагавший получение высших чинов и титулов за заслуги — им хотелось все иметь уже по праву рождения. Особо отметился на заседаниях представитель от Ярославского уезда — дворянин Щербатов.
Горожанам и купцам приходилось тяжко от бюрократии, мешавшей вести дела, и они жаловались на бесконечное затягивание любых тяжб и сделок. Государственные крестьяне роптали на помещиков, отбиравших себе лучшие земли.
Интересно! Единственным, кто поднял на одном из заседаний остро стоявший перед Россией вопрос об ужасающем положении крепостных крестьян, был дворянин Григорий Коробьин. Но его голос не был услышан.
Как Екатерина относилась к происходящему? Императрица живо интересовалась работой депутатов и даже следила за ходом заседаний из Грановитой палаты. Время от времени она направляла депутатам записки и пожелания.
За полтора года работы заседали более 220 раз. Затем комиссию распустили. Ее работа оказалась практически безрезультатной. Все закончилось крахом. Бурная законотворческая деятельность не привела к конкретным результатам.
Причины роспуска
Произошел внеплановый роспуск Уложенной комиссии, и ее работа была завершена. Официальным предлогом послужило начало войны с Османской империей. Правительство объявило, что депутаты должны прибыть к местам службы — кто в армию, кто в присутственные места, занимавшиеся обслуживанием фронта.
Но историки впоследствии провели расследование, выявившее, что лишь 4% депутатов оказались задействованы в решении вопросов, связанных с военным конфликтом.
Исинная причина роспуска крылась в другом: комиссия не справилась с той ролью, которая была ей предназначена Екатериной, не дала ожидаемых результатов. Не было разработано и принято новое Уложение, в чем состояла основная цель. Но это закономерно: в тех условиях, в которые царица поставила участников обсуждений, они просто не смогли бы ничего сделать. Буржуазные преобразования никак не совмещались с феодализмом, господствовавшим на Руси.
Важно! Екатерина Вторая пыталась дать обществу новые законы, основанные на принципах выборности, равенства, свободы, а фактически связывала руки депутатам, своим Наказом укрепляя позиции самодержавия. Вот почему идея оказалась неудачной.
Итоги
Итак, Уложенная комиссия, созванная по инициативе Екатерины, не справилась с возложенной на нее задачей: новое Уложение не было составлено. Таковы «минусы».
Однако это не значит, что она оказалась совершенно бесполезной. Были и «плюсы»:
Третий «плюс» таков: авторитет Екатерины заметно укрепился, а вместе с тем — незыблемость самодержавной власти.
Значение комиссии в истории государства можно обозначить так: Россия с ее помощью подготовилась к переменам. Если бы нашелся после Екатерины 136 сильный лидер, возможно, она пошла бы по иному пути развития. Но к власти пришел Павел Первый.