Для чего было замыслено аустерлицкое сражение
Краткий анализ Аустерлицкого сражения в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)
В романе-эпопее «Война и мир» показана русская жизнь начала 19 века во всём её многообразии. Запечатлены исторические события, связанные с двумя войнами 1805-1807 и 1812 годов. Огромную роль в жизни главных героев сыграли эти битвы, изменив их мировоззрения, идеалы, открыв им истинную суть вещей. Ключевым военным эпизодом первого тома романа стало Аустерлицкое сражение.
Смысл фрагмента
Уделяя значительную часть описанию смотра в Ольмуце, настроению солдат накануне сражения, императору Александру и Кутузову, Толстой показывает читателю причины неудачи в битве. В отличие от Шенграбена, теперь все обстоятельства были на стороне русских. Положение армии перед Аустерлицем «стало как будто незыблемо прочным». На победу надеялись все генералы, кроме Кутузова и Багратиона. Простые солдаты же не понимали, ради чего они должны умирать. Толстой уверен, что именно настрой войска предопределил крах сражения, ведь эта война была не в интересах русских людей, а в интересах молодого императора, которому очень хотелось отобрать победу у Наполеона.
Поэтому туман, окутавший армию перед сражением, можно воспринимать как художественный приём. Это символ неопределённости и непонимания цели сражения у простых солдат, и туман тщеславия, окутавший сознание тех, кто затеял эту войну. В конце битвы он рассеялся, и осталось только «высокое небо». Эти два символа противопоставлены друг другу как истина и ложь.
Значение эпизода в романе
Само сражение передано Толстым через восприятие многих лиц, но чувства и поступки главных героев он показывает крупным планом. К ним относится Николай Ростов, не утративший романтического духа после Шенграбена. Герой мечтает о встрече со своим кумиром — императором Александром. Ростов видит русского царя после Аустерлица. Тот плачет под яблоней, утешаемый своим генералом Толем. Безупречно владеющий собой, красивый, всеми любимый император, предстает перед героем в довольно жалком виде. Николай Ростов не решается приблизиться к своему кумиру и не разочаровывается в своём идеале. Герой так и не смог понять, что его слепая преданность императору – туман.
Осознание ложности романтических идеалов становится уделом другого героя — Андрея Болконского. Князь хочет славы и готов для этого пойти на всё. Его восхищает Наполеон, герой мечтает о такой же великой судьбе. И во время Аустерлицкого сражения ему удается совершить настоящий подвиг: он хватает знамя и бежит вместе с ним в атаку, тем самым воодушевляя разбитые полки. Князя Андрея ранят, перед ним лишь высокое бескрайнее небо. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как мы бежали», — думает герой. Далее Болконский, как и Николай Ростов, встречает своего кумира – Наполеона. Но теперь французский император кажется ему таким маленьким и ничтожным. Он видит, что нет правды там, где тщеславие и эгоизм.
Таким образом, Аустерлицкое сражение стало не только крахом русского войска, но и крахом мечтаний, надежд главных героев, поворотным моментом в их судьбе.
Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир»
Роль императоров в Аустерлицком сражении
История человечества состоит из побед и поражений в войнах. В романе «Война и мир» Толстой описывает участие России и Австрии в войне против Наполеона. Благодаря российским войскам была выиграна битва при Шенграбене, и это придало сил и воодушевления государям России и Австрии. Ослепленные победами, занятые в основном самолюбованием, проводя военные смотры и балы, эти два человека привели свои армии к поражению при Аустерлице. Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир» Толстой стало решающим в войне «трех императоров». Толстой показывает двух императоров сначала напыщенными и самодовольными, а после поражения растерянными и несчастными людьми.
Наполеон сумел обхитрить и разбить русско-австрийскую армию. Императоры бежали с поля боя, а после окончания битвы император Франц решил покориться Наполеону на его условиях.
Кутузов и Вейротер – кто виноват в поражении?
Основную роль в ведении этой войны взяли на себя австрийские военачальники, тем более что бои велись на территории Австрии. И сражение возле городка Аустерлиц в романе «Война и мир» тоже было продумано и спланировано австрийским генералом Вейротером. Принять в расчет мнение Кутузова или кого-нибудь еще, Вейротер не считал нужным.
Военный совет перед Аустерлицким сражением напоминает не совет, а выставку тщеславий, все споры велись не с целью достигнуть лучшего и правильного решения, а, как пишет Толстой: «…было очевидно, что цель… возражений состояла преимущественно в желании дать почувствовать генералу Вейротеру, столь самоуверенно, как школьникам-ученикам, читавшему свою диспозицию, что он имел дело не с одними дураками, а с людьми, которые могли и его поучить в военном деле».
Сделав несколько бесполезных попыток изменить ситуацию, Кутузов проспал все время, пока длился совет. Толстой явственно дает понять, насколько Кутузову претит вся эта напыщенность и самодовольство, старый генерал прекрасно понимает, что сражение будет проиграно.
Князь Болконский, видя все это вдруг явственно осознает, что весь этот показушный совет – лишь для того, чтобы удовлетворить собственные амбиции генералов обеих армий. «Неужели из-за придворных и личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью?» думает Андрей Болконский. Но, как истинный сын своего отца, Болконский не может унизиться до того, чтобы отказаться принять участие в сражении, пусть даже наверняка зная, что оно будет проиграно.
Анализ сражения
Почему же сражение было проиграно, и отчего Кутузов пытался предотвратить эту атаку на французов? Опытный военный, он не был ослеплен небольшими победами над французской армией, и поэтому мог реально оценить противника. Кутузов прекрасно понимал, что Наполеон – умный стратег. Он был прекрасно осведомлен о численности российско-австрийских войск, и знал, что она превышает количество французских солдат. Поэтому было понятно – Бонапарт постарается предпринять какие-либо действия, чтобы обманом заманить неприятеля в ловушку. Именно поэтому Кутузов пытался оттянуть время, чтобы сориентироваться и понять, что задумал французский император.
Даже во время сражения, встретившись с царем, Кутузов медлит, и посылает солдат в атаку только после приказания российского императора.
В описании Аустерлицкого сражения в «Войне и мире» Толстой показывая поле боя с двух противоположных сторон, как бы противопоставляет императоров Наполеона, Александра и Франца.
Над обеими армиями одно и то же «…ясное голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый багровый поплавок, колыхался на поверхности молочного моря тумана». Но при этом французские войска идут в бой уверенно и с воодушевлением, а среди российско-австрийской армии вовсю идут внутренние трения и споры. От этого солдаты тоже чувствуют неуверенность и смятение. Включая описание природы в рассказ об Аустерлицкой войне в романе, Толстой словно описывает декорации в театре военных действий. Голубое небо Аустерлица, под которым бились и умирали люди, солнце, освещающее поле боя и солдат, уходящих в туман, чтобы стать обычным пушечным мясом в игре императорских амбиций.
Андрей Болконский
Но при этом результат этих мыслей у Ростова и Болконского разный. Если Ростов бежит в кусты, то Болконский готов идти навстречу опасности, чтобы «…наконец показать все то, что я могу сделать». Болконский тщеславен, так же как его отец, и его сын в будущем, но это тщеславие идет не от пустого бахвальства, а от благородства души. Он мечтает не о наградах, а о славе, о людской любви.
И в минуты его размышлений о грядущих подвигах Толстой словно опускает его на землю. Князь вдруг слышит глупую шутку солдат:
«Тит, а Тит?»
— Ну, — отвечал старик.
— Тит, ступай молотить, — говорил шутник.
— Тьфу, ну те к черту, — раздавался голос, покрываемый хохотом денщиков и слуг».
Те люди, ради любви которых Болконский готов идти на подвиги, даже не подозревают о его мечтах и размышлениях, они живут обычной походной жизнью и шутят свои глупые шутки.
Героическое поведение Андрея Болконского при Аустерлицком сражении Толстой описывает обыденными словами, без прикрас и пафоса. Тяжесть знамени, которое так сложно удерживать, что Болконский бежал «волоча его за древко», описание ранения, когда словно «… со всего размаха крепкою палкой кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову». Нет ничего высокопарного и героического в описании его подвига, но именно это и создает ощущение того, что героизм – это проявление душевного порыва в обыденности военных действий.
Князь Болконский не мог поступить как-то по-другому, хотя он прекрасно понимал, что итог битвы при Аустерлице был предрешен.
Словно подчеркивая суетность всего происходящего, Толстой снова возвращается к небу над Аустерлицем, которое теперь видит над собой Андрей Болконский. «Над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так, как мы бежали, кричали и дрались… совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу. »
Заключение
Подводя итог и проведя краткий анализ описания битвы под Аустерлицем, сочинение на тему Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир» мне бы хотелось закончить цитатой из романа, которая очень четко отражает суть всех военных действий: «Как в часах результат сложного движения бесчисленных различных колес и блоков есть только медленное и уравномеренное движение стрелки, указывающей время, так и результатом всех сложных человеческих движений этих ста шестидесяти тысяч русских и французов — всех страстей, желаний, раскаяний, унижений, страданий, порывов гордости, страха, восторга этих людей — был только проигрыш Аустерлицкого сражения, так называемого сражения трех императоров, то есть медленное передвижение всемирно-исторической стрелки на циферблате истории человечества».
Чтобы не происходило в этом мире, все это лишь движение стрелки на часах…
Краткое содержание Аустерлицкое сражение в романе Война и мир Толстого
Последним событием дебютного тома любовного произведения «Война и мир» является Аустерлицкая битва. Все столкновения, изложенные в литературной работе — важные точки произведения, в них важные события соединяются с личными потрясениями и испытаниями персонажей, жизнь переплетается со смертью, а влиятельные фигуры управляют жизнями обыкновенных солдат.
Сражение под Аустерлицем было обречено на поражение, так все считали. Багратион даже не приехал на военное собрание, предшествующее сражению, потому что считал его бессмысленным. Но подавляющее большинство высших чинов было переполнено фальшивой верой в успех и вдохновило этой глупостью все войска на веру в победу. Это битва стала решающем событием в жизни Андрея Болконского. Весь свой жизненный путь он восторгался Наполеоном и хотел сделать тоже самое, что сделал его кумир, когда будущий император сохранил армию на Аркольском мосту. В ходе штурма князь Андрей выставляет флаг, ведя воинов за собой, однако получает страшную рану.
И теперь, когда действительность персонажа находится на краю гибели, писатель рассматривает его идеалы, верны ли они? Когда само существование человека держится на волоске от гибели, все ненастоящее мгновенно отсекается, продолжает быть лишь главное и нетленное. Рассматривая грандиозность естества и «бескрайнее небо Аустерлица» Андрей переосмысляет весь свой жизненный путь, его взгляды более не выглядят идеальными, он сам не может понять, как не видел прежде этого большого бесконечного небосвода. Все прочее представляется ему пустующим и жалким, неважным.
В те времена Наполеон был эталоном для большого количества юнцов, которые рассчитывали стать такими же храбрыми и отважными как он. Они восхваляли деяния Бонопарта, не представляя, какой ценой он добился всего — за его деяниями стояли тысячи порушенных и уничтоженных жизней. Почти все эти юнцы даже не имели возможности предположить, что когда-либо увидятся с своим любимцем и для них подобный эпизод был бы высшим благом, только вот не для Болконского. В момент ранения его позиция к Наполеону резко изменилась, он представлялся ему маленьким и не таким важным, как его единение внутреннего мира с первозданным творением.
Можно смело говорить, что в такой схватке случилось кардинальное изменение внутреннего мира князя Андрея. Все его совершенства исчезли, как прах, он увидел мир по-другому. Однако рана Болконского не повлияла на сам процесс сражения, этим Толстой собирался продемонстрировать, что одна личность никак не смогла бы решить исход битвы и повлиять на его финал. А как много таких потерянных жизней было за всю войну, невозможно представить.
Изложение Аустерлицкого столкновения — играет значимую роль в описании любовного произведения, оно открывает глаза практически всем персонажам понять и увидеть истинный ужас войны, и переосмыслить заново свои жизни.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Роль императоров в Аустерлицком сражении
История человечества состоит из побед и поражений в войнах. В романе «Война и мир» Толстой описывает участие России и Австрии в войне против Наполеона. Благодаря российским войскам была выиграна битва при Шенграбене, и это придало сил и воодушевления государям России и Австрии. Ослепленные победами, занятые в основном самолюбованием, проводя военные смотры и балы, эти два человека привели свои армии к поражению при Аустерлице. Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир» Толстой стало решающим в войне «трех императоров». Толстой показывает двух императоров сначала напыщенными и самодовольными, а после поражения растерянными и несчастными людьми.
Наполеон сумел обхитрить и разбить русско-австрийскую армию. Императоры бежали с поля боя, а после окончания битвы император Франц решил покориться Наполеону на его условиях.
Смысл фрагмента
Уделяя значительную часть описанию смотра в Ольмуце, настроению солдат накануне сражения, императору Александру и Кутузову, Толстой показывает читателю причины неудачи в битве. В отличие от Шенграбена, теперь все обстоятельства были на стороне русских. Положение армии перед Аустерлицем «стало как будто незыблемо прочным». На победу надеялись все генералы, кроме Кутузова и Багратиона. Простые солдаты же не понимали, ради чего они должны умирать. Толстой уверен, что именно настрой войска предопределил крах сражения, ведь эта война была не в интересах русских людей, а в интересах молодого императора, которому очень хотелось отобрать победу у Наполеона.
Поэтому туман, окутавший армию перед сражением, можно воспринимать как художественный приём. Это символ неопределённости и непонимания цели сражения у простых солдат, и туман тщеславия, окутавший сознание тех, кто затеял эту войну. В конце битвы он рассеялся, и осталось только «высокое небо». Эти два символа противопоставлены друг другу как истина и ложь.
Кутузов и Вейротер – кто виноват в поражении?
Основную роль в ведении этой войны взяли на себя австрийские военачальники, тем более что бои велись на территории Австрии. И сражение возле городка Аустерлиц в романе «Война и мир» тоже было продумано и спланировано австрийским генералом Вейротером. Принять в расчет мнение Кутузова или кого-нибудь еще, Вейротер не считал нужным.
Военный совет перед Аустерлицким сражением напоминает не совет, а выставку тщеславий, все споры велись не с целью достигнуть лучшего и правильного решения, а, как пишет Толстой: «…было очевидно, что цель… возражений состояла преимущественно в желании дать почувствовать генералу Вейротеру, столь самоуверенно, как школьникам-ученикам, читавшему свою диспозицию, что он имел дело не с одними дураками, а с людьми, которые могли и его поучить в военном деле».
Сделав несколько бесполезных попыток изменить ситуацию, Кутузов проспал все время, пока длился совет. Толстой явственно дает понять, насколько Кутузову претит вся эта напыщенность и самодовольство, старый генерал прекрасно понимает, что сражение будет проиграно.
Князь Болконский, видя все это вдруг явственно осознает, что весь этот показушный совет – лишь для того, чтобы удовлетворить собственные амбиции генералов обеих армий. «Неужели из-за придворных и личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью?» думает Андрей Болконский. Но, как истинный сын своего отца, Болконский не может унизиться до того, чтобы отказаться принять участие в сражении, пусть даже наверняка зная, что оно будет проиграно.
Изображение войны 1805 года
Отношение к войне у Толстого еще с его «Севастопольских рассказов» не изменилось, а только лишь приняло более четкие очертания и стало более детальным. Еще в первом из своих военных рассказов «Набег» автор пишет: «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом?» (рис. 1)
Рис. 1. Иллюстрация к рассказу «Набег»
Это рассуждение человека мирного, который только сталкивается с реальностью войны. Так же, как в «Набеге» есть Хлопов, капитан, который никакими внешними достоинствами не обладает, в «Войне и мире» есть капитан Тушин, которого встречает Андрей Болконский.
«Молча и улыбаясь, Тушин, переступая с босой ноги на ногу, вопросительно глядел большими, умными и добрыми глазами то на князя Андрея, то на штаб-офицера.
– Солдаты говорят: разумшись ловчее, – сказал капитан Тушин, улыбаясь и робея, видимо, желая из своего неловкого положения перейти в шутливый тон.
– Извольте отправляться, – сказал штаб-офицер, стараясь удержать серьезность.
Князь Андрей еще раз взглянул на фигурку артиллериста.
В ней было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное».
Еще один важный мотив, который Толстой использует и в своем раннем творчестве, и в романе,– это испытание войной. Писатель раскрывает характеры героев в минуты опасности, показывая их истинное лицо.В первом томе в военных эпизодах Толстой даетпонять, что войну каждый воспринимает по-своему и использовать может с разными целями. Ключевой в военных эпизодах является все-таки фигура Николая Ростова.
Анализ сражения
Почему же сражение было проиграно, и отчего Кутузов пытался предотвратить эту атаку на французов?
Опытный военный, он не был ослеплен небольшими победами над французской армией, и поэтому мог реально оценить противника. Кутузов прекрасно понимал, что Наполеон – умный стратег. Он был прекрасно осведомлен о численности российско-австрийских войск, и знал, что она превышает количество французских солдат. Поэтому было понятно – Бонапарт постарается предпринять какие-либо действия, чтобы обманом заманить неприятеля в ловушку. Именно поэтому Кутузов пытался оттянуть время, чтобы сориентироваться и понять, что задумал французский император.
Даже во время сражения, встретившись с царем, Кутузов медлит, и посылает солдат в атаку только после приказания российского императора.
В описании Аустерлицкого сражения в «Войне и мире» Толстой показывая поле боя с двух противоположных сторон, как бы противопоставляет императоров Наполеона, Александра и Франца.
Над обеими армиями одно и то же «…ясное голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый багровый поплавок, колыхался на поверхности молочного моря тумана». Но при этом французские войска идут в бой уверенно и с воодушевлением, а среди российско-австрийской армии вовсю идут внутренние трения и споры. От этого солдаты тоже чувствуют неуверенность и смятение. Включая описание природы в рассказ об Аустерлицкой войне в романе, Толстой словно описывает декорации в театре военных действий. Голубое небо Аустерлица, под которым бились и умирали люди, солнце, освещающее поле боя и солдат, уходящих в туман, чтобы стать обычным пушечным мясом в игре императорских амбиций.
Рассвет перед битвой
В бой выступали с первыми лучами солнца, чтобы успеть поубивать друг друга до темноты. Ночью не видно было кто свои, а кто солдаты противника. Первым зашевелился левый фланг русской армии, его по диспозиции направляли разбить правый фланг французов и отбросить их в Богемские горы. Жгли костры, чтобы уничтожить все, что нельзя было нести с собой, дабы не оставить врагу стратегические ценности в случае поражения.
Солдаты чувствовали скорое выступление, угадывали приближение сигнала по молчаливым австрийским колонновожатым, мелькающим среди русского войска. Колонны двинулись, каждый солдат не знал, куда он направляется, но шел привычным шагом в толпе тысячей ног своего полка. Туман был очень густой, а дым выедал глаза. Не видно было ни той местности, откуда все выступали, ни тех окрестностей, куда приближались.
Те, кто шли в середине, спрашивали, что там видно по краям, но никто ничего не видел перед собою в десяти шагах вперед. Все передавали друг другу, что со всех сторон, даже сзади идут русские колоны. Новость успокаивала, потому каждому было приятно, что вся армия идет туда, куда направляется он. Лев Толстой со свойственным ему гуманизмом раскрывает простые человеческие чувства людей, которые идут туманным рассветом убивать и быть убитыми, как требует воинский долг.
Андрей Болконский
Но при этом результат этих мыслей у Ростова и Болконского разный. Если Ростов бежит в кусты, то Болконский готов идти навстречу опасности, чтобы «…наконец показать все то, что я могу сделать». Болконский тщеславен, так же как его отец, и его сын в будущем, но это тщеславие идет не от пустого бахвальства, а от благородства души. Он мечтает не о наградах, а о славе, о людской любви.
И в минуты его размышлений о грядущих подвигах Толстой словно опускает его на землю. Князь вдруг слышит глупую шутку солдат: «Тит, а Тит?» — Ну, — отвечал старик. — Тит, ступай молотить, — говорил шутник. — Тьфу, ну те к черту, — раздавался голос, покрываемый хохотом денщиков и слуг».
Те люди, ради любви которых Болконский готов идти на подвиги, даже не подозревают о его мечтах и размышлениях, они живут обычной походной жизнью и шутят свои глупые шутки.
Героическое поведение Андрея Болконского при Аустерлицком сражении Толстой описывает обыденными словами, без прикрас и пафоса. Тяжесть знамени, которое так сложно удерживать, что Болконский бежал «волоча его за древко», описание ранения, когда словно «… со всего размаха крепкою палкой кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову». Нет ничего высокопарного и героического в описании его подвига, но именно это и создает ощущение того, что героизм – это проявление душевного порыва в обыденности военных действий.
Князь Болконский не мог поступить как-то по-другому, хотя он прекрасно понимал, что итог битвы при Аустерлице был предрешен.
Словно подчеркивая суетность всего происходящего, Толстой снова возвращается к небу над Аустерлицем, которое теперь видит над собой Андрей Болконский. «Над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так, как мы бежали, кричали и дрались… совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу. »
Полковое знамя
Когда русское командование в силу погодных условий смогло рассмотреть и оценить расположение армии, оказалось, что противник находится в двух верстах, а не в десяти, как предполагал Александр по своей неопытности. Андрей успел заметить, что враги наступают в пятистах метрах от самого Кутузова, хотел предупредить апшеронскую колонну, но по рядам пробежала паника молниеносно.
Еще пять минут назад по тому месту проходили стройные колонны перед императорами коалиции, теперь бежали толпы перепуганных солдат. Масса отступавших не выпускала попавшего в нее и хаотично захватила Кутузова. Все происходило очень быстро. На спуске горы еще отстреливалась артиллерия, но французы были слишком близко.
Рядом стояла пехота в нерешительности, вдруг по ней открыли огонь, и солдаты без приказа начали отстреливаться. Раненый прапорщик уронил знамя. С криком «Урааааа!» князь Болконский подхватил упавшее полотнище, ни на миг не сомневаясь, что батальон последует за своим знаменем. Нельзя было сдавать французам пушки, потому что они сразу же повернут их против бегущих и обратят их в кровавое месиво.
Последствия битвы при Аустерлице
Почему Наполеон хотел битвы, а Кутузов ее избегал
Аустерлицкое сражение стало возможным благодаря усилиям Бонапарта, который страстно стремился к битве в кратчайшие сроки. Для этого у французского императора было 3 главные причины:
Положение под Аустерлицем для Франции было очень опасным. Силы сторон были примерно равны, но в Моравию двигались дополнительные силу русской армии по численности равные текущим. Гаугвиц из Берлина вез ультиматум Наполеону с унизительными требованиями от Пруссии (Гаугвиц выехал 14 ноября). Отклонение ультиматума включало в войну Пруссию с ее 120 тысячной армией. Австрийцы перебрасывали с итальянского направления крупные подразделения. То есть при текущем равенстве сторон, Франция всего за месяц рисковала быть полностью окруженной противником, который будет превосходить их численно минимум в 3 раза. Именно поэтому Наполеон и рвался в бой. Кутузов по той же причине уклонялся — он ждал подкрепления. Когда стало понятно, что маневрами и тактикой Бонапарт не может вынудить Кутузова дать бой, в ход пошла дипломатия и актерское мастерство.
Актерский талант императора Франции
Сегодня Наполеон воспринимается многими в лучшем случае как грамотный военачальник, и других достоинств многие историки у него не видят вовсе. Это не правильно. На момент 1805 года это был очень умный человек, тонко чувствующий ситуацию и возможности, у него была прозорливость и очень хороший актерский талант. И это отлично подчеркивает подготовка его к Аустерлицу. Когда стало понятно, что тактически Кутузова не переиграть, Наполеон сделал 2 простых шага:
Петр Петрович Долгоруков, князь, доверенное лицо Александра 1. В 1805 году ему было 28 лет, но он уже был генералом и считался правой рукой императора. В обществе его называли «баловень судьбы». Он добился своего положения только из-за имени. Опыта ни военного ни гражданского у него не было. Это был, как сегодня модно говорить, представитель «золотой молодежи», для которого было характерно надменно отношение ко всем, кроме своего хозяина — Александра 1. Вот, что в своих мемуарах писал сам Наполеон.
Этот молодой хвастунишка вел беседу так, словно я был не императором Франции, а боярином, которого он отправляет в ссылку в Сибирь.
Долгоруков вел себя несдержанно. Он требовал, чтобы Франция отказалась ото всех своих завоеваний и вернулась к своим границам времен Революции. Наполеон же вел тонкую игру, подпитывая иллюзию Долгорукова в собственном превосходстве над всем миром. В итоге, как пишет Соловьев в «Александр 1. Политика и Дипломатия. 1877 год» — Долгоруков доложил Александру 1, что Наполеон боится сражения, в его армии разброд и шатание, он полностью утратил контроль над войсками. Именно после этого доклада Александр 1, игнорируя все доводы Кутузова, принял решение дать сражение.
Силы сторон
Французская армия незначительно уступала численностью армии третьей коалиции, как в числе живой силы, так и числе артиллерийских орудий.
Под началом российского императора была армия число в 65 тыс. солдат, австрийский император выставил 25 тыс. солдат и еще почти три сотни артиллерийских орудий. Объединенными войсками командовал генерал Кутузов.
Наполеон выставил против врага чуть меньше 74 тыс. солдат и почти две сотни орудий. Император считал, что этих сил более чем достаточно для победы над русскими и австрийцами.