Для чего нужны теоретические знания
Симбиоз теории и практики — залог успеха
Приветствую Вас, дорогие друзья! Сегодня я решил рассмотреть такую проблему, как недостаток практической деятельности при обучении и, как следствие, формирование неправильного мышления относительно правильности и скорости решения поставленных задач. Дело в том, что наше образование на данный момент сильно теоретизировано, что приводит к эффекту неправильного усвоения знаний. Ведь любое знание разделяется на теорию и навык. И решение любой задачи требует как теоретических знаний, так и навыка по их применению. Ситуация достаточно естественна, ведь теоретические знания намного проще добывать, поэтому их объем растет значительно быстрее, чем практических, поэтому доля теоретических знаний в учебных курсах с каждым годом увеличивается, постоянно вытесняя практические.
Зачем нужна теория?
В результате приведенного выше процесса система образования пришла к такому состоянию, что теоретические знания стали первичны. Однако это не правильно, ведь теоретические знания нужны только для того, чтобы улучшить практические результаты. Соответственно, на данный момент логика в образовательном процессе полностью отсутствует. На данный момент происходит следующее: человеку в первую очередь вталкивают в голову огромную теоретическую базу, какие-то элементы которой могут пригодиться ему в практическом решении задач. Далее начинается практика, где человек должен выбрать из уже имеющейся огромной теоретической базы необходимые крупинки и их использовать. На мой взгляд, этот процесс требует оптимизации. Во-первых необходимо разделить теорию и практику, и поставить практический навык на первое место. Тогда логика образовательного процесса станет практически безупречной: сначала ученику ставят практическую задачу, потом дают ссылку на необходимые теоретические знания, и человек, освоив эти знания успешно решает задачу. А не наоборот: человек затрачивает уйму энергии и запоминает 100% материала, а потом из этих 100% при решении каждой задачи выбирает необходимые 2-5%. Зачем тогда остальные 95% знаний, если есть книги, где они уже изложены?
Итоги
Как вывод, могу сказать, что получать теоретические знания является очень простым процессом: Вы просто учитесь, учитесь, учитесь. Однако, чтобы действительно преуспеть в жизни, Вы должны реализовывать все полученные знания на практике. Поэтому я считаю, что распределение людей на специальности это совершенно некорректно, т.к. только на симбиозе двух и более практических навыков можно получать интересные и развивающие эффекты. Я рекомендую учиться по шагам: перед Вами возникла задача, Вы нашли как её решать, и начинаете решать её на практике. Не получилось решить с первого раза — ищете другой способ, или пробуете еще раз. Потому что, как я уже писал ранее в заметке «Главный критерий оценки в жизни – результат«, лишь то, что мы реализовали на практике является нашим достижением. Ведь представьте ситуацию, когда вечером семья садится за ужин, а глава семьи говорит: «Дорогие мои! Я сегодня выучил(а) такой замечательный рецепт, он позволит приготовить такое вкусное блюдо!». А стол чистый и пустой, потому что выучить рецепт недостаточно, чтобы семья вкусно поужинала рецепт нужно еще реализовать. Поэтому больше занимайтесь практическими действиями, чтобы у Вас всегда был вкусный ужин на столе ;-)! Желаю всем успехов и результативных поступков!
Опубликовано: 2011-02-18 16:29:14, отредактировано: 2013-10-31 14:06:42
Теоретическое знание
Теоретическое знание системно развитое, обобщенное представление о действительности, отображающее ее со стороны всеобщих и необходимых характеристик объектов. Т. з. представляет собой систему абстракций, способно к раскрытию своего предметного содержания в категориальных определениях, закономерных связях, причинно-следственных схемах. Оно ориентировано на развернутое объяснение явлений, анализ их «механизмов» и глубинных оснований. Т. з., в отличие от эмпирического знания, является сферой формулирования общих понятий, гипотетических допущений, идеализирующих конструкций, осуществления «мыслимых» экспериментов и предсказаний. Т. з. тяготеет к средствам логического вывода и достоверности дедуктивного доказательства. Поэтому в нем получение новой информации способно осуществляться не только путем анализа эмпирических данных, но и без прямого обращения к ним, за счет возможностей аналитико-дедуктивной деятельности, «внутреннего опыта», аккумулированного в принципах и аксиомах теоретических систем. В этом источник не только его эвристической силы, но и спекулятивной ограниченности, иллюзии самодостаточности.
Т. з. отражает не только наличное, но и потенциальное бытие, характеризует действительность во всем богатстве ее возможностей, еще не осуществленных форм и намечающихся тенденций. В силу этого оно способно прогнозировать события и явления, проектировать практику. Основной формой Т. з. выступает теория во всем многообразии ее форм от описательных теорий и теорий среднего уровня (характерных для прикладной, эмпирической социологии) до фундаментальных теорий научной картины мира. Основой Т. з. выступает практика во всем масштабе охватываемого ею опыта производства и общественно-исторического развития. Т. з. является атрибутом науки. Оно характерно, в частности, для всех разделов и направлений социологии как научной системы. Без Т. з. не формулируются программы социологических исследований и невозможна интерпретация их результатов.
Полезное
Смотреть что такое «Теоретическое знание» в других словарях:
Теоретическое знание — знание, лишь косвенно опирающееся на реальность, созданное из каких либо абстрактных понятий … Социология: словарь
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ — уровень научного знания, лежащий между эмпирическим и метатеоретическим его уровнями. Качественно отличается по содержанию от эмпирического знания прежде всего своим предметом. В качестве (собственного) предмета теоретического знания выступает… … Философия науки: Словарь основных терминов
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ. СТРУКТУРА, ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ — ’ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ. СТРУКТУРА, ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ’ (Москва, 2000) работа Степина, в которой представлена оригинальная концепция структуры и генезиса теоретического знания, разработанная автором в 1960 1990 х. Развитие концепции было начато… … История Философии: Энциклопедия
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ. СТРУКТУРА, ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ — работа Степина, в которой представлена оригинальная концепция структуры и генезиса теоретического знания, разработанная автором в 1960 1990 х. Развитие концепции было начато Степиным в период перехода отечественной философии науки от обсуждения… … История Философии: Энциклопедия
ЗНАНИЕ — результат процесса познания, обычно выраженный в языке или в к. л. знаковой форме. Стремление понять, что такое З. и чем оно отличается от др. продуктов человеческого сознания, характерно уже для философов античности, которые поставили и пытались … Философская энциклопедия
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭМПИРИЧЕСКОЕ — принятое в философии науки разделение научного знания и методов науки на два уровня. К эмпирическим методам познания относят наблюдение, измерение и эксперимент; знание, полученное посредством этих методов, называют эмпирическим. Во всех… … Философская энциклопедия
знание-как и знание-что — «ЗНАНИЕ КАК» И «ЗНАНИЕ ЧТО» (Knowing how и Knowing that) эпистемологические понятия, служащие для обозначения и разграничения теоретического и практического знания. Предложены в «Философских исследованиях» Л. Витгенштейна и детально… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — мышление, не ведущее непосредственно к практическому действию. Т. м. противопоставляется практическому мышлению, заключением которого является, по выражению Аристотеля, поступок. Т. м. руководствуется особой установкой и всегда связано с… … Философская энциклопедия
теоретическое мышление — мышление, не ведущее непосредственно к практическому действию. Т. м. противопоставляется практическому мышлению, заключением которого является, по выражению Аристотеля, поступок. Т. м. руководствуется особой установкой и всегда связано с… … Словарь терминов логики
знание — ЗНАНИЕ форма социальной и индивидуальной памяти, свернутая схема деятельности и общения, результат обозначения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания. Дефиниция термина « 3. » является фундаментальной проблемой,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Что такое теория и чем хороши теоретические методы познания
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Это слово мы встречаем в повседневной речи, слышим с экрана телевизора, читаем с книжных страниц.
Но едва ли обычный человек, не увлеченный наукой, не подглядывая в Википедию, даст точное определение понятию «теория».
Люди часто используют термины, значение которых даже не понимают или понимают неправильно. Не будьте как они — читайте мой блог, просвещайтесь онлайн.
Что такое теория?
Это понятие образовалось от греческого слова theoria — рассмотрение, исследование.
Теория — это обобщенная система знаний, которая дает объяснение тем или иным сторонам и свойствам изучаемого предмета или явления. Она является самой развитой формой научного знания.
Теория не может состоять из одного-единственного умозаключения. Теоретические методы исследования похожи на сборку гигантского конструктора Лего.
Вот есть красные кубики — это аксиомы, они пойдут в качестве фундамента. Аксиомы — утверждения, которые принимаются за истину без доказательств. На них поставим желтые стены — это гипотезы. А вот их нужно доказывать.
Будем проверять эти гипотезы на устойчивость, шатая стены. Некоторые рухнут, тогда будем выстраивать новые, пока не получится устойчивая конструкция. Сверху навесим башенки — отдельные понятия, законы.
А все вместе — это теория, где элементы упорядочены. Где умозаключения не взяты с потолка, а получены на основе правил логического вывода.
Теория — это совокупность умозаключений, которая отражает существующие отношения и связи между явлениями в объективной реальности.
Более подробно на эту тему смотрите в этом видео:
Теоретические методы исследования
Как формируется теория? Эта цепочка выглядит так: факт–> проблема–> гипотеза–> теория.
Факт должен быть очищен от случайности. Может быть, фрукт прямо в воздухе подхватила птица. Или он упал, но никто не заметил. Повторите эксперимент несколько раз, убедитесь, что это не случайность.
Зачем нужна теория — 5 ее функций
Требования к теоретическим методам познания
Альберт Эйнштейн заявлял, что теория обязана удовлетворять следующим критериям:
Из чего состоит теория?
Структура неоднородна, состоит из разных элементов:
Ученый изучает модель (что это?), а потом переносит свойства с идеализированного объекта на реальный предмет с некоторыми поправками. Такой процесс называется идеализацией.
Теоретический и эмпирический уровни научного познания
Есть теория, а есть практика. Наплевав на здравый смысл, люди противопоставляют одно другому. На самом деле, эти понятия неразлучны.
Теория рождается из данных, которые получены эмпирически — из наблюдений или эксперимента.
Она формирует новые утверждения, выведенные логическим путем. Только практика подтверждает их истинность. Получается круговорот: опыт создает теорию, которая, в свою очередь, дает новые данные для проведения экспериментов.
Эмпирический уровень познания
Это чувственное изучение реально-существующих предметов и явлений.
Эксперименты бывают исследовательские — для получения новой информации — и проверочные, которые помогают подтвердить или опровергнуть гипотезы.
Методы теоретического познания
Теоретические методы исследования подразумевает обработку данных, полученных опытным путем, построение логических выводов, умозаключений посредством мышления.
Выделим такие виды:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Теория, не подтвержденная практикой так и остается сложным умозаключением, причем, часто субъективным и лишенным смысла.
Да сейчас много что называют теорией, даже от теории плоской Земли некоторые не отказываются, хотя доказательств опровергающих данную теорию пруд пруди, тоже с теорией гравитационных волн, вроде бы данная теория нашла своё подтверждение, но она стала именоваться теорией ещё до получения результатов, которые установили её истинность.
Что важнее: практика или теория?
Многие безоговорочно считают, что практика важней теории. Попробую многосторонне описать теорию, отметить её основные функции и доказать, что она значительна ничуть не менее практики. Понятия теории и практики будем рассматривать в общем смысле, без внедрения в конкретные примеры, т. е. ущемим практику и уподобимся теории, что в данной ситуации никак не скажется на правильности выводов.
Итак, начнём с того, что не будем отрицать тесную связь теории с практикой. Несомненно, в основе теории лежит практика, ведь теоретические выводы делаются, исходя из каких-либо практических действий (например, наблюдений, опытов).
Но несмотря на это, теория и «помогает» практике. Прежде чем провести какой-нибудь эксперимент, сначала нужно тщательно изучить его теоретическую базу, в том числе основополагающие принципы данной сферы и стратегически важные нюансы. Кстати, с таким изучением проблем не возникнет, ведь в большинстве случаев теория кодифицирована, систематизирована и содержится на материальных носителях. Это могут быть, например, и учебники, и энциклопедии, и словари, и книги. Также незаменимым источником теории является Интернет, в «паутине» которого можно найти и электронно-цифровые аналоги материальных носителей, и много того, что ещё не попало на «бумагу», а может, и никогда не попадёт.
А вот информацию о практике бывает трудно добыть. Ведь чаще всего она исходит из неофициальных источников, поэтому её характерным признаком нельзя назвать достоверность. Для её изыскания придётся приложить значительные усилия, которые смогут отнять не только время, но и денежные средства.
Исходя из вышеотмеченных положений, можно с точностью заверить читателей, что теория не только является подготовительным этапом для внедрения в практику, но и помогает постоянно её развивать.
Если кто-то в будущем и не собирается заниматься практикой, то это ему не мешает углубиться в теорию, которая позволит повысить интеллект и расширить свой кругозор. Вот именно таких людей и называют начитанными, которые всё обо всём знают. Здесь уже не столь важно показать свою «рукодельность», как просто удивить окружающих своими умственными способностями по объёму памяти головного мозга.
Изучать же практику без теории представляется непростой задачей, ведущей к весьма поверхностным практическим познаниям. Про таких людей обычно говорят: «сам не понимает, что делает». «Рукодельность» свою покажет, но объяснить ничего не сможет, действовать, исходя из меняющийся ситуации, тоже не сможет, ведь в этом он не разбирается, а просто выполняет запомненные «шаблонные» действия.
Теперь с полной уверенностью можно отметить ещё одну черту теории: она имеет смысл и без применения на практике, а вот практике без теории «будет нелегко».
В значимости практики, конечно, никто и не сомневается, но и теорию слишком далеко на второй план всё же отодвигать не стоит, ведь она является постоянной «спутницей» и «помощницей» практики — и друг без друга они бы не смогли существовать.
Изучайте теорию, занимайтесь практикой и не пренебрегайте ни одной из «сестёр»!
Структура теоретического знания. Проблема, гипотеза, теория
Структура теоретического знания. Проблема, гипотеза, теория.
Теоретическое знание — это совокупность высказываний об идеализированных объектах, являющихся продуктами конструктивной, творческой деятельности мышления. Теоретическое знание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического уровня. Основными формами развития теорет. знания являются факт, теория, проблема (задача), гипотеза, программа.
Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью. Проблемы бывают:
1) неразвитые – это задачи, к-рые характеризуются след чертами:
а) это нестандартная задача, для решения которой не известен алгоритм,
б) задача, к-рая возникла как закономерный результат познания,
в) задача – решение к-рой направ-но на устранение противоречия, возникшего в познании, а также на устранение несоответствия м/у потребностями и наличием средств для их удовлетворения,
г) задача, путей решения к-ой не видно.
2)Задача которая хар-ся тремя первыми из указанных выше черт, а так же содержит более или менее конкретные указания на пути решения, назыв-ся развитой проблемой.
Формулировка проблемы включает три части:
(1) систему утверждений (дано); (2) вопрос или побуждение (найти); (3) систему указаний на возможные пути решения. В формулировке не развитой проблемы последняя часть отсутствует.
Проблема как процесс развития знания состоит из нескольких ступеней:
1) формирование неразвитой проблемы;
2) развитие проблемы – формирование развитой проблемы путем постепенной конкретизации путей ее решения;
3) решение (или установление неразрешимости) проблемы.
Гипотеза (греч – предположение). Предположения, позволяющие разработать план исследования, называются гипотезами. Гипотезой называют также процесс познания, к-рый заключается в выдвижении этого предположения. Т. о. гипотезой называют особого рода знание (обоснованное предположение о причинах явления, о наблюдаемых связях м/у явлениями и т.д., а также особый процесс развития знания (это процесс познания, заключающийся в выдвижении предположения, его обоснования (неполном) и доказательстве или опровержении). Теория – это достоверное (в диалектическом смысле) знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области.
Теория – это высшая, самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Особенностью теории является то, что она обладает предсказательной силой. В теории имеется множество исходных утверждений, из которых логическими средствами выводятся другие утверждения, т е в теории возможно получение одних знаний из других без непосредственного обращения к действительности. Т не только описывает определенный круг явлений, но и дает им объяснение. Т является средством дедуктивной и индуктивной систематизации эмпирических фактов. Посредством теории можно установить определенные отношения м/у высказываниями о фактах, законах и т.д. в тех случаях, когда вне рамок теории такие отношения не наблюдаются.
Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций «высшего порядка» — таких как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др.
На основе эмпирических данных здесь происходит мысленное объединение исследуемых объектов, постижение их сущности, «внутреннего движения», законов их существования, составляющих основное содержание теорий. Важнейшая задача теоретического знания — достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. Характерная черта- внутринаучная рефлексия, т. е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т. д. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное предвидение будущего
Приемы: абстрагирование, идеализация, синтез, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному.
1. Понятие — форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях.
2 Суждение — отражающая отдельные вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения.
3 Умозаключение— мыслительный процесс, посредством которой из ранее установленного знания выводится новое знание Рациональное (мышление) взаимосвязано не только с чувственным, но и с другими — внерациональными — формами познания. Большое значение в процессе познания имеют такие факторы, как воображение, фантазия, эмоции и др.
Структурные компоненты научного знания: проблема, гипотеза, теория и закон
Проблема — форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента (этапа движения познания) — ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему — необходимая предпосылка ее успешного решения. «Формулировка проблемы часто более существенна, чем ее разрешение, которое может быть делом лишь математического или экспериментального искусства. Постановка новых вопросов, развитие новых возможностей, рассмотрение старых проблем под новым углом зрения требуют творческого воображения и отражают действительный успех в науке». Гипотеза — форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез — одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, третьи отбрасываются, превращаются в заблуждения, если проверка дает отрицательный результат. Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой, даже в том случае, если эти результаты были отрицательными.
Виды гипотез: общие, частные, рабочие.
Теория — наиболее сложная и развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
Основные элементы теории: 1
. Исходные основания — фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы
2. Идеализированные объекты — абстрактные модели существенных свойств и связей изучаемых предметов
3. Логика теории — совокупность определенных правил и способов доказательства, — нацеленных на прояснение структуры и изменения знания.
4. Философские установки и ценностные факторы.
5. Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из данной теории в соответствии с конкретными принципами.
Виды теорий: описательные, математические, дедуктивные и индуктивные, фундаментальные и прикладные, формальные и содержательные, «открытые» и «закрытые», объясняющие и описывающие (феноменологические), физические, химические, социологические, психологические и т. д.
1. Синтетическая — объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему,
2. Объяснительная функция,
3. Методологическая функция