Для чего нужен актив школы
Программа обучения актива «Школа — «лидер»
Цель программы: активизация общественной и творческой деятельности детей
Пояснительная записка
В последнее время развитию самоуправления стало уделяться большое внимание. И это бесспорно. Работа детского самоуправления в детском доме имеет большее значение, чем в любом другом учреждении. Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей очень быстро впитывают в себя постоянную заботу, опеку над ними, характер их проживания быстро становится иждивенческим. Работа самоуправления дает им возможность почувствовать себя в роли хозяина, творца своего проживания. Кроме этого она необходима и полезна для будущей успешной социализации в обществе, для содержательно-продуктивного общения, для научения детей реализовать себя в рамках тех или иных социальных ролей. В условиях детского дома, когда воспитанники живут, в среднем, 3-6 лет, да и количество детей варьируется в пределах 60 человек, возникает проблема выбора актива самоуправления. “Новички”, которых выбирают в актив, как правило, не имеют организаторских способностей, коммуникативных навыков, обладают низкой (постоянно просят помощи у детей, у взрослых – требуют внимания) или высокой самооценкой. Поэтому и возникла необходимость разработки и внедрения программы “Школа-лидер” и внедрение данной программы в нашем самоуправлении, республики “Добряния”. Основными задачами программы является обучение общедомового актива навыкам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, самоорганизации и проектирование собственной деятельности, формирование социально-нравственной позиции; выработка у детей партнерских и лидерских качеств, коммуникативных умений и навыков.
Предполагается, через систему занятий, обучение подростков (актива самоуправления: мэров, министров), навыкам уверенного поведения, коммуникативным умениям: отказать, принимать критику и критиковать, адекватно реагировать на похвалу и комплимент, а также на отрицательные высказывания в свой адрес, умению оказывать сопротивление, манипуляциям и групповому давлению, принимать решения. Вооружать знаниями основных форм и методов организации досуга.
Блок I: Развитие личностных качеств
№ | Тема занятия | Количество часов | Упражнения |
1 | Развитие навыков общения и взаимодействия | 3 | Упражнения “Карлсон сказал”, |
“Пилка дров”, “Корабль”
Упражнение “Коршун и бабочка”
Упражнение “Я такой же как ты”,
Упражнение “Похвала”, “Я не люблю”,
“Стражники”, “Пальцы”, “Фокусировка”
Блок II: Учеба актива самоуправления
Не для мероприятий и галочек, а во имя будущего: зачем школе ученическое самоуправление
Школа — это маленькая модель большого мира. Здесь дети учатся дружить, решать конфликты, отстаивать свою точку зрения, а ещё — участвовать в общественной жизни. Например, становятся частью ученического самоуправления. Подробнее об этом движении рассказывает наш блогер Вадим Гринберг.
С ученическим самоуправлением (УСУ) меня связывают крепкие узы. Сначала я был участником событий ученического самоуправления в своей школе, потом стал активистом, а затем и председателем ученического совета «Успех». Я вырос в этой среде. Сейчас, став педагогом, мне предстоит ответить на вопрос: как я вижу будущее УСУ?
У меня сложилось впечатление, что ученическое самоуправление в Москве развито недостаточно равномерно по районам города. Да, со временем все меняется и развивается, появляются новые форматы работы с постоянным детским коллективом, создаются новые государственные органы и некоммерческие организации, занимающиеся развитием ученического самоуправления.
Но на мой взгляд, в сознании многих людей ученическое самоуправление так и осталось средством для «организации мероприятий»
Да, не везде. Есть образовательные организации, где органы УСУ действительно задействованы в принятии решений, касающихся интересов школьников. Есть образовательные организации, где активисты школы реализуют свои идеи, задумки и инициативы, а также помогают это сделать и другим учащимся.
В своей школе я развивал то самое, настоящее ученическое самоуправление. Мы реализовали целый ряд проектов по инициативам самих школьников. Самоуправление способно внести огромный вклад в становление и развитие личности ребенка. Скорее всего, феномен этой деятельности в том, что она включает в себя нравственное, трудовое, правовое и гражданское воспитание, базируясь при этом на принципах самостоятельности и инициативы. Если культура самовыражения в позитивных формах не будет привита ребенку в школе, то, скорее всего, он уже не приобретет её должным образом. Ученическое самоуправление — это система, в которой ученик может высказать свою позицию, сформировать свое социальное Я, предложить то, что действительно нужно ученикам, и реализовать это.
Так каким же я вижу будущее ученического самоуправления?
В первую очередь, я хочу, чтобы оно просто было. Сам факт, что существуют школы, педагоги и дети, заинтересованные в этой деятельности, радует. Возможно, глядя на опыт «соседей», и другие образовательные организации начнут его перенимать.
А если говорить о каких-то изменениях или о развитии этой сферы, то они должны начинаться с «головы»: надо сформировать четкую нормативно-правовую базу и методическую копилку на федеральном уровне. К ней сможет обратиться педагог или ученик, понять, что это такое, зачем оно нужно, какие возможности даёт. В эпоху цифровизации подобным ресурсом могла бы стать онлайн-платформа с открытым доступом с выдержками нормативно-правовой базы УСУ и перечнем рекомендуемой методической литературы.
О том, как школьник создал профсоюз и что из этого вышло
Важным мне кажется и создание первичной структуры ученического самоуправления. Нынешняя правовая база и методические рекомендации не создают тех рамок, в которых бы органы УСУ могли выразить свою индивидуальность. Возможно, стоит взять пример с известных модельеров, которые готовят свои коллекции к неделе мод в единых формах и цветах, но сохраняя свой собственный стиль. Создать «моду» ученического самоуправления — вот один из возможных вариантов будущего этой деятельности. Одним из образцов этой «моды» может стать студенческое самоуправление, которое развито довольно сильно. Но не стоит забывать про важные отличия этих двух структур. У ученического самоуправления свой неповторимый путь, который может быть дополнен опытом «старших товарищей».
Как следствие, в нашей стране могли бы появится постоянные центры содействия развитию ученического самоуправления. В подобных центрах могли бы проходить региональные этапы конкурсных программ, направленных на развитие системы органов УСУ; осуществляться методическая поддержка и образовательная работа с учениками и педагогами, а также аккумулироваться ученическая общественность региона. К работе подобных центров можно было бы привлечь региональных уполномоченных по правам ребенка для учета мнения детей в решениях правительства региона.
И, конечно, для УСУ важно участие педагогов. Для учителей сейчас кураторство данного направления — дополнительная нагрузка. Думаю, будет эффективнее принимать на подобную работу отдельного сотрудника на ставку школьного вожатого. К сожалению, не каждая школа может добавить подобную позицию в свой штат. И, думаю, повышение квалификации педагогов, которые занимаются развитием ученического самоуправления, смогло бы исправить проблему профессиональной неграмотности в этой области.
5 фильмов, которые помогут в организации школьного самоуправления
Если представлять будущее, то получается именно такая картина. По крайней мере, на мой взгляд, молодого педагога, занимающимся преимущественно ученическим самоуправлением, такое будущее было бы интересным, удобным и практичным.
Ну а пока, работаем в школе — проводим регулярные заседания школьного УСУ, развиваем систему наставничества внутри актива школы, реализуем программы обучения активистов в формате «дети-детям».
Самостоятельность и инициатива ребят — это залог успешной деятельности органов УСУ. Ученическое самоуправление — это не организация мероприятий. Это — возможности учеников!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Педагогический проект «Школа актива»
Всероссийская конференция «Педагогический проект в учреждении дополнительного образования»
В настоящее время важное место в воспитательном–образовательном процессе школы занимает развитие ученического самоуправления, которое рассматривается как первоочередное условие формирования активной социальной позиции обучающегося. Развитие ученического самоуправления невозможно без ярких самостоятельных личностей школьников осуществляющих это самоуправление. Ведь от того насколько активны «вожаки», зависит успешность реализации всех планов объединения детей.
Паспорт проекта «Школа актива»
Пояснительная записка
В настоящее время важное место в воспитательном–образовательном процессе школы занимает развитие ученического самоуправления, которое рассматривается как первоочередное условие формирования активной социальной позиции обучающегося. Развитие ученического самоуправления невозможно без ярких самостоятельных личностей школьников осуществляющих это самоуправление. Ведь от того насколько активны «вожаки», зависит успешность реализации всех планов объединения детей.
В связи с этим, большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в детских организациях. Эта задача в полной мере способствует социализации личности, а развитие лидерских способностей повышает возможности личности в новых социально-экономических условиях.
Научить ребенка организовывать свою жизнь в школе и в не ее, проявлять заботу о товарищах, быть самостоятельным и инициативным. Развивать умения управлять собой в разных жизненных ситуациях, научить детей работать в классном и в разновозрастном коллективах.
Что такое Лагерь Актива для его участников?
Это новые возможности:
Если вы застенчивы – мы поможем найти вам новых друзей! Мы подарим вам целый лагерь для ваших идей!
Что такое Лагерь Актива для родителей?
Лагерь Актива – это авторский лагерь. Это значит, что мы проводим свою уникальную программу, которая никогда не повторяется. Эта программа тщательно продумывается в течение всего года, и мы стараемся сделать ее как можно более качественной и интересной. Поэтому наш Лагерь Актива – это только одна смена, за время которой мы готовы подарить участникам лагеря действительно интересный отдых!
Тренинги и мастер-классы, проводимые в лагере Актива:
Обоснование необходимости проекта
Наша цель – создать единый комплекс, где можно было бы реализовать многие свои способности, запросы, интересы. Данная программа имеет цели:
В ходе ее достижения решаются задачи:
По мере достижения заявленных задач предполагается приобретение участниками необходимых знаний, умений, навыков, что и будет являться показателем эффективного лидера.
Принципы работы:
Результатами проведения данной программы должны стать:
Инновационная деятельность
Инновационная воспитательная деятельность в ОУ осуществляется в области формирования гражданской и социальной компетентностей личности и управлении образовательным учреждением. Выбор сферы инновационной деятельности обусловлен моделью развития школы «Общественно-активная школа».
В результате реализации программ будут проведены следующие мероприятия:
Ожидаемые результаты:
Для чего нужен актив школы
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕНИЧЕСКОМ АКТИВЕ
1.1 Ученический актив школы является выборным органом ученического самоуправления образовательного учреждения (далее – Школы).
1.2 Ученический актив школы действует на основании действующего законодательства, Устава школы и настоящего Положения.
1.3 Организуют и координируют работу Ученического актива школы – заместитель директора по воспитательной работе и старший вожатый, классных активов учащихся – классные руководители 1 – 11 классов.
1.4 Ученический совет школы возглавляет председатель, избираемый учащимися 8 – 11 классов тайным всеобщим голосованием.
1.5 Ученический актив школы состоит из советов, возглавляемых лидерами Совета.
1.6. Лидеры Актива избираются на первом заседании, состоящего из представителей 1 – 11 классов.
2. Цели и задачи Ученического Актива Школы:
2.1.Целью деятельности Ученического актива является реализация права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением.
2.2. Задачами деятельности Ученического актива являются:
2.2.1. Представление интересов учащихся в процессе управления школой.
2.2.2. Поддержка и развитие инициативы учащихся в школьной жизни.
2.2.3. Защита прав учащихся.
2.2.4 Воспитание школьников в духе демократической культуры, социальной ответственности и гражданской активности.
2.2.5. Создание условий для подготовки учащихся к участию в интеллектуальных, спортивных, познавательных, развлекательных и т.д. играх.
2.2.6. Восполнение недостатка духовного общения.
2.2.7. Предоставление каждому ученику возможность самореализации через умение грамотно отстаивать свои позиции.
2.2.8. Развитие интереса к общественным знаниям.
3. Функции Ученического совета
3.1. Выступает от имени учащихся при решении вопросов жизни школы: изучает и формулирует мнение школьников по вопросам школьной жизни, представляет позицию учащихся в органах управления школой, разрабатывает предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
3.2. Содействует реализации инициатив учащихся во внеурочной деятельности, создает условия их реализации.
3.3. Содействует разрешению конфликтных вопросов: участвует в решении школьных проблем, согласовании интересов учащихся, учителей и родителей, организует работу по защите прав учащихся.
4. Права Ученического актива
Ученический актив имеет право:
4.1. Проводить на территории школы собрания, в том числе и закрытые, и иные мероприятия не реже одного раза в четверть, заседания актива проводить не менее двух раз в месяц.
4.2. Размещать на территории школы информацию в отведенных для этого местах и в школьных средствах информации, получать время для выступления своих представителей на классных часах и родительских собраниях.
4.3. Направлять в администрацию школы письменные запросы, предложения и получать на них официальные ответы.
4.4. Знакомиться с нормативными документами школы и их проектами и вносить к ним свои предложения.
4.5. Получать от администрации школы информацию по вопросам жизни школы.
4.6. Представлять интересы учащихся перед администрацией школы, на педагогических советах, собраниях, посвященных решению вопросов жизни школы.
4.7. Проводить встречи с директором школы и другими представителями администрации не реже одного раза в месяц.
4.8. Проводить среди учащихся опросы и референдумы.
4.9. Организовывать работу общественных приемных ученического актива, сбор предложений учащихся, проводить открытые слушания, ставить вопрос о решении поднятых учащимися проблем перед администрацией школы, другими органами и организациями.
4.10. Принимать решения по рассматриваемым вопросам, информировать учащихся, администрацию школы и другие органы о принятых решениях.
4.11. Пользоваться организационной поддержкой должностных лиц школы, отвечающих за воспитательную работу, при подготовке и проведении мероприятий Ученического актива.
4.12. Вносить в администрацию школы предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе.
4.13. Вносить в администрацию школы предложения о поощрении и наказании учащихся, а при рассмотрении администрацией школы вопросов о дисциплинарном воздействии по отношению к учащимся давать заключение о целесообразности его применения.
4.14. Создавать печатные органы.
4.15. Устанавливать отношения и организовывать совместную деятельность с ученическими советами других учебных заведений.
4.16. Направлять представителей ученического актива на заседания органов управления школой, рассматривающих вопросы о дисциплинарных проступках учащихся.
4.17. Использовать оргтехнику, средства связи и другое имущество школы по согласованию с администрацией.
4.18. Вносить предложения в план воспитательной работы школы.
4.19. Представлять интересы учащихся в органах и организациях вне школы.
4.20. Участвовать в формировании составов школьных делегаций на мероприятия районного и городского уровня и выше.
5. Порядок формирования и структура школьного актива
5.1. Ученический актив школы формируется на выборной основе сроком на один год;
5.2. В состав школьного ученического актива входят лидеры «министерств»
5.3. Ученический актив школы состоит из отдельных «министерств»: образования, здравоохранения, культуры, экологии, физической культуры и спорта, МВД, СМИ, ДЮП, ЮИД.
Министерство науки и образования
* Сбор информации об учебном процессе.
* Проведение интеллектуальных марафонов.
* Участие в организации предметных недель.
* Участие в организации различных интеллектуальных конкурсов.
Министерство здравоохранения и спорта
* Участие в подготовке и проведении спортивных соревнований.
* Участие в организации Дней здоровья и спортивных праздников.
* Участие в организации конкурса «Мама, папа, я – спортивная семья»
* Организация спортивных перемен.
* Организация и проведение встреч со специалистами медицины.
* Организация выпуска (1 раз в месяц) бюллетеня «Если хочешь быть здоров».
Министерство культуры и досуга
* Подготовка и проведение вечеров, праздников, фестивалей.
* Участие в организации конкурсов, выставок, игр, концертов.
* Участие в подготовке и организации КВН.
Министерство охраны и безопасности
* Организация дежурства по школе.
* Осуществление контроля за выполнением требований внутреннего распорядка.
* Организация совместной деятельности с учащимися «группы риска».
* Организация и проведение субботников.
* Организация помощи ветеранам ВОВ.
* Организация и проведение «Школьного Арбата»
Министерство информации
* Формирование имиджа школы.
* Организация выпуска школьной газеты «Школьный вестник».
* Организация и проведение конкурсов газет, плакатов, рисунков.
* Организация и проведение смотра-конкурса классных уголков.
* Подготовка и размещение объявлений.
* Подбор материала для ведения книги-летописи школы.
Министерство I ступени
* Организация шефской работы с учащимися I ступени обучения.
* Организация и проведение спортивно-оздоровительных, интеллектуальных конкурсов.
* Проведение подвижных перемен.
Технология подготовки команды актива к участию в управлении ОУ
Уважаемые читатели! Мы начинаем серию публикаций, адресованных заместителям директора по ВР, классным руководителям, организаторам ученического самоуправления общеобразовательных учреждений, старшим вожатым, методистам учреждений дополнительного образования. Это методическое пособие, подготовленное в Белгородском региональном институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, подробно расскажет, как проводить обучение команд актива ученического самоуправления в школах и на муниципальном уровне.
Введение
В современной педагогической теории и практике объективно назрела и требует своего решения проблема реального участия детей в управлении образовательным учреждением. Процесс формирования органов самоуправления, школьных управляющих советов предполагает причастность к ним обучающихся. В соответствии с п. 4 ст. 50 Закона РФ «Об образовании» школьникам гарантируется соответствующее право, а также свобода выражения собственных мнений и убеждений.
Формы участия – работа в органах школьного самоуправления и государственно-общественного управления.
Однако на практике все это остается в основном формальным. Учащиеся недостаточно подготовлены к подобной работе, не имеют реальных прав (полномочий) на принятие управленческих решений.
Наиболее успешно деятельность школьных управляющих осуществится при поддержке актива ученического самоуправления.
В его составе школьники – члены управляющего совета – анализируют проблемы, принимают управленческие решения, выносят предложения на заседания, сами участвуют в реализации проектов.
Под ученическим самоуправлением мы понимаем целостную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления. Основное его предназначение – удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении проблем общеобразовательного учреждения.
Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, ее организации, анализе своей работы, подведении итогов и принятии соответствующих решений. Участие в этом процессе развивает в детях инициативу и творчество, поддерживает постоянное стремление внести в жизнь коллектива что-то новое, интересное, улучшающее его существование.
Опыт работы отечественной школы свидетельствует о том, что успех в развитии самодеятельности школьников посредством ученического самоуправления напрямую зависит от грамотного педагогического руководства. Основные задачи педагогов – организаторов такого движения в коллективе учащихся – следующие:
– выбор правильных, соответствующих конкретному этапу работы форм самоуправления и внесение в них соответствующих корректив по мере накопления опыта, изменения задач и условий;
– обучение организаторскому мастерству, помощь в выработке различной внутришкольной документации по самоуправлению: положений, инструкций, памяток;
– оказание помощи в налаживании отношений сотрудничества в коллективе;
– создание условий для реализации организаторских и творческих возможностей во всех сферах деятельности ученического самоуправления;
– содействие в налаживании связей с окружающей школу социальной средой, что способствует личностному росту, приобретению жизненного опыта, расширению сферы общения.
Далеко не всегда современные школьники готовы взять на себя решение сложных взрослых задач. Участникам ученического самоуправления необходимы знания о формировании коллектива учащихся, организации, формах и методах деятельности органов самоуправления.
Им не хватает коммуникативных умений, опыта сотрудничества со взрослыми, участия в управлении образовательным учреждением.
С целью развития и активизации ученического самоуправления необходима подготовка актива. Учащиеся должны стать равноправными школьными управляющими наравне со старшими и иметь право обучаться навыкам управления, сотрудничества, групповой дискуссии, проектирования; принимать участие в рассмотрении решений; иметь право открыто обсуждать особо важные для себя вопросы. На занятиях актива необходимо давать методики организации дела, владения умениями организатора (планирование, контроль) и специфическими приемами организационной работы, разработки локальных актов по ученическому самоуправлению.
Успех деятельности во многом зависит от того, в какой мере члены школьного актива владеют технологиями управления.
Технология управления – совокупность стандартных методов и приемов реализации управленческих функций.
Функции ученического самоуправления (функция – обязанность, круг деятельности, назначение, роль): планирование, выработка и принятие решения; доведение его до коллектива школы; организация выполнения; создание условий для этого; получение информации о ходе выполнения; ее анализ, учет; оценка деятельности, контроль (по Н.И. Приходько).
Активу ученического самоуправления следует действовать по правилу: «Управлять – значит приводить к успеху других!»
Задачей пособия является оказание помощи педагогам-кураторам, организаторам ученического самоуправления, тренерам и всем заинтересованным в создании актива как гармоничной и эффективной рабочей группы. Теоретические подходы и практические упражнения помогут педагогам сформировать команду активистов, обучить их управленческим технологиям, приобрести навыки принятия решений, планирования, организации дела, взаимодействия с администрацией школы, учительским и ученическим коллективами.
Основные принципы, лежащие в основе всех занятий, собранных в методическом пособии, сосредоточены вокруг трех ключевых идей. Члены команды:
объединены общими намерениями, задачами и целями;
взаимозависимы (нуждаются друг в друге для достижения своей цели);
согласны с тем, что для реализации задуманного они должны эффективно работать вместе.
Глава 1. Роль педагога-куратора в успешной деятельности команды актива
В задачи педагога-куратора входит организация деятельности актива как команды, владеющей технологиями управления; руководство процессом обучения.
Педагог должен суметь убедить ребят, что для достижения поставленных целей необходим вклад каждого, что приведет к результату, т.е. успеху. Прежде чем начать работу по формированию команды активистов и ее обучению, организатору школы актива необходимо усвоить несколько правил. Опытный куратор:
понимает, что работать имеет смысл не с отдельными активистами, а со всеми; он должен быть первым, кто исповедует убеждение о выигрыше или проигрыше только всей команды в целом, поэтому ему необходимо поощрять групповую сплоченность и доверие;
должен помочь определить основную задачу и содействовать преодолению внешних препятствий, что, в свою очередь, сплачивает членов группы во имя общей цели и создает пространство для деятельности каждого;
является примером для своих подопечных;
должен уметь оценивать свой образ действий, знать, что в его поведении способствует становлению команды, а что мешает; если он взвалил на себя слишком большую ответственность, ему нужно осознать это и исправить ситуацию;
не ищет все ответы сам, не принимает важнейшие решения в одиночку, поскольку понимает, что команду удастся привести к успеху лишь благодаря вкладу каждого в общее дело.
Куратор следит за тем, чтобы задачи команды всегда были ясными и актуальными.
Для этого необходимо уметь немного отстраняться от группы, не бросаясь в процесс ее создания как в омут, постоянно нацеливать ребят на самостоятельность.
Терпение, как правило, означает, что куратор умеет ждать, пока члены команды не придут к решению независимо от него.
Нельзя совершать распространенной ошибки – во время дебатов разделять и проталкивать мнение большинства. В этом случае другая часть группы посчитает себя проигравшей, что может привести к расколу.
В подобных ситуациях руководитель должен уметь выждать, пока команда не придет к общему мнению, даже если этот процесс займет много времени.
Куратор не должен прибегать к давлению. Его целью не является найти верное решение как можно скорее, нужно подтолкнуть команду к выработке всеми принимаемого и поддерживаемого выхода из ситуации.
Куратор поощряет активность и уверенность членов команды.
Куратор должен подмечать даже самый маленький прогресс и тут же поощрять его, демонстрируя собственную уверенность в силах команды и гордость за нее.
Задача руководителя – заботиться о развитии в коллективе положительного чувства «мы», чтобы активисты могли сказать: «Мы гордимся тем, что являемся членами этой команды, и тем, что можем внести вклад в успех всего коллектива».
Куратор следит за тем, чтобы члены команды имели возможность полностью реализовывать свой потенциал и повышать его.
Для решения поставленной задачи нужны активисты, обладающие разнообразными, дополняющими друг друга навыками.
Куратор должен поощрять ребят за готовность к риску и стремление к высоким целям, которые подстегнут их рост и развитие.
Необходимо заботиться о том, чтобы никто не выполнял монотонную работу и не стоял на одном месте. Это значит, что ни один не должен выполнять лишь то, что хорошо умеет делать; каждый может решать поставленные перед ним задачи и пробовать свои силы в чем-то новом.
Хороший куратор и сам постоянно следует этому принципу.
Куратор команды дает возможность активистам раскрыть их лучшие качества.
Он знает, что чтение моралей имеет малый смысл в ситуациях, требующих приложения общих усилий.
Необходимо взять на себя полагающуюся часть работы.
Важнейшим качеством эффективного куратора является ясное, позитивное представление о коллективном стиле работы. Особенно важной считается поддержка руководителя не только членами команды, но и администрацией школы и ученическим и педагогическим коллективами.
Классическая формулировка сущности управления командой принадлежит китайскому философу Лао Цзы: «Самые лучшие руководители – те, которых мы не замечаем. Хорошими считаются те, кого уважают и чествуют. После них следуют те, которых боятся, самые же плохие – это те, которых ненавидят. Когда лучшие руководители выполнили свою задачу, их подопечные говорят: “Мы сделали это сами“».
Тема: «Обычная рабочая группа или команда?»
Часто перед руководителями встает вопрос: нужно ли создавать команду или ограничиться нормально работающей традиционной рабочей группой?
Рабочая группа опирается на личные достижения и результаты отдельных людей, в то время как команда нацелена на коллективную ответственность и кумулятивный эффект деятельности всех ее участников.
Решение о выборе той или иной организации работы зависит, таким образом, от ответа на вопрос, может ли группа достичь нужных результатов, опираясь на индивидуальные результаты отдельных активистов, или это можно сделать лишь благодаря коллективным усилиям, ответственности и взаимодополняющим навыкам?
Участники хороших рабочих групп тесно взаимодействуют друг с другом и вырабатывают систему коммуникаций, которая помогает лучше выполнять свою индивидуальную задачу и соответствовать строго определенному уровню требований. Грамотно сформулированная проблема помогает каждому определять свою роль и круг ответственности. Члены команды должны настраиваться на кардинальное изменение жизненных позиций; начать верить в команду, развивать глубокое доверие друг к другу и убежденность, что только совместными усилиями можно решить поставленную задачу.
Актив ученического самоуправления будет действовать эффективней в хорошо организованной команде.
Настоящая команда состоит из небольшого числа единомышленников, решающих общую проблему и обладающих взаимодополняющими навыками и качествами. Для достижения стоящей перед ними цели участники вместе формулируют задачи и стратегию своей работы, за которую они несут общую ответственность.
Настоящая команда может стать таковой, лишь преодолев препятствия, стоящие в начале ее развития, такие, как неуверенность, недоверие, нерешительность. Но именно борьба с трудностями развивает доверие и сплачивает коллектив. В процессе создания команды каждый ее участник, обучаясь вместе со всеми, может вырасти лично, поскольку все учатся и приобретают опыт, делая ошибки, совместно находя выход их сложных положений.
Тема: «Процесс развития команды»
Поддержка членов команды на начальном этапе.
С точки зрения групповой динамики, начальный этап работы является критической фазой для развивающейся команды. У активистов складываются первые ожидания и впечатления, которые потом очень сложно изменить. Поэтому особенно важно, как проявляет себя непосредственный куратор группы, учителя, администрация школы.
Они должны демонстрировать убежденность в успехе, в высокой степени командной ответственности, даже в случае ошибки и кризиса, в том, что совместная работа является захватывающим и уникальным процессом. Даже если активисты уже знают друг друга, на первых же после постановки задачи совещаниях обязательно нужно сделать упор на то, что для них начинается «новая эра». Для достижения цели команда актива вырабатывает новый стиль общения – с определенными правилами поведения и требованиями к работе.
Особое значение на начальном этапе имеет поведение куратора актива. Ему нужно дать понять активистам, что он и сам начинает учиться. Нужно суметь инициировать открытую дискуссию и отказаться от единоличного решения всех сложных проблем. С другой стороны, следует показать, что руководитель принимает активное участие в работе над стоящей перед командой задачей и твердо намерен вместе со всеми найти ее блестящее решение. Он должен быть достаточно гибок, чтобы своим примером демонстрировать удачное сочетание открытости, пытливости, доверия и выдержки. Важным качеством здесь является готовность добровольно признавать свои ошибки и слабости.
Для продуктивного функционирования и развития команды участники должны собираться и совместно решать актуальные проблемы. При этом важно, чтобы они сочли это нужным и могли работать не только в рамках регулярно проводимых совещаний, но и вне их. Например, для эффективной работы требуется, чтобы активисты могли обращаться за информацией и помощью ко всем, от кого зависит качество их собственной деятельности; могли обсуждать все возникающие рабочие проблемы с нужными людьми.
Участники команды должны уделять внимание и помогать друг другу, особенно в кризисных ситуациях, когда работа идет не столь блестяще, как хотелось бы. Если нельзя встретиться, нужно найти возможность поговорить по телефону или пообщаться по электронной почте. Настоящей команде требуется определенная плотность взаимодействий, тогда ее участники будут чувствовать свою причастность и ощущать собственную значимость. Нельзя допускать активистам выпадать из коммуникационной сети и терять связь с другими. Потеря даже одного участника ослабляет эффективность работы всей команды.
Важно, чтобы соблюдались следующие условия:
все члены группы четко представляли бы себе цели совместной работы;
умения каждого человека были бы известны остальным, и функции распределены;
организационное строение команды соответствовало бы выполняемой задаче;
участники задумывались бы над методами работы и пытались бы их совершенствовать.
На что же еще нужно обратить внимание кураторам и членам команды для успешного ее превращения из потенциальной в настоящую? Конечно, не существует готового рецепта, который дал бы безошибочный ответ на этот вопрос, но можно выделить основные шаги, способствующие общему росту. В процессе командной работы все усваивается далеко не сразу, поэтому особенно важно постоянное обучение актива.
Следующие главы включают упражнения, которые педагог-куратор может использовать для командообразования, развития навыков деятельности актива, развития управленческого опыта.
Тема: «Как проводить занятия в школе актива?»
Цель обучающего комплекса
Сформировать эффективно действующую команду актива ученического самоуправления.
– выделить характерные черты успешной команды, этапы ее становления и необходимые условия для развития;
– научить максимально эффективно использовать потенциал каждого участника;
– научить управленческим технологиям (правильно ставить общие цели и задачи, делать их значимыми для каждого; принимать решения, планировать работу);
– освоить умение организовывать работу в соответствии с целями;
– научить развивать энтузиазм и повышать мотивацию членов команды;
– овладеть умением решать конфликтные ситуации в группе.
Методика подготовки актива представляет собой активное обучение с применением мини-лекций (теоретическая основа), ролевых и деловых игр, специальных упражнений для разработки и закрепления навыков и умений, групповых обсуждений и анализа конкретных ситуаций из опыта деятельности участников.
Цель игровых упражнений в том, чтобы научить активистов работать вместе и лучше понимать друг друга. Игры прививают умение находить компромисс, работать всей командой в одном направлении.
Динамика занятия постоянно поддерживается четкой темой: в нем должны быть завязка, действие и развязка. На всех этапах надо четко обозначать соответствующие рекомендации, правила, алгоритмы действий.
Алгоритм работы с командой:
1. Определение проблемы (тема занятия).
2. Теоретический материал. Объяснять все нужно быстро и просто.
3. Игры – хорошо объясненные, эффективно организованные.
4. Обсуждения. Их следует проводить в течение всего занятия.
Демонстрация использования техник в реальной работе актива. (Ученикам сложно будет подогнать полученную теорию и навыки к реальной действительности, поэтому необходимо обсудить, как полученные знания использовать на практике.)
Запомните пять принципов работы куратора актива с учащимися:
Глава 2. Командообразование
Команда будет успешной при условии, если активисты примут активное участие в ее создании.
Тема: «Актив как команда»
В период командообразования педагог-куратор дает определение – что такое команда, проводит с активом ряд упражнений на сплочение и более тесное знакомство.
Проводится обсуждение, каким видится ребятам их коллектив, каким он может стать в идеале, для чего активисты объединились в команду.
Команда – это группа людей, преследующая определенные цели и способы их достижения.
объединены общими намерениями, задачами и целью;
взаимозависимы (они нуждаются друг в друге для достижения своей цели);
согласны с тем, что для этого они должны эффективно работать вместе.
Понятие «команда» в теории управления, по мнению многих исследователей, пришло из спорта и использовалось вначале как модель тех отношений и способов действий, которые присущи командной игре. Внимание обращалось на сыгранность группы, т.е. способность действовать согласованно и связно; на ролевую структуру; на зависимость каждого от достижения поставленной цели. Именно эти признаки легли в основу определения команды как модели отношений и действий.
В командной, налаженной групповой работе заложен неисчерпаемый потенциал деловой активности.
К.Фопель дает характеристику настоящей команде как небольшой группе единомышленников, решающих общую задачу и обладающих взаимодополняющимися навыками и качествами.
Упражнение позволяет «разогреть» группу для командной работы, предварительно оценить свои индивидуальные особенности и возможности своего сотрудничества в команде.
Описание упражнения. Все делятся на три группы (по 3–4 человека). Каждая получает конверт с набором разноцветных частей геометрических фигур и инструкцию.
Ведущий: «Задание, которое вам предстоит выполнить, состоит из трех этапов. Вначале каждая команда должна решить, какого цвета фигуру она будет составлять. После этого вы должны собрать у себя все детали одного цвета, обмениваясь с другими группами. На третьем этапе нужно сложить целую фигуру. Побеждает та команда, которая сделает всю работу быстрее».
Обсуждение. Обсуждаются распределение ролей в группах, наличие и смена лидера, организация всего хода работы, выстраивание взаимодействия с «внешними структурами», причины возникновения (или отсутствия) конфликтов.
Желательно, чтобы каждый ответил на вопрос: «Как я ощущал и проявил себя в командной работе?»
Необходимые материалы: геометрические фигуры из бумаги (картона), разрезанные на несколько частей, смешанные и в случайном порядке разложенные в конверты. Количество наборов должно соответствовать количеству команд.
Ведущий: «Команда добивается успеха благодаря творческим способностям и таланту каждого. Присмотритесь друг к другу и расскажите о целях, которые вы преследуете в своей жизни. Может, ваши личные устремления совпадают с намерениями группы?
Понимание другого человека – основа уважительного отношения к нему.
Заполните анкету. Обсудите ее вопросы, чтобы каждый из вас мог больше узнать друг о друге».
Участники заполняют анкету, затем каждый представляет свой вариант ответов. Все задают друг другу вопросы.
Мои лучшие качества проявляются сильнее всего, когда я ______________________________________________
Больше всего я интересуюсь ________________________________________
Больше всего я боюсь ___________________________________________
Я испытываю гнев из-за __________________________________________
У меня вызывает сильнейшее любопытство _______
Я хотел бы научиться ____________________________________________
Мой герой _______________________________________
Моя жизненная цель ____________________________________________
Моя цель может дать обществу _______________________________________
Моя цель может дать мне самому ______________________________________
Каждый участник может поразмышлять о творческих способностях своих товарищей по команде и собственных возможностях.
Ведущий: «В этом упражнении мы попробуем сделать еще один маленький шаг на пути открытия наших талантов.
Нарисуйте абстрактный портрет вашего соседа, сидящего справа. Сверху над рисунком напишите его имя. У вас ровно 10 минут, для того чтобы создать портрет, который продемонстрирует уникальность товарища. Это не должно быть реалистическое произведение, выполните работу в абстрактной технике.
Закончите и внизу листа напишите пять прилагательных, которые характеризуют личность вашего визави. Затем художники представляют портреты, рассказывая о своей “модели“ и ее пяти качествах, а также в чем заключен творческий потенциал партнера. После презентации “модель“ может дополнить рассказ “художника“ о себе».
Ведущий: «Команде необходимо организовать дискуссию, целью которой будет выработка ряда основных правил. Они должны подчеркивать, что каждый имеет право выражать свою точку зрения, быть выслушанным. Не нужно ничего усложнять, достаточно сказать примерно следующее:
Я – равноправный член команды с соответствующими правами и обязанностями.
Я имею право на собственное мнение и свободен его выражать.
Я имею право быть выслушанным.
Я обязан предоставить такие же возможности остальным.
Если мне есть что сказать, мой долг сделать это.
Если мне нечего сказать, я должен послушать других.
Я имею право на то, чтобы изменить свое мнение.
В течение 10-ти минут каждый участник составит свой список правил “Я и мои права в команде“. Затем проведем их представление, обсуждение, принятие 10-ти общих правил члена команды актива».
«Готов ли я работать в команде»*
Ведущий: «Работа в команде – дело непростое. Ее участники не сразу привыкают друг к другу. Каждый отстаивает свое мнение, понимание задачи и ее решение. Необходимо время, для того чтобы узнать возможности каждого активиста.
Члены команды должны быть готовы к противостоянию друг с другом и при этом доверять товарищам. Это упражнение поможет вам понять, насколько вы сейчас в состоянии активно работать в группе, насколько такой вид деятельности вам подходит.
Отметьте крестиком подходящую для вас цифру: 1 означает наименьшую степень выраженности того, о чем говорится в утверждении (“У меня с этим большие проблемы”), 5 – наивысшую (“Полностью согласен”)».
1. У меня есть желание выполнять свою работу в команде как можно лучше
2. Я чувствую, что коллеги ценят меня
3. Я чувствую, что мне благодарны за то, что я беру на себя ответственность
4. Я думаю, что моя деятельность успешна
5. Я в состоянии решать проблемы
6. Я готов взять на себя дополнительную ответственность
7. У меня развит командный дух
8. Я работаю с товарищами, которым могу доверять
9. Я хочу помочь своей команде достичь поставленных целей
10. Я верю в то, что мы справимся с начатой работой
Через шесть месяцев вы снова ответите на эти вопросы. Повышение оценок будет свидетельствовать о вашем личностном росте. Пусть это станет своеобразной оценкой вашей работы в команде.
Упражнение хорошо проводить как завершающее (в конце занятий).
Оно помогает решить две задачи:
Поднятие настроения участников и групповой энергетики.
Ведущий: «Сейчас я хочу попросить вас встать. Все по очереди должны будут громко назвать свое имя.
Группа поддерживает выступающего аплодисментами».
Тема: «Формирование чувства “мы“»
Вы должны задать себе следующие вопросы:
Каждый активист должен подумать, что он может принести в команду, рассказать о своих возможностях. В ходе обсуждения происходит более глубокое знакомство друг с другом, поиск наиболее удачного применения способностей каждого в будущей коллективной работе.
Чего мы хотим достигнуть (ясное понимание цели и задач)?
– Положительных результатов по организации ученического самоуправления в школе.
– Создания актива как отличной команды единомышленников (укрепить доверие и взаимопонимание между активистами, ответственность за общее дело).
– Удовлетворения коллектива школы деятельностью команды ученического актива.
Как мы можем организовать себя?
– Создать рабочую структуру команды, которая определяется целью и особенностями содержания работы.
– Распределить роли в соответствии с задачами, индивидуальными способностями и желанием.
– Принять нормы, правила эффективной команды.
– Члены команды объединены общими намерениями, задачами и целью.
– Они взаимозависимы (нуждаются друг в друге для достижения своей цели).
– Согласны с тем, что для получения результата нужно эффективно работать вместе.
– Организуйте обмен адресами и номерами телефонов для оперативной связи, развития контактов.
– Поддерживайте общение между членами команды.
– Используйте юмор, не будьте слишком серьезными.
– Имейте в виду, что некоторым людям требуется больше времени для привыкания и проявления открытости.
– В команде каждый выполняет определенную роль в соответствии со своими интересами, возможностями, желаниями.
– Прежде чем распределить обязанности, протестируйте команду, определите в ней значение каждого и тот вклад, который он может внести в эффективную работу.
Это упражнение позволяет подготовить группу к очередному командному заданию и одновременно поднять веру участников в свои силы. Его уместно использовать в качестве разминки.
Ведущий раздает всем по одному незаточенному карандашу и дает следующую инструкцию: «Разбейтесь на пары. Встаньте друг напротив друга. Прикоснитесь друг к другу кончиками указательных пальцев обеих рук. А теперь поместите между кончиками пальцев карандаши, удерживая их только за торцы. Действуя “в связке“, не давая карандашам упасть, подвигайте руками вверх-вниз, вправо-влево, по кругу. Попробуйте переместиться парой на другое место.
Аналогичное упражнение выполните, объединив пары в четверки, образовав круги.
И наконец, всей группой встаньте в круг, лицом в центр, и попробуйте, не роняя карандашей: подвигать руками, сузить круг, двигаясь всем к центру, расширить круг почти до вытянутых рук, пройти по кругу против часовой стрелки – сначала медленно, потом побыстрее».
Дополнительные рекомендации. Степень сложности задач ведущий определяет по ходу выполнения упражнения, оценивая физическую ловкость участников.
Необходимые материалы: карандаши или палочки (аналогичных размеров) по количеству участников.
Тема: «Выдвижение лидера команды»
Формирование и управление командой просто невозможно без настоящего лидера. Как показывает практика, там, где он отсутствует, нет и хорошей команды.
Каковы же основные качества, которые необходимы лидеру?
Симпатия членов команды: причем нравиться должна не только внешность, но и внутренние качества – мудрость, доброжелательность, уверенность в себе, спокойствие.
Меньшая подверженность страху, тревоге, неуверенности, чем у остальных.
Способность видеть перспективу, предлагать новые идеи.
Коммуникабельность – лидер приятен в общении, владеет ораторским искусством.
Ведущий: «В соответствии с представленными качествами мы выберем лидера. Команда выдвигает трех человек, которым предлагается стать кандидатами и принять участие в своеобразных выборах. Им отводится определенное время на подготовку “предвыборной программы“ (например, на тему “Если я буду лидером команды активистов…“). Затем кандидаты по очереди представляют свои программы. Остальные члены команды фиксируют по ходу презентации положительные и отрицательные моменты.
После этого группа обсуждает, что им понравилось в потенциальных лидерах. Выборы проводятся путем голосования».
«Краткий курс лидерства»
Ведущий: «Команде можно составить инструкцию в виде рекомендуемых слов лидеру, например:
Пять самых важных слов: “Горжусь тем, чего вы достигли“.
Четыре самых важных слова: “А каково ваше мнение?“
Три самых важных слова: “Пожалуйста, будьте добры“.
Два самых важных слова: “Благодарю вас“.
Одно самое важное слово: “Мы“.
И самое скромное слово: “Я“.
Составьте свой вариант».
* Фопель К. Команда. Консультирование и тренинг. – М.: Генезис, 2005.