Для чего человек изучает природу
Зачем и как человек изучает природу? — Окружающий мир
Первые люди на Земле жили в суровых условиях, в которых господствовал инстинкт выживания. Человек, являющийся частью природы, полностью от нее зависел. Уже в те времена он тяготел к научным познаниям. Современные люди стремятся изучить природу, чтобы понять свое место в ней и постараться снизить негативное воздействие на окружающую среду.
История познаний
С давних времен до сегодняшних дней окружающий мир обеспечивает людей всем необходимым. Однако человеку нечем было противостоять диким животным и различным катаклизмам. Чтобы сохранить собственную жизнь, люди начали анализировать природные явления и накапливать сведения. Основной деятельностью человека в этот период был сбор съедобных растений и охота на животных. Серьезным толчком к развитию стала добыча огня.
Уже в те времена численность фауны сократилась, тогда человек перешел к скотоводству и земледелию. Наблюдая за порывами ветра, он придумал мельницы. Создание плуга значительно сократило и упростило пахотные работы. Развитие сельского хозяйства поспособствовало освоению новых территорий.
Спустя время люди начали пытаться обуздать стихию океана. Знания о природе позволили человеку строить крепкие суда. Так началась эпоха Великих географических открытий. Благодаря морским путешествиям в поисках новых торговых путей в Старый Свет были завезены новые культурные растения.
Человек не только брал от природы новые знания, но и активно вовлекал ее в свою жизнедеятельность. Накопленные знания и смелые решения привели к Промышленной революции XVIII в. Знания о геологии позволили освоить ископаемые виды энергии, такие как нефть и газ. На быстрый прогресс оказало влияние изобретение паровой и прядильной машин, отбойного молотка, конвейера.
Настоящий прорыв в науке свершился в начале XX столетия. На основе природных явлений были сделаны фундаментальные открытия в физике и других естественных науках. Новые знания помогли человеку освоить космос, создать синтетические материалы, активно развивать промышленность, медицину и культуру. Однако столь масштабный скачок негативно отразился на самой природе. Угроза нарушения баланса экосистем подтолкнула человека на создание природоохранных мероприятий. Они направлены на сохранения биогеоценозов, растений и животных.
Методы изучения природы
Для получения новой информации человек выполнял теоретические и практические операции. Методом называют совокупность правил и принципов, соблюдая которые можно достичь цели. Накопившиеся знания, со временем, превратились в фундаментальные науки.
Люди наблюдали за различными явлениями, чтобы узнать их характеристики и создать на основе этого новые изобретения.
Природа подсказала, как создать летательные аппараты и подводные лодки. Она подарила новаторские идеи архитектуре. Важной современной прикладной наукой является бионика. Она объясняет различные принципы и свойства природных объектов и воплощает их в конструкторские решения.
На более сложном уровне стоит эксперимент. С помощью него можно узнать о различных реакциях со стороны элементов природы. Первые экспериментаторы поняли, что воздух имеет объем, вода не имеет формы, без кислорода огонь затухает. С развитием науки у человека в арсенале появились новые технические устройства.
Знаменитые изобретения, позаимствованные у природы
Рубило. Обкатанная форма речной гальки была удобна для захвата рукой. Первым ручным инструментом человека стало рубило, с помощью которого он измельчал пищу, дробил орехи и охотился на мелких животных.
Огонь. Люди видели огонь в лесных пожарах, а затем решили приручить его. Они добывали его при помощи трения и постоянно поддерживали очаг в своих пещерах. Долгое время огонь был источником света, тепла, орудием охоты и помощником в приготовлении пищи.
Лодка. Человек заметил, что дерево не тонет в воде. Он связал стволы между собой, получив неповоротливый плот. Прообразом первой долбленой лодки тоже стало дерево. Спустя время он делал плавательные средства из коры и шкур, снабжая их веслами.
Колесо. Прообразом изделия стали бревна и поваленные деревья. Человек подметил, что они могут с легкостью катиться, если их подтолкнуть. Первые повозки были тяжелыми и неповоротливыми, но вскоре колесо и транспорт были усовершенствованы. Транспортное средство послужило толчком для создания новых дорог.
Пенициллин. Благодаря удачному эксперименту Александр Флеминг обнаружил, что плесень вырабатывает вещества, убивающие бактерии. Молекула под названием “пенициллин” стала первым в мире антибиотиком, спасшим миллионы жизней.
Человек непрестанно наблюдает за природными явлениями, пытаясь изучить их с пользой для себя. Можно смело утверждать, что окружающий мир является толчком для множества прошлых и будущих открытий. Важно при этом сохранить гармонию и целостность самой природы.
Для чего человек изучает природу?
Обсуждение вопроса:
Для познания окружающего нас мира, законов его развития. Чтобы мы поняли, насколько природное равновесие важно для нас и хрупко, и что надо беречь его от пагубного влияния человеческой деятельности.
Н. Сладков писал: «Мир природы таинственен и прекрасен. Радость неведомого захлестывает тебя. Положи руку на пульс лесных дебрей, вслушайся в их тихий, затаенный стук. Не спеши обрывать крылья у бабочки: береги свое удивление! «
Знания о природе облегчают человеку жизнь.
Пока люди не знали, как добывать металлы, они делали топоры, наконечники для стрел и другие предметы из камня.
Когда узнали, из чего и как можно получать металлы, то научились делать из них всевозможные предметы, которые значительно облегчили труд человека.
Когда люди изучили растения, они стали лучше обрабатывать для них землю, правильно ухаживать за ними и выращивать большие урожаи.
Когда хорошо узнали животных, приручили некоторых из них, улучшили их породу, научились получать от них много молока, мяса, шерсти и других продуктов.
Изучая природу, человек научился плавать по воде, ездить по земле и летать по воздуху. Знания о природе помогли запустить ракету на Луну.
Изучив природу, человек заставил работать на себя воду и пар, и электричество, энергию атома и солнечных лучей. Люди изучают природу также и для того, чтобы лучше охранять её богатства и красоту.
Изучая природу, ты узнаешь, какую форму имеет Земля, на которой мы живём, познакомишься с природой родной страны, жизнью и трудом людей, то есть получишь первоначальные знания по географии.
3. Методы изучения природы.
Задание 1. Объясните, зачем люди изучают живую природу.
Чтобы сохранить природу во всем ее многообразии, знать, в чем ценность каждого вида. Чтобы понимать процессы, которые происходят в живых организма, а также, как устроена жизнь на планете.
Задание 2. Заполните таблицу.
Задание 3. Укажите, какие методы применяют в природе, а какие в лаборатории.
В природе – наблюдение, описание, сравнение.
В лаборатории – эксперимент, моделирование, измерение.
Задание 4. Укажите методы, с помощью которых можно изучать следующие явления природы.
1. полет птицы – наблюдение, описание
2. скорость роста растения – наблюдение, измерение
3. влияние частоты полива на рост и развитие растения – эксперимент, измерение
4. какие места предпочитают ласточки и скворцы для строительства гнезд – наблюдение и сравнение
5. продолжительность зимней спячки у бурого медведя – наблюдение
6. какие организмы обитают в пруду – наблюдение, описание
7. какой размер пастбища достаточен для прокорма стада северных оленей – измерение, эксперимент
Задание 5. В выходной день понаблюдайте за поведением домашнего животного. Что оно делает в тот или иной отрезок времени?
Задание 6. Проанализируйте заполненную таблицу. Укажите, в какой отрезок времени животное наиболее активно себя ведет.
Наиболее активно животное ведет себя утром (8.00-10.00) и после обеда (14.00-16.00).
Спит утром (10.15-13.00) и вечером (16.00-18.00), а также ночью (21.00-8.00).
Питается животное, как правило, после игр и прогулки.
Изучение природы – что это такое?
Изучать природу – это значит изучать окружающий нас мир: камни, растения, животных, звезды, климат. И, конечно, самих себя. Ведь и человек является частью природы.
Даже изучая то, что открыто другими, вы можете причислить себя к счастливейшим – ведь миллионы и миллионы людей ничего не знают о том, что видят ежедневно.
Многие останавливаются в самом начале пути из-за того, что их отпугивает научная терминология. Но термины только поначалу покажутся чуждыми и скучными. Пройдет немного времени, и вы начнете ощущать к ним привязанность, как к добрым приятелям.
Зоология, ботаника, геология и многочисленные смежные дисциплины чрезвычайно информативны. Это как бы тропинки, позволяющие заглянуть в девственную чащу мира природы и не заблудиться в ней. Каждая такая тропинка ведет к захватывающим приключениям и новым открытиям на континенте знания.
Есть четыре принципа, которым должен следовать натуралист. Верности им нельзя научить, к ней можно прийти только в результате самовоспитания. Вот эти принципы.
1. Терпение. Быть терпеливым означает способность не только в течение длительного времени сидеть неподвижно, наблюдая за происходящим вокруг, но и доводить начатую работу до конца. Это означает также повторение экспериментов, зачастую оканчивающихся ничем. Но только так делаются открытия.
2. Внимательность. Это особый психологический настрой. Ожидание того, что в любой момент перед вами может появиться нечто интересное. Призыв к внутренней собранности, к тому, чтобы подметить любой признак движения, изменения цвета, уловить малейший звук и разобраться в их причине, чтобы четко отмечать в сознании изменчивость форм листьев, деревьев, горных пород. Внимательный натуралист ощупает все своими руками, пустив в ход, где надо, лопатку, лупу, пинцет. Отыщет материал для наблюдений и размышлений там, где, казалось бы, нет и не может быть ни малейших признаков жизни. По мельчайшим признакам, ускользающим от внимания многих других людей, натуралист должен научиться понимать, что произошло, разбираться в том, что происходит на его глазах, и предвидеть то, что произойдет в будущем.
Внимательность подразумевает и любознательность – необходимое качество исследователя, познающего мир.
3. Точность. Чтобы работа шла успешно, от натуралиста требуются собранность и точность в мыслях и действиях. Аккуратно сделанными коллекциями и записями гораздо легче пользоваться. Представьте, как трудно будет разобраться в вашем блокноте и систематизировать наблюдения, если заметки сделаны без полей, абзацев, подзаголовков и к тому же неряшливыми каракулями. Представьте, сколько времени потеряет ваш коллега, когда он приступит к изучению, скажем вашей коллекции насекомых и обнаружит, что указатели перепутаны, а большинство экземпляров повреждено или пришло в негодность из-за тесноты. Ваш блокнот и коллекция окажутся, к сожалению, совершенно бесполезными.
4. Способность к сотрудничеству. Натуралисты часто работают вместе. И если, наблюдая за дикими животными или выполняя свою часть эксперимента, хоть один член команды не сумеет сделать это правильно, то и все остальные останутся ни с чем.
Исследовательская деятельность учащихся
Научно-практическая работа, так называемые исследовательские проекты, играют большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого возраста. Как правило, подобный проект – это исследования по конкретной тематике, выполненные по доступным методикам. Многие ученики стихийно увлекаются исследовательской деятельностью – под впечатлением от прочитанного, благодаря собственному познавательному интересу. В этой ситуации учитель должен стать для них достойным научным руководителем, поддержать и развить их интерес в своей области знаний.
К научно-исследовательскому образовательному проекту предъявляются определенные требования. Во-первых, как уже было сказано, методика его должна быть простой и доступной для выполнения. Во-вторых, полученные в ходе работы результаты обязательно должны найти себе применение – либо в учебном процессе, либо в повседневной жизни.
Последовательность этапов выполнения проектной работы
1. Выбор темы исследования.
2. Формулировка целей исследования.
3. Знакомство с литературой по данной проблеме.
4. Формулировка задач исследования.
5. Выбор и освоение методики – «инструмента», посредством которого будут решаться поставленные задачи.
6. Составление программы исследования, которая должна включать в себя описание ключевых моментов работы, особенности методик и подробный календарный план выполнения как всей работы, так и ее отдельных этапов.
7. Выполнение практической части работы.
8. Анализ полученных результатов и сопоставление их с литературными данными и выдвинутой гипотезой.
9. Оформление результатов исследования в виде научных публикаций или отчетов.
Моделирование эксперимента
Интересной и полезной является для учащихся работа по составлению плана эксперимента. План необходим для понимания сущности проводимых опытов и осмысленного получения результатов. Часто эта работа не менее важна, чем конкретный конечный результат, т.к. в случае неудачи позволяет проанализировать возможные ошибки при закладке или постановке опыта.
Роль учителя в данной работе – определить круг вопросов, ответы на которые помогают решить проблему. Если учащимся уже неоднократно приходилось составлять план эксперимента, то и условия его проведения, и последовательность работы, и потребность в оборудовании они способны оценить вполне самостоятельно.
Письменные отчеты являются важной составной частью любой научной работы и побуждают к более внимательному наблюдению и изучению предмета исследования. Это также идеальное средство для отработки навыков письменной речи. Средством письменного отчета может служить личный дневник природы, в который учащиеся записывают результаты наблюдений, сделанных во время экскурсий, лабораторных опытов, практических работ и т.д.
Коллекционирование помогает учащимся развивать умение сравнивать, выделять отличительные черты, классифицировать.
Зачем человеку Природа?
Раньше человек думал, что природные ресурсы неисчерпаемы и можно брать от Природы всё, про этом в огромном количестве. Но, оказалось всё не так. Никто не задумывался, как можно столько брать, ничего не отдавая взамен? О, нет! Взамен Природа, конечно, получала горы мусора, ядовитые выбросы в атмосферу, воду и почву.
Сейчас человек начинает осознавать свои ошибки. Он начал понимать, что нужно заботиться о своём доме. Ведь многие поколения ещё ещё будут жить на этой Земле. Они должны будут дышать чистым воздухом, пить чистую воду и восхищаться окружающим миром.
Современный человек, особенно городской житель, на первый взгляд мало зависит от Природы. Его окружают добротные отапливаемые дома, заводы и фабрики; транспорт движется по асфальтовым мостовым, реки закованы в гранит, мало зелени. Даже в сельской местности к жилью подступают распаханные поля, а лес порой голубеет лишь на горизонте. Но это обманчивое впечатление.
Проходит ли это бесследно для Природы? Конечно нет. Девственная природа Земли давно и значительно изменена человеком. Человечество использует большие площади для размещения жилых и производственных построек, под различные пути сообщения и водохранилища.
Влияют на состояние природы и различные «побочные явления». Например, при добыче полезных ископаемых из шахт и карьеров на поверхность Земли поднимается много пустой породы, в два с лишним раза превосходящий объём добываемого угля, а при добыче руд на её долю приходится 3/5 объёма. Пустые породы часто идут «в отвал».
Наука, разум должны не оправдывать беды человечества плохим состоянием природы, а стремиться раскрыть ее законы и помочь использовать их в интересах и людей, и природы.
Большое спасибо за репосты
Из книги «Тропомания», «(Записки хронического непоседы)»
Copyright: Николай Трофимов.3 2019
Свидетельство о публикации № 219090100156