Для чего человеку нужен словарь

То, что вы, возможно, не знали о словарях в лекции «Словари: мифы и реальность»

Словари – одно из самых древних и самых известных достижений мировой лингвистики. Но насколько распространённые представления о словарях соответствуют реальности? Кто составляет словари? Как это делалось прежде и что изменилось в новую, компьютерную эпоху? Всё ли знают словари – а если нет, то кто знает лучше их? Всегда ли стоит доверять словарям, можно ли обойтись совсем без них и что ждет словари в будущем?

Как возникли и развивались словари

Первые подобия словарей появились в XXV веке до н.э. у шумеров. Это были так называемые глоссы: на полях рукописей выписывались значения незнакомых слов. Ну а первый известный нам полноценный словарь, представляющий собой отдельную книгу, появился в Китае в XX веке до н.э. Называется он Erya (爾雅 [Ěryǎ]) и состоит из 2094 словарных статей. Всего в нем растолковываются 13 113 иероглифов, написанных на 19 пянях – связках из 20-30 бамбуковых планок, размером 1 см на 20-40 см. Современные наиболее полные словари китайского языка содержат толкования около 60 000 иероглифов, а образованные носители китайского языка за свою жизнь выучивают в среднем около 10 000 иероглифов. Так что, несмотря на древность, словарь Erya можно назвать достаточно полным. Так как в китайском языке нет алфавита, словарные статьи в нем упорядочены по тематике: термины родства, жилища, утварь, музыкальные инструменты, небесные тела, территории, возвышенности, горы, воды, травы, деревья, насекомые, рыбы, птицы, дикие животные, домашние животные.

Примерно в 100 году н.э. появился Shuōwén Jiězì – первый словарь, где иероглифы были разбиты по ключам: группировка производится по базовым графическим элементам иероглифов, что упрощает поиск толкований иероглифов в тех случаях, когда даже примерное значение слова неизвестно. Словарь содержит 9353 иероглифов, известен его автор: Сюй Шень.

Для чего человеку нужен словарь. Смотреть фото Для чего человеку нужен словарь. Смотреть картинку Для чего человеку нужен словарь. Картинка про Для чего человеку нужен словарь. Фото Для чего человеку нужен словарь

Самый ранний из дошедших до нас рукописных славянских словарей – это так называемый азбуковник. Он был создан в 1282 в качестве приложения к Кормчей книге и содержа толкования 174 слов. Ну а самый первый печатный словарь был издан в 1596 году в качестве приложения к грамматике Лаврентия Зизания.

Для чего человеку нужен словарь. Смотреть фото Для чего человеку нужен словарь. Смотреть картинку Для чего человеку нужен словарь. Картинка про Для чего человеку нужен словарь. Фото Для чего человеку нужен словарь

В нем содержится перевод 1061 слова со старославянского языка на древнерусский.

Расцвет лексикографии

На протяжении большей части истории своего существования, словари были литературой исключительно для профессионалов, и среди простых людей не пользовались особой популярностью, да и не были особенно доступны. Тот бум словарей, который наблюдается сейчас, стал проявляться только в середине двадцатого века, когда стало понятно, что словарь не просто книга, в которой разъясняются непонятные слова, а в некотором роде проводник культуры. Один из опросов, проводившихся в 90-е годы в Великобритании, показал, что хотя бы один толковый словарь есть в 90% британских семей. Больше, чем поваренные книги (70%) и Библия (80%).

Как составляются словари

Первый этап составления словаря – сбор словника, набор слов, которые будут в него входить. Далее нужно составить определения всех этих слов. Делать это, базируясь только на своих знаниях (интроспекция) – не самый эффективный способ, хотя какая-то часть работы производится и таким образом. Более полную картину можно получить путем опросов носителей языка. Также информация получается при помощи экспериментов на носителях языка. И четвертый метод – это корпусные исследования.

До тех пор, пока компьютеры не обрели широкого применения, определения записывались на карточки, из них составлялись картотеки. Труднее всего было находить примеры применения слов в художественной литературе. Академик А. А. Зализняк высказывался об этом следующим образом: «Нынешним молодым людям уже трудно представить себе, что эта работа делалась вручную. «Это же немыслимый абсурд – делать такую работу без компьютера», – доводилось мне слышать. В действительности рабочим инструментом были четыре хлебных лотка, раздобытых в соседней булочной; в каждый входило по 25 тысяч карточек из тонкой бумаги».

С распространением компьютера появилась возможность составлять корпуса языка: наборы текстов доступных для поиска и грамматической разметки. Теперь найти самые разные варианты применения того или иного слова можно буквально за пару секунд. Это произвело настоящую революцию в работе над словарями.

Корпус отличается от электронной библиотеки тем, что в нем отсутствует доступ к полным текстам, его нельзя просто читать. Но при этом там есть мощный полнофункциональный поиск, ориентированный именно на лингвистические исследования. Самый большой корпус русскоязычных текстов – это национальный корпус русского языка. Он включает в себя более 500 миллионов слов. В нем содержатся самые разные тексты, включая примеры устной речи, которые раньше были совсем уж труднодоступны.

Чего не хватает словарям

Посмотрев лекцию до конца, вы узнаете, какие бывают принципы составления словарей, какие еще проблемы сегодня возникают перед составителями словарей, и как их пытаются решить.

Источник

Какую пользу приносят словари?

Автор статьи
Погодина Людмила Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МОАУ «Средняя школа №3» города Бузулука Оренбургской области

Для чего человеку нужен словарь. Смотреть фото Для чего человеку нужен словарь. Смотреть картинку Для чего человеку нужен словарь. Картинка про Для чего человеку нужен словарь. Фото Для чего человеку нужен словарь

В современном мире красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас слов свидетельствует о высоком уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Люди с богатым словарным запасом быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются.

Русская пословица гласит: «Хромое слово – кривая речь». Как известно, с пословицей нельзя спорить, она народная мудрость. Для того чтобы красиво говорить, понимать прочитанные тексты, нужно знать много слов, умело с ними обращаться. По подсчётам учёных, в русском языке белее 500 000 слов. Вряд ли можно найти человека, в лексиконе которого было бы столько слов. И всё же каждому человеку необходимо стремиться пополнять свой словарный запас.

Один из путей пополнения своего лексикона – обращение к словарям, энциклопедиям и справочникам. Знаменитый писатель Анатоль Франс, французский романист и литературный критик, лауреат Нобелевской премии по литературе говорил: «Словарь – это вся Вселенная, расположенная в алфавитном порядке». Слова называют всё то, что когда-то было увидено, осмыслено, понято человеческой цивилизацией о существовании нашей Вселенной и о роли человека в ней. А словарь, как вместилище и классификатор этих понятий, может считаться вселенной в мини-варианте.

Словари помогают нам правильно писать и произносить слова, расширяют кругозор, приобщают к культуре. Действительно, без чтения словарей, без систематической, регулярной работы с ними не может обойтись человек, профессионально связанный со словом: писатель, журналист, языковед, диктор радио, учитель-словесник, современный школьник… Для большинства же людей словарь – это справочник, в котором при необходимости можно найти те или иные сведения: как пишется слово, что оно значит, как употребляется. При этом человек, конечно же, читает словарь, но не все слова подряд, а нужные ему страницы, касается ли это, скажем, «Большого энциклопедического словаря» или «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.

В мире существуют тысячи словарей всевозможных видов и назначений. Они могут отвечать и запросам широкого круга читателей, и узких специалистов. А самое главное, принимая подсказку словаря, мы не смущаемся, не стыдимся, а гордимся тем, что удалось избежать ошибки и получить новые сведения. Есть словари необыкновенные, среди них словарь В.И.Даля.

О пользе словарей и о необходимости иметь их в своей личной библиотеке говорил академик Д.С. Лихачёв. Обращаясь к молодым читателям, Дмитрий Сергеевич писал: «Свою библиотеку не надо делать слишком большой, не надо заполнять ее книгами «одноразового чтения». Такие книги надо брать в библиотеке. Дома должны быть книги повторного чтения, классики (и притом любимые), а больше всего справочники, словари, библиография. Они могут иногда заменить целую библиотеку». Из этих слов известного учёного-академика становится понятным то, как важны словари и справочники.

Сейчас существует великое множество книжных словарей, и в любой читающей семье они, конечно же, есть. Особенно важно и детей приучать пользоваться словарями. Это, несомненно, благотворно скажется на развитии речи ребёнка, пополнит его словарный запас.

Как же начать работать со словарями? Не нужно забывать, что словари бывают энциклопедические и лингвистические. В чем же разница между ними? Главное различие в том, что энциклопедические словари описывают мир вещей, а словари лингвистические – мир слова. «Вселенную», то есть мир вещей, описывают именно энциклопедические, а в словарях лингвистических содержатся сведения о словах – о том, что они значат, как склоняются или спрягаются, как сочетаются друг с другом в предложении, и т.п. Конечно, чтение любого авторитетного словаря, энциклопедического или лингвистического, повышает эрудицию человека.

Известно, что чаще всего мы обращаемся к орфографическому словарю, узнаём о верном написании слова. Хотя и другие словари могут дать нам не только сведения о правописании слова, но и многое другое.

Словарь заимствованных слов также поможет при обогащении лексикона. В русский язык много слов приходит из других языков. У нас они адаптируются иногда настолько, что мы сразу и не можем сказать, из какого языка они пришли. Например, всем знакомое слово арбуз в русском языке известно с XV века. Данное слово является восточным заимствованием, как и в некоторых других славянских языках: болгарском, сербохорватском.

В русский язык слово попало из тюркских, вероятнее – из татарского, и изначально в форме с «х» – харпуз, где, как и в других восточных языках, восходит к персидскому xarbuza – «дыня», а дословно – «ослиный огурец», образованному от хег (хага) – «осел» и bucina – «огурец».

Из восточных языков, через русский, татарский и арабские языки, слово распространилось в западноевропейские: немецкий, английский, французский и т.д.

«Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка» автора Чудинова А.Н. позволит нам узнать значение привычного нам слова «газета».
Газета (франц. gazette). Издание, выходящее периодически отдельными листами; название свое получила от итал. слова gazetta, мелкая венецианская монета, которую обыкновенно за нее платили. Морякам, путешественникам нужны были сведения, или как мы говорим информация, так появились первые листки с новостями. За один листок надо было платить одну монету. Так монета подарила название источнику информации.

Разговор о словарях безграничен. Научившись пользоваться этими книгами, можно бесконечно полюбить их и согласиться с С.Я. Маршаком:

Усердней каждый день смотрю в словарь:
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.

Источник

Его Величество Словарь

Почему словари – это не скучные книги с большим объёмом информации, а незаменимые помощники в учёбе и развитии

Обычно первая встреча со словарём происходит в школе. Во всяком случае, так было во времена до широкого распространения Интернета. Тогда приходилось обращаться за разъяснением затруднений к словарям. Огромной популярностью пользовался «Большой энциклопедический словарь», где можно было получить дополнительные сведения из всех областей современного знания. По вопросам правописания чаще прибегали к помощи орфографических справочников, которых обычно в семье было несколько. А при подготовке к урокам английского языка в качестве помощника частенько привлекался англо-русский словарь. Вот и всё общение с Его Величеством Словарём. Но так уважительно, пожалуй, в те времена словарь никогда бы не назвали. Просто не задумывались о значении этой книги в своей жизни.

«Вселенная в алфавитном порядке»

Широко известно высказывание французского писателя Анатоля Франца: «Словари – это вся вселенная в алфавитном порядке!» Но есть продолжение этого высказывания: «Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из неё». Нельзя не согласиться с этим высказыванием! Ведь словари отражают уровень развития нации в области материальной и духовной культуры.

Почему же наши современники всё реже листают словари в поиске ответа на волнующий вопрос? В эпоху Интернета ответ очевиден: за информацией большинство из нас обращается ко всемирной паутине. Такой путь проще, потому что доступнее и не требует никакого специального навыка. Не заставляет трудиться. Сложно оспаривать это. Тем не менее, он, этот путь, возможно, и приемлем в каких‑то случаях. Но всё же, если это касается детей, то здесь следует отчётливо понимать: лёгкость доступа к информации экономит время, но при этом расслабляет, отучает (или не приучает) маленького человека трудиться ради получения знаний. А это уже становится опасным!

В соцсетях уже давно с большим ажиотажем пользователи обсуждают одну историю. Она настолько популярна, что стала уже притчей во языцех. Быть может, вы тоже о ней слышали. Как‑то первоклассникам дали задание проиллюстрировать известное четверостишие Пушкина из романа «Евгений Онегин»:

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая.

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Кибитку дети представили в виде летательного аппарата (НЛО), причём у некоторых она была в форме куба (КУБитка). Этот НЛО летит и взрывает фантастических пушистых зверьков под названием «бразды» (бедные животные!). А чудовищный ямщик уже вырыл глубокую яму, чтобы этих «браздов» закопать. Жуть!

Для чего человеку нужен словарь. Смотреть фото Для чего человеку нужен словарь. Смотреть картинку Для чего человеку нужен словарь. Картинка про Для чего человеку нужен словарь. Фото Для чего человеку нужен словарь

Другие ученики назвали кибитку «птичкой, летящей с Кубы и крыльями поднимающей снег»; «поездом, который очень быстро едет, и поэтому снег летит вверх и вниз» и даже «кибернетической, шустрой тёткой». Ямщик, по их мнению, оказался «дядей, профессия которого – таскать ящики»; человеком, роющим ямы, вероятно, карликом, «потому что сидит на чем‑то маленьком и прячется в ямку».

Реакция пользователей на эту историю выразилась в многочисленных громко хохочущих смайликах и поднятых вверх пальцах.

LOL, нечего сказать!

На ум приходят до боли знакомые строки Михаила Лермонтова:

Всё это было бы смешно,

Когда бы не было так грустно…

Словари бывают разные

На предложение учителя поискать в словаре непонятное слово ученик часто отвечает: «Зачем нам словарь, когда есть Google?!». Ох уж этот всемогущий поисковик! Панацея для всех страждущих. Достаточно произнести волшебное заклинание: «Ok, Google…», и секреты всего мира падут к твоим ногам.

Безусловно, интернет – основной источник информации для современных людей. Справедливости ради отметим, что в сети встречаются авторитетные источники с достоверной информацией. Но не каждый школьник будет искать именно их. Первыми в списке поискового запроса обычно идут самые популярные страницы у пользователей. К сожалению, к популярным вряд ли отнесешь электронные версии словарей.

«Ну и что? – продолжает возражать школьник. – Посмотрю я, как слово пишется или произносится, а если мне надо проект по истории или по химии сделать, чем мне эти ваши словари помогут?»

Невольно вспоминается эпизод из кинофильма «Девчата», когда Тося Кислицына в ответ на замечание о том, что из картошки можно приготовить только жареную и пюре, начинает, как из пулемета, обстреливать критика многочисленными названиями блюд: картофель фри, картофель пай, пирожки с грибами, с мясом, с капустой; картофельные оладьи, соус грибной, соус томатный; картофельный рулет, картофельная запеканка; картофель тушёный; картофель молодой отварной с укропом, шаньги. Кстати, о том, что представляют из себя многие блюда, лесоруб Вася Зайцев понятия не имеет, тут как раз ему словарь бы и пригодился.

Недаром Дени Дидро тонко подметил: «На самом деле, цель энциклопедии – собрать знания, рассеянные по свету, привести их в систему, понятную для людей ныне живущих, и передать тем, кто придёт после нас, с тем, чтобы труд предшествующих веков не стал бесполезным для веков последующих, и чтобы наши потомки, обогащённые знаниями, стали добрее и счастливее, и чтобы мы не канули в вечность, не сумев послужить грядущим поколениям».

Особенно интересными являются словари-«библиотеки», которые включают в себя сразу несколько словарей. Например, «Малый словарь русского языка». В него входят «Орфографический словарь», «Этимологический словарь» и «Словарь иностранных слов». Кроме того, «Орфографический словарь» дополняют небольшие справочники о трудных случаях правописания.

В тематических словарях слова объединены по определённым темам. В картинных словарях значения слов, также сгруппированных по каким‑либо общим темам, раскрываются с помощью иллюстраций. Однако языковой материал в этих словарях ограничен в основном определённой лексикой. Этот список можно продолжать бесконечно: лингвистических словарей очень много и в каждом из них можно найти нужную информацию.

Вопрос в том, как научиться находить необходимые сведения?

Помочь ребенку понять, зачем нужны словари и как ими пользоваться – одна из задач обучения в школе. Ведь недаром умение самостоятельно добывать знания – ключевой метапредметный результат обучения, требуемый ФГОС общего образования.

Работа со словарем – один из этапов формирования словарной культуры, являющейся важным показателем уровня развития личности. Словарная культура выступает основой информационной грамотности.

Словари используются для общего знакомства с научным материалом, при изучении терминологии определенного раздела по предмету. С их помощью сравниваются и даются объяснения значений слов. Словарь используется для справок при чтении художественной литературы, особенно в ходе анализа языка художественных произведений. Словарь является главным помощником в работе над культурой собственной речи: многие слова выписываются, запоминаются, цитируются в сочинениях, в устных выступлениях.

Игры со словарями

Но порой интерес к слову возникает стихийно.

На одной из перемен дети и учитель бурно обсуждали предстоящие летние каникулы. Школьники делились своими планами на ближайшие три месяца. В разговоре прозвучала фраза: «На курорт отдыхать поедем». У детей вдруг возник вопрос: на курорте отдыхают или лечатся? С помощью словаря выяснили, что это слово заимствовали из немецкого языка в конце XIX века. Так в Германии называли местность с целебными природными свойствами («кур» — лечение, «орт» — место). Получается, что на курорте лечатся, а не отдыхают.

Так случайно возникла игра на тему «Летние слова». На следующий день ученики делились своими «открытиями»:

1. Дачей до XIX века называли владение, подаренное князем своему подданному.

2. Слово галька образовано от известного ранее ГАЛЯ (то же, что и голый), что означало «маленький круглый камень». Ничего общего данное слово с женским именем не имеет.

3. В основе слова гусеница лежит прилагательное usenъ, имеющее значение «волосатый» и восходящее к существительному «ус». Буквально это слово означает «покрытая усами».

4. Слово комар произошло от основы, обозначающей «шелест», «треск» (специфический шум от крыльев насекомых). Удивительным стало то, что это слово исторически является родственным слову «шмель».

Эта игра длилась до конца учебного года.

Другой пример. На уроке истории ученики прочитали фрагмент летописи. Их внимание привлекло предложение: «Мстислав ужика сый Роману от племени Володимеря, прироком (нареченного) Мономаха». Употребление слова ужик вызвало недоумение.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля знакомое всем слово УЖИК имеет ещё одно совсем непривычное для нас значение – родня, родственник.

Ужик – ужика, южик, южика – этим термином обозначалась в славянском языке совокупность всех членов родства и свойства. Происходит от слова уже, верёвка и родственно со словом узы, откуда узел. Однокоренным словом является и слово суженый.

Можно поиграть в игру «Кто быстрее найдет слово в словаре». Или открыть словарь на определённой странице, изучить значение представленных там слов и рассказать о том, какое слово или его значение больше всего удивило или оказалось незнакомым.

«Самый необычный словарь», «Словарь, поразивший меня», «Словарь – мой друг и помощник», «Словари 21 века», «К словарю – за информацией!», «Различные виды и типы словарей», «Толковые словари» и другие – интересные темы для проектной или исследовательской деятельности учащихся.

Но использование словарей, конечно, не должно ограничиться только уроками русского языка. На занятиях по другим учебным предметам при объяснении материала обычно вводится не изученная ранее специальная терминология, новые слова, обогащающие речь учащихся. Каждый учитель, объясняя тему урока, проводит работу со специальным словарём. Например, на уроках биологии при объяснении новых терминов можно порекомендовать ребятам обратиться к «Словарю биологических терминов и понятий» под редакцией Нины Шишкинской, а на уроках математики – к «Математическому энциклопедическому словарю». Изучение общественно-политической лексики на уроках обществознания с помощью «Словаря по обществознанию» под редакцией Юрия Петрунина поможет ученику сформировать своё мировоззрение, правильно воспринимать политическую обстановку в стране и в мире. А изучение терминологии на уроках химии позволит на начальном этапе анализировать состав лекарственных препаратов, рекомендованных врачом, поможет же в этом «Толковый словарь по химии и химической технологии, основные термины» под редакцией Юрия Лебедева. Несомненно, использование словарей во взаимосвязи с учебником позволяет учащимся лучше усваивать программный материал.

Родители также играют важную роль в приучении ребенка к словарю. Вначале следует обращаться к словарю не только тогда, когда возникает необходимость, но и просто для того, чтобы рассмотреть картинки, повторить алфавит, посмотреть, как устроена книга. Затем на своём примере показать, как пользоваться словарём, и делать это как можно чаще.

Если ребёнок поймет, что словарь – это не толстая скучная книга с огромным объемом информации, а незаменимый помощник, то работа с ним войдёт у него в привычку.

В 1988 году Иосиф Бродский, российский и американский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе, выступил перед выпускниками Мичиганского университета в Анн-Арборе с речью, в которой перечислил шесть заповедей счастливой жизни человека. Одна из них звучала так:

«И теперь, и в дальнейшем, я думаю, имеет смысл заботиться о точности вашего языка. Старайтесь расширять свой словарь и обращаться с ним так, как вы обращаетесь с вашим банковским счетом. Уделяйте ему много внимания и старайтесь увеличить свои дивиденды. Цель здесь не в том, чтобы способствовать вашему красноречию в спальне или профессиональному успеху – хотя впоследствии возможно и это, и не в том, чтобы превратить вас в светских умников. Цель в том, чтобы дать вам возможность выразить себя как можно полнее и точнее; одним словом, цель – ваше равновесие. Ибо накопление невыговоренного, невысказанного должным образом может привести к неврозу. С каждым днём в душе человека меняется многое, однако способ выражения часто остается одним и тем же. Способность изъясняться отстает от опыта. Это пагубно влияет на психику».

Поэтому хотелось бы, чтобы Его Величество Словарь стал настольной книгой каждого из нас.

Дмитрий Поляков,

кандидат педагогических наук, заместитель директора Старооскольского института развития образования;

Оксана Филонова,

учитель русского языка и литературы политехнической школы № 33 г. Старый Оскол

Источник

Понятие и роль словарей в нашей жизни

Понятие и роль словарей в нашей жизни

«Усердней с каждым днем смотрю в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства

В подвалах слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь».

С.Я. Маршак «О словаре»

Однако, сколько все-таки слов в русском языке?

Тем не менее, я все же придерживаюсь мнения, что все слова конкретного живого языка сосчитать нельзя уже потому, что язык меняется ежедневно: выходят из употребления одни слова или отдельные их значения, появляются новые, и зафиксировать каждый такой факт, конечно, невозможно, поскольку процесс этот постепенный и, как правило, неуловимый. Следовательно, язык в количественном отношении неисчислим.

Что такое словарь? Какова роль словарей в нашей жизни?

Велик и разнообразен могучий русский язык и так же многообразны его словари. Словарный состав любого живого языка находится в непрерывном изменении и дополнении. Появляются новые слова, отражающие развитие современной науки, культуры, искусства, устаревшими помечаются неиспользуемые слова.

Французский лексикограф Алан Рей назвал современную цивилизацию «цивилизацией словарей». Словари позволили проследить историю слова, определить его значение, установить последовательность развития лексических значений, осмыслить существующую между ними связь.

Значение словарей в жизни каждого человека трудно переоценить. Чтение словарей, постоянное обращение к ним повышает культуру речи. Словари обогащают индивидуальный словарный и фразеологический запас, знакомят с нормами русского языка, предостерегают от неправильного употребления слов, их грамматических форм, произношения. Словари расширяют наше познание языка, углубляют понимание слова, способствуют развитию логического мышления.

Из биографий ученых, общественных деятелей, писателей, поэтов известно, что многие из них высоко ценили энциклопедические и филологические словари, обращались к ним за справками, читали словари как увлекательную литературу.

Сегодня все больше осознается роль словарей в духовной жизни общества, в осмыслении культурного наследия народа. Как замечают Козырев В.А. и Черняк В.Д., «тревожное снижение общего уровня речевой культуры заставляет особенно остро осознать роль словаря как самого важного и незаменимого пособия, формирующего навыки сознательного отношения к своей речи».

История словарей

Прислушайся, как океан без краю

Народа речь: и гнев и радость в ней

Мудрейших, чем народ, учителей

Его слова, как жемчуг, их значение

И руд, и человек, и вдохновение

Заглядывать не бойся в словари:

Не мертвый сумрак там живые дали;

Как садовод умелый собери

Плоды, прозревшие Гринченко, Даля.

Словари имеют сравнительно позднее происхождение. Они принадлежат периоду, последовавшему за современным открытием книгопечатания в середине XV столетия. Однако и в предшествующие века люди составляли глоссарии; это были написанные от руки списки иностранных и необычных слов, с которыми приходилось сталкиваться в манускриптах на древних языках, особенно сочинениях греческих и латинских классиков. Ученый или просто переписчик, определив значение незнакомого слова, писал его между строками или на полях; отдельная такая помета получила название глосса (от греческого glossa «язык, слово»). Самые ранние глоссы известны с глубочайшей древности (например, шумерские глоссы 25 в. до н.э.). С функциональной точки зрения, в глоссах реализовалась так называемая метаязыковая функция языка, т.е. использование языка с целью обсуждения самого языка, а не внешнего мира. Рукописные глоссарии пользовались постоянным спросом. С них делалось много копий, а позднее, когда с появлением книгопечатания книги подешевели, словари оказались в числе первых печатных продуктов.

В истории развития лексикографии английского языка можно условно выделить несколько периодов.

Третий период в истории лексикографии английского языка можно охарактеризовать как «донаучный или предписывающий». Основной тенденцией данного этапа являлось стремление составителей словарей установить определенную норму в написании, произношении и употреблении слов, поэтому практически все словари, относящиеся к данному этапу, следует определить как нормативные. Лексикографы пытались дать более полную информацию о слове. Опеределения слов имели более развернутую структуру, чем определения словарей предшествующего периода. Употребление слов в речи иллюстрировалось цитатами из литературы. Указывалась этимология слов. К словарям этого периода относятся: A Dictionary of English Language Сэмюэля Джонсона, An American Dictionary of English Language Ноя Уэбстера и др.

Современный период в развитии лексикографии английского языка можно назвать «научным или историческим», поскольку он базируется на следующих концепциях:

1) составление словарей на основе исторического принципа;

2) замена предписывающего или нормативного принципа составления словарей относительно системным дескриптивным подходом;

3) описание лексики как системы.

Первым словарем, составленным на научной основе, был тезаурус Роже. Жемчужиной английской лексикографии наиболее полно воплотившей эти концепции является The Oxford English Dictionary.

В последнее время в лексикографии английского языка наметилась явная тенденция отражать языковые явления в непосредственной связи с элементами культуры, тем самым описывая влияние культуры на формирование языка. Примером могут служить Longman English Dictionary of Language and Culture, Macmillan Dictionary.

Хотя история лексикографии в Великобритании имеет более давние традиции, чем лексикография в России, нельзя игнорировать те успехи, которые были достигнуты русскими лексикографами в сфере создания англо-русских и русско-английских словарей, особенно в XX в.

Основные этапы в истории русского словарного дела в общих чертах совпадают с этапами развития лексикографии в Западной Европе.

В 16 в. формируются новые принципы составления словарей, в частности постепенно утверждается алфавитный принцип расположения материала. С появлением книгопечатания выходят в свет и печатные словари. Первый из них, Лексис, сиречь речения вкратце собранны и из словенского языка на просты русский диялект истолкованы Лаврентия Зизания Тустановского. В тот же период появились многочисленные переводные словари.

С петровскими реформами в русский язык приходит множество иностранных слов, что стимулирует возникновение многочисленных словарей иноязычной лексики, многие из которых остались в рукописи. Первым был Лексикон вокабулам новым по алфавиту, составленный в начале века. В 1771 появился этимологический словарь Ф. Гельтергофа Русский Целлариус. Почти одновременно (в 1773) увидел свет первый русский словарь синонимов Опыт российского сословника Д.И. Фонвизина, содержавший 32 синонимических ряда.

В Санкт-Петербургской Академии наук под руководством М.В. Ломоносова были начаты подготовительные работы по созданию толкового словаря русского языка, а в 1783 была учреждена Российская Академия, в лоне которой развернулся национальный лексикографический проект, во многом аналогичный словарному проекту Французской Академии. Результатом его стал Словарь Академии Российской, вышедший в 6 частях в 1789-1794. Этот первый толковый словарь русского языка содержал 43 257 слов, и его выход стал важнейшей вехой в российской лексикографической традиции. Второе расширенное издание выходило в 1806-1822, а третьим изданием академического словаря стал четырехтомный Словарь церковнославянского и русского языка объемом в 114 749 слов, увидевший свет в 1847.

В 19 в. словарное дело в России достигло значительного развития. Были созданы словари, и, прежде всего, Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля, который до сих пор занимает важное место в современной русской культуре. Словарь содержит около 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок, загадок и присловий, служащих для пояснения смысла приводимых слов. В основе словаря лежит живой народный язык с его областными видоизменениями, включает лексику письменной и устной речи XIX века, терминологию и фразеологию различных профессий и ремёсел.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *