Для чего человеку нужна совесть сочинение аргументы
Итоговое сочинение: Для чего нужна совесть человеку? (2 варианта)
Многомудрый Литрекон представляет два варианта итогового сочинения по направлению «Разговор с собой» на тему: Для чего человеку нужна совесть? Он подобрал аргументы из книг «Гроза», «Станционный смотритель», «Преступление и наказание» и «Гранатовый браслет».
Вариант 1
Совесть — это нравственный ориентир человека, который позволяет распознать хорошие и плохие поступки. Она помогает людям вовремя исправить ошибки и осознать свою неправоту. Без нее наш мир давно уничтожил бы сам себя, ведь никто не стремился к нравственному самосовершенствованию, а значит, застой в этой области породил бы деградацию. Это доказывают многочисленные литературные примеры.
Однако если люди заглушают голос совести и отказываются от нее, то им уже ничего не может помочь. Последствия их бесчестных деяний будут ужасными, прежде всего, для них самих. Это доказывает пример из книги А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Дочь главного героя сбежала из дома ради богатой столичной жизни. Ее увез с собой гусар, который обманул доверчивого Самсона Вырина, претворяясь больным. Когда отец обнаружил, что его единственного ребенка нет, он отправился на поиски. Минский, «похититель» Дуни, попробовал откупиться деньгами и обещаниями, что все будет хорошо. Но Самсон не мог удовлетвориться этими объяснениями. Он отправился за офицером и нашел квартиру, где теперь жила его дочь. Но при встрече с отцом та упала в обморок, и гусар вытолкал старика за дверь. С тех пор от Дуни не было ни слуху, ни духу, и Самсон запил от горя и одиночества. Так он и умер. Лишь спустя несколько лет героиня осознала свою неправоту, когда уже сама стала матерью. Она горько рыдала на могиле папы, но уже ничего не могла изменить. Бессовестный поступок Дуни принес несчастье не только отцу девушки, но и ей самой. Она поздно одумалась и потеряла родного человека, который так сильно любил ее.
Таким образом, совесть нужна человеку для того, чтобы предостерегать его от неверных шагов и помогать ему осознать свою неправоту. Люди без этого нравственного ориентира не могут признать свои ошибки и исправить их вовремя. Только совестливые личности могут гармонично развиваться и приносить миру только добро, пользу и внутренний свет.
Вариант 2
Совесть — это мерило добра и зла. Ее голос подсказывает нам, как правильно поступить, и предостерегает тогда, когда мы готовы оступиться. Конечно, кто-то считает ее рудиментом человечества, но такая точка зрения не состоятельна, ведь никто не сможет жить в обществе, где не будет морали, которая защищает права и налагает обязанности. Только чувство вины позволяет нам ориентироваться в жизни и находить правильный путь. Это доказывают многие авторы, к мнению которых стоит прислушаться.
Например, А.Н. Островский в пьесе «Гроза» изобразил образ добродетельной и честной женщины, которая была вынуждена прозябать под гнетом тирании без любви и надежды. Катерина не могла смириться с тем, что ее жизнь загублена обстоятельствами. Ее сердце жаждало свободы и любви, а в доме мужа царили устаревшие порядки деспотичной свекрови, которая постоянно упрекала невестку. Муж Катерины никак не помогал жене, а лишь улучал моменты, чтобы уйти из дома и выпить. Больше любви он ценил собственный комфорт. Поэтому читатель не осуждает героиню, которая влюбилась в Бориса и пошла на зов сердца. Однако она не сохранила бы гармонию с собой и верность своим принципам, если бы не прислушалась к голосу совести. Этот голос велел ей не таиться от супруга и во всем признаться. Она не хотела жить во грехе и скрывать свои чувства. Ее храбрый поступок — всенародное признание — вызывает уважение. Но если бы она его не совершила, то чем бы она отличалась от лицемерных представителей «темного царства»? Она стала бы такой же лживой и порочной, как и они, то есть потеряла бы себя. В данном примере совесть сыграла роль нравственного фильтра, очищающего душу героини.
Именно совесть не дает людям опуститься до равнодушия и цинизма и помогает нам сохранить отзывчивость, доброту, милосердие — то, что мы так ценим. Это доказывает пример из произведения А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Главный герой был безответно влюблен в женщину из высшего общества. Сам он был обычным телеграфистом, поэтому не мог предложить руку и сердце дворянке. Но Желтков был преданным мужчиной и пронес свое не востребованное чувство через годы одиночества. Все это время он писал Вере письма, где делился эмоциями и мыслями. Этой тонкой духовной связи было достаточно для искренне любящего человека. Однако его подарок на именины Веры сильно разозлил ее брата. Он считал такое проявление внимания непростительной фамильярностью. Вместе с мужем сестры он нашел Желткова и потребовал, чтобы он больше ничего не писал княгине. Георгий не смог смириться с этим, но не хотел доставлять любимой хлопоты своей навязчивостью. Поэтому он ушел из жизни. Разумеется, Вера сильно расстроилась, узнав об этом. Она винила в его самоубийстве себя, свой резкий ответ ему. Совесть породила раскаяние и сожаления: «Она единовременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет». Мысли об этом всколыхнули давно уснувшие в браке эмоции Веры. Она стала тоньше чувствовать жизнь, получила новые ощущения и уникальный опыт. Чувство вины развило душу героини, возвысило и украсило ее. Значит, совесть не только направляет, но и совершенствует натуру.
Таким образом, совесть способствует всестороннему развитию личности. Она помогает нам отличить добро от зла, разобраться в себе, очистить душу от порока. Чувство вины расширяет наш эмоциональный диапазон, благодаря чему мы переживаем уникальные ощущения, которые составляют основу мудрости и опытности.
Банк аргументов ЕГЭ по русскому языку
Полное собрание аргументов для сдачи экзамена по русскому языку с удобной сортировкой по проблемам
Совесть — аргументы для итогового сочинения и ЕГЭ
Тезисы
Аргументы
«Война и мир» Л. Н. Толстой. Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» – это поистине значительное произведение русской классической литературы. Кажется, в нём можно найти примеры на любую тему, аргументы к любым жизненным ситуациям. Проблема совести также не осталась незамеченной. Наиболее яркий эпизод, который подтверждает мысль о том, что совесть необходима каждому благородному и нравственному человеку, – это момент, когда Николай Ростов проигрывает в карты крупную сумму денег в тот момент, когда его семья испытывает материальные трудности. Юноша великолепно воспитан, у него есть собственные нравственные ориентиры, ему не чуждо такое понятие, как мораль. А потому в его душе моментально разгорается внутренний конфликт – борются страх и совесть. Первый стремится заглушить чувство вины, найти способ решить проблему, не сообщая ничего родным. Вторая же стоит на стороне правды, честности и искренности. Совесть побуждает героя признаться в содеянном родителям. Ему действительно стыдно перед ними, он прекрасно осознаёт свою ошибку и раскаивается в своём поступке. Читатель понимает это, когда Николай слышит пение и игру на фортепиано своей сестры – Наташи Ростовой. Музыка, связанная с детством, с добром, с семьёй, пробуждает в герое нравственную натуру, делает громче голос совести. Настоящее искусство и отличное воспитание помогли Николаю Ростову остаться честным и благородным человеком, который нашёл в себе силы признать свою вину и рассказать о своём неправильном поступке. Если бы он не совесть, Николай не нашел бы правильного выхода из этой ситуации и наверняка испортил бы отношения с родными.
«Челкаш» М. Горький. Рассказ Максима Горького «Челкаш» зиждется на антитезе. То есть на противопоставлении двух героев. «Заядлый пьяница и ловкий, смелый вор» Гриша Челкаш встречает бедного крестьянского парня Гаврилу. Первому как раз нужен был подельник для нового преступления, ведь старый товарищ Мишка угодил в больницу. Ночью новые знакомые совершают сделку «успешно» – если можно так выражать в адрес нелегальных действий. Но возникает проблема с тем, как поделить прибыль. Гаврилу не устроила та доля, которую отдал ему Челкаш. Жадность и алчность заглушили голос совести в душе крестьянского юноши. После того, как мирные просьбы и даже мольбы не увенчались успехом, он бросил в Гришу камень. Вначале страх от содеянного затуманил и без того неясный рассудок предателя – он было позабыл про деньги. Но мысли о них очень скоро подсказали ему оправдания чудовищного поступка: кто же будет жалеть о воре, кому он нужен? А вот Гаврила распорядится деньгами с умом. Но эти доводы не убедили Челкаша. Просить прощения было уже поздно – Гриша плюнул в лицо предателю и, презрительно оглядев его, швырнул деньги. М. Горькому удалось с помощью антитезы ярко и наглядно показать, что у Челкаша есть совесть. Несмотря на то, что выживать ему приходится воровством, он не утратил главного – человечности и нравственности. Жадность не застелила его глаза. Голос морали в нём звучит громче алчности, поэтому он бросает деньги и уходит, оставляя несостоявшегося убийцу наедине с корыстью. Вот к чему приводит Гаврилу отсутствие совести: он униженно собирает деньги, за которые чуть было не совершил смертный грех. Именно голос нравственности помогает людям сохранять достоинство и вести себя правильно.
«Смерть чиновника» А. П. Чехов. В рассказе «Смерть чиновника» Антон Павлович Чехов мастерски нарисовал гиперболизированную картину. Читатель знакомится с господином Червяковым. Сначала кажется, что он крайне хорошо воспитан, вежлив и чтит нормы морали. Однако впоследствии становится понятно, что его многочисленные извинения перед начальником, на которого он ненароком чихнул в театре, – это вовсе не вежливость и искреннее сожаление о столь неприятном казусе. На самом деле, это лишь страх наказания или даже увольнения, потери чина и должности. Червяков слушает отнюдь не свою совесть. Ведь в таком случае хватило бы одного искреннего извинения. Таким образом, А. П. Чехов проиллюстрировал ложное понимание совести и нравственности.
«Матрёнин двор» А. И. Солженицын. Яркий пример отсутствия совести можно найти в произведении Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор». Главная героиня – праведница Матрёна – бескорыстно помогает всем соседям, знакомым и даже незнакомым. Она с радостью приходит на помощь, часто забывая о собственных удобстве и желаниях. Однако в ответ она не получает не то что взаимности, но даже малейшей подмоги. Когда Матрёна заболевает или просто с трудом справляется одна с каким-то тяжёлым делом, никто не подставляет ей плечо и не подаёт руку. Добрая, искренняя и нравственная женщина оказывается в действительности очень одинока. Не приходят на помощь даже те, кому Матрёна не раз оказывала услугу. К сожалению, добро не всегда отзывается добром. Однако главную героиню не останавливало отсутствие совести у окружающих, ведь она была воспитана иначе. Благодаря собственным нравственным ориентирам, она не опускается до злобы, обиды, мести, а также не уподобляется бесчестным людям, которые не приходят на подмогу в ответ. Матрёна всё так же по-настоящему любит помогать другим. Она живет по совести, в отличие от своего окружения, поэтому автор называет ее «праведницей», без которой жизнь в убогой и нищей деревушке утратила бы всякий свет.
«Человек на часах» Н. С. Лесков. В рассказе Николая Семёновича Лескова «Человек на часах» читатель видит столкновение служебного долга и человеческого. Главный герой – солдат Измайловского полка Постников – занимал должность часового в ночь, когда услышал из темноты крики о помощи. Тема совести занимает в этом произведении важное место. Во-первых, Постников делает выбор в пользу совести и нравственности и бросается на помощь человеку, попавшему в беду. И это происходит, несмотря на то, что за оставленный пост герою грозит суровое наказание, ведь он нарушил Устав. Во-вторых, есть и другой персонаж в рассказе, у которого отсутствует совесть. Это офицер, который проезжал мимо на санях, когда Постников спасал человека. Офицер присвоил этот подвиг себе и сообщил об этом начальству. Впоследствии офицер получил награду за поступок, которого не совершал, а Постников – наказание за то, что покинул пост. В этом произведении очень четко расставлены акценты: Постников живет по совести, поэтому спасает человека, рискуя получить наказание, а вот офицер руководствуется только соображениями выгоды, поэтому лжет начальству и, конечно, никого не спасает, если в этом нет его материальной заинтересованности.
«Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков. В романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» переплетается несколько историй и даже миров. В одном из них герой по имени Понтий Пилат вынужден судить Иешуа. Понтий Пилат занимает должность римского прокуратора. На самом деле, он понимает, что осуждённый мужчина ни в чём не виноват, что его казнь будет несправедливой. Однако его звание, его чин берут верх над ним и над истиной. Приговор вынесен. Иешуа распят. Судью мучает нескончаемая головная боль, а что ещё хуже – совесть. За свой бесчестный поступок Пилат наказан бессмертием и вечными муками. Однако вспомним слова самого Михаила Афанасьевича Булгакова из того же произведения: «Рукописи не горят». Это значит, что правда навсегда останется правдой, как бы её ни пытались спрятать или уничтожить. В конце концов, Понтий Пилат раскаивается в своём несправедливо вынесенном смертном приговоре и освобождает свою душу от мук. Таким образом, даже у человека, который серьёзно оступился, нарушил нормы морали, есть шанс на духовное спасение, если он действительно искренне сожалеет о своей ошибке и раскаивается, просит прощения. Но на всё это способны только люди, у которых изначально есть совесть. Она спасает и выводит на правильную дорогу даже тех, кто идет на поводу у трусости — самого страшного порока.
«Пропала совесть» М. Е. Салтыков-Щедрин. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин известен как мастер сатиры. Из-под его пера вышла не одна сатирическая сказка. В этих произведениях многое гиперболизировано. Это сделано для того, чтобы ярче и нагляднее изобразить людские пороки. В творчестве этого выдающегося писателя есть и сказка, посвящённая чувству вины, – «Пропала совесть». По сюжету в самом деле люди лишились совести. Но никто и не заботится об этом – совести-то больше нет, зачем переживать? Кто-то начинает обманывать, кто-то строит козни, кто-то клевещет, кто-то льстит – бессовестные люди начинают регулярно совершать ужасные поступки, вредить друг другу. Но самое страшно то, что никого это не волнует. Ведь больше нет совести, которая заставляет задумываться, думать об окружающих, напоминает о нормах морали и нравственности. Сам автор пишет о произошедшем так: «Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть». Некоторое время совесть валялась, будто бы ненужная старая тряпка – все отшвыривали её, не желая забрать себе. Но однажды она попала в руки к пьянице. И с ним произошла удивительная метаморфоза: он протрезвел, к нему пришло осознание, как много ошибок и бесчестных поступков он совершал раньше, он моментально ощутил весь груз ответственности за совершённые деяния. Ему стало настолько тяжело и горестно, что он заплакал. От совести пьяница поспешил избавиться. После небольшого путешествия по людям разных чинов и званий совесть, наконец, обрела дом в сердце ребёнка. Теперь она растёт вместе с малышом, помогает ему принимать решения и жить честно. Таким образом, совесть – важная составляющая человеческой натуры и человеческой жизни. Без нее мир погружается во тьму коварства, насилия, лжи и бесчестия. Поэтому совесть нужно воспитывать с детства, ведь никто из нас не хочет жить в таком мире.
«Станционный смотритель», А.С. Пушкин. Человек без совести порой совершает ошибку, которую уже невозможно исправить. Именно в этом состоит опасность, который подвергается каждый из нас, кто не чувствует свою вину. Это доказывает пример из произведения «Станционный смотритель». Главная героиня убежала из отцовского дома вместе с гусаром. Отец очень любил ее, никогда не обижал, но не мог обеспечить богатства и процветания дочери. Поэтому Дуня выбрала обеспеченную жизнь в столице, не посоветовавшись с родителем. Самсон Вырин долго искал беглянку, хотел спасти ее от разврата и беды, ведь не знал намерений Минского. Однако при встрече дочь упала в обморок от страха, и офицер выгнал Вырина вон. От горя герой запил и умер в одиночестве. Дочь даже не писала ему. Но спустя несколько лет после смерти смотрителя богато одетая дама с детьми приехала на его могилу и горько плакала. Дуня заглушила голос совести богатством и роскошью, а потому сделала ужасную ошибку, бросив отца. Когда она сама стала матерью и поняла горе Самсона, она раскаялась, но было уже слишком поздно: отец умер. Вот почему нам так необходима совесть: она помогает вовремя одуматься и принять правильное решение.
Для чего человеку нужна совесть? Аргументы Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (Итоговое сочинение (декабрьское))
Совесть — это способность человека осуществлять нравственный самоконтроль за поведением, оценивать свои мысли, чувства, поступки и намерения с позиции добра и зла. Совесть это внутренний голос человека, который предостерегает его от деяний, которые причиняют неприятности окружающим. Люди делятся на две категории: одни прислушиваются к этому голосу, а другие игнорируют его, вследствие чего эти люди теряют совесть совсем. Таких людей называют «бессовестными» от них общество отворачивается и презирает.
Поэтому они становятся одиноки в этой жизни. Так зачем человеку нужна совесть? Я считаю, что каждая личность должна иметь этот внутренний голос, который будут указывать правильный путь, как навигатор, чтобы не попасть в неприятности и анализировать свои поступки, чтобы не потерять близких людей. Попробую доказать свою точку зрения на примерах из литературных произведений.
Первый пример, который я хочу привести это роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». В этом произведении главный герой, по имени Родион Раскольников, проводит собственный эксперимент. Он хочет узнать, к какому типу людей относится, к «тварям дрожащим» или «право имеющим». И в доказательство его теории Родион убивает старуху-процентщицу, которая всех обманывала, жульничала, недоброжелательно относилась к людям и, в общем, никому не нравилась. Раскольников посчитал, что если испытает опыт на ней, то сделает всем только хорошее и полезное. Первые дни Родион был даже доволен тем, что совершил «благое» дело, но потом реальность превзошла все ожидания. Каждый день он проходил через тяжелую внутреннюю борьбу. Раскольников осознал всё в полной мере, какое преступление он совершил, чувствовал угрызения совести и карал себя за содеянное. Но ему удалось ответить на собственный вопрос, к какой категории людей он относится. И за любым преступлением следует наказание, но самое тяжёлое из них — это нелегкие внутренние переживания, которые создаёт совесть. И эта кара подействовала на Родиона, в итоге он не может больше это терпеть и раскаивается. Таким образом, если полностью поддаться своим желаниям, не прислушиваясь к своей совести и как это будет смотреться со стороны, хорошо или плохо, то можно совершить ужасный поступок и получить неприятные последствия.
В заключение хочу сказать следующее, что человеку нужно иметь совесть, стараться не терять её и прислушиваться к ней как можно чаще, тогда люди, я думаю, перестанут быть злыми и жестокими, и, тогда добра в мире будет больше.
Требование №1. Объём итогового сочинения.
Количество слов: 509.
Требование №2. Самостоятельность написания итогового сочинения.
Для чего человеку нужна совесть? Аргументы Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», М. А. Шолохов «Судьба человека» (Итоговое сочинение (декабрьское))
Чтобы более точно ответить на данный вопрос надо разобраться с самим понятием совести. Из школьной программы по обществознанию нам известно, что советь — это чувство личной ответственности за совершенные поступки. Как говорил Фазиль Искандер: «что скрывать — совесть утомительна. Но отбросив совесть, человек превращается в неутомимое животное». По моему мнению эта цитата отлично отражает всю важность наличия данного чувства у человека.
Так же совесть может выступать качестве внутреннего карателя человека.
Именно такой пример мы наблюдаем в произведении Достоевского «Преступление и Наказание». В нем рассказывается о Родионе Раскольникове, убившем двух невинных женщин, и о том, как невыносимо было жить с чувством вины за совершенное злодеяние. Единственным спасением для главного героя стало поступление по совести, а именинно сдача властям и признание своей вины, а также отбывание наказания.
Подводя итоги вышесказанному можно сделать вывод, что совесть необходима человеку. Отвечая на поставленный вопрос можно сказать, что именно совесть выступает нравственным ориентиром и помогает принимать даже самые трудные решения, а также является внутренним карателем. Данное чувство так же помогает человеку определить, плохие или хорошие поступки он совершает.
В заключении лишь хочется призвать людей брать ответственность за свои поступки и всегда стараться поступать по совести.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Примеры на тему «Совесть» для сочинения.
Аргументы на тему «Совесть» из романа «ТИХИЙ ДОН» М.А. Шолохова
Пример 1. АКСИНЬЯ и ГРИГОРИЙ МЕЛЕХОВ.
Пример 2. Муки совести на войне. (ГРИГОРИЙ МЕЛЕХОВ)
Долго еще чудился Григорию первый убитый им неприятель. «Необычно часто переживал он во сне ту первую схватку, и даже во сне, отягощенный воспоминаниями, ощущал он конвульсию своей правой руки, зажавшей древко пики; просыпаясь и очнувшись, гнал от себя сон, заслонял ладонью до боли зажмуренные глаза».
И другие казаки, замечает Григорий, после боя переменились. Прохор Зыков, выживший под копытами конницы, вернулся из лазарета, все еще тая на лице боль и недоумение; другой при всяком случае ругался тяжко и непристойно; третий «нелепо похохатывал, смех его был непроизволен, угрюм. Перемены вершились на каждом лице, каждый по-своему вынашивал в себе и растил семена, посеянные войной».
Изменился и Петро, которого Григорий встретил во время передышки, данной их полку после боя. Он признается брату: «Я, Петро, уморился душой. Я зараз будто недобитый какой. Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули. Меня совесть убивает. Я под Лешнювом заколол одного пикой. Сгоряча. Иначе нельзя было. А зачем я энтого срубил?»
Когда Наталья Мелехова раздраженно и ревниво упрекает Григория в разгуле, в связях с женщинами. На его искренние слова: «Совесть. Какая уж там совесть, когда вся жизня похитнулась. Людей убиваешь. Неизвестно для чего всю эту кашу. », Наталья лишь отвечает грубо: «Напаскудил, обвиноватился, а теперь все на войну сворачиваешь. Мало через тебя, черта, я лиха приняла?» И глубоко оскорбленный Григорий с горечью отвечает: «Больше не об чем с тобой гутарить».
Пример 3. Муки совести из-за смерти жены (ГРИГОРИЙ МЕЛЕХОВ)
Аргументы на тему «Совесть» из романа «ОТЦЫ И ДЕТИ» И.С. Тургенева
Пример 1. Отсутствие совести (БАЗАРОВ)
Пример 2. Проявление совести (НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВ)
Радостно и умиленно встретив сына, Николай Петрович словно робеет в его присутствии и становится излишне хлопотлив, пространно повествует о своих заботах по хозяйству, хотя и чувствует, что сына этот предмет мало интересует. Наконец Николай Петрович, явно смущаясь, приступает к наиболее важному и деликатному обстоятельству, переходя на французский язык, дабы скрыть разговор от слуги и кучера. «. Ты, конечно, будешь вправе осудить меня. В мои лета. Словом, эта. эта девушка, про которую ты, вероятно, уже слышал. » При этом Николай Петрович краснеет и испытывает угрызения совести. Почувствовав в сыне «чувство снисходительной нежности. смешанное с ощущением какого-то тайного превосходства», он испытывает душевную боль, «что-то кольнуло его в сердце. Но он тут же обвинил себя».
Для Николая Петровича Фенечка — «не легкомысленная прихоть», и он испытывает облегчение оттого, что объяснился с Аркадием. И все же что-то смущает его. «Сердце его забилось. Представилась ли ему в это мгновение неизбежная странность будущих отношений между им и сыном, сознавал ли он, что едва ли не большее бы уважение оказал ему Аркадий, если б он вовсе не касался этого дела, упрекал ли он самого себя в слабости — сказать трудно; все эти чувства были в нем, но в виде ощущений — и то неясных; а с лица не сходила краска, и сердце билось».
Аргументы на тему «Совесть» из пьесы «НА ДНЕ» М. Горького
Пример 1. Проявление совести (ПЕПЕЛ)
Пример 2. О совести (КЛЕЩ)
Аргументы на тему «Совесть» из повести «ШИНЕЛЬ» Н.В. Гоголя
Пример. Недолгое угрызение совести (ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ЛИЦО)
Аргументы на тему «Совесть» из повести «ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК» Н.С. Лескова
Пример. Отказ от совести, заглушение голоса совести (КНЯЗЬ)
Аргументы на тему «Совесть» из драмы «БОРИС ГОДУНОВ» А.С. Пушкина
Пример 1. Проявление совести (САМОЗВАНЕЦ)
Пример 2. Муки нечистой совести. (БОРИС ГОДУНОВ)
Изображая Бориса Годунова виновным в убийстве царевича Димитрия, Пушкин следует версии Карамзина. Но ни разу, даже наедине с самим собой, Борис Годунов прямо не признается в содеянном преступлении. Уличают его тревожные сны («. тринадцать лет мне сряду Все снилося убитое дитя») и муки нечистой совести, вызываемые кровавыми видениями:
Бледнеет он и при простодушном рассказе патриарха Иова о чудотворных мощах Димитрия.
источник тяжелого душевного кризиса царя кроется не только в осознании им бесплодности всех его трудов, но и в муках нечистой совести. Глубина и сила переживаний Бориса Годунова свидетельствуют о незаурядности его личности, о его могучей душе. Тем более что монолог этот не «на публику», а имеет исповедальный характер.
Мучаясь и страдая, он ищет утешения и опоры не у земных сил, Борис Годунов обращается к кудесникам и гадателям, обращается к религии. Когда царь велит собрать войско, он приказывает не трогать монахов: «Пусть молятся за нас они. » В надежде искупить свою вину перед Богом он просит Юродивого помолиться за него. Но ничто не может успокоить его беспокойную совесть.
Аргументы на тему «Совесть» из романа «ВОЙНА И МИР» Л.Н. Толстого
Пример 1. Муки совести АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО
Пример 2. Муки совести на войне НИКОЛАЯ РОСТОВА
Пример 3. Муки совести МАРЬИ БОЛКОНСКОЙ
Пример 4. Человек большой совести – ПЬЕР.
Брак Пьера и Элен не был счастливым. Он приносит Пьеру страдания и разочарования.
Аргументы на тему «Совесть» из комедии «ГОРЕ ОТ УМА» А.С. Грибоедова.
Пример. Отсутствие совести (РЕПЕТИЛОВ)
Аргументы на тему «Совесть» из романа «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Ф.М. Достоевского
Пример 1. Оправдание отсутствия совести великими целями. (РАСКОЛЬНИКОВ)
Первый разряд — «господин настоящего» — сохраняет мир и приумножает его численно. Люди этого разряда, «по натуре своей консервативные, чинные», любят и «обязаны быть послушными». Они «для того только и существуют на свете, чтобы. поднатужиться и породить наконец. сколько-нибудь самостоятельного человека». Второй разряд — «господин будущего» — двигает мир и ведет его к «цели». Как правило, люди этого типа — «законо-датели и установители человечества» — требуют «разрушения настоящего во имя лучшего». Они имеют «право разрешить своей совести перешагнуть. «для своей идеи» «через кровь», устранить «. десять или сто человек, чтобы сделать известными свои открытия всему человечеству». Все они «преступают закон» (он для них «не писан») и по природе своей должны быть «непременно преступниками». Такие «гениальные люди» рождаются по одному «из миллионов, а великие гении, завершители человечества, — может быть, по истечении многих тысячей миллионов людей на земле». Теория Раскольникова, разрешающая «кровь по совести», — по мнению Разумихина и Порфирия Петровича, — страшнее «официального», «законного» разрешения «кровь проливать».
Пример 2. Муки совести Раскольникова.
Пример 3. Муки совести СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ из-за положения, образа жизни.
Аргументы на тему «Совесть» из комедии «СВОИ ЛЮДИ – СОЧТЕМСЯ» А.Н. Островского
Пример 1. Мнимая совесть. (БОЛЬШОВ)
Настоящее потрясение испытывает Большов, когда понимает, что дочь и зять его предали. Тут-то он вспомнил и о совести, и о грехе, и об Иудином предательстве. Он знает, что совершил тягчайшее преступление, и напоминает молодым, какова цена их нынешнего благополучия: «Ведь я злостный — умышленный. Ведь меня в Сибирь сошлют. Господи! Коли так не дадите денег, дайте Христа ради».
Он осознал, что теперь сила — это Подхалюзин, а не он, Большов, доселе всех державший в страхе и повиновении. Страдает он не оттого, что совершил безнравственный поступок, а оттого, что его надул недавний мальчишка, находившийся у него в услужении, что он, Самсон Силыч Болыпов, позволил себя обвести вокруг пальца, что так жестоко обманулся, положившись на «своих людей». «Сама себя раба бьет, коли не чисто жнет» — это вывод не раскаявшегося грешника, а обманутого плута.
Пример 2. Отсутствие совести. (ПОДХАЛЮЗИН)
Почтительностью, лицемерием, притворным смирением и усердием Подхалюзин добивается особого расположения у Большова, чем умеет воспользоваться для своей выгоды. Узнав о намерении хозяина обмануть кредиторов, Подхалюзин тотчас задумал свою аферу. Ловко играя на тщеславии и самоуверенности Большова, он практически подтолкнул его к решению объявиться несостоятельным и своими руками все (капитал и имущество) отдать ему, приказчику. «Уж вы во мне-то не сумневайтесь», – заверяет Лазарь Самсона Силыча. Подхалюзин действует хитро и осторожно — склоняет стряпчего Рисположенского оформить все дело так, чтобы стать фактическим хозяином состояния Большова. Ему хорошо известно, что юридическое преступление может положить конец экономической карьере, поэтому он обдумал все детали своего участия в преступной акции Большова. Со стряпчим заключили устное соглашение («Я вам две тысячи-с за этот же самый предмет-с»), но строго при этом предупредил: «Только, Сысой Псоич, уж хвостом не вертеть туда и сюда, а ходи в аккурате, — попал на эту точку и вертись на этой линии». Подхалюзин не оставляет никаких следов в истории банкротства «благодетеля». Не давал он письменных обещаний и свахе Устинье Наумовне, расстроившей свадьбу Липочки с благородным женихом.
Предусмотрительный Подхалюзин остался чист перед законом юридическим, нарушив законы нравственные. Большов был прав, когда говорил о Лазаре: «Он у меня парень дельный, ему только мигни, он и понимает. А уж сделает-то что, так пальца не подсунешь». Он действительно все обделал «лучшим образом», да еще и надул самого Самсона Силыча. Сомнения в правомерности своих действий Подхалюзин отвергает с самого начала: «Говорят, надо совесть знать! Да, известное дело, надо совесть знать, да в каком это смысле понимать нужно? Против хорошего человека у всякого есть совесть; а коли он сам других обманывает, так какая же тут совесть!»
Аргументы на тему «Совесть» из пьесы «БЕСПРИДАННИЦА» А.Н. Островского
Пример. Отсутствие угрызений совести, договор с совестью (ПАРАТОВ)
Аргументы на тему «Совесть» из комедии «НЕДОРОСЛЬ» Д.И. Фонвизина
Пример. Совестливый человек, уроки совести (СТАРОДУМ)
Стародум удаляется от двора «без деревень, без ленты, без чинов», потому что не хочет пресмыкаться «в чужой передней», но хочет сохранить «неповрежденно» свою душу, честь и нравственные правила. Стародум решил посвятить остаток своих дней воспитанию племянницы, чтобы «оградить ее жизнь от недостатка в нужном». Он отправляется в Сибирь, где «достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества». В Сибири Стародум нажил состояние, наследницей которого и сделал Софью на случай, если она полюбит человека малообеспеченного. В дом Простаковых Стародум приехал, чтобы вырвать племянницу из рук злонравных людей и выдать замуж за достойного человека.
Стародум учит Софью добродетели, поскольку «добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может», и всякий человек может стать добродетельным, если найдет в себе для этого достаточно сил. Он говорит ей о значении совести для человека, о честности и долге, о том, что если бы все были верны своему долгу, то люди были бы счастливы.
Аргументы на тему «Совесть» из повести «КОТЛОВАН» А.П. Платонова
Пример 1. Сделка с совестью (САФРОНОВ)
Пример 2. Совестливый человек ВОЩЕВ
Вощев понимает, что строители котлована не знают истины. «Говорили, что все на свете знаете. а сами только землю роете и спите! Лучше я от вас уйду. все равно мне без истины стыдно жить». От сознания «неистинности» дела, которым занимается артель, Вощев затосковал.
Вощев — один из немногих на котловане, кто не поддается влиянию политических лозунгов. Ему «беспричинно стыдно от долгих речей по радио». Правда, в отличие от Жачева, он не протестует против угнетения души, он лишь все больше грустит.
Вощев не может участвовать в строительстве, ради которого у крестьян отбирается их последняя собственность.
Несмотря на яркое солнце, у Вощева нерадостно на душе.
Аргументы на тему «Совесть» из романа «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» М.Ю. Лермонтова
Пример 1. Неспокойная совесть (ГРУШНИЦКИЙ)
Лицо Грушницкого ежеминутно менялось — Печорин поставил его в затруднительное положение, — теперь он оказался лишен возможности удовлетворить свою месть легким ранением Печорина, совесть его теперь должна быть неспокойна. Он с жаром начал убеждать капитана в чем-то, очевидно, отказаться от их замысла, посиневшие губы его дрожали. Капитан его не слушал.
Печорин предложил ему помолиться Богу — Грушницкий отказался, посоветовав не заботиться о его душе больше, чем о своей. Печорин призвал его прислушаться к голосу совести, но капитан прервал его. Когда же Печорин уличил их обман и капитан не решался принять его вызов, Грушницкий признался, «смущенный и мрачный», — и в первый раз не послушался указаний капитана.
Пример 2. Договор с совестью (ПЕЧОРИН)
Аргументы на тему «Совесть» из романа «ДОКТОР ЖИВАГО» Б.Л. Пастернака
Пример 1. Муки нечистой совести (ЖИВАГО)
Вскоре любовь к Ларисе властно вторгается в жизнь доктора. Любовь кажется ему предопределенной, и он не в силах бороться с ней. Вместе с тем он мучительно переживает измену жене и чувствует себя «неуличенным преступником». Он по-прежнему дорожит семьей, безумно любит Тоню, готов защищать честь жены, и в то же время сам становится ее обидчиком. Живаго особенно тяжело потому, что идеи «свободной любви» ему чужды. «Говорить и думать о таких вещах казалось ему пошлостью. В жизни он не срывал «цветов удовольствия», не причислял себя к полубогам и сверхчеловекам, не требовал для себя особых льгот и преимуществ. Он изнемогал под тяжестью нечистой совести».
Пример 2. Совесть на войне. (ПАМФИЛ ПАЛЫХ)
С тех пор прошло много времени, но по ночам Памфилу не дает уснуть беспокойная совесть, и все мерещится станция, на которой он совершил тяжкое убийство. Палых боится, что за содеянное им преступление придется расплачиваться не только ему, но и горячо любимым жене и детям. Не желая отдавать семью на поругание белым, Памфил в припадке тоски зарубил всех насмерть.
Аргументы на тему «Совесть» из романа «ПЕТР ПЕРВЫЙ» А.Н. Толстого
Пример. Совестливый человек – АЛЕКСЕЙ БРОВКИН
Аргументы на тему «Совесть» из романа «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» А.С. Пушкина
Доброта и мягкость, совестливость и чувствительность, способность судить о людях непредвзято, без сословной спеси, и вместе с тем обостренное чувство долга и чести заложены в Гриневе с детства. Его мать — добрая и сердечная женщина, а отец, несмотря на известную сухость и жесткость характера, — прямой, честный и благородный человек. Показательно его напутствие сыну: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
На пути к Оренбургу, в Симбирске, Гринев приобщается к веселой и беззаботной жизни гусар, но пьяная пирушка с ротмистром Зуриным, во время которой Гринев проигрывает гусару в биллиард сто рублей, завершается глубоким стыдом и раскаянием.