Для чего человеку нужно питаться технология 5 класс
«Значение питания в жизни человека». 5-й класс
Класс: 5
Презентация к уроку
Тип урока: сообщение новых знаний.
Цель: Показать учащимся разнообразие продуктов питания и важность правильного питания.
Ход урока
1. Организационный момент: активизация внимания учащихся. Упражнение “Съедобное – несъедобное”: учащиеся смотрят слайды, определяют съедобное – несъедобное на картинке и выкладывают фишки (красная – съедобное, зеленая – несъедобное) (слайд 2, 3) (приложение 1)
2. Актуализация знаний: прочитать пословицы из двух частей (слайд 4)
Всякому нужен | а без хлеба не сытно |
В голодный год лучше хлеба кусок, | и обед, и ужин. |
Без соли не вкусно, | а хлебец ржаной — отец наш родной. |
Гречневая каша — матушка наша, | чем слиток золота |
Беседа: О чем эти пословицы? Зачем человеку нужна пища? Как надо правильно питаться? (Выслушать ответы детей)
Сообщение и запись в тетрадь темы урока. (слайд 5)
3. Изучение нового материала.
a. Работа с текстом: учащиеся читают текст на карточках: “Правильное питание имеет огромное значение для жизни человека. Человек должен употреблять нужное количество мяса, молока, овощей, фруктов. От питания зависят рост и здоровье человека, его работоспособность, а для учеников еще и хорошая успеваемость. Если же человек заболел, то поможет ему справиться с болезнью правильное питание. Правильное питание задерживает наступление старости. На работу и учебу в течение дня человек расходует свои силы. Иначе говорят: человек расходует энергию. Даже когда человек отдыхает, энергия нужна для работы сердца, легких, желудка. Без пищи человек не может. (приложение 2)
b. Беседа по прочитанному : (по вопросам)
— какое значение имеет питание? (слайд 6)
— какое действие оказывает питание на здоровье человека? (слайд 6)
— как вы понимаете выражение “расходовать энергию”? (слайд 7)
— какие продукты необходимо употреблять человеку в пищу? (слайд 8, 9)
c. Работа в группах: разделить продукты питания на две группы: животного происхождения и растительного. (приложение 3)
Далее команды объясняют свой выбор и читают, какие записали названия овощей и фруктов
d. Фронтальная проверка выполнения предыдущего задания. (слайд 10, 11)
4. Первичное закрепление изученного материала.
5. Итог, оценивание.
6. Домашнее задание: составить меню для своего завтрака “Что я ем на завтрак?” (для более сильных учащихся) (слайд 14)
Карточка “Разукрасить овощи и фрукты” (для слабых учащихся) (приложение 5)
Презентация: «Питание в жизни человека» (5 класс).
Описание презентации по отдельным слайдам:
Девиз урока: Чтобы многого добиться, Чтобы хорошо учиться, Надо нам стараться, Правильно питаться!
ПОСЛОВИЦЫ «Чем больше пожуешь — тем больше проживешь» «Маленькая дружба лучше большой ссоры» «При солнышке тепло, при матери добро» «Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть» «Хорошее питание – основа здоровья» «Один в поле не воин» «Гречневая каша – мать наша, хлебец – кормилец» «Семь раз отмерь, один раз отрежь»
Пища – это источник жизни. Пища является источником энергии и строительным материалом. Человек без пищи может прожить не более 30 дней. Человеку нужно питаться, чтобы двигаться, расти, развиваться. Каждый человек должен съедать около 30 продуктов в день.
Белки – основной материал, из которого построены клетки и ткани нашего организма Продукты, содержащие белок
Жиры – богатейший источник энергии, участвует в процессах роста и развития человека Продукты, содержащие жиры
Углеводы – способствуют экономному расходованию белка Продукты, содержащие углеводы
Витамины необходимы для нормального функционирования организма Витамин С повышает сопротивляемость организма, поддерживает процессы кроветворения
Витамины необходимы для нормального функционирования организма Витамин D необходим для прочности костей
Витамин А способствует обмену веществ
Организация питания Для детей 7-14 лет оптимальным является 4-5-разовое питание. Перерывы между этими приёмами пищи должны составлять около 3-4 часов.
Золотые правила питания: 1) Принимать пищу в одно и тоже время, соблюдая режим питания. 2) Тщательно пережёвывать пищу, не спешите глотать. 3) Воздерживаться от жирной пищи. 4) Не есть много сладостей. 5) Не переедать.
Игра «Найди лишнее» 1.Хлеб, макароны, крупа, мясо. 2.Картофель, чипсы, молоко, яйца. 3.Сыр, груша, яблоко, апельсин. 4.Молоко, горох, творог, мясо.
– тот, кому было интересно, поучительно, полезно берет наклейку с красным яблоком и наклеивает его на дерево; – тот кому понравился урок, но были какие- то трудности, или что-то не поняли в течении урока – желтое яблоко; – а кому совсем не понравился урок – зеленое.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1524590
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Петербургский Политех создал отдельное меню для вегетарианцев в своих столовых
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В московских школах придумали новый формат классных часов с участием отцов
Время чтения: 2 минуты
В России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей
Время чтения: 2 минуты
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Технология. 5 класс
Конспект урока
Технология, 5 класс
Урок 21. Основы здорового питания
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Кулинария – искусство приготовления пищи.
Питание – процесс потребления и усвоения организмом питательных веществ, необходимых для роста, развития, поддержания жизнедеятельности и работоспособности.
Рациональное питание (от лат. – разумный) – это питание с наибольшей пользой для здоровья и жизнедеятельности человека.
Пищевой рацион – набор пищевых продуктов, необходимый человеку на определённый период времени (на день, на неделю)
Режим питания – это время и число приёмов пищи.
Калорийность (энергетическая ценность) – количество энергии, которое содержится в питательных веществах, получаемых человеком с пищей.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.
2. Лагутина Л.А., Лагутина С.В. Блюда из яиц: Сборник кулинарных рецептов. – М.: Феникс, 2006. – 224 с.
3. Лагутина Л.А., Лагутина С.В. Бутерброды: Сборник кулинарных рецептов. – М.: Феникс, 2011. – 224 с.
4. Лагутина Л.А., Лагутина С.В. Каши: Сборник кулинарных рецептов. – М.: Феникс, 2006. – 224 с.
5. Плотникова Т.В. Завтрак, обед, ужин за 5 минут.– М.: Феникс, 2011.– 219с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Как говорил древнегреческий философ Сократ: «Мы живём не для того чтобы есть, а едим для того чтобы жить.» Все живые организмы нуждаются в пище. Человек употребляет в пищу продукты, которые в пищеварительной системе проходят сложные изменения и превращения. В результате этих преобразований часть пищи постепенно превращается в вещества самого организма, то есть усваивается, часть расходуется в виде энергии на осуществление процессов жизнедеятельности, а неусвоенные продукты выводятся из организма.
Чтобы сохранить своё здоровье, человеку нужно правильно питаться.
Научиться правильно готовить полноценную здоровую пищу помогает наука о питании – кулинария – это искусство приготовления вкусной и здоровой пищи.
Питание – процесс потребления и усвоения организмом питательных веществ, необходимых для роста, развития, поддержания жизнедеятельности и работоспособности.
Питательными веществами являются белки, жиры и углеводы. Человеку также необходимо получать минеральные соли, воду и витамины. Для правильной организации питания очень важно определить значение для человека питательных веществ.
Жиры и углеводы – это источники энергии для организма. Организму человека необходимы продукты питания, содержащие жиры как животного происхождения – например, сливочное масло, сало, сметана, сыр, так и растительного происхождения – это орехи, подсолнечное, оливковое масло. Жиры регулируют проникновение в клетки воды, солей и других важнейших веществ, предохраняют кожу от высыхания, защищают организм от переохлаждения.
Углеводы составляют главную часть рациона питания человека. Они содержатся в хлебе, кондитерских изделиях, сахаре, мёде, фруктах, крупах, картофеле, макаронных изделиях.
Витамины повышают сопротивляемость организма к болезням, влияют на состояние кожи, волос, зрения. В зависимости от того, в какой среде витамины лучше усваиваются организмом, их делят на водорастворимые – витамин С, витамины группы В, РР, и жирорастворимые – такие как А, D, Е, К. Витамины содержатся в продуктах животного и растительного происхождения. Для здоровья человека вредны как недостаток витаминов, так и их переизбыток. Недостаток витаминов называется гиповитаминозом, а их избыток – гипервитаминозом. Полное отсутствие витаминов носит название «авитаминоз». Витамины легко разрушаются в продуктах питания при неправильном режиме их обработки, долгом хранении. Поэтому, чтобы сохранить витамины важно соблюдать условия хранения продуктов питания и правильно выбирать способ их приготовления.
Минеральные вещества регулируют обмен веществ в организме. Потребность в минеральных веществах, например, в кальции, магнии, фосфоре, железе покрывается полностью, если пища состоит из разнообразных продуктов животного и растительного происхождения.
Вода составляет в среднем 65 % массы тела человека. Вода является средой для осуществления всех процессов, идущих в клетках организма. Потеря 20 % воды приводит к смерти организма. Воду мы потребляем в виде жидкостей, а также в составе пищи.
Питание с наибольшей пользой для здоровья и жизнедеятельности человека называют рациональным. Оно состоит из трёх принципов: соблюдение режима питания, умеренность в употреблении пищи и разнообразие.
Режим питания – это время и число приёмов пищи. Обратим внимание, что принимать пищу необходимо в одно и то же время! Тогда организм человека успевает подготовиться – вырабатывает слюну, желудочный сок и желчь, необходимые для переваривания и усвоения пищи.
Пищевой рацион человека должен покрывать энергетические затраты организма: переедание также вредно для организма, как и недоедание.
Калорийностью или энергетической ценностью называется количество энергии, которое содержится в питательных веществах, получаемых человеком с пищей. Эта энергия измеряется в калориях и килокалориях. Один грамм различных питательных веществ даёт организму определённое количество энергии: Так 1 грамм белков или 1 грамм углеводов содержит 4 килокалории, а 1 грамм жиров – 9 килокалорий.
Для детей и взрослых установлены нормы суточной потребности в пищевых веществах и энергии, которые зависят от физической и умственной нагрузки. Если суточную калорийность пищи принять за 100 %, то на завтрак должно приходиться примерно 30 % от общей калорийности суточного рациона, на обед – 45 %, на полдник – 10 % и на ужин – 15 %.
Пищевой рацион человека должен быть разнообразным. В ежедневном меню рекомендуется употреблять одинаковое количество белков и жиров – примерно 25– 30 %, и 40– 50 % углеводов.
Принципы здорового питания схематически изображаются в виде пирамиды питания. Продукты, помещённые в основании пирамиды, следует употреблять в пищу как можно чаще. Продукты, находящихся на вершине пирамиды, употреблять в ограниченных количествах или избегать их.
И конечно, очень важны условия приёма пищи. Они способствуют не только хорошему аппетиту, лучшему усвоению пищи, но и повышению настроения, а также развитию навыков общения.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Подчеркните продукты животного происхождения.
Ответ: яйца, молоко, кефир, мёд, рыба, мясо, сыр.
Пояснение: Пища животного происхождения – это пища, которую человек получает непосредственно от животных или в процессе её дальнейшей переработки.
Задание 2. Ответьте на вопросы, чтобы увидеть принципы рационального питания.
1. Сколько процентов от общей калорийности суточного рациона должно приходиться на завтрак?
2. Сколько процентов от общей калорийности суточного рациона должно приходиться на обед?
3. Сколько процентов от общей калорийности суточного рациона должно приходиться на полдник?
4. Сколько процентов от общей калорийности суточного рациона должно приходиться на ужин?
Здоровое питание
Урок 7. Технология 5 класс (девочки) ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Здоровое питание»
Здоровое питание – это сбалансированное питание. То есть употребление разнообразных продуктов: круп, фруктов и овощей, ограничение сахара и соли. А также обязательное выполнение физических упражнений.
Все продукты, которые мы едим, условно можно разделить на «полезные» и «вредные».
Вредные продукты – это полуфабрикаты, консервы, острые и жирные блюда, газировка, сладости, химические красители и ароматизаторы.
Также к этой группе продуктов относится фаст-фуд и пища быстрого приготовления.
Их ни в коем случае нельзя употреблять! Если исключить из своего рациона перечисленный «набор», вы заметите, насколько лучше будет чувствовать себя ваш организм.
Здоровое питание – это питание, которое включает в себя только «полезные» продукты.
Учёные давно предложили универсальную пищевую пирамиду, которая указывает, что и в каком количестве нужно есть, чтобы прожить долгую, здоровую и счастливую жизнь.
Продукты, которые изображены в основании пирамиды, нужно употреблять в пищу как можно больше. А вот продукты, изображенные на самой вершине пирамиды – есть ограниченно или избегать вовсе. То есть в первую очередь необходимо насыщать свой организм фруктами, овощами и цельнозерновыми продуктами.
Пищевые и питательные вещества, которые входят в состав продуктов, делятся на вещества растительного и животного происхождения. К их числу относятся белки, жиры и углеводы. Кроме того, в пище есть необходимые человеку витамины, минеральные вещества и вода.
Белок– это строительный материал для нашего тела. Именно белок дает рост костям и мышцам. Поэтому, чтобы правильно и полноценно развиваться, детям и подросткам особенно важно употреблять много белковой пищи.
Не стоит забывать и о том, что белок – отличный источник жизненной энергии, и при его нехватке, вас будут сопровождать слабость и вялость, ваша работоспособность будет почти нулевой. А еще при недостатке белка повышаются шансы подхватить инфекцию и простуду.
К продуктам богатым животным белком относятся: молочные продукты, мясо, рыба, морепродукты и яйца.
Растительного белка много в сое, хлебе с отрубями, коричневом рисе, различных орехах, гречневой крупе, спарже и шпинате, авокадо.
Растительные белки не могут полностью обеспечить наш организм незаменимыми веществами. А значит, обязательно нужно есть мясо. Самым полезным мясом считается постная свинина, телятина и курица (особенно грудка).
Что же касается рыбы, то её можно есть много и любую.
Выбирая яйца, стоит отдавать предпочтение перепелиным – они полезнее и безопаснее куриных.
В норме взрослому человеку достаточно одного куриного или трех-четырех перепелиных яиц в день.
Углеводы – главный поставщик энергии для организма.
Они помогают работать нашим мышцам, и необходимы для поддержания иммунитета.
Углеводы в первую очередь, используются во время активной умственной и физической деятельности.
К продуктам богатыми углеводами относятся: мучные изделия, некоторые фрукты, каши и крупы, ягоды и мёд, картофель.
Лучшему усвоению пищи помогают углеводы, которые содержатся в сырых овощах.
Жиры – тоже источник энергии. Из жиров накапливаются те резервные запасы энергии, которые организм будет использовать, когда для него наступят трудные времена. Жиры бывают животного и растительного происхождения. К первым относятся: сливочное масло, маргарин, майонез, мясо (куриное, свиное и говяжье), буженина и колбасы, свиное сало, а также рыба. Ко вторым: растительные масла (подсолнечное, оливковое, кукурузное, рапсовое), орехи (грецкие, фундук, арахис, кешью, фисташки, кедровые), семена подсолнечника.
Жиры делают пищу вкуснее и вызывают чувство сытости. Нехватка жиров приводит к снижению сопротивляемости организма к инфекциям. Также следует знать, что жиры трудно сгорают в организме, поэтому могут накапливаться в нем и при переедании вызывать ожирение.
Витамины – это вещества, которые необходимы нам для роста и жизнеспособности. Роль витаминов в здоровом питании человека очень высока. Витамины укрепляют здоровье, защищают от болезней, улучшают обмен веществ и увеличивают работоспособность.
На сегодняшний день известно более 13 витаминов и подобных им веществ. Витамин А. Основными источниками этого витамина являются печень различных животных, молочные продукты из цельного молока, яичные желтки.
А еще его можно получить из моркови, петрушки, абрикосов, дыни и других продуктов насыщенного оранжевого и красного цвета.
Витамин Д является витамином, который наш организм может вырабатывать самостоятельно, когда солнечные лучи попадают на поверхность кожи. А еще он содержится в растительном масле, яйцах и рыбе.
Витамин Е. Практически все растительные масла могут быть источником этого витамина, кроме того богаты им миндаль и арахис.
Витамин К содержится в мясе птицы, в частности курином, в кислой капусте, шпинате и цветной капусте.
Витамин B1. Больше всего этого витамина в бобовых, свинине, фундуке, и любых растительных продуктах грубого помола.
Витамин B2. Особенно богаты этим витамином куриная печень и различные молочные продукты.
Витамин B3. Основными источниками являются все овощи зеленого цвета, мясо курицы, орехи, мясные субпродукты.
Витамин B5. Один из самых распространённых витаминов. Им особенно богаты рис, субпродукты, дрожжи.
Витамин B6. Пророщенная пшеница, отруби, капуста и многие другие продукты, которые употребляются в сыром виде, являются основными источниками этого витамина.
Витамин B9. Больше всего этого витамина в лиственных овощах зеленого цвета, орехах, бананах, яйцах.
Витамин B12.Содержится в морских продуктах (морской капусте и икре различных видов рыб), твороге, дрожжах и субпродуктах.
Витамин C. Основными источниками этого витамина являются цитрусовые, черемуха, смородина, многие фрукты, капуста любого вида и зеленые овощи.
Витамин H. Бобовые растения (соя и соевые продукты), бананы, яичный желток, молочные продукты и печень содержат в своем составе этот витамин.
Если не получать витамины в нужном количестве, то это может привести к витаминной недостаточности (гиповитаминозу). Его признаками являются общая слабость, раздражительность, ослабление иммунитета.
Когда мы едим меньше овощей и фруктов, а это бывает в конце зимы и весной, то нас начинают подстерегать простуда и инфекции. В эти периоды рекомендуется принимать различные витаминные комплексы.
Минеральные вещества в небольших количествах входят во все продукты питания. Всего насчитывают более 30 минералов и микроэлементов. Без них нашему организму тяжело работать.
Вода является таким же важным компонентом питания, как и все перечисленные питательные вещества. Она нужна для переваривания пищи, выведения вредных веществ и поддержания нормальной температуры тела.
Вода – это основа нашего организма. Вот без еды человек может жить месяц и чуть больше, а без воды два дня, кто-то неделю.
Для того чтобы пища приносила как можно больше пользы, необходимо соблюдать режим питания. В день рекомендуется пять приемов пищи: завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин.
Завтрак – главный приём пищи. Именно завтрак даёт заряд энергии на целый день. Он снабжает организм энергией для успешной учебы и занятий спортом. Прекрасный утренний вариант – овсяная каша с ягодами и мёдом, кукурузные хлопья, гречка, раз или два в неделю можно позволить себе лёгкий омлет с овощами.
Из напитков прекрасно подойдут свежие соки, зелёный чай или качественная минеральная вода без газа.
Обед даёт ещё больший простор для творчества. Можно отварить или запечь птицу, рыбу, постное мясо, приготовить овощной суп или суп-пюре, щи из кислой капусты, питательный бульон.
Если вы не в силах отказаться от хлеба, отдайте предпочтение продуктам из муки грубого помола, цельнозерновому хлебу или хлебобулочным изделиям с отрубями. А вот привычка готовить каждый день салат просто обязана прижиться в вашем доме!
На ужин можно приготовить овощное рагу, гречневую кашу или несладкие оладьи.
Можно поужинать галетным печеньем с кефиром. Или залить мюсли натуральным йогуртом или молоком – это отличный лёгкий ужин и настоящее лакомство.
Для перекусов (второго завтрака и полдника) нужно выбирать полезную и питательную пищу – свежие и сушеные фрукты, овощи, йогурт, творог или сок.
Иногда некачественная еда может навредить организму человека, вызвать пищевое отравление.
Как этого избежать?
· В магазине нужно обращать внимание на дату изготовления и срок годности продуктов, и ни в коем случае нельзя брать просроченные продукты.
· Употреблять как можно меньше «вредных» продуктов, с консервантами, стабилизаторами, вкусовыми добавками, красителями.
· Нельзя есть овощи и фрукты, выращенные в экологически загрязненных зонах: вблизи автомобильных дорог, на загрязненной почве; обработанные излишним количеством химических удобрений.
· Нельзя ловить рыбу в водоемах, куда попадает сточная вода промышленных предприятий.
· Нельзя есть копченую рыбу и мясо, потому что при копчении в них образуются очень вредные вещества.
· Если на продукте появилась плесень, его нужно немедленно выбросить, а не удалять поврежденный слой. Исключение составляют специальные сыры с плесенью –бри, камамбер и другие.
· Нельзя употреблять в пищу позеленевший или проросший картофель, потому что в нем образовалось ядовитое вещество соланин, которое может вызвать отравление.
· Фрукты и овощи нужно тщательно мыть, так как на их поверхности могут быть пестициды – ядохимикаты, которыми их обрабатывали, защищая от вредителей.
Оказание первой медицинской помощи при отравлении:
· Выпить 3 – 4 стакана кипяченой воды комнатной температуры.
· Вызвать рвоту, надавив пальцами на корень языка. Повторить эту процедуру несколько раз.
· Растолочь 20 таблеток активированного угля, размешать в стакане питьевой воды комнатной температуры и выпить.
Лучше ничего больше не есть!
Основные принципы здорового питания:
1. Принимать пищу только тогда, когда действительно испытываете чувство голода.
2. Есть не спеша, тщательно пережевывая пищу.
3. Принимать пищу только сидя.
4. Не пытаться заглатывать всю порцию сразу, класть ее в рот мелкими кусочками.
5. Съедать не более 4 блюд за один прием.
6. Стараться не запивать пищу водой и не пить жидкость сразу после еды.
7. Основной (по объему) прием пищи должен быть в обед.
8. Еда должна быть максимально свежей. Не стоит кушать то, что было приготовлено вчера. Не поленитесь приготовить заново.
9. Свежие овощи и зелень всегда должны быть на вашем столе.
10. Много двигаться, но не за столом!
Соблюдение этих принципов здорового питания поможет вам обрести здоровье и держать себя в форме. Очень скоро вы поймете, что правильное питание – это самый простой путь к здоровью и красоте.