Для чего человеку нужно знать историю своего отечества
Почему нужно знать историю своей страны?
Предварительный просмотр:
«Почему важно изучать и помнить историю России»
Я утверждаю, что изучать историю своей страны и помнить её важно для каждого из нас. Это увлекательный, интересный предмет о судьбах людей за огромный отрезок времени. Историю России мы, по праву, можем назвать памятью народа, жившего и живущего на территории нашего Отечества, учителем жизни во все времена.
Мы каждый день и час соприкасаемся с историей. Она, даже самая древняя, вокруг нас. Приходим в школу и видим в учебных кабинетах карты: географические, политические, топографические и другие нашей страны, Курского края, Большесолдатского района. И мы понимаем, что многие века понадобилось, чтобы заселить, освоить, защитить эту родную территорию от внешних врагов. Разве можно оставаться равнодушными, если мысленно представить себе, сколько труда, пота и крови, радости и страданий выпало на долю минувших поколений? Только подумав об этом, мы уже соприкоснулись с историей.
Давайте пройдем по улицам Курска. Названия их нам напоминают об истории: Казацкая, Пушкарная, имени Ленина, имени Кати Зеленко… И так по всей стране: Золотые ворота во Владимире, Московский кремль, храм Христа Спасителя, величественные и строгие проспекты Санкт-Петербурга, небольшой парк в родном селе Большесолдатское, где возвышается памятник солдату – защитнику над братской могилой воинов, отдавших жизнь за свою большую Родину и малую…
Мы не можем жить без истории. Разве мы должны забыть тех солдат, что лежат в сырой земле, тех, кто боролся и отдал жизнь за нас, за нашу свободу в годы Великой Отечественной войны?! Нет! Мы должны помнить об этом!
С радостью и надеждой на будущее встречаем мы Новый год, поздравляем друг друга, ставим и украшаем ёлку. А всегда ли помним, что этот обычай восходит ко времени Петра1? Кто-то скажет, что это не обязательно знать и в праздник вспоминать. Может быть, для этих людей так и нужно. Но тот, кто хочет стать «сознательно действующим гражданином» своей страны, «должен быть хоть немного историком» (В.Ключевский). Пушкин А.С. сказал: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Русский писатель Чернышевский Н.Г. написал такие строки по этому поводу: «Не любить историю может человек, совершенно не развитый умственно». Я думаю, что (из нашего поколения) многие хотят быть образованными людьми. «Знать историю в строгом смысле слова – это знать все», — написал Танеев С.И. – выдающийся русский композитор.
Наконец, наш язык. И он достался нам в наследство от предков. Тысячи и тысячи слов, которыми пользуемся сейчас, произносились сотни лет назад. А сколько метких изречений – свидетельств народной мудрости – заключено в пословицах и поговорках! Они и сейчас помогают нам жить. Вот и выходит, что история не только с нами, не только вокруг нас, но и в нас самих. Я всегда помню слова основателя русского литературного языка Александра Сергеевича Пушкина: « Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю…»
История России учит и воспитывает человека думающего и свободного в своих суждениях, способного отличить правду от пропаганды и внушаемой идеологии. То есть, формирует ментальность общества, а значит, нужна для понимания своей собственной личности.
Истрия дает возможность ориентироваться в текущих политических ситуациях и отношениях между государствами, а значит понимать место Российской Федерации в мировом сообществе. И мы понимаем, что именно героическое прошлое нашего народа, т.е. история России, создала высокий статус нашего государства на планете Земля.
Кроме того, человек, знающий историю страны, родного края, свои корни гордится своим Отечеством. На исторической гордости наций формируется патриотизм. В прошлое время и в наши дни патриотизм – это тот стержень, который всегда объединяет наш народ. И мы убеждаемся в этом, как только узнаём результаты голосования по стране в акции «Имена России» — это Александр Невский — уже глубоко исторический персонаж. Для нашего народа князь – символ патриотизма, символ защитника Отечества.
Современная жизнь всегда основывается на опыте из прошлого. Политические деятели, строя политику государства, берут уроки жизни наших предков и стараются не допускать их ошибки. Творческие люди также нередко обращаются к прошлому, чтобы создать произведения искусства.
История дает нам понять, к чему приводили ошибки отдельно взятого человека или нации, может рассказать нам о великих полководцах, деятелях культуры, о ратных и трудовых подвигах народа России.
Множество изобретений, которые мы используем в повседневной жизни пришли к нам из опыта прошлых лет. Ему же мы благодарны за появление современных лекарств, которые позволяют спасти жизнь миллионам людей.
Россия тесно связана с другими государствами мира, поэтому хотелось, чтобы в дальнейшей нашей жизни (особенно руководители государств) делали правильные выводы из истории человечества. Что бы это все служило на благо всего мира, чтобы не было войн, и на Земле был всегда мир. Россия постоянно ведет миролюбивую политику ( об этом мы узнаем из истории нашего Отечества). Нам, подрастающему поколению, надо помнить слова великого русского художника Васнецова В.М.: «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории». Мы должны изучать и помнить историю нашего Отечества, которая поможет нам создать ещё более мощную державу. Я думаю, что когда-то слова, которые сказал 26-ой президент США Теодор Рузвельт, будут пророческими: «Я предвижу громадную будущность России. Конечно, и ей придется пройти через известные встряски и, может быть, тяжелые потрясения, но все это пройдет, и после того Россия воспрянет и сделается оплотом всей Европы, самой могущественной, может быть, во всем мире державой». И в этом, мне кажется, нам «поможет» история России, я надеюсь на это.
Видео
Перенимаем опыт
Кроме того, история пытается понять прошлую жизнь отдельных людей и общества в целом, исследуя все возможные аспекты их реальности. Исследуется разнообразие человеческого опыта: как сильно люди отличались в своих идеях, убеждениях и культурных практиках, насколько широко их опыт изменялся в зависимости от времени, национальности и социального положения, сколько человечество боролось друг с другом, населяя общую для нас планету.
Опыт прошлого колоссален и неоценим. Его бесспорное значение для будущих поколений показывает, зачем нужна история. Обдумать события, проанализировать их, «переварить» информацию и только затем, на основе уже состоявшегося опыта, разобраться в настоящем, составить целесообразный и безопасный план на будущее.
Познание прошлого история
Процесс познания прошлого обязателен для каждого человека, ведь история не раз поражала человечество своей цикличностью. Некоторые исторические события имеют свойство повторяться по сегодняшний день, но уже в более видоизмененной форме. История показывает невозможность изменить прошлое, чтоб человек задумался, как он строит настоящее, ведь через несколько лет это уже пополнит ее списки.
Историю следует учить, чтоб иметь право называться по-настоящему образованным человеком. Ведь знать и помнить, как зарождалась государственность своей страны, какой путь прошел народ для того, чтобы стать полноценным обществом, как развивалась культура человечества – священный долг человека и гражданина.
Однажды начав изучать историю, человек не может остановить этот долгий и такой интересный процесс, и зачастую он длится всю жизнь. Ведь изучать историю можно не только в архивах и при работе с артефактами. Она окружает нас в наших городах и селах, она живет в наших бабушках и дедушках, в нашем настоящем. Надо только иметь желание приобщится к ее таинственному и увлекательному содержанию.
Почему важно изучать и помнить историю России
Почему важно изучать и помнить историю России?
Может ли культурный человек не иметь знаний о своем прошлом? Быть отрезанным от мудрости и опыта своего народа?
И ответ напрашивается однозначный: конечно нет!
Отчасти это верно, господство материального вынуждает заботиться о развитии коммерческой жилки, возможностях получить профессию, дающую хороший заработок. Но только отчасти, ведь человек зарабатывает деньги, как средство к удовлетворению потребностей не только тела, но и души. Умея зарабатывать, мы получаем возможность отдыхать в красивых местах, путешествовать по миру и смотреть на чудеса природы и творения человеческих рук. А еще мы живем в обществе, где информация, отношения, события не ограничиваются только получением материальных благ.
История не учит, она скорее воспитывает человека думающего и свободного в своих суждениях, способного отличить правду от пропаганды и внушаемой идеологии. По факту она формирует ментальность общества, а значит, нужна для понимания своей собственной личности.
История дает возможность ориентироваться в текущих политических ситуациях и отношениях между государствами, а значит понимать место своей страны на мировой арене.
Кроме того, человек, знающий свои корни, причисляет себя к отечеству. На исторической гордости наций формируется патриотизм. Проще говоря, человек должен ассоциировать себя с отечеством, потому что страны и люди не безлики только с историей.
Кроме всего, история – это необычайно интересно, если преподавать её не скупо по школьным учебникам, когда запоминание дат и событий становится основной целью. История должна быть предметом рассказывающим. Думать и интерпретировать, делать выводы самостоятельно.
Обычно под словом история люди понимают перечень событий, которые происходили в прошлом. Кто-то вовсе отрицает важность этих событий, а некоторые даже считают, что их никогда не было.
Основоположников и создателем первой книги об истории был Геродот. Его книга, которая так и называлась «История», описывала хронологическую последовательность событий. Древние называли ее «magistra vitae», что значит «наставница жизни».
Изучение истории повлекло за собой создание макротеорий развития человечества, которые исполняют роль базы знаний о каждом периоде времени. Среди макротеорий выделяют: теорию локальных цивилизаций, теорию постиндустриального общества и теорию общественно-экономических формаций.
Современная жизнь всегда основывается на опыте из прошлого. Политические деятели строя политику государства берут уроки жизни наших предков и стараются не допускать их ошибки. Творческие люди также нередко обращаются к прошлому, чтобы создать произведения искусства.
История дает нам понять, к чему приводили ошибки отдельно взятого человека или нации. История также может рассказать нам о великих полководцах и их тактике, которая впоследствии вошла в учебники ведения боя. Среди таких полководцев можно выделить Александра Невского, Дмитрия Донского, Петра I, Суворова, Кутузова, Жукова и др.
Множество изобретений, которые мы используем в повседневной жизни пришли к нам из опыта прошлых лет. Ему же мы благодарны за появление современных лекарств, которые позволяют спасти жизнь миллионам людей.
История России тесно связана с мировой историей. Именно поэтому, изучая историю наших предков, важно осознавать роль России в мировом цивилизационном процессе. Россия имела свою историю, историю неудач и героических свершений, уникальную историю, не похожую на историю развития других стран.
Анализируя историю, человечество устанавливало причины и последствия событий и явлений, что позволяло ему не допускать этих ошибок в будущем. В этом и состоит суть изучения истории.
Человеку нужно знать свои корни, чтобы уважать окружающих людей и себя в этом окружении!
Почему так необходимо знать историю своего народа
Каждый человек рождается в пределах определённой точки географии и является носителем той или иной национальности. Крайне важно чтить традиции и собственные «корни», поскольку именно общая база объединяет тысячи людей и заставляет их думать об общем благополучии. Обратите внимание на лично-патриотический проект по ссылке https://slavmir.tv, где собрано массу полезной информации. Представленные в рамках портала сведения помогут раскрыть свою суть и скрытый потенциал.
У каждого человека имеются родители. Однако для того чтобы чувствовать себя полноценной личностью этого мало. Индивидуум не может существовать вне пределов группы. Каждый человек должен понимать, что у него есть родной язык и земля, а также история и культура. Если ощущение единства пропадёт, то люди просто не смогут мирно сосуществовать. Именно история делает жизнь отдельного гражданина осознанной. Если человек не будет знать своего прошлого, то он не сможет выстроить «светлое» будущее. Благо на просторах интернета масса порталов, которые поставили своей целью просвятить общественность и донести до людей важные моменты.
Изучать прошлое стоит только ввиду того, что если люди не будут знать ошибок предков, то они не смогут исключить их появления в будущем. Если абстрагироваться от истории, у человека просто не получится верно осмыслить то, что он имеет и оценить это по-настоящему. Очень важно, когда действительно есть с чем сравнить. Многие могут сказать, что постичь дух предков – это не первостепенная задача, что отнюдь не так. Нужно изучать историю, сформировавшиеся устои, традиции и уже на их базе формировать что-то новое. Именно поэтому указанному предмету уделяется столь много внимания, когда речь идёт о школьной программе.
Многие недооценивают опыт прошлых лет, поэтому именно от него нужно отталкиваться. В истории можно черпать силу и вдохновение. Для человека свойственно искать причинно-следственные связи или же находить ответы на вопросы. В этом поможет история народа. Славяне должны чтить свои «корни», чтобы укреплять духовность и веру в лучшее. В ином случае скоро от национальной принадлежности и государственности не останется и следа.
Почему важно изучать и знать историю России? (Сочинение на свободную тему)
«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»
История — это важная часть жизни человека. Каждый человек должен знать историю своего государства, но не каждый это понимает, поэтому возникает такой вопрос: «Зачем изучать историю России?». Я думаю, что мы должны изучать и помнить историю России, потому что:
1. Человек должен знать, тех благодаря кому он живет, например: людей, которые защищали его Родину.
2. Каждый должен помнить важнейшие даты истории нашей страны, например: Великая Отечественная Война 1941-1945 гг.
3. Мы должны сохранять культурное наследие страны, передавать его из поколения в поколение.
4. Благодаря изучению истории России, мы можем узнать то, как жили наши предки, какие традиции и обычаи были раньше, следовательно, человек увеличивает свой кругозор.
Первый полет человека в космос, Великая отечественная война, Северная война, Бородинская битва, Ледовое побоище — всё это когда-то происходило в нашем государстве, будь это победы или поражения, мы все равно должны знать историю своей Родины.
Что бы знать историю своей страны, необходимо читать литературные произведения. Возникает вопрос: «Зачем?». Потому что, история связана с литературой. А чем же? Многие литературные произведения посвящены историческим событиям, например: А. С. Пушкин «Полтава». Через такие произведения, мы можем узнать об обычаях, традициях, о великих датах и т. д. А ещё существует летопись. Как известно, летопись — исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.
Благодаря летописи, мы так же много узнаем о своей стране.
Но только ли с литературой связана история? Нет, к примеру, с географией. Важнейшие географические открытия, путешествия, великие мореплаватели и первооткрыватели — всё это часть истории!
Сделаем вывод из выше сказанного: что бы знать историю своей страны, нужно изучать и другие области науки.
История преподает нам уроки. Например, мы знаем, что войны, революции, государственные перевороты, приводят к разрухе в стране, они уносят с собой жизни людей. Поэтому мы будем стараться жить мирно и предотвратить это в будущем, что бы те, кто будут после нас, жили счастливо.
Благодаря истории, мы можем узнать праздники, обычаи, которые проводились раньше, и причины их возникновения. Тем самым мы сохраняем историю нашей страны, передаем эти праздники и обычаи из поколения в поколение.
История воспитывает чувство патриотизма в человеке. Патриот — это человек, преданный своему народу, любящий своё Отечество, готовый на жертвы и на совершение подвигов во имя интересов своей родины.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Право на прошлое. Почему нам нужно знать подлинную историю своей страны
В последнее время, во многом с подачи В. Р. Мединского, в отечественном экспертном сообществе актуализировались дискуссии по поводу того, как нужно преподавать историю в наших школах. Тема, на мой взгляд, крайне важная и актуальная. И заслуживает того, что её обсуждение происходило не только в научной и педагогической среде, но и в более широких кругах.
В последние годы, особенно после Крымских событий, представителями власти, различными политическими и общественными деятелями очень много говорится о необходимости патриотического воспитания подрастающего поколения. О том, как важно, чтобы оно знало историю своей страны, помнило и чтило деяния наших выдающихся предков, впитывало огромный культурный, духовно-нравственный опыт, накопленный предыдущими поколениями. Всё это правильные слова. В идеале так и должно быть. Вопрос в другом: насколько мы все знаем реальную историю своей страны, какие ценности и мировоззренческие установки ретранслируем, и чему собираемся учить своих детей, чтобы каждый из них стал настоящим гражданином и патриотом своего Отечества.
Вопрос на самом деле далеко не праздный. И если заняться им всерьёз, то выяснится, что уровень и глубина исторических знаний наших сограждан оставляет желать лучшего. И это большая проблема. Но не единственная. Есть ещё один важный момент.
Расхожая фраза: Россия — страна с непредсказуемым прошлым. Так сложилось, что с каждым новым правителем, с каждой сменой режима (а подчас и в рамках одного режима) у нас происходит резкий поворот в оценке недавних и более отдалённых событий. Подчас имеет место радикальная смена трактовок и подходов к оценке тех или иных событий прошлого, причём это не является следствием каких-то научных изысканий. Нет, это, как правило, сугубо политическая, идеологическая история. После каждой из таких «ревизий» мы как бы начинаем жизнь заново, с чистого листа, словно перед тем ничего и никогда не было. За примерами, думаю, далеко ходить не надо. Один только XX в. дал их в неисчислимом количестве.
Так быть не должно.
И возникает вопрос: как в таких условиях школа может качественно выполнять свою образовательную функцию? В условиях, когда мы продолжаем жить по принципу: «История — это политика, опрокинутая в прошлое». Чего греха таить, есть такая особенность у нашей власти (не только нынешней, а вообще): если она не может улучшить настоящее, то начинает либо обещать «светлое будущее», либо «улучшать» прошлое. Сколько уже было похожих примеров в нашей истории, и всё же мы продолжаем упрямо наступать на эти грабли. Школа при этом оказывается заложницей колебаний «генеральной линии», вынуждена подстраиваться под текущую политическую конъюнктуру, и ничего хорошего из этого не выходит. Тут многое зависит как от конкретного учителя, так и от самих учеников. Мне в этом плане повезло. И учитель попался замечательный, учивший думать, с которым можно было поговорить и во внеурочное время. И я сам был довольно вдумчивым учеником, стремившимся докопаться до сути вещей. Таких, конечно, не большинство, но они есть. Это радует. Но в целом картина, конечно, не самая хорошая. По факту мы имеем ситуацию, когда в рамках одной семьи представители разных поколений воспитаны на разных исторических трактовках и концепциях, т. е. у нас нет общественного консенсуса даже по ключевым событиям нашей истории. Не думаю, что надо лишний раз объяснять, почему это плохо. Да и наличие целого ряда фактически табуированных тем вроде блокады Ленинграда тоже в этом плане не самое лучшее подспорье.
Здесь, на мой взгляд, заключается одна из самых больших проблем. История, вообще говоря, призвана давать реальные факты и их взвешенные трактовки, создавать у людей, живущих на определённой территории, некую целостную картину своего прошлого, формировать у них общую историческую память, общий ценностный базис, а не служить идеологическим инструментом. Но мы как всегда идём особым путём.
Задача государственного исторического образования заключается в том, чтобы все граждане имели полное и объективное представление об истории своей страны. Что называется, ab ovo ad mala. Или «От Рюрика до Путина». Государство не должно манипулировать исторической памятью общества, навязывать ему свои трактовки и оценки минувших событий. Оно лишь призвано, если угодно, задать общую канву, выделить реперные, ключевые точки (в нашем случае это, допустим, крещение Руси, феодальная раздробленность, татаро-монгольское иго, Смутное время, революция 1917 г., Великая Отечественная война и т. д.), а также создать условия для свободного и всестороннего изучения людьми российской истории. Но у нас, как правило, всё получается несколько иначе.
Самый хрестоматийный, но далеко не единственный пример: «сосредоточив в своих руках необъятную власть», Сталин постепенно уничтожил практически всю старую гвардию большевистских вождей, верных соратников Ленина, объявив их изменниками, врагами, предателями, уклонистами и т. д. Т.е. просто-напросто изменил историю. И народ, обработанный мощнейшими инструментами пропагандистского воздействия, это принял. Созданный Сталиным миф, планомерно и методично вдалбливаемый в массовое сознание, подменил собой реальную историю. Но самое поразительное, что он надолго пережил своего создателя. Многие и сегодня продолжают считать Троцкого, Бухарина, Рыкова, Томского, Пятакова, Сокольникова, Крестинского, Зиновьева, Каменева, Рудзутака и других врагами народа и изменниками делу социализма, несмотря на то, что правда вскрылась ещё в конце 80-х гг.
По сути, при оценке практически всех значимых событий и персонажей нашей истории мы пользуемся лишь прочно устоявшимися мифами: будь то Крещение Руси, Куликовская битва, Смута начала XVII в., Февральская и Октябрьская революции, Иван Грозный, Пётр I, Сталин и т. д. Понятно, что мы мало знаем о реальном Иване Грозном, но и о реальном Сталине мы знаем меньше, чем нам кажется. Я, к слову, далёк от того, чтобы мазать «отца народов» исключительно чёрной краской. Но и его апологетом, подобно Николаю Старикову, быть тоже не собираюсь. Пресловутый «Архипелаг ГУЛАГ» ведь не вычеркнешь из памяти и истории¸ и его невозможно нивелировать никакими мнимыми и реальными достижениями той эпохи.
Или взять того же Ивана Грозного. Да, он тиран и деспот, на чём сходятся практически все серьёзные историки разных эпох, кроме, разве что, Д. И. Иловайского. И недаром, кстати, он — едва ли не единственный из российских правителей — не удостоился чести присутствовать на памятнике «Тысячелетие России». Но ведь он стал таким далеко не сразу, а после смерти любимой первой жены Анастасии Романовны, которая, не исключено, была отравлена. И это тоже нужно понимать и учитывать.
Даже о событиях совсем недавнего прошлого мы зачастую судим по стереотипам и пропагандистским клише, ставшим частью общественного дискурса. Например, о горбачёвской перестройке. Многие из ныне живущих людей застали то время, оценка которого в массовом сознании за последние годы сильно менялась. Это хорошо видно по социологическим опросам. Нынешняя власть в общем и целом перестройку не жалует, и общественное мнение в массе своей следует за «генеральной линией». А вот брежневский застой, прямо или косвенно одобряемый с высоких трибун, сегодня вызывает у граждан в основном положительные эмоции. Хотя те, кто жили в те годы, тогда, наверное, оценивали происходящее иначе. Особенно когда им приходилось ездить в столицу на знаменитых «колбасных электричках». В результате многие сегодня считают перестройку причиной всех обрушившихся на страну бед, хотя, например, на мой взгляд, она была лишь запоздалой и безнадёжной попыткой предотвратить неизбежный конец советского строя. Мы судим, исходя из своих убеждений и идеологических установок, зачастую не владея достаточным фактологическим материалом. В результате из неверных посылок получаем неверные выводы.
Россия имеет уникальную и чрезвычайно богатую историю, в которой хватает и славных страниц, и поводов для гордости. Были в ней и негативные моменты, но то же самое можно сказать и про европейскую историю. Нам важно осознавать этот факт. Мы не должны умалять своих былых заслуг и достижений, но в то же время нельзя замалчивать то, что достойно порицания и осуждения. И в этом ключе должна быть построена система отечественного исторического просвещения — и в школьных стенах, и за их пределами. Нам же сегодня пытаются навязать иной подход, когда о нашей истории можно говорить только в духе aut bene, aut nihil, в духе заветов А. Х. Бенкендорфа. Когда историческое образование рассматривается как инструмент информационной войны, а не механизм просвещения наших детей и поиска объективной истины. Я лично с таким подходом не согласен. Но это лично моё мнение, и я не претендую здесь на истину в последней инстанции. Кто-то, возможно, считает иначе.
Я убеждён, что нам всем, всему нашему обществу необходимо знание нашей подлинной, а не бутафорской истории. У нас есть право на это знание. Без него мы никогда не станем по-настоящему единой нацией, не сформируем общую и понятную ценностную платформу, которую будем передавать своим детям и внукам. Иначе никакого светлого будущего не будет. Ни у страны в целом, ни у каждого из нас в отдельности.