Для чего читать классику
Зачем нужно читать классику
Что еще можно почерпнуть в монументальных произведениях, кроме традиционных нравственных идеалов
Научиться поддерживать диалог любого уровня сложности, начать лучше разбираться в людях, постичь искусство преодоления препятствий, возникающих на жизненном пути, и просто получать удовольствие от вечеров наедине с самим собой — всему этому нас способны научить не только бизнес-коучи и психотерапевты, но и классическая литература. И порой даже в большей степени, чем перечисленные профессионалы своего дела!
Лучше понимать людей
Чтение классики не только способствует духовному развитию, но и знакомит вас с азами психологии. Задумайтесь: прочитав монументальные произведения Гончарова, Тургенева, Кафки, Уайлда, вы начнете понимать причины и следствия того или иного поведения, узнаете поближе человеческие характеры и постигнете непростую науку взаимодействия с окружающим миром.
Великие писатели предлагают читателю практически универсальные типы личностей: Дон Жуан, Тартюф, Макбет, Печорин и многие-многие другие, которые наверняка попадаются каждому из нас в жизни. Ведь если задуматься, несмотря на кажущуюся уникальность, человеку в большинстве случаев свойственно действовать по сложившемуся сотни лет назад шаблону. Читая классику, вам удастся не только с легкостью разгадывать поведенческие мотивы собеседников, но и подбирать к каждому характеру свой «ключик». Хотите стать мастером переговоров? Обратитесь за помощью к великим писателям.
Развивать культуру речи
Ни для кого не секрет, что чтение любой качественной литературы, будь то современная проза или классика из школьной программы, помогает развить в себе креативные способности, улучшить мыслительный процесс и пополнить словарный запас (подробнее об этом мы писали здесь). А еще классические произведения способны разнообразить вашу речь. Новые обороты и несправедливо забытые слова родного языка помогут вам яснее и грамотнее выражать собственные мысли.
Эффективно решать насущные проблемы
Многие люди ошибочно полагают, что классические произведения безнадежно устарели: времена и нравы изменились, а советы, данные несколько веков назад, потеряли свою актуальность. Мы готовы с этим поспорить! Главное достоинство качественной литературы как раз и заключается в том, что истины, некогда озвученные великими писателями, вечны, они не зависят от текущего столетия. Даже специалисты в области психотерапии настоятельно рекомендуют обращаться к классическим романам в поисках ответов на насущные вопросы, ведь размеренное чтение хороших книг способно не только вернуть утраченную гармонию, но и помочь взглянуть на ситуацию со стороны и даже найти из нее выход.
Согласитесь, что проблемы каждого современного человека, за редким исключением, типичны, а значит, и набор их решений довольно ограничен. Сюжеты «Анны Карениной», «Евгения Онегина» или шекспировского «Короля Лира» по-прежнему присутствуют в нашей жизни, достаточно лишь переодеть главных героев в современные наряды. И хорошо изучив великие произведения, вы сможете с легкостью выходить из самых непростых ситуаций.
Получать удовольствие
Способность воспринимать классическую литературу как источник вдохновения, а не школьный урок, как правило, возникает в зрелом возрасте. После тридцати (а иногда и позже) появляется любовь не только к лихо закрученному сюжету, но и к философии, которая для школьника подчас оказывается недоступной. Читая произведения Шекспира, Гёте, Диккенса, вы откроете для себя принципиально новые горизонты. Они позволят вам отвлечься от быта, духовно развиться и познакомиться с лучшими образцами писательского искусства.
Классика поможет вам расслабиться после напряженного рабочего дня, пересмотреть свои взгляды на насущные проблемы и, вполне вероятно, начать воспринимать жизнь иначе.
Зачем школьникам читать классическую литературу
В классической литературе встречается много слов, которые современный ребёнок не понимает. Например, что такое кибитка или бричка? Но это не повод не читать произведения из школьной программы. Наш блогер Мария Терленева объясняет, зачем детям (даже в пять лет) читать классику и разбираться в устаревших словах.
Существует мнение, что в школе изучать классическую литературу необязательно. Мол, помилуйте, как ребёнку разобраться во всех этих бричках, кибитках и метаниях лишнего человека. Не до того. Детский разум не созрел для таких исканий.
Немного личного опыта
Мне кажется, это от лукавого. В своё время, когда бабушка предлагала мне учить сильно ею почитаемого Пушкина, я особо не брыкалась, но и не понимала: зачем? Наверное, в том была ошибка — не объяснить ребёнку, для чего он что-то делает. Я ведь тоже не понимала, что это за облучок, на котором сидит ямщик, и смутно осознавала, что салазки — это санки. Пять лет — странный возраст, когда всё интересно, но не всё понятно.
Так вот. Несмотря на все эти сложные кибитки, салазки, ноне и прочие странные слова, я стихи Пушкина учила и даже в определённой степени восхищалась музыкальностью. Его сказки знала чуть не наизусть, хотя там старинных слов тоже порядком.
Потом пришла пора читать Лермонтова, Тургенева, Достоевского, а ещё учить историю. И — о ужас! — там было множество всяческих непонятных слов, некоторые из которых для меня и по сей день — тёмный лес. Но было интересно, захватывающе, полезно.
Почему классика не утратила актуальности?
На мой взгляд, учить литературу, причём параллельно с историей, очень важно. Так маленький человек обретает связь со своими корнями и чувствует собственную идентичность. Понимает — актуально для подростков — как бы он ни был одинок, он не один, такие люди уже были и уже сталкивались с подобными проблемами, а значит — проблемы решаемы.
Интерес к русской литературе должен быть ещё и потому, что герои там — отражение общества. А общество наше не слишком меняется, если брать в расчёт, что история двигается по спирали. Человек проходит те же этапы, что и раньше — детство, отрочество, юность, взросление, старость. И про всё это уже сказано. Уже написано.
Углубиться в трансцендентальный, психологический анализ поэтики Достоевского или изучить влияние алкоголя на знаменитых русских литераторов можно много позже, но ведь не только для подобных исследований писались великие книги. Подозреваю, что немногие авторы лелеяли надежду, что их произведения будут изучать в школе.
Что такое литература?
Литература как бы поясняет жизнь. Это своего рода инструкция по применению, которую писали люди, много думающие, анализирующие и тонко чувствующие. Литераторы — как лакмусовая бумажка своей эпохи. В 1910-20-х в России наступило смутное время, и мы не видим ни одного полностью психически здорового литератора. Они отражают действительность, окружающий распад, показывают своим творчеством то, что происходило, краше, чем любой учебник истории.
Литература, как и любое искусство, порой потрясает, порой вызывает недоумение. Но у человека она должна также вызывать желание разобраться, что происходило, почему так, как быть дальше.
Даже если мы отойдём назад и погрузимся в золотой век русской литературы (XIX), это много нам даст для понимания и современного общества в том числе. Те же самые идеи, выставленные в новом свете, господствуют и сейчас. Изменилась окружающая обстановка, но человек со своими нравственными метаниями, внутренними терзаниями и попытками познать себя, остаётся тем же самым. Тут литература, как хороший психолог, помогает найти корни, увидеть закономерности и понять, что есть «луч света в тёмном царстве», выбрать ориентиры и действовать согласно нормам морали и этики, понимая, что за попытку пойти не по тому пути придётся в итоге расплачиваться.
В чём же практическая польза классической литературы?
Классика даёт нам то, что не дадут ни комиксы, ни современные книжки:
Вот почему стоит читать литературу, изучать литературу, пробираться сквозь неясные места и даже сверяться со словарями. В конце концов, что такое непонятные слова перед попыткой понять себя? Лишь мелкие мошки, которые порой назойливо гудят и лезут в лицо, но не способны прервать путешествие.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Зачем детям читать классику и как их заинтересовать
На классику так много отсылок в мультфильмах и кино, что современные дети узнают о классических сюжетах гораздо раньше, чем читают оригинальные истории. Чтобы ваш ребенок не открыл «Ромео и Джульетту» лет в 14–15 со словами: «О, да это же история тех садовых гномов» (из мультика «Гномео и Джульетта»), покажите ребёнку книги, которые сформировали мировую культуру. Мы попробовали разобраться, как это делать и зачем вообще знакомить детей с классикой.
Классика создает общий культурный фон
При переезде за границу самой большой проблемой в общении с иностранцами часто становится не другой менталитет, а разный культурный бэкграунд. Мы проходим в школе русских писателей и историю России, испанец, например, об этом ничего не слышал. А при упоминании шуток из советских фильмов и вовсе крутит у виска. Накопленный багаж знаний и впечатлений оказывает не востребован. А между тем именно он во многом определяет способ мышления.
Чтобы говорить с детьми на одном языке, важно познакомить их с литературой, фильмами, местами, которые важны для его родителей. Может прозвучать эгоистично, но подросший ребенок никогда не пожалеет о том, что вы открыли для него мир, в котором выросли сами.
Книги знакомят с историей разных стран
Классика позволяет детям видеть и чувствовать прошлое, а не просто знать факты из учебника; улавливать различия между практичной современной жизнью и уже непонятным нам выбором тех же Ромео и Джульетты. Почему они не могли просто съехать от родителей и жить счастливо? Что означало в то время пойти против воли семьи? Или, например, «Вокруг света за 80 дней»: на чём Филеас Фогг объехал земной шар? На чём он мог бы путешествовать сегодня и сколько бы на это потребовалось времени? Конечно, художественная литература не может заменить уроки истории, но точно поможет заинтересовать ребенка.
Классика формирует вкус и развивает кругозор
Никогда ещё у писателей не было так много возможностей, как сегодня. Книг выходит гораздо больше, чем когда-либо. Кто из писателей, наших современников, станет классиком, пока неизвестно.
«Очевидно одно: чтобы разбираться в современной литературе, необходимо иметь вкус, то есть прочитать всё лучшее, что было до, и уже тогда делать выводы».
Красивая речь, эрудиция, умение высказать мысль и обосновать её — всё это выдает человека начитанного. Чтение классики расширяет активный и пассивный словарь ребенка, повышает грамотность его речи. Иногда приходится уточнять значение некоторых слов, устаревших или просто незнакомых, гуглить, как сегодня называется страна, в которой происходит действие книги — просторы для обучения огромны.
Книги учат работать с текстом
Если сравнить классическую и современную литературу, то детям проще понять последнюю, поэтому и читать её нравится больше. Классические тексты приходится анализировать, расшифровывать, искать скрытый смысл, делать иногда непростые выводы. А это вырабатывает привычку ориентироваться в сложной информации, держать в голове много разных данных и сопоставлять их. Именно эти навыки впоследствии пригодятся ребёнку в школе, университете и в профессии, какую бы специальность он не выбрал.
Классическая литература заставляет ребенка думать, размышлять, задавать вопросы, искать ответы. Например: почему Филеас Фогг из книги «Вокруг света за 80 дней» решил, что сможет совершить кругосветное путешествие именно за 80 дней? Что помогало ему выкручиваться из сложных ситуаций и достичь цели? Как Фогг изменился за время путешествия?
Книги для первого знакомства с классикой для детей от 6 лет
Каждая книга — это гид, который познакомит ребенка не только с автором, героями, сюжетом, но и поможет понять скрытый смысл истории, научит анализировать текст. После прочтения книги ребёнок сможет пройти тест, чтобы проверить внимательность и память. Это самое настоящее интерактивное чтение. По такому принципу можно изучать с ребёнком любое классическое произведение.
Рекомендуем книги:
Книги, которые подготовят ребёнка ко взрослой жизни
«Большая белая собака» и три серии о жизни и творчестве
Что почитать, чтобы лучше понимать детей
8 книг для увлеченных родителей
2021, ООО «Альпина Диджитал»
Все права защищены
«Зачем читать и перечитывать русскую классику?»
Вопрос о том, зачем читать (а главное, перечитывать) русскую классику, кажется самоочевидным только учительницам. Все остальные не читают. И напрасно. Литература – это еще и вполне практическая польза.
Это небольшое выступление я готовил для студентов, которым уже в сентябре буду читать лекции по русской литературе XIX–XX веков, но надеюсь, что довольно простые и явные мои тезисы будут полезны не только тем, кому придется сдавать экзамен.
Дело ведь не в экзамене.Русская педагогическая традиция часто избегает объяснений и прячется от вопроса «зачем?», отделываясь невнятными рассуждениями о некоей пользе знаний. Этот путь я считаю ошибочным, и именно поэтому – с открытым забралом – постараюсь честно ответить на вопрос, который не принято задавать.
Вопрос этот звучит так: зачем нам с вами все это? Русская литература – к чему она нам?
Честный ответ вас удивит, но я произнесу эти грустные слова: мы – взрослые люди, и нечего делать вид, что кто-то здесь чего-то не понимает. Вы понимаете, что я здесь – не ради денег, а я понимаю, что вы здесь – не потому, что ваша тяга к знаниям выламывает вас изнутри, как Максима Горького, который так читал все подряд, что в его соцреалистической «Матери» есть целая история религии – от гностиков до Ницше.
Вас всегда учили, что литературу нужно читать, потому что ее нужно читать, потому что над Пушкиным сияет нимб, а Лев Толстой написал «Войну и мир». Это – чушь. Нет никакой априорной, не доказанной, святости, и Пушкина можно не любить. Да, можно не падать ниц. В этом нет ничего страшного.
Литература – это опыт ниспровержения авторитетов, и если вам скажут, что нет никого лучше Ивана Тургенева, цитируйте «Бесов» Достоевского – о писателе Кармазинове. Если вдруг вам устроят религиозный культ из Достоевского, открывайте лекции Набокова, который ничуть не стеснялся смеяться над Раскольниковым и Сонечкой над свечой.
Не верьте никому на слово: добрую половину русских классиков читать вообще не стоит (вы точно не обеднеете без Антиоха Кантемира, да и Чернышевский вряд ли кому-то чем-то поможет – лучше уж сразу браться за ленинскую «Искру»), вторую половину читать стоит не затем, что от них сияние исходит. Нет, не исходит.
Нет, вовсе не затем, что это – часть нашей общей культуры. Мертвая, каменная культура никого не объединяет, от нее нет толку. Не тешьте себя иллюзиями: ваш сосед по лестничной площадке не помнит из Пушкина ни строчки, а об Александре Блоке и вовсе ничего не слышал.
Культура в ее истинном смысле – самая действенная механика не объединения, а разъединения, отделения своих от чужих. Кровь, национальность, политические взгляды – все это неважно, а вот понимание того, что в «Анне Карениной» Толстой хотел рассказать не о любви, а о грехопадении (о любви он и вовсе не умел: у него лучшая героиня, Наташа Ростова – «плодовитая самка») – пожалуй, что и важно.
Не верьте, когда вам скажут, что читали Лермонтова, его почти никто после школы не открывал. Но если найдете человека, который заново пережил, переборов предубеждение, «Героя нашего времени», один из самых значимых русских романов за всю историю нашей словесности, держитесь за этого человека. Он – ваш.
Литература, я думаю, дана нам для сегрегации. Причем на разных уровнях. Если кто-то говорит вам, что писатель был «политически» или «идеологически» вреден, знайте, перед вами – недалекий человек, не умеющий читать по-русски и не понимающий в русской культуре ничего. Такой своего рода таджик, пусть и зовут его Ваня.
В таджиках нет ничего плохого, просто они – другие. Человек только пришел к вам из аула, ничего еще не знает, посочувствуйте ему.В школе вам говорили о том, что литература учит умному, доброму, вечному, но это – неправда. Есть, конечно, просветительские тексты, которые устанавливают какие-то идеалы, но они безнадежно скучны: оды Ломоносова и оды правильному обжигу кирпичей на заводе имени С. М. Кирова одинаково бесполезны, потому что спать очень хочется после второго предложения.
Если вам нужно доброе и вечное, не трогайте искусство вообще, а займитесь выпечкой пирогов. Это дело полезное и такое разнообразное, что печь что-нибудь доброе можно вечно.
Нет ничего доброго в «Слепых» Брейгеля, «Страстях по Матфею» Баха или «Днях Турбиных» Булгакова. Нет и не должно быть.
Искусство в целом (и словесность в частности) нужно нам как опыт, которого сами мы никогда не постигнем. В отличие от печения пирогов, мало кому выпадет побывать в лагерях, как Варламу Шаламову, или увидеть изнутри всю тяжесть и прелесть языка, как Андрею Платонову.
Русская классика – национальный, глубоко наш, понятный каждому опыт переживания бездн, те глубины и те высоты, которых достигала русская культура: от гоголевских «Мертвых душ» до мамлеевских «Шатунов» вы можете пройти, как Дант, спуститься до девятого круга и постучать в райские врата.
Вы скажете, что это уж слишком, но это – единственное лекарство от вашей скуки: нет, не той, когда нужно занять полчаса, а той, из-за которой вы превращаете свою жизнь в цепь пошлых и глупых микротрагедий («она не звонит», «сломался ноготь», «меня раздражает эта дура из соседнего отдела», «не получается устроить себе чудо-отпуск»).
Бойтесь не того, что вы начнете сопереживать Юрию Живаго (это, мол, всего лишь литература), а того, что разучитесь видеть за вашим сломанным ногтем (да, это-то не литература, это важно) то, что в вас, несомненно, пока еще есть.
Нет, не убито еще, хотя вы очень старались.
Так зачем же читать книги?
Литературные страдания. Зачем школьнику классика?
Нужна ли классическая литература в школьной программе, какой профит от ее изучения может получить современный подросток? И если это зачем-то нужно, какие доводы нужно привести в пользу чтения классики? Об этом − в колонке журналиста и мамы троих детей Анны Кудрявской-Паниной.
В моей жизни был период, когда я не могла читать книги. Случилось это сразу после окончания университета. Мое литературное воздержание длилось несколько лет. Я с удовольствием читала газеты и журналы, вполне сносно относилась к детским книгам сына и дочери, но совершенно не могла заставить себя прочесть хотя бы строчку серьезной, взрослой литературы. Меня не интересовали ни классики, ни современники. За предыдущие 15 лет я наелась книгами досыта. Я даже думала сосчитать, сколько произведений я прочла за свою школьную и студенческую жизнь, но так и не сделала этого. А число получилось бы о-о-очень внушительным. Иногда я думаю, что среднестатистический человек может за всю жизнь столько не прочитать. Это издержки моего образования − сначала советского школьного, а потом российского высшего филологического. Я жалуюсь? Нет. Хвастаюсь? Наверное, тоже нет. Хотя бы потому, что из этого потока книг очень мало что помню. Даже то, что нравилось и читалось запоем, вымывалось из памяти новым книжным томом. Было ли это иногда мучительным? Да. Думала ли я в школе и университете: господи, да зачем мне все эти «саги о форсайтах»? Да. Жалею ли я спустя годы о затраченном на чтение сотен томов времени и силах? Безусловно, нет.
Моя приятельница, очень начитанная и образованная, пытаясь объяснить дочери-подростку, зачем им, современным молодым людям, читать классические литературные произведения из школьной программы (и вообще зачем они в ней присутствуют), споткнулась на том, что не очень понимает, какие аргументы нужно привести ребенку, который твердит: «Зачем мне это? Как мне это пригодится в жизни?» А это действительно интересно, в чем польза чтения классики даже через «не хочу» и есть ли она вообще.
Я филолог, поэтому первое, что пришло мне в голову, − это развитие языкового интеллекта. И я не только про визуальное закрепление языка. Я про активный и пассивный словарь, про стилистически выверенную речь, про грамотность, про эрудицию, про все, что непременно пригодится во взрослой жизни, чтобы стать успешным профессионалом в любой сфере. И все это в избытке нам предлагает классическая литература − с неизвестными словами, непонятными реалиями, странными, на взгляд современного человека, представлениями о жизни и отношениями. Пропустить это мимо или через себя − зависит только от нас.
Фото: ТАСС/Валерий Матыцин
Одна голова, прокачанная в свое время сотнями книг, − это, конечно, хорошо, а коллективный разум − лучше. Я с интересом читала аргументы других − знакомых и незнакомых мне − взрослых людей под постом своей приятельницы, в котором она этих аргументов и просила.
Не знаю как подростков, а меня они убеждали. Более того, в какой-то момент я поняла, что если бы дала себе время подумать, то почти все из перечисленных другими доводов, скорее всего, пришло бы в голову и мне.
Если говорить о классической русской литературе, то именно она закладывает в нас какие-то общие и очень важные культурные коды, необходимые для понимания русской культуры. «Чтобы он понимал, что такое обломовщина, что скрывается за фразой «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей», что стоит за образом Анны Карениной и старухи-процентщицы − это, мне кажется, важно, чтобы человек не чувствовал себя в культурной среде так, как будто он не владеет родным языком. «Человек, не знающий своей литературы, не может познать все богатство родного языка и культуры своего народа, а значит, не будет носителем культурного кода. Недаром Даль определял национальность человека не по крови, а по языку, на котором человек думает. И язык этот должен быть не примитивен, а обогащен слогом великих писателей».
Классическая русская литература − это энциклопедия человеческих образов и психологических типов, она учит философии и развивает эмпатию «к самым разным людям, историям, судьбам». Мне кажется, это некий этап взросления человека − умение понять многообразие мира, попытка понять другого.
Фото: портал мэра и правительства Москвы
Категоричных подростков убедить всеми этими умными словами, конечно, непросто, а иногда и просто невозможно, но это не значит, что пытаться не стоит. Мою дочь убеждать было и не нужно, а вот ее старшего брата приходилось. Несмотря на обилие книг, прочитанных с ним в раннем детстве, в старших классах он категорически отказывался читать книги из школьной программы. Да бог с ней с программой, я была бы рада увидеть его с любой книгой в руках. Но, увы. Гораздо интереснее было висеть в соцсетях или играть в «доту». О, скольких нервных клеток стоило мне это его увлечение! Знаете, на какую книгу удалось неожиданно уговорить этого молодого игрока? Правильно, на одноименную. «Игрок» Достоевского неожиданно парню понравился, да так, что он даже периодически зачитывал нам оттуда цитаты. Одним словом, мотивировать к чтению классики возможно даже самого несговорчивого ребенка. Главное − правильно подобрать литературу. И подход.
Если ребенок амбициозен и думает о будущем всерьез, можно аргументировать необходимость чтения классики тем, что это поможет и при учебе в вузе, и при овладении профессией, какую бы из них он ни выбрал, потому что это занятие вырабатывает привычку «хорошо ориентироваться в многофигурных и многоплановых сюжетах и удерживать в голове большой объем связей, а это в свою очередь, отбрасывая вопросы рабочей необходимости, для уменьшения вероятности постановки диагноза «старческая деменция» в пожилом возрасте».
Если ваш ребенок начнет ссылаться на «весь цивилизованный мир», напомните ему, что в любой стране каждый интеллигентный человек ассоциирует Россию с великой литературой: «Не красавицами и не «калашниковым», а, извините, Достоевским и Толстым мы в мире ценны. И даже если мы до конца не в силах понять, почему (лично я не могу понять, почему Достоевский?), то надо просто из интереса узнать, что находят такие разные люди в этих книгах. Даже если не понравится, тем более! Сам потом не прочитаешь, а школа − отличный шанс узнать. Ну а некоторых наших классиков так и просто очень интересно читать».
Фото: ТАСС/Валерий Матыцин
Ну и если этого окажется недостаточно, сводите ребенка на «Грозу» под саундтрек группы «Ленинград» в постановке Евгения Марчелли или на крымовского «Онегина». Может быть, такое современное прочтение классики взбодрит вашего старшеклассника?
Я отчасти согласна с тем, что многие обязательные произведения школьникам не по возрасту, не по знаниям и, может быть, даже не по уму. Мне так в свое время были совсем не по уму логарифмы и интегралы. Вопрос: кто мешает вам перечитать это в зрелом возрасте, чтобы осознать всю глубину произведения? И еще вопрос: а многие ли возьмутся за классику в возрасте «кому за. «? Не за одну книгу, не за две. И я не одна так думаю: «Закладывается хоть какая-то база общего развития. Когда дорастешь, захочешь перечитать (возможно), так как переосмыслишь многие вещи. А если не читать в школе, то в 30 уж точно и не будешь думать, что это нужно».
На самом деле меня (и не только меня) удивляют аргументы противников изучения тех или иных предметов или отдельных их частей в школе, будь то тригонометрия или классическая литература, в стиле «А ты хотя бы раз после школы использовал таблицу синусов?» или «А как мне в жизни поможет то, что я буду знать, кто такой Базаров и что с ним случилось?». Точно так же можно спросить, когда последний раз взрослый человек собирал пирамидку и пригодился ему навык надевания колец.
Кто вообще сказал, что все это должно иметь прикладное значение? Идет формирование общей интеллектуальной базы и развитие мышления конкретного человека, в то время пока оно, это мышление, проделывает довольно сложные математические или лингвистические процедуры в школе. И говорить про конкретные практические цели в этом смысле просто нелепо.
И именно поэтому совершенно не важно, что логарифмы и интегралы вам в жизни не пригодились ни разу, да и вообще вы не помните, что это и с чем их едят. Не имеет значения, что вы забыли почти все, о чем читали (или по крайней мере вам так кажется). Все это однозначно имело значение в тот момент, когда вы осваивали это. Все это так или иначе навсегда осталось в вас и сформировало ваш интеллект, который теперь должен постараться и найти аргументы в пользу чтения классики или изучения любой другой науки для интеллекта подрастающего.