Для чего делали мумии в древнем египте
Мумификация | 10 интересных фактов
Мумификация — это процесс, при котором тело мертвого человека или животного может сохраняться в течение длительного времени, не разлагаясь. Данный процесс может произойти естественным путем или может быть сделан намеренно. Процесс мумификации обычно ассоциируется с древним Египтом, хотя есть множество культур по всему миру, которые практиковали его. В Египте этот процесс был важен из-за религиозного убеждения, что душа воссоединяется с телом в загробной жизни. Египтяне разработали сложные методы для сохранения тел, которые были настолько эффективны, что их мумии сохранялись даже через тысячи лет. В этой статье мы прежде всего рассмотрим технику мумификации древних египтян. Мы также узнаем, как мумификация происходит естественным образом и какие другие культуры мумифицировали своих умерших. Вот 10 интересных фактов о процессе мумификации с упором на древний Египет.
Мумификация проводилась с целью помочь телу воссоединиться с душой после смерти
Древние египтяне твердо верили в загробную жизнь. Они думали, что после смерти ба (дух) покинет тело; но только временно. Затем ба периодически будет возвращаться к останкам, и для успешного воссоединения тело должно быть целым. Это воссоединение станет началом путешествия в загробную жизнь, которая будет наполнена многочисленными трудностями. Таким образом, мумификация была необходима для сохранения тела, чтобы оно могло воссоединиться с духом и начать загробную жизнь. Не было никаких ограничений на то, кого можно мумифицировать, но, поскольку процедура была дорогостоящей, она была недоступна многим простым людям. Первоначально древние египтяне хоронили своих мертвецов в засушливой пустыне. Это позволяло горячему сухому песку обезвоживать тела, что приводило к естественному мумификации. Намеренная мумификация стала частью египетской культуры еще в 2800 году до нашей эры и со временем были разработаны сложные методы мумификации.
Первым шагом в мумификации было удаление внутренних органов
Благодаря методам изучения в течение многих десятилетий, современные египтологи теперь имеют точное представление о том, как происходил процесс мумификации в древнем Египте. Первым шагом было удаление всех внутренних органов у умерших по мере их быстрого разложения. Это было чрезвычайно важно для остановки процесса разложения. Во-первых, специальные нанизанные инструменты вставлялись через ноздри в мозг. Оттуда мозг разбивался на мелкие кусочки и извлекался наружу через нос. Это была деликатная операция, во время которой лицо могло быть изуродовано и, следовательно, требовало значительных навыков. Затем делали разрез на животе, обычно с левой стороны. Через него удалялись все органы тела, кроме сердца. Сердце оставалось на месте, так как считалось, что оно является центром мыслей и чувств человека. Таким образом, было неразумно отделять его от тела.
мумификация, удаление органов
Удаленные внутренние органы были либо запечатаны в банках, либо заменены в теле
Отверстия для удаления внутренних органов заполнялись бельем. Удаленные внутренние органы хранились отдельно. Желудок, печень, легкие и кишечник помещали в специальные банки, известные сегодня как банки с канопой. Дизайн банок-купе со временем менялся. У некоторых есть простые крышки; некоторые изображают человеческие головы; на некоторых есть изображения головы Анубиса, бога смерти и бальзамирования; а некоторые изображают четырех сыновей бога Гора, которые являются стражами органов в банках. Банки с канопами подлежали захоронению вместе с мумией. В более поздних египетских династиях внутренние органы не помещались в банки, вместо этого они обрабатывались и заменялись в теле покойного. Тем не менее, канопические банки все еще оставались частью ритуала и подлежали захоронению вместе с мертвыми, хотя и пустыми.
Мумификация требовала высушивания мертвого тела с помощью соли, называемой натрон
После удаления внутренних органов следующим шагом было удаление всей влаги из организма. Это делалось путем покрытия тела натроном, типом соли, которая обладает великолепными свойствами сушки. Дополнительные натронные пакеты также размещали внутри тела. Когда тело полностью высыхало, внутренние пакеты удалялись, а натрон слегка смывался с тела. Этот процесс обычно занимал около 40 дней и приводил к очень высохшей, но узнаваемой человеческой форме. Чтобы мумия выглядела более реалистично, участки тела заполнялись льном и другими материалами. Также добавлялись ложные глаза с целью улучшить внешний вид мумии.
высушивание тела с помощью соли
Процесс завершался обертыванием обезвоженного тела полосками белья
Следующим шагом в процессе мумификации было обертывание. Сотни ярдов белья требовалось, чтобы обернуть мумию. Египетские священники тщательно наматывали на тело длинные полоски белья. Они были настолько дотошными, что иногда даже оборачивали каждый палец руки или ноги по отдельности, прежде чем обернуть всю руку или ногу. На нескольких этапах процесса перед возобновлением обертывания тело покрывали теплой смолой. Между полосками белья священники помещали маленькие амулеты, чтобы защитить мертвых от зла. Кроме того, на некоторых льняных полосах белья были написаны молитвы и волшебные слова для достижения той же цели. Маска лица человека часто помещалась между слоями головных повязок. Это делалось, чтобы идентифицировать человека в загробной жизни. Весь процесс мумификации, от удаления внутренних органов до полного обертывания тела, занимал около 70 дней.
обертывание полосками белья при мумификации
Древние египтяне также применяли свою технику мумификации на животных
После того, как мумия была подготовлена, священник проводил церемонию открытия рта, чтобы мумия могла дышать и говорить в загробной жизни. Чтение молитв и сжигание благовоний, а так же проведения еще большего количества ритуалов помогало подготовить тело к его последующему путешествию. Затем мумия запечатывалась в ее могиле вместе с мирскими благами, которые, как считалось, помогали ей в загробной жизни. Большинство гробниц были заполнены повседневными предметами, такими как посуда, украшения, еда и напитки. Любимые питомцы часто мумифицировались и помещались вместе со своими хозяевами. В гробницах мумий были обнаружены все виды животных, от мумифицированных мышей до пятиметрового крокодила. Более миллиона мумий животных были найдены в Египте. Многие из них являются кошками, так как эти животные считались священными в египетской религии.
Первый шаг мумификации имеет важное значение для предотвращения разложения
Египетский процесс мумификации был настолько эффективным, что даже через 5000 лет мы все еще можем понять, как выглядел человек, изучая его/ее мумию. С другой стороны, не мумифицированному телу требуется несколько часов после смерти, чтобы начался процесс разложения, и требуется несколько месяцев, чтобы плоть полностью распалась, оставив только остаточный скелет. Первая стадия разложения после смерти известна как автолиз. Также известный как самовосстановление, автолиз — это процесс разрушения клетки под действием ее собственных ферментов. Этот процесс начинается сразу после смерти, и внутренние органы, такие как кишечник, очень быстро автолизуются, так как они содержат пищеварительные ферменты, которые способствуют пищеварению. Первый шаг мумификации по удалению внутренних органов, таким образом, необходим для прекращения разложения.
Эффективность мумификации заключается в том, что бактерии не размножаются
Вторая стадия разложения называется гниением. В нем бактерии расщепляют оставшееся органическое вещество. Бактерии паразитируют и процветают во влажных условиях разлагающейся плоти. Тем не менее, бактериям требуются вода или влага, чтобы жить и функционировать. При отсутствии влаги бактерии не размножаются. Технология мумификации напоминает сушку продуктов для сохранения их в течение более длительного времени. Таким образом, цель мумификации состоит в том, чтобы вытеснить всю влагу из мертвого тела как изнутри, так и снаружи. Процесс осуществлялся с помощью натрона, как упоминалось выше. Затем тело оборачивали в несколько слоёв белья, чтобы поглотить остаточную влагу. Смола, липкое органическое вещество помещалось между слоями, чтобы они плотно упаковывались, предотвращая попадание влажного воздуха в мумию. Для большей герметичности смолу также наносили на гроб, чтобы запечатать его. Все это обеспечило эффективность процесса мумификации.
мумия Древнего Египта
Непреднамеренная мумификация может быть вызвана естественными условиями
Процесс мумификации также может происходить естественным путем. Это обычно происходит в условиях сильного холода, например, в ледниках; или в чрезвычайно засушливых условиях, как те, что встречаются в пустынях; или анаэробные условия, в которых не хватает кислорода, такие как те, которые встречаются в болотах. Разложение не происходит в этих условиях, потому что они не подходят для процветания бактерий. Естественная мумификация также может происходить из-за случайного воздействия химических веществ, которые высушивают тело и предотвращают образование бактерий. Природные мумии были найдены во всем мире. Среди самых известных природных мумий — Отзи, так же известный как Снежный человек. Он был найден в 1991 году двумя немецкими туристами в горной цепи Отцтальских Альп на севере Италии. Мумия очень хорошо сохранилась, несмотря на то, что этот человек жил около 5000 лет назад, между 3400 и 3100 до н.э. Отзи — самая древняя известная природная человеческая мумия, найденная в Европе.
ледяная мумия Отзи
Первая известная техника мумификации была разработана Чинчорро
Процесс мумификации настолько тесно связан с древнеегипетской культурой, что слово мумия стало синонимом Древнего Египта. Тем не менее, процесс мумификации проводился на каждом континенте на планете различными культурами. Древнейшие известные мумии мира были созданы маленькими рыбацкими общинами, известными как Чинчорро. Обитая в тихоокеанском прибрежном районе современного северного Чили и южного Перу, Чинчорро использовали другую технику мумификации. Они удаляли плоть мертвых тел; высушили кости горячим пеплом; повторно наносили кожу и дополняли, при необходимости, кожей морского льва или пеликана. Мумификация осуществлялась несколькими другими культурами, включая инков и ацтеков из доколумбовой Америки; народ маори Новой Зеландии; гуанчи, населявших Канарские острова в современной Испании; и народ Ибалои на севере Филиппин.
Мумия! Зачем и как на протяжении истории люди мумифицируют людей
Многих из нас занимают такие явления, которые сочетают в себе привлекательное и отталкивающее. Взять, к примеру, мумию: она притягивает своей таинственностью, но в то же время напоминает нам о смерти. Мумия — это и человек, и карикатура на него, она страшна и комична, а потому неотразима. Еще Геродот писал, что персидский царь Камбис, покорив Египет, повелел поскорее открыть для себя древние гробницы, чтобы рассмотреть уцелевшие останки фараонов и вельмож.
История искусственного сохранения тел уходит в глубокую древность. Семь тысяч лет назад на берегу Тихого океана, куда выходит южноамериканская пустыня Атакама, жили оседлые рыболовы. Ученые называют их «чинчорро» по месту первой находки на пляже Чинчорро возле чилийского города Арики. Скромные рыболовы разработали сложнейшую технику для сохранения тел своих покойников.
Процесс состоял из 13 этапов, включавших в себя отрезание и пришивание конечностей и кожи, набивание тела сухими травами и пеплом, сооружение маски и парика.
Собственно, о чинчорро почти ничего больше и не известно: от них остался скромный хозяйственный инвентарь и несколько десятков ни на что не похожих мумий.
В других уголках земного шара человеческие тела высыхали без всякого специального участия. Еще в начале XX века на западе Китая в Таримской впадине, крайне засушливом регионе, исследователи обнаружили могильники с телами, погребенными между XVIII веком до н. э. и II веком н. э. Их сохранность оказалась феноменальной: уцелела и плоть, и одежда. Людей, погребенных в таримских некрополях, никто специально не готовил к загробной жизни (в отличие от чинчорро), но природные условия в этом регионе таковы, что мумии получаются сами собой.
И все же когда мы говорим о мумиях, то чаще всего имеем в виду египетские. Геродот произвел неизгладимое впечатление на своих современников сообщениями о погребальных обычаях египтян. Строго говоря, отец истории описал процесс бальзамирования, то есть подготовки останков к захоронению, причем выделил три разных способа: для очень богатых людей, для зажиточных и для бедняков.
Разница состояла в том, извлекаются ли внутренности у покойника, и в веществах, которые заливали в полости тела: если для богачей использовалась смесь благовоний, то для крестьян — редечный сок.
При этом бальзамировщики укладывали всех, независимо от уровня достатка, в натровый щелок на 70 дней, а потом возвращали родным — кого обернутым в ткань, а кого просто так. (Эти и другие увлекательные подробности можно прочитать во второй книге «Истории», главки 85–90.)
Геродотовы сведения о бальзамировании наравне с более поздними сообщениями путешественников, видевших мумии в Египте своими глазами, не были забыты в Европе. К ним — в узких кругах, конечно, — относились со вниманием и почтением, но в силу разных причин методику пришлось модифицировать. И цели у исследователей, живших в поздних Средних веках и в эпоху Ренессанса, были иными: их интересовало устройство тела и его физиология — словом, наука. В числе тех, кто экспериментировал с бальзамированием, был, например, Леонардо да Винчи, разработавший собственный рецепт сохранения трупов, в который среди прочего входили скипидар, канифоль, камфора, киноварь и лаванда.
Настоящие успехи в бальзамировании все же были достигнуты в XVII веке, причем в основном в Голландии. Удачливый экспериментатор Фредерик Рюйш изобрел оригинальный рецепт liquor balsamicum, бальзамировочной жидкости, позволивший ему не только хранить, но и экспонировать большую коллекцию анатомических курьезов. Значительное число своих «натуралий» Рюйш продал Петру I, и они стали частью собрания петербургской Кунсткамеры.
К началу XVIII века благодаря скорее химикам, нежели анатомам, бальзамирование в Европе поднялось на новые высоты, и его стали применять не только в научных, но и в ритуальных целях: например, для долгих церемоний прощания с умершими монархами, а к середине следующего столетия — уже и для подготовки к похоронам всех желающих. Но бальзамирование и мумифицирование — это все же разные процессы, и наибольшие успехи в мумификации были достигнуты вновь анатомом, а не химиком. Сицилиец по имени Джузеппе Транкина разработал оригинальный метод сохранения трупов, не требовавший извлечения внутренностей.
Палермский анатом закачивал в сонную артерию растворы соединений мышьяка и киновари. Через семь месяцев в его распоряжении была готовая мумия.
Способ Транкины был опробован Раймондо Барсанти в Ливорно на трупе заключенного городской тюрьмы по имени Гаэтано Арриги, и опыт завершился успешно. Мумия до 2005 года использовалась на лекциях по анатомии в стенах ливорнского госпиталя, а сейчас она — экспонат анатомического музея в Пизе.
Рецепт Джузеппе Транкины заинтересовал еще одного жителя Палермо — химика и бальзамировщика Альфредо Салафию. Но Салафия улучшил технику своего предшественника, и, хотя секрет его состава долго оставался неизвестен, широкой публике хорошо знаком результат экспериментов — мумия маленькой девочки по имени Розалия Ломбардо. Она умерла от воспаления легких в 1920 году, и безутешный отец обратился к Салафии с просьбой сохранить ее тело.
«Самая красивая мумия» и по сей день находится в катакомбах капуцинов в Палермо.
Это место замечательно тем, что тела умерших неплохо сохраняются там сами из-за удачного сочетания сухости и температуры. Но еще в XVII веке монахи-капуцины разработали собственную методику подготовки тел, и в результате в катакомбах можно своими глазами видеть сто- и двухсотлетние останки палермских дворян, клира и видных горожан.
Новые и новейшие методы мумифицирования — это, конечно, хорошо, но изучение старых тоже никто не отменял. Британский химик Стивен Бакли, изучавший в начале 2000-х останки представителей египетской XVIII династии (то есть Тутанхамона и его родственников), обнаружил на рентгеновских снимках нескольких мумий необычные отложения солей в виде снежинок. Бакли предположил, что это — результат бальзамирования в ванне с соляным раствором определенного состава и концентрации. Он провел несколько десятков успешных экспериментов с тушами свиней, добившись роста кристаллических «снежинок» внутри тканей.
В 2009 году группа исследователей дала объявление в британских газетах. Желающим предлагали завещать свои тела науке, чтобы ученые мумифицировали их по древнеегипетскому методу, восстановленному Стивеном Бакли. Желающий нашелся ровно один: его звали Алан Биллис, он работал таксистом в городке Торки в графстве Девон, и у него был рак легких.
Биллис умер в январе 2011 года, и его бренное тело преодолело все стадии подготовки к загробной жизни, которые проходили три с половиной тысячи лет почившие египетские фараоны.
Процесс был снят на камеру, впоследствии вышел документальный фильм под названием «Мумификация Алана: последняя тайна Египта». Картину показали на канале Channel 4, а мумия находится теперь в медицинском музее Королевского колледжа Лондона.
История Алана Биллиса — это уникальный эксперимент, выполненный ради науки.
В США, в Юте, есть организация, которая предлагает коммерческую мумификацию в древнеегипетском стиле всем желающим достичь некоего возвышенного духовного состояния.
Организация называется Summum (от лат. summum bonum — «высшее благо»). Это современная эзотерическая группа, заимствующая принципы у древних гностиков и новых герменевтиков, вроде авторов «Кибалиона». В Summum используют современные технологии, включая полимеризацию, и не скрывают стоимость процесса — 67 000 долларов. Мумифицировать можно и любимое домашнее животное, если что. Сколько человек уже воспользовалось этими услугами, неизвестно.
Напоследок нельзя не вспомнить о самомумификации. Ее практиковали японские монахи-аскеты в XI–XIX веках. Их целью было умерщвление не только духа, но и плоти: монахи отказывались от злаков, бобов и мяса, переходили на орехи, коренья, листья, хвойные иголки и древесную кору. Постепенно они прекращали есть и то немногое, что позволялось обетами, и в конце концов умирали от истощения.
Благодаря специфической диете с большим количеством дубильных веществ, а также напитку из ядовитого сока лакового дерева тела монахов не только усыхали, но и мумифицировались изнутри.
Найдены 24 такие мумии, некоторые из них до сих пор показывают в монастырях. И все же не пытайтесь повторить это дома.
Зачем мумиям мейкап, о чём может рассказать их положение рук и другие малоизвестные факты о древних египетских захоронениях
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Цена мумификации
Согласно трудам греческого путешественника, датируемых 60-57 годами до н.э., самая дорогая мумификация стоила один талант (около 30 килограммов) серебра. Это было во время Птолемеевского периода египетской истории, когда в правящей династии наблюдался некоторый конфликт, который мог привести к инфляции. Если перевести на современные цены, стоимость материалов для мумификации (включая льняную ткань, карбонат декагидрата натрия (натрон), смолу и ладан) составляет около 3600 долларов.
Однако мумификация сегодня стоит около 70 000 долларов, и действительно есть различные предприятия, которые мумифицируют тела людей, а также домашних животных. Мумификация животных может стоить от 7 000 до более чем 100 000 долларов.
2. Медицинские мумии
Мумии использовались как. лекарство примерно с 400 г. н. э. и вплоть до XIX века. Эта концепция была основана на использовании природного битума, с помощью которого, как считали европейцы, египтяне производили мумификацию. Естественно, это было совершенно бесполезно в качестве лекарства, поскольку древние египтяне использовали смолу, которая имитировала битум, но не имела пользы для здоровья.
Что интересно, эту смолу, вероятно, было лучше употреблять, чем битум, который, как было недавно установлено, является канцерогенным. В средние века богатые люди покупали мумии для использования их в качестве медикаментов, и вера в то, что мумии обладают целебным эффектом, продолжалась до 1800-х годов. Когда мумии были невозможно приобрести, вместо них использовались обезвоженные тела преступников. Человеческие останки измельчали и смешивали с медом для создания сладкого лекарственного сиропа. В некоторых случаях людей даже мумифицировали в меде (этот процесс известен как меллификация) специально для того, чтобы потом превратить их в лекарство, которое якобы было способно вылечить любую болезнь.
3. Мумии животных
Египтяне зачастую мумифицировали своих животных. Более того, они иногда выращивали их и убивали специально для мумификации. Эти мумии обычно предназначались для религиозных ритуалов, поскольку египетские боги были связаны с животными, а некоторых животных иногда считали воплощениями богов. Например, богиня Баст была очень тесно связана с кошками.
Несмотря на огромное количество животных мумий, сделанных в Древнем Египте, процесс мумификации животных был не сопоставим с мумификацией людей, которая была невероятно сложной и отнимающей много времени. Большинство мумий животных приобретали люди, совершающие паломничество в храмы определенных богов или богинь. За определенную плату священники хоронили этих животных на кладбищах храмов в качестве дани уважения богу или богине. Чаще всего встречались мумии кошек, бабуинов, рыб, крокодилов и быков.
4. Мумификация как гарантия счастливой загробной жизни
Мумификация была, возможно, самым важным аспектом древнегипетских религиозных практик. Древние египтяне считали, что мумификация необходима для получения доступа к загробной жизни. Они полагали, что после того, как кто-то умирал и был надлежащим образом мумифицирован, он использовал свое физическое тело в загробной жизни. Часть этого путешествия происходила с разрешения Осириса (бога загробной жизни) и 42 судей.
Анубис, бог мумификации, направлял покойного в его путешествии, а Тот, бог мудрости, взвешивал душу покойного. Душа также путешествовала через загробную жизнь с богом Ра. Религия древних египтян основывалась на смерти и загробной жизни. Все более продуманная практика мумификации фактически постепенно становилась важной частью экономики Древнего Египта, поскольку мумии требовали услуг парикмахеров и косметологов, а также услуг ремесленников для постройки саркофагов, не говоря уже о пирамидах и менее сложных гробницах.
5. Косметология мумий
Мумии Позднего периода украшали тончайшими золотыми листами, наносимыми непосредственно на кожу. Некоторые формы современного макияжа напоминают древнеегипетский макияж. Косметология была важным аспектом египетской культуры и считалась связанной с богиней Хатор. Парики были еще одним аспектом красоты в Древнем Египте, причем они считались неотъемлемой частью типичного процесса мумификации. Несмотря на общепринятое мнение, парики предназначались не только для мертвых. Многие египтяне брили головы и использовали парики.
6. Природные мумии
Древние египтяне начали использовать сложные процедуры мумификации только после развития их ранней цивилизации. Первоначально мумии создавались естественным образом в пустынной среде Египта. Мертвых хоронили в песке, и сухая окружающая среда сохраняла тела. Антропологи считают, что случайно обнаруженные тела, которые естественным образом мумифицировались в песке, поощрили практику мумификации, поскольку люди видели, что тела можно сохранять и после смерти.
Как только египтяне начали считать, что разложение является чем-то неестественным, они начали разрабатывать процессы сохранения трупов, но потребовалось 800 лет для того, чтобы они начали удалять органы, чтобы предотвратить разложение. В 3400 году до н.э. египтяне начали обматывать мумии в ткань, но только к 2600 году до нашей эры они начали удалять внутренние органы. Только 5500 лет назад мумии начали хоронить в гробницах и саркофагах. Естественная мумификация все еще происходит в регионах, где тела не подвергаются воздействию ни воздуха, ни влаги.
7. Положение рук
Положение рук мумий действительно имеет значение. Например, руки, скрещенные над грудной клеткой (это положение наиболее часто ассоциируется с мумиями), использовалось для представителей семьи правителей. Додинастическим мумиям закрывали лицо руками, согнутыми в локтях.
В Древнем и Среднем Царстах руки укладывали по бокам или скрещенными над тазом. В период Рамзеса II мумий хоронили со скрещенными над нижней частью тела руками, а руки, сложенные на плечах, свидетельствуют о более позднем периоде египетской истории. Скрещенные руки, как обычно предполагалось, использовались только в Новом Царстве для мужчин царского статуса.
8. А если денег не хватает.
В Древнем Египте низшие классы обычно могли позволить себе только неполную мумификацию. В ней обычно не использовались гроб или саркофаг, а также зачастую применялось обезвоживание организма, причем некоторые (или все) органы оставались неповрежденными. Мозг считался наименее важными в Древнем Египте и поэтому был наименее важным для удаления. В процессе ранней мумификации и неполной мумификации мозг часто оставляли неповрежденным.
Иногда очень бедные люди просто обертывали покойного в ткань и хоронили его в песке пустыни на несколько дней или недель, чтобы высушить его. Затем полости тела промывали растворителем, а труп хоронили на кладбище. Гробницы богатых людей и представителей царских династий тщательно разрисовывали надписями из Книги Мертвых, Текстов Пирамид и Текстов саркофагов. Разница между богатыми и бедными в Древнем Египте была особенно очевидна в методах погребения.
9. Канопы
Древние египтяне считали легкие, печень, желудок и кишечник наиболее важными в мумификации. Их извлекали из тел и хранились в специальных сосудах «канопах», которые были основаны на четырех древнеегипетских богах, сыновьях Гора, которые, как полагали, охраняли эти органы покойного (Амсет хранил печень, Дуамутеф — желудок, Квебехсенуф — кишечник, а Хапи- легкие). Вполне вероятно, что изначально органы удаляли, поскольку их присутствие заставляло тело умершего разлагаться быстрее. Со временем эта практика религиозно эволюционировала в убеждение, что органы также нужны для путешествия по загробной жизни.
10. Так было ли проклятие мумии
Бонус: неегипетские мумии
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: