Для чего держат уразу мусульмане
Новое в блогах
«Ну зачем, ради чего мусульмане держат такой трудный пост?!»
Пост — практика, общая для многих религий. В исламе посту отведено особое место. Награду за пост исчислить и определить невозможно, а для того чтобы понять, сколь велико достоинство поста, достаточно знать, что пророк (САС), сказал:
«Поистине, есть в раю врата, называемые «аль-Раййан», через которые в День Воскресения будут входить постящиеся, и не войдет через (эти врата) никто, кроме них. Будет сказано: «Где соблюдавшие посты?»- и они выйдут вперед, а кроме них не войдет через (эти врата) никто. Когда же войдут они, (эти врата) будут закрыты, и больше никто через них не войдет.».
Постящийся получит награду свою сполна, а будет она такой, что ни представить себе ее, ни подсчитать будет невозможно, и он заслуживает того, потому что пост соблюдается только ради Аллаха.
Кроме того, исламский пост — средство и способ очищения, самодисциплины и самообладания. В это время человек от рассвета до заката воздерживается от еды, питья и телесных утех. В течение всего дня он отказывает себе в этих основных потребностях.
Но это не только физическое воздержание (голод, жажда), но и моральное: укрепление своего духа, воздержание от всего запретного и непристойного. Уши не должны прислушиваться к непристойностям, глаза — видеть то, что запретил Аллах, язык — произносить ложь, сплетни, грубые слова. Пророк (САС) сказал, что 5 поступков нарушают пост: ложь, злословие, клевета, ложная клятва и похотливый взгляд.
Духовное очищение и совершенствование касается не только дневного времени суток, но и всего месяца Рамадан, а также остальных дней в году. Посланник Аллаха (САС) сказал: «Сколько есть молящихся, у которых кроме голода и жажды нет ничего от поста».
Значение Рамадана
Значение и преимущества месяца Рамадан как нельзя лучше раскрываются в проповеди Пророка (САС), данной перед началом месяца Рамадан:
«O, люди! Истинно, перед вами — благословенный месяц Аллаха. Месяц счастья, милосердия и прощения. Месяц, проведенный с Аллахом, — лучший из месяцев. Его дни — лучшие из дней, его ночи — лучшие из ночей, и его часы — лучшие из часов. Это месяц, который приглашает вас быть гостями Аллаха и стать ближе к Нему. Вы прославляете Его в каждом своем вдохе; ваш сон — поклонение, ваши дела приняты и вашим мольбам внимают. Так попросите же Аллаха, вашего Бога, дать Вам здоровое тело и искреннее сердце, чтобы вы могли поститься и чтить Его книгу, ведь несчастен тот, кто в течение этого великого месяца лишен прощения Аллаха. Терпя голод и жажду, помните о голоде и жажде Судного Дня и побойтесь; давайте милостыню нуждающемуся и бедному, почитайте старших, будьте добры к младшим, поддерживайте отношения с родственниками; удерживайте язык, закройте глаза, чтобы не видеть то, что вам запрещено; закройте уши, чтобы не слышать то, что вам запрещено, будьте сострадательны к чужим сиротам, чтобы к вашим сиротам тоже сострадали.
Покайтесь в этот месяц перед Аллахом в своих грехах, и поднимите руки в дуa, ибо это время — лучшее из времен, и Аллах добр к своим созданиям, отвечая на их молитвы и просьбы.
O, люди! Истинно, ваши души — заложники ваших дел; освободите их раскаянием, и сбросьте груз ваших грехов в долгой молитве. Знайте, что Аллах Всемогущ, и нет наказания для тех, кто просит прощения и поклоняется, и не должны они бояться дня, когда человек предстанет перед Господом миров.
O, люди! Тот, кто готовит ифтар (разговение) для постящихся, будет подобен освободителю, и его прошлые грехи будут прощены. Тому, кто совершает обязательные молитвы в этом месяце, Аллах дарует награду, равную наградам семидесяти молитв. Тот, кто прочтет один аят Священного Корана, будет вознагражден, как если бы он прочел в другой месяц весь Коран.
O, люди! Истинно, в этот месяц двери небес открыты, поэтому просите Аллаха не закрывать их для вас; двери Ада закрыты, так просите, чтобы Аллах держал их закрытыми для вас. В этот месяц шайтан заключен в тюрьму, так просите, чтобы ваш Бог не позволил ему иметь власть над вами.
Рамадан в начале — милость, в середине — отпущение грехов, а в конце — избавление от Огня».
Таким образом, период воздержания и умеренного удовлетворения на протяжении целого месяца воспитывает в личности ценные качества самообладания и самоконтроля. Соблюдение поста по всем правилам очищает мусульманина как физически (от вредных накоплений в организме), так и духовно (от лени, беззаботности, дурных мыслей, лжи). Человек узнает, как сказать себе «да», и как сказать себе «нет». Этот урок необходим для того, чтобы научиться жить в этом мире добра и зла, возможностей, испытаний и соблазнов. Чтобы жить в соответствии со Словом Господним, необходимо быть дисциплинированным физически и духовно.
Пост также учит нас ценить подарки Бога — еду и питье. На первый взгляд, они кажутся обыкновенными человеческими потребностями, удовлетворение которых мы принимаем, как должное. Но пища — подарок от Бога, а также Его подарок — то, что мы способны есть и наслаждаться едой. Мы должны показать Ему свою благодарность и использовать свои ресурсы умеренно, с ответственностью и заботой. Многие люди живут в нужде и бедности.
При помощи поста мы узнаем, что значит быть голодным. Узнав это, мы становимся щедрыми, добрыми и милосердными. Рамадан — время щедрости и милосердия.
Освобождение человека от господства физических нужд и животных потребностей позволяет ему в этот период стремиться к духовным целям и ценностям. Таким образом, Рамадан — это месяц, во время которого мусульманин, благодаря меньшей озабоченности своими физическими потребностями, имеет уникальную возможность посвятить себя духовному развитию.
Кроме того, соблюдая пост, верующий человек избавляется от пороков, таких, как неискренняя вера, подлые замыслы и извращенные мысли. Сердце верующего человека излучает любовь к Господу.
Истинный смысл поста
В эти дни, в дни благословенного месяца Рамадан, большинство мусульман в мире соблюдают пост (уразу). Они добровольно отказываются от потребления еды, питья и половой близости от рассвета до захода солнца. Однако, в чем основной смысл этого поклонения?
Почему Всевышний Творец, не нуждающийся ни в чем, требует от своих творений воздерживаться от еды, воды и половой близости? В чем мудрость этого поклонения? Какое влияние оказывает пост на духовное состояние мусульманина и на его взаимоотношение с его Господом?
К сожалению, многие мусульмане, сегодня ошибочно полагают, что основной смысл поста заключается в воздержании от еды, питья и половой близости. Однако, мало кто задается вопросом, почему Всевышний Аллах предписал для мусульман это великое поклонение, которое является одним из пяти столпов Ислама.
На самом деле пост в Рамадан – это не просто временное отречение от еды и половой близости. Пост в месяц Рамадан — это великая духовная школа, которая, своими уроками, дает мусульманам возможность стать лучшими людьми: приближенными и любимыми творениями для Всевышнего Аллаха, и наиболее доброжелательными для окружающих людей. Однако есть ли понимающие эти уроки?!
Давайте рассмотрим некоторые из самых основных уроков великой школы поста. Быть может, осознав и поняв эти уроки, мы сможем стать приближенными и любимыми творениями Великого Творца!
Пост учит нас единобожию
Подумайте, вы сейчас поститесь, и бывает так, что вы часто остаетесь наедине с самим собой, у себя дома или на работе. Вас мучают жажда и голод. Однако, несмотря на это, вы никогда не осмелитесь прикоснуться к еде или воде. Почему?! Потому что, вы понимаете, что Всевышний Аллах видит вас сейчас, и что вы не сможете скрыть от Него ничего! Ведь «Он знает о том, что входит в землю, и о том, что выходит из нее, о том, что нисходит с неба, и о том, что восходит туда. Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит все, что вы совершаете» (Коран, сура 57:4).
Аллах видит все, что вы совершаете, и вы в этом абсолютно убеждены. Как же тогда, после всего этого, мы можем взывать в наших молитвах к кому-либо, помимо Аллаха?! Как мы можем полагать, что какой-то камушек, амулет, медальон, дерево и другие неживые предметы могут принести нам пользу или вред?! Как мы можем просить о чем-то умерших праведников, которые не видят и не слышат!? Ведь Всевышний Аллах говорит о мертвых:
«Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение».
Ведь мы же убеждены, что оставшись наедине, в темной комнате, мы не можем нарушить пост, ибо Всевышний Аллах узнает об этом? Как же тогда после этого, мы сознательно поклоняемся, молимся, и боимся кого-либо помимо Великого Творца, тем самым равняя и приписывая творениям такие атрибуты и качества Всемогущего Творца, как всеведение и всезнание?! Поэтому, Всевышний Аллах говорит нам: «Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно» (Коран, 2:22).
С другой стороны, обратите внимание, как Всевышний Аллах, вознаграждает вас за пост, который основан на единобожии – за то, что вы поститесь только для Него и осознаете Его величие и всезнание. В достоверном хадисе передается, что Всевышний Аллах говорит:
«Все деяния сына Адама – для него самого, кроме поста. Он соблюдает его для Меня, и Я буду вознаграждать за него».
Обратите внимание, как Всевышний Аллах выделил пост, среди всех остальных поклонений, и сказал: «Он соблюдает его для Меня и Я буду вознаграждать за него». Почему? Потому, что в отличие от других поклонений, как например намаза и хаджа, ваш голод и жажду, при соблюдении поста, не видят окружающие вас люди. Однако, вы понимаете, что вас видит Всевидящий и Всезнающий Аллах, и вам достаточно этого, ибо вы только Ему поклоняетесь, и только Его довольства ищете, соблюдая этот пост.
Пост воспитывает в нас любовь к Всевышнему Аллаху
Подумайте об истинном смысле поста. От восхода до захода солнца, люди добровольно отказываются от еды, воды и половой близости. Разве удовлетворение голода, жажды и полового желания это не самые любимые занятия для человека? Задумайтесь, почему вы оставляете добровольно самые любимые для вас занятия? Разве не потому, что Всевышний Аллах более любимый для вас? Ведь человек жертвует тем, что любимо для него только ради более любимого и желаемого. Именно поэтому, в достоверном хадисе Всевышний Аллах говорит: «Он отказывается от своих страстных желаний и от еды ради Меня» (Муслим).
Как же жаль тех людей, которые не осознают истинного смысла поста. Они постятся, следуя обычаям и традициям своего народа или следуя какой-то моде. Соблюдая пост, они не полностью посвящают это поклонение Всевышнему Аллаху, и тем самым не осознают истинную любовь к Всевышнему Аллаху. Ведь любовь к Аллаху и праведный образ жизни ведет к тому, что и Всевышний Аллах начинает любить такого человека. А что может быть лучше, чем любовь Всемогущего Аллаха к человеку?! Разве такой человек может быть несчастным?! Как говорит Всевышний Аллах:
«Когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если он попросит Меня (о чём-нибудь), Я обязательно дарую ему (это), а если обратится ко Мне за защитой, Я обязательно защищу его».
Пост учит нас покаянию и оставлению грехов
Рамадан – это месяц перемен к лучшему для каждого из нас. В этот месяц, у нас есть возможность избавиться от грехов и улучшить свой нрав. Задумайтесь, в этот месяц, от восхода до захода солнца, мы, ради Всевышнего Аллаха, отказываемся от еды и питья – вещей, которые, в основе, являются дозволенными для нас в другое время. Как же может быть, что мы отказываемся от дозволенных для нас вещей в этот месяц, но продолжаем совершать запрещенные деяния?! Разве это не противоречие?!
Мы оставляем еду и воду, но не оставляем плохое отношение к родителям, курение, сплетни, несвоевременное совершение молитвы и другие грехи. Таким образом, пост в Рамадане учит нас, что, при желании, мы можем оставить свои грехи, также как мы смогли оставить пищу и воду в этом месяце.
В достоверном хадисе, который передал Ахмад, сообщается, что однажды пророк Мухаммад (мир ему и благословение) поднялся на кафедру и сказал: «Аминь! Аминь! Аминь!». Тогда его спросили сподвижники: «О посланник Аллаха, почему поднявшись на кафедру, ты сказал трижды «Аминь»? Тогда он ответил: «Поистине, ко мне пришел (ангел) Джибриль, мир ему, и сказал: «Горе тому, чьи грехи не были прощены в Рамадан, и он попал в Ад», тогда я сказал «Аминь!»
В чем смысл этого хадиса? Смысл этого хадиса в том, что Милостивый Аллах проявляет к нам еще больше милосердия в этом месяце, чем в другое время, и только неумный человек может оставить этот шанс. Ведь в этот месяц, козни сатаны ослабевают, и у мусульман увеличивается стремление совершать хорошие деяния. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил:
«Как только наступает первая ночь месяца Рамадан, сковываются шайтаны (бесы), закрываются двери Огня, открываются двери Рая, и глашатай призывает: «О, желающий блага, устремляйся. О, желающий зла, прекращай».
Тирмизи. Шейх Альбани подтвердил достоверность
С другой стороны, подумайте, как можно сторониться дозволенной еды, питья и половой связи большую часть дня, а потом, после разговения, употреблять недозволенную пищу, спиртное, сигареты, или заниматься прелюбодеянием, тем самым нанося вред себе и окружающим?! Да простит Аллах всех мусульман за их грехи!
Уважаемый мусульманин, помни, что Всевышний Аллах тебя всегда видит, и что Он предписал для тебя это великое поклонение – пост в Рамадан, чтобы ты изменился в лучшую сторону и оставил свои грехи. Он не предписал тебе это великое поклонение, для того чтобы ты соблюдал диету или твой организм избавился от ненужных шлаков, как это ошибочно полагают многие. Посмотри, что говорит о посте сам Всевышний Аллах в Своей книге:
«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам для того, чтобы вы стали богобоязненными».
Св. Коран, сура 2:183
Обрати внимание дорогой мусульманин, Всевышний Аллах предписал этот пост для того, чтобы ты стал богобоязненным и оставил свои грехи. Всевышний Аллах хочет, чтобы ты изменился к лучшему и начал совершать хорошие деяния. Задумайся над словами Пророка (мир ему и благословение): «Тот кто не оставляет (во время поста) непристойные слова и плохие поступки, то Аллах не нуждается в том, чтобы этот человек оставлял еду и питье» (Бухари).
В другом хадисе, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Есть среди постящихся те, которые получают за свой пост только голод и жажду» (Табарани).
Т.е. не получают никакой награды за свой пост из-за отсутствия желания совершать хорошие деяния и оставлять грехи! Просим Всевышнего Аллаха, чтобы он не лишал нас Своей награды и милости!
Пост учит нас делать добро людям
Задумайтесь, мы сейчас постимся, и каждый день ощущаем сильный голод и жажду. Возможно, 11 месяцев мы не знали этих ощущений. Таким образом, в месяц Рамадан, мы поневоле вспоминаем наших неимущих братьев и сестер – бедных и нуждающихся мусульман. Ведь, возможно, в отличие от нас, они испытывают подобный голод каждый месяц, а не только в Рамадан! Все это, лишь очередной раз побуждает нас благодарить Всевышнего Аллаха за оказанную нам милость, и помогать нуждающимся мусульманам. Как говорил пророк (мир ему и благословение): «Аллах будет оказывать помощь Своему рабу, пока сам раб оказывает её брату своему» (Муслим). Также он говорил: «Тот, кто накормит постящегося, тот также получит награду постящегося» (Тирмизи).
Пост учит нас терпению и высокой нравственности
Терпение — это одно из таких качеств, за которое верующий получает великую награду от своего Господа. Всевышний Аллах говорит:
«Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета» (Коран, 39:10).
Однако, многие из нас жалуются на то, что не могут воспитать в себе это качество. Рамадан же учит и доказывает нам, что мы можем быть терпеливыми, ибо в этот месяц мы проявляем терпение, перенося голод и жажду. Также, в этот месяц, мы нуждаемся в большем терпении, т.к. запрещено постящемуся входить в конфликт, даже если с ним поступают несправедливо. Пророк (мир ему и благословение) говорил: «А если кто-то станет ругать его или захочет подраться с ним, то пусть скажет: «Я пощусь!» (Бухари).
В другом хадисе сообщается, что один человек попросил пророка (мир ему и благословение): «Дай мне совет». Он сказал: «Не гневайся». После этого тот несколько раз повторил свою просьбу, но каждый раз пророк (мир ему и благословение) говорил: «Не гневайся». (Бухари).
Просим Милосердного Аллаха простить нам наши грехи в этот священный месяц, и сделать нас из тех, кто любит Его, и кого любит Он! Аминь!
«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный». Коран, 3:31
Подготовил: Рамин Муталлим
Почему мусульмане соблюдают пост в Рамадан?
Смысл поста месяца Рамадан
Давайте подумаем – в чем же заключается истинный смысл поста в Рамадан, почему мусульмане должны целый месяц в течение всего светового дня отказаться от пищи, воды и супружеской жизни? Многие сейчас скажут, что таково повеление Всевышнего. Разумеется, это правильно. Но ведь в каждом Его повелении есть своя мудрость и смысл, в чем же смысл поста?
Ответ содержится в той цели, ради которой сотворен человек. Как мы знаем, человек создан для того, чтобы поклоняться своему Творцу.
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51, 56).
При этом под поклонением подразумеваются не только определенные действия, когда человек буквально склоняется в молитве перед своим Создателем, падает ниц перед Ним, выражая Ему свою преданность и покорность, но и вся жизнь человека, которая должна быть прожита ради довольства Всевышнего. Когда человек в каждый момент своей жизни должен помнить о Том, Кто его создал – выражать Ему благодарность за свою жизнь и все блага, которые он имеет в жизни, обращаться к Создателю, поступать так, как Он хочет.
Что же мешает человеку постоянно осознавать себя перед взором Создателя и вести угодную Ему жизнь – ведь мы знаем, что периодически совершаем дурные поступки, бываем забывчивы и неблагодарны? Причина в том, что у нас есть не только душа – при помощи которой мы и способны познавать Творца, но и тело, а вместе с тем множество материальных потребностей.
Мы помещены в материальный мир, который имеет сильную власть над нами – нас влекут к себе разнообразные удовольствия и блага, которые в нем находятся. У нас есть животная душа, наше эго – которую называют нафс, где живут низкие чувства и страсти. Нафс побуждает человека искать удовольствий мирской жизни, соревноваться с другими людьми в накоплении имущества, нафс завидует, гневается, он побуждает человека искать запретного общения с противоположным полом.
Для того, чтобы человек хотя бы на некоторое время оторвался от материальной жизни и вспоминал своего Творца, Он повелел нам исполнять определенные действия поклонения – совершать обязательные молитвы, отказываться от запретной пищи, читать Коран. В эти момент человек на некоторое время отрешается от мирской суеты, но через какое-то время потребности материального мира опять берут верх над ним, и он забывает о духовных вопросах.
Чтобы эта связь человека с материальным миром хотя бы на какое-то время была прервана, Всевышний повелел ему раз в году целый месяц держать пост, то есть, резко ограничить потребности его тела. На протяжении долгого дня – особенно если пост приходится на лето, человек испытывает голод и жажду, он не должен сближаться с супругой или супругом.
Почему необходимо отказаться именно от еды, питья и интимных отношений? Желудок и половые органы – это именно те части тела, при помощи которых материальный мир управляет нашим поведением. Ради чего человек трудится и умножает свое имущество, собирает богатство?
Это делается либо ради того, чтобы иметь возможность покупать себе самую вкусную еду и разнообразные напитки, либо ради того, чтобы быть привлекательным для противоположного пола. Мужчины стараются достичь высокого положения в обществе, заработать большие деньги, чтобы их любили красивые девушки – ведь для многих женщин важно, чтобы их муж был богатым и известным человеком.
Иными словами, именно голод и влечение к женщине (или к мужчине) управляют человеком в этом мире, движут его поведением. Зная это свойство человека, его зависимость от потребностей своего тела, наш Создатель и повелел человеку в определенное время года сознательно обуздывать эти два органа, которые имеют над ним такую власть. Недаром аят Корана, где говорится о возложенной на мусульман – так же, как на верующих других религий – обязанности поста, говорится о богобоязненности человека.
Иными словами, Господь говорит человеку – если ты сумеешь в это время обуздать свое тело, свои мирские потребности, таким образом ты выразишь свою преданность Мне, ты вспомнишь о Том, Кто тебя создал.
Смысл Рамадана именно в том, чтобы отказаться на время от нужд и желаний нашего тела, чтобы освободившееся время посвятить поклонению Всевышнему. Поэтому в Рамадан становятся такими ценными и обязательные, и желательные действия поклонения – поскольку в идеале человек должен совершать их с удвоенным энтузиазмом, с большим усердием и любовью к Богу.
К сожалению, следует отметить, что в Рамадан человека подстерегают другие опасности. У него образуется много свободного времени – когда ему не нужно несколько раз в день готовить себе еду, покупать продукты, отвлекаться на прием пищи. Остаются только его трудовые обязанности (если он должен в это время работать) или учебные (если он учится).
Оставшееся время ему следует посвятить чтению Корана или иной религиозной литературы, поминанию Аллаха (зикр), совершению желательных намазов – либо восполнению пропущенных молитв, если у него есть долговые намазы, и иным богоугодным делам (посещать больных, помогать бедным, уделять внимание родственникам).
Но с сожалением приходится признать, что многие мусульмане тратят это ценное свободное время совершенно впустую. Они часами сидят перед телевизором, бесцельно бродят по интернет-сайтам, болтают по телефону, переписываются в социальных сетях. Женщины ходят по магазинам, где часами рассматривают и примеряют одежду или обувь, рассматривают модные сумочки или иные аксессуары. С приближением вечера они с нетерпением посматривают на часы – когда же наконец это кончится, и можно будет вкусно поесть и попить?
Вторая опасность, которая подстерегает верующих в это время – это грехи языка. Человек обуздал потребности своего желудка, своих половых органов, но, к сожалению, язык остался на свободе. Во время Рамадана возрастает награда за благие дела, но грехи, совершенные в это время, будут особенно тяжелыми. Особенно это касается всех грехов, связанных с языком – злословия, сплетен, клеветы, лжи, сквернословия и брани, ссор и споров.
Поэтому во многих хадисах подчеркивается важность обуздания своей речи в это время, важность удаления от ссор и конфликтов:
«Пост является щитом, и пусть постящийся избегает всего непристойного и не ведёт себя подобно невеждам, если же кто-нибудь попытается завязать с ним ссору или станет бранить его, пусть дважды скажет (такому): « Поистине, я пощусь! (Я соблюдаю пост!)» (Аль-Бухари).
«Если человек не прекратит лгать и поступать по лжи, Аллаху нет нужды, чтобы он отказывался от своей еды и питья» (Аль-Бухари).
Про таких верующих говорится в хадисе, что пост не принесет им никакой пользы, кроме голода и жажды.
Итак, какой можно сделать вывод? Рамадан необходим для поддержания баланса между материальными и духовными вещами в жизни человека – когда раз в году человеку предписано резко ограничить потребности своего тела, чтобы иметь возможность вспомнить о своем Создателе, усердно поклоняясь Ему и совершая благие дела. Поэтому для нас крайне важно, чтобы это ценное время не пропало впустую и не было потрачено на бесполезные, а то и вредные дела, которые вызовут гнев Аллаха.