Для чего детей учить музыке

Консультация «Зачем детям нужна музыка»

Зачем детям нужна музыка

Музыка сопровождает нас всю жизнь. Она способна пробудить в нас романтические чувства, заставить ноги пуститься в пляс и даже вызвать

чувство тревоги или, наоборот, спокойствия.

Занятия музыкой для детей помогают им познавать окружающий мир, развивать свои творческие способности.

Занятия музыкой для детей: чем полезны?

Детские психологи уверены, что занятия музыкой очень полезны для

общего развития детей. Играя на музыкальных инструментах, ребенок развивает координацию и мелкую моторику рук. Пение способствует развитию правильного дыхания.

Участие в хоре или ансамбле способствуют умению находить общий язык со сверстниками, а также развивает чувство ответственности.

Полезность занятий музыкой для детей на этом не заканчивается. Помимо

физического развития, ребенок получает еще и эстетическое, развивает чувство ритма, слух и так далее.

Занятия музыкой для детей: когда начинать?

Учить музыке нужно с самого раннего возраста, чем родители и

занимаются, просто они не всегда это осознают. Погремушки и другие

музыкальные игрушки – это первый шаг к музыке. Сначала ребенок слушает,

учится различать звуки, ритм. Вскоре он уже сам пытается играть, смело

размахивая маракасом или трещоткой.

Зачем детям нужна музыка?

Уважаемые родители,мы вместе с вами попытаемся ответить на вопросы:

1. Зачем нужна музыка Вашему ребенку?

2. Почему музыка необходима детям в раннем возрасте?

3. Зачем надо заниматься всем детям дошкольного возраста музыкой? Что это дает!

Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка.

Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка. В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию.

Занятия музыкой для детей

• Знакомьте ребенка с разнообразными музыкальными инструментами,

такими как бубен, колокольчик, маракас, свистулька, металлофон, барабан и

другие. Позволяйте ему самостоятельно играть на них.

• Учите малыша танцевать под песню. Пусть движения будут самыми

простыми, главное постепенно прививать чувство ритма.

• Рассказывайте, что музыка умеет передавать настроение. Слушайте музыку

вместе и угадывайте, какая она – веселая, задорная или грустная, а может быть

спокойная и нежная.

• Пойте детские песенки, дети быстро их запоминают, и вскоре будут петь сами.

• Всячески поощряйте желание слушать музыку, танцевать или петь.

Занятия музыкой для детей подарят вам бесценные минуты общения и радости

Пение и музыка:

— развивают воображение, и способность выражать мысли словами, музыкой,

— приятный способ развития памяти (многократные ненавязчивые повторения) ;

— обогащение словаря ребенка;

— развитие способности последовательного изложения фактов, событий, явлений;

— тренировка более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика;

— развитие навыка чтения: пение помогает понять ритмический строй языка;

— песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только

прочному запоминанию, но и развитию координации движений.

— правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей

циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект;

— пение в группах развивает способность работы в команде.

Музыка дает ребенку ощущение счастья, а также музыка влияет на

интенсивность обменных процессов, работу сердечнососудистой системы, на

повышение тонуса головного мозга и кровообращения.

Пение помогает в лечении многих хронических заболеваний

Медики заметили, что пение способствует улучшению состояния больных с

заболеваниями позвоночника и суставов. Практика именно группового пения

активно внедряется в программу лечения и профилактики заболеваний.

Что дети приобретают через занятия музыкой:

— Воспитание характера без риска и травм;

— Развитие математических способностей;

— Развитие навыков общения;

— Развитие структурного мышления;

— Развитие эмоциональности и чувственности (только эмоциональные люди не

способны на жестокие поступки) ;

— Выявление новых черт характера;

Музыкальные занятия воспитывают детей, умеющих делать много дел сразу.

Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира, изучающих

психологию, подтверждают, что психологические основы обучения закладываются

с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту.

Не упускайте время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не

забывая об общем развитии ребенка.

Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции. А положительные

эмоции – это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое

здоровье. Музыкальные педагоги существуют, прежде всего, не для того, чтобы

дрессировать детей для выступления на утренниках или концертах перед

У нас другая цель: доставлять музыкальными занятиями удовольствие детям

и занимаясь с ними музыкой, делать их жизнь лучше и счастливее!

Консультация для родителей «А нужна ли музыка детям?» Многие задаются вопросом: «А нужна ли вообще музыка детям?». И правда, стоит ли столько времени тратить на развитие музыкальных способностей,.

Консультация «Зачем нужна спортивная форма в детском саду?» Здоровье современного человека неразрывно связано со спортом и физкультурой, которые позволяют повысить защитные функции организма, чтобы.

Консультация для родителей «Нужна ли детям классическая музыка?» Консультация для родителей «Классическая музыка детям» Нужна ли детям классическая музыка? На сегодняшний день влияние классической музыки.

Для чего детей учить музыке. Смотреть фото Для чего детей учить музыке. Смотреть картинку Для чего детей учить музыке. Картинка про Для чего детей учить музыке. Фото Для чего детей учить музыкеКонсультация для родителей «Нужна ли детям музыкальная школа?» Консультация для родителей «Нужна ли детям музыкальная школа?» Наверное, многие родители сегодня задают себе подобный вопрос: «Нужна ли.

Для чего детей учить музыке. Смотреть фото Для чего детей учить музыке. Смотреть картинку Для чего детей учить музыке. Картинка про Для чего детей учить музыке. Фото Для чего детей учить музыкеКонсультация для родителей «Зачем нужна физкультурная форма?» Консультация для родителей «Зачем нужна физкультурная форма?» Физкультурой заниматься – надо в форму одеваться! А в одежде повседневной,.

Консультация «Логопедическая группа, зачем она нужна моему ребенку?» Уважаемые родители сегодня мне хотелось бы рассказать вам, кто такой логопед, чем он занимается, что такое логопедическая группа, и чем.

Консультация «Зачем детям игра?» Зачем детям игра? По законам возрастной психологии именно в игре формируются базовые достижения дошкольного возраста: воображение, произвольность,.

Для чего детей учить музыке. Смотреть фото Для чего детей учить музыке. Смотреть картинку Для чего детей учить музыке. Картинка про Для чего детей учить музыке. Фото Для чего детей учить музыкеФотоотчет «Заседание школы матерей «Зачем детям нужна мама?» Цель: повышение педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания детей раннего возраста. Задачи: • Способствовать установлению.

Источник

Зачем учить ребёнка музыке?

Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу

1. Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки? Внимание, родители невест!

2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.
Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.
Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.

4. Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.
Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.
Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.
Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.

5. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.
Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления. Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.
Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.
Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.
Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

10. И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху. Почему? См. пункты 1-9.

Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости:
— Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене;
— Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье,
— Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.
Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.

Источник

10 причин учить ребёнка музыке

Несмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт песни Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочее, и прочее… Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители.

1. Играть – это СЛЕДОВАТЬ ТРАДИЦИИ.
Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки?

2. Музыкальные занятия ВОСПИТЫВАЮТ ВОЛЮ И ДИСЦИПЛИНУ: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов.
Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.

3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ.
Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.

4. МУЗЫКА И ЯЗЫК – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.
Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.

5. Музыка СТРУКТУРНА И ИЕРАРХИЧНА: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов.
Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления.

6. Музыкальные занятия РАЗВИВАЮТ НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки.
За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими.

7. Музыканты МЯГКОСЕРДЕЧНЫ И ОДНОВРЕМЕННО МУЖЕСТВЕННЫ.
Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным.

8. Занятия музыкой ПРИУЧАЮТ «ВКЛЮЧАТЬСЯ ПО КОМАНДЕ».
Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.

9. Музыкальные занятия ВОСПИТЫВАЮТ МАЛЕНЬКИХ «ЦЕЗАРЕЙ», умеющих делать много дел сразу.
Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.

10. И, наконец, музыка – наилучший ПУТЬ К ЖИЗНЕННОМУ УСПЕХУ.
Почему? См. пункты 1-9. Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости:
— Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене;
— Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье;
— Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.
Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру!

Источник

Зачем ребенку музыка? Часть 1

Для чего детей учить музыке. Смотреть фото Для чего детей учить музыке. Смотреть картинку Для чего детей учить музыке. Картинка про Для чего детей учить музыке. Фото Для чего детей учить музыкеАнатолий Зак детский психолог, автор книг для родителей

Итак, у вашего летнего малыша склонность к музыке. Вы хотите эту склонность поддержать и развить, а позже — отвести его в музыкальную школу. При этом надеетесь, что ваш ребёнок станет музыкантом или композитором. На худой конец, учителем музыкальной школы или будет играть в оркестре. А теперь представим, что всё сложится не совсем так.

Для чего детей учить музыке. Смотреть фото Для чего детей учить музыке. Смотреть картинку Для чего детей учить музыке. Картинка про Для чего детей учить музыке. Фото Для чего детей учить музыке

Что, если из вашего ребёнка не получится музыканта, и он в будущем выберет другую профессию? Означает ли это, что силы, время и деньги (обучение музыке требует и того, и другого, и третьего) потрачены зря? Да и вообще — нужна ли ребёнку музыка, если он не станет музыкантом?

Обучение музыке тесно связано с нравственным воспитанием. А.В.Луначарский, первый нарком просвещения первого социалистического государства, наломавший немало дров, но и сделавший много хорошего, сказал мудрые слова: «Образованный человек — это человек, в котором доминирует образ человеческий». То есть способный к сопереживанию, умеющий в любви и в ненависти сохранить человеческое лицо.

Мы много внимания уделяем умственному воспитанию. Сегодня неграмотный человек — музейная редкость. Завтра такой же редкостью станет человек, не имеющий среднего образования. Хуже обстоит дело с нравственным воспитанием. С воспитанием культуры человеческих чувств. Есть все основания говорить о «ножницах» между эмоциональным и интеллектуальным развитием личности. Интеллектуальное развитие часто опережает эмоциональное.

«Опасность не в том,- писал украинский специалист по кибернетике Г.Суворов,- что машины начнут думать по- человечски, а в том, что человек начнёт думать, как машина». Если ребёнка не воспитать эмоционально, он превратится в робота. Перестанет мечтать, любить и сопереживать.

Порой родители прилагают все силы, чтобы их дети поступили в престижную школу, получили аттестат или диплом с отличием, и забывают о развитии духовного мира ребёнка. И тогда вырастают люди с неразвитой эмоциональной сферой, не способные к жалости и сочувствию.

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский (в советские времена его не вполне заслуженно вознесли на пьедестал большого учёного, но практик он был блестящий), опрашивая подростков в колонии для несовершеннолетьних, обратил внимание, что они, в подавляющем большинстве своём, не любили серьёзной музыки. Думаем, что это не случайно. Классическая музыка оказывает положительное влияние на развитие духовно-эмоциональной сферы и, как это ни странно звучит, потеря интереса молодёжи к серьёзной музыке и возросший во всём мире уровень подростковой преступности — звенья одной цепи.

Чтобы не рос злым.

Далеко не все верят в такую возможность. «Вряд ли,- возражал наш знакомый, физик по профессии, отец двух детей. — воспитывать может слово, мысль, поступок. Но звуки, не несущие конкретной информации. Что-то верится с трудом. » Попробуем разобраться.

Восьмидесяти двум родителям, дети которых учатся в музыкальной школе, мы задали вопрос: «Зачем вы учите ребёнка музыке?». Попросили выделить главную причину. Шестнадцать ответили: «Чтобы умел на инструменте играть». Двадцать один — «для общего развития». Тридцать шесть — «хотим, чтобы стал музыкантом». Восемь — «чтобы полюбил музыку». А один папа написал: «Чтобы не рос злым».

Последний ответ, хотя и был единственным, для нас особенно важен, так как отражает основную тенденцию современной музыкальной педагогики: главной задачей массового музыкального воспитания является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на духовный мир ученика.

Музыка учит эмоциональной культуре

У ребёнка мало знаний и опыта, но его эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен. Он обострённо чувствует добро и зло, фальшь и искренность. Обучение музыке способно сохранить в детях эту свежесть и обострённость чувств. «Каждому ребёнку необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, любили его и были с ним нежны,- писал известный американский педагог Б.Спок. — Дети с неразвитой эмоциональной сферой вырастают холодными и замкнутыми». Одним из важнейших средств эмоционального развития становится музыка, для которой язык эмоций родной.

Семилетняя девчушка играет пьесу «Болезнь куклы» из «Детского альбома» П.Чайковского, и её глаза погрустнели. Обращаясь непосредственно к чувствам, музыка развивает у детей эмоциональную чуткость, способность сострадания чужому горю, чужому несчастью.

Серёжа, 8 лет, прослушав пьесу Шумана «Первая утрата», нарисовал рисунок: птенчик выпал из гнезда и лежит под деревом. Прилетели птички, папа и мама. Они сидят, нахохлившись, на краю гнезда и тоскуют.

Слушая музыку, исполняя её, пытаясь выразить чувства, охватившие их при этом, даже немного выдумывая, дети учатся доброте, душевной тонкости.

Древние о воздействии музыки на человека

О том, что музыка может оказывать воздействие на формирование нравственных качеств человека, знали ещё древние. Пифагор, который больше известен нам как математик и астроном, сказал своё слово и в античной эстетике. «Смешивая различные мелодии, как лекарства,- свидетельствует его современник, — он легко приводил к противоположному состоянию страсть, неуемную ревность, раздражение, выправляя каждый из этих недостатков к добродетели».

Пифагорейцы провозглашали музыку особым искусством, даром богов. Силой, которая очищает, облагораживает душу человека. Они считали, что звуки родственны чувствам и потому рождают в душе отклик. Из этого делался вывод о воспитательном воздействии музыки. Последователи Пифагора добивались, чтобы музыка перешла в ведение государства, так как в таком серьёзном с общественной точки зрения деле, как музыкальное искусство, недопустимы риск и произвол. Они искали «целебные составы» мелодий танцевальных движений и ритмов, способных обуздать крайность страстей, очистить их от зла.

Здесь перенесёмся на минутку в наше время и заметим, что свобода музыкального выражения на сегодняшней телевизионной эстраде, выражаясь языком пифагорейцев, далеко не всегда способствует правильному подбору этих мелодий и порой носит не «целебный», но «вредящий» характер.

Другой древнегреческий философ, Платон, сочувствующий эстетическим взглядам Пифагора, писал, что «. ритм и гармония глубже всего проникают в душу человека и сильнее всего захватывают её, если воспитание поставлено правильно. Это ясно из опыта: когда мы воспринимаем нашим ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение. Восприятие музыки ведёт к тому, что мы начинаем испытывать те же чувства и при столкновении с житейской правдой».

Мысль Платона развил Аристотель: «Не должна ли музыка помимо того, что она доставляет обычное наслаждение, служить и более высокой цели, а именно производить своё воздействие на человеческую этику и психику? Что музыка влияет на моральные качества, доказывает, помимо многого иного, песни Олимпа, которые, по общему признанию, наполняют душу энтузиазмом, который есть эффект этического порядка в нашей психике».

Древнегреческий философ Демокрит рекомендовал слушать музыку при инфекционных заболеваниях.

Большое значение правильному музыкальному воспитанию придавали и в Древнем Китае. В представлении древних китайцев музыка была символом порядка и цивилизации. По их мнению, каждый образованный человек должен был уметь играть на том или ином музыкальном инструменте. Известно, например, что Конфуций играл на цине (китайский музыкальный инструмент того времени) в минуты опасности.

Избегать музыки, оказывающей «вредное влияние»

Если перевести выше сказанное на современный язык, то получается мысль абсолютно практически применимая, даже утилитарная: песни, мелодии, гармонии не набор звуков, а особый язык. Язык эмоционального выражения. А также средство воспитания. В нашем контексте — эмоционального и нравственного. И языком этим надо пользоваться умело, не пуская дело на самотёк. Другими словами, воздействие музыки может быть не только положительным, но и отрицательным.

Отсюда следует, что как существуют запреты на определённые слова, например, призывающие к национальной нетерпимости или насилию, точно также должен быть запрет на определённые звуки и гармонии. А именно на те, которые оказывают на человека, по выражению Пифагора, «вредное влияние».

А то, что такие звуки и гармонии существуют, несомненно. Не случайно возле залов, где выступают некоторые музыкальные группы, например, исполняющие «тяжёлый рок», дежурят усиленные наряды милиции. После подобных концертов у публики, особенно у молодёжи и подростков, психика которых легко ранима и поддаётся наибольшему влиянию, резко возрастает агрессивность.

Другое дело — не совсем понятно, кто будет эти запреты осуществлять. Ясно только, что это должны быть не чиновники, даже самые высокопоставленные, а специалисты. Психологи, педагоги, музыканты.

Иногда, слушая радио или телевизионные программы, складывается ощущение, что в Древней Греции понимали значение музыкального воспитания лучше, чем в сегодняшнем мире. Музыкальные занятия (слушание музыки, игра на лире, кифаре, флейте, хоровое пение) ещё со времён Солона вошли в программу древнегреческой школы. Древнегреческие учителя, подбирая определённые музыкальные произведения, старались развить у молодых эллинов такие качества, как доброта, прямота, мужество.

Занятия музыкой приучают к труду

Чтобы научиться играть на любом музыкальном инструменте, надо ежедневно трудиться, снова и снова повторяя отдельные аккорды, фразы, пассажи. Все без исключения большие музыканты в детстве занимались игрой на инструменте по много часов в день. Чтобы добиться результата, необходимо не только много работать, но и работать сосредоточенно. Необходимо умение концентрировать внимание.

Написали и вспомнили притчу. У Николо Паганини не было учеников. Точнее, был только один — посредственный скрипач-оркестрант. В течении нескольких лет он ездил за великим итальянским скрипачом и просил взять его в обучение. Наконец маэстро согласился. Через год занятий оркестрант стал виртуозом и начал выступать с сольными концертами. Когда новоиспечённого виртуоза спрашивали о методе Паганини, он был краток: «Паганини научил меня концентрации внимания».

Музыкальные занятия, как, пожалуй, никакие другие, развивают это важное качество, которое пригодятся не только музыканту, но и человеку любой другой профессии. Хотя бы поэтому можно утверждать, что если ваш ребёнок, окончив музыкальную школу, не стал музыкантом и занимается совсем другим делом, время, проведённое за инструментом, не прошло зря. Он научился одному из самых важных умений в жизни — сосредоточенно и много трудиться.

Занятия музыкой развивают координацию

Исследования показали, что у детей, обучающихся игре на музыкальных инструментах (особенно на струнных и клавишных), улучшается координация движений, мелкая моторика рук. Это не удивительно. При игре и пальцы, и вся рука делают множество движений, в том числе очень мелких. Кроме того, правая и левая рука совершают подчас абсолютно разные движения. Играют с разной силой (одна может играть громко, а другая тихо), в разном характере и в разном темпе. Всё это способствует улучшению связей между центрами мозга, управляющими движениями. Развивает пространственное мышление.

Анатолий Зак, детский психолог,
Лев Мадорский, преподаватель музыкальной школы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *