Для чего римские императоры требовали почитать их как богов

От безграничного богатства до сумасшествия: 5 фактов о римских императорах

Для чего римские императоры требовали почитать их как богов. Смотреть фото Для чего римские императоры требовали почитать их как богов. Смотреть картинку Для чего римские императоры требовали почитать их как богов. Картинка про Для чего римские императоры требовали почитать их как богов. Фото Для чего римские императоры требовали почитать их как богов

Римская республика, а затем и империя – пример для подражания другим странам даже в наше время. Она заложила основы права, политического устройства, науки, была передовой державой, которая обходила по развитию даже государства Средневековья, возникшие спустя столетия.

Одним из самых главных достояний империи и одновременно поводом для стыда являлись её императоры. Многие из них были по-настоящему безумными, некоторые посмешищами, а малая доля, наоборот, примером для подражания даже сегодня.

Чтобы лучше понимать многогранность Римской империи, мы расскажем факты о нескольких императорах этого некогда самого могущественного государства на планете.

1. Август Октавиан был самым богатым олигархом за всю историю

Когда люди произносят фразу «да когда же они наворуются уже» в отношении правителей и чиновников, они просто не понимают, что у олигархов есть пример для подражания. Первый император Римской империи Август Октавиан получил огромное наследство от своего двоюродного дяди Гая Юлия Цезаря. Но оно не стоило практически ничего по сравнению с дальнейшими доходами императора.

После поражения Марка Антония и Клеопатры Август Октавиан подчинил себе Египет, который в те времена давал примерно 25-30% всего мирового ВВП, производя наиболее важный ресурс – зерно. Часть доходов шла непосредственно Августу Октавиану, и, как оценивают историки, к концу жизни состояние императора оценивалось по нашим деньгам примерно в 4,6 триллиона долларов, что составляло около 20% всей экономики Римской империи.

2. Диоклетиан добровольно ушёл в отставку и занимался выращиванием капусты

Когда Диоклетиан пришёл к власти, Рим охватил так называемый кризис третьего века, когда империя разваливалась на части, а императоры сменяли друг друга чаще, чем моргает человек, и держались за трон во что бы то ни стало.

Диоклетиан, сев на трон, завершил дело императора Аврелиана по восстановлению Римской империи из отдельных государств. Он сохранил мощь страны, реформировал администрацию и стабилизировал Рим. Время правления Диоклетиана даже провозглашалось современниками императора, как возвращение золотого века.

После 20 лет правления Диоклетиан добровольно отрёкся от престола, уехав жить в свою резиденцию Никомедию. Всю оставшуюся жизнь он провёл в Иллирии в своём поместье, занимаясь сельским хозяйством. Когда Максимиан и Галерий пытались убедить Диоклетиана вернуться к власти, тот сказал: «Если бы они видели капусту, которую он вырастил, то не стали бы докучать ему своими предложениями».

Возможно, такой образ мышления был заложен сложной жизнью до правления империей, ведь Диоклетиан добился высот вопреки всему, будучи сыном бывшего раба.

3. Гелиогабал пытался навязать римлянам враждебную религию и не вылезал из постели

Большинство даже не слышали о Гелиогабале, ведь он был одним из многих императоров, просидевших на троне короткое время. Он был красивым юношей из сирийского аристократического рода Вариев. Взойдя на престол Римской империи, Гелиогабал стал делать странные вещи, например, пытался заменить верховного бога Рима Юпитера сирийским богом солнца.

Он построил храм на Палатине, где проводил службы в сирийском костюме, исполнял танцы в окружении девушек, что больше было похоже на оргии, и всё это на глазах всех должностных лиц Рима. Также он организовал человеческие жертвоприношения.

Он был известен своей крайней развратностью и, по слухам современников, занимался проституцией. Но и без слухов Гелиогабал доказывал всем свою сущность, разъезжая на колеснице обнажённым, при этом используя вместо лошадей голых проституток. И это ещё не самые странные развратные действия правителей, о которых не расскажут на уроках истории.

Кроме того, Гелиогабал любил глупые розыгрыши на уровне самого дна Тик-Тока. Так, к примеру, он находил смешным подкладывание на стулья гостей подушек, которые издавали звук выходящих из заднего прохода газов.

4. Адриан сделал из своего погибшего любовника божеством

Кто мы такие, чтобы судить людей за ориентацию или то, как они переживают утрату своих возлюбленных. Но император Адриан пошёл в этом вопросе дальше всех. У него была жена, но та не подарила ему наследников и, видимо, не была ему особо симпатична. Зато император нашёл утешение в другом лагере, познакомившись с юношей Антиноем в Вифинии в 124 году. В 130 году Антиной утонул в Ниле, и это так ударило по Адриану, что тот приказал жрецам обожествить юношу.

Император приказал возвести город Антинополь на месте гибели любовника, где ежегодно проводились игры в его честь, а по всей Римской империи распространялся культ нового бога. Адриан строил множество статуй по всей стране в честь Антиноя. Их было настолько много, что даже до нашего времени дошло около пяти тысяч. За время своего правления Адриан сделал столько статуй Антиноя, сколько не возводилось в честь ни одного римского императора.

5. Коммод жил в воображаемом мире, считая себя Гераклом, и переименовал Рим в Коммодию

Те, кто смотрели фильм «Гладиатор», испытывают отвращение к императору Коммоду за его несдержанность и истеричность. Но фильм – лишь тень того, чем действительно являлся Коммод. В отличие от своего отца, Марка Аврелия, последнего из так называемых пяти хороших императоров, который был философом и представителем позднего стоицизма, Коммод получился совершенно не похожим на отца.

Он жил в воображаемом мире, где считал себя Гераклом и сыном Зевса. Он облачался в львиную шкуру или одеяние жреца Изиды, носил на голове изображение бога Анубиса, дал месяцам новые названия, а к себе приказал обращаться по титулу «самый мужественный из людей». Также он переименовал Римскую империю в Коммодию.

Источник

Александр Дворкин: Почему в Римской империи преследовали христиан?

Приблизительное время чтения: 24 мин.

Почему веротерпимая империя притесняла и мучила христиан? Как этому способствовали законы «первого правового государства»? И как христиане сумели пережить период гонений? Лекцию читает Александр Дворкин, доктор философии (PhD) по истории средних веков.

Здравствуйте, меня зовут Александр Леонидович Дворкин, я профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, где я преподаю два совсем разных предмета: история церкви и сектоведение. У меня докторская степень по средневековой истории из Фордхемского университета, он находится в городе Нью-Йорк, в штате, соответственно, тоже Нью-Йорк, где я защитил свою докторскую диссертацию под руководством протопресвитера отца Иоанна Мейендорфа. Тема нашей лекции, она двояка, с одной стороны, это гонения в Римской империи на христианство и каким образом христианству удалось выстоять и завоевать Римскую империю, и вторая тема, это такая противоречивая в современном мире фигура, как император Константин, которого в православной церкви мы считаем святым, признаём как равноапостольного, в то время как оно является среди многих протестантских богословов и историков, и тем более современных сектантских писателей, является одной из самых ненавистных фигур.

Сейчас, конечно, у нас много паломнических путешествий, приглашают «по следам апостола Павла», там изображается, как апостол Павел бодренько с палочкой отстукивает, говорят, комфортабельные автобусы с кондиционером. На самом деле, конечно, всё было не так, потому что когда идёшь по этим знаменитым римским дорогам, и когда между населёнными пунктами несколько дней пути, и жара, и холод, и всё нужно нести на себе, и какую-то еду, и какую-то воду, и одеяло какое-то, и смену одежды. И когда приходишь на постоялый двор, это именно что двор, на котором в лучшем случае получишь охапку соломы, на которую расстелить свою одежду, чтобы на ней спать, плюс разбойники, плюс дикие звери, и так далее. То есть, в общем, это совсем другие условия.

Хорошо. Конечно, все знают о силе римских легионов, которые завоёвывали все эти пространства. И, безусловно, римляне гордились своими легионами и считали, что, действительно, это очень важно, что у них непобедимые легионы. Но, тем не менее, они считали, что мир они завоевали не просто благодаря силе своих легионов, а легионы их сильны, потому что римляне особенно благочестивы. Потому что наша империя, она почитает всех богов. И действительно, Римская империя была потрясающе веротерпимой империей. Это была языческая империя, и там были самые разные культы. Все народы, которые завоёвывала Римская империя, видите, тут обозначены провинции, это были когда-то какие-то местные народы, у которых были свои государства, у них у всех, естественно, были свои боги. Римляне почитали абсолютно всех богов, они считали, что если какие-то местные боги позволили завоевать их территорию, то, значит, эти боги им благоволят. И благоволят они за их, римлян, особое благочестие. Поэтому, безусловно, всех местных богов нужно почитать. Ни в коем случае нельзя с ними ссориться. Зачем? Они нам помогли, они обидятся, и их народ, которому они покровительствуют, они подчинили нам, значит, эти боги за нас. Поэтому все местные божества поощрялись, всюду римляне поддерживали местные языческие культы. Они даже помогали строить местные храмы, они способствовали паломничествам, и так далее. Был, единственное, закон в самом Риме, что в Риме не позволялось возводить храмы богам других народов. Потому что у нас Рим, у нас римские боги. Но интересно, что этот закон очень быстро перестал соблюдаться. Он оставался, но не соблюдался, потому что в Рим приезжали представители других народов, если перевести на современный язык, были постоянные представительства, постпредства других народов, которые лоббировали их интересы, соответственно, они молились своим богам у себя дома, постепенно появлялись и храмы, и постольку, поскольку все эти народы принадлежали опять же империи, в общем это терпелось. И многие римляне стали интересоваться восточными религиями, и вполне это тоже позволялось. Язычество, можно сказать, было государственной религией для Римской империи с её инклузивизмом, для язычества характерен инклузивизм, то есть включают всё новых и новых богов, божества, которые каждое за что-то отвечает. Потому что язычество обожествляет абсолютно всё, то есть есть и боги народов, и боги географических каких-то мест: бог горы, бог ручья, бог леса, и так далее, боги разных человеческих состояний: любви, войны, мира, природных явлений: молнии, бури, моря, и так далее. Это всё обожествлялось, и со всеми богами нужно было поддерживать хорошие отношения, ну и на всякий случай приносить им жертвы. Соответственно, они отвечают благоволением.

Те критерии, которые были в Римской империи для признания любой религии, которая существует на её территории, это, скажем, два с половиной критерия. Первое: религия должна быть древней. Это очень важно, потому что для римлян, для римского сознания древность была синонимом истинности. Если что-то долго продержалось, значит, это истинно. Поэтому в Риме существовало очень много совершенно абсурдных обрядов, но они были древние, и их было нужно соблюдать. Один пример, достаточно анекдотичный, но в то же время очень характерный. В Риме раз в году проводили праздник, вспоминали, как тогда ещё маленький Рим был спасён от нашествия диких галлов. Ну, все знают поговорку, как гуси Рим спасли, когда собаки проспали, а гуси загагакали, соответственно, все защитники проснулись и галлов отбили. С тех пор в храме супруги Юпитера Юноны были сакральные гуси, которые там жили, их кормили, они жили в довольстве и умирали своей смертью. Раз в году их выносили на Капитолий, где распинали собаку, в расплату за тех собак, которые проспали. А гусей выносили на золотых подушках, чтобы они насладились смертью собаки. Был такой обычай, он не был древний, и его неукоснительно соблюдали.

И вот в этой империи появилось христианство. Как мы знаем, христианство появилось в Иудее, и первые два-три десятилетия оно существовало в основном на территории Иудеи, где были достаточно ожесточённые споры, но римляне пока ещё не отличали христианство от религий иудеев, и соответственно, воспринимали это как внутриеврейские споры, в которые лучше не вмешиваться. Правда, Светоний пишет, что в 51 году император Клавдий изгнал иудеев из Рима из-за споров о каком-то Хрестусе, Светоний считал, что это какой-то иудейский вождь, который был в Риме, то есть очевидно, что это связано с самой первой проповедью христианства в Риме. Очевидно, что Светоний считал, что это глубоко еврейские споры, которые никому не интересны, раз споры, значит, мешают общественному порядку, то император Клавдий, божественный Клавдий, как он его называл, вполне разумно их изгнал из города.

Наверное, все больше знают про это гонение из книги Сенкевича «Камо грядеши», где почти всё неправда, потому что это книга написана после первого ватиканского собора, и, соответственно, всё богословие первого ватиканского собора, папская непогрешимость и прочее, которое там появляется. Понятно, что в 64 году никаких катакомб ещё не было, и христиане вообще никогда ни в каких катакомбах не прятались. Катакомбы появились, первое подземное кладбище под названием «катакомбас» было римской церковью приобретено в конце 2 века папой Дамасом, и приобретено оно было не для того, чтобы прятаться, а для того, чтобы просто иметь своё кладбище, на котором хоронить своих людей. В любом случае первое гонение, вот тут я сказал, что римская империя была правовым государством. Но вот это вот первое гонение было абсолютно беззаконным. И это признавали все: Тацит, который позже писал свою «Историю», писал о нероновых гонениях, Тацит христиан не любил, он говорил, что это очень вредное суеверие, которое, безусловно, достойно самой жёсткой кары, но кара должна быть по закону. То есть должен быть суд, должен быть приговор, и так далее. Нероновское гонение было абсолютно произвольным, просто христиан обвинили. Было убито, по всей видимости, несколько тысяч человек, самые жестокие кары, которые могли прийти в воспалённое воображение Нерона. Людей отдавали на растерзание диким зверям на арене цирка, людей поджигали, устраивали живые факелы, казнили по-разному, но при всей жестокости этого гонения, оно было, во-первых, очень кратким, во-вторых, ограничено пределами Рима и ближайших окрестностей. За этими пределами христиан не трогали. Можно сказать, что это выражение Тертулиана, что первые несколько веков христианство существовало под покровом иудейства. И были местные иудейские гонения, но они также были локализованы, и постольку, поскольку иудеи тоже не имели возможности и юридического права казнить, то не были такими, то есть, безусловно, жертвы были, но их было достаточно мало. То есть вопрос был, до какой поры это продлится.

Доносы, они то ли есть, то ли нет, они всегда были, но весь ужас этого положения заключался в том, что когда человек, когда принимал крещение, фактически селился в камере смертников, из которой его в любой момент могли вызвать. И дальше он должен был ответить на самый главный вопрос своей жизни. Либо сказать, что он со Христом, и умереть во Христе, либо отречься от Христа и остаться жить в этом мире, но остаться без Христа в жизни вечной.

Вот это вот очень важно, и, собственно, что было в конце концов принято, что на мученичество нельзя напрашиваться, но от мученичества отказываться тоже нельзя. Это такой основной принцип. В конце концов церковь с трудом, но приняла решение, что те, которые провоцируют мученичество, это провокаторы, они не мученики, не свидетели Христовы. Интересно, что это было принято во многом благодаря мысли о других людях, потому что если я провоцирую мученичество, я заставляю какого-то человека себя казнить. Я заставляю его делаться убийцей христиан, то есть я ввожу его в страшный грех. Это тоже неправильно.

Проект осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Источник

10 великих римских императоров и чем они запомнились

Для чего римские императоры требовали почитать их как богов. Смотреть фото Для чего римские императоры требовали почитать их как богов. Смотреть картинку Для чего римские императоры требовали почитать их как богов. Картинка про Для чего римские императоры требовали почитать их как богов. Фото Для чего римские императоры требовали почитать их как богов

Многие даже не в курсе, что Рим не всегда был империей с суровыми легионерами, завоевавшими немалую часть Европы. Когда-то это была республика, которой управлял Сенат, состоящий из людей знатных родов. Но именно во времена имперской истории Рим стал величайшим античным государством.

Среди императоров были разные люди, не относящиеся к одному роду. Многие из них просто просидели на троне без каких-либо существенных достижений. Другие же навсегда вписали свои имена в историю, и именно о них и пойдёт речь. Вот самые великие римские императоры. Учти, что мы не оправдываем их действий, а оцениваем их так, будто отправились в прошлое и жили при их правлении.

1. Август Октавиан

Было бы странно поместить Августа Октавиана, основателя Римской империи, не на первое место в нашем списке. Причём Октавиан считается не только самым известным, но и дольше всего правившим императором. Его правление заняло 41 год с 27 года до нашей эры по 14 год нашей эры.

Август Октавиан, урождённый Гай Октавий Фурин, родился 23 сентября 63 года в незнатной богатой семье, и приходился внучатым племянником Гаю Юлию Цезарю. За свой острый ум, отвагу и военное искусство он завоевал внимание Цезаря, да так, что был усыновлён диктатором по завещанию, и благодаря этому оказался в центре политической жизни тогда ещё Римской республики.

Когда Цезарь был убит группой сенаторов, он, вместе с Марком Антонием и Марком Лепидом разбил войска Марка Брута, Секста Помпея и других заговорщиков, а после, когда между ним и Антонием началась борьба, переросшая в гражданскую войну, он разбил и его, покорив Египет.

Поняв, что республика уже не является настолько большой силой, что раньше, Октавиан взял власть в свои руки и стал первым императором Римской империи. За годы своего правления он включил в состав империи Египет, Иудею, территории на Рейне и Дунае, в Испании и Галатии. Также он провёл экономические и военные реформы и установил эпоху процветания страны, известную как Pax Romana, во время которой, в течение более двух веков, Римская империя не участвовала в крупномасштабных войнах.

Правление Августа Октавиана запомнилось его современникам как мудрое и справедливое, а также как лучшее время за всю историю римского государства. Императора уважали столь безмерно, что после его смерти 19 августа 14 года нашей эры в дань его заслугам была приостановлена любая деятельность в стране.

2. Траян

Марк Ульпий Нерва Траян, больше известный как Траян, правил с 98 по 117 годы, и именно при нём Римская империя достигла своих максимальных размеров. Будущий император родился в испанском аристократическом роде, начал свою карьеру при Домициане и был усыновлён Нервой, после чего стал его соправителем и наследником.

Когда умер Нерва, Траян стал императором, и, будучи блестящим стратегом, чей опыт был неоспоримым в военных кругах, начал масштабные кампании по завоеванию ближайших к Риму земель. За 19 лет правления он присоединил к Риму Великую Армению, Месопотамию, Парфянское царство, Дакию, Набатейское царство и другие земли.

Кроме того, он был известен и как правитель, которого заботило благополучие простых граждан. При нём велось масштабное строительство, расцвело искусство, он пользовался уважением у простых людей, военных и Сената. Можно сказать, что его почитали все слои населения.

Император Траян умер 9 августа 117 года, и об уважении к нему граждан говорит уже одно только пожелание сенаторов каждому последующему императору, звучавшее как «felicior Augusti, melior Traiani», что переводится как «будь счастливее Августа и лучше Траяна».

3. Нерва

Марк Кокцей Нерва входит в список так называемых «пяти хороших императоров», где, кстати, так же находится и Траян. Нерва вышел из рода сенатской аристократии, но это его не испортило. Став императором в 96 году нашей эры, он правил всего два года. Кажется, что за это время мало кто может запомниться, и ему вряд ли место в этом списке, но нет.

Нерва казался не самой подходящей кандидатурой для поста императора, ведь у него не было ни политического, ни военного опыта, да и его возраст был весьма преклонным — 60 лет. Сам император не унаследовал власть, а был избран Сенатом. И, как оказалось, сенаторы не ошиблись в нём.

Современники отмечали, что Нерва имел мягкий характер и был доброжелательным человеком. Он амнистировал многих, кто попал под тяжёлую руку Домициана, выделил землю бедным, снизил налоги, обеспечил народ работой, занялся ремонтом важных зданий, и в целом улучшил уровень жизни людей всех слоёв.

Увы, но Нерва прожил недолго, и умер 25 января 98 года. Но, как мы знаем, его дело было продолжено Траяном.

4. Веспасиан

Тит Флавий Веспасиан правил ещё до Нервы и Траяна с 69 по 79 годы. Он был первым правителем Рима, который не принадлежал к аристократии. Его отцом был всадник, а дедом и вовсе простой крестьянин. Однако Веспасиан был целеустремлённым человеком, и сделал блестящую военную и политическую карьеру.

Когда в Римской империи в 68 году началась гражданская война, он выждал удобный момент, а потом победил всех своих политических соперников и объявил себя императором. При этом он не был самозванцем, ведь его поддерживали все восточные провинции.

Когда Веспасиан пришёл к власти, римская экономика буквально лежала в руинах. Он положил конец кризису, реформировав экономику и систему налогообложения. Подавив восстания, он начал улучшать жизнь простых людей, восстанавливать страну и развивать её. Кстати, именно при Веспасиане начали строить знаменитый Колизей. Увы, но император не дожил до завершения его строительства, умерев 24 июня 79 года.

5. Тит

Тит Флавий Веспасиан был сыном Веспасиана и взошёл на престол 24 июня 79 года после смерти своего отца. Он пробыл императором до 13 сентября 81 года, продолжив курс отца, и запомнился современникам как идеальный правитель.

Его любили все, от простого народа до Сената, ведь он был известен своей добродетелью. Он прекратил многие судебные процессы о государственной измене, в результате чего ни один сенатор не был казнён во время его правления. Также он предотвращал злоупотребления властью.

После извержения Везувия и большого пожара в Риме Тит всячески способствовал устранению ущерба, тратя на это собственные деньги, собранные с продажи убранств своих пригородных усадеб, чем заслужил в народе ещё большую славу. Современники отмечали, что Тит был щедрым, развернув масштабное строительство и снизив налоговую нагрузку в некоторых общинах, однако также говорили, что при этом он не тратил деньги понапрасну.

6. Адриан

Вернёмся к «пяти хорошим императорам». Публий Элий Траян Адриан, больше известный как Адриан, происходил из сенаторской семьи, и был женат на племяннице императора Траяна. После смерти последнего Адриан унаследовал трон и стал править империей. Интересно то, что он был провозглашён императором дважды: сначала в 117, а затем в 135 году.

В отличие от Траяна, Адриан занял совершенно противоположную позицию в отношении дальнейшего развития страны, сосредоточившись на мирном сосуществовании с другими народами. Он освободил ранее завоёванные народы Ассирии и Месопотамии, вернув их земли парфянам, сделал Армению протекторатом, восстановил многие здания в Риме, включая Пантеон, построил вал Адриана на северной границе Британии для защиты от вторжения варваров.

Адриан умер 10 июля 138 года, после чего власть перешла к не менее любимому народом Рима императору Антонию Пию.

7. Антоний Пий

Тит Аврелий Фульв Бойоний Аррий Антоний Пий, правивший под именем Тит Элий Адриан Антоний, и больше известный как Антоний Пий, был императором Римской империи с 138 по 161 годы, и является четвёртым из «пяти хороших императоров». Он происходил из галльского сенаторского рода, и в 135 году был усыновлён императором Адрианом. Прозвище «Пий» Антоний получил после того, как убедил Сенат обожествить своего приёмного отца Адриана. Это прозвище переводится как «благочестивый» или «исполняющий долг в отношении богов и родных».

Правление Антония Пия можно назвать, пожалуй, самым мирным среди всех императоров. Следующий за ним император Марк Аврелий называл Антония Пия человеком, преданным нуждам империи, трудолюбивым, рациональным, скромным, терпимым, сострадательным и решительным.

Отсутствуют какие-либо записи о значительных боевых действиях во время его правления. Вместо войны Антоний Пий сосредоточился на строительстве инфраструктуры, уменьшил налоги городам, пострадавшим от стихийных бедствий, и в целом тратил государственные деньги на благосостояние граждан. Но при этом он оставил после себя богатую казну.

Кроме того, он заботился даже о самых низших слоях населения Рима, которые ранее не удостаивались таких почестей. Так, например, он ввёл в римское право понятие презумпции невиновности, наказание за убийство раба и плохое обращение с ним. Несмотря на то, что Антоний Пий был приверженцем традиционной римской религии, он практически не преследовал христиан.

Также Антоний Пий поддерживал науку и искусство, щедро одаривая учителей, учёных и деятелей культуры. Император умер 7 марта 161 года, перед этим назначив своим приемником Марка Аврелия — последнего из «пяти хороших императоров». В честь императора в Риме прошли пышные похороны, а сам он был обожествлён.

8. Марк Аврелий

Марк Аврелий Антонин, правивший Римской империей с 161 по 180 годы, принадлежал к сенаторской семье испанского происхождения. В отличие от многих императоров до и после него, Марк Аврелий, будучи аристократом, не был типичным высокомерным нарциссом. Наоборот, он запомнился своей мудростью и рассудительностью. Современники говорили, что на него сильно повлиял его приёмный отец Антоний Пий.

Благодаря рассудительности и справедливости, Марка Аврелия называют «философом на троне». Он придерживался учения стоицизма, где почитались интеллект, мудрость и другие качества, которые относят к добродетельным.

Марк Аврелий реформировал экономику, установил в империи свободу слова, даже если она касалась самого правителя, учредил множество учебных заведений, покровительствовал наукам и искусству. Кроме того, он провёл удачные военные кампании, благодаря чему вернул Северную Месопотамию и Армению, а также усмирил набегавшие на Рим германские племена. Увы, но в походе против германцев он и погиб от чумы 17 марта 180 года.

Пожалуй, единственной ошибкой Марка Аврелия было то, что он назначил приемником своего сына Коммода, правление которого было полным паранойи и экстравагантных решений, и положило конец Pax Romana.

9. Диоклетиан

Гай Аврелий Валерий Диоклетиан получил при рождении имя Диокл, которое может показаться каким-то слишком простым для аристократа. И не зря, ведь этот римский император, правивший с 284 по 305 годы, был сыном бывшего раба, вольноотпущенника. Как такой простолюдин смог прийти к власти? Он выбрал военную службу, где благодаря своим талантам быстро поднялся по карьерной лестнице, и к правлению императора Кара уже занимал один из самых высоких постов в Римской империи — командира доместиков. После убийства наследника императора Кара, к которому Диоклетиан не был причастен, тот казнил исполнителя покушения, и был провозглашён своими солдатами императором.

Взойдя на престол, Диоклетиан завершил кризис третьего века в Риме, который угрожал государству распадом. Он не только восстановил мир как в самой Римской империи, так и на её границах, но и провёл ряд реформ, которые привели к началу в государстве нового золотого века.

Кстати, Диоклетиан добровольно отказался от власти в пользу Галерия, а сам удалился в своё поместье в Салоне, где просто наслаждался жизнью, занимаясь садоводством и другими мирными занятиями. Он умер при невыясненных обстоятельствах 3 декабря 311 года.

10. Аврелиан

Луций Домиций Аврелиан правил Римской империей с 270 по 275 годы. Он происходил из незнатной семьи, но благодаря своим военным заслугам был провозглашён императором в 270 году после смерти Клавдия от чумы.

К тому моменту империя разваливалась на части из-за повсеместных восстаний. Но Аврелиан сумел подавить их и восстановить единство государства, за что получил почётный титул «реставратор империи и Востока». За пять лет правления Аврелиан смог побороть коррупцию в государстве и укрепил его. Увы, но его строгость и приверженность дисциплине были как достоинством, так и недостатком. 25 сентября 275 года Аврелиан был убит заговорщиками, как считается, из-за растущих социальных противоречий в римской армии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *