Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка

Зачем дирижеру палочка?

«Они думают, что так очаровательно все это смотрится со стороны, думают, что вышел к большому оркестру, взмахнул руками ― и оркестр заиграл, что ты хочешь. Понимание приходит поздно», — когда-то вздыхал советский дирижёр Юрий Темирканов.

МОСЛЕНТА в преддверии юбилейных концертов года Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова и Государственного академического русского хора имени А. В. Свешникова поговорила с известным хоровым дирижером Евгением Волковым. У него мы и попробовали узнать, какая проза жизни стоит за магией музыки, почему так мало женщин-дирижёров и самое главное — почему кто-то использует палочку, а кто-то нет.

Человек, который отвечает за всё

Дирижер — это человек, который отвечает за всё. Когда коллектив выступает хорошо – молодцы музыканты, когда плохо — виноват дирижер. И это правильно! Ответственность только на тебе, и переваливать на других – преступно. Но это лишь стимулирует всегда быть на связи с коллективом и следить за высоким качеством работы. Так что все, что тебе может подарить эта профессия – чувство ответственности, постоянное ощущение работы «под давлением». Наша задача — сделать так, чтобы это чувство не было гнетущим, не убивало творческий дух.

Кристине Папян / МОСЛЕНТА

Также дирижер должен уметь все, в прямом смысле. Он работает с большим количеством профессионалов и не должен отставать от них, да и вообще от жизни в широком смысле слова, от развития, от совершенствования. Общественная, научная деятельность, написание статей, предоставление интервью – это тоже один из профилей дирижеров.

Самое главное

Самое главное – фактор акустики. Каждый зал, как живой человек, неповторим. К нему надо «притереться», с ним надо пообщаться и понять. Конечно, для каждого дирижера по его слуховым предпочтениям есть залы более удобные и менее удобные. Одна задача у оркестров, у инструменталистов, другая — у хоров и сольных голосов.

Все московские хоровые дирижеры любят Рахманиновский зал консерватории. Он специально сделан для хорового музицирования без сопровождения: есть 32 голосника. Голосники — это керамические сосуды или камеры в стене; благодаря им акустика древнерусских храмов уникальна. И вот так же сделан этот зал, бывший зал Синодального училища, самый-самый любимый.

пресс-служба Государственного академического русского хора имени А. В. Свешникова

Мужчины или женщины

Наверное, изменение соотношения мужчин и женщин в дирижировании связано с изменением отношения к женщине в целом. Есть прекрасные женщины – классики дирижерского искусства, как Дударова или Коломийцева. И сейчас таких много. Более того, эти женщины остаются женщинами, они привносят шарм и грацию в наше дело и при этом обладают всеми возможностями, чтобы руководить коллективами, воздействовать на музыкантов, внушать уважение.

Есть прекрасные женщины – классики дирижерского искусства.

Как человек, который долго преподавал дирижирование, я могу сказать, что это вполне женская профессия. И, кроме того, нужно разделить хоровое и симфоническое дирижирование – в хоровом женщины уже давно играют важную роль.

Вопрос, который волнует всех

Есть понятие мануальной техники — то, чем занимаются дирижеры в средних и высших учебных заведениях. У дирижера должна быть физически удобная лично ему система жестов для работы. Современная дирижерская палочка — это продолжение пальцев руки, активность воздействия руки на неё меняется в зависимости от характера жеста.

Если же палочка ощущается как инородное тело, то лучше ей не пользоваться.

В идеале она становится частью твоего тела. Если же палочка ощущается как инородное тело, то лучше ей не пользоваться. Вот сейчас у меня такой этап, что я дирижирую палочкой. Возможно, потом это изменится, и я захочу дирижировать рукой. Это физические ощущения. Но хоровой и оркестровый дирижер обязан хорошо уметь работать как с палочкой, так и без неё.

Владимир Астапкович / РИА Новости

Мастерство или творчество

Отношения с профессией, в том числе и с музыкой, схожи с отношениями любящей пары. Чувства могут замениться привычкой. Вопрос только один: можешь ли ты продолжать любить, чувствовать единство с музыкой? Если нет — то увы, тогда вначале ты из творчества уходишь в мастерство, но потом и мастерство тоже тебя покидает. Музыкант, лишившийся творческого горения, не может обмануть никого в зале, не может доставить слушателю духовную радость.

Самое важное звено «творческой цепи» — композитор.

И это мы сейчас говорим лишь о некоторых звеньях «творческой цепи», таких, как слушатель, исполнитель, дирижёр, а есть самое важное звено — композитор; он умер, может быть, 400 лет назад, но все равно находится здесь, с нами. Ты, как дирижёр, должен сделать так, чтобы он стал живым для слушателя. Ты, словно медиум, передаешь переживания человека или живого или давно ушедшего, «оживляешь» его – это мистический акт, который на одном мастерстве не получится.

Музыкант — друг или коллега

Для того, чтобы шёл творческий процесс, люди должны быть связаны узами взаимного уважения. Без него работы быть не может. Если дирижер не уважает музыкантов – это плохо, если музыкант дирижера – тоже плохо.

И все-таки, чтобы заниматься с людьми творчеством, совершенно необязательно знать досконально строение их души. Ты должен знать их творческие возможности, чувствовать их как артистов, и они должны почувствовать тебя в данный конкретный момент – этого достаточно. Можно дружить с музыкантами, можно тесно с ними общаться, но для того чтобы получилась музыка, уважения и взаимного интереса, который подогревают музыканты и дирижёры, вполне хватает.

пресс-служба Государственного академического русского хора имени А. В. Свешникова

Часто ли всё не по плану

Меня Бог миловал, не было крупных накладок. Задача руководителя сделать так, чтобы накладок не было. Но, конечно, приключения могут произойти по объективным причинам.

Зрителю может быть смешно, но для людей на сцене это трагедия.

Среди любителей музыки есть те, кто «коллекционирует» спектакли с накладками — где знаменитые солисты «дают петуха», где они забывают текст и так далее. Называется такое направление коллекционирования «черный жемчуг». Лучше бы этим людям восхищаться высокими образцами творчества этих музыкантов. Когда ты начинаешь над какими-то накладками смеяться, надо помнить одну очень простую вещь – зрителю может быть смешно, но для людей на сцене это трагедия. Поэтому я не смакую «черный жемчуг».

В чем вдохновение

Мнение о Москве

Знаете, я коренной москвич. Могу назвать себя старым москвичом. Мы теперь живём в совсем другом городе, выстроенном на месте старой Москвы. Вы сами знаете, что был определённый краткий период, когда был разрушен фактически весь исторический центр. Сердцем Москвы всегда была Остоженка, Арбатские переулки, вы сами знаете, что от них осталось.

Высотные доминанты города начинают меняться, это совершенно дезориентирует.

Многие организации, которым достаются культурные объекты, позволяют себе не реставрировать, а производить варварские манипуляции. Даже с церковными зданиями. Сейчас власти пытаются сохранить всё возможное, но сейчас археология удается лучше. К тому же сносы продолжаются. Высотные доминанты города начинают меняться, это совершенно дезориентирует. Иногда кажется, что ты находишься среди новостроек Пекина или Шанхая, тебя окружает нечто космополитическое, лишенное какого-либо художественного вкуса. К сожалению, здесь всё уже произошло, всё в прошлом времени. Я здесь пессимист.

пресс-служба Государственного академического русского хора имени А. В. Свешникова

К нам приходят зрители всех социальных слоев. Хоровое пение действительно нацию объединяет. У нас и интеллигенция бывает, и пожилые люди бывают, и военные, и молодежь, и представители власти. Каждый человек в хоровом пении находит что-то свое, пожалуй, хор – это искусство, которое не уходит ни в чрезмерную массовость, ни в чрезмерную элитарность.

28 в Большом Театре и 29 ноября в Колонном зале Дома Союзов пройдут Юбилейные концерты Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова и Государственного академического русского хора имени А. В. Свешникова. На сцене появятся легендарные артисты балета, музыканты и дирижёры из России и других стран.

Источник

I. История возникновения дирижерской палочки.

Музыка 23.04

Тема урока “Волшебная палочка дирижёра”.

I. История возникновения дирижерской палочки.

Эту палочку иногда называют волшебной. Потому что один ее взмах может вызвать гром барабанов и звуки труб, пение скрипок и трели флейты.

История появления дирижерской палочки очень необычна и интересна.

В 18 веке в опере дирижера называли “дровосеком” потому, что в руках у него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее “батута”. Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось “громким или шумным ”.

Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Смотреть фото Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Смотреть картинку Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Картинка про Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Фото Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка

И мы с вами сейчас это проверим.

Включите любую музыку, которую помните с урока

М.И.Глинка романс «Жаворонок»

Э.Григ «Песня Солвейг» (из сюиты «Пер Гюнт»)

Э.Григ «Утро» (из сюиты «Пер Гюнт»)

Э.Григ «В пещере горного короля» (из сюиты «Пер Гюнт»)

И в такт музыке постучите карандашами о стол.

Скажите, мешал ли стук батуты=карандаша слушанию музыки?

Да, воспринимать музыку под такой стук очень сложно: стук батуты мешал слушанию музыки. восприятию музыки.

В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером. С развитием оркестровой игры появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра. Возникло “тихое дирижирование” жестами рук.

Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок

Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Смотреть фото Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Смотреть картинку Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Картинка про Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Фото Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка

или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева.

Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Смотреть фото Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Смотреть картинку Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Картинка про Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Фото Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка

Музыкантам очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит к ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.

Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Смотреть фото Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Смотреть картинку Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Картинка про Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Фото Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка

Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой. Палочка явилась как бы продолжением руки дирижера.

Без дирижера шумовой оркестр не звучит.

Следовательно, роль дирижера очень велика, потому что дирижер направляет и управляет оркестром.

В переводе с французского Дирижер— направлять, управлять, руководить, а помогает ему в этом его волшебная палочка.

Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами дирижера, если дирижер поднимает руки выше, значит, инструменты должны звучать громче, если опускает ниже – тише.

Как вы думаете, трудно быть дирижером?

Какими способностями, качествами должен обладать дирижер?

Продолжите фразу “Чтобы быть дирижером нужно. ”

Известный дирижер ответил так: “Ой, их не перечислишь! Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, жизненная активность, великолепная физическая форма, громадная сила воли, широчайший кругозор знаний в самых разных областях. Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Отсутствие какого-либо из них – уже изъян”.

В нашей стране много выдающихся дирижеров, которые внесли огромный вклад в развитие дирижерского искусства. Посмотрите слайды, на которых будут представлении великие дирижеры нашей страны.

Евгений Светланов, Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Смотреть фото Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Смотреть картинку Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Картинка про Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Фото Для чего дирижеру нужна дирижерская палочкасоветский российский дирижёр, композитор и пианист. Народный артист СССР (1968). Лауреат Ленинской (1972) и Государственной премии СССР (1983). Герой Социалистического Труда (1986).

Вероника Дударова, Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Смотреть фото Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Смотреть картинку Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Картинка про Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Фото Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка

советский и российский дирижёр, педагог. Первая женщина-дирижер. Народная артистка СССР (1977).

Владимир Ашкинази, Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Смотреть фото Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Смотреть картинку Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Картинка про Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Фото Для чего дирижеру нужна дирижерская палочкапианист дирижер

Владимир Спиваков Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Смотреть фото Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Смотреть картинку Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Картинка про Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Фото Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка— советский и российский дирижёр, скрипач, педагог. Художественный руководитель и главный дирижёр Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра “Виртуозы Москвы”, президент Московского международного Дома музыки.

Валерий Гергиев Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Смотреть фото Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Смотреть картинку Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Картинка про Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Фото Для чего дирижеру нужна дирижерская палочкасоветский и российский дирижёр. Художественный руководитель Мариинского театра (с 1988 года), главный дирижёр Лондонского симфонического оркестра. Народный артист России (1996) [1] и Украины (2003). Лауреат двух Государственных премий России (1993, 1998).

Симфонический оркестр может исполнять музыку сам, а может сопровождать действие спектакля. В таком случае оркестр располагается в специальной нише перед сценой, ее называют оркестровая яма.

Источник

10 интересных музыкальных фактов

Зачем дирижёру нужна палочка? Как некоторые люди «видят» цвета музыки? Какая музыка отгоняет комаров? Как называются мурашки от музыки? Почему люди любят музыку? Подборка интересных фактов о музыке ждёт вас!

Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Смотреть фото Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Смотреть картинку Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Картинка про Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка. Фото Для чего дирижеру нужна дирижерская палочка

Хроместезия — состояние, при котором человек может «видеть» цвета музыки

Хроместезия — это частный случай синестезии. Человек с хромостезией «видит» цвета нот, а мелодия для него как бы «переливается» разными цветами радуги. Никакие виды синестезии не считаются болезнью.

Зачем дирижёру нужна палочка

Палочка делает жесты дирижёра заметнее для музыкантов оркестра. Самому дирижёру она, в общем-то, не нужна: многие обходятся без палочки, другие используют очень короткие палочки и даже зубочистки. По большому счёту палочка — дань традиции.

Нелюбовь к музыке фактически является неврологическим состоянием

Оно называется музыкальной ангедонией.

Электронная танцевальная музыка отгоняет комаров

Согласно исследованию, она «сочетает в себе высокие и низкие частоты, а также чрезмерную громкость и постоянно растущую высоту звука», что сбивает комаров с толку и препятствует их размножению.

В Китае есть закон против исполнения песен под фонограмму

В Китае законом запрещено петь под фонограмму. Закон приняли после того как стало известно, что 9-летняя Лин Миока, награждённая бурными аплодисментами за исполнение песни на церемонии открытия Олимпиады в Пекине, на самом деле просто открывала рот под запись 7-летней Янг Пей.

Люди в мошпитах образуют вихри, похожие на вихри двумерных газов в равновесии

Проанализировав видео с концертов групп, играющих тяжелую музыку, исследователи из Корнельского университета обнаружили, что люди в мошпитах ведут себя строго упорядоченно, формируя вихри, очень похожие на вихри, создаваемые двумерными газами в равновесии.

Мурашки от музыки называются «фриссон»

Мурашки от прослушивания песни называются «фриссон», от французского слова frisson, «дрожать».

Почему люди любят музыку?

Причина, по которой людям нравится музыка, заключается в том, что мозг в процессе слушания улавливает мелодические и гармонические закономерности и бессознательно предсказывает, что будет дальше. Если предсказание верно, в кровь поступает гормон удовольствия — дофамин. Череда предсказаний и наград продолжается пока музыка не смолкнет.

Комнатные мухи гудят в ключе фа

Жужжание домашних мух очень раздражает, но истинные ценители музыки могут утешить себя тем, что мухи делают это мелодично, в ключе фа, также называемом басовым ключом.

Почему акцент пропадает во время пения?

Когда люди, говорящие с акцентом, поют, акцент исчезает (или становится малозаметен). Но почему так происходит? Причин три: во-первых, темп пения медленнее, чем темп речи, благодаря чему исполнитель старательнее выговаривает слова. Во-вторых, фонетика при пении позволяет «сглаживать», «прятать» неудобные для исполнения звуки. И в-третьих, голосовые связки во время пения более расслаблены, чем во время речи, так как процессом пения управляет диафрагма, а не гортань. Это облегчает выговаривание фраз.

Источник

Откуда у дирижера «волшебная» палочка?

Кто не видел дирижера симфонического оркестра, «вооруженного» небольшой деревянной палочкой? Однако сегодня далеко не все дирижеры используют ее в своей работе. Выходит, она не так и нужна. Но откуда же она взялась, и какое волшебное действие она оказывает на музыкантов?

Люди, далекие от музыки, часто не представляют себе роли дирижера. А поборники эстрады да и джаза с роком часто отрицают необходимость такой профессии. Обходятся же рок-музыканты без дирижера.

Но давайте представим себя альтистом симфонического оркестра. Он сидит прямо перед дирижером в центре оркестра. Ему более-менее слышны и скрипки, и контрабасы. Можно и без дирижера обойтись, главное слышать своих коллег. Но сзади примостился какой-нибудь тромбон и дует альтисту прямо в ухо. Для справки: тромбон один спокойно перекрывает весь оркестр. Так что нашему альтисту довольно трудно слышать всех остальных. Приходится поглядывать на дирижера.

А теперь представим себя скрипачом, сидящим на самом краю оркестра. Кроме скрипок он, бедный, ничего не слышит. И тут дирижер может пригодиться.

Кто же такой дирижер?

Слово дирижер происходит от французского «управлять, направлять, руководить». Англичане дирижера зовут «кондуктором». Нам это слово говорит гораздо больше, чем русское, а вернее французское, название. Таким образом, понятно, что дирижер направляет музыкантов. Но как он это делает и зачем ему «волшебная» палочка?

Дирижер выполняет несколько задач. Основная — задавать темп и указывать размер. (Размер в музыке показывает количество долей в такте. Например, вальс — трехдольный размер, а рок-н-ролл — четырехдольный). Делается это как раз палочкой в правой руке, иногда, правда, и двумя руками одновременно. А вот левой, да и мимикой тоже, он указывает, когда кому вступать, с какой громкостью играть. Дирижер обычно стоит спиной к публике, а вот музыканты в течение всего концерты любуются своеобразным «театром мимики и жеста». С непривычки это может и рассмешить.

Но многие современные дирижеры часто обходятся без палочки. И жесты их могут быть более свободны. А палочка — это просто символ, «музыкальный инструмент» дирижера. На ум приходят сравнения с царем, держащим скипетр, или атаманом с нагайкой. Символ власти. Но все не так просто. Посмотрим шире и глубже.

Ближайшим родственником симфонического оркестра является духовой оркестр. Они бывают очень велики по своему составу, и музыкантам требуется такой же координатор (дирижер). Когда оркестр сидит или стоит, перед ним как раз и красуется такой руководитель, все с той же палочкой.

История дирижирования своими корнями уходит в глубь веков. Там, где надо было исполнять музыку большим количеством музыкантов, требовался дирижер. В древности применяли как движения руками, так и мимику. В средние века появилось так называемое «шумное» дирижирование с помощью большого посоха (жезла). Им активно махали и стучали по полу. Отсюда и пошел жезл тамбурмажора.

Сначала руководил оркестром один из музыкантов (обычно композитор). Он направлял музыкантов как своей игрой, так и специальными движениями рук. Составы музыкантов росли. Появились большие оркестры. Дирижеров (из числа музыкантов) требовалось несколько, их число могло доходить до пяти. Один руководил хором, другой — струнной группой.

В конце концов выделился «главный» дирижер с той самой небольшой палочкой, которой он махал периодически над оркестром. Им оказалась так называемая «первая скрипка», или концертмейстер — скрипач, сидящий теперь ближе всех к дирижеру. Тот самый, которому дирижер обычно пожимает руку. А его палочка — просто-напросто… смычок. Из него-то и произошла «волшебная» палочка дирижера. В связи с ростом оркестров концертмейстера пришлось освободить от игры на скрипке. Так и появился дирижер со своей «волшебной» палочкой. Впервые это случилось около 1812 года.

Речь идет не только о квартетах, а вообще о небольших составах. Когда они выходят на сцену, дирижера мы не видим. Но он все-таки есть. Чаще это все та же первая скрипка. Ею дирижировать проще. Все дирижирование сводится к малопонятным непосвященным кивкам и покачиваниям скрипки. Здесь роль «волшебной» палочки играет гриф скрипки, а не смычок. Смычком играть надо.

Дирижер с двумя палочками

Поклонники эстрады, джаза и рок-музыки часто отрицают роль дирижера, поскольку указанные коллективы обходятся, вроде бы, без него. Но это не так. Дирижер там есть. И у него целых две палочки! И это — барабанщик. Он как раз и задает темп игры. А специальными ритмическими рисунками он показывает и размер, в полном соответствии со стилем исполняемой музыки. Когда все музыканты вступают одновременно, барабанщик, подняв палочки над головой, постукивает ими друг о друга, показывая темп и размер, в котором играется музыка.

Но барабанщик не одинок. У него есть один, а то и два, помощника. Эти помощники — гитаристы. Один — бас-гитарист, другой — обычный гитарист, исполняющий ритмическую функцию. Вся эта «группа дирижирования» называется «ритм-секцией». Именно от этой «секции» зависит согласованность игры всего состава. И все солисты подчиняются им.

Во многих джазовых коллективах барабанщик отсутствует. Но ритм-секция все-таки присутствует и там. Ее роль играет обычно контрабас. Его как раз и пытались заменить, изобретая бас-гитару (уж больно он велик). У нее первоначально было всего четыре струны, в отличие от обычной шестиструнной. И настроены они так же, как на контрабасе. Иногда ритмическую функцию исполняет и банджо.

Речь, конечно, не об ирландских симфонических оркестрах, а о народной музыке. Дирижера как такового там нет, как обычно в маленьких составах. Собираются несколько человек и играют. Кто на скрипке, кто на гармошке, кто на дудке или гитаре. Ирландская музыка обычно танцевальная, а, следовательно, довольно ритмичная. Вроде все просто.

Но среди музыкантов часто можно заметить одного, который странно сучит ногами (а играют всегда сидя). Вроде как бы ходит, сидя на стуле. Это он так дирижирует! Одна нога указывает сильную долю такта, другая слабую. То есть, все тот же темп и размер.

Конечно, такое дирижирование характерно не только для ирландцев. Оно плавно перешло и в эстрадную музыку. Но там чаще обходятся одной ногой. Обычно такой вид «дирижирования» можно видеть в составах без ритм-секции, то есть без ударников и басов.

Вот такое разнообразное дирижирование существует. С одной «волшебной» палочкой, с двумя и даже совсем без них.

Источник

Зачем нужен дирижер?

Зачем нужен дирижер, если у всех музыкантов есть ноты?

Зачем нужен дирижер, если на него все равно никто не смотрит?

Зачем нужен дирижер, если он ни на чем не играет?

Хоть что-то изменится, если его оттуда убрать?

Примерно такие вопросы появляются у людей, далеких от академической музыки.

Попробую ответить на эти вопросы простым языком, дополнив пост любопытными забавными видео на эту тему (все видео короткие).

Итак, представьте себе бегунов на старте. Они приготовились сорваться с места и ринуться вперёд. И вдруг вместо выстрела им кричат: «Ну, вы это, бегите, что ли!» Как, по-вашему, смогут бегуны по такой команде оторваться от старта одновременно? Оркестру, в котором иногда играет более ста человек, нужна чёткая команда, чтобы всем одновременно начать играть.

Но в отличие от бегунов, которые к финишу придут один за другим, оркестранты должны закончить музыку все вместе – опять таки по знаку дирижера.

Музыку, которую играет оркестр, нужно исполнить, как говорят, «с душой». А ведь каждый человек чувствует и понимает музыку по-своему. Поэтому нужен кто-то один, чтобы по его воле все играли с одинаковым, продиктованным им «выражением».

Обычно композитор в своих нотах очень чётко прописывает, как, в каком темпе, с какой громкостью нужно играть его музыку. Но даже в строгих рамках нот всегда есть некая возможность для маневра, и с помощью некоторых штрихов можно придать музыке свое звучание, свое видение. Где-то сыграть тише, мягче, нежнее, или наоборот. Темп можно сделать чуть подвижней или плавнее, и т.д. Таким образом, дирижер расставляет в музыке свои авторские ньюансы.

Послушайте, как по-разному звучит знаменитое бетховенское «та-та-та-таааа» из 5 симфонии в исполнении разных дирижеров, и вы поймете, о каких ньюансах идет речь:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *