Для чего двенадцатиструнная гитара
Изучаем двенадцатиструнную гитару
Если вами уже накоплен достаточный опыт игры на гитаре, то наверняка вас все чаще начинает посещать желание привнести толику разнообразия в свое музыкальное творчество. Вы и вправду ощутили необходимость двигаться вперед? В таком случае настало время перемен, новых подходов и приемов. На первых порах с жаждой новизны могут отлично согласовываться такие действия, как смена привычных струн и эксперименты с различными гитарными аксессуарами. Расширив таким образом базу своих практических знаний, вы испытаете чувство готовности сделать еще один качественный шаг вперед – приобрести инструмент с увеличенным числом струн! Но что большинство из нас, воспитанных на «шестиструнке», знает о гитарах с «нестандартным» количеством струн? Давайте восполним этот пробел.
Заводя разговор о гитаре с «нестандартным» количеством струн, стоит сразу отметить, что 12-струнный инструмент, безусловно, самый распространенный ее представитель. В наше время «двенадцатиструнка» перестала считаться экзотикой, многие известные музыканты внесли немалую лепту в ее популяризацию. Ее глубокое, насыщенное и мелодичное звучание способно говорить само за себя. Влюбившись в него, не так-то просто «пересаживаться» обратно на «шестиструнку». Такое уникальное, завораживающее звучание достигается за счет того, что ко всем шести струнам добавляется еще по одной парной. Увеличившееся число обертонов придает звуку объема и разнообразия.
При этом у техники игры на «12-струнке» нет принципиальных различий с игрой на «шестиструнке». Вы будете иметь дело с той же аппликатурой аккордов, только немного видоизменится сама гитара. Гриф потребует усиления по толщине и станет шире. Расстояние между струнами уменьшится – а значит, пальцы музыканта, во избежание дребезга, должны действовать точнее.
Заметим, от гитариста потребуется не только точность, но и сила пальцев. Усилия музыканта возрастут вдвое. Для пальцев левой руки это станет нелегким испытанием после «шестиструнки», особенно при постановке «баррэ».
Экскурс в историю
Достоверно указать на прародителя 12-струнной гитары, увы, не представляется возможным. Эту роль с рядом спорных моментов и оговорок можно было бы приписать и мандолине (Италия), и уду (Ближний Восток), и сазу (Турция), и бузуки (Греция), и виуэле (Испания), и типле (Мексика). Все перечисленные варианты обладают схожими чертами с «двенадцатистрункой». Так или иначе, переняв от кого-то больше, от кого-то меньше, «12-струнка» принимает свой нынешний облик и завоевывает общемировое признание примерно к середине 20-го столетия.
Предприимчивостью в производстве «двенадцатиструнок» отличились американские компании «Regal» и «Oscar Schmidt». В качестве основы были взяты модели гитар, уже находившиеся в каталогах этих фабрик. Все гениальное просто: ко всем шести струнам добавили еще по одной парной, и инструменты зазвучали по-новому!
Заметный вклад в популяризацию 12-струнной гитары сделал джазовый гитарист Joe Pass. Вскоре «двенадцатиструнка» зазвучала в композициях таких корифеев мирового рока, как «The Beatles», «Eagles», Eric Clapton, «Queen». В Советском Союзе «12-струнка» пробивала себе путь на сцену с большим трудом. Главная проблема заключалась в том, что в серийное производство она не запускалась, а инструменты, завозившиеся в частном порядке из-за рубежа, стоили баснословно дорого. Уже много позже после мировой премьеры знакомство нашего рядового слушателя с «12-стрункой» состоялось на концертных выступлениях Александра Розенбаума и Юрия Шевчука («DDT»).
По сравнению с периодом советского прошлого, сегодня 12-струнная гитара уже не считается невидалью. Музыкальные магазины предлагают на выбор покупателей широкий ассортимент гитар приемлемой стоимости. Многие музыканты отдают особое предпочтение «двенадцатиструнке» в качестве аккомпанемента, ведь так они получают более красивое и необычное звучание. Хорошим подспорьем можно считать и то обстоятельство, что для перехода с шести- на двенадцатиструнную гитару нет необходимости переучиваться. Принцип игры идентичный, а звучание – более интересное, с эффектом аккомпанирующей в то же время скрипки (или второй гитары).
Характерные особенности
12-струнная гитара – это всегда инструмент большого размера, изготовленный на основе усиленного корпуса дредноут и джамбо. Главное отличие – увеличенное число струн, идущих попарно (основная струна + дополнительная). Ввиду солидной нагрузки на верхнюю деку и гриф, конструкция гитары требует повышения прочностных характеристик и уширения грифа.
Разумеется, меры по усилению конструкции и необходимость использования качественной древесины сказываются на стоимости гитары, однако не настолько кардинально, чтобы рядовой почитатель 12-струнной гитары не мог позволить себе ее приобрести.
А теперь давайте рассмотрим основные плюсы и минусы 12-струнной гитары по сравнению с 6-струнным инструментом.
Достоинства
— Мелодичность и насыщенность звучания;
— Создается иллюзия аккомпанирования в две гитары (как вариант, гитары со скрипкой);
— Привнесение новизны и разнообразия в ваше музыкальное творчество.
Недостатки
— Дискомфорт для пальцев (нужны дополнительные усилия при зажатии струн);
— Более тихое звучание;
— Потребуется повышенная точность для нажатия на струны;
Особенности настройки
Если вы успешно справляетесь с настройкой 6-струнной гитары, настройка «двенадцатиструнки» также не должна вызвать у вас трудностей. Но несколько рекомендаций могут вам все же пригодиться.
— Чтобы избежать деформации деки и грифа гитары, понадобится снизить натяжение струн. Можно настраивать гитару на полтона (тон) ниже или использовать более тонкие струны. Одновременно ослабленные струны снимут избыточную нагрузку с пальцев левой руки – это особенно актуально для любителей ставить «баррэ». Однако в погоне за сохранностью инструмента и личным комфортом следует знать меру. Ведь если вы произведете настройку более чем на тон ниже, неприятной платой за это станет «расплывчатость» звучания и дребезжание струн;
— Альтернативный способ добиться меньших затрат усилий для зажимания струн – подкрутка анкерного стержня;
— Оптимальный порядок настройки будет таким: сначала настраиваем основные струны и только после них – добавочные;
— Допустимо немного поэкспериментировать со строем. Например, басовые струны настроить в квинту или кварту, а высокие – в терции и септимы;
— Хотите значительно облегчить себе задачу настройки – воспользуйтесь тюнером;
— Не следует перед установкой новых струн целиком снимать отслужившие. Лишенные привычной нагрузки дека и гриф подвергнутся риску деформирования. Заменяйте струны поочередно, а настройку осуществляйте от крайних струн к средним (не парами, а по отдельности). Порядок следующий: вначале 1-я, потом 6-я (основные струны), затем 2-я, 5-я и т. д.
— Настройка парных струн первых 2-х струн осуществляется в унисон с основными. Настройка последующих – на октаву выше основных струн.
Хотите, чтобы гитара прослужила вам долго?
Выше мы уже выяснили, что «12-струнка» априори должна стоить дороже «6-струнки», поскольку в процессе дальнейшей эксплуатации она будет подвергаться повышенным нагрузкам, а значит, древесина, используемая для производства корпуса / грифа, должна быть соответствующего качества. Но как, приобретая инструмент, удостовериться в этом, не будучи специалистом? Совет простой: покупайте гитару уже с натянутыми струнами и настроенную. Вы воочию убедитесь, что все элементы «двенадцатиструнки» выдерживают натяжение струн и обеспечивают желаемое звучание.
Если при посещении музыкального магазина вас будет сопровождать человек, уже имеющий опыт игры на «12-струнке», его помощь вам очень пригодится. Ваш спутник сможет не только сыграть на открытых струнах, но и пройтись по всему грифу, оценивая качество звучания.
Самый выигрышный для вас вариант – выбрать такой инструмент, на котором можно играть сразу (без подкручивания грифа, дополнительного пропила порожков и т. п.).
Чтобы новый инструмент прослужил вам как можно дольше, просто ухаживайте за ним, как привыкли ухаживать за «6-стрункой». Соблюдайте стандартные правила хранения. Настраивайте гитару на тон ниже с использованием каподастра на 1-ом ладу. Благодаря этому гриф вашей гитары не будет деформироваться и сохранится строй.
12 струнная акустическая гитара
12 струнная акустическая гитара является сложным инструментом, используемым истинными мастерами перебора струн. В числе инструментов можно встретить варианты моделей, на которых все двенадцать струн располагаются параллельно. Но настоящей признается только та, у которой они располагаются в два ряда. Струны обязательно должны быть спарены.
История происхождения двенадцатиструнной гитары
Впервые этот вид музыкального инструмента появился в распоряжении исполнителей чуть более ста лет назад. В начале ХХ века подобные модели начали производиться на фабриках «Оскар Шмидт», которые располагались в Соединенных Штатах. Также производство стартовало на фабриках «Ридл».
За основу были взяты: арабский уд, итальянская мексиканский типле и некоторые другие национальные струнные инструменты. Первые десятилетия своего существования инструмент, на который натянуты спаренные ряды, признавался, скорее, забавной экзотикой. Но в пик моды на музыку в стиле фолк в 60-е годы интересное звучание оценили многие исполнители фольклора за счет оригинальной акустики.
Сегодня популярностью пользуется 12 струнная акустическая гитара марки фюрх, изготовленная в Чехии, и легендарного производителя aria, заводы которого находятся на территории Японии. Также музыканты часто выбирают гитары Крафтер и Фендер.
Выбор подобного инструмента предпочитают исполнители акустических произведений. Звучание обогащено дополнительными звуками и обертонами.
Музыкальные фабрики Советского Союза такие модели практически не выпускали.
Правильная настройка двенадцатиструнной гитары
Большое число струн новичка способно напугать. Но в реальности настройка проводится по полной аналогии с привычным шестиструнным инструментом. Важно учитывать высоту расположения струн, которая требуется при натяжении на грифе.
Настройка парных производится по отношению друг к другу:
Настройка в октаву способствует максимальному наполнению звука, но такое выполнение сложнее.
Внимание! При выполнении настройки струны требуется зажимать с двойной силой, так как нужно одновременно удерживать оба парных ряда. Для формирования оптимального звучания при установке используются специальные комплекты, созданные для парных рядов на 12 струн. Просто купить сразу два комплекта для шестиструнки не получится.
При регулировке сначала проводится работа с первым рядом. Далее следует переходить на второй, но учитывать высокое натяжение, способное стать причиной обрывов.
Методика игры
На начальном этапе процесс для новичка сложен. Освоение способа игры не занимает много времени, учитывая, что основой становится привычная техника. Поэтому достаточно быстро происходит переход на второй ряд для создания насыщенности мелодии. Играть следует с использованием аккордов открытого типа. Для успешного исполнения требуется снижать звучание всего лишь на полтона. За счет растянутого расположения элементов на двенадцатиструнке, кисть тоже придется при любом взятии аккордов зажимать сильно, по сравнению с привычным вариантом, «растягивать».
Важно учитывать, что по мере удаления от головки гриф расширяется.
Виды гитарного строя инструмента
При использовании стандартного строя настройка первого ряда проводится на основе классического шестиструнного инструмента. Первая и вторая струны для сохранения типового строя настраиваются в Ми первой октавы. Двенадцатая будет звучать в Ми малой октавы.
Также применяются альтернативные виды строя. Используется регулировка в квинте или кварте для басовых нот. Именно такой способ предпочитает Александр Розенбаум. Для высоких используется терция или септима. Высокое натяжение быстро изнашивает инструмент. Многие исполнители для продления срока эксплуатации предпочитают проводить настройку строев ниже.
Как играть на двенадцатиструнной гитаре
Техника игры на 12 струнной не всегда проста для неопытного исполнителя. За счет сдвоенного ряда:
Процесс упрощается, как только исполнитель привыкает зажимать сразу две струны. Это, в большей мере, относится к использованию технологии перебора, при выборе которой струны не просто зажимаются в двойном экземпляре. При исполнении потребуется наловчиться дергать две струны одновременно.
Основные отличия от шестиструнной гитары
В перечень основных отличий входит:
Есть и другие отличия, с которыми могут столкнуться музыканты на начальных этапах. При этом за счет формирования объемного звука именно двенадцатиструнная гитара является предпочтительной для игры на открытой сцене. Двойной ряд удобен для исполнения проникновенных баллад.
На что стоит обратить внимание при покупке двенадцатиструнной гитары
Приобретать музыкальный инструмент, на котором установлено не 6, а 12 струн, как правило, предпочитают музыканты, исполняющие под гитару свои музыкальные произведения. В числе таких исполнителей Александр Розенбаум, Александр Шевчук и многие другие.
При покупке подобной модели требуется уделить внимание некоторым нюансам. Инструмент относится к категории элитных, стоит дорого. Соответственно, обслуживание, запчасти к акустической 12 струнной гитаре также обойдутся недешево.
Внимание! Некоторые китайские производители предлагают дешевые изделия, но достаточно сказать, что укрепление деки у таких мастеров выполняется просто за счет многочисленных рядов обычной дешевой фанеры.
Короб изготавливается из натурального дерева. В диапазоне менее 10 тысяч рублей инструмент этого типа приобрести невозможно.
В числе советов, которые дают новичкам опытные исполнители, следующее:
Настоящий инструмент всегда отличает высочайшее качество сборки и применение в изготовлении только качественных дорогих материалов.
Для чего двенадцатиструнная гитара
Исторические корни возникновения двенадцатиструнной гитары отыскать нелегко. На право называться её прародителем претендуют и итальянская мандолина, и греческая бузуки, и арабский уд, и испанская вихуэла, и мексиканский типле. Однако все эти инструменты имели несколько иную конфигурацию и размер, при этом струны их были спарены по разному, но, всё же, все они, без сомнения, являются родственниками двенадцатиструнной гитары.
Впервые двенадцатиструнка в том виде, в котором мы привыкли её видеть, появилась в начале двадцатого века. Прагматичные американские мастера итальянского происхождения с фабрик «Оскар Шмидт» и «Ригал», используя традиции производства инструментов со спаренными струнами и взяв за основу стандартные модели шестиструнных гитар своих фабрик, были первыми, кто включил гитару с двенадцатью струнами в свои каталоги. Именно так появилась двенадцатиструнная гитара в её современном виде.
Надо сказать, что американцы оказались образцовыми родителями для своего детища в том смысле, что они сделали всё возможное для популяризации двенадцатиструнки и за пределами своей страны в качестве едва ли не самого идеального инструмента для аккомпанемента. А добивались они своей цели опять же весьма прагматично: во-первых, путем совершенствования самого инструмента, а во-вторых,пропагандируя творчество высококласных исполнителей на нем.
Всё изменилось с возникновением фольклорного бума шестидесятых. Огромное количество молодых талантливых музыкантов обратили свое вни-мание на двенадцатиструнную гитару. Даже великий джазовый музыкант Joe Pass, поддавшись всеобщему увлечению, записал несколько виртуозных соло на этом инструменте. Теперь можно говорить о том, что двенадцатиструнка становится действительно популярным инструментом.
Не остались в стороне и прозводители музыкальных инструментов, а именно: фирма Rickenbacker выпускает двенадцатиструнную электрогитару. Это событие не остается без внимания известных рок- и поп-музыкантов, группы Beatles и Byrds используют в своих записях именно такие двенадцатиструнные электрогитары.
В конце шестидесятых благодаря Тому Петти (Tom Petty) и особенно Лео Коттке (Leo Kottke) игра на двенадцатиструнной гитаре превратилась в высокое искусство, а сам инструмент стал обязательным атрибутом в арсенале любого известного гитариста. Партии двенадцатиструнной гитары мы можем слышать не только на записях вышеперечисленных артистов и групп, но также у Эрика Клэптона (Eric Clapton), Стиви Рэя Воэна (Stevie Ray Vaughn), Роя Орбисона (Roy Orbison), дуэта Simon & Garfunkel, групп Eagles, Queen, Led Zeppelin, Urian Heep и многих других.
Однако по настоящему триумфальное восхождение на сцену двенадцатиструнной гитары в России совпало с появлением на ней Александра Розенбаума и его нетрадиционного стиля исполнения.
Покупка двенадцатиструнной гитары
Несколько аргументов в пользу покупки двенадцатиструнной гитары:
1. Я профессиональный музыкант и именно на сегодняшнем этапе моего твочества мне необходим такой инструмент.
2. У меня достаточно денег и мне не жалко их на хобби, а электрогитару и гитары с нейлоновыми и стальными струнами я уже купил.
3. Я имею склонность к пафосу.
4. Я больше люблю настраивать гитару, чем на ней играть.
5. Мне кажется, что с этим инструментом (особенно, если он черный) я похож на Александра Розенбаума.
Несколько аргументов против:
1. Если это будет ваш первый инструмент и вы собираететсь на нём учиться играть, то в этом случае лучше приобрести 6-ти струнную гитару.
2. Двенадцатиструнка может быть лишь дополнительным инструментом, вторым или третьим, поскольку используют её в основном в аккомпанементе.
Однако от рассуждений перейдем к делу, непосредственно к самой покупке инструмента. Разделим этот процесс условно на несколько этапов:
1. Где купить?
2. Что купить?
3. Что и как следует проверить?
4. Какие необходимы аксессуары?
Вернемся к процессу проверки. С наружной стороны верхней деки крепится подставка и вам необходимо убедиться в том, что между декой и подставкой отсутствует щель. Наличие даже очень тонкой щели на двенадцатиструнной гитаре обязательно приведет к отрыву подставки в дальнейшем. Также необходимо,перевернув гитару, проверить надежность крепления грифа к корпусу гитары. Наличие щели между ними является пред-вестником будущих проблем.
При покупке гитары с так называемой «подзвучкой» (на гитаре установлен пьезодатчик с эквалайзером) придется проверять и её. Для этого необходимо в первую очередь убедиться в том, что в эквалайзер вставлена батарейка, и она исправна. На большинстве гитар для этой цели служит специальная кнопка, при нажатии которой загорается светодиод.
Далее необходимо подключиться к комбику и приступить непосредственно к проверке:
1. Поочередно перемещая движки эквалайзера от максимума к минимуму и наоборот, убедиться, что ни один из них не издает треска;
2. Выставив эквалайзер в нулевое положение, убедитесь в том, что звучание каждой пары струн, взятых по отдельности, не имеет явного провала по громкости. Если же он есть, то значит под этой парой струн находится дефект пьезодатчика и необходимо заменить либо датчик, либо гитару. Если во время проверки комбик начал заводиться, лучше отойти от него подальше, или отвернуться в сторону, т.к. к вашей гитаре этот эффект не имеет отношения и связан с тем, что комбик не предназначен для озвучивания акустических инструментов. А звучащее в комбике радио говорит о том, что «левый» соединительный шнур нужно всего навсего заменить на «фирменный».
Ответ на четвертый вопрос не столь праздный как может показаться на первый взгляд.
тонкий: E(09.09), B(12.12), G(20.09), D(26.12), A(36.20), E(46.26)
средний: E(10.10), B(14.14), G(23.08), D(30.12), A(39.18), E(47.27)
толстый: E(11.11), B(15.15), G(23.09), D(30.13), A(40.18), E(50.28).
После того, как старые струны удалены, приступим к установке новых. Очевидно первым шагом должна стать визуальная оценка вашего инструмента на наличие дефектов, возникших после последней аналогичной процедуры, что в значительной степени убережет вас от травматизма, вызванного обрывом струны при установке. Для этого необходимо убедиться в том, что за рассматриваемый период времени на колках не образовались дефекты, способные привести к обрыву струны (при обнаружении попытаться ликвидировать их или заменить колок), а также проверить конуса на наличие трещин и надломов. При положительных результатах проведенных исследований можно перейти непосредственно к установке новых струн. Схема установки конуса со струной в подставку не требует специальных пояснений, за исключением одного замечания: никогда не пытайтесь забивать конус в подставку при помощи тяжёлых предметов.
Внимание. Струны на двенадцатиструнной гитаре устанавливаются в строго определенном порядке (см. схему ниже), нарушение которого может привести к неприятностям при настройке. Неприятности эти связаны с конструкцией верхнего порожка, а именно с тем, что прорези на нем долж-ны обеспечивать свободное перемещение струны. Следовательно, если поменять местами толстую и тонкую струны, то толстая струна перемещаться явно не сможет, а тонкая расположится ближе к накладке и начнет бряцать об лады. То же можно сказать и об установке более толстого комплекта струн. Прежде чем переставлять струны проверьте, годится ли ваш порожек для такого диаметра струн.
В качестве наглядного пособия используем схему настройки шестиструнной гитары и адаптируем её к двенадцатиструнке. В дальнейшем эта схема поможет вам в доступной манере освоиться с альтернативными строями. Итак, приступаем к стандартной настройке в соответствии со схемой.
Внимание. Никогда не настраивайте шестую струну сразу в камертон. Она у вас обязательно лопнет, т.к. имеет самое сильное натяжение. Открытая шестая струна должна звучать в унисон с первой и второй струнами прижатыми на третьем ладу. Таким обра-зом шестая струна двенадцатиструнной гитары натя-нута сильнее любой из струн обычной шести-струнки.
Техника игры на двенадцатиструнной гитаре
Разобравшись с настройкой двенадцати- струнной гитары, попытаемся сконцентри-ровать свое внимание на исполнении. Игра на двенадцатиструнной гитаре очень напоминает игру на шестиструнной тем, что касается строя и аккордов, но есть и своя специфика. Как правило вся эта специфика связана с борьбой с «неудобствами», которые возникают в процессе игры на двенадцатиструнной гитаре. Самым очевидным «неудобством» являются спаренные струны и связанный с этим примерно двухнедельный период адаптации, как правой, так и левой руки. Остальные же «неудобства» не столь очевидны и связаны прежде всего с конструктивными особенностями инструмента.
Одним из наиболее простых и эффективных способов преодоления трудностей является использование аккордов с открытыми струнами. Если все эти аккорды вам хорошо знакомы, то вам повезло, и вы на полпути к успеху.
Использование иных строев не рекомендуется из-за того, что они связаны с сильной перетяжкой струн, а это может привести к выходу инструмента из строя (отрыв грифа или подставки). Существуют также варианты строя, в которых перестраивается одна или несколько басовых струн.
Внимание. При использовании на двенадцатиструнной гитаре альтернативного строя, требующего повышенного натяжения струн, необходимо перейти на использование струн более тонкого калибра.
Наиболее раскрученным примером альтер-нативного строя в нашей стране является строй G, т.к. именно он используется при аккомпанементе Александром Розенбаумом.
Зачем нужна 12-струнная гитара
Принято считать, что гитара имеет шесть или семь струн, но есть мастера, которые отдают предпочтение двенадцатиструнным красавицам. Чаще ценителями этого типа инструмента становятся барды. Среди современных музыкантов можно выделить Юрия Шевчука и Александра Розенбаума.
Усиленные корпуса делают гитару более массивной по сравнению с классической версией. Но, все же, основным отличием является наличие 12 струн. Остальное строение инструмента стандартное и вопросов не вызывает. 12-струнная гитара имеет шесть основных и шесть добавочных струн. Как следствие, струны крепятся на более широком грифе. Особое внимание уделяется прочности материалов, выбор для 12-струнных гитар останавливается на корпусах джамбо и дредноут.
Типы корпуса
Корпус dreadnaught отличается воспроизведением музыки с басами, позволит «поиграть» с аккордами, добавит рока в любую мелодию. Jumbo характеризуется большими размерами, добавляет оркестрового звучания. Наиболее часто среди 12-струнных гитар встречается модель с корпусом джамбо. Выбор именно такого типа корпуса обуславливается сочностью музыки, которую дает массивная крепкая конфигурация. Гитары такого типа позволяют воспроизвести мелодии любого жанра.
Магазин музыкальной техники предлагает совершить покупку гитар с 12-ю струнами на 200-300 долларов дороже классической версии инструмента. Цена оправдана, экономить не стоит, в противном случае придется часто обращаться к мастеру. Более дешевые версии создаются при помощи утолщения всех элементов, что искажает звук до неузнаваемости. Удовольствия от игры на такой гитаре практически не будет.
Положительные стороны гитары в 12 струн
Самый главный плюс, который может подарить 12-струнная гитара – это звук. Тонкое звучание добавочных струн создает эффект игры на скрипке. Таким образом, этот инструмент совмещает по восприятию два струнных брата, выражая особую красоту и утонченность любого произведения. Двенадцатиструнная гитара используется как для аккомпанементов, так и для сольных выступлений, в том числе и на сцене.
Стоит отметить, что такая гитара настраивается так же, как и классическая, с одним отличием – добавочные струны должны быть на октаву выше.