Для чего едят просвирку

Почему мне дали большую просфору?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Вопрос читателя:

Добрый день, батюшка! После причастия батюшка дал мне большую просфору. Я постеснялась спросить, почему именно мне? Объясните, пожалуйста. Заранее спасибо.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Для чего едят просвирку. Смотреть фото Для чего едят просвирку. Смотреть картинку Для чего едят просвирку. Картинка про Для чего едят просвирку. Фото Для чего едят просвирку

Божие на Вас благословение! Дорогая Татьяна, сердечно поздравляю с Причастием! Сначала немного расскажу о просфорах, потом отвечу на сам вопрос. Думаю, так ответ будет полнее.

Просфоры — это хлеб, который участвует в совершении Евхаристии, есть просфоры большие и малые.

Большие просфоры — это 5 просфор большого размера, которые участвуют в приготовлении Евхаристии. Частицы, вынутые (т. е. вырезанные) из просфор на проскомидии, изображают всю полноту Церкви. 5 просфор — Агничная (символизирует Христа), антидор (часть агничной просфоры, которая не участвует в богослужении и обычно раздается вместе с запивкой после причастия), Богородичная (с печатью МАРИЯ или образом Божией Матери), Девятичинная (посвященная святым), Заздравная (из нее вынимают частицы за всех, кто участвует в Литургии, страну и народ) и Заупокойная (за всех умерших православных христиан). В совокупности 5 больших просфор изображают полноту Церкви. Подробнее об этом можно прочитать по ссылке.

Малые просфоры раньше люди выпекали сами и приносили в храм, а теперь их пекут при храме. Смысл в том, что из них вынимаются частички за тех людей, чьи имена поданы в записках на Проскомидию (потому что вынимаются во время Проскомидии).

В конце Литургии священник со словами «отмый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Твоею честною» ссыпает все эти частицы в Чашу с Кровью Христа.

Раньше малые просфоры с вынутыми частичками возвращались тем, кто их испек, сегодня их раздают участникам литургии без разбора, кому какая просфора достанется.

А вот большие просфоры, поскольку они остаются в алтаре, раздает священник. Кому он отдаст просфору — это ситуативно. Бывает, что большие просфоры раздают именинникам, тем, у кого день рождения, или тому, у кого что-то случилось, чтобы поддержать. Немного о просфорах есть в материале Для чего дают просфору? Думаю, Вас священник хотел поздравить с причастием, поэтому и подарил просфору, чтобы особо отметить день причастия и продлить Вашу радость.

Употреблять большую просфору нужно так же, как и обычную — натощак, после молитвы на принятие святой воды и просфоры, можно со святой водой. Если она очень большая, можно разделить ее на части и съесть за несколько дней или поделиться с кем-то еще и таким образом разделить радость.

Источник

Просфоры

Другие названия: просфорки, просвирки, артос

Что такое просфора?

Разновидности просфор

Просфоры делятся на служебные и поминальные. Первые имеют гораздо больший размер, нежели вторые.

Служебные просфоры

В Русской Православной Церкви служат на 5 просфорах. Это:

Оттиск в верхней части Агнца несет на себе надпись: IC XC NI KA, что означает: Иисус Христос – Победитель. Части этой монограммы располагаются по сторонам от четырехконечного равностороннего креста.

Для чего едят просвирку. Смотреть фото Для чего едят просвирку. Смотреть картинку Для чего едят просвирку. Картинка про Для чего едят просвирку. Фото Для чего едят просвирку

Оставшиеся после вырезания Агнца края просфоры нарезают мелкими кусочками и раздают верующим после службы. Это антидор. В переводе на русский язык это греческое слово означает «вместо дара»: он как бы в малой мере заменяет собой Причастие для тех, кто почему-либо не смог приступить к Таинству. Антидор символизирует одежду Христову, в то время как освященный Агнец – это само Тело Христово.

Для чего едят просвирку. Смотреть фото Для чего едят просвирку. Смотреть картинку Для чего едят просвирку. Картинка про Для чего едят просвирку. Фото Для чего едят просвирку

Для чего едят просвирку. Смотреть фото Для чего едят просвирку. Смотреть картинку Для чего едят просвирку. Картинка про Для чего едят просвирку. Фото Для чего едят просвирку

У православных греков традиция другая: там проскомидия совершается на одной большой просфоре, оттиск на которой разделен для удобства служащего священника на несколько частей.

Поминальные просфоры

Для чего едят просвирку. Смотреть фото Для чего едят просвирку. Смотреть картинку Для чего едят просвирку. Картинка про Для чего едят просвирку. Фото Для чего едят просвиркуИз поминальных просфор вынимают частицы с молитвой о людях, попросивших у священника ходатайства перед Богом. В современной России эта просьба, как правило, осуществляется в виде поминальной записки, которую подают за свечным ящиком.

Изображения, наносимые на малые, поминальные, просфоры могут быть различными. Наиболее распространены малые просфоры с таким же оттиском, как на Агнце. Любимы благочестивым народом просфорки с монограммой Пресвятой Богородицы.

При некоторых храмах и монастырях выпекают просфоры с изображениями святых и Богоматери, а также основных событий Священной истории. Священнослужители относятся к таким просфорам по-разному, а простые верующие обычно радуются, когда им попадается просфорка с иконой.

Встречаются и довольно необычные сюжеты печатей для просфор, связанные с конкретными святынями Православия. Например, «Стопа Пресвятой Богородицы» – из Почаевской Лавры, где почитанием пользуется след Пречистой Девы, отпечатавшийся на камне во время Ее явления в XIII столетии.

Артос

Для чего едят просвирку. Смотреть фото Для чего едят просвирку. Смотреть картинку Для чего едят просвирку. Картинка про Для чего едят просвирку. Фото Для чего едят просвиркуОсобое место среди произведений православной просфорни занимает артос – квасной хлеб, освящаемый на Пасху. Этот хлеб стоит в храме перед иконостасом всю Светлую седмицу, его носят в пасхальные крестные ходы. Артос как бы вбирает в себя благодать главного христианского праздника. В Светлую субботу после Литургии его раздробляют и раздают верующим для благоговейного вкушения. По традиции на артос наносится образ Воскресения Христова или изображение креста с надписью «Христос воскресе».

Символическое значение артоса таково. По Воскресении Христовом апостолы жили, веря в постоянное присутствие в своей жизни Божественного Учителя. Собираясь на трапезы, они оставляли одно место незанятым – для Господа Иисуса Христа, и клали на это место хлеб, а затем разделяли его между собой как святыню. Так и мы должны всегда помнить о незримом присутствии Божием.

Форма и внешний вид просфор

Любая просфора состоит из двух частей – верхней и нижней. Верхняя часть символизирует Божественную природу Христа, а нижняя – человеческую. Верхняя половина просфоры украшается оттиском, который наносят на сырое тесто, используя для этого специальную печать.

Поскольку главная просфора – Агнец – становится Телом Христовым, полагается выпекать просфоры такими, чтобы их цвет напоминал оттенок человеческого тела.

Для чего едят просвирку. Смотреть фото Для чего едят просвирку. Смотреть картинку Для чего едят просвирку. Картинка про Для чего едят просвирку. Фото Для чего едят просвирку

Духовно-символическое значение

Главное приношение православных христиан Богу это Божественная литургия. Просфоры используются для величайшего из Таинств Церкви – Евхаристии. Поэтому их выпекание издревле считается в Церкви делом особым, сродни иконописанию. Просфоры пекут с молитвой, пребывая в душевной и телесной чистоте.

Источник

Для чего едят просвирку

Как готовят просфоры?

Предлагаем вам заглянуть в просфорную Троице-Владимирского собора, где еженедельно выпекают более тысячи просфор — не только для нашего прихода, но также для пяти сельских подворий Михаило-Архангельского мужского монастыря в с. Козиха.
Заведует просфорной Елена Богданова, известная многим нашим прихожанам и подписчикам по программе «Ангела за трапезой», где она делится рецептами постной кухни. Под руководством Елены Александровны в просфорной работают 5 человек.

Самая опытная просфорница — Галина Федоровна трудится на этом послушании почти 15 лет. По благословению настоятеля собора — сегодня епископа Нижнетагильского и Невьянского Феодосия она стала выпекать просфоры в 2007 году. Тогда Троице-Владимирский собор еще строился, а просфорная ютилась в небольшом приспособленном помещении. Сейчас просфорная находится в помещении, оснащенном необходимым оборудованием, в отдельном здании на территории собора.

Секрет выпекания просфор не только в оборудовании, но в ответственном и благоговейном отношении к своему послушанию, ведь просфора — это хлеб, предназначаемый для Евхаристии, символ Иисуса Христа.

«Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все.»

Просфора состоит из двух частей, символизирующих два естества Иисуса Христа – Бога и человека. Каждая часть поначалу изготавливается отдельно, а потом их соединяют. Круглая форма просфоры символизирует знак вечности и что сам человек сотворен для вечной жизни.

Как обращаться с просфорой?

Освященная в алтаре просфора, из которой вынута частичка, является святыней, и относиться к ней нужно с благоговением. Если вы не скушали ее в ближайшие пару дней хорошо разделить просфору на части, просушить и хранить в специальном мешочке из ткани, в святом углу рядом с иконами. Оттуда она берется каждое утро для потребления натощак с молитвой и благоговением, запивая святой водой.

Если в результате небрежности освященный хлеб испортился, то его необходимо сжечь (самостоятельно или принести на сожжение в ближайший храм), а в будущем позаботиться о более тщательном хранении святыни, т.к. небрежное отношение к святыне является грехом.
Просфоры очень любят дети. В то же время, необходимо с ранних лет приучать их к благоговейному отношению к святыне. Следите за тем, чтобы ребенок не выбросил или не выронил просфору, не крошил святой хлеб.

Какая может быть польза от принятия просфоры?

Среди верующих существует благочестивая традиция – после утренних молитв каждый день натощак вкушать святую воду и просфору (антидор, артос). Таким образом мы получаем благодатную помощь Святого Духа в наступающем дне и соприкасаемся с той пасхальной радостью, которой пронизана каждая Божественная литургия.

В молитве на принятие просфоры и святой воды содержатся такие слова:

«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь».

Если человек с верой и благоговением употребляет просфору и святую воду, то получает просимое в этой молитве.

Источник

О частицах, вынимаемых на проскомидии

«И будет едино стадо и един Пастырь» (Ин. 10: 16).

Утверждение униатов, что якобы эти частички пресуществляются в Тело Христово, есть отражение католической догматики

Обратное же утверждение, что якобы эти частички пресуществляются в Тело Христово, которое официально исповедуется у униатов с Замостского собора 1720 года, есть ничто иное, как отражение католической догматики, отрицающей нетварность Божественных энергий, в соответствии с учением философа-платоника Варлаама Калабрийского. Согласно католическому вероучению, святые соединяются с Богом посредством твари, то есть, по сути, никакого непосредственного соединения с Богом не происходит, а, следовательно, не происходит и спасения. Или же требуется признать соединение святых с Богом по существу, что будет несомненно являться грубым языческим политеизмом. Но, как ни парадоксально, на самом деле невозможность непосредственного соединения с Богом и соединение с Богом по существу – философски одно и тоже. Платонизм, с его радикальным разделением матери и духа (дуализм) и вечностью обоих, и синтезированный с аристотелизмом неоплатонизм, с его эманацией божества, – по сути дела тождественны и исповедуют одну единую субстанцию бытия – божество-космос-тело, начиная с тонкого небесного и заканчивая тяжелым земным (отсюда выходит размывание четкой границы между Творцом и тварью, обезличивание Бога и отрицание акта творения из ничего).

Для чего едят просвирку. Смотреть фото Для чего едят просвирку. Смотреть картинку Для чего едят просвирку. Картинка про Для чего едят просвирку. Фото Для чего едят просвирку

Частицы эти освящаются, но не пресуществляются в Тело Христово

Причащаемся мы от единой Жертвы Христа, а не от жертв святых

Подобный пример – возношение Богородичной просфоры в «чине о Панагии». Просфора освящается, но не претворяется ни в Тело Христово, ни в тело Богородицы. Вкушающие от нее освящаются по молитвам Богородицы, но, разумеется, причащением это не является.

Вся Божественная литургия наполнена глубочайшим богословским символизмом и содержит в себе все без исключения тайны домостроительства нашего спасения, чтобы чада церковные, молитвенно взирая на них, приобретали божественные познания в исполнении заповеди Христовой творить сие в Его воспоминание (Лк. 22: 19).

17 сентября 2014 г.

[1] Мф. 26: 26-27; 1 Кор. 10: 16-17; Дидахе, 9.

[2] Архимандрит Киприан (Керн). Евхаристия. Символика чина «теплоты».

[3] Печатнов В.В. Божественная литургия в России и Греции. Гл. 2. Подготовительная часть Божественной литургии.

[4] «Христос прошел в этом мире путем Жертвы, и всех нас Он призывает следовать за Ним – путем самоотречения и жертвы. Все служение Богу и благоугождение Ему основано на жертве, и без жертвы оно невозможно. Если мы посмотрим на любую христианскую добродетель, на любое христианское делание, то увидим, что все это есть не что иное, как жертва. Пост, молитва, послушание, монашеская жизнь, хождение в храм, милостыня и благотворение – все это наша жертва Богу». (Цит. по Священник И. Павлов. «В начале было Слово. Сто избранных проповедей»).

[5] Авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания. Толкование некоторых изречений святого Григория о святых мучениках.

[6] Служебник, 1995. Божественная литургия Иоанна Златоустаго, с. 159: «А от части пресвятыя Богородицы, или девятиих чинов святых, или иных, елико во святем дискосе суть, никакоже кого да причастиши».

[7] Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. Филиокве (filioque) как основа латинского платонизма (аристотелизма).

[8] Причащаемся же мы Тела и Крови Христа – всей Его телесности и всей Его Крови, так как в каждой частице Святых Даров – весь Христос. «Хотя и разделяется, но остается нераздельным и нераздробляемым и весь обретается в каждой отдельно взятой части» (святитель Герман Константинопольский). «Веруем, что в каждой части до малейшей частицы преложенного хлеба и вина находится не какая-либо отдельная часть Тела и Крови Господней, но Тело Христово, всегда целое и во всех частях единое, и Господь Христос присутствует по Существу Своему, то есть с Душой и Божеством, как совершенный Бог и совершенный человек» (Послание Восточный патриархов). Однако приобщаемся Христу энергийно и в меру возраста исполнения Христова (Еф. 4: 13) воплощаем в себе Бога, усваивая благодать и восстанавливая в себе падший образ Божий. Костей же Христовых мы не причащаемся, а только Тела и Крови. Так по преподобному Максиму Исповеднику, нераздробляемые Его Кости представляют собой сокрытые логосы Божественной Сущности (Символ и таинство в богословии св. Максима исповедника, 377 D-380 A (Laga-Steel, 239, 25-241, 50). [р.п. II, 94]). Сущность Божия для твари остается недоступной.

[9] 1 Кор. 12: 25-27; «Верую в Святого Духа, Святую Вселенскую Церковь, общение святых, прощение грехов, воскресение тела, жизнь вечную. Аминь» (Апостольский символ веры).

[10] Симеон Солунский. О священной литургии. Гл. 94. О частицах, приносимых в предложении за святых и за всех благочестивых.

[11] Симеон Солунский. О священной литургии. Гл. 94. О частицах, приносимых в предложении за святых и за всех благочестивых.

[12] Книга правил. 8-е правило Феофила Александрийского.

[13] «Антидор есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их» (св. Симеон Солунский).

Источник

Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери г.Брест

приходской сайт

Для чего едят просвирку. Смотреть фото Для чего едят просвирку. Смотреть картинку Для чего едят просвирку. Картинка про Для чего едят просвирку. Фото Для чего едят просвирку

О священном хлебе. Просфора, Артос, Антидор

Для чего едят просвирку. Смотреть фото Для чего едят просвирку. Смотреть картинку Для чего едят просвирку. Картинка про Для чего едят просвирку. Фото Для чего едят просвирку

Наверное, с тех самых пор, как вообще существует язык человеческий, слово «хлеб» звучало и мыслилось отнюдь не только в собственном значении. Это великое слово означало все, что обеспечивает существование, жизнедеятельность человека, все потребное, без чего нормальная, полноценная жизнь невозможна. Таким образом, изначально хлеб был не только продуктом питания, в нем заключались и великий смысл, и высокая символика.

Произнося над согрешившим праотцем нашим Адамом столь же непреложный, сколь и праведный приговор, Господь сказал: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19). И в этих высочайших словах «хлеб» также означает все нужное и для тела, и для души.

Хлеб – одно из важнейших жертвоприношений Единому Истинному Богу от народа Израилева. Место для хлебного предложения отводилось особое – стол в святилище пред Святая Святых. «И полагай на стол хлебы предложения пред лицем Моим постоянно» (Исх. 25, 30). Стол с двенадцатью хлебами предложения, как и кадильный алтарь, находился в святилище Ветхозаветной скинии. В Иерусалимском храме стол был позлащен.

Минули тысячелетия, и мы, православные христиане, сподобились вкушать вышеестественный хлеб Тела Христова в Таинстве Святого Причащения. Однако и этот хлеб дается нам в поте лица: для его вкушения нам необходимо потрудиться в покаянии и посте, а если Бог даст, то и слезы пролить. А ведь и сами же христиане могут стать и становятся хлебом духовным для мира сего.

Хлеб, который силою Божией пресуществляется в Тело Христово – это церковная просфора. Ветхозаветный хлеб предложения – ее прообраз. В переводе с греческого, слово «просфора» означает «приношение». В древности лучшие хлебы приносили в храм. Часть их предназначалась для совершения Таинства Евхаристии, другая же часть вкушалась на братской вечере (агапе).

Просфора в нынешней Церкви — это небольшой, круглый хлебец, приготовляемый только из квасного пшеничного теста. Она двухсоставна (имеет верхнюю и нижнюю части) в напоминание о единстве двух природ, Божественной и человеческой, в Господе Иисусе Христе. Верхняя часть просфоры запечатлевается печатью с изображением четырехконечного креста со словами «IC.XC.NI.KA», означающими «Иисус Христос побеждает». Примерно такой же вид имела просфора уже в IV веке, о чем упоминают Епифаний Кипрский и Север Александрийский. В Русской же Православной Церкви вид просфоры остается неизменным с 1667 года.

Для чего едят просвирку. Смотреть фото Для чего едят просвирку. Смотреть картинку Для чего едят просвирку. Картинка про Для чего едят просвирку. Фото Для чего едят просвирку

Итак, просфора — это церковный хлеб, употребляемый для Богослужения и поэтому требующий особо благоговейного обращения. Во время совершения проскомидии записки (говоря по-церковному, поминовения) вместе с просфорами передаются в алтарь, где священнослужители, прочитывая — поминая — их, вынимают при этом частицы из просфор. В определенный момент Божественной Литургии эти частицы погружаются в Чашу с Телом и Кровью Христовой; при этом священник произносит такие слова: «Отмый (омой), Господи, грехи зде (здесь) поминавшихся Честною Твоею Кровию молитвами святых Твоих». Таким образом, душам поминавшихся о здравии и о упокоении подается особая Божия благодать. Просфора, из которой вынута частичка для совершения Евхаристии, освященная в алтаре — большая святыня. Эта святыня — наша маленькая жертва Господу Богу нашему — приносит вкушающим ее христианам душевное и телесное здравие, просвещение ума.

Для чего едят просвирку. Смотреть фото Для чего едят просвирку. Смотреть картинку Для чего едят просвирку. Картинка про Для чего едят просвирку. Фото Для чего едят просвирку

Во время Божественной Литургии из одной просфоры (агничной) особым образом вырезается прямоугольная часть — Агнец, который впоследствии будет пресуществлен в Тело Христово. Обрезанные части агничной просфоры называются антидором и в конце Литургии раздаются молящимся. Греческое слово «антидор» происходит от греческих же слов «анти» — «вместо» и «ди орон» — «дар», то есть точный перевод этого слова – «вместо дара».

«Антидор, — говорит святой Симеон Солунский, — есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их».

Обычай раздавать антидор возник, по-видимому, в те времена, когда исчезла древняя традиция причащения всех присутствующих на Литургии. В древней Церкви каждый присутствовавший на Литургии считал обязанностью причащаться. Даже те, которые не могли присутствовать на Божественной Вечери, считали слишком тяжелым для себя лишение Святых Даров. Но впоследствии такая ревность ослабла, как оскудела и любовь к Господу Иисусу Христу. Многие совсем оставляли Божественную Литургию, а из тех, кто приходил, большей частью не принимали участия в Божественной Вечери.

Первое свидетельство о раздаче частиц антидора не причащавшимся Святых Тайн относится к VII веку и содержится в правилах IX Камнетского Собора в Галлии.

В Восточной Церкви упоминание об антидоре впервые появляется не ранее XI века. Древнейшим можно считать свидетельство «Изъяснения на литургию» Германа Константинопольского по списку XI века. Согласно указанию Кормчей, антидор не преподается неверным и находящимся под епитимиею.

Слово артос (по-гречески – «квасной хлеб») — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.

Для чего едят просвирку. Смотреть фото Для чего едят просвирку. Смотреть картинку Для чего едят просвирку. Картинка про Для чего едят просвирку. Фото Для чего едят просвирку

Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с образом Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе — они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что Апостолы оставляли за столом часть хлеба — долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней — и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. На солее, против Царских врат, на уготованном столе или аналое полагают артос. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются. После каждения вокруг стола с установленным артосом священник читает особую молитву. Затем он окропляет артос святой водой. Аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое перед иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.

В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса. Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как величайшая святыня.

Еще один вид освященного хлеба — тот, который раздается молящимся за всенощным бдением накануне больших праздников. Ранее вечерние богослужения длились довольно долго, и для подкрепления сил христиане вкушали хлеб. Сейчас, хотя продолжительность служб сократилась, этот обычай остался.

О вкушении просфоры, антидора и артоса

Просфора потребляется утром, натощак, с молитвой и благоговением так, чтобы ни одна крошечка не упала.

По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого и получает небесное освящение.

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».

Просфору и артос хранят в святом углу возле икон.

Нам непременно следует помнить, что все, соприкасающееся со святыней, требует особого, внимательного и аккуратного обращения. Так, бумагу, в которую завернута бывает просфора или артос, следует обязательно сжигать. Дома же мы должны хранить освященный хлеб с подобающей бережностью, в определенном месте. И все же — прости нас, Господи! — как часто по небрежности, забывчивости или этакой «привычке» к обращению со святынями мы допускаем и неаккуратное их хранение, и неправильное потребление, забываем в Храме. Если просфору или частичку артоса нельзя потребить (появилась плесень или еще по какой-либо причине) нужно принести ее в Храм и отдать на сжигание.

Издавна существует благочестивая традиция шить для ношения и хранения просфор специальные маленькие сумочки на шнурках или узкой тесьме. Если есть такая сумочка, то пропадает надобность в каких-то временных пакетиках, пропадает опасение, что просфора может быть случайно уронена и проч. Сумочки часто называют «просфорницами» или «просфорничками», изысканно украшают бисером, вышивкой, лентами. Купить их можно в церковных лавках.

Пусть все сказанное выше послужит нам еще одним напоминанием о том, что благоговейная бережность не просто вменяется нам в обязанность. Мы должны воспитывать в себе искреннее желание, благую волю к тому, чтобы и хранить, и потреблять святыню так, как это подобает святыне.

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Господи, Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода, во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *