Для чего экономисты строят модели
1.3 Роль моделирования в экономике
Экономические теории используются для производства нетривиальных выводов относительно хозяйственных отношений между людьми и развития экономики государства. Мир взаимодействий между людьми бесконечно сложен, и для того, чтобы иметь возможность сделать выводы и дать предсказания, экономист вынужден идеализировать этот мир, строя модели и вводя предпосылки. Экономист Милтон Фридман считал, что экономические модели не должны обязательно строиться на реалистичных предпосылках. Самое главное, что они должны делать, это давать нетривиальные выводы относительно взаимодействий между людьми, и рекомендации политикам по улучшению этих взаимодействий, выходу из тупиковых ситуаций.
Главная цель моделирования – объяснить сложные феномены окружающего нас хозяйственного мира. Чтобы это сделать, учёные прибегают к упрощению, выделяя параметры, которые они хотят наблюдать и объяснить, и оставляя все прочие параметры за рамками исследования. Экономистов ругают за то, что их модели сводят сложность и глубину личности человека к рациональному максимизирующему поведению. Но если мы отбросим эти модели, мы рискуем остаться вообще ни с чем – все же модели, пусть даже и нереалистичные, помогают рассуждать о реальном поведении человека и делать полезные выводы. В качестве аналогии можно привести средневековые карты, которые также являются моделями, упрощенным представлением реальности. Эти карты сейчас вызывают у нас улыбку, но когда-то они очень помогли людям исследовать окружающий мир.
Экономические модели можно построить двумя способами.
1. 1 способ идет от наблюдений. Ученый наблюдает поведение экономических переменных на длительном промежутке времени и собирает статистику. Получаются временные ряды данных, по которым можно сделать выводы о зависимостях между экономическими переменными. Например, если потребление человека растет со временем, и доход человека растет со временем, то экономическая модель, построенная на наблюдениях, будет содержать положительную зависимость между потреблением и доходов. В чем беда подобных моделей? Они не объясняют, почему существует положительная зависимость между потреблением и доходом. Может быть, потребление зависит от дохода. А может быть, доход зависит от потребления. Но скорее всего, обе этих показателя зависят от набора третьих переменных. И изменение в этих третьих переменных может привести к тому, что существовавшая ранее положительная зависимость между потреблением и доходом может не повториться в будущем. Иными словами, нам никогда не хватит размера наблюдаемой выборки данных, чтобы быть полностью уверенными в выводах, которые мы хотим сделать. Это так называемая «проблема индукции».
Индукция – переход от частных наблюдений к общим выводам. Например, если я вижу одного белого лебедя, потом еще одного, и вообще за свою жизнь я вижу только белых лебедей, то я делаю вывод, что ВСЕ лебеди белые. Это типичное индукционное знание. Или, например, если в Москве летом зелено, а зимой лежит снег, и в Петербурге также, а я побывал только в Москве и Петербурге, то я делаю вывод, что ВЕЗДЕ летом зелено, а зимой лежит снег. Индукционные знания всегда асимметричны. Миллиона наблюдений нам не хватит для того, чтобы подтвердить нашу теорию, и лишь одного контрпримера нам хватит для того, чтобы ее опровергнуть. Это проблема индукционного знания, по-другому она формулируется как «проблема черного лебедя».
В средневековой Европе считалось, что все лебеди являются белыми. Просто потому что на протяжении многих веков европейцы видели только белых лебедей. Это знание было разрушено, когда была открыта Австралия, и в ней обнаружили черных лебедей.
Почему вообще тогда существует тип моделирования, который основан на обобщении наблюдаемых фактов? – Потому что у нас пока что нет идеальной теории всего, которая объяснила бы все наблюдаемые явления из первых принципов, и иногда нужно позволять данным «говорить самим за себя».
При этом нужно быть очень аккуратным при попытках установить причинно-следственную связь между явлениями. Важная ошибка, которой подвержены почти все люди, в том числе и ученые, состоит в путанице корреляции (correlation) и причинно-следственной связи (casualty). Проблема является такой важной, что ее необходимо рассмотреть более подробно здесь, в вводной части данного пособия.
Корелляция – это ситуация, когда две переменные показывают определенную связь в поведении на каком-то промежутке времени. Например, если переменная А и переменная В растут с течением времени, то между ними существует положительная корреляция. Если переменная А растет, а переменная В падает с течением времени, то между ними существует отрицательная корреляция. Когда ученый обнаруживает такое устойчивое поведение переменных, у него часто возникает соблазн установить причинно-следственную связь между ними, что может привести к фатальным ошибкам. Причинной связи может не быть вообще или же она может работать в обратную сторону.
Второй способ моделирования можно назвать теоретизированием, и он больше отражает суть экономической науки.
Человеческое поведение является сложным, и про него мы пока что знаем не так уж и много. Строя модели, пользуясь способом логических и математических обобщений, важно не утратить связи результатов модели с реальностью. Большинство экономических моделей, основанных на логических обобщениях, на текущий момент исходят из предпосылки о рациональном поведении человека. Несмотря на то, что многие исследователи ругают сложные автоматизированные модели, основанные на рациональном поведении экономических агентов, альтернативу им на текущий момент найти трудно. Ученые просто не имеют на текущий момент тех инструментов, которые позволили бы включить сложные аспекты человеческого поведения, например, эмоции, в экономические модели. Хотя пионерные работы в этом направлении уже проведены, и они обобщены в новую дисциплину – поведенческая экономика.
Еще одна проблема, характерная для эконометрических исследований – это путаница корелляции и причинно-следственной связи. Корелляция – это ситуация, когда две переменные показывают одинаковое поведение во времени. Например, если переменная А и переменная В растут с течением времени, то между ними существует положительная корелляция. Если переменная А растет, а переменная В падает с течением времени, то между ними существует отрицательная корелляция. Когда ученый обнаруживает такое устойчивое поведение переменных, у него часто возникает соблазн установить причинно-следственную связь между ними, что может привести к фатальным ошибкам. Например, экономист наблюдает за поведением двух переменных: уровнем капитала в экономике и темпом экономического роста. На протяжении нескольких десятилетий уровень капитала в экономике рос, а темп экономического роста устойчиво повышался. Ученый делает вывод о том, что причина экономического роста заключается в уровне капитала, и дает политикам рекомендацию: поддерживайте рост капитала, и вы обеспечите рост экономики. Политики так и делают, однако через какое-то время рост экономики замедляется, а потом становится и вовсе отрицательным. Политики, как обычно, ругают экономиста, и нанимают новых экономических советников. Что было не так в выводах экономиста? Он принял корелляцию между переменными за их причинно-следственную связь. Возможно, на обе этих переменных влияла третья переменная, ускользнувшая от внимания экономиста. И как только она поменяла свое поведение, корелляция между экономическим ростом и уровнем капитала в экономке разрушилась.
2 Этот феномен называется стагфляцией.
Для чего экономисты строят модели
Построение экономической модели является весьма распространенным способом анализа и прогнозирования экономической ситуации. Причем применять экономические модели может как на уровне обычного предпринимателя, либо инвестора, так и на уровне крупных компаний, государств и при изучении процессов, происходящих в мировой экономике.
Суть экономического моделирования заключается в построении упрощенной схемы процессов, протекающих в определенной области экономики и выделение наиболее важных факторов в компактной и сжатой форме.
Построение экономической модели требует соблюдения ряда факторов, к ним относятся:
— реалистичность принимаемых допущений
— достаточное информационное обеспечение
— возможность практической проверки.
В различных случая, разные комплексы этих требований являются приоритетными, построить модель, полностью соответствующую всем им достаточно сложно и потребность в этом возникает достаточно редко. Это связано с тем, что главной целью экономического моделирования является практическое применение моделей и в зависимости от требований, меняться и приоритетные требования к свойствам модели.
Процесс построения экономической модели проходит ряд этапов. Основных этапов три:
Переменные – конкретные данные, которые и составляют основу модели, их разделяют на экзогенные и эндогенные. То есть внутренние и внешние. Допущения позволяют упростить ряд процессов, протекающих в модели и таким образом упростить саму модель, ускорить процесс ее создания.
В наше время наиболее распространены два вида экономических моделей – равновесные и оптимизированные. Оптимизированные применяются в основном при маркетинговых исследованиях, исследованиях рынка. В таких моделях чаще всего фигурируют различные предельные показатели, такие как предельный доход, предельная полезность. Часто такой метод моделирования называют маржанализом.
Равновесные модели применяются для изучения взаимоотношений между различными объектами экономики. Основным допущением в таких моделях является то, что любая моделируемая система находится в равновесии и не учитываются факторы, которые могут ее из равновесия вывести. Обычно построение экономических моделей такого типа применяется для изучения различных рынков сбыта и взаимодействия компаний, работающих на одном рынке.
Именно равновесные модели наиболее применимы для частных предпринимателей и инвесторов, так как с их помощью они могут получить ценную информацию о рынке, на котором они работают и перспективах его развития.
Кроме этих разновидностей моделей их еще разделяют на позитивные и нормативные. В позитивных моделях основной целью построения является нахождение причин и следствий какого-либо события либо экономического явления. При этом оценки этим явлениям не даются.
Нормативные модели наоборот, позволяют дать оценку явлению либо событию, но не позволяют установить причины и следствия этого явления. Обе разновидности построения моделей взаимосвязаны и используются одновременно, для максимально точного моделирования экономических процессов.
А вы используете экономические модели в своей деятельности?
Внимание!
Если в вашей жизни есть необходимость:
— изменить свое мышление
— сформировать новое видение будущего, новый взгляд
— принять важное решение
— изменить себя и свои доходы
— получить мотивацию
— поставить цели и достичь их
— получить любые другие изменения, которые как вам кажется, сложно осуществить
Финансовая модель: зачем нужна и как ее построить
Как самостоятельно составить упрощенную финмодель бизнеса, если нет ресурсов нанимать финансового консультанта
Лариса Баневич
Финансовая модель показывает, что влияет на чистую прибыль бизнеса и как ее увеличить. Она помогает собственнику понять, стоит ли открывать новый бизнес или направление, а еще покажет, что сейчас мешает бизнесу больше зарабатывать и какие показатели стоит улучшить.
Что такое финансовая модель
Финансовая модель — таблица со связанными показателями и аналитической запиской. В ней собрана вся информация, как, сколько и за счет каких показателей бизнес зарабатывает или будет зарабатывать деньги.
Смысл финансовой модели — не только показать, сколько выручки и прибыли может заработать бизнес, но и дать более детальную информацию, за счет чего можно увеличить или снизить прибыль.
Например, в финмодели подробно расписывается воронка продаж. Это помогает детально увидеть, от чего зависит выручка: от конверсии на сайте или конверсии в покупку в офлайн-магазине.
В аналитической записке пишут выводы из всех собранных цифр. Например, в таблице стало наглядно видно, что конверсия сильно влияет на прибыль, значит, надо ее поднимать. Или прибыль зависит больше от себестоимости, значит, надо искать более дешевого поставщика.
Финмодель универсальна — ей пользуются предприниматели в разных отраслях: строители, логисты, проектные студии, магазины, производственники, разработчики сайтов.
Финмодель не нужно путать с бизнес-планом. Часто в обиходе финмодель путают с бизнес-планом. На самом деле это разные вещи.
Бизнес-план — объемный документ, в котором описан будущий бизнес. Он содержит много разделов: например, общее описание проекта, маркетинг-план, производственный и финансовый планы, анализ рынков и рисков. Бизнес-план показывает, как будет делаться бизнес, а финмодель — какими силами и с каким финансовым результатом.
Зачем финмодель нужна бизнесу
В бизнесе одним из главных критериев успеха является прибыль. И обычно большинство предпринимателей не понимают, сколько конкретно они заработают до конца года.
Часто у предпринимателей можно встретить убеждения, что планировать невозможно. Никто не знает, что случится даже завтра. Но финмодель дает возможность спрогнозировать будущее бизнеса.
Финмодель помогает ответить на вопросы:
Финмодель полезна в двух ситуациях.
Для того, чтобы увидеть в цифрах, взлетит бизнес или нет. Нужна на этапе, когда у предпринимателя есть деньги, бизнес-идея, но нет опыта работы в данной конкретной сфере. Цифры покажут, какую бизнес-модель выбрать, как скорректировать цены и показатели, чтобы бизнес был экономически выгодным.
Для планирования прибыли, определения ключевых точек роста и узких горлышек в уже работающем бизнесе. Финмодель должна показать, где бизнес терпит убытки, где есть потенциал роста, а где можно просто прекратить деятельность.
Кто в компании должен заниматься финмоделью
Собственник. Если компания молодая, у нее еще нет сложных процессов, а данные по выручке и затратам можно собрать вручную — это делает собственник компании, разбирается сам.
Финансовые директор. Если в компании среднемесячная выручка больше 3 млн рублей, работает больше 15 человек и на зарплату уходит больше 700 тысяч рублей в месяц, значит, бизнес-процессы уже сложнее. В этом случае стоит уже нанять финансового директора, чтобы быстро получать нужные отчеты и принимать на их основе бизнес-решения.
Показываем, как самостоятельно составить упрощенную финмодель бизнеса, если у вас на старте нет ресурсов обратиться к финансовому консультанту или хочется самому спрогнозировать развитие на ближайший год.
Структура финансовой модели
Финансовая модель бизнеса состоит из четырех блоков:
Обычно финмодель делают на 12 месяцев, то есть на год. Можно и больше, если понятно, как компания и рынок будут развиваться в длительной перспективе.
Обычно финмодель делают в Google Таблицах или Excel. Надо уметь хотя бы базово работать с формулами, чтобы выстроить зависимости между показателями. Можете воспользоваться шаблоном финансовой модели.
Составляем финмодель в таблице Excel.
Разберем, как составлять элементарную финмодель для будущего бизнеса, на примере компании, которая производит постельное белье и продает его через Инстаграм.
Планируем выручку и воронку продаж
Выручка — это сколько компания отгрузила товаров или оказала услуг.
Выручку считаем по каждому месяцу. В финмодели расписываем подробно всю воронку продаж.
Воронка продаж производства белья может состоять из:
Все эти показатели мы вбиваем в таблицу, цифры берем из прошлогодних показателей либо среднерыночные или желаемые показатели. Если не знаем точно, берем приблизительные цифры.
Это нужно, чтобы прогнозировать размер выручки в разные месяцы и с разными показателями, например, когда мы поменяем в таблице размер конверсии, система автоматически покажет, как изменилась цифра выручки. Это важно для прогнозирования и планирования.
Так мы планируем выручку по каждому месяцу: вбиваем нужные формулы в Excel и таблица сама считает план на год.
Планируем расходную часть
Ниже в таблице считаем расходы, которые компания несет в течение года. Их много, и они разные. В самом общем понимании расходы состоят из постоянных и переменных расходов.
Переменные расходы. Это те расходы, которые зависят от объема выручки. То есть если нет выручки, нет и переменных расходов. Это могут быть расходы на закупку товара, доставку, упаковку, бонусы продавцам — для каждого конкретного вида бизнес они будут свои.
В нашем производстве постельного белья переменные расходы:
Мы можем высчитывать их в абсолютных цифрах в деньгах или в процентах от выручки, все зависит от бизнес-модели.
Переменные расходы нам нужны, чтобы посчитать маржинальную прибыль. Она показывает, сколько компания получила денег после продажи товара или услуги. То есть насколько бизнес эффективно продает свои услуги.
Когда мы поняли, как бизнес продает, переходим к подсчету постоянных расходов — тех, что бизнес понесет в любом случае.
Постоянные расходы могут быть прямыми или косвенными.
Постоянные прямые расходы — те, что прямо связаны с направлением бизнеса.
Например, у производства два цеха: массовый пошив и пошив на заказ. У каждого свой цех, разные сотрудники, расходы.
В нашем примере в компании, которая сама же производит постельное белье и сама его продает, к постоянным прямым расходам отнесем:
Этих расходов может не быть, все зависит от вида бизнеса. Например, у консалтинговой компании, где есть только персонал, офис и компьютеры, мы сразу идем считать постоянные косвенные расходы — об этом ниже.
Валовая прибыль. Еще одна строчка в таблице, которая покажет промежуточный результат в наших подсчетах перед косвенными расходами. Это валовая прибыль.
В целом она показывает, насколько эффективно вообще то или иное производство, магазин, направление в бизнесе. Например, может оказаться, что пошив постельного белья на госзаказ приносит валовую прибыль, а индивидуальный пошив только дает минус.
Но валовая прибыль — это еще не чистая прибыль компании. Поэтому дальше считаем постоянные расходы, которые требуются на обслуживание бизнеса и привлечение клиентов, независимо от того, сколько у нее производств или направлений.
Постоянные косвенные расходы. Это те расходы, которые бизнес несет независимо от того, есть у него выручка или нет.
В нашей компании по продаже белья к постоянным расходам можно отнести:
Когда мы расписали все расходы по месяцам, ниже рассчитывается тот самый EBITDA — показатель операционной прибыли.
Этот показатель очень важен. Он показывает, насколько бизнес вообще способен генерировать прибыль. Если операционная прибыль отрицательная, это значит, что такой бизнес не жизнеспособен или требует кардинальных изменений в структуре.
Рассчитываем чистую прибыль
Даже после расчета EBITDA мы до сих пор не понимаем, насколько жизнеспособен бизнес, может ли он потянуть на себе налоги, амортизацию и кредиты и оставить еще, что собственник может положить в карман или направить на развитие бизнеса дальше.
Амортизация. Рассчитывается из времени службы техники и показывает, как этот ресурс техники изнашивается.
В каждом бизнес своя техника — ее экономисты называют основными средствами. В нашем примере это швейные машины, оверлоки. Мы их купили за 200 000 ₽ и планируем использовать 5 лет.
Кредиты и налоги. Здесь указываем, сколько налогов и сколько процентов по кредитным обязательствам мы должны каждый месяц.
В нашем производстве кредитов нет, но есть налог на УСН 6%.
Вот теперь можно посчитать чистую прибыль, а также рентабельность по чистой прибыли.
Рентабельность по чистой прибыли показывает сколько копеек компания заработала на 1 ₽ выручки. Она помогает понять, сколько денег собственник может вывести себе в качестве дивидендов или вложить в развитие бизнеса.
Считаем, сколько у нас денег в кассе, и планируем движение денежных средств
Это сложная часть для новичков. До этого момента мы поняли, какие именно показатели влияют на прибыль и выручку: конверсия, себестоимость материалов, переменные и постоянные расходы — и прикинули, насколько вообще прибыльный бизнес.
Эти расчеты не дают полной картины того, как именно будут двигаться деньги внутри бизнеса от месяца к месяцу. Дело в том, что деньги поступают и тратятся в разное время, по разному графику, поэтому чистая прибыль почти никогда не равна деньгам в кассе.
Бывает, что в компании по всем отчетам прибыль есть, а денег в кассе нет. Или наоборот: денег полный сейф, а в отчетах убыток. Самая болезненная ситуация, когда по отчетам прибыль есть и вроде все идет неплохо, а в реальности в конце месяца платить зарплату нечем, — это называется кассовый разрыв.
Вот тут продолжение финмодели поможет разобраться, что именно создает эту разницу между деньгами в таблице и деньгами в реальности.
Для этого нужно рассчитать операционный оборотный капитал.
Сразу объясним каждый пункт из формулы.
Запасы — стоимость продукции, которая сейчас лежит у вас на складе или едет к вам от поставщика.
Дебиторская задолженность — сколько вам должны, то есть сколько вы оказали уже услуг или продали товаров, за которые вам еще не заплатили деньги.
Кредиторская задолженность — это сколько уже должны вы.
Оборотный капитал — это замороженные деньги бизнеса. Если оборотный капитал положительный, значит, компания не использует свои деньги. Если оборотный капитал отрицательный, значит, компания уже пользуется чужими деньгами, которые надо будет возвращать.
Когда собственник видит, из чего состоит оборотный капитал и при каких условиях появляется кассовый разрыв, он может влиять на процессы и управлять запасами и задолженностью.
Например, может оказаться так, что вся чистая прибыль компании съедается запасами на складе и тем, что компания платит своим поставщикам авансом, а получает товары гораздо позже. Или наоборот, что услуги оказываются в одно время, а деньги клиент платит с большим опозданием. Эти моменты как раз и создают кассовый разрыв.
Наше производство белья платит ткацкой фабрике за заказ на несколько тонн тканей сегодня, но сами ткани приедут только через 30 дней. Финмодель может показать, что при тридцатидневной отсрочке компании не хватает денег и появляется кассовый разрыв, а если поменять срок на 28 дней, то денег хватает. Отсюда можно сделать вывод, что надо передоговариваться с фабрикой о сроках поставки.
Дополнительно можно рассчитать движение денежных средств, баланс и рентабельность собственного капитала. Но это уже сложнее, в статье мы это разбирать не будем. Скажем, что основной их смысл — увидеть, как именно двигаются деньги в компании, понять богатство компании и оценить, насколько привлекательным является бизнес с точки зрения привлечения инвестиций.
Расчет полноценной финансовой модели — трудоемкий процесс и требует глубоких профессиональных знаний. Специалисты помогут быстро рассчитать ROI, ДДС и свести баланс как для нового, так и для уже развитого бизнеса.
Зачем так много всего считать и что это дает
Таблица в итоге может получиться объемной и пугающей, но она позволяет проследить взаимосвязи в бизнесе. Можно поменять какой-нибудь показатель в таблице на уровне воронки продаж и увидеть, как именно это сказывается на чистой прибыли за год.
Например, ставим большие или меньшие цифры конверсий, заходов на сайт, себестоимости материалов, бонусов продавцам, сроков поставок и смотрим, где прибыль увеличилась и на сколько, а когда снизилась и на сколько. Путем такой игры с показателями в таблице мы видим, что именно и как влияет на прибыль: себестоимость материалов, размер конверсии или количество заходов на сайт.
У каждого показателя есть конкретные имя и фамилия человека, который за этот показатель отвечает. То есть финмодель помогает определить план для конкретного сотрудника и оценить эффективность его работы.
В нашем производстве постельного белья ключевыми показателями являются просмотры в Инстаграме, конверсия в заявку и конверсия в продажу, из которых складывается итоговое число заказов.
У этих трех показателей могут быть три разных ответственных человека: Света, Антон и Мария. Так вот, если Света в этом году будет редко давать таргетированную рекламу и число просмотров в Инстаграме снизится, это автоматически повлияет на снижение заказов и всей выручки компании.
Финмодель покажет, как именно это скажется на выручке. Условно: если Света стала работать плохо и ее плановый показатель по просмотрам в 10 000 человек в день снижается от месяца к месяцу, в финмодели вы увидите, что это может стоить компании несколько миллионов рублей.
Без финмодели может показаться, что просмотры — это не так уж важно, можно дать Свете еще один шанс. Но когда вы посчитаете, сколько именно убытков может приносить плохая работа каждого конкретного сотрудника, сразу появится понимание, когда из них стоит заменить и как распределить ресурсы.
Или, например, менеджер по продажам Антон вместо конверсии в продажу 7% стал выдавать 6% — компания потеряла условно 5 млн рублей за год. Всего 1% — но в целом влияет на большие суммы в компании. Без финмодели не увидеть этой четкой зависимости.
Чем еще помогает финмодель. Финансовая модель компании помогает понять, от какого вида деятельности можно отказаться, где повысить план для отдела продаж, маркетинга или отдела закупок, где передоговориться с поставщиками или сделать еще, что повлияет именно на ваш конкретный вид бизнеса.
Например, закрыть магазин, который убыточен по валовой прибыли.
Изменить систему оплаты труда, перейти на процентную систему, если расходы на ФОТ носят постоянный характер, а бизнес не приносит выручки.
Решить, как именно влиять на конверсию. Например, конверсия в покупку из отложенных в корзину товаров маленькая. Тут можно внедрить дополнительную рассылку о том, что товар до сих пор в корзине, отправить СМС об изменении цены или еще. Без финмодели будет сложно понять, что клиенты теряются именно на этом этапе продаж.
Финмодель стоит делать как минимум раз в год. Это поможет следить за тем, куда движется бизнес, что больше всего приносит денег, а что съедает.
Но надо понимать, что финмодель — это не точный бюджет, это примерный прогноз. Поэтому не стоит гнаться за максимальной точностью, главное — правильно построить взаимосвязи.
Финмодель — инструмент планирования: посчитали, определились с планами, поняли, какие показатели нужно улучшить, отложили и пошли работать.
Как отличить качественную финансовую модель от некачественной
Главный показатель качественной финмодели — вы из нее можете сделать выводы, которые потом можно применить в жизни. Например, вы увидели, что снижение закупочной цены материалов сильно влияет на общую годовую прибыль. Это будет повод перестроить работу отдела закупок или поиска нового поставщика.
Главное
Бухгалтерское обслуживание от Тинькофф
Бухгалтер на удаленке без отпусков и выходных:
Сейчас читают
Как подготовить и провести презентацию
Чтобы провести качественную презентацию для инвестора, сотрудников, клиента или на большую аудиторию, нужно правильно подготовиться и помнить о правилах борьбы со стрессом.
Как заработать на елках на Новый год
Продавать новогодние елки — один из самых прибыльных сезонных бизнесов. Узнали у реальных предпринимателей, как заработать на продаже елок
Какие нужны документы на помещение для открытия кафе
Собрали список документов и подробную инструкцию, как получить каждый из них
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания