Для чего еловые ветки на похоронах
Почему на похоронах бросают еловые ветки на дорогу
В наши дни сохранилась традиция – бросать еловые ветки на похоронах. Этот старинный обряд сохранился и по сей день. Мало кто знает, что означает такая традиция и от куда она пришла. Существует два варианта появления данного обряда – первый основан на стародавних обрядах, второй более приземленный, для не суеверных людей.
Стародавний обряд бросания еловых веток
В русских деревнях с древних времен бытует обычай выстилать путь умершему еловым лапником. Согласно одной из версий, душа умершего (до похорон), прибывает на земле возле своего тела, дома или же места, где при жизни было хорошо. Древнерусское суждение гласило, что душа видит только цветы. Для того чтобы она не потерялась, возле дома усопшего человека разлаживали венки с цветов. Также устилали путь к кладбищу цветами, чтобы душа смогла спокойно покинуть этот мир.
В наших краях цветы подменили на еловые ветки, которые доступны круглый год. Ель выбрали неспроста. Для северных народов она являлась символом вечной жизни. Вдобавок, наши прародители верили, что в ели присуща особая энергетика, которая способна удержать злых духов, и защитить тех кто умер, и остался жив.
Ступать на еловые ветки запрещалось, чтобы не пришлось в ближайшее время уходить такой же дорогой в другой мир. После похорон ветки ельника жгли на костре или раскладывали на могилке, делалось это для того, чтобы душа не смогла вернуться в этот мир.
Сегодня полностью выполнить эту традицию нет возможности. Она исполняется в виде венков с еловыми ветками, а также лапник кладут на могилу.
Скептическое объяснение использования еловых веток
Существует и другой, более обыденный вариант объяснения такого обряда. Во многих государствах, существует традиция торжественно украшать дом и последнюю дорогу усопшего цветами – как знак уважения к умершему человеку. Так как в холодные дни разыскать цветы в наших краях нет возможности, было принято решение использовать вечнозеленые еловые ветки.
Нынешние скептики по этому поводу имеют свое мнение. Они полагают, что еловый лапник приносился в дом для того, чтобы перебить специфический запах, пока умерший находится в доме, а не для разбрасывания его по дороге к кладбищу. Поскольку хвойные ветки имеют сильную ароматизацию, а также обладают антисептическим действием.
Зачем русские на похоронах дорогу до кладбища закидывают еловым лапником
В традиционном обществе принято ритуализировать все самые значимые события в жизни человека: немалым количеством традиций окружено рождение, вереница специальных обрядов шлейфом стелется за свадебными процессиями, и, конечно, мощный пласт верований и обычаев закреплен за прощанием с умершим человеком. Это и старинная традиция причитания, и особая похоронная еда (как правило – кисель и кутья), и представление о необходимости выдерживать траур после смерти родного человека. Одним из самых ярких и таинственных похоронных обычаев, широко распространенных в России и по-прежнему практикуемым в деревнях, является обычай выкладывать дорогу от дома усопшего до кладбища еловыми ветвями.
Истоки традиции
Нет сомнений в том, что эта традиция достаточно давняя по происхождению, точное время ее появления укутано тьмой веков. Довольно сложно, вместе с тем, указать, когда она фактически могла зародиться. Связано это с тем, что какие-то бытовые реалии довольно редко находили свое отражение в летописных источниках, а хрупкие и недолговечные еловые лапки даже потенциально не могут попасть в поле зрения специалистов-археологов.
Для ряда древнейших археологических культур характерно возложение цветов в могилы к своим мертвым, об этом живо свидетельствует пыльца, которую находят в захоронениях. Наука настолько далеко продвинулась вперед, что мы можем даже безошибочно определить, какие именно растения возлагали в могилы. Этот процесс находится в ведении довольно узкой и перспективной дисциплины палеоботаники. Однако следы хвойных растений в погребальных урнах ранних славян не были обнаружены.
Хотя, порой, в захоронениях находят даже кости птиц и животных. Так, например, в могилах мужчин древнегерманской народности бастарнов находят останки воронов.
Можно предположить, что уже в те времена еловый лапник использовался не как посмертный инвентарь, а как материал, которым выкладывают путь до могилы, но опровергнуть или доказать это утверждение довольно сложно.
Трактовки обычая
Систематическое научное изучение культурных реалий русских крестьян начинается только в XIX веке. На самом деле, это довольно поздно. Общество к тому времени сумело в значительной мере модернизироваться и какие-то реалии материальной и духовной культуры оказались навек забыты. Так, например, бесследно канула в лету традиционная русская волынка, уступив свои позиции завозной заморской гармошке.
До этого времени отечественная имперская знать мало интересовалась народной культурой, считала ее низкой и недостойной изучения. И, в сущности, тот факт, что образованные дворяне все-таки обратили внимание на обычаи своих крепостных, тоже является результатом заимствования европейского культурного опыта. Связано это оказалось с тем, что в начале XIX века в Европе становится невероятно популярным такое масштабное художественное явление, как романтизм. И, если предшествовавшая ему идеология классицизма сводилась к тому, что культуру низших слоев надо истребить, привив им представление о лоске светскости, то романтики были первыми в Европе, кто серьезно увлекся стариной родных стран: они собирали сказки, песни, обряды. Именно романтиками, к слову, были братья Гримм, коллекционеры народных преданий.
В Россию же романтический интерес к народности пришел довольно поздно, и многое к тому времени оказалось забыто. И, судя по всему, уже тогда крестьяне сами довольно плохо понимали, зачем они выкладывают дорогу от дома умершего человека до могилы еловым лапником. Это утверждение можно сделать исходя из того, что порой в одном регионе люди давали на этот вопрос разные ответы. Видимо, в каждой семье в ритуал вкладывали какой-то свой смысл, пытаясь объяснить старинную традицию. А сами делали это исключительно потому, что так принято, заведено, так поступали их старшие родственники и сами они могли видеть дорожки из свежесрезанного лапника в годы своего детства.
В целом, все варианты ответов можно поделить на две большие категории.
Первая группа ответов сводится к тому, что душе умершего будет проще найти дорогу до своего кладбища от дома, шествуя по дороге, выложенной лапником. Якобы мертвые могут видеть только цветы, а душа некоторое время после самой смерти человека продолжает жить в доме. И для того, чтобы мертвый безошибочно нашел дорогу в иной мир, путь ему указывают ельником.
Вторая совокупность ответов диаметрально противоположна первой. Утверждают, что мертвец может захотеть вернуться обратно в мир живых, но колючая хвоя будет врезаться ему в стопы и он не сумеет по ней пройти. В некоторых регионах Архангельской области сильно было убеждение, согласно которому оживший мертвец не сможет вернуться в дом по дороге из еловых лапок, так как они по форме отдаленно напоминают крест. В статье «Мотив посмертного хождения в верованиях и ритуале» М.С. Толстой приведены следующие ценнейшие свидетельства на этот счет. Она приводит слова крестьян, объясняющих это мнение. В частности там есть такая реплика: «Сейчас ветки покойнику кидают, а раньше старики говорили все — только утопленникам и удавленникам кидают. Чтоб им дорога была колючая, что они самоубийцы». С точки зрения чисто этнографической, второй комплекс мнений выглядит значительно убедительней. Страх того, что мертвый сумеет вернуться в мир живых и начнет беспокоить родных и близких издавна был знаком человечеству. Для профилактики таких неприятных визитов принимался ряд мер: могилы заваливали камнями, подозрительных мертвецов хоронили, уложив ничком, пробивали тела острыми предметами, ломали конечности и т.д.
Однако нам неизвестны примеры того, чтобы эти специальные ритуалы, предназначенные для маргинальных членов крестьянской общины (сумасшедших, пьяниц, просто злых людей) переходили на иные категории населения.
Вероятно, этому обряду можно найти еще одно объяснение: людям зачастую хочется как-то дополнительно украсить уход их родных из жизни, сделать для них в последний раз что-то красивое, яркое, запоминающееся. Для этого мы и в современности возлагаем к могилам цветы. А в историческом прошлом у людей не было круглогодичной возможности раздобыть живые цветы, поэтому они брали те растения, которые остаются зелеными даже в условиях свирепых русских зим. И так, наломав молодого ельника, крестьяне украшали им дорогу к кладбищу, чтобы отправить в последний путь родного человека…
Зачем во время похорон бросают еловые ветки
Многие задаются вопросом о том, почему на похоронах бросают еловые елки. Несмотря на то, что люди живут в современном мире с развивающимися серьезными технологиями, многие старинные обряды по сей день сохранились и соблюдаются. Так, к примеру, вряд ли можно представить свадьбу без церемонии, колец, хлеба с солью. Обряды имеют место во время новоселья, рождения ребенка, разных праздников. То же самое касается и похорон. Во время процесса люди соблюдают определенные традиции.
Почему используют еловые ветки во время процесса похорон
С давних времен ель почитают разные народы мира и применяют ее в тех или иных целях, потому что она обладает множеством полезных свойств. Хвоя и шишки содержат огромное количество витаминов, минералов, полезных веществ. Елью даже лечат многие недуги, включая простудные, цингу и прочие. В составе дерева есть эфирные масла, которые очищают воздух и наполняют его приятным ароматом.
Ранее предки были уверены в том, что еловые ветви могут защищать дом от стихии, различных посягательств злых духов и берегут от напастей. С давних времен особенно почитали ветви, которые освящены в церкви.
Еще до того, как христианство было установлено, славяне использовали ель в похоронных процессах. Было принято устилать ими дорогу, по которой несли гроб. Такая традиция символизировала последний путь ушедшего из жизни человека по чистой дороге.
Ветви укладывали таким образом, чтобы иглы смотрели в сторону кладбища. Считалось, что умерший уже не сможет вернуться домой, ведь колючие ветви ему не дадут это сделать.
Кроме того, при помощи елового лапника убирали могилу. После похорон, ветви просто сжигались. Предки верили, что ель способна вбирать плохую энергию и затем нейтрализовать ее.
Ранее кладбища часто находились в еловых лесах. При помощи елового веника мели за собой для того, чтобы ушедший из жизни человек не вернулся. В современном мире еловые ветки используют в похоронных венках, а также для декора могил.
Еловые ветки на похоронах – древний похоронный атрибут
Большинство знаний о свойствах растений дошло к нам с далёких времён. Тогда ещё ничего не знали ни о фитонцидах, ни об эфирных маслах, ни о дубильных веществах. Люди просто опирались на свой опыт использования да на советы мудрых бабушек-лекарок.
Длительное время проживая бок о бок с ельниками, белорусы волей неволей изучили полезные свойства хвои. В первую очередь это касается её целебности. Длительное пребывание в еловом лесу улучшает дыхание, способствует излечению одышки и простудных заболеваний. И это не удивительно, ведь хвоя – настоящий кладезь витамина С. Отвары и настои из еловой хвои излечивали цингу – страшную болячку, при которой кровоточат дёсны и выпадают зубы. Варенье из шишек и молодых побегов было не только вкусным, но и служило профилактикой множеству иных хворей.
Но более всего лесную красавицу полюбили за её терпкий аромат и способность обеззараживать воздух. Даже одна принесённая из лесу веточка зимой способна была прогнать застоявшийся дух из жилья. Не даром в народе считалось, что именно еловыми ветками можно оградить дом от напастей, злых сил да косых взглядов. Особенно действенным считался освящённый в Церкви еловый лапник. При закладке нового дома таковой, вместе с ладаном да приговорами, закладывали по углам постройки.
И всё же ель – свободолюбивая лесная красавица. Её зазорно было сажать рядом с домом, как простую яблоню или грушу. Мстило тогда дерево да выживало мужской род из той семьи – либо рождаться начинали только девочки, либо жёны скоро вдовели. Потому молодожёнам строго-настрого запрещали обижать молодые ёлочки.
Существовало и иное поверье в отношении ельника. Разросшийся, он давал кромешную темноту даже в погожий солнечный день. От того и считалось, что перейдя еловый лес человек может попасть в иной мир, к умершим. Да и хоронили своих предков белорусы часто у мощных корней высоких ёлок, чтобы охранило древо заповедное, не выпустило мёртвого пакостить живым на погибель.
Участвовала ёлочка и в других погребальных обрядах. Гроб традиционно сбивали из еловых досок. А где больше другие хвойные росли – так и из сосновых, лиственных, кедровых. В подушку изголовную стружки хвойной клали, чтобы голова ладно лежала. Да чтоб покойный на грудь себе смотрел и других людей в попутчики себе не выглядывал. Крест могильный, что захоронение обозначал свежее, тоже из ели да сосны делали. Лапник еловый вокруг тела клали. Его бактерицидные свойства препятствовали разложению, уберегали живых от всякой заразы. А в те времена говорили, что злых духов веточки еловые отпугивают.
Как несли гроб на кладбище, так опосля еловыми ветками путь заметали да застилали, всё иголками в сторону погоста. Чтобы умерший и не вздумал возвращаться в дом свой постылый, а коли надумает – чтобы ёлочка уберегла от напасти, исколола ему ноги, не дала вернуться в мир живых. Еловой хвоей укрывали и могилу. Так безмятежнее умершему лежится, да спокойнее живым своими делами заниматься. Используемый «ёрш» в траурных венках – это отголосок давних верований, соблюдение традиций в наши дни.
Минская похоронная служба Ритуал.бел чтит давние белорусские традиции и готова организовать упокоение вашего близкого с использованием живой хвои. У нас вы можете заказать различного рода цветочные композиции – венки, гирлянды, медальоны – на основе из елового лапника, оформление свежей могилы веточками ели. Более подробно узнать об ассортименте нашего магазина ритуальных товаров и услугах компании можно позвонив по номеру ХХХ. Консультации предоставляем круглосуточно.
Еловые ветки на похоронах — символический и традиционный атрибут
Еще в древние времена ель, благодаря комплексу присущих ей свойств, находила особое применение в тех странах, где она растёт. При этом реальные характеристики плотной смолистой древесины и колкой вечнозелёной хвои тесно сплетались с мифологическими представлениями и народными верованиями. В похоронной обрядности еловый лапник и теперь занимает видное место.
Обширный набор витаминов и минералов содержится в хвое, шишках и молодых побегах ели. Они также насыщены эфирными маслами и дубильными веществами. Этот природный комплекс обеспечивает успешное лечение и профилактику ряда недугов. Цингу, развивающуюся при дефиците витамина C, издавна лечили отварами и настоями еловой хвои. Хвоя ели обладает и ярко выраженными бактерицидными свойствами. Это обуславливается тем, что ней содержатся летучие терпены — эфирные масла, которые являются фитонцидами с широким спектром действия. Они, наполняя помещение приятным терпким ароматом, обеззараживают воздух.
С давних времен наши предки считали, что еловые ветви способны оградить жилище от буйства стихий и посягательств злых духов, а также уберечь скот от напастей и болезней. Особо действенным средством при этом считались ветки, освященные на церковных праздниках. Так, на Витебщине их вместе с ладаном клали под углы при постройке дома, чтобы защитить жильё от бури и гроз.
Организация похорон требует комплекса действий, которые выполняются оперативно, внимательно, с учётом конкретных обстоятельств.
Однако, при всех полезных защитных свойствах, ель нельзя было сажать рядом с домом. Объяснялось это тем, что дерево женского рода будет «выживать» мужчин из семьи, так что рождаться будут одни девочки или жены будут вдоветь. Молодожены следили за этим правилом особо строго.
Еще до установления христианства похоронные обряды славян были тесно связаны с елью, которую считали древом предков. Известен был даже обычай хоронить покойника под еловыми корнями. Обычай этот ушел, но символическая трактовка ельника как границы между миром живых и миром мертвых сохранилась надолго.
Гробы традиционно изготавливали из еловых досок, реже – из сосновых. Также принято было устилать дорогу, по которой понесут гроб на кладбище, еловым лапником. Это было символическим обозначением последнего пути по чистой дороге. Ветви старались укладывать так, чтобы направить иголки к кладбищу. Полагали, что в этом случае покойный не сможет вернуться домой, если, к несчастью, того пожелает: путь ему преградят колючие ветки. Еловым лапником, кроме того, убирали могилу. После похорон его, не подпуская детей, собирали и сжигали. Сейчас ветки ели также используют в качестве декора на могилах, в похоронных венках.
ООО «Городская Ритуальная Служба» обеспечивает оформление могилы еловым лапником перед захоронением. У нас также можно приобрести или заказать венок, корзину, гирлянду с богатым декором из классических вечнозелёных еловых ветвей. Телефон +375 (44) 782 97 76 работает в круглосуточном режиме.
Вопрос и ответ
Скорее всего, здесь присутствует и дань традиции, и подмеченная в народе способность хвойного лапника обеззараживать помещение, устранять неприятные запахи.
Вообще у многих народов считалось, что последний путь умершему родственнику надо указывать цветами. В силу климатических условий на нашей территории цветы были доступны не всегда, хвоя же в этом плане выгодно отличается от сезонных растений.
Тут сказывается не только мифологическая база. К этому располагает тёмный, торжественный характер елового леса. Сосновый бор гораздо светлее, он не ассоциируется с трауром и печалью.