Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе

Роль языка в обществе

Урок 1. Русский язык 10 класс ФГОС

Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе. Смотреть фото Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе. Смотреть картинку Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе. Картинка про Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе. Фото Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе

Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе. Смотреть фото Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе. Смотреть картинку Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе. Картинка про Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе. Фото Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе. Смотреть фото Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе. Смотреть картинку Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе. Картинка про Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе. Фото Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе

Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе. Смотреть фото Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе. Смотреть картинку Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе. Картинка про Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе. Фото Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе

Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе. Смотреть фото Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе. Смотреть картинку Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе. Картинка про Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе. Фото Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе

Конспект урока «Роль языка в обществе»

· Выясним, для чего нам язык.

· Узнаем, какие функции выполняет язык.

· Осознаем, насколько ценен язык для общества.

Есть известная история об Эзопе.

Вы наверняка помните, что Эзоп – это легендарный античный баснописец. Сюжеты его басен можно встретить в творчестве Лафонтена и Крылова. Эзоп славился находчивостью и остроумием.

Как известно, Эзоп был рабом. И вот однажды хозяин приказал ему приготовить самое лучшее на свете блюдо. Эзоп приготовил и принёс язык. В другой раз Эзоп должен был приготовить самое худшее на свете блюдо. И снова он приготовил и принёс язык.

Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе. Смотреть фото Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе. Смотреть картинку Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе. Картинка про Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе. Фото Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе

И нет, он вовсе не издевался. Он пояснил, что язык – одновременно и худшее, и лучшее в мире. При помощи языка мы ссоримся и миримся, сплетничаем и благодарим. И никто не стал бы спорить с тем, что язык крайне важен.

Как мы можем выразить свои мысли?

Человечество придумало множество систем знаков.

Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе. Смотреть фото Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе. Смотреть картинку Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе. Картинка про Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе. Фото Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе

Даже наша мимика – это система условных знаков. Но ведь проще всего выразить мысли словами! Да, систем знаков множество. Но язык остаётся самой совершенной из них.

Язык прежде всего – это средство общения. Основная функция языка – коммуникативная, то есть, функция общения. У этой функции могут быть разные оттенки. Например, язык позволяет нам передавать информацию друг другу.

Язык также помогает людям взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом. Предположим, что вы встретили одноклассницу во время дождя. Вы произносите что-то вроде «Ну и дождь сегодня». Сообщается ли при этом какая-то новая информация? Нет, ведь одноклассница сама видит, что сегодня дождь. Но эта фраза позволяет наладить контакт, удостоверяет, что люди знакомы друг с другом.

Но при помощи языка можно передать и эмоции. Например, вы можете сказать, что вы злы, рассержены, разгневаны, возмущены и так далее. Конечно, животные тоже могут выражать эмоции при помощи мимики и поведения. Но язык позволяет нам выразить целую гамму разнообразнейших чувств и их оттенков. Животные на такое неспособны.

Язык еще и позволяет нам воздействовать на окружающий мир. Например, мы можем услышать от матери вот такое распоряжение:

– Немедленно оторвись от компьютера и убери в своей комнате!

И придется немного преобразить окружающий мир.

Вообще, язык является одним из признаков человека.

Считается, конечно, что у птиц и животных тоже есть свой язык – особая система сигналов. А некоторые обезьяны даже могли выучить несколько слов и использовать их по ситуации! Однако лишь человек может выразить при помощи языка мысли, чувства и сложные понятия.

И именно язык объединяет людей. Недаром люди, которые понимают друг друга, восклицают: «Мы говорим на одном языке». Язык и общество неотделимы друг от друга: именно в обществе язык возникает, функционирует и развивается. Считается, что язык – социальное явление.

Мы овладеваем языком только среди людей. Причем, в ранние годы жизни. В истории человечества было довольно много случаев, когда детей воспитывали животные – волки, собаки или обезьяны. Но такие современные маугли после возвращения их в общество так и не могли овладеть языком в полной мере.

Даже если они начинали употреблять отдельные слова – их языковой запас оставался очень скудным. А большей частью они вообще издавали звуки, которые присущи животным.

Кроме всего прочего, язык – это еще и средство познания окружающего мира. Язык позволяет нам дать определения предметам, которые нас окружают. В детстве мир познаётся именно через язык: предметы вокруг нас постепенно обретают имена.

При этом развитие мышления очень тесно связано с развитием языка.

Мы мыслим при помощи слов. Но есть и обратная связь. При помощи языка мы можем выразить свои мысли вслух.

На самом деле, ученые так и не выяснили, что первично: мышление или язык.

Дело в том, что никто еще не смог отыскать никаких свидетельств мышления без речи. Мы осознаём все образы и понятия только когда они переведены в речевую форму. Так, если мы думаем о книге, у нас появляются выраженные словами мысли: «Интересная книга» или «Надо почитать».

А если мы видим кого-то, кто подходит для фотографии, в мозгу мгновенно вспыхивает: «Скорее, скорее, сейчас сфотографирую!»

Ну, а если мы думаем о чем-то, что не выражается словами – значит, это уж какие-то совсем непонятные вещи.

Однажды ученые провели эксперимент, который позволил выявить связь между речью и мышлением. Участникам эксперимента предлагали решить сложную задачу. Сделать это нужно было молча.

При решении задачи участники не говорили ничего – и все же аппаратура фиксировала напряжение голосового аппарата. То есть, участники все равно проговаривали про себя решение задачи, и речевой аппарат помогал мышлению!

Итак, язык тесно связан с мышлением. И неудивительно, что очень часто связное, ясное мышление отождествляется с грамотной, правильной речью. Поэтому если мы будем развивать речь – это поможет и развитию мышления.

Какие же еще функции есть у языка? Ну, например номинативная. Иначе говоря, язык позволяет нам дать названия предметам, которые нас окружают.

Называя слова, мы создаём картину мира. Слова – своего рода холст и краски для этой картины.

Мир, в котором нет никаких названий, для нас попросту не существует. Вспомните, чем занялся Робинзон Крузо, который оказался на необитаемом острове. Он дал названия рекам, горам и бухтам. А потом и дикарю, которого назвал Пятницей.

Если мы встречаем что-то, с чем мы раньше не сталкивались, мы срочно ищем для этого слово.

А еще язык позволяет нам накапливать и передавать знания.

Жизнь языка гораздо длиннее, чем жизнь человека. Языки часто переживают целые народы и даже цивилизации.

Именно поэтому в языках отражена память многих поколений людей. При помощи памятников словесности мы можем узнать, как жили наши предки, постигнуть их мудрость, познакомиться с их опытом и со всей их историей.

Особенно интересны в этом плане так называемые мёртвые языки. Так называются языки, на которых больше никто не разговаривает. Например, латинский, старославянский, санскрит и так далее.

Но при этом на мёртвых языках сведения всё же сохраняются – в письменной форме. Мы можем многое узнать о быте и истории народов при помощи этих языков.

Языки еще и позволяют различать нации и народы. Вспомним, как печально закончилась легенда о Вавилонской башне. Действительно – язык может и разъединять. Он даже может стать непреодолимым барьером при общении!

Но в разнообразии языков есть и определённая прелесть.

Ведь в каждом языке отображается менталитет нации. У каждого языка свои особенности. И они объясняются историей и характером народа, которому принадлежит этот язык.

Наконец, язык позволяет нам создавать произведения искусства. Кино, театр, литература… все эти виды искусства немыслимы без языка.

Какие же функции языка можно выделить?

· Основной для каждого языка является коммуникативная функция – язык как средство общения.

· Важной является функция номинативная – называние предметов.

· Язык позволяет нам познавать окружающий мир.

· Он служит для накопления и передачи знаний.

Это – основные функции.

· Но, кроме этого – в каждом языке еще и отображается менталитет нации.

· Язык также выполняет важную культурную функцию.

Источник

Конспект урока русского языка по теме «Русский язык в диалоге культур»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Предмет: русский язык

Учитель: Тулегенова Г.Б.

Тема: Русский язык в диалоге культур

Тип урока: вводный урок

— познакомить с двумя основными функциями языка; раскрыть роль русского языка в РК и его значение в диалоге культур;

— развивать монологическую речь учащихся; расширять словарный запас;

— воспитывать уважительное отношение к русскому языку как составной части духовной культуры казахстанского общества.

I. Организационный момент. Оформление тетрадей.

Синтаксическая пятиминутка. Запись и анализ предложений.

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. (К.Паустовский)

— Объясните правописание слов и постановку знаков препинания.

— Обозначьте грамматические основы и определите, чем они выражены.

— Как вы понимаете слова К.Паустовского?

III. Формирование новых понятий и способов действия

1. Беседа по вопросам

— Назовите известные средства общения людей.

— Почему язык называют важнейшим средством человеческого общения?

— Для чего еще, кроме общения, служит язык человеку в обществе?

У языка две основные функции: он является орудием человеческого мышления и орудием общения людей друг с другом. И сам язык может существовать и развиваться только потому, что он одновременно выполняет обе эти функции.

Язык – это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества.

А зачем нужен язык? Для чего человеку членораздельная речь?

Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, т.е. он нужен как средство общения. Правда, кроме языка, для этой цели могут использоваться и другие средства. Вспомните, какие?

Наконец, в – третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли, чувства, переживания. И все это благодаря языку.

Без языка не было бы самого человека, потому что все то, что есть в нем человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке. (А.Леонтьев)

3. Чтение теоретического материала § 1. Запись последнего абзаца.

Русский язык широко используется во всех сферах общения в Казахстане, особую значимость ему придает использование в качестве средства общения, непосредственно включенного в диалог культур всех живущих в республике народов.

IV. Применение. Формирование умений и навыков

1. Словарная работа

По словарю иностранных слов учебника выяснить значения слов.

2. Работа с текстом. Стратегия «Бегущий диктант»

На вопрос «Сколько языков в мире?» никто не даст точного от­вета. Среди языков есть большие и малые, а есть и великие.

Больше половины землян говорят на одном из пяти крупней­ших языков мира. Такие языки называются мировыми. Чтобы язык получил «звание» мирового, нужно, чтобы на нём говорило не меньше 200 миллионов человек.

Сколько же людей в мире говорит по-русски?

Вот несколько цифр, свидетельствующих о распространении русского языка в наше время: русский язык является родным для 170 миллионов человек, и 350 миллионов человек его понимают. Большинство говорящих по-русски живёт, конечно же, в России, остальные — за её пределами. Кто эти люди?

Это те, кто живёт на территории стран СНГ и Балтии, а также те, кто проживает в странах традиционного зарубежья. Для них специально издаются журналы и книги на русском языке, ведётся обучение в школах, между собой эти люди продолжают общаться по-русски.

Однако русский язык изучают и те, для кого он не является родным (около 180 миллионов человек).

Ясно одно: русский язык активно распространя­ется в мире. Изучайте же и оберегайте русский язык!

2. Упр. 3, стр.5 устно разделить словосочетания на именные и глагольные, составить с ними предложения и охарактеризовать их.

V. Домашнее задание

VI. Подведение итогов

VII. Этап рефлексии

-Что вы узнали сегодня на уроке?

— Почему для Республики Казахстан так важен диалог культур?

— Какова роль русского языка в диалоге культур?

— Что вы знаете о статусе казахского и русского языков в Казахстане?

Источник

Консультация «Язык, как общественное явление. Функции языка. Взаимодействие языка и общества»

Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе. Смотреть фото Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе. Смотреть картинку Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе. Картинка про Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе. Фото Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе вера авдеева
Консультация «Язык, как общественное явление. Функции языка. Взаимодействие языка и общества»

I. Язык как общественное явление

С момента возникновения, на всех этапах своего существования, язык неразрывно связан с обществом.Эта связь носит двусторонний характер: язык не существует вне общества и общество не может существовать без языка. Основное предназначение языка — служить средством общения между людьми. Язык «возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми». С развитием общества, усложнением форм общественной жизни, обогащением и развитием сознания развивается и усложняется язык. Язык используется обществом абсолютно во всех сферах деятельности. Для того, чтобы комфортно жить в обществе, разговаривать с другими людьми, продвигаться по социальной лестнице, необходимо владеть языком.

Существенным признаком, позволяющим относить язык к разряду общественных явлений, оказывается его способность обслуживать общество. Но язык обслуживает общество иначе. Тот факт, что язык служит обществу, сам по себе еще не является решающим критерием для отнесения языка к разряду общественных явлений. Обслуживать общество могут машины, и даже отдельные явления природы, поставленные на службу человеку. Весь вопрос состоит в том, как язык обслуживает общество и в какой мере он его обслуживает.

«В связи с этим, его нельзя отождествлять ни с одним из общественных явлений. Язык не является ни формой культуры, ни идеологией определенного класса, ни надстройкой в самом широком понимании этого слова. Язык обладает способностью отражать изменения в жизни общества во всех его сферах, что таким образом отличает его от других общественных явлений». Одной из наиболее характерных особенностей языка, позволяющих считать его общественным явлением, служит тот факт, что общество создает язык, контролирует созданное и закрепляет его в системе коммуникативных средств. Право создавать и формировать язык принадлежит обществу. Язык – это продукт общества, именно по этой причине он заслуживает название общественного явления в большей степени, чем какое – либо другое явление, обслуживающее общество.

II. Функции языка

1. Коммуникативная функция языка – основная социальная функция языка.

Коммуникация – это общение, обмен информацией. Язык возник и существует, для того, чтобы люди могли общаться. Информация – это сведения, доступные для понимания и важные для поведения того, кому они адресованы. Речь служит средством передачи информации от человека к человеку. Эта функция речи становится возможной для реализации потому что в речи, в используемых в ней словах может храниться информация. Обмениваясь словами, воспринимая их как понятия, которые несут в себе определенную информацию, люди, таким образом, обмениваются содержащимися в этих словах знаниями. Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, чувства, душевные переживания, волеизъявления, воздействуют друг на друга в определенном направлении, добиваются взаимопонимания.

2. Когнитивная функция языка

Познание, изучение окружающего мира в значительной степени происходит с помощью языка. Общение людей предполагает определенные знания у них об окружающей действительности, а одним из универсальных и эффективных средств познания окружающего мира является язык. Тем самым язык выполняет познавательную или когнитивную, функцию.

3. Кумулятивная (аккумулятивная) функция языка.

III. Взаимосвязь языка и общества.

Раз язык существует только в обществе, он не может не зависеть от общества. Развитие общества стимулирует процесс развития языка и ускоряет или тормозит темпы языковых изменений, способствует перестройке некоторых участников языковой системы, их обогащению новыми элементами. Язык зависит от формы государства и характера экономических формаций. Каждая общественно – экономичекая формация создает определенный жизненный уклад общества, который проявляется в целом комплексе связанных между собой явлений

Общество никогда не было и не будет абсолютно однородным коллективом. В нем наблюдается дифференциация, вызываемая различными причинами.

Это может быть разделение по сословному, классовому, имущественному и профессиональному признаку, которое впоследствии отражается в языке

Социальными факторами, влияющими на развитие языка являются:

• изменение круга носителей языка,

• развитие науки, перемещение народных масс,

• создание новой государственности,

• изменение форм законодательства и делопроизводства и др.

Воздействие этих факторов на язык различно и по форме, и по силе. Проиллюстрируем сказанное примером. После Октябрьской революции происходит процесс демократизации языка: если раньше литературным языком владела в основном буржуазно – дворянская интеллигенция, то теперь к литературному языку начинают приобщаться массы рабочих и крестьян, которые привносят в систему литературного языка свойственные им речевые особенности и навыки.

Это приводит к заимствованию некоторых диалектиктизмов и арготизмов литературным словарем. (Примеры: нехватка, неполадки, смычка т. д.)Возникают новые синомические ряды: нехватка – недостача – дефицит; Связь – контакт – союз – смычка и т. д.

Столь же непрямолинейно, сложно влияние на развитие языка и других социальных факторов. Одним из важных этапов в развитии составляющих его функционально-коммуникативных систем, является переход от капиталистического общества к социалистическому. Рост культуры, развитие всеобщей грамотности, обязательного среднего образования расширяют круг носителей литературного языка, отражаются на его составе и отношениях с другими компонентами (составляющими) общенародного языка.

Социальная дифференциация языка может отражать и расслоение общества. К примеру, особая терминология, обусловленная спецификой. Внешне одинаковые слова в разных профессиях имеют разный смысл. Некоторые различия в языке могут быть связаны с полом говорящих. Так, в языке индейцев яна, живущих в северной Калифорнии (США, одни и те же предметы и явления называются по-разному, в зависимости от того, кто о них говорит — мужчина или женщина.

Влияние развития общества, конкретно-исторических условий жизни народов сказывается и на отношениях между языками. К примеру, в феодальном обществе связь между языками слаба, случаи массового двуязычия, т. е. использования народом или его значительной частью двух (и более) языков, наблюдаются в основном как столкновения языков победителей и побежденных. В капиталистическом обществе связи между носителями разных языков становятся более тесными, отмечаются факты заимствования слов из одного языка в другой, становятся частыми случаи массового двуязычия. Вместе с тем в этот период ярко проявляется неравенство языков, особенно в многонациональных государствах, где специально создаются преимущества языку господствующей нации.

В связи с развитием производительных сил общества, общей культуры науки и техники возникают новые понятия и термины, требующие языкового выражения. Некоторые старые термины нуждаются в новом толковании, расширяется область специальной лексики. Приток новой терминологии сопровождается исчезновением тех терминов, которые не отражают современный уровень развития наук.

Наряду с независящим от воли отдельных людей влияния общества на язык возможно и сознательное, целенаправленное, воздействие государства общества в целом) на развитие и функционирование языка. Такое воздействие носит название языковой политики. Языковая политика может касаться самых разных сторон языковой жизни данного общества. К примеру, в многоязычных странах выбор языка или диалекта, который должен стать государственным, осуществляется сознательно, при непосредственном участии власти и других социальных институтов. Сознательна и целенаправленная деятельность специалистов при разработке алфавитов и письменностей для ранее бесписьменных народов. Усовершенствование существующих алфавитов и письменностей, например, неоднократно проводившиеся реформы русской орфографии,— еще один вид вмешательства человека в жизнь языка. Развитие и усложнение языка отчетливо проявляется в развитии в его составе особых функционально-коммуникативных систем, которые обслуживают разные группы носителей языка, что приводит к выделению территориальных и социальных диалектов, литературного языка и других форм реализации языка.

Все эти формы различны и в разные исторические периоды развития человеческого общества, и в разных конкретных социально-исторических условиях существования того или иного языка. Не одинаковы их функции, внутренняя структура и отношения между ними.

Безусловно, никакое социальное воздействие на язык, стихийное или сознательное, не может отменить присущих языку внутренних закономерностей.

Биоэнергопластика. «Театр пальчиков и языка» как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста. 1) Сказка о Весёлом Язычке. Наиболее.

Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС Современный урок – урок, отвечающий требованиям ФГОС, в котором в концентрированной форме нашли отражение запросы и потребности семьи, общества.

Консультация для родителей по теме: «Влияние изучения иностранного языка на детей дошкольного возраста» Консультация для родителей по теме: «ВЛИЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Автор: Ильясова Элиза Гадживагабовна,.

Фольклор как средство сохранения и развития родного языка. Приобщение детей к этнокультурным традициям Особенности современного общества, в котором происходит радикальные перемены, обусловливают не только качественное обновление международных.

Конспект урока русского языка по развитию речи с элементами культуры речи во 2 классе «Азбука вежливости. Как писать письмо» Предмет: русский язык Тема учебного занятия: Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо. Часть 2. Место.

Проектная деятельность как средство развития УУД и формирования мотивации при изучении английского языка В 2015 году наша страна праздновала 70-летие победы в Великой Отечественной войне. Эта победа имела огромное значение не только для русского.

Конспект урока русского языка по УМК «Перспектива» в 4 классе «Основные правила русского языка, изученные в начальной школе» Учитель: Берсенева Татьяна Геннадьевна. Тема: «Основные правила русского языка, изученные в начальной школе». Тип урока: урок повторения.

Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.

Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе. Смотреть фото Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе. Смотреть картинку Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе. Картинка про Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществе. Фото Для чего еще кроме общения служит язык человеку в обществеWelcome back! Добро пожаловать обратно или как возвращаться к изучению иностранного языка после летнего перерыва Welcome back! Добро пожаловать обратно или как возвращаться к изучению иностранного языка после летнего перерыва! Дорогие дети, родители,.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *