Для чего формат слайдумент
Для чего формат слайдумент
Презентация: Лучше один раз увидеть!
В этой книге последовательно разбираются методы и навыки, которые помогли многим руководителям и профессионалам. Эта книга о том, что я узнал в течение последних двенадцати лет о презентациях и о навыках убеждения и влияния.
«Презентация: Лучше один раз увидеть!» посвящена развитию навыков, необходимых для презентации себя и своих идей для разных типов аудиторий с учетом вашей специфики.
Цель книги – поделиться подходами, которые помогут вам развить свой стиль презентации.
Иногда мне говорят: «Я каждую неделю делаю презентации, я знаю про них всё! Зачем мне учиться?» Что на это ответить? Прежде всего, само по себе многократное повторение не гарантирует развития. Может быть, вы просто закрепляете плохие привычки? Эту книгу следует читать тем, кому часто приходится делать презентации. Если вы ответили утвердительно хотя бы на один из следующих вопросов, вы сможете извлечь ценные уроки из этой книги.
• Вам нередко приходится доносить важную, но сухую информацию?
• У вас отличные идеи, но не хватает навыков «упаковки» ваших презентаций?
• Вы получили повышение, и теперь вам приходится делать то, чего раньше не приходилось, – часто выступать с презентациями?
• Вам необходимо заинтересовывать аудиторию собой, своими идеями, продуктами, услугами или компанией?
Большинство людей абсолютно не уделяют внимания тренировке навыков.
На тренингах я прошу ответить участников на следующие два вопроса:
1. Сколько процентов рабочего времени у вас уходит на коммуникацию вообще (включая телефонное общение, презентации, переговоры, встречи)?
2. Сколько процентов рабочего времени вы тренируете свои коммуникативные навыки?
Обычно получаются следующие ответы: на первый вопрос 50–80 %, на второй 0–5%.
Это говорит о том, насколько важна коммуникация и как мало инвестируется времени в развитие ее навыков.
Некоторые считают, что навык презентации – необязательный навык. Но в бизнесе неумение проводить презентации – потенциальный источник неприятностей.
Сегодня одна из самых популярных идей в бизнесе – «дифференциация». Что отличает вас и делает более привлекательными для потенциальных клиентов или работодателей? Один из способов личной «дифференциации» – убедительные презентации.
Чтение книг не превратит вас в одночасье в гуру презентаций. Хорошая новость – навыки презентации не дар высших сил, не врожденный талант. Их можно развивать и совершенствовать.
Пользуйтесь книгой перед важными презентациями в качестве руководства к действию. Подчеркивайте и помечайте важные для вас моменты.
Постепенно, в удобном для себя темпе вы можете начать встраивать эти идеи в свои презентации.
Особая благодарность Евгению Плиссу за бесценные советы по дизайну, обратную связь и постоянный коучинг в области дизайна.
Я благодарю тех, кто прочитал первую и вторую версии книги и поделился своими идеями: Юлию Вочканову, Евгения Масловского, Максима Журило, Людмилу, Марию и Андрея Черняковых, Александра Кириллова.
Благодарю Алексея Каптерева, Алексея Леонтьева, Алексея Крылова, Ивана Курдюмова, Антона Кондрашова, Александра Табакова, Константина Федотова за то, что делились своими идеями.
Отдельная благодарность Яне Клочковой за отличные иллюстрации.
Благодарю Дмитрия Заборню за содействие в подготовке материала.
Москва, октябрь 2008 года
Когда нужна презентация
В каком случае без презентации не обойтись? Существует большой соблазн воспринимать презентацию как нечто искусственное. До определенного момента в России не делали презентаций. То есть делали, но они носили скорее ритуальный характер. Кого-то в чем-то убеждать необходимости не было. Эта «ритуальность» сохранилась до сих пор: мы делаем вид, что презентуем, они делают вид, что слушают. Поэтому презентующий может попасть в ловушку, чувствуя себя отстраненным от презентации: «Так принято… ну это просто такой корпоративный обычай».
Выступающий начинает воспринимать презентацию как абстрактное событие, которое происходит само по себе, но с его участием. Первым делом здесь страдают цель и смысл презентации. Участники чувствуют отстраненное отношение и отвечают тем же. В итоге нужно прикладывать дополнительные усилия, чтобы вовлечь их и получить результаты. Не все презентации одинаково важны. Иногда можно обойтись без презентации.
Недавно мне позвонил друг, который работает в крупной финансовой компании. И между делом пожаловался, что у них на работе было четырехчасовое совещание управляющих филиалов. И по прихоти руководства в течение 4 часов 23 руководителя выслушивали презентации друг друга. Прямо сеанс групповой психотерапии! Хотя, по словам друга, это совещание не имело практического смысла, и все действительно важные вопросы можно было решить по электронной почте. В результате – бесцельно потрачено 92 часа высокооплачиваемого времени.
В этой книге мы будем рассматривать только те презентации, которые играют решающую роль. От которых что-то зависит.
Презентация как живое выступление необходима, когда нужно:
• эмоционально окрасить тему;
• эмоционально прояснить личное отношение выступающего к теме;
• эмоционально оценить сообщение;
2) научить, объяснить или прояснить, дать обратную связь, скорректировать понимание участников.
Если для достижения цели не требуется живое, эмоциональное общение или обратная связь от аудитории, используйте электронные документы, аудио– и видеозапись.
Презентация – не самоцель. Если вы не собираетесь получить и дать обратную связь, эмоционально зацепить, зажечь, зарядить энергией и личным отношением аудиторию, лучше не делать ее совсем.
В некоторых компаниях существует установка: «каждый сотрудник должен уметь сделать презентацию по корпоративным слайдам». НО! Если кто угодно может провести презентацию – никто не должен ее делать. Если вы хотите лишь «выступить не хуже других» – такие выступающие никому не нужны и не интересны. Не морочьте людям головы и заслуженно отдыхайте.
Поэтому, прежде чем делать презентацию, задайте себе два вопроса:
• можно ли вообще обойтись без презентации?
• что случится, если я не сделаю презентацию?
СМЕРТЬ ЧЕРЕЗ POWERPOINT
PowerPoint-презентации слишком часто напоминают школьные игры – слишком громко, слишком медленно и слишком просто.
Еще десять лет назад слайдовые презентации в России не были так распространены. Сегодня их становится все больше. И нам нужно смотреть вперед или хотя бы туда, где с этим уже познакомились и используют. У нас пока нет стандартов применения слайдовых презентаций. Но у нас есть преимущество – мы можем избежать типичных ошибок, беря только лучшее. Нет исторически сложившихся стереотипов, поэтому можно использовать только продуктивные подходы. Западные подходы интересны – они появились раньше, достигли определенной степени зрелости, и к тому же они уже исследованы.
Сейчас слайдовые презентации везде: в бизнесе, в госструктурах и учебных заведениях. Несколько сотен миллионов копий PowerPoint делают миллиарды слайдов каждый год.
Как сделать презентацию крутой и запоминающейся
Презентации — наглядный и эффективный способ подачи информации. Их используют в продажах, обучении, для ознакомления с инструкциями и правилами, для публичных выступлений, на сайтах и для коммерческих предложений.
Как сделать презентацию, которая заинтересует клиента с первого слайда и какие инструменты для этого использовать — об этом расскажем в статье.
Содержание
Этапы создания презентации
Мы рассказали о последовательности подготовки презентации, которая поможет вам системно подойти к вопросу.
Сформулируйте тему
Один из самых важных этапов в подготовке. Сформулируйте тему так, чтобы она не была слишком широкой. Иначе вы будете говорить обо всем и ни о чем. К тому же время презентации ограничено, и много аспектов охватить не получится.
Определите цель
Как вы поймете, что презентация прошла успешно? По каким признакам и параметрам? Достижение цели — один из них.
Вот несколько распространенных вариантов цели презентации:
Определите цель презентации на старте. В соответствии с ней готовьте материалы для выступления или видео.
Изучите аудиторию
Задайте себе вопросы:
Чтобы не делать ложных предположений, можно напрямую обратиться к аудитории. Например, провести опрос в релевантных сообществах в соцсетях или через email рассылку, пообщаться лично с теми, для кого планируете проводить презентацию.
Знание целевой аудитории поможет в подборе материалов. Вы поймете, какой ракурс подобрать и какую часть информации давать, чтобы не было слишком поверхностно или очень глубоко.
Составьте структуру презентации
Запишите все идеи, связанные с темой. Выделите ключевые тезисы. Определите последовательность подачи информации — каким путем вы приведете слушателя к поставленной ранее цели.
Для простой и недлинной презентации достаточно составить план в виде списка. Если объем информации для представления обширный и трудно укладывается в голове — нарисуйте майнд-карту. С ее помощью легко сортировать идеи и построить структуру.
Майнд-карта для презентации по теме статьи выглядела бы так:
Интеллект-карта со структурой презентации
Соберите дополнительные данные
Чтобы подкрепить идеи на слайдах, необходимы дополнительные сведения: факты, аргументы, социальные доказательства.
Какие данные пригодятся:
Подготовьте текст
Любая презентация состоит из трех частей:
В статье мы рассматриваем презентации двух видов:
Для выступления детально пропишите речь. Продумайте варианты сценария: как может меняться последовательность изложения материала в зависимости от вопросов и реакций слушателей.
Удержать внимание аудитории и оживить презентацию помогут истории, анекдоты и примеры из личного опыта. Заранее найдите подходящие и законспектируйте, чтобы оперативно повторить перед мероприятием.
Слайды для публичной презентации должны содержать минимум текста. Хорошо, когда текст дополняет выступление и отражает только главные мысли.
Для заголовков на слайдах используйте тезисы из составленной ранее структуры. Остальные данные старайтесь передать сжато, с помощью пунктов списка, в виде иллюстраций, фото, диаграмм, инфографики.
Для презентации, которую необходимо отправить клиенту или разместить на сайте, текстовое наполнение слайдов делаем более подробным. В данном случае это фактически книга с поясняющими иллюстрациями. Все, что вы хотите сказать, вы передаете текстом и усиливаете картинками для простоты понимания.
Проработайте дизайн слайдов
Задача слайдов помогать в объяснении сложной информации, акцентировать детали, которые нужно донести до публики. И в то же время не отвлекать внимание от выступающего или от текста по теме слишком ярким оформлением. Найдите золотую середину.
Если у вас нет профессионального дизайнера, то можно воспользоваться программами, сервисами и приложениями для создания презентаций. Такими, как Power Point, Canva, Keynote и другими. Об их особенностях читайте далее в статье.
Проведите предварительную тренировку
Когда слайды и сценарий готовы, время отрепетировать выступление. Обратите внимание на части текста, которые вам сложно прочитать. Отредактируйте их.
Некоторые люди предпочитают готовиться самостоятельно. Но иногда хорошо провести презентацию для друзей или коллег. Тогда вы будете уверены, что материал понятен слушателю.
Как подготовиться к онлайн-презентации
Все больше конференций и мероприятий проходит в онлайне. Для тех, кто привык выступать в офлайне, может быть сложно взаимодействовать с виртуальной аудиторией.
Чем отличаются онлайн-презентации:
Как сделать презентацию красивой и интересной
Классная презентация — это сочетание важной для аудитории, мотивирующей информации и стильного, запоминающегося оформления. Структура текста, шрифт, дизайн слайдов — каждый из элементов имеет значение. Рассмотрим базовые правила создания презентации, и детали, которые привлекают внимание аудитории.
Структура текста и шрифт
Один слайд — одна идея. Ее можно обозначить в заголовке страницы. На примере мы видим вопрос в качестве заголовка. И ответы на него — картинки с подписями. Автор поясняет только один тезис.
Пример слайда с главной мыслью в заголовке
Структура страницы. Сплошной текст без абзацев и отступов никто не будет читать. Подавайте информацию тезисно, используйте списки. Внизу пример понятной структуры: заголовок и пункты списка.
Четкая структура слайда
Шрифты. Не стоит применять более двух видов шрифтов. Выбирайте те, которые поддерживают латиницу и кириллицу. Например, Monserrat или Roboto. Если вы готовитесь к публичному выступлению офлайн, проверьте, будет ли различим шрифт выбранного размера с задних рядов.
Визуальная составляющая
Инфографика. Диаграммы, графики, цитаты привлекают внимание аудитории, наглядно объясняют сложную информацию и заменяют текст по смыслу.
В графике на примере ниже можно визуально оценить рост трафика. Также отдельно выделяется курсивом и фигурной стрелкой вопрос для слушателей: «Что будет, если попасть в скандал». Анализировать подобные данные в виде таблицы с цифрами было бы сложно.
Графическое оформление данных на слайде
Единый стиль визуальных элементов. Иконки и иллюстрации в презентации должны быть из одной серии и с одинаковыми параметрами.
Например, в сервисе Canva для дизайна слайдов на боковой панели появляется целая линейка похожих шаблонов, которые можно комбинировать.
Шаблоны слайдов в одном стиле
Однотонный фон. Чтобы текст легко читался, фон должен быть однотонным. Орнаменты и принты отвлекают внимание и мешают визуально.
Размещение картинок на слайде. Если изображение занимает весь слайд, чтобы избежать размытости, выбирайте разрешение не меньше, чем разрешение экрана компьютера. Например, 1024х768 или 1920х1080. Для картинок меньшего размера можно примерно посчитать длину и ширину в зависимости от того, какую часть экрана они будут занимать.
Минимум цветов. Дизайнеры рекомендуют для оформления презентации брать не более пяти цветов.
Анимация. Используйте анимацию на слайдах: двигающиеся текстовые блоки и графические объекты добавляют динамики и нравятся зрителю.
Мемы и гифки вносят элемент юмора в выступление и делают его запоминающимся. На примере слайд из презентации о TikTok, в котором мем передает реакцию людей на слова автора.
Мемы в презентации
3D-иллюстрации — новый тренд в презентациях. Хоть они и стоят дороже на фотостоках, но зато более тонко прорисованы и придают объемный эффект.
В бесплатной версии приложения Canva есть серия шаблонов с объемными иллюстрациями:
Пример шаблона с объемной иллюстрацией
Призыв к действию в конце. Вместо фразы «Спасибо за внимание!» на последнем слайде разместите полезную информацию или призыв к действию. Например, контакты компании, QR-код, по которому можно перейти на сайт, или задайте вопрос участникам.
Автор слайда придумал отличный способ получить обратную связь от участников презентации:
Пример как собрать обратную связь в конце презентации
Автоматизация email рассылок
Отправляйте цепочки триггерных сообщений приветствия, брошенной корзины, реактивации, совмещая внутри одной цепочки email, SMS и web push.
Ресурсы для оформления слайдов
В этом разделе приводим примеры бесплатных сервисов, которые помогут легче и профессиональней оформить слайды презентации.
Подбор шрифтовых пар
Google Fonts. Это приложение позволяет визуально подобрать комбинации шрифтов.
Пример подбора шрифтовых пар в Google Fonts
Google Type. Проект создан профессиональными дизайнерами для подбора шрифтовых пар. На сайте видим, как текст будет выглядеть на странице. Если вариант понравился, то вверху экрана есть названия шрифтов.
Подбор шрифтовых пар с помощью Google Type
Палитры для поиска цветовых решений
Color Pallette. На ресурсе размещены фото, сделанные профессионалами. Сочетания цветов на них приятны глазу. Под каждым фото есть палитра из пяти основных оттенков с номерами. Для оформления слайдов берите цвета из одной палитры.
Подбор палитры для оформления слайдов
Adobe Color. Сервис помогает подбирать гармоничные сочетания оттенков с помощью цветового колеса.
Подбор цветов с помощью Adobe Color
Идеи и фото для оформления презентаций
Pinterest. В этой соцсети вы найдете примеры презентаций, которые вдохновят на создание дизайна для ваших слайдов.
Поиск идей в Pinterest
Фотостоки — в статье нашего блога собраны бесплатные ресурсы для поиска качественных фото и условия использования загруженных изображений.
Программы и сервисы для создания презентаций
Пришло время ознакомиться с сервисами, которые помогут создать презентацию самому.
PowerPoint
Форма сервиса: приложения для Windows, macOS, iOS, Android; онлайн-версия.
Сервис для создания презентаций PowerPoint
Возможности: Подойдет как для новичка, так и для дизайнера. Здесь есть все инструменты для создания и проведения презентаций:
Недостатки:
KeyNote
Форма сервиса: приложения для macOS, iOS.
Цена: бесплатно
Пример работы в Keynote
Возможности: По функционалу ничем не уступает PowerPoint. Содержит большой набор шаблонов для слайдов, эффектов и переходов. Презентацию, сделанную в приложении, можно экспортировать в форматы PDF, JPEG, PNG, HTML, PowerPoint и другие.
Недостатки: Программа работает только на устройствах производства Apple.
Impress
Форма сервиса: приложение для Windows, macOS, iOS, Android, Linux.
Цена: бесплатно.
Работа со слайдами в Impress
Недостатки: Версия для мобильных устройств урезанная и имеет ограниченный функционал.
Prezi
Форма сервиса: онлайн-версия, приложения Windows, macOS, iOS, Android.
Работа в сервисе Prezi
Возможности: Если все предыдущие программы использовали для подачи материала последовательный показ слайдов, то презентации Prezi совсем другого формата. Здесь пользователь размещает свои тексты и изображения на виртуальной доске. По ней можно перемещаться и показывать тот или иной элемент.
Благодаря такому формату, ваша презентация станет похожа на историю или путешествие. Вы покажете зрителю ваше видение общей картины.
Недостатки: Оформление не совсем привычно и скорей всего займет больше времени.
Canva
Форма сервиса: онлайн-версия, приложения для iOS и Android.
Цена: бесплатно, платная подписка для тех, кому нужны более полные графические библиотеки.
Сервис Canva — шаблоны
Возможности: Чтобы создать презентацию, здесь достаточно перетащить нужный элемент на страницу. Много готовых шаблонов. Есть возможность добавить элементы анимации при показе. Сервис позволяет работать над проектами совместно.
Даже в бесплатной версии библиотека изображений, фигур, стикеров, gif-файлов и шрифтов довольно большая. Если же вы купите подписку, то фотостоки вам не понадобятся. Ресурсы Canva закроют все потребности.
В сервисе делают не только презентации, но и визуал для соцсетей, заставки для видео. Шаблоны одного стиля есть в разных размерах. Если, к примеру, вы пишете о будущей презентации пост или приглашаете посетить ее в сторис, можно использовать единую тему.
Недостатки: Не найдено
Google Slides
Форма сервиса: онлайн, приложения для iOS и Android.
Цена: бесплатно.
Презентации в Google Slides
Как и другие приложения Google, программу часто применяют для командной работы. Созданные презентации сохраняются на Google диск, что удобно — не нужно дублировать на электронном носителе. Доступ к файлу получаешь из любой точки, где есть сеть.
По функционалу сервис Google Slides почти такой же, как PowerPoint. Совместим с файлами, созданными в этой программе.
Недостатки: Библиотека шаблонов для оформления презентации меньше, чем в других приведенных в статье сервисах.
Tilda
Форма сервиса: онлайн.
Цена: бесплатный и платные тарифы.
Создание презентации в Тыльде
Возможности: Платформу обычно используют для создания сайтов и посадочных страниц. Но в ней есть функция, которая превращает сверстанный лендинг в презентацию.
Шаблоны Tilda разработаны дизайнерами. Шрифты и изображения подобраны для того, чтоб картинка выглядела профессионально. Оформить красивую презентацию не составит труда, так как здесь можно найти обучающее видео по любому вопросу.
Недостатки: Бесплатная версия очень ограниченная.
Заключение
Условно поделим процесс создания презентации на две части: работа над текстом и оформление слайдов.
Перед тем как заняться дизайном в программе, взгляните на ваш текст со стороны:
Для оформления презентации не нужно быть дизайнером. Современные приложения упрощают создание красивых и стильных слайдов.
Воспользуйтесь сервисом SendPulse, чтобы отправить готовую презентацию вашим клиентам по email, через чат-ботов в мессенджерах или разместить ее на лендинге, созданном через SendPulse!
Токсичные презентации или как не испортить конференцию визуальной логореей
Поделиться
Большинство конференций сегодня распространяют словесную диарею и визуальную логорею, как вирусные заболевания.
Мы заражаем атмосферу мероприятия, распыляя в воздух чрезмерные монологи, диалоги и слайдоменты.
Слово «слайдомент» появилось благодаря автору книги «Презентация в стиле дзен» Гарру Рейнольдсу, он обозначил им презентации, в которых очень много текста и которым в общем-то спикер и не нужен. На первый взгляд, это, конечно, удобно. Однако исследования показывают, что такие презентации больше отвлекают свою аудиторию от сути. Никто не может читать и слушать одновременно так же, как никто не может сфокусировать внимание на собственных мыслях и на выслушивании кого бы то ни было. Слайдоменты — один из симптомов летального исхода вашей конференции от PowerPoint.
Бедное содержание
Для аудитории самым ценным в презентации является удобство восприятия информации. В то же время презентация должна отвечать нуждам презентатора. Временами это порождает контентную бедность и мешает аудитории качественно погрузиться в материал. Когнитивная структура шаблонов PPT компонует весь контент по одной иерархической модели. Это упрощает сложные темы, держит важную информацию на поверхности, помогает сфокусировать внимание на главном и не заставляет человека что-либо обдумывать дополнительно.
Обычно в PPT заполнено 30%-40% поля. Оставшееся место используют под рамки, брендинг и буллиты. Недостаток сколько-нибудь значимого контента превращает презентацию в скучный набор слайдов. А в сочетании с визуальной логореей PPT становится контентной булимией.
Исследования визуальной логореи
Немецкий исследователь Тим Терманн проанализировал 1500 случайных презентаций, которые нашел в интернете. Он изучил, сколько среди них слайдоментов, и насколько презентаторы следуют советам ведущих экспертов в области оформления презентаций. Терманн исследовал текстовую составляющую (количество слов и строк), типы и размеры шрифтов, а также количество слайдов. Вот несколько выводов, которые он сделал из проделанной работы.
Две трети презентаций буквально нафаршированы текстом. Одна пятая — абсолютные слайдоменты, которые не способны сопровождать речь спикера должным образом.
Слайды, в которых более 75 слов, — это, по сути, белые книги. Слайды, на которых размещены от 50 до 74 слов, это просто телесуфлеры для презентатора. Лучше, если в презентации содержание усиливается визуальными образами, и они снабжены минимальным количеством текста, если в нем есть необходимость.
Две пятых текстов в слайдах написаны шрифтом, размер которого меньше 24 pt. В то время как любой шрифт меньше 40 pt попросту нечитабелен.
В большинстве презентаций использованы стандартные шаблоны. Это касается и шрифта, и его размера и расположения текста на слайде. Единицы работают над дизайном страниц. И даже из стандартного набора шрифтов в PowerPoint используется только треть. А автоматически размещенный программой текст также вполне устраивает презентаторов. Что ж, это, и правда, отличный способ с первого же слайда наскучить аудитории.