Для чего фотографируют покойника в гробу
Можно ли фотографировать похороны: главные аспекты
Похороны людей вызывают печальные воспоминания, тяжело воспринимаются и влекут за собой эмоциональный стресс. Тем не менее, не так уж редко эти события запечатлевают на фото.
Фотосъемка похорон может быть произведена как обычная шалость подростков, а может осуществляться сознательно родственниками умершего. Первый вариант – результат не совсем корректного воспитания. А вот второй может иметь место в разных случаях:
Откуда пришла традиция фотографировать умерших?
Как только изобрели фотоаппарат, снимки живых и мертвых заполнили фотоальбомы людей. Это не только русская традиция, на Западе тоже снимали покойников. Их усаживали рядом с живыми родственниками, наряжали в лучшие одежды, открывали глаза и делали семейные фото. Сейчас это звучит странно, но были и такие времена.
Мода на съемку умерших приходится на вторую половину 19 века. Обеспеченные граждане хотели сохранить память об ушедших родственниках. Заказывать портреты было слишком дорого и занимало много времени. А фото было удачной альтернативой. Кроме того, в те времена была высокая детская смертность. Непоседливых детей сложно было заставить позировать перед аппаратом или художником. После их ухода из жизни только посмертная фотография оставалась на память.
Фотографы даже применяли специальные кронштейны, на которых держалось тело в вертикальном положении. История сохранила фотографии, на которых приспособления плохо замаскированы, и можно с точностью утверждать, что на снимке уже неживой человек стоит или сидит в непринужденной позе с привычными ему вещами или домашними питомцами.
В 20 веке стала популярна любительская фотосъемка. У многих хранятся фотографии с похорон родственников, но скорее всего не в общих альбомах. Такие фото никому не показывают и сами стараются не смотреть. Верх берут суеверия.
Современный же мир имеет свой взгляд на фотографии умерших и похоронных процессий.
Можно ли фотографировать похороны? Отвечает закон
Любая фотосъемка человека без его согласия по закону считается нарушением права на неприкосновенность личности или семейную тайну. Это обозначено в статье 152.1 ГК РФ. Право фотографировать покойника и распоряжаться снимками остается за его ближайшими родственниками.
Но из этого правили есть исключения. События, запечатленные на фотографии или видео, могут служить доказательством совершения преступления, предотвратить угрозы общественному порядку или окружающей среде. Тогда их использование не попадает под нормы ГК РФ.
Еще фото умершего может попасть в кадр случайно, когда съемка велась в общественном месте, и нет акцента именно на фигуре покойника. Бывают случаи, когда фото или видео делаются на заказ за вознаграждение.
Законодательство РФ не ставит запретов на съемку похорон. В перечне ритуальных услуг числятся фото отчеты. При этом стоит заключить договор с исполнителем ритуальных услуг в рамках приличий и уважительного отношения ко всем участникам похоронной церемонии.
Конечно, родственники и самостоятельно могут снимать траурный процесс или пригласить собственного фотографа с корректным поведением, если это приемлемо для них.
Что говорит церковь по поводу съемки похорон
Священнослужители прямо не запрещают фотографировать похороны и усопшего. Конечно, в такой день недопустимо отвлекать людей, пришедших проститься с умершим, от их раздумий и эмоций. Съемка может кого-то смущать или раздражать. Фотографу следует быть очень корректным.
Что касается суеверий, связанных со смертью, то у представителей церкви однозначный ответ. Все суеверия и приметы придуманы людьми и демонстрируют неверие в божественный замысел, то есть являются греховными. Так что верующие люди не должны опасаться запечатления покойников или себя на фотографиях церемонии чьих-то похорон.
По мнению батюшек, только Всевышний в силах наделить изображение могущественной силой, способной как-то повлиять на человека. И негативное влияние такое фото ни на кого не окажет.
Мнения парапсихологов и эзотериков о фото похорон
Специалисты парапсихологии уверены в том, что все существующее во Вселенной пронизано особой энергией. И в разных уголках мира качество этой энергии разное, и по-разному влияет на всё живое.
Таким образом, на кладбищах преобладает дух смерти, который может вредить живым. Поэтому, если фотографировать или снимать видео в таком месте, а потом еще и хранить снимки у себя, то энергетика смерти тоже отпечатывается на фото и может нести неприятности или недомогания. Особенно подвержены влиянию негативного энергетического излучения дети, старики и нездоровые люди.
По мнению эзотериков, сильное излучение смертоносной энергии происходит в первые 40 дней после смерти человека, пока его душа не примет покой. Чем больше на кладбище новых могил, тем меньше следует там находиться.
Кроме того, душа покойника может попасть в кадр при съемке похорон, хоть и не будет видна. Парапсихологи утверждают, что полтергейсты, о которых им приходится нередко слышать от людей, хранящих воспоминания с похорон, могут быть выходцами с таких фотографий.
Каждый решает сам, снимать похороны или нет, хранить фотографии или нет. Не обязательно держать их в распечатанном виде у себя дома, если существует какой-то страх. Можно заархивировать материалы и поместить в облачное хранилище. Ведь может наступить момент, когда захочется их просмотреть. Лучше не делать этого сразу после потери близкого человека, а дать себе время свыкнуться с мыслью об утрате.
Самый жуткий обычай прошлого: кто и зачем делал «живые» фото умерших людей
Традиция фотографирования умерших людей появилась в XIX веке и была на пике популярности почти что целое столетие. Рассказываем, как появился этот странный обычай, и чем была обусловлена его слава.
Сегодня традиция посмертной фотографии осталась далеко в прошлом, однако в девятнадцатом столетии подобные снимки были целым направлением искусства и имели большую популярность среди людей, желавших сохранить память о своих близких. Углубляемся в историю пугающего тренда Викторианской эпохи, ставшего одним из самых ярких видов искусства того времени.
Традиционно годом возникновения post-mortem photography считается 1839 — именно тогда благодаря совместным усилиям Жозефа Нисефора Ньепса и Луи Дагера была создана первая работающая технология фотографии дагеротипия.
До этого момента люди использовали возможности живописи, скульптуры и других видов искусства для того, чтобы запечатлеть в памяти портреты своих близких людей, однако эти способы были весьма затратны и доступны лишь для избранного круга населения. Кроме того, для создания портрета или скульптуры требовалась много времени, что также делало этот процесс не самым удобным — большинство представителей среднего и низшего класса были лишены возможности запечатлеть память о близких.
Поэтому, когда людям открылись первые возможности фотографии, они с воодушевлением восприняли эту идею. Однако новая технология также имела несколько подводных камней, главным из которых стала длительная выдержка (от пятнадцати до тридцати минут), что сильно затрудняло процесс фотографирования — большинство снимков получалось смазанными, с закрытыми глазами и в движении (что порой выглядело весьма пугающе). Учитывая тот факт, что фотоснимок хоть и был более бюджетным способом запечатлеть человека в кадре, представители средних и низших классов все же не могли позволить себе по несколько раз переснимать неудачные фотографии.
Считается, что именно потребность сэкономить и при этом получить статичный четкий кадр подвигла людей создать новый вид фотографического искусства, который и получил название post-mortem photography — посмертная фотография. Вначале эта тенденция обрела популярность среди родителей, внезапно потерявших своих детей — в те времена детская смертность была весьма высока, а убитая горем семья хотела сохранить хоть какую-то память о погибших наследниках.
Выглядели подобные памятные снимки весьма странно — детей фотографировали в их кроватках так, будто они просто спали, а иногда в кадре присутствовали и родители малыша, держащие его на руках или позирующие рядом. Когда тренд начал набирать обороты, появились и другие идеи для подобных фотосессий — мертвых детей располагали среди игрушек, а иногда их тела прикрепляли к специальным штативам в разных позах, а на закрытых веках рисовали подобие глаз, чтобы «модели» выглядели живыми.
Почему русские фотографировали похороны?
Обычай фотографировать похороны появился во времена СССР. Просуществовал он недолго, и был забыт в конце прошлого столетия. Хотя, в некоторых местах продолжают фотографировать похоронный процесс и самих покойников. Все это, конечно же, очень неприятно, и уж совершенно непонятно, как могла в цивилизованном мире возникнуть столь жуткая традиция.
Чтобы ответить на этот вопрос нужно немного окунуться в историю. Во времена Гражданской войны было принято размещать фотографии погибших героев на страницах газет и журналов, а также комплектовать ними фотоальбомы, рассказывающие об истории революционного движения в России. Как правило, такие альбомы начинались с фотографий похоронных процессов погибших революционеров. Хотя, по мнению историков, традиция снимать похоронную процессию может иметь прямое отношение к похоронам Петра Великого, и его посмертному портрету. Да, это не была фотография, но именно этот портрет дал начало традиции, вешать на стены фотографии умерших императоров, а затем и видных политических деятелей.
Представители старшего поколения наверняка помнят, как в кинотеатрах, перед основным кинофильмом, показывали документальные ленты похорон различных знаменитостей, таких, как: Столыпин, Ключевский, Куиджи и целый ряд других. В конечном итоге это вошло в традицию и стало обыденным делом.
Наибольшее распространения эта традиция получает в семидесятых – восьмидесятых годах прошлого столетия, как раз в то время, когда была изобретена полуавтоматическая фотокамера. Без фотографирования не обходились ни одни похороны, а фотографии умерших родственников стали неотъемлемой частью семейных альбомов.
Хотя, если честно, то мертвых людей фотографировали и в Европе. При этом делали это весьма оригинально, пытаясь наряжать их в красочные наряды. При этом мертвого человека пытались усадить в оригинальную позу, да еще и глаза ему открывали. Ничего этого в царской России не было. Тут просто фотографировали сам похоронный процесс, да лежащего в гробу человека. Искажать реальность здесь считалось аморальным. Глумиться над телом покойного русские люди себе никогда не позволяли.
В России было принято фотографировать сами похороны, снимать крупным планом лицо покойного, а также делать фотографию стоящих у гроба родственников. Снимки делались как дома, так и на кладбище у могилы покойного, украшенной поминальными венками и цветами. Согласно существовавшей традиции, такие фотографии должны были быть нейтральными. То есть, на них не должно было быть слез и страданий родственников. Поэтому момент прощания с покойным никогда не снимался. Что касается священнослужителей, то к фотосъемке похоронной процессии они относились весьма спокойно, не считая это нарушением церковных канонов.
Теперь давайте разберемся со смыслом таких фотографий. Во-первых, это была память об усопшем. Во-вторых, такие фотографии могли подчеркнуть значимость умершего человека для общества. В-третьих, это делали просто ради соблюдения традиции. Ведь фотографируют же рождение ребенка и его крещение, так почему же нельзя фотографировать момент перехода человека в мир иной? Ведь фотографии позволяют сохранить память об ушедшем от нас человеке для потомков.
Можно ли фотографировать могилы родственников на кладбище и покойника в гробу: история вопроса, зачем делают фото похорон, религиозный, этический и суеверный взгляд на фото умерших
В прежние времена достаточно часто фотографировали умерших, которым сначала специально придавали особые позы, позднее стали снимать похороны. Сегодня стало больше известно о процессах, которые происходят после смерти, поэтому традиции изменились. Практически перестали брать фотоаппарат, чтобы снять похороны. Но мало кто знает, для чего ранее соблюдались дикие, по нынешним меркам, правила. Чтобы не повторять прошлых ошибок, следует узнать, можно ли фотографировать могилы родственников на кладбище. Совсем иначе относятся к снимкам, которые берутся на памятник.
Зачем фотографируют похороны людей: несколько причин
По мере развития и распространения искусства фотографии появлялись новые идеи для создания необычных снимков. Люди искали подходящие и оригинальные ракурсы, моделей, создавали целые сюжеты. При этом на фото часто можно увидеть шокирующие изображения. В стремлении удивить, эпатировать содержанием снимков многие идут на все, например, фотографируют покойников. Несмотря на долгую историю такой традиции, видя подобное, все еще становится не по себе. Причины, по которым делают снимки на кладбище во время похорон:
История фотографии мертвых
Первые снимки с изображением мертвых появились на заре XIX века. Тогда изобрели особую технику фотографирования. Цена подобной работы была крайне высокой, поэтому не все могли позволить себе заказать снимки живых родственников. Как результат, большинство людей получали всего 1 снимок за всю жизнь. Учитывая, что предугадать, когда близкий преставится, практически невозможно, постепенно сформировалась традиция снимать мертвых людей во время похорон или перед ними.
Покойным придавали позу, максимально приближенную к естественной. Что интересно, на фотографиях глаза у многих мертвых были открыты. Но что-то неуловимое все равно выдавало неестественность сюжета изображения. Такой стиль выполнения фотографий получил название postmortem. Тогда чаще других снимали детей, т. к. смертность младенцев была высокой. Придерживались традиции выполнения фотографий не так уж долго – менее сотни лет.
В XX веке полностью отказались от нее, но слабые попытки возрождения такого обычая все же возникают.
Раньше использовали разные атрибуты, чтобы сделать фото:
Фотографировали также и мертвых, придавая им положение спящих. Но чаще создавался некий сюжет. Например, было распространено фотографироваться вместе с покойными членами семьи. Считалось нормой сниматься рядом с умершим ребенком.
Постепенно традиция делать фотографии после смерти преобразовалась. Стали чаще снимать непосредственно моменты подготовки к погребению и похороны. Было принято фотографировать и хранить изображение покойного в гробу и рядом сродными. У многих, кто родом из XX века, были такие фото, а потомки обнаруживают их до сих пор. Причем у жителей некоторых стран Восточной Европы такая традиция все еще сохранилась.
Законность съемок похорон в РФ
Не всегда так уж легко понять, зачем фотографируют мертвых людей на похоронах. У многих семей свои обычаи. Однако нужно всегда помнить о законности действий. Так, в России не запрещается вести съемку процесса погребения. Но все еще есть ограничения при использовании изображений из личного архива (полученных без согласия родственников). Закон не препятствует выполнению фотографии на кладбище во время похорон. Руководствоваться можно гражданским кодексом – ст. 151 и 152.
Учитывая, что умершие не в состоянии ответить согласием или отказом на проведение съемки, этим вопросом занимаются близкие. Как результат, решать, можно ли фотографировать похороны, необходимо индивидуально. Не существует универсального ответа на данный вопрос. Кто-то даст согласие, кто-то будет категорически против.
Съемка на погостах запрещена, т. к. это публичные объекты. Но это не значит, что нельзя фотографировать на кладбище, решением в подобной ситуации является фотофиксация изображений могилы своего родственника (родителей, ребенка и т. д.), а даты рождения, смерти и фото на надгробиях нужно убирать из кадра.
Почему не стоит фотографировать на кладбище
Существует несколько мнений по поводу съемок на погостах и похоронной процессии. Если покойный был верующим, следует учесть то, что говорит Церковь. Но у представителей разных религий (в исламе, иудаизме) могут быть свои представления об этом. Например, мусульмане считают, что фотография – это путь к поклонению того, кого снимают.
Траурный этикет
Решая, можно ли фотографировать на кладбище, следует, прежде всего, проявлять уважение к присутствующим и, конечно, покойному. Траурный этикет предполагает необходимость выполнения обрядов, соблюдения традиций, благодаря которым люди могут наблюдать за происходящей похоронной процессией, проводить поминки, подготавливать умершего. Все эти действия обусловлены выполнением широко известных и установленных церковью, а еще негласных правил.
Выполнение съемки во время похорон – одно из них. Причем все зависит от того, кто фотографировал событие, от его знаний вопроса, тактичности.
Прежде всего, необходимо получить согласие родных, чтобы делать снимки, и взять разрешение, чтобы потом распространять, печатать.
Но даже это не дает право фотографу нарушать покой и границы родственников, которые горюют. Не следует предлагать фотографироваться, тем более, возле гроба, перед крестом. Следует по возможности оставаться в тени событий, не привлекать лишнего внимания. Снимки лучше оформить в случайном порядке, не должно быть постановочных фотографий.
Фото погребения
Религиозный аспект
Когда изучается вопрос, почему нельзя фотографировать мертвых, прежде всего, принимают во внимание мнение церкви. Согласно религиозным канонам, если покойный был сфотографирован, это не повод опасаться снимка, изображения на нем или потустороннего воздействия. Православная религия не поддерживает суеверия относительно влияния снимка мертвого на живых людей. Однако священнослужители напоминают, что фотосессии на похоронах – это неэтично. В это время пришедшие проститься с покойным должны обязательно устремляться к божественному, просить прощения за грехи близкого, читать молитвы. А фото отвлекает.
Отмечается, что у Церкви нейтральное отношение к фотографии покойных. Священники высказываются положительно о похоронах известных людей, т. к. при этом происходит освещение события. Вопрос, почему нельзя фотографировать мертвых во время похорон, поднимается только в частном порядке.
Если же событие общественное, разрешение для проведения съемки не нужно.
Мнение эзотериков: почему нельзя фотографировать мертвых и спящих
Парапсихологи, эзотерики считают, что все в мире и вселенной имеет свою энергетику. Она может быть нейтральной или резко положительной/отрицательной, что зависит от окружающих предметов, людей. С одной стороны, фото живых во время похорон неопасно, с другой: если рядом находился гроб и попал на снимок, это может стать причиной болезней, возникновения неприятных событий или наступления смерти. Но вероятность развития подобных последствий возрастает, если фото еще и хранить у себя дома.
Эзотерики считают, что необъяснимые события, призраки – это следствие хранения снимков с мертвой энергетикой. На фотографии может быть запечатлена душа усопшего, хоть ее и не видно.
Можно ли хранить снимки с погребения
Учитывая, что мнение церкви в данном вопросе нейтральное, можно взять за основу другие точки зрения: психологов, эзотериков. Сегодня считается, что вещи с кладбища и те, что содержат изображение покойников, несут в себе мертвую энергетику. Лучше не проверять, так ли это, и не хранить фотографии с мертвецами.
Что необходимо сделать с траурными фотографиями
Не следует вешать фото на стену в рамке. Если было принято решение оставить снимки, на которых изображен умерший или гроб, лучше убрать их как можно дальше. Причем их нельзя держать на свету, а следует положить в светонепроницаемый конверт черного цвета, коробку. Можно убрать в глубину шкафа, под кровать, антресоли.
Что делать с фотографиями похорон на сотовом телефоне
Кладбищенскую энергетику сохраняют все вещи, которые имеют отношение к погосту. Точно так же и фото: изображаются мертвые, а значит, есть вероятность, что образы могут причинить вред. Снимки находятся в памяти сотового телефона, поэтому лучше переместить их в хранилище – «облако». Кроме того, отмечают еще одну причину, почему нельзя фотографировать на кладбище: просмотр фото, на которых изображены мертвые, может вызвать горестные воспоминания, поэтому их не следует смотреть повторно.
Кадры с похорон в сотовом телефоне
Как поступают с фотографиями умершего: хранить или сжечь
Хранить фото усопших следует в крайнем случае. Особенно опасными являются те из них, что делаются при появлении сильных эмоций. Они оказывают более сильное влияние. Но можно удалить негативную энергетику, если воздействовать огнем. В домашних условиях это следует делать в металлической емкости с высокими бортиками. Чтобы закрепить эффект, проговаривают: «Не я жгу, огонь». Это позволит переложить ответственность с человека на потусторонние силы, которые спровоцировали такие последствия.
Видео: Правила посещения кладбища. Вот почему опасно фотографировать могилы и мертвых
Зачем русские фотографировали похороны
Этот, без сомнения, странный обычай распространился в СССР сразу после революции 1917 года и постепенно сошел на нет в конце XX века. Впрочем, не везде – в отдаленных деревнях до сих пор принято делать фотоснимки похорон и покойников, причем, почти в обязательном порядке снимали не только саму процессию похорон, но и часто – лицо покойника в гробе и родственников вокруг гроба.
С чем же было связано возникновение подобной традиции?
Происхождение традиции
Возникновение включения фотосъемки в обряд похорон можно объяснить традицией, возникшей в годы Гражданской войны, когда фотографии убитых героев размещали в газетах и даже выпускали специальные фотоальбомы, посвященные истории революции который часто начинались именно с фотографий похорон.
Однако на самом деле традиция эта возникла еще раньше, например, после кончины императора Петра Великого его посмертный портрет был написан двумя художниками. В одно время в домах обывателей был распространен обычай вешать на стены фотографии императоров в гробах, например, Александра II.
В начале XX века в кинотеатрах перед сеансами показывали документальные кадры с похорон знаменитых людей: художника Архипа Ивановича Куинджи, государственного деятели Петра Аркадьевича Столыпина, историка Василия Осиповича Ключевского и других.
Все это оставило свой след в формировании традиции фотографирования похорон в СССР.
Особенности фотографирования мертвых в России
Традиция фотографирования частных похорон возникла в девяностых годах XIX века и продлилась сто лет, вплоть до девяностых годов XX века. Пик распространения пришелся на семидесятые–восьмидесятые годы, когда в продаже появились полуавтоматические фотокамеры; почти в каждом семейном альбоме того времени были такие фотографии.
К слову сказать, ни в царской России, ни в советское время не была распространена традиция фотографировать мертвых людей, как живых – с открытыми глазами, в разных нарядах и в различных умилительных позах, как это было принято в Европе. Делать такие фотографии в России считалось неуместным и воспринималось как глумление над телом почившего человека.
Сложились и свои каноны фотографирования: обязательно следовало крупным планом сфотографировать лицо покойного, лежащего в гробу, и обязательно – родственников у гроба Это был самый распространенный тип погребальной фотографии в русской культуре ХХ века. Такие фотографии делались дома, по дороге на кладбище и на самом погосте.
Причем, если в двадцатых и в тридцатых годах XX века провожающие покойного люди смотрели в объектив, позируя, то позже они, даже позируя стали смотреть на покойного, как бы отдавая ему дань уважения. Обязательными считались снимки у могилы и фотография самой могилы, с цветами и венками, с установленным крестом или памятником-пирамидкой со звездой, фотографией и надписью.
Не было принято фотографирование проявлений искреннего горя, рыданий и стенаний родни, а так же некоторые другие довольно деликатные моменты – например не снимали момент, когда родные «прикладывались к венчку» покойного.
При этом ученые отмечают, что фотографы невольно подражали традициям иконописи, иконам на которых изображается, например, «Успение Богоматери» или «Положение Христа во гроб»: гроб покойного, так же как и на русских иконах, чаще показывали сбоку, и так же люди спокойно и серьезно смотрели в лицо умершего.
Православные священники относились к этому весьма «либерально», не считая это нарушением христианских канонов.
Зачем это делали
Сами русские люди, которые показывали фотографии этнографам, объясняли фотографирование на похоронах по разному: одни считали, что это делается для того, «чтобы помнить, кто был на похоронах». Другие считали главным критерием известность покойного. Третьи думали, что «важно соблюдать традиции»: «Ничего такого в этом нет, так все делают», – об этом в своей статье «Фотографии похорон в русской культуре» указывает антрополог Ольга Юрьевна Бойцова, старший научный сотрудник музея антропологии и этнографии им. Петра Великого.
Фотосъемка действительно прочно вошла в русскую традицию как фиксирование перехода человека из одного состояния в другое – фотографируют рождение ребенка, крещение, «первый звонок», выпускной, свадьбу. Это документальное подтверждение произошедшего события и сохранение о нем памяти не только для семьи, но и для будущего поколения. Это фиксирование личной истории человека, вкрапленное в историю рода, как повторяющегося события, через которое проходит каждый человек, но которое повторяется в истории коллектива. В фотографии задокументированное личное становится общим. При этом потомкам остается свидетельство о том, что похороны предка «были» и «все было сделано правильно».
В этом смысле фотографии похорон важны не для умерших, но для семьи и потомков.
Хранили, а теперь выбрасывают
В XXI веке этнографы отмечают, что люди больше не желают видеть родных людей мертвыми даже на фотографиях и хотят «запомнить их живыми». Происходит вытеснение всяких упоминаний о смерти из жизни человека, что характерно для постхристанского общества, страшащегося смерти.
При этом антропологи отмечают, что фотографии родных с гробом покойного во многих случаях невольно становятся как бы торжеством жизни над смертью, особенно четко это видно на фотографиях начала XX века, когда в крестьянских семьях было много молодежи и детей.