Для чего где и как образуются органы судейского сообщества
Для чего где и как образуются органы судейского сообщества
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Об органах судейского сообщества в Российской Федерации
(с изменениями на 8 декабря 2020 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 3 декабря 2011 года N 388-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.12.2011);
Федеральным законом от 2 октября 2012 года N 165-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.10.2012);
Федеральным законом от 6 апреля 2015 года N 69-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.04.2015, N 0001201504070004);
Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 144-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.06.2015, N 0001201506080029);
Федеральным законом от 5 октября 2015 года N 284-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.10.2015, N 0001201510060046);
Федеральным законом от 2 июня 2016 года N 168-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.06.2016, N 0001201606020024);
Федеральным законом от 18 апреля 2018 года N 76-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.04.2018, N 0001201804180031);
Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 243-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.07.2018, N 0001201807300025) (вступил в силу с 1 сентября 2019 года);
Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 266-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.07.2018, N 0001201807300049);
Федеральным законом от 3 июля 2019 года N 163-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.07.2019, N 0001201907030041);
Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 197-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.07.2019, N 0001201907260004) (о порядке вступления в силу см. статью 10 Федерального закона от 26 июля 2019 года N 197-ФЗ);
Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 231-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.07.2020, N 0001202007200057);
Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 426-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.12.2020, N 0001202012080081) (о порядке вступления в силу см. статью 4 Федерального закона от 8 декабря 2020 года N 426-ФЗ).
В документе также учтено:
Принят
Государственной Думой
15 февраля 2002 года
Одобрен
Советом Федерации
27 февраля 2002 года
Глава I. Судейское сообщество в Российской Федерации и органы судейского сообщества
Статья 1. Судейское сообщество в Российской Федерации
1. Судьи федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку.
2. Судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества. Судья, пребывающий в отставке, не вправе избирать членов квалификационных коллегий судей и быть избранным в состав квалификационных коллегий судей от судейского сообщества.
Статья 3. Органы судейского сообщества
1. Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти.
2. Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:
Всероссийский съезд судей;
конференции судей субъектов Российской Федерации;
Совет судей Российской Федерации;
советы судей субъектов Российской Федерации;
общие собрания судей судов;
Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;
квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации;
Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
(Абзац дополнительно включен с 5 декабря 2011 года Федеральным законом от 3 декабря 2011 года N 388-ФЗ)
экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи.
(Абзац дополнительно включен с 5 декабря 2011 года Федеральным законом от 3 декабря 2011 года N 388-ФЗ)
3. Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.
4. В Верховном Суде Российской Федерации формируются общее собрание судей Верховного Суда Российской Федерации и Совет судей Верховного Суда Российской Федерации, полномочия, порядок формирования и деятельности которых регулируются положением, принимаемым общим собранием судей Верховного Суда Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 13 января 2011 года Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 346-ФЗ).
Статья 4. Основные задачи органов судейского сообщества
Основными задачами органов судейского сообщества являются:
1) содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;
2) защита прав и законных интересов судей;
3) участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
4) утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.
Статья 5. Принципы организации и деятельности органов судейского сообщества
1. Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.
Статья 6. Всероссийский съезд судей
Съезд правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий, а также правомочен утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества. Решения съезда принимаются простым большинством голосов, если съездом не устанавливается иной порядок принятия решений.
2. Делегаты на съезд избираются по следующим нормам представительства:
(Абзац дополнительно включен с 30 июля 2018 года Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 266-ФЗ)
С 1 января 2023 года Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 426-ФЗ абзац четырнадцатый пункта 2 настоящей статьи утрачивает силу.
Съезд созывается один раз в четыре года Советом судей Российской Федерации. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, возникновении иных ситуаций, исключающих возможность проведения очередного съезда, созыв съезда может быть перенесен по решению Совета судей Российской Федерации на более поздний срок. Внеочередной съезд должен быть созван, если решение об этом принято конференциями судей не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.
Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие более половины избранных делегатов.
Председательствует на съезде председатель Совета судей Российской Федерации.
Статья 7. Конференции судей субъектов Российской Федерации
С 1 января 2023 года Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 426-ФЗ в абзац первый пункта 1 настоящей статьи будут внесены изменения.
Конференции судей правомочны принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества в субъектах Российской Федерации, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий, а также правомочны утверждать акты, регулирующие деятельность органов судейского сообщества в субъектах Российской Федерации. Решения конференций судей принимаются простым большинством голосов, если конференциями не устанавливается иной порядок принятия решений.
2. Конференции судей созываются советом судей соответствующего субъекта Российской Федерации по мере необходимости, но не реже одного раза в два года.
Делегаты на конференции судей избираются с учетом необходимости представительства на них судей соответственно от верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, а также от мировых судей, судей районных судов и судей гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
С 1 января 2023 года Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 426-ФЗ в абзац третий пункта 2 настоящей статьи будут внесены изменения.
Председательствует на конференции судей председатель совета судей соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статья 8. Формирование советов судей
1. Совет судей Российской Федерации формируется Всероссийским съездом судей из числа судей федеральных судов, а также судей судов субъектов Российской Федерации.
Судейское сообщество в Российской Федерации
Общие положения
Судейское сообщество в Российской Федерации состоит из судей федеральных судов, конституционных (уставных) судов и мировых судей, т. е. лиц, наделенных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» полномочиями осуществлять правосудие и исполняющих свои обязанности на профессиональной основе.
Следует заметить, что существенным обстоятельством, способствовавшим единению судей судов всех видов и уровней, явилось принятие в 1989 г. Закона СССР «О статусе судей в СССР», в котором, наряду с другими положениями, предусматривалась необходимость ежегодного созыва конференции судей союзной и автономной республик, края, области, города, автономной области и автономного округа.
Конференция судей была полномочна: обсуждать возникающие в судебной практике вопросы применения законодательства; обращаться в высшие суды с предложениями о даче руководящих разъяснений либо о внесении представлений в порядке законодательной инициативы или о толковании законов; избирать квалификационные коллегии судей. Определена была этим законом и компетенция квалификационных коллегий судей.
Закон СССР «О статусе судей в СССР», безусловно, стимулировал активность судей и в целом судейское сообщество страны к достижению главной цели- становлению независимой и самостоятельной судебной власти. Эту историческую задачу переходного периода можно было выполнить в тесном взаимодействии судейского сообщества с органами законодательной и исполнительной власти, а для этого прежде следовало сформировать органы судейского сообщества.
С 1992 г. структуры судейского сообщества стали действовать на основе Федерального закона, а именно согласно положениям Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», явившегося крупным шагом на пути Реформирования судебной системы, укрепления судебной власти и повышения авторитета судьи. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (1996 г.) было закреплено, что органы судейского сообщества формируются в установленном федеральным законом порядке для выражения интересов судей как носителей судебной власти и что высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации.
За прошедшие с 1992 г. десять лет проведено пять Всероссийских съездов судей России. О значимости этих форумов для судейского сообщества могут свидетельствовать, в частности, принятые на них постановления «О ходе судебной реформы в Российской Федерации» (30 июня 1993 г.), «О концепции судебной системы Российской Федерации» (25 марта 1994 г.), «О состоянии судебной системы Российской Федерации и перспективах ее развития» (4 декабря 1996 г.), «О ходе судебной реформы в Российской Федерации и перспективах развития судебной системы» (29 ноября 2000 г.). Эти документы съездов судей оказали положительное влияние на деятельность судейского сообщества России и способствовали активизации законодательной работы в Государственной Думе и в других государственных структурах, что в конечном итоге привело к принятию целого ряда законов, направленных на совершенствование и дальнейшее развитие судебной системы и судопроизводства.
К числу нормативных правовых актов, оказавших позитивное влияние на совершенствование судебной системы, относятся Федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации» (1996 г.) и «О военных судах Российской Федерации» (1999 г.); Федеральные законы «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (1996 г.), «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (1998 г.), «О мировых судьях в Российской Федерации» (1998 г.), «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» (1999 г.), «О финансировании судов Российской Федерации» (1999 г.). В разработке этих законов приняли участие судьи России, а проекты федеральных законов были в основном разработаны судейским сообществом. В связи с этим следует прежде всего упомянуть Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации». Необходимость принятия этого Закона вызывалась тем, что по твердому убеждению судей судов общей юрисдикции действовавший порядок кадрового, финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения работы судов нуждался в срочном реформировании, так как он не соответствовал современным задачам, поставленным перед судами, а принимавшиеся Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами меры по обеспечению судов были недостаточно эффективными. Эта сфера деятельности для органов этого министерства не была приоритетной, хотя должна была быть таковой в силу ее известной специфики и значимости. Не меняющееся в течение десятилетий в лучшую сторону положение судов привело судейское сообщество к необходимости поставить вопрос о выводе судов общей юрисдикции из ведения Минюста России и его региональных органов и передаче этой функции соответствующему федеральному государственному органу, в исключительную компетенцию которого входило бы организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции.
С принятием Конституции Российской Федерации стало очевидным, что осуществление организационного обеспечения судов органом исполнительной власти, к числу которых относится Минюст России и его территориальные органы в субъектах Федерации, вступило в противоречие со ст. 10 Основного закона, провозгласившей разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, что означает прежде всего недопустимость какого бы то ни было вмешательства в осуществление правомочий каждой из ветвей государственной власти. А это, в свою очередь, может быть обеспечено только при условии их автономного кадрового, финансового и ресурсного обеспечения. Созданная в соответствии с федеральным законом о судебном департаменте и уже несколько лет реально действующая система Судебного департамента, единственным предназначением которой является организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества и финансирование мировых судей, оправдывает ожидания судейского сообщества на вывод российских судов на достойное место в государстве, которое они должны занимать в ходе строительства правового государства.
Многие инициативы по реформированию судебной системы, по улучшению деятельности судов, расширению доступа граждан к правосудию и обеспечению конституционного права каждого на судебную защиту исходят от судейского сообщества. К ним можно отнести уже упоминавшийся закон о Судебном департаменте, а также принятые в течение 2001-2002 гг. Федеральный конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»», Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»» и принятый в 2002 г. Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».
Порядок формирования и полномочия Всероссийского съезда судей, конференций судей, советов судей и общих собраний судей
Федеральный закон № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 15 февраля 2002 г., одобренный Советом Федерации 27 февраля 2002 г и подписанный Президентом Российской Федерации 14 марта 2002 г ‘, был крайне необходим, так как до этого деятельность судейского сообщества и избираемых им органов регулировалось различными нормативными правовыми актами (ст. 17 и 18 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (1992), Положением о квалификационных коллегиях судей и квалификационной аттестации судей), которые не охватывали всех сторон многогранной работы этих структур, а некоторые их положения нуждались в скорейшем обновлении Поэтому важно, что в Федеральном законе № 30-ФЗ сконцентрированы нормы, регулирующие деятельность судейского сообщества и его органов Он создан, конечно не на пустом месте Как было замечено, принятию данного акта предшествовал многолетний опыт практической деятельности судейского сообщества и определенная (хотя и несовершенная) нормативная база.
Согласно указанному Закону судейское сообщество в Российской Федерации образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи субъектов Российской Федерации, составляющих судейскую систему Российской Федерации. Эти судьи являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги и до момента вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи. Однако в случае прекращения полномочий судьи в связи с уходом его в отставку он сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества. При прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка, а также в случае прекращения отставки судьи он выбывает из судейского сообщества.
Согласно Закону № 30-ФЗ органами судейского сообщества являются Всероссийский съезд судей; конференция судей субъектов Российской Федерации; Совет судей Российской Федерации, советы судей субъектов Российской Федерации; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации; квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации.
Необходимо подчеркнуть, что в отличие от прежнего порядка, при котором советы судей субъектов Российской Федерации и квалификационные коллегии судей тех же субъектов формировались раздельно для судей судов общей юрисдикции, арбитражных и военных судов, Законом № 30-ФЗ предусмотрено, что эти органы судейского сообщества едины для судей всех судов, действующих на территории того или иного субъекта Российской Федерации.
К основным задачам органов судейского сообщества относятся:
Съезд созывается один раз в четыре года Советом судей Российской Федерации. Однако может возникнуть необходимость в созыве внеочередного съезда. Так, в 1994 г. по инициативе Президента Российской Федерации был созван III Всероссийский (внеочередной) съезд судей для выдвижения кандидата на вакантную должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Теперь (согласно Закону № 30-ФЗ) для созыва внеочередного съезда необходимо, чтобы решение об этом было принято конференциями судей не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.
Всероссийский съезд судей вправе принимать решения по всем вопросам деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей. Он правомочен утвердить кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества.
Конференции судей субъектов Российской Федерации представляют судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных окруюв, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, а также мировых судей, судей районных судов и гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Делегаты на конференции судей избираются с учетом необходимости обеспечения представительства на них судей от всех указанных выше судов.
В компетенцию конференции судей входит решение всех вопросов, относящихся к деятельности судейского сообщества в субъектах Российской Федерации, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационной коллегии судей, а также утверждение актов, регулирующих Деятельность органов судейского сообщества в субъектах Российской Федерации. В частности, конференция избирает судей в состав квалификационной коллегии судей, принимает решения по вопросам организационного, кадрового и ресурсного обеспечения судебной деятельности, обращается с запросами в Совет судей Российской Федерации, высшие суды и Судебный департамент при Верховном Суде РФ по различным вопросам, касающимся работы судов и статуса судей.
На Всероссийском съезде судей формируется Совет судей Российской Федерации, состоящий из судей федеральных судов и судей судов субъектов Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» Совет судей России должен состоять из 132 судей (в настоящее время он состоит из 115 судей). Совет судей Российской Федерации является выборным органом судейского сообщества, подотчетным только Всероссийскому съезду судей. Созывается Совет по мере необходимости, но не реже двух раз в год. В период между заседаниями Совета судей Российской Федерации действует его Президиум, являющийся рабочим органом Совета, который создается для оперативного коллегиального решения вопросов, определяемых регламентом Совета.
На первом заседании вновь избранного Совета судей Российской Федерации из его состава избираются подотчетные ему председатель Совета и его заместители. По сложившейся многолетней практике каждый из трех заместителей председателя Совета курирует решение вопросов, относящихся к деятельности соответственно общих судов, арбитражных судов и военных судов.
Кроме того, для выполнения полномочий Совета судей Российской Федерации из состава его судей формируются соответствующие комиссии (например, комиссия по вопросам финансирования судов, комиссия по вопросам статуса судей и положения работников аппаратов судов, комиссия по вопросам судебной практики и совершенствования законодательства, комиссия по информатизации и автоматизации работы судов, комиссия по связям с государственными органами, общественными объединениями и средствами массовой информации). Комиссии Совета могут привлекать к работе других судей, не являющихся членами Совета.
В полномочия Совета судей Российской Федерации входит, в частности: созыв Всероссийского съезда судей; дача согласия на назначение на должность и освобождение от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а также заслушивание его годовых отчетов об организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; избрание судей в состав Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации вместо выбывших в период между съездами; изучение, обобщение и распространение опыта работы органов судейского сообщества, разработка рекомендаций по совершенствованию их деятельности.
Важным полномочием Совета судей Российской Федерации является и то, что в соответствии со ст. 33 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» Совет взаимодействует с Правительством Российской Федерации при разработке проекта федерального бюджета в части финансирования судов. При наличии разногласий к проекту федерального бюджета прилагаются предложения Совета вместе с заключением. Наряду с этим представители Совета судей Российской Федерации вправе участвовать в обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании Российской Федерации.
В этом же Федеральном конституционном законе о судебной системе предусмотрено, что размер бюджетных средств, выделенных на финансирование судов в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, может быть уменьшен лишь с согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей Российской Федерации.
Как указано в ст. 8 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», советы судей субъектов Российской Федерации избираются конференциями судей в количестве и порядке, которые определяются конференциями судей в соответствии с их регламентами и с учетом необходимости представительства в них судей всех судов, действующих на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Совет судей субъекта Российской Федерации избирает из своего состава подотчетных ему председателя и его заместителей.
В полномочия совета судей субъекта Российской Федерации входит: рассмотрение в период между конференциями судей всех вопросов, отнесенных к компетенции конференции судей, за исключением избрания квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации и заслушивания ее отчета; созыв конференции судей; избрание судей в состав квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации вместо выбывших в период между конференциями судей.
Для обсуждения вопросов, связанных с совершенствованием организации работы суда, выражения законных интересов судей, а также для проведения выборов делегатов на съезд (конференцию) судей в каждом суде не реже чем один раз в год могут созываться общие собрания судей. По решению общего собрания может быть избран совет судей данного суда.
Порядок формирования и полномочия квалификационных коллегий судей
Необходимо заметить, что судьи Конституционного Суда Российской Федерации не входят в состав Высшей квалификационной коллегии судей и на них не распространяется ее юрисдикция, поскольку в отношении указанных судей решение вопросов, связанных, в частности, с приостановлением или прекращением их полномочий, осуществляется в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Представителями общественности и представителями Президента Российской Федерации в квалификационных коллегиях судей могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 35 лет, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их поступков, не замещающие государственных или муниципальных должностей, должностей государственной или муниципальной службы, не являющиеся адвокатами. Знаменательно, что в целях обеспечения самостоятельности и независимости членов квалификационных коллегий Законом установлено, что ими не могут быть председатели судов и их заместители (прежде членами коллегий могли быть председатели и заместители председателей районных судов). Наряду с этим судья не может быть избран одновременно в совет судей и квалификационную коллегию судей одного уровня, а также не может быть членом квалификационных коллегий судей разных уровней.
Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации формируются соответственно на четыре года и на два года.
Квалификационные коллегии судей наделены весьма широкими полномочиями (ст. 17 и 19 Закона об органах судейского сообщества). Согласно ч. 2 ст. 19 указанного закона квалификационные коллегии судей субъектов РФ: а) рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи; б) утверждают состав экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена у кандидатов на должность судьи соответствующего суда; в) приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия, а также прекращают отставку судей соответствующих федеральных судов, членов соответствующих советов судей и квалификационных коллегий судей, председателей и заместителей председателей районных судов; г) осуществляют квалификационную аттестацию судей соответствующих судов; д) налагают дисциплинарные взыскания на судей за совершение дисциплинарного проступка; е) осуществляют иные полномочия. Не меньшими полномочиями наделена Высшая квалификационная коллегия судей при Верховном Суде Российской Федерации (ст. 17). Важнейшее различие между квалификационными коллегиями двух уровней состоит в круге лиц, в отношении которых рассматриваются те или иные вопросы. Например, Высшая квалификационная коллегия судей рассматривает заявления кандидатов на должности Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, их заместителей, председателей, заместителей председателей других федеральных судов (за исключением районных судов), судей высших судов, федеральных арбитражных судов, окружных (флотских) военных судов. Квалификационная коллегия судей субъектов РФ рассматривает заявления кандидатов на должности судей судов не столь высокого уровня. В целом полномочия квалификационных коллегий судей (при всем разнообразии рассматриваемых вопросов) направлены на достижение определенных позитивных результатов. Реализация ими своих прав и обязанностей в конечном итоге имеет цели: сформировать корпус судей на конкурсной основе, провести их квалификационную аттестацию, приостановить, возобновить либо прекратить полномочия судей, занимающих соответствующие должности. Наряду с этим указанные коллегии вправе присваивать судьям соответствующие квалификационные классы, а также налагать на судей дисциплинарные взыскания вплоть до прекращения их полномочий либо прекращения отставки судей.
Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации рассматривают отнесенные к их компетенции вопросы в отношении судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации лишь в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Закон предоставляет Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации право рассматривать вопросы, отнесенные к компетенции квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, в случае невозможности их разрешения этими коллегиями. Такие ситуации могут возникнуть, когда, например, нижестоящие квалификационные коллегии судей не имеют возможности рассмотреть тот или иной вопрос (например, ввиду отсутствия кворума).
Ввиду большого объема работы, выполняемого Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации, Законом предусмотрено образование Президиума этой коллегии (такой орган фактически функционировал и прежде), состоящего из председателя коллегии и трех его заместителей, избираемых самой коллегией из числа ее членов. Президиум является рабочим органом этой коллегии, ей подотчетен и образуется для оперативного решения вопросов, связанных с организацией работы коллегии.
В гл. III Закона № 30-ФЗ помещены также правовые нормы, регулирующие порядок производства в квалификационных коллегиях судей по поступающим к ним материалам. В частности, представление председателя соответствующего или вышестоящего суда либо обращение органа судейского сообщества о прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка рассматривается квалификационной коллегией судей при наличии в представленных материалах сведений, подтверждающих обстоятельства совершения этого проступка и данных, характеризующих судью. В пределах своих полномочий указанная коллегия может провести дополнительную проверку представленных материалов, запросить дополнительные материалы и заслушать объяснения соответствующих лиц об обстоятельствах совершения судьей дисциплинарного проступка.
В случае, если жалобы и сообщения, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, поступили в квалификационную коллегию судей от иных органов или должностных лиц, а также от граждан, то эти заявления проверяются коллегией самостоятельно либо направляются для проверки председателю соответствующего суда.
Квалификационная коллегия судей правомочна принять решение, если на ее заседании присутствуют более половины членов квалификационной коллегии судей. Решение считается принятым, если за него проголосовали более половины членов коллегии, принимавших участие в заседании. Однако решение о прекращении либо приостановлении полномочий судьи или его отставке считается принятым, если за такое решение проголосовали не менее двух третей членов коллегии, принимавших участие в заседании.
Решения квалификационных коллегий судей оглашаются непосредственно после принятия и вступают в силу с момента их оглашения. Они могут быть обжалованы в судебном порядке лицом, в отношении которого были приняты. При этом решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о приостановлении либо прекращении полномочий судьи, привлечении его к дисциплинарной ответственности, об отставке судьи и о ее приостановлении, а также об отказе в рекомендации на должность судьи, могут быть обжалованы в Верховный Суд Российской Федерации заинтересованным лицом в течение десяти дней со дня получения копии соответственного решения.
Такие же решения квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации могут быть обжалованы тем же лицом и в указанный срок в соответствующие верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов.
Что касается иных решений квалификационных коллегий судей, то они могут быть обжалованы в том же порядке, но лишь по мотивам нарушения процедуры их вынесения.
Создание надлежащих условий для деятельности всех органов судейского сообщества, а также финансовое и материально-техническое обеспечение их деятельности возлагаются на Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и его управления (отделы) в субъектах Российской Федерации
Следует отметить, что вся деятельность членов советов судей и квалификационных коллегий судей осуществляется на общественных началах.