Для чего говорят спасибо сухомлинский рассказ
Для чего говорят спасибо сухомлинский рассказ
Если спросить родителей, какими бы они хотели видеть своих детей, абсолютное большинство ответит – добрыми. Воспитанию помогает чтение добрых книжек.
Читающие дошколята и первоклассники могут прочитать самостоятельно. Но в любом случае советуем обсудить с ребёнком содержание рассказов, чтобы убедиться, что мысли автора поняты адекватно.
Представляем подборку коротких рассказов для детей Василия Сухомлинского. Он известен, как учитель. Но Василий Александрович кроме научных трудов писал рассказы для детей. Эти маленькие рассказы повествуют о лучших человеческих качествах: доброте, справедливости, благодарности.
Короткие рассказы для детей В. Сухомлинского
Красивые слова и красивые дела
Среди поля стоит маленькая хатка. Её построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.
Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошел дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.
Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.
И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:
– Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…
Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова.
– Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…
А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.
Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела.
Неблагодарность
Пригласил дед Андрей в гости внука Матвея. Поставил дед перед внуком большую миску с мёдом, белые калачи положил, приглашает:
– Ешь, Матвейка, мёд. Хочешь – ложкой ешь мёд с калачами, хочешь – калачи с мёдом.
Ел Матвей мёд с калачами, потом – калачи с мёдом. Наелся так, что дышать трудно стало. Вытер пот, вздохнул и спрашивает:
– Скажите, пожалуйста, дед, какой это мёд – липовый или гречневый?
– А что? – удивился дед Андрей. – Гречневым мёдом угостил я тебя, внучек.
– Липовый мёд все-таки вкуснее, – сказал Матвей и зевнул: после обильной еды его клонило ко сну.
Боль сжала сердце деда Андрея. Он молчал. А внук продолжал спрашивать:
– А мука для калачей – из яровой или озимой пшеницы? Дед Андрей побледнел. Его сердце сжало невыносимой болью.
Стало тяжело дышать. Он закрыл глаза и застонал.
Скажи человеку «здравствуйте»
Лесной тропинкой идут отец и маленький сын. Вокруг тишина, только слышно, как где-то далеко стучит дятел и ручеёк журчит в лесной глуши.
Вдруг сын увидел: навстречу им идет бабушка с палочкой.
– Отец, куда идёт бабушка? – спросил сын.
– Увидеть, встретить или проводить, – ответил отец. – Когда встретимся с нею, мы скажем ей «здравствуйте», – сказал отец.
– Для чего же ей говорить это слово? – удивился сын. – Мы ведь совсем незнакомы.
– А вот встретимся, скажем ей «здравствуйте», тогда увидишь для чего.
– Здравствуйте, – сказал сын.
– Здравствуйте, – сказал отец.
– Здравствуйте, – сказала бабушка и улыбнулась.
И сын с удивлением увидел: всё вокруг изменилось. Солнце засияло ярче. По верхушкам деревьев пробежал легкий ветерок, листья заиграли, затрепетали. В кустах запели птицы – до этого их не было слышно.
На душе у мальчика стало радостно.
– Почему это так? – спросил сын.
– Потому что мы сказали человеку «здравствуйте», и он улыбнулся.
Для чего говорят «спасибо»?
По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить.
Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.
– Спасибо тебе, ручей, – сказал дедушка. Мальчик засмеялся.
– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку. – Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.
– Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»?
Подумай, кому нужно это слово?
Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял Долгий…
Трудно быть человеком
Дети возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился в долине, за несколько километров от села. Уставшие дети едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайнюю хату попросить воды.
Из хаты вышла женщина, за ней выбежал маленький мальчик. Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. Дети напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись!
Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:
– А ведь мы не поблагодарили женщину за воду. – Её глаза стали тревожными.
Дети остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить.
– Ну что же… – сказал Роман, – это небольшая беда. Женщина уже и забыла, наверное. Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?
– Стоит, – сказала Марийка. – Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?
Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно.
– Вы как хотите, – сказала Марийка, – а я вернусь и поблагодарю женщину…
– Почему? Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? – спросил Роман… – Ведь мы так устали…
– Потому что мы люди…
Она повернулась и пошла к хуторку. За ней пошли все. Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошел вместе со всеми.
– Трудно быть человеком… – подумал он.
Как Андрейка перевёз Нину
Андрейка и Нина возвращались из школы. На их пути был овражек. Пригрело солнце, растаял снег, и в овраге побежала вода.
Шумит в овражке бурливый ручеёк. Стоят перед ручейком Андрейка и Нина.
Андрейка быстро перешёл через ручеек и стал на противоположном берегу. Посмотрел мальчик на Нину, и ему стало стыдно. Ведь он в сапожках, а Нина – в туфлях. Как же она перейдёт?
«Ой, как нехорошо я сделал, – подумал Андрейка. – Почему я сразу не увидел, что Нина в туфлях?»
Мальчик вернулся назад, подошел к Нине и говорит:
– Это я хотел узнать, глубоко ли. Ведь переправляться будем вдвоём.
– Как? – удивилась Нина. – Ведь я в туфлях.
– Садись мне на спину, – сказал Андрейка. Нина села Андрейке на спину, и мальчик перевез её.
Не поте́рял, а нашёл
Петрик, собака и котёнок
Стоит Петрик, смотрит на котёнка, а тот поднял к мальчику голову и жалобно мяукает. Петрику стало стыдно перед котёнком. Он взял его на руки и пошёл навстречу собаке. Собака остановилась, испуганно посмотрела на мальчика и спряталась в кустах.
Конспект занятия «Для чего говорят «Спасибо»?»
Марина Бирюкова
Конспект занятия «Для чего говорят «Спасибо»?»
Учить детей использовать в речи вежливые слова, воспитание таких качеств; как благодарность, быть добрым, умение помогать.
• Кто меня видит, ручками похлопайте!
• Кто меня слышит, ножками потопайте!
• Кто меня слышит и видит, ручками похлопайте, ножками потопайте!
• А кто меня слышит и видит, ручками похлопайте, ножками потопайте и глазками поморгайте!
• Как приятно мне вас всех видеть, какие вы красивые, у девочек какие резиночки красивые, мальчики вы заметили?
• Сегодня мы с вами ребята поговорим о волшебных словах, да, да, есть такие волшебные слова и они творят чудеса.
Послушайте рассказ. В. А. Сухомлинский
«Для чего говорят «Спасибо»
По лесной дороге шли двое — дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода.
Они наклонились, напились.
— Спасибо тебе, ручей, — сказал дедушка.
— Вы зачем сказали ручью «спасибо»? — спросил он дедушку. — Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.
— Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы — люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово?
Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий.
Понравился вам дети рассказ? О чём думал мальчик? А вы ребята, задумались о чём небудь? Что вы теперь будите делать? Все поняли, а для чего, нужно говорить спасибо?
Вроде бы это обычное слово, как другие сотни, тысячи слов, но стоит только задуматься.
Во-первых, человек говорит “ спасибо” для того, чтобы отблагодарить и не остаться в долгу у того, кто сделал тебе что-то хорошее.
А во-вторых, человек говорит “ спасибо” не только для своего помощника, но и для себя, потому что тот, кто умеет быть благодарным, сможет сделать что-то хорошее и для других.
А теперь ребята, давайте отгадаем загадки! Любите загадки?
Говорить друзьям не лень,
Друг другу на прощание
Друг друга не стоит винить,
До чего ж оно красиво
(Спасибо)
Когда виноваты, сказать вы спешите
Прошу вас, пожалуйста-
В чужой разговор никогда не встревай,
И взрослых ты лучше …
Растает даже ледяная глыба
(Спасибо)
Зазеленеет старый пень,
Если больше есть не в силах,
(Спасибо)
Мальчик вежливый и ласковый
Говорит, встречаясь…
Когда нас бранят за шалости,
Говорим…
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят…
Если друг встречает друга,
Жмут друзья друг другу руку,
На приветствие в ответ
Каждый говорит…
Если с другом иль подругой
Долгою была разлука,
Мы при встрече говорим:
Если повстречался с кем-то,
По законам этикета,
Чтоб беседа в гору шла,
Старшим людям не грубите
И не панибратствуйте,
Им при встрече говорите
Наш мир от зла устал,
Чтоб он добрее стал,
Нам говорить не лень
Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно-то как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.
(Спасибо)
Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
Щеночек Филя во дворе гулял,
Вдруг старичка бульдога повстречал.
Прошу вас поскорее отгадать:
Кто первым должен «здравствуйте» сказать?
(Щеночек Филя, ведь он младше, а младшие первыми приветствуют старших)
Вот идет болонка Жулька,
А навстречу — кавалер,
Скажет первым кто «привет»?
(Скотчтерьер, ведь он мужчина, а мужчина первым приветствует знакомых
Какие вы у меня молодцы! Всем спасибо за внимание, послушание, мне было сегодня с вами очень приятно работать.
А теперь в конце нашего зянятия, вы как всегда получаете домашнее задание.
ДОМ. ЗАД. Говорить все волшебные слова!
«Говорят наши дети» (из личного опыта) К. И. Чуковский с большой любовью и прекрасным чувством юмора в книге «От двух до пяти» познакомил нас детскими рассуждениями, особенностями.
Говорят наши дети Малышам свойственно ежедневно удивлять окружающих своей оригинальностью во всем, что они делают. Но особенно интересны необычные слова и.
Песня-переделка «Говорят, мы супер-мамы!» (на мотив песни «Наш сосед» из репертуара Э. Пьехи) ГОВОРЯТ, МЫ-СУПЕР-МАМЫ (Использовала на конкурсе мам,посвященном Дню Матери.) 1. Дорогие.
Сценарий праздника к Дню матери «Спасибо маме говорят и сынки, и дочки» для старшего дошкольного возраста Сценарий праздника «День матери» в подготовительной группе «Спасибо маме говорят и сыновья и дочки» Материалы из инета и спец литература.
Спасибо за Победу! Спасибо за жизнь! С каждым весенним днем становится все ближе и ближе праздник День Победы! В нашем детском саду каждый день проходили различные мероприятия,.
Стенгазета «Дети говорят о семье» Готовясь к педсовету о взаимодействии с семьями воспитанников, провела ряд бесед с детьми в разных возрастных группах с с целью выявления.
Этическая беседа «Зачем говорят «Здравствуй» Этическая беседа с детьми: Зачем говорят «Здравствуй» (4-5 лет) Напомнить детям вежливые слова, разъяснить, что они выражают доброе отношение.
Урок по внеклассному чтению на тему «В.А. Сухомлинский «Зачем говорят спасибо?» (2 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Внеклассное чтение 2 класс
Тема . В.А.Сухомлинский «Зачем говорят спасибо?»
Методы . «Мозговая атака», «Предвидение», «Ассоциативный куст», «Свободное письмо», «Сенкан».
— Сядьте ровно, улыбнитесь
и на класс наш посмотрите.
1. Вступительная беседа.
— Сейчас у нас урок чтения.
Послушайте, что сказал о чтении В.А.Сухомлинский.
«Чтение- это окошечко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».
— Мы продолжим знакомиться с рассказами, сказками этого великого педагога.
— Вспомните, что вы знаете об этом человеке?
— Какие сказки В.Сухомлинского мы уже читали?
2.Работа в парах. Игра «Собери слово»
— Соберите из рассыпанных букв слово и прочтите его.
За что мы говорим «спасибо»?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы –
— Обсудите с соседом по парте, в каких случаях говорят это слово. Придумайте несколько ситуаций и разыграйте их.
4. Презентация групп
— Так о чем мы с вами будем говорить на уроке?
1. Мотивация учебной деятельности.
— Сегодня мы познакомимся с рассказом В.А.Сухомлинского «Зачем говорят спасибо?»
Наша с вами задача – учиться выразительно читать, анализировать прочитанное, делать выводы.
— Итак, каждый из вас определился, над чем он будет работать на уроке?
— Прекрасно, отложите в сторонку.
3.Словарная работа. Работа в парах.
— Найдите в словаре значение слова ВЕЖЛИВЫЙ.
— Зачитайте. Поразмыслив, давайте вместе «вырастим» ассоциативный куст.
тактичный учтивый чуткий любезный
деликатный ВЕЖЛИВЫЙ воспитанный
приветливый предупредительный внимательный благоговейный
4.Игра «Собери пословицы».
Объясни их смысл. Соедини линиями части пословиц (работа в парах).
От теплого слова и сахара и меда
Вежливости открываются лед тает
Доброе слово слаще все двери
— Ребята, перед вами лежит незнакомый текст, а на доске написаны опорные слова и картинка. Давайте подумаем и попробуем угадать о чем пойдет речь в этом тексте ( работа в парах ).
«Зачем говорят спасибо?»
— А сейчас мы проведем словарную работу. Как вы понимаете слова: путники, родник, истина?
8. Чтение рассказа учителем.
9. Подтвердение предвидения.
— Подтвердилось ли ваше предвидение, которое вы составили перед прослушиванием текста?
Встаньте, дети, друг за дружкой,
И шагайте вместе дружно.
Мы в лесочке отдохнем,
Покажите как стройны тонкие березки,
Как в лесу шумят они, расплетая косы.
Наклонитесь все к земле, ягоды сорвите.
А теперь еще разок и в корзинку их сложите!
А теперь, присядьте, дружно,
Спрячтесь сразу за кусты,
За сирень, орех, калину небывалой красоты!
До верхушки не достать!
Нужно прыгать и скакать!
Кто подпрыгнет выше всех?!
Ждет того в лесу успех!
А теперь шагаем тихо,
Смеху, шуму дать отбой.
Возвращаемся из леса,
Мы в свой класс к себе домой!
10. Чтение текста сильными учащимися.
— Путники шли: полем или дремучим лесом?
— В пути находился кто: отец и сын или мальчик и дедушка?
— Что им хотелось: попить или что-то поесть?
— Они подошли: к роднику или ручейку?
— Кто же сказал роднику спасибо: мальчик или дедушка?
— Мальчик задумался над мудрой истиной потому что настало время подумать или потому что делать было все равно нечего?
12 . Стадия усвоения. Размышление.
— Назовите необходимые вещи для существования человека. Они даются нам природой бесплатно ( еда, вода, свет, тепло, кислород).
— Как дедушка передал свой жизненный опыт мальчику? Зачитайте.
— Какую мудрую истину познал мальчик?
13 . Повторное чтение текста уч-ся молча.
— Определите сколько человек можно задействовать при чтении рассказа по ролям?
14. Чтение по ролям.
15. Игра «Я начну, а ты продолжи…»
16. «Свободное письмо» (запись 1-2 предложений)
— Что главное вам помог понять, прочитанный текст? (Презентация.)
17. Составление «Сенкана»
— Назовите слово, которое отражает тему нашего урока.
— Назовите слова, которые описывают тему.
— Назовите слова, которые отвечают на вопрос что делают?
— Составьте и скажите предложение, которое выражает наше отношение.
— Подберите синоним, обобщение.
2.ДОБРОЕ, ТЕПЛОЕ, БЛАГОДАРНОЕ. НЕЖНОЕ.
3.ГОВОРЯТ, ПРОИЗНОСЯТ, ДАРЯТ, БЛАГОДАРЯТ.
4.БЫТЬ ВЕЖЛИВЫМ КО ВСЕМ!
— Нарисовать рисунок к данному тексту и подтвердить словами из текста.
— Подобрать стих-ния, рассказы, пословицы о культуре, о вежливости.
— Написать сочинение-эссе «Когда человек красив?»
— Кому бы ты посоветовал прочесть этот рассказ?
— Достиг ли каждый из вас той цели, которую поставил перед собой вначале урока? Просигнальте.
— Что было главным, а что интересным на уроке?
Оценивание учащихся учителем (комментирование оценок).
Доп-но игра «Из одного слова-несколько».
ЗАПОМНИТЕ, ребята! Вежливым человеком не рождаются, а становятся. От вас требуется умение самим следить за собой, понимать, как необходимо себя вести в разных ситуациях. Не обижаться на взрослых, если те делают замечания. Ведь доброе слово человеку, что дождь в засуху.
— Я рекомендую вам прочитать следующую литературу:
В.Осеева «Волшебное слово».
А. Барто «Медвежонок – невежа»
М. Бартенев «Самый вежливый»
Зачем говорят спасибо?
Дремучим лесом шли двое путников. Дедушка и мальчик. Было жарко, хотелось пить. Наконец то они пришли к роднику.Тихо журчала холодная вода. Путешественники наклонились, напились.
— Спасибо тебе, родничок.
— Чего ты смеешься, мальчик? – спросил дедушка.
-Зачем вы, дедушка, сказали роднику спасибо? Он же не живой: не узнает о вашей благодарности, не услышит ваших слов.
— Это так. Если бы воды напился волк, он бы мог и не благодарить. Мы же не волки, а люди. Понимаешь,зачем человек говорит спасибо? А знаешь, кого это слово восхваляет, возносит,возвеличивает?
Мальчик задумался. Он еще никогда не думал над этой мудрой истиной. Сейчас настало то время подумать: дорога через лес еще долгая.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-361979
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.