Для чего хлопают при посадке самолета
Хлопать или не хлопать при посадке самолета?
С отпускным сезоном в соцсети пришел бурный спор о российской традиции — аплодировать пилотам во время посадки. Почему некоторые пассажиры так делают, а других это раздражает и как реагируют на этот ритуал сами летчики — выяснило «URA.RU».
Единого мнения, откуда взялась традиция хлопать в ладоши при посадке, до сих пор нет. Одни эксперты полагают, что россияне «подсмотрели» это где-то за рубежом. Другие указывают на то, что аплодисменты на борту стали звучать в 1990-е годы, когда информация об авиакатастрофах перестала быть государственной тайной и вышла в массы — в итоге любая удачная посадка стала радостью. Специалисты также отмечают, что чаще всего аплодисменты можно услышать на чартерных рейсах. Объясняется это просто: на чартерах большинство пассажиров — люди, летающие максимум два раза в год на отдых, поэтому даже посадка в погожий день воспринимается как нечто уникальное.
Этот ритуал вызывает раздражение у многих пассажиров, которые считают, что такие аплодисменты — верх неприличия, апеллируя к тому, что пилоты в этот момент сильно злятся и раздражаются.
«Это неправда — летчики не страдают от аплодисментов по двум причинам. Во-первых, ни один профессионал не считает хлопанье пассажиров в ладоши реальной оценкой посадки — для этого существуют совсем иные критерии. Во-вторых,
кабина пилотов отделена от салона бронированной дверью, поэтому они просто не слышат радостных возгласов и хлопков»,
— рассказал «URA.RU» член общественного совета Ространснадзора и Росавиации, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. По его словам, в советское время никаких аплодисментов не было, люди вели себя более сдержанно: «Но ничего плохого в таком поведении нет. Люди выражают свою радость и благодарность членам экипажа».
В то же время Смирнов признал, что начинать хлопать в ладоши сразу после касания шасси посадочной полосы преждевременно: «Многие нештатные ситуации и катастрофы случаются после этого».
Пилоты объяснили, почему не любят аплодисменты при посадке самолета
Российские пилоты считают, что пассажиры начинают аплодировать в момент посадки самолета преждевременно, так как опасная рулежка еще не закончена. Кроме того, пилоты не слышат аплодисментов, но им все же приятно, когда стюардессы передают, что пассажиры хлопают.
Большинство пассажиров (53%) хлопают в ладоши при приземлении самолета. 37% делают это всегда, для них это способ поблагодарить пилота за мягкую посадку, а 15% хлопают, когда есть настроение. 22% оказались противниками этой традиции, сообщает РИА Новости со ссылкой на результаты исследования сайта Туту.ру.
«Нужно аплодировать, когда самолет на стоянке»
Портал также спросил трех пилотов, как они относятся к этой традиции.
«Представьте себе ситуацию: вы заняты каким-то очень серьезным делом, ваше внимание сосредоточено только на нем, а тут сзади кого-то подходит и пытается вас отвлечь. Как вы отреагируете? В лучшем случае, не обратите внимание. Так и пилот в момент посадки. Пульс у нас учащается, давление повышается. Мы ничего постороннего в этот момент не замечаем, все внимание к процессу, к приборам. Аплодисменты из-за этого мы не слышим. Потом бортпроводники передают, что пассажиры хлопали. Мое мнение, что нужно аплодировать, когда самолет на стоянке, это правильнее», – рассказал пилот Константин.
«Лучше бы пассажиры пристегивались ремнями безопасности, когда сидят в своих креслах, даже если полет проходит спокойно. В воздухе бывают всякие неожиданности, и люди должны понимать, что на борту они и сами должны о себе позаботиться», – посоветовал летчик Максим.
«Отрицательно отношусь к этой традиции хлопать, когда самолет только коснулся земли. У нас есть такое понятие «gate to gate» — вот когда доставим пассажиров к месту, тогда можно расслабляться, хлопать. Чаще всего аплодисменты пассажиров мы не слышим. Но девчонки-бортпроводницы потом рассказывают, что салон хлопал. Нам приятно. За все время моей работы я только один раз слышал аплодисменты пассажиров, но в салоне, видимо, как в театре в этот момент было. Настолько громко и бурно хлопали», – говорит летчик Сергей.
«Рано хлопаете»
Сергей напомнил недавний случай, когда при посадке в Сочи самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и загорелся, пострадали 18 человек. По его словам, тогда тоже после приземления пассажиры хлопали.
«Хлопки – это от страха»
«То есть хлопки – это от страха, психологическое облегчение. Это “фух, пронесло”, но ничего больше. И эта традиция – хлопать в ладоши – она не только для России характерна. Она свойственна 30% людей, которые страдают аэрофобией, и у которых было все под большим вопросом: долетим или нет. Когда приземляемся, то у них состояние, как будто с души камень свалился», – говорил Герваш.
Аплодисменты в самолёте — русская традиция
За рубежом любителей похлопать после посадки называют planeclapper. У них даже есть собственно сообщество. Люди со всего мира выкладывают видео из самолётов, кадры фиксируют бурные аплодисменты по поводу удачной посадки. Однако иногда радость преждевременна.
Сложно сказать, какая страна породила традицию. Но именно в России аплодисменты — распространённое явление. Иностранцы объясняют это тем, что русские нечасто куда-то летают. Путешествие на самолёте — целое приключение.
Почему аплодисменты в самолёте считаются дурным тоном, и как на них реагируют пилоты и стюардессы? Фактрум рассмотрел аргументы сторонников и противников русской традиции.
Аплодисменты при посадке
— плохая примета
Аплодисменты раздаются после того, как шасси самолёта касается взлётной полосы. Для пассажира именно мягкий толчок, знаменующий возврат на землю, значит успешную посадку. Однако статистика говорит об обратном. Дотронуться колёсами до земли — только половина дела. Самолёт может проехать и взмыть обратно в воздух. Иногда посадка даже после касания полосы оборачивается катастрофой.
В 2005 году преждевременные аплодисменты прозвучали в самолёте, который садился в Торонто. Воздушное судно коснулось полосы, которая была покрыта лужами из-за дождя. Но самолёт не остановился. Полоса кончилась, и самолёт с сотней пассажиров понёсся в овраг. Обошлось без жертв, но многие пострадали. В том числе и плэйнклапперы. Так что хлопайте только после полной остановки.
Традиция хлопать при посадке раздражает пилотов
Пилоты не слышат аплодисментов. В СССР гуляла шутка про аплодисменты в самолёте. Говорилось, что кабины пилотов оборудованы специальными приборами — аплодисмометрами. Если пассажиры недостаточно звонко хлопали в ладоши, то стрелка прибора оставалась неподвижной. В наказание пилоты взлетали и садились повторно.
Аплодисменты нравятся только выдуманным пилотам. На самом деле, такая похвала раздражает. Взлёт, полёт и посадка — ежедневные обязанности. Самолёты не падают и не съезжают с полос не по счастливой случайности, а благодаря профессионализму воздушных капитанов. Вы же не хлопаете, когда выходите из такси в благодарность водителю за то, что не разбились? Кроме того, пассажиры ничего не понимают в управлении воздушным судном. В реальности оценить качество посадки они не могут.
Почему русские хлопают при посадке самолета?
Пассажиры относятся к традиции по-разному. Кто-то игнорирует хлопки, кто-то вливается в поток всеобщей радости. Европейцы реже аплодируют после посадки. Перелёты между странами Евросоюза стоят дешевле, чем билет из Москвы во Владивосток. Соответственно, европейцы летают гораздо чаще и отвыкают от подобного выражения эмоций. В Америке такая же ситуация: дешёвые билеты на самолёты делают этот вид транспорта доступным.
Иностранец, который оказался в русском самолёте, недоумевает. Почему со всех сторон слышатся энергичные хлопки и радостные возгласы? Неужели русские настолько редко поднимаются в небо?
Аплодисменты при посадке самолета снимают стресс
Русские придали аплодисментам в самолёте особый смысл. Пассажиры признаются, что хлопают не пилоту, а себе. За смелость, за то, что сели и полетели. Некоторые так снимают стресс. Объясняют аплодисменты оригинально: мол, русский человек психологов не посещает, в отличие от иностранца, поэтому и сдерживаться не привык.
Споры вокруг хлопков в ладоши до сих пор не утихли. Плейнклапперы настаивают, что аплодисменты — банальная вежливость. Клиенты ведь говорят «спасибо» официантам и таксистам. С другой стороны, отблагодарить пилотов можно цивилизовано. Каждый аэропорт имеет книгу отзывов. Пара строчек о мягкой посадке выглядит лучше, чем хлопки, да ещё и несвоевременные.
Аплодисменты при посадке, откуда взялась эта традиция
Многие задаются вопросом, откуда пошла эта необычная традиция аплодировать при посадке самолета?
Что это? Снятие эмоционального напряжения или благодарность пилотам за их работу?
Попробуем разобраться. Для этого сначала обратимся к этимологии слова аплодисменты. Данное слово пришло к нам из Древнего Рима и означает одобрение, которое выражается ударом одной ладони об другую. Аплодировали обычно актёрам и политикам, но первоначально все же богу.
Так какое же отношение имеют аплодисменты к авиации и пилотам? Да, в сущности никакого. Это просто проявление благодарности за успешно выполненный полет и сохранение жизни.
Итак, версия первая — благодарность пилотам, которые виртуозно выполнили свою работу.
Появилась эта традиция, скорее всего, после перелета с возникшей внештатной ситуацией на борту, которая благополучно разрешилась. Как уж тут не аплодировать после приземления?
Но, к сожалению, пилоты не слышат аплодисментов пассажиров, так как находятся в бронированной кабине, к тому же в наушниках. Для них касание земли не является окончанием полета, ведь им предстоит еще руление самолета к месту окончательной остановки.
В истории авиаперелетов можно вспомнить множество ситуаций, когда именно после посадки происходила авария и самолет выезжал за пределы взлетно-посадочной полосы, загорался и погибали люди.
Если это не благодарность пилотам, остается второй вариант — снятие эмоционального напряжения. Пассажиры, особенно те, которые страдают аэрофобией и летают редко, таким образом снимают стресс и благодарят пилотов, бога или высшие силы за то, что благополучно долетели до пункта назначения.
Есть конечно и более экзотичные версии, но так или иначе все они сводятся к одному — к благодарности людей за то, что они остались живы.
Считается, что такая традиция появилась среди российских туристов, после того как информация об авиакатастрофах стала доступной, а недоверие к технике и пилотам было раздуто средствами массовой информации до невероятных размеров.
Поэтому многие пилоты не всегда положительно относятся к такому проявлению чувств. Они считают, что пассажиры проявляют не столько благодарность, сколько недоверие к их компетентности. Ведь не хлопают же водителю автобуса, после того как он доставил вас к метро.
Так или иначе единой версии, где зародилась данная традиция и почему при посадке раздаются аплодисменты, попросту нет.
Однако есть определенная закономерность. С наибольшей вероятностью хлопки при посадке вы услышите на международных рейсах, осуществляемых чартерами и перевозящими российских туристов на отдых.
Даже если эта традиция и пришла к нам с Запада, в настоящее время, вы вряд ли услышите такое проявление благодарности от иностранцев.
В заключении хотелось бы отметить, что несмотря на то, что никакой смысловой нагрузки данное действие не имеет, накопившейся стресс оно снимает прекрасно.
Почему пассажиры самолёта при посадке хлопают в ладоши
Все, кто летал самолётами, обращал внимание на необычное поведение пассажиров при посадке. Пассажиры бурно хлопают в ладоши в момент приземления воздушного судна. Что это за ритуал?
Многие считают, что привычка аплодировать при посадке самолёта родилась в СССР. Но это не так, такой обычай был в Европе, и жители СНГ переняли эту традицию, после того как появилась возможность свободно летать в другие страны.
Откуда возникла эта манера, точно никто ответить не может. Но есть несколько версий появления традиционного приветствия аплодисментами при приземлении авиалайнера.
Версия 1 – страх полётов
В 90-х годах информация об авиакатастрофах и других воздушных происшествиях перестала быть секретной, стала доступной населению. Создалось впечатление, что самолёты – опасный вид транспорта. Фильмы про «катастрофы» и цикл передач «Расследование авиакатастроф» усилили страх перед полётами. Причём пик этого страха приходится перед приземлением на момент касания земли шасси, и пассажиры выплескивали свои страхи аплодисментами.
Версия 2 – от пилотов
Для получения навыков курсантами авиационных училищ существует специальный тренажёр для имитации посадки самолёта. По специальному сигналу курсант должен был потянуть штурвал на себя и через определённое время плавно отпустить, имитируя приземление. Это нужно было для приобретения навыков моторики и наработки мышечной памяти. Если на стенде не удавалось «посадить самолёт», то на штурвал передавался слабый электрический импульс. Если всё проходило нормально, то оператор, наблюдавший за курсантом, делал хлопок в ладоши.
А аплодировать пассажиров научили сами пилоты. При посадке самолёта свободный пилот выходил в салон и делал 2-3 хлопка, как при обучении на тренажере, то ли в шутку, то ли от суеверия. А пассажиры воспринимали это как выражение благодарности и хлопали.
Версия 3 – психологическая
Есть мнение, что аплодисменты при посадке – это выброс эмоций, снятие напряжения во время полёта, выражение радости и умиротворения, что полет, наконец, закончился благополучно. Этим пассажиры показывают своё приподнятое настроение после перенесённого многочасового стресса и волнений. Такое проявление свойственно эмоциональным людям, пассажирам, впервые совершившим полёт.
Версия 4 – религиозная
Для человека находитсья в заоблачных вершинах природой не предусмотрено. Религиозными людьми это может восприниматься как сближение с Всевышним. Для них «Бог» и «небо», «всевышний» и «заоблачный» – понятия, близкие по смыслу. Во многих религиях небо ассоциируется с местом проживания богов. Верующие люди с опаской относятся к перелётам. Они во время полёта часто молятся за спасение душ, а после приземления эмоционально хлопают в ладоши, воздавая благодарность небесам и признательность пилотам.
Версия 5 – после тяжёлого перелёта
После тяжёлого перелёта с турбулентностью, воздушными ямами или с неработающим двигателем была произведена сложная посадка. И едва колеса самолёта коснулись земли, кто-то из пассажиров от радости захлопал в ладоши, и многие пассажиры его поддержали. Пассажиры, летевшие первый раз, восприняли это как устоявшуюся традицию, и в следующем полёте сами начинали хлопать даже при мягкой посадке.
Что об этом думают пилоты и стюардессы
Большинство пассажиров аплодируют, выражая свою радость, и благодарят пилотов за полёт. Сами пилоты, конечно, не слышат этих аплодисментов, но могут наблюдать их на своих мониторах. Стюардессы наверняка докладывают пилотам, что пассажиры довольны полётом и аплодировали. Конечно, пилотам приятно слышать такие отзывы. А стюардессы всегда улыбаются при бурных аплодисментах. Ведь это выражение благодарности от пассажиров. Да и сам лётный экипаж рад, что полёт благополучно закончен.
Многим пилотам и стюардессам нравится этот ритуал. Ведь это своего рода признание их труда, профессионализма. В случае сложной посадки при нештатной ситуации, даже диспетчеры аэропорта вскакивают с места и аплодируют мастерству пилотов.
Когда надо аплодировать
Чаще бывает так, что лайнер едва коснулся земли, как пассажиры начинают хлопать в ладоши. Это несколько преждевременно. Ведь впереди ещё важный путь торможения, иногда опасный. Сколько катастроф после выезда самолёта за границу взлётно-посадочной полосы. Даже при торможении самолёт может опять подняться и уйти на второй круг по причинам, известным только «командиру корабля». Только когда авиалайнер свернёт с ВПП и полностью остановится, полёт можно считать удачным.
А вот когда командир корабля скажет: «Дамы и господа, наш рейс окончен, командир и весь экипаж нашего судна, желает вам всего хорошего.», в это время бурные аплодисменты будут к месту.
Хлопайте отважным пилотам нашей авиации. Но только знайте момент, когда можно и нужно аплодировать.
Удачных полётов и мягкой посадки!
Если вы нашли ошибку на нашем сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или просто нажмите сюда, чтобы сообщить нам об этом.