Для чего и как назначаются головная и базовые организации метрологической службы
Головные и базовые организации метрологической службы
Смотреть что такое «Головные и базовые организации метрологической службы» в других словарях:
Авиационная метрология — раздел прикладной и законодательной метрологии, занимающийся обеспечением единства измерений в авиации и метрологическим надзором (контролем), направленным на повышение качества предоставляемых работ и услуг, обеспечение безопасности полетов.… … Википедия
воспроизводимость — 3.4 воспроизводимость (reproducibility): Близость результатов двух испытаний, полученных одним методом, в идентичных условиях, в разных лабораториях. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Воспроизводимость результатов — 61. Воспроизводимость результатов Мера разброса результатов в параллельных опытах Источник: РДМУ 109 77: Методические указания. Методика выбора и оптимизации контролируемых параметров технологических п … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
воспроизводимость результатов испытаний — 2.19.1 воспроизводимость результатов испытаний: Степень близости друг к другу независимых результатов испытаний, полученных одним и тем же методом на идентичном материале в разных лабораториях, разными операторами, с использованием различного… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
1: — Терминология 1: : dw Номер дня недели. «1» соответствует понедельнику Определения термина из разных документов: dw DUT Разность между московским и всемирным координированным временем, выраженная целым количеством часов Определения термина из… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
РД 153-34.0-11.203-2001: Методические указания. Информационно-измерительные системы. Анализ состояния метрологического обеспечения в электроэнергетике. Организация и порядок проведения — Терминология РД 153 34.0 11.203 2001: Методические указания. Информационно измерительные системы. Анализ состояния метрологического обеспечения в электроэнергетике. Организация и порядок проведения: 1.1 Агрегатное средство измерений (АСИ)… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Метрологическое обеспечение испытаний продукции для целей подтверждения соответствия. Методическое пособие — Терминология Метрологическое обеспечение испытаний продукции для целей подтверждения соответствия. Методическое пособие: 3.2 аттестация испытательного оборудования: Определение нормированных точностных характеристик испытательного оборудования,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Для чего и как назначаются головная и базовые организации метрологической службы
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 254-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации, осуществляющие функции в областях деятельности, указанных в частях 3 и 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, создают в установленном порядке метрологические службы в целях организации деятельности по обеспечению единства измерений в пределах своей компетенции.
2. Права и обязанности метрологических служб федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций, указанных в части 1 настоящей статьи, порядок организации и координации их деятельности определяются положениями о метрологических службах, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти или государственных корпораций, создавших метрологические службы, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.
3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в областях, указанных в частях 3 и 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, могут создавать метрологические службы в добровольном порядке. Федеральными законами может быть установлена обязательность создания метрологических служб.
4. Права и обязанности метрологических служб юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в части 3 настоящей статьи, порядок организации и координации их деятельности определяются положениями о метрологических службах, утверждаемыми руководителями этих юридических лиц или индивидуальными предпринимателями.
Статья 21. Федеральные органы исполнительной власти, государственные научные метрологические институты, государственные региональные центры метрологии, метрологические службы, организации, осуществляющие деятельность по обеспечению единства измерений
Статья 21. Федеральные органы исполнительной власти, государственные научные метрологические институты, государственные региональные центры метрологии, метрологические службы, организации, осуществляющие деятельность по обеспечению единства измерений
1. Деятельность по обеспечению единства измерений основывается на законодательстве Российской Федерации об обеспечении единства измерений и осуществляется:
Информация об изменениях:
1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и федеральному государственному метрологическому контролю (надзору);
2) подведомственными федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, государственными научными метрологическими институтами и государственными региональными центрами метрологии;
3) Государственной службой времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, руководство которыми осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 254-ФЗ в пункт 4 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
4) метрологическими службами, а также аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Информация об изменениях:
2. Основными задачами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и государственному метрологическому контролю (надзору), являются:
1) разработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области обеспечения единства измерений, а также координация деятельности по нормативно-правовому регулированию в данной области;
ГАРАНТ:
См. Стратегию обеспечения единства измерений в РФ до 2025 года, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 19 апреля 2017 г. N 737-р
2) организация взаимодействия с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в области обеспечения единства измерений;
3) реализация государственной политики в области обеспечения единства измерений;
4) координация деятельности по реализации государственной политики в области обеспечения единства измерений;
Информация об изменениях:
5) осуществление федерального государственного метрологического контроля (надзора) и координация деятельности по его осуществлению;
Информация об изменениях:
6) межведомственная координация деятельности по разработке и производству измерительной техники в Российской Федерации;
Информация об изменениях:
7) организация мониторинга состояния системы обеспечения единства измерений, прогнозирования измерительных потребностей экономики и общества.
Информация об изменениях:
3. Распределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и федеральному государственному метрологическому контролю (надзору), осуществляет Правительство Российской Федерации.
4. Основными задачами государственных научных метрологических институтов являются:
1) проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, экспериментальных разработок и осуществление научно-технической деятельности в области обеспечения единства измерений;
2) разработка, совершенствование, содержание, сличение и применение государственных первичных эталонов единиц величин;
3) передача единиц величин от государственных первичных эталонов единиц величин;
4) участие в разработке проектов нормативных документов в области обеспечения единства измерений;
5) проведение обязательной метрологической экспертизы содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений;
6) создание и ведение Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений и предоставление содержащихся в нем документов и сведений;
7) участие в международном сотрудничестве в области метрологии.
5. Государственные научные метрологические институты могут также выполнять иные работы и (или) оказывать иные услуги по обеспечению единства измерений.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 254-ФЗ статья 21 настоящего Федерального закона дополнена частью 5.1, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
5.1. Государственные региональные центры метрологии создаются в форме федеральных бюджетных учреждений или федеральных автономных учреждений для выполнения работ и (или) оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, на территории Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 254-ФЗ часть 6 статьи 21 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
6. Основными задачами государственных региональных центров метрологии являются:
1) совершенствование, содержание и применение государственных эталонов единиц величин, используемых для обеспечения прослеживаемости;
2) участие в оказании государственных услуг по обеспечению единства измерений в соответствии с областью аккредитации;
3) проведение поверки средств измерений, входящих в перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии, а также других средств измерений в соответствии с установленной областью аккредитации;
4) передача единиц величин от государственных эталонов единиц величин.
7. Государственные региональные центры метрологии могут также выполнять иные работы и (или) оказывать иные услуги по обеспечению единства измерений.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 338-ФЗ в часть 8 статьи 21 настоящего Федерального закона внесены изменения
8. Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли осуществляет научно-техническую и метрологическую деятельность по воспроизведению национальной шкалы времени и эталонных частот, по определению параметров вращения Земли, а также по обеспечению потребности государства в эталонных сигналах времени и частоты, в информации о параметрах вращения Земли и точном значении московского времени и календарной дате.
9. Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов осуществляет деятельность по разработке, испытанию и внедрению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов в целях обеспечения единства измерений на основе применения указанных стандартных образцов, а также по ведению соответствующих разделов Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений.
10. Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов осуществляет деятельность по разработке и внедрению стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов в науке и технике в целях обеспечения единства измерений на основе применения указанных стандартных справочных данных, а также по ведению соответствующих разделов Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений.
11. Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов осуществляют деятельность в соответствии с положениями о них, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 21 настоящего Федерального закона
Головная организация метрологической службы
Главнейшие задачи головной организации:
− организация однообразной технической политики и планирование проведения работ в области метрологического обеспечения в отрасли или в других направлениях деятельности на перспективу;
− осуществление постоянного анализа проведения измерений, организация контроля и испытаний в отрасли в целях точного определения направления в разрешении вопросов метрологического обеспечения, определение состава и количества в отрасли необходимых средств измерений, контроля и испытаний;
− обязаны координировать работу и осуществлять методологическое руководство базовыми организациями метрологической службы и метрологическими службами предприятий отрасли;
− осуществление главных задач в области обеспечения единства и необходимой точности измерений;
− использование в производстве новейших средств измерений и подготовка новейших методик измерений, внедрение автоматического контрольно-измерительного оборудования, информационно-измерительных систем и комплексов, средств поверки и калибровки, а также стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;
− организация испытаний средств измерений, при необходимости проведение работ по сертификации средств измерений которые применяются в отрасли;
− осуществление для технических заданий необходимой метрологической экспертизы, а также экспертизы технологической, проектной и конструкторской документации, проектов СТО и других НТД;
− организация и осуществление метрологического надзора за использованием средств измерений и их состоянием, за применением аттестованных методик выполнения измерений, за использованием эталонов которые используют для калибровки средств измерений, за точным соблюдением метрологических правил и норм, а также нормативных документов по обеспечению единства измерений;
− осуществление аудита и контроль за работой базовых организаций метрологической службы и других подразделений предприятий отрасли.
Для обеспечения исполнения задач которые возлагаются на головную организацию, в ней образуют структурное подразделение, которое обычно является полностью самостоятельным и как правило называется отделом главного метролога (ОГМ). Данное подразделение соответственно возглавляет главный метролог головной организации, который назначается и освобождается от должности приказом первого руководителя организации.
Отдел главного метролога является основой метрологической службы головной организации и владеет эталонами, различными образцовыми средствами для организации и осуществления поверки и калибровки, иным контрольно-измерительным и испытательным оборудованием. ОГМ занимается метрологическим обеспечением производства своей организации. Если в структуре головной организации имеются самостоятельная поверочная и калибровочная лаборатории, то они обязательно аккредитуются на право проведения поверки и калибровки средств измерений.
Для чего и как назначаются головная и базовые организации метрологической службы
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 августа 2013 г. N 473-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 8.612-2012 введен в действие в Российской Федерации для применения в качестве национального стандарта с 1 сентября 2014 г.
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2019 г.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к содержанию, порядку проведения и оформлению результатов внутреннего метрологического надзора на предприятиях с промышленно опасными объектами.
Настоящий стандарт предназначен для применения метрологическими службами юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, являющихся предприятиями или имеющими в своем составе цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, признанные в соответствии с национальным законодательством промышленно опасными объектами.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 промышленная безопасность (опасных производственных объектов): Состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
2.2 промышленно опасный объект: Объект, производство, на котором используют, производят, перерабатывают, фасуют, хранят или транспортируют пожаро-взрывоопасные и/или опасные химические вещества и иные вещества и объекты, создающие реальную угрозу возникновения аварии.
2.3 метрологический контроль (надзор): Контрольная деятельность, осуществляемая метрологической службой юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключающаяся в систематической проверке соблюдения метрологических требований, как в сферах, так и вне сфер государственного регулирования, а также в принятии мер по устранению нарушений, выявленных во время контрольных (надзорных) действий.
2.4 метрологическая служба: Структурное подразделение центрального аппарата органа исполнительной власти или его территориального органа, юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица или объединения юридических лиц, работники юридического лица, индивидуальный предприниматель, организующее и/или выполняющее работы по обеспечению единства измерений и/или оказывающее услуги по обеспечению единства измерений.
2.5 метрологическое обеспечение: Установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности проводимых измерений.
2.6 метрологические требования: Требования к влияющим на результат и показатели точности измерений характеристикам (параметрам) измерений, эталонов единиц величин, стандартных образцов, средств измерений, а также к условиям, при которых эти характеристики (параметры) должны быть обеспечены.
2.7 обязательные метрологические требования: Метрологические требования, установленные национальным законодательством и обязательные для соблюдения на территории страны.
средство измерений: Техническое средство, предназначенное для измерений, имеющее нормированные метрологические характеристики, воспроизводящее и (или) хранящее единицу физической величины, размер которой принимают неизменным (в пределах установленной погрешности) в течение известного интервала времени.
2.9 технические системы и устройства с измерительными функциями: Технические системы и устройства, которые наряду со своими основными функциями выполняют функции измерений.
2.10 испытательное оборудование: Средство испытаний, представляющее собой техническое устройство для воспроизведения условий испытаний.
2.11 средства допускового контроля: Бесшкальный контрольный инструмент, предназначенный для проверки размеров, формы и взаимного расположения деталей.
методика выполнения измерений; методика измерений; МВИ: Установленная совокупность операций и правил при измерении, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с гарантированной точностью в соответствии с принятым методом.
эталон единицы физической величины; эталон: Средство измерений (или комплекс средств измерений), предназначенное для воспроизведения и (или) хранения единицы и передачи ее размера нижестоящим по поверочной схеме средствам измерений и утвержденное в качестве эталона в установленном порядке.
3 Общие положения
3.1 В соответствии с национальными законодательствами сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым установлены обязательные требования и которые выполняются в частности, при осуществлении производственного контроля за соблюдением установленных законодательством требований промышленной безопасности к эксплуатации промышленно опасных объектов.
3.2 Одним из необходимых элементов производственного контроля за соблюдением установленных национальным законодательством требований промышленной безопасности к эксплуатации промышленно опасных объектов является метрологический контроль (надзор) за организацией и выполнением работ по обеспечению единства измерений, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц.
3.3 Метрологический контроль (надзор) осуществляется путем мониторинга состояния метрологического обеспечения промышленно опасных объектов и включает в себя систематическое наблюдение за состоянием и применением средств измерений, эталонов, методик выполнения измерений, соблюдением метрологических правил и норм; обнаружение нарушений; устранение нарушений или организацию мероприятий по устранению нарушений; анализ состояния метрологического обеспечения и выработку предложений по его усовершенствованию.
3.4 Организация, эксплуатирующая промышленно опасные объекты, разрабатывает документы, регламентирующие осуществление мониторинга состояния метрологического обеспечения.
4 Типовая форма стандарта предприятия по осуществлению мониторинга состояния метрологического обеспечения на промышленно опасных объектах
Стандарт предприятия, регламентирующий осуществление мониторинга состояния метрологического обеспечения на промышленно опасных объектах должен содержать, как минимум, следующие разделы:
В разделе должно быть указано на основании каких нормативных документов стандарт предприятия разработан, что он устанавливает и на кого распространяется.
4.2 Структура метрологической службы
В разделе должны быть представлены сведения о структуре метрологической службы предприятия с указанием подразделений (лиц), ответственных за состояние и применение тех или иных метрологических объектов, подлежащих мониторингу и непосредственно или косвенно участвующих в процедурах проверок и наблюдений.
4.3 Метрологические объекты, состояние и применение которых должно подлежать обязательному мониторингу
В разделе должны быть приведены сведения о метрологических объектах, подлежащих мониторингу, в том числе:
— эталонах, используемых при поверке и калибровке средств измерений;
— рабочих средствах измерений, используемых при контроле параметров, влияющих на безопасность промышленно опасных объектов;
— технических устройствах с измерительными функциями, используемых в технологических процессах и процессах управления, имеющих влияние на безопасность промышленно опасных объектов;
— средствах допускового контроля;
— методиках выполнения измерений, применяемых для контроля параметров, влияющих на безопасность промышленно опасных объектов;
— соблюдении метрологических правил и норм при эксплуатации промышленно опасных объектов.
Перечень объектов, подлежащих мониторингу, должен содержать информацию о месте расположения метрологического объекта, наименовании контролируемого параметра, метрологических характеристиках данного объекта, а также сведения о лице, ответственном за состояние и применение данного метрологического объекта.
4.4 Требование к квалификации и порядок назначения лиц, ответственных за мониторинг состояния и применения метрологического обеспечения на промышленно опасных объектах
В этом разделе должны быть указаны квалификационные требования к персоналу, осуществляющему метрологический контроль (надзор) и мониторинг состояния и применения тех или иных метрологических объектов, а также порядок и процедура уполномочивания лиц на осуществление данной деятельности.
4.5 Порядок осуществления мониторинга состояния метрологического обеспечения на промышленно опасных объектах и оформление его результатов
В разделе указывают порядок осуществления метрологического контроля (надзора) и мониторинга состояния метрологического обеспечения на данном конкретном предприятии, включая: саму процедуру осуществления мониторинга; ее периодичность (в зависимости от особенностей метрологического объекта); порядок оформления его результатов.
Результаты мониторинга следует фиксировать в соответствующем журнале (листе наблюдений), находящемся либо у сотрудника, уполномоченного проводить мониторинг, либо на месте эксплуатации (применения) средства измерений (или другого метрологического объекта).
4.6 Права, обязанности и ответственность лиц, осуществляющих мониторинг состояния метрологического обеспечения
В разделе указывают права, обязанности и ответственность лиц, осуществляющих мониторинг состояния метрологического обеспечения, включая меры, которые сотрудник, уполномоченный осуществлять мониторинг, имеет право и обязан применять при обнаружении нарушений.
4.7 Анализ деятельности по осуществлению мониторинга состояния метрологического обеспечения на промышленно опасных объектах
В разделе необходимо указывать, каким образом, кем (в соответствии со структурой метрологической службы, приведенной в соответствующем разделе стандарта предприятия) осуществляется анализ деятельности по мониторингу состояния метрологического обеспечения. Из содержания раздела должно быть ясно, кому направляют выводы по результатам анализа, какие меры могут быть приняты руководством предприятия по устранению нарушений, носящих систематический характер или требующих вмешательства руководства предприятия.
4.8 Стандарт предприятия по осуществлению мониторинга состояния метрологического обеспечения на промышленно опасных объектах может содержать ряд приложений, содержащих, например:
4.8.1 Положение о порядке назначения (аттестации) лиц, ответственных за проведение мониторинга состояния тех или иных объектов метрологического обеспечения;