Для чего используется фантастика в литературе

Зачем нужна научная фантастика и почему она актуальна сейчас

Для чего используется фантастика в литературе. Смотреть фото Для чего используется фантастика в литературе. Смотреть картинку Для чего используется фантастика в литературе. Картинка про Для чего используется фантастика в литературе. Фото Для чего используется фантастика в литературе

Сегодня много спорят о том, умерла ли научно-фантастическая литература, какой мы знали ее в XX веке, или же разговоры о ее кончине преждевременны. Изменилось время, изменилась наука, изменился читатель. Вместе с ними трансформировалась и научная фантастика. Так почему же рано хоронить жанр научной фантастики и возможна ли его перезагрузка? Об этом мы спросили у писателей Марины и Сергея Дяченко, которые в 2019 году вошли в состав жюри литературной премии «Будущее время», организуемой благотворительным фондом «Система». Восемь рассказов участников конкурса вошли в сборник «Будущее время. Сезон 2», который уже обосновался на полках книжных магазинов.

Для чего используется фантастика в литературе. Смотреть фото Для чего используется фантастика в литературе. Смотреть картинку Для чего используется фантастика в литературе. Картинка про Для чего используется фантастика в литературе. Фото Для чего используется фантастика в литературе

Марина и Сергей Дяченко,
писатели, члены жюри литературной премии «Будущее время»

Научная фантастика: литература и источник идей

Почему не стоит недооценивать научную фантастику? Может быть, потому что это работающий источник идей, в том числе реализованных, лежащих в основании современного мира?

Кто первым использовал слово «робот»? Карел Чапек. Когда? Пьеса «R.U.R.» опубликована в 1921 году. В далеком дремучем году писателю (и великому научному фантасту) пришло в голову проанализировать этические проблемы, которые могут возникнуть в результате серийного производства «искусственных людей». Чапека интересовали гражданские права искусственного интеллекта, которого на тот момент не было нигде, кроме как в его воображении. В 1945 году Артур Кларк предсказал спутниковую связь. Коммуникаторы из сериала «Звездный путь» подозрительно похожи на современные смартфоны и умные часы. Команда ученых на Гавайях вот прямо сейчас предсказывает будущее взаимодействие человека и компьютера, анализируя фантастические книги и фильмы.

Для чего используется фантастика в литературе. Смотреть фото Для чего используется фантастика в литературе. Смотреть картинку Для чего используется фантастика в литературе. Картинка про Для чего используется фантастика в литературе. Фото Для чего используется фантастика в литературе

Особая сила научной фантастики именно в том, что это литература. Идею можно изложить в виде научной статьи, но ее аудитория будет в миллион раз скуднее, чем аудитория хорошо написанного романа. Жюль Верн переживал оттого, что не предсказал торпеды — его «Наутилус» просто таранил врагов. Но Жюль Верн изобрел Паганеля, а один Паганель стоит десятка «Наутилусов».

Обычно научная фантастика расцветает, когда технологии обновляются, общество развивается, всем хочется знать, что будет завтра и что еще выдумают эти ученые. Тогда наступает золотой век жанра, а потом, когда люди обнаруживают, что будущее наступило, что оно безрадостно и нового не предвидится, начинается время мистических историй, зомби, вампиров и заколдованных принцесс.

Продвинутые читатели берутся сетовать, что твердой научной фантастики никто не пишет, потому что не умеют думать, хотят только развлекаться и развлекать, не знают науки, а если и знают, то современные открытия такие сложные и специфические, что широкой публике их все равно не понять. В общем, все это обычные слова, которые говорятся в досаде на недостаток новых книг в жанре НФ. Но времена в очередной раз меняются: в настоящем сразу во множестве научных областей накопилась критическая масса открытий, прорывов, а значит, научная фантастика должна получить «перезагрузку».

При этом жанр прекрасно чувствует себя, например, в голливудском кинематографе. Только за последние годы вышли «Гравитация», «Пассажиры», «Марсианин», «К звездам». Одновременно показали «Время первых» и «Салют семь» — космические фильмы о случившемся не завтра, а вчера, но с идеей, что завтра наступит и надо быть готовым.

Для чего используется фантастика в литературе. Смотреть фото Для чего используется фантастика в литературе. Смотреть картинку Для чего используется фантастика в литературе. Картинка про Для чего используется фантастика в литературе. Фото Для чего используется фантастика в литературе

Тема литературного конкурса «Будущее время» 2019 года — «Дополненная личность». Мы несовершенны и потому существуем. В научной фантастике есть только один, на наш взгляд, но замечательный путь для отражения темы дополненной личности: рассказ о том, как она взаимодействует с социумом. То есть изначально был простой посыл: дополняем личность и смотрим, что получится. А на выходе получается социальная фантастика.

Социальная фантастика — бесконечно широкая тема, сотни исследователей уже посвятили ей тысячи страниц. История будущего — это история общества будущего. Научные открытия тем весомее, чем заметнее они меняют отношения между людьми. Причем у каждого явления есть свет и тень: за прогресс и безопасность, например, люди часто платят свободой.

Рано или поздно биологи презентуют искусственную матку, а кибернетики — робота-няньку. Скорее всего, это приведет к полному слому существующих человеческих отношений. Вот пример неизбежного научного (инженерного) решения, которое изменит общество необратимо, причем уже послезавтра.

Социальная фантастика переживает расцвет во время исторических сломов. Антиутопий всегда больше, чем утопий, потому что чем драматичнее мир, тем интереснее его описывать, да и страхи надо ведь куда-то сливать. Но попытка смоделировать противоречивый мир будущего — неоднозначный, с тенью и светом — привлекает еще больше.

Вот почему, например, таким интересным нам показался один из рассказов конкурса «Будущее время» на тему «Дополненная личность» — «Оптимум». Общество близкого будущего описано в нем пугающе достоверно, и оно прикидывается обществом победившей утопии. Хотя это жуткая антиутопия, уж лучше мир «постапока» — постапокалипсиса, мир после ядерной войны (один из поджанров социальной фантастики).

Для чего используется фантастика в литературе. Смотреть фото Для чего используется фантастика в литературе. Смотреть картинку Для чего используется фантастика в литературе. Картинка про Для чего используется фантастика в литературе. Фото Для чего используется фантастика в литературе

И можете ли вы поверить, что и Маргарет Этвуд («Рассказ служанки»), и Сьюзен Коллинз («Голодные игры»), а также романы Лю Цысиня и Дмитрия Глуховского — это все социальная фантастика?! Но да, так и есть.

Идеальный писатель и идеальный читатель

Говорить о социальных, этических проблемах можно и нужно языком литературы. Характеры, детали, стиль — все, что требуется от хорошего литературного текста.

Нельзя на ровном месте захотеть «стать научным фантастом» — это заведомое поражение. Можно захотеть реализовать идею, рассказать людям о чем-то, что важно. «Стать научным фантастом» — это инструмент. Это поезд или троллейбус, но зачем нужен поезд, если нет пассажиров? «Пассажир» — это мысль, идея, которую надо донести до людей. Есть идея — надо воплотить ее в текст. Читатели найдутся.

Хотелось бы напомнить слова создателя социальной фантастики Герберта Уэллса о том, что она «не может быть ни просто искусством, ни наукой в узком смысле этого слова, она собрание знаний, представляемых в вымышленной форме с присутствием личного элемента, иначе говоря, литература в наиболее возвышенном смысле этого понятия».

Источник

Фантастика: кто и почему читает эти книги

Жанр фантастики – это искусство воображения, творческий метод, отличающийся использованием разнообразных допущений, необычных элементов. Тут есть нарушение границ реальности, принятых условностей. Включает в себя такие поджанры, как фэнтези, научпоп, ужасы, магический реализм. Книги фантастика помогут погрузиться в неизведанные миры, примерить на себя необычные роли.

Для чего используется фантастика в литературе. Смотреть фото Для чего используется фантастика в литературе. Смотреть картинку Для чего используется фантастика в литературе. Картинка про Для чего используется фантастика в литературе. Фото Для чего используется фантастика в литературе

Отличие фантастики от других жанров художественной литературы

Фантастику далеко не всегда можно назвать жанром в классическом понимании. Это способ литературного повествования. Тут нет четко заданной структуры. Стоит отметить, что писатели-фантасты имеют больше инструментов для выразительного и более точного изложения идеи.

Все подобные книги – это новый взгляд в будущее, переоценка прошлого. В отличие от сказок и фэнтези, в рассматриваемом направлении литературы не ведется речь о настоящем. Фантастов всегда больше интересуют возможности техники и науки.

Главная черта – новое видение. Книги этого стиля – нечто среднее между развлечением читателя и преподнесением ему какой-либо информации. Определенного преобладания здесь нет. Если развлекательность или познавательность будут навязываться, книга окажется скучной, сухой, пустой или бестолковой. Хорошее произведение – это всегда баланс.

Характерные черты фантастики:

Вполне вероятно, что иногда писатели-фантасты вдохновляют ученых.

Для чего используется фантастика в литературе. Смотреть фото Для чего используется фантастика в литературе. Смотреть картинку Для чего используется фантастика в литературе. Картинка про Для чего используется фантастика в литературе. Фото Для чего используется фантастика в литературе

Для чего читать фантастику

Известно, что творческий потенциал зависит от способности к удаленному моделированию. Это значит следующее: чем легче человеку представить неисчерпаемую вселенную воображаемых миров, тем дальше он отрывается от реальности, у него больше шансов придумать что-то новое.

Сильный интеллект отличается от слабого способностью мыслить абстрактно. Люди с низким IQ размышляют примитивно. Они очень конкретны в своих мыслях. Более развитые человеческие индивидуумы видят причинно-следственные связи. Они способны к долговременному планированию, думают о глобальных проблемах человечества.

Это означает, что при чтении фантастики мы поднимаемся над реальностью, видим ее со стороны, нарушаем границы, мыслим свободнее. Парадоксально, но люди, которые много читают, скептически, с осторожностью относятся к любым идеям. Они способны мыслить критически, легко отличают вымысел от реальности. Это можно объяснить тем, что, посещая в каждой книге все новые и новые миры, вселенные, можно лучше чувствовать границы реальности, видеть, как в обычной жизни люди делают то же самое.

Еще один важный момент – фантастика учит на примере главных героев к чему-то стремиться. Персонажи книг настойчивы, идут к достижению своих целей, делают все, чтобы их добиться. Часто демонстрируется командная работа, подчеркивается ее важность для достижения благополучия на всей планете.

Источник

Фантастика как жанр художественной литературы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Фантастика как жанр художественной литературы

Фантастика как жанр в художественной литературе существует не так давно. Она возникла в конце девятнадцатого века, а свою особую популярность набрала в конце двадцатого-середине двадцать первого века.

Фантастика – это жанр художественной литературы, в котором сочетаются нереальные, неосуществимые на данный момент события с нашей действительностью. Фантастика отличается от фэнтэзи тем, что в ней присутствуют в качестве нереальных явления не мистические, а научные (то есть далекое будущее людей, новые технологии, новый общественный порядок и так далее).

Фантастика набрала свою популярность в тот момент, когда первый человек полетел в космос, а также начала развиваться астрофизика. Все эти события дали почву писателям-фантастам, простор для размышлений над тем, есть ли в этой Вселенной другие цивилизации.

Фантастика, как известно, может смешиваться и с другими жанрами – например рассказом, утопией или антиутопией. Здесь отличным примером может послужить роман Замятина «Мы», в котором утопичный мир представлен как результат технического прогресса. Однако, идейным замыслом все же является представление существующего государственного строя в непривычном свете, поэтому роман можно отнести к антиутопиям. Аналогичным примером также может послужить роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».

К характерным чертам фантастических произведений можно отнести следующее:

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, мы рассмотрели некоторые отличительные черты фантастики как жанра в художественной литературе. Однако, наличие всех этих черт одновременно вовсе необязательно.

В русской художественной литературе фантастика возникла относительно недавно. Этот жанр, столь непохожий на другие, вызвал интерес и любопытство, особенно у школьников. Многие книги были экранизированы, а фильмы становились по-настоящему культовыми. Примером тому может служить знаменитый советский фильм «Электроник», снятый по одноименному роману. Также на экраны выходит в это время фильм «Гостья из будущего» про девочку Алису, ставшую героиней целого цикла книг Кира Булычева.

Современные книги во многом являются продолжением моды на фантастику, поэтому смело можно утверждать, что фантастика как жанр в художественной литературе актуальна и по сей день.

Известные фантастические произведения

Фантастика в равной мере интересовала читателей как за рубежом, так и в России. Наиболее известными произведениями, ставшими почти что культовыми являются следующие книги:

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно прийти к выводу о том, что фантастика как жанр ввиду своей популярности имеет очень большое значение в современной художественной литературе. Этот жанр характеризует целую эпоху, эпоху прогресса и технического роста. Возможно, все, что написано в фантастических книгах, когда-нибудь станет реальностью. Однако, пока что фантастика – это лишь часть художественной литературы.

Источник

Для чего нужна фантастика?

Литература – это и искусство, и целая наука. В литературе есть разные стили, направления, жанры, виды, существуют различные приемы. Например, существует такой прием и направление, как фантастика.

Что же это такое?
Фантастика – это мир воображений, чудесных образов, невероятных героев, увлекательных приключений. Когда читаешь подобную книгу, забываешь о жизненных проблемах, неприятностях. Ты увлекаешься этой книгой.

Так интересно читать о необыкновенных существах, о галактических войнах, например!
Рассмотрим фантастику в

Читатели могут понять, что такого на самом деле не могло и не может произойти. Это просто невероятно! Я не могла оторваться от этой книги и читала ее, как говорится, “взахлеб”
К фантастике относится также серия рассказов и повестей

В повести много загадок, и ответ к ним обнаружится только в конце повести.
Получается, в фантастике в основном рассказывается о невероятных приключениях главных героев. Мне самой очень нравятся такие книги.
Мы выяснили, что это такое – фантастические произведения. Так для чего же нужна фантастика? Мне кажется, что такие произведения дают простор для мысли, воображения, отвлекают от повседневных забот. Мы погружаемся в этот мир, мы можем вволю пофантазировать.

Ведь каждый человек по-своему представляет себе приключения, планеты, внешность людей.
Фантастические произведения развивают в человеке творчество, способность к воображению, фантазии (потому этот жанр так и называется – фантастика).
Получается, что чтение фантастических повестей и рассказов – это не только приятно, но и полезно! Как я уже говорила, такие книги развивают творчество. А ведь творческие люди способны добиться в жизни больших успехов, чем те, которые мыслят только логически и не способны к активной творческой деятельности!
Творчество поможет избежать многих неприятностей в жизни. Это, конечно, не значит, что мы должны читать только фантастику. Мы должны читать то, что нам нравится, но если вам скучно и грустно, то обязательно почитайте фантастику.

Вы и не заметите, как быстро пролетит время. Я счастлива, что у меня есть возможность читать.

Related posts:

Источник

Что такое фантастика? Слово – писателям

Что такое фантастика? Что такое научная фантастика?

На эту тему много говорено, написано, прочитано. И копий в спорах на эту тему сломано немало.

Мне показалось любопытным собрать что-то вроде коллекции высказываний на эту тему писателей не чуждых фантастике. Конечно, не следует забывать, что цитаты, вырванные из контекста, не могут быть исчерпывающим ответом на поставленный вопрос, да и:
«Определений фантастики существует множество, и ни одно из них не в состоянии охватить весь спектр фантастических произведений.»
Сергей Бережной

Тем не менее, думаю, многие прочитают эту подборку с интересом. Надеюсь что с помощью фантлабовцев перечень цитат станет гораздо полнее и богаче. Так что — подключайтесь. Параллельно с АК открыта тема на форуме:
http://fantlab.ru/forum/forum1page1/topic6177page1

А пока для начала — то, что я на скорую руку наскрёб гуглом по сусекам сети:

«Подавляющее большинство любителей и сторонников научной фантастики, равно как и сами писатели, соглашаются, что это литература мечты.»
Иван Ефремов / «Наука и научная фантастика»

«Фантастическим мы считаем любое произведение, где существенную роль играет элемент фантастического, необычайного.»
Борис Стругацкий

«Фантастика была всегда, начиная от мифа и сказки.»
Аркадий Стругацкий

«Фантастика — это волшебный сплав чуда, тайны и достоверности.
Фантастика — это судьбы людей и идей в мире, который изменен, искажен, преобразован небывалым, невиданным, невозможным.
Фантастика — это призма, зеркало, светофильтр, электронно-оптический преобразователь, позволяющий в нагромождениях обыденного, привычного, затхлого увидеть зернышки необычайного, нового, поражающего воображение.
Фантастика, как никакой другой вид литературы, находится в совершенно особенных отношениях с воображением — и писательским, и читательским. Она одновременно и аккумулятор, и стимулятор, и усилитель воображения.
Фантастика, как никакой другой вид литературы, находится в совершенно особенных отношениях с будущим. Она подобна прожектору, озаряющему лабиринты будущего, которое никогда не состоится, но которое могло бы реализовать себя, если бы его вовремя не высветила фантастика. »
Борис Стругацкий / «Что такое фантастика?»

«Научная фантастика подобна прожектору, светящему вперед на корабле прогресса.»
Александр Казанцев

«Фантаст — человек смелого, нестандартного решения, допускающий невероятнейшие возможности, и это неизбежно возбуждает и раскрепощает воображение читателя.»
Генрих Альтов

«Фантастика — художественная литература, ее цель не прогнозы, а человековедение (я бы сказал — мироведение).»
Генрих Альтов / Ответы на вопросы «Литературной газеты» 2002 г.

«Научная фантастика — это литература новых представлений о грядущем, основанных на достижениях современной автору цивилизации.»
Сергей Павлов / «Пора договориться о терминах»

«Фантастика – это литература, где существенную роль играет необыкновенное, несуществующее, неведомое, явно придуманное. Научная же фантастика — это такая область, где необыкновенное создается материальными силами — природой или человеком с помощью науки и техники.»
Георгий Гуревич / «Беседы о научной фантастике»

«Фантастика для меня — это, перефразируя Клаузевица, продолжение поэзии иными средствами.»
Вадим Шефнер / Библиотека современной фантастики. Том 19. Нефантасты в фантастике

«Окружающий нас мир становится все сложнее и огромнее и все труднее охватить его и обобщить с помощью трезвых реалий. И порой только фантастика — как это ни парадоксально — может взять на себя роль нашего поводыря, толмача и экскурсовода в этом все усложняющемся, все расширяющемся и разбегающемся мире.»
Вадим Шефнер / «Обыденное в сказочном и необычайное в будничном»

«Что такое фантастика, как не правда, доведенная до абсурда.»
Михаил Анчаров / «Сода-Солнце»

«Научная фантастика — это есть не что иное, как непрерывное познание.»
Анатолий Днепров

«Я пишу фантастику, потому что ничего другого в России не напишешь.»
Евгений Лукин / «Последнее слово автора»

«Фантастика — это враньё, которое не притворяется правдой. Фантаст по сути иллюзионист, который, в отличие от наперсточника, говорит публике: Дамы и господа, сейчас я за ваши деньги буду дурить вам головы.»
Александр Громов / «Ушибленные стремительным домкратом»

«Я бы хотел громогласно заявить, что [фантастика] — это единственный род литературы, вобравший в себя идеи, наиболее полно отвечающие духу нынешнего дня, единственный род литературы, основанный на строго научной мысли.»
Айзек Азимов / «Фантастика — живая ветвь искусства»»

«Фантастика — это окружающая нас реальность, доведенная до абсурда. »
Рэй Брэдбери

«Научная фантастика — самый важный жанр нашего времени!»
Рэй Брэдбери

«Фантастика. — это эсперанто литературы.»
Йозеф Несвадба

«По моему мнению, научная фантастика более, чем какой-либо другой вид литературы, есть литература сегодняшнего дня. В этом-то и таится секрет ее притягательности — она описывает то, что происходит с миром сегодня.»
Брайан Олдисс / «У истоков будущего»

«Для меня фантастическое — это всего лишь указание на то, что где-то вне аристотелевских единств и трезвости нашего рационального мышления существует слаженно действующий механизм, который не поддается логическому осмыслению, но иногда, врываясь в нашу жизнь, даёт себя почувствовать…»
Хулио Кортасар

«Фантастика – это всё, что издаётся с надписью «SF» на корешке книги.»
Деймон Найт (?)

«Во всей научной фантастике есть только одна наука – история.»
Уильям Тенн

«Научная фантастика — это особый способ отношения к миру. Писатели-фантасты имеют дело с людьми, вещами и событиями, взятыми в их перспективе, рассмотренными с точки зрения ближайших последствий. Думаю, в Средние Века все мы были бы теологами — и вероятно, в конце концов, всех бы нас ждал костер за ересь. Потому что по истечении некоторого времени уже просто невозможен иной взгляд на вещи, кроме еретического: на вещи сами по себе и на тень, которую они оставят, двигаясь по искривленному ландшафту… Но вообще-то заниматься этим одно удовольствие, а когда за подобные упражнения еще и платят, вполне сойдет за профессию. Я профессионал, и мне больше повезло, чем моим «коллегам» в Средние Века (хотя меня никогда не ловили на ложных предсказаниях): начать хотя бы с того, что наши сегодняшние общественные туалеты не идут ни в какое сравнение с древними. Интересно, кто-нибудь из предсказателей в старину предвидел такие?»
Роджер Желязны — это высказывание автора приводит В. Гаков в своей статье «Жук в янтаре»

«Видите ли, научная фантастика совсем не пророческая литература, как иные ошибочно думают. Предсказания научных и технических достижений неминуемо обречены на поражение. Даже Жюль Верн кажется нам сейчас очень архаичным. Что же тогда говорить о сегодняшнем дне, когда невозможно предвосхитить все вероятные качественно-новые скачки, которые совершаются в жизни человечества благодаря успехам науки! Фантастика, скорее, похожа на гигантскую и могущественную лупу, в которую мы рассматриваем тенденции развития — социальные, моральные, философские, — которые мы усматриваем в нашем сегодняшнем дне.»
Станислав Лем — цитата взята из статьи Кирилла Андреева «Четыре будущих Станислава Лема»

«Фантастика — это дитя культуры, её шаловливое жизнерадостное дитя»
Александр Силецкий

И немножко отвлекаясь в сторону:

«Детектив — это интеллектуальный жанр, основанный на фантастическом допущении того, что в раскрытии преступления главное — не доносы предателей или промахи преступника, а способность мыслить. »
Хорхе Луис Борхес / «Детектив»

«Научная фантастика свободнее, чем любая другая область литературы.
любить научную фантастику — это значит так или иначе заботиться о будущем человечества; в какой-то степени это значит даже любить всех людей и желать им счастья в те далекие времена, когда сами мы уже давно завершим свой путь.»
Айзек Азимов

«[Фантастика] может сообщить читателю чувство необъятности, красоты и возбуждающей таинственности вселенной. Она способна придать человеческое значение любопытным умственным выкладкам, таким, например, как подробная характеристика какой-нибудь из непохожих на Землю планет. Создавая приемами литературы намеренно упрощенные социальные ситуации, она может выразить авторское понимание социального механизма и, быть может, предложить думающему читателю одну-две новые идеи.»
Пол Андерсон

«Научная фантастика позволяет описывать стоящие перед человеком проблемы и его переживания, так сказать, в почти чистом виде; в своих лучших образцах научная фантастика — это литература предельных ситуаций, причем ситуацию выдвигает не общество и не история, а сам автор, руководствуясь соображениями наиболее выразительной характеристики своих героев, не испытывая никаких ограничений, если не считать границ научно возможного.»
Джеймс Блиш

«Научная фантастика учит смелее, глубже, острее видеть и воспринимать предельные возможности развития явлений больших и малых, материальных и бестелесных, устоявшихся и едва пробивающихся, почти бесспорных и почти невозможных. Воображение используется в ней так, как оно и должно, по-моему, использоваться, — чтобы постигнуть все возможные и мыслимые последствия того или иного человеческого действия, исследовать все «потоки времени» и «варианты вселенной», какие можно себе представить. Для воображения нет ни одной запретной области, какой бы малопривлекательной или с первого взгляда бесполезной она ни казалась. Научная фантастика позволяет созерцать весь мир, больше того, всю вселенную. Она дает нам возможность освободиться от национальных и идеологических ограничений. Она обостряет интерес ко всем наукам и всем областям знания, ко всем людям и всем разумным существам, пусть это и не «люди», ко всему, что обладает если и не разумом, то способностью чувствовать. Да, научная фантастика не знает границ!»
Фриц Лейбер

«Научная фантастика — это революционное искусство в том смысле, что она учит читателей относиться скептически ко всем догмам, политическим, религиозным и даже научным. Она хранит и использует способность человека не останавливаться в познании. И главное, это литература, которая не поворачивается спиной к будущему.
.
Современный мир похож на летящий вперед экспресс, в котором нет машиниста, а все пассажиры сидят против хода поезда. Пожалуй, одни фантасты вот уже без малого век смотрят не назад, а вперед.»
Деймон Найт

«Часто указывают, сколь велика роль научных фантастов в растолковании достижений науки широким слоям публики. Действительно, это большое дело, но его лучше делают популяризаторы науки, которые строго придерживаются фактов, а не выворачивают их наизнанку, как обычно поступают научные фантасты.
.
Писатель-фантаст должен прежде всего видеть в себе художника, модель которого — всё человечество. Главная его обязанность та же, что и у прочих романистов: писать о людях.»
Брайан Олдисс

«Писатели-фантасты и их читатели знают то, что предстоит узнать всему миру: будущее — это не лавина, которая погребет нас; мы можем устроить будущее согласно нашим потребностям.»
Фредерик Пол

«Никакой плодотворной формулы, по которой пишется научная фантастика, да и вообще всякая литература, не существует.
.
фантастика дает хорошую возможность, пользуясь, подобно стенографии, символическими обозначениями, писать непосредственно о наших больших проблемах. Лондонские туманы, многополосные шоссе, автомобили, атомные бомбы — словом, очень многое, что отравляет людям жизнь, коренится в избытке машин и неумении широко мыслить при их использовании. Научная фантастика и учит мыслить, а значит, принимать решения, выявлять альтернативы и закладывать основы будущего прогресса.
.
для выражения запросов нашего века фантастика — лучшая из существующих литературных форм.»
Рэй Брэдбери

«Фантастика, если рассматривать лучшие ее образцы, обладает особой способностью заставить читателя и думать, и чувствовать.
.
Как литература рациональная, фантастика успешно вводит думающего читателя в круг самых общих, самых современных, самых глубоких проблем, сплошь и рядом таких, которые выпадают из поля зрения иных видов художественной литературы: место человека во вселенной, сущность и возможности разума, социальные и биологические перспективы человечества и так далее.
.
Как литература эмоциональная, фантастика обладает свойством с максимальной силой воздействовать на воображение читателя. Прием введения фантастического элемента, даже если фантастическое произведение трактует классическую литературную проблему, обостряет и концентрирует эмоции автора, а значит, и читателя. Фантастический элемент служит неким катализатором, в присутствии которого реакция читателя на читаемое протекает особенно бурно.»
Аркадий и Борис Стругацкие

«Я рассматриваю фантастику не как пророчество, а как изображение благоприятных и неблагоприятных возможностей, над которыми следует задуматься.»
Герберт В. Франке

«Я, сказать по правде, не сторонник привилегированных жанров в литературе. Безусловно, научная фантастика таит в себе множество новых возможностей и дает богатую пищу воображению, но лишь при условии, если не рассматривать ее как обособленное, изолированное от общего потока литературы течение, иначе произведения, зачисленные в жанр научной фантастики, постигнет печальная участь полицейских романов и романов о шпионах, они потеряют какую-либо художественную ценность и станут скучными и неинтересными.»
Пьер Буль

«По-видимому, жанр научной фантастики потому так притягателен, что в наше время — постоянно ускоряющейся научно-технической революции — он не только развлекает, но и информирует читателя. Кроме того, произведение этого жанра включает в себя приключенческие элементы, что отсутствует у «фотографической» и интроспективной современной прозы. Наконец, обращает на себя внимание сам научный факт, который приобрел общественное, социальное звучание, Мне припоминаются слова Роберта Оппенгеймера о том, что сейчас в мире столько ученых, сколько их не знала вся предшествующая история человечества.»
Йозеф Несвадба

«Современный писатель ясно себе представляет, что человек — существо не только бытовое и не только эмоционально-психологическое. Раскрывая человеческую сущность художественными средствами, нельзя забывать о том, что человек — прежде всего существо социально-этическое, но кроме того, и космическое тоже.
.
Научная фантастика в своих лучших, наиболее интеллектуальных проявлениях возникла из насущной потребности художественно осознать то новое, что принесла наука в современный мир, а также из неотложного стремления уничтожить разрыв между человеком, как существом эмоциональным и психологическим, и миром, космосом, вселенной. С этим новым художественным взглядом на человека и его задачи и возникла современная фантастика.
.
Умный и сложный оптимизм научной фантастики, ее духовное созвучие внутреннему миру современного человека и создает ее литературно-художественное и морально-интеллектуальное обаяние.
.
Научная фантастика — это передний край современного художественного мышления.»
Геннадий Гор

Цитаты из книги Константина Душенко «Большая книга афоризмов»:

Научная фантастика пишется не для ученых, так же как истории о привидениях пишутся не для привидений.
Брайан Олдис

Фантастика имеет дело не с человеком, а с человеческим родом как таковым, и даже с возможными видами разумных существ.
Станислав Лем

Научная фантастика — это комиксы без картинок.
Курт Воннегут

Некрасиво устраивать публичный конец света для устройства своих личных дел.
Станислав Лем о «литературе мировых катастроф»

Научная фантастика — метафизика для бедных.
Александр Генис

Фантасты — это люди, которым не хватает фантазии, чтобы понять реальность.
Габриэль Лауб

Фантастические рассказы о будущем по прошествии некоторого времени сохраняют лишь более или менее ясные черты прошлого.
Эдуард Бабаев

В фантастических романах главное это было радио. При нем ожидалось счастье человечества. Вот радио есть, а счастья нет.
Илья Ильф

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *