Для чего используется карта компас глобус

Сообщение на тему «Роль карты и глобуса в преподавании географии».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Роль карты и глобуса в преподавании географии.

Карта — это уменьшенное условное изображение поверхности земного шара или её части на плоскости.

Глобус — это уменьшенное условное изображение земли на шаровой поверхности. Глобус — это модель земного шара.

Карта и глобус являются главными пособиями в преподавании географии. Весьма важное значение их для географии едино душно признаётся географами.

На важность карты в обучении географии неоднократно указывали партия и правительство. В постановлении ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г. было указано, как на существенный недостаток — «отсутствие ориентировки на карту в курсе географии. »

Почему так велика роль карты в географии? Это определяется характером самой географии.

Изучаемая географией поверхность земного шара столь велика, что недоступна одновременному непосредственному обозрению. Нельзя одновременно охватить взором даже свой сельсовет, район. Посредством же карты можно обозреть сразу весь мир, можно сопоставлять между собой отдельные части земной поверхности, находить между ними различия и сходства, устанавливать связи и географические закономерности. Без карты нельзя было бы сравнивать одну часть поверхности земли с другой, следовательно, без карты не могла бы существовать география, как наука о поверхности земли и её частях. Неслучайно у древних греков география оформилась как наука одновременно с изобретением географической карты.

Что даёт карта в преподавании географии?

Во-первых, по карте можно определять географическое положение любого пункта земли: насколько он удалён от полюсов, от экватора, в каком тепловом поясе и в какой зоне он находится, каково его отношение к морю, его связь с хозяйственными, политическими и культурными центрами. Посредством географических координат можно точно обозначить на карте то место, где на земном шаре находится какой-либо объект.

Как известно, характер той или другой местности во многом определяется её географическим положением, от которого зависит солнечная радиация, климатические и почвенные особенности, хозяйственное значение и многое другое.

Карта показывает размещение интересующих человека объектов на поверхности земли. Она даёт представление о взаимном рас положении рек, морей, океанов, гор, равнин, стран, городов и т. д.

На карте не только можно охватить взором всю землю, всю страну в целом, но на ней можно разглядеть взаимосвязь и зависимость элементов отдельных географических комплексов, ландшафтов.

Безотносительное изучение отдельных географических фактов ещё не составляет науки. Высшая цель науки заключается в изучении связей, отношений между явлениями, закономерностей их развития.

Изображая размещение по земной поверхности географических объектов, карта помогает понять их взаимодействие. Без карты трудно было бы осуществить комплексное рассмотрение предметов и процессов’.

Во-вторых, по карте можно изучать не только положение и взаимоотношение, но и величину и форму географических объектов: конфигурацию частей света, океанов, морей, озёр, границ стран, форм поверхности, высоты рельефа, глубины водоёма. Карта показывает размещение полезных ископаемых, климатических поясов, почвенно-растительных зон, сосредоточение человеческих поселений, особенно крупных городов, путей сообщения, сельского хозяйства, промышленных предприятий и т. д.

Иногда карту сравнивают с телескопом и микроскопом, которые, как и карта, помогают видеть изучаемый предмет. Это так. Но карта не только инструмент и наглядное пособие; она, как и книга, при умении её читать, может быть источником географических знаний.

Карта и глобус имеют громадное учебно-воспитательное и практическое значение. Работа над картой и глобусом, восприятие и комбинирование условных знаков и раскрытие их смысла обостряет органы ощущений детей, пробуждает к деятельности их творческое воображение и развивает их мышление. Известно, что карта имеет большое значение не только в науке, но и в практической жизни, в деятельности военной, хозяйственной, по литической и культурной.

Всё это убеждает в том, что карта и глобус должны быть в центре внимания при обучении географии. Учащиеся должны знать карту и уметь ею пользоваться в изучении географии.

Работа со стенной картой

Стенные карты являются основными картографическими пособиями в школе. Их существенные особенности заключаются в том, что они предназначаются для обозрения всем классом и вешаются перед учениками. Они используются главным образом на уроках. Они рассматриваются учениками не только вблизи во время опроса, но и с далёкого расстояния; иногда задние ряды учеников в некоторых классах могут оказаться удалёнными от карты на 6—8 м.

Поэтому стенные карты делаются значительного размера, с крупными изображениями и надписями, в более ярких красках.

Карты могут постоянно висеть в классе, а могут и приноситься на урок.

Желательно, чтобы в классе постоянно висела карта. Ученики могут её смотреть в любое время. Это содействует закреплению представлений о размещении на карте географических объектов.

Карты вешают в передней части класса, по возможности на боковых стенах против окон, чтобы они были хорошо освещены.

Как правило, карты должны быть наклеены на полотно.

Постоянной картой может быть и не наклеенная на полотно. Части её надо точно пригнать по параллелям и меридианам и склеить. Карту прикрепляют так, чтобы она плотно прилегала к стене или к фанере и её нельзя было бы проткнуть. Пыль стирают сухой мягкой тряпкой. Если отклеится уголок или какое-либо другое место, надо немедленно его приклеить. При аккуратном обращении постоянная карта может долго сохраняться.

Более быстрому изнашиванию подвергаются карты, приносимые на урок. Такие карты нельзя употреблять без наклейки на полотно. А школы часть карт получают не наклеенными на полотно. Наклейку карты на полотно нужно сделать самому учителю ‘.

По состоянию карты иногда можно судить, насколько успешно идёт работа учителя по привитию культурных навыков ученикам.

Учителю необходимо позаботиться о надлежащем хранении карт. Карты можно хранить в подвешенном состоянии.. Для этого верхний край карты надо прикрепить на палку, к которой приделать кольца. За эти кольца карта вешается на гвозди в стенах или в рейке или на особой вешалке.

Если карта хранится в свёрнутом виде, то нужно как верхний, так и нижний край её прикрепить к палкам. Причём верхнюю палку можно сделать в форме бруска, а нижнюю — круглую.

Карты свёртываются на нижнюю палку. На палке-бруске делается надпись, которая позволяет узнать, какая это карта, не развёртывая её.

Навёрнутые на палки карты хранятся различно: делаются на полу гнёзда, куда и вставляются концы палок. Или же палки хранятся в горизонтальном положении в гнёздах особой стойки.

Складываемые карты лучше всего хранить в выдвижных ящиках шкафа. Если же его нет, то сложенные карты лежат на полке. Складывать надо всегда по одним и тем же складкам, чтобы не ломать карту.

Карта должна вешаться до звонка. Нельзя ею завешивать классную доску. Для вешания карты, картин, таблиц в классе употребляется особая

можно её отодвинуть, когда в карте миновала надобность.

Могут быть для вешания карты использованы стены. Если они каменные или оштукатуренные, то должна быть заранее приделана на высоте от 2 до l ‘/г м рейка с гвоздями для вешания карты при помощи колец на палке.

Карта употребляется на всех стадиях урока. Объясняя новый материал, учитель увязывает его с картой. При проверке выполнения домашнего задания необходимо требовать, чтобы ученики каждый упоминаемый в задании пункт местности указывали на карте. Карта может быть нужна как при закреплении объяснённого материала, так и при задании его на дом.

Существуют некоторые правила показа на стенной карте. Например, чтобы не заслонять карту от класса, становятся с правой стороны, держа указку в правой руке. Указка делается длиной около полуметра.

При показе страны, области, района обводят указкой их границы. Скорость движения указки должна быть такая, при какой учащиеся наиболее чётко воспринимают обводимые границы местности. При показе океанов, морей, озёр также обводят границы.

При показе на карте реки принято начинать обводить её указкой от верховья и дальше вести по её течению до устья. Верховье большой реки бывает нелегко найти. Это требует уже предварительного знания, как располагается река на карте. Устье реки заметнее. Поэтому ученики нередко пытаются обводить реку от устья к верховью. Нужно не допускать этого и требовать, чтобы ученики правильно показывали реки.

При показе городов на карте встречается такая ошибка: указывается надпись города, которая может быть несколько удалена от места нахождения города. Поэтому надо указку ставить на кружок или точку, обозначающие местоположение города.

«Дежурная» стенная карта.

«Дежурная карта» — это карта текущих событий. Она используется на уроках во внеклассных занятиях. Цель её — при учить учащихся локализировать на карте сообщения газет, журналов. Рядом с картой вывешиваются вырезки из газеты, или написанные от руки, или на печатанные на машинке сообщения о географических событиях: о землетрясениях, наводнениях, экспедициях, о новых открытиях полезных ископаемых ‘, о новостройках и т. д. На карте пункты этих событий обозначаются особыми флажками, которые цветными нитками соединяются с соответствующими текстами.

К подбору материала и к оформлению дежурной карты учитель привлекает учеников.

Дежурная карта повышает интерес к географии. Содержание её на раз личных ступенях будет различно. В начальной школе она может быть использована, конечно, в самом элементарном виде. В педагогических училищах и в средних школах она может более широко отражать текущие события.

Как указывает само название, на контурной карте печатаются контуры (очертания) географических объектов. Причём даются границы только немногих объектов:’ частей света, отдельных стран, наносятся реки, а иногда главнейшие города, но надписей не делается. Это — немая карта в отношении того, что на ней даётся. Контуры карты предназначены служить ориентирами, опорными пунктами в работе над картой.

Такой характер контурных карт указывает на их назначение. Учащиеся делают надписи обозначенных на них пунктов, раскрашивают их, пополняют деталями, обозначают и такие объекты, как например, формы рельефа, города и прочие, которых нет на контурной карте.

Следовательно, контурная карта предназначается главным образом для самостоятельных работ учащихся по географии. Она мало пригодна для использования её при объяснении на уроках нового учебного материала. Делая надписи, отыскивая то место на карте, где надо обозначать условным значком тот или иной географический объект, учащиеся закрепляют в памяти его положение. Работа с контурной картой содействует не только запоминанию расположения географических объектов, но и пони манию их взаимосвязей.

Упражнения по контурной карте проводятся как в классе, так и дома. И это один из очень удобных способов углубления и за крепления знания карты.

Контурная карта может быть использована и для проверки знаний в виде проведения контрольных работ по заполнению карты. Такая форма учёта знаний отличается объективностью и определённостью. Во время работы над контурной картой учащиеся применяют на практике приобретённые знания по географии. Поэтому упражнения с контурной картой являются одним из средств для избежания формализма в деле изучения карты.

Всё сказанное доказывает важность контурных карт в обучении географии.

Обычно школы снабжаются готовыми контурными картами. Но контурные карты могут сделать и сами ученики, только надо их научить этому. Самые простые способы такие: нужно к оконному стеклу приложить небольшую географическую карту. Сверху прикрыть карту листком бумаги. Через бумагу карта будет просвечиваться. Нужно обвести просвечивающиеся контуры.

Можно переснять контурные карты на копировальной бумаге, положенной на карту.

Можно вырезать трафарет страны или части света, а затем его обвести на чистом листе бумаги и так получить контур. Посредством трафарета можно сравнительно быстро размножать контурные карты.

Источник

Основные типы глобусов. Какой глобус выбрать в подарок для ребенка?

Слово “глобус” имеет латинские корни. Его форма – круглая. Поэтому несложно догадаться, что переводится он как “шар”. Что же такое глобус для детей — это уменьшенная трехмерная копия нашей планеты.

Для чего используется карта компас глобус. Смотреть фото Для чего используется карта компас глобус. Смотреть картинку Для чего используется карта компас глобус. Картинка про Для чего используется карта компас глобус. Фото Для чего используется карта компас глобус

Такие круглые модели могут стоять в кабинетах географии или дома. Для чего нужен глобус? По нему можно изучать:

Но все эти параметры также представлены и на карте. Чем же тогда глобус отличается от географической карты? Здесь можно отметить два параметра:

В этом и состоят основные отличия глобуса от карты.

Объемная модель Земли является одним из самых популярных подарков. Она придется по душе любознательным детям, которые интересуются миром вокруг себя. Но как выбрать глобус для ребенка? На что стоит обратить особое внимание? Дорого ли он стоит? Какой глобус для школьника лучше?

Чтобы ответить на все эти вопросы, мы подготовили для вас познавательный материал. В нем вы узнаете:

Какие бывают глобусы

По диаметру модели делятся:

Также географические шары бывают:

По типу шарообразные модели земли можно разделить:

Рассмотрим все эти модели более подробно, уделяя особое внимание достоинствам и недостаткам каждого типа глобуса. А после перейдем к необычным моделям.

Глобус географический с физической картой мира

Самой распространенной является модель, на которой изображены озера, моря, океаны. Там также найдутся пустыни, равнины, материки, острова. Это физический глобус. Такие шары содержат меридианы, параллели и экватор, расскажут нам, что такое структура планеты, познакомят с дном океана и горными вершинами.

Достоинства этого вида:

Недостатком такой модели является то, что по ней невозможно изучать границы государств и их территории.

Для чего используется карта компас глобус. Смотреть фото Для чего используется карта компас глобус. Смотреть картинку Для чего используется карта компас глобус. Картинка про Для чего используется карта компас глобус. Фото Для чего используется карта компас глобус

Политический глобус мира

Этот шар предназначен для того, чтобы обучить ребенка политическому устройству мира. На нем можно разглядеть границы государств, крупные населенные пункты и названия столиц. Они показывают автомобильные, железнодорожные и морские маршруты.

Чем же удобен и не удобен политический глобус?

Из плюсов можно выделить:

Минусом такой модели является то, что не получится пользоваться ей долго из-за быстро меняющейся политической ситуации в мире.

Универсальный

Это совмещенная модель. Из чего состоит такой глобус? Это модель, включающая в себя два вида карт: физическую и политическую.

Положительные моменты такого глобуса:

Отрицательный пункт – это короткие сроки использования, из-за быстрой изменчивости политической карты мира.

Универсальные варианты могут содержать выпуклые фрагменты (горы, ледники и т.д.). Такие глобусы подойдут для первоклассников. Понравятся они и дошкольникам. Маленьким ученикам намного проще изучать выпуклые, нежели плоские картинки.

Детский глобус с подсветкой

Такие святящиеся модели обладают дополнительной функцией. Их можно использовать в качестве ночника. Чаще всего подсветка выделяет обе карты: и физическую, и политическую. Если же шар выключен, увидеть удастся лишь физическую карту.

К сожалению, не все модели имеют выключатель подсветки. Регулирование света возможно только с помощью вилки.

Для чего используется карта компас глобус. Смотреть фото Для чего используется карта компас глобус. Смотреть картинку Для чего используется карта компас глобус. Картинка про Для чего используется карта компас глобус. Фото Для чего используется карта компас глобус

Говорящий интерактивный обучающий глобус для детей

Такую модель обычной не назовешь! Это уже не просто пособие по географии. Это самый настоящий обучающий комплекс. Такой умный глобус для детей не только показывает, но и самостоятельно рассказывает, позволяя совмещать и зрительную, и слуховую память. К тому же, у обучающегося появляется уникальная возможность освоения иностранных языков, поскольку информация подается на нескольких языках.

Дойдя до этого момента, вряд ли кто-то захочет спросить, чем отличаются глобус и карта. Но если все-таки этот вопрос остается актуальным, читайте дальше и удивляйтесь.

При использовании специального приложения и наведения телефона или планшета на интерактивный глобус, на дисплее отразятся:

Единственным минусом электронного глобуса мира для детей является его стоимость. Цены на такую модель колеблются от 1 500 до 4 000 рублей.

Левитирующий

Эта модель имеет электромагниты. С их помощью она умело вращается над подставкой или в середине рамки. Это очень необычное зрелище. Усиливается оно за счет ярких переливов вокруг шара.

Достоинства левитирующих глобусов:

К недостаткам также можно отнести дороговизну. Стоит такой необычный вариант от 2 500 до 5 000 рублей.

Исторический

Такие глобусы имеют подсветку и позволяют увидеть пути важных в истории путешествий и географических открытий.

Из плюсов можно отметить:

К минусам относится опять-таки высокая стоимость – от 2 000 до 5 000 рублей

Астрономический

Это очень эффектный, интересный и развивающий вариант глобуса для детей, способный расширить кругозор. Модель подойдет для маленьких астрономов, желающие иметь у себя в коллекции мини копию Земли, Луны или Марса.

Цена на такие глобусы начинается от 2 000 рублей.

Контурный

Как используют и что делают с таким глобусом? Ответ прост – на нем рисуют! С помощью разноцветных фломастеров можно самостоятельно проводить и стирать территориальные границы государств, разукрашивать страны в разные цвета. Такая модель хороша тем, что можно править политические границы в соответствии с обстановкой в мире.

Стоимость таких вариантов начинается от 400 рублей.

Необычные виды глобусов

Модельный ряд географический шаров настолько разнообразен, что можно найти совершенно необыкновенные варианты:

Как выбрать глобус для школьника

Из основных критериев выбора можно отметить:

Лучшие производители

Одними из лучших фирм-производителей считаются компании: Globen, “Глобусный мир”.

Рейтинг лучших интерактивных глобусов

Учитывая отзывы покупателей, мы составили рейтинг лучших интерактивных моделей. Среди них:

Какой интерактивный глобус купить ребенку?

При покупке этого круглого географического учебного пособия следует обращать внимание:

Источник

Карты и глобусы для школы: как правильно выбрать

Для чего используется карта компас глобус. Смотреть фото Для чего используется карта компас глобус. Смотреть картинку Для чего используется карта компас глобус. Картинка про Для чего используется карта компас глобус. Фото Для чего используется карта компас глобус

Мало найдётся в этом мире детей, с большим удовольствием ходящих в школу для получения образования. Чаще всего родителям приходится уговаривать или даже заставлять ребёнка учиться. Тем более, что сегодня существует интернет, где большинство детей просиживают почти круглосуточно.

Мало найдётся в этом мире детей, с большим удовольствием ходящих в школу для получения образования. Чаще всего родителям приходится уговаривать или даже заставлять ребёнка учиться. Тем более, что сегодня существует интернет, где большинство детей просиживают почти круглосуточно. Однако обучению в школе уделяется большое внимание. Существует масса помощников: книги, учебники, карты, глобусы. Главное, правильно выбрать и воспользоваться этими пособиями, чтобы заинтересовать ребёнка в получении школьных знаний.

Для чего используется карта компас глобус. Смотреть фото Для чего используется карта компас глобус. Смотреть картинку Для чего используется карта компас глобус. Картинка про Для чего используется карта компас глобус. Фото Для чего используется карта компас глобус

Пособия для школы: карты и глобусы, существующие виды, особенности выбора

Зачем нужны карты и глобусы? Помимо всего прочего, помогающего в получении знаний во время обучения в школе, существуют ещё наглядные пособия, которыми и являются карты и глобусы. Используются эти предметы на уроках истории, географии, биологии. Чаще всего, глобус представляет маленькую модель Земли. Но самое интересное, что современные глобусы могут дать представление детям не только о географическом расположении разных стран мира. На самом деле он в действительности может представлять собой практически энциклопедию, целое библиотечное пособие только в малом масштабе. Он может рассказать о растительном и животном мире, показать исторические маршруты известных путешественников и первооткрывателей. Глобусы бывают:

Соответственно различие у этих двух типов будет в размерах. Если позволяет площадь жилплощади, можно приобрести напольный вариант, но чаще всего покупается настольный, более удобный к использованию в обучении.

Ещё одним эффективным дополнительным пособием в обучении являются карты. Они делятся по разновидностям на физические, изображающие ландшафт, рельеф, гидрографию, и политические, полностью дающие представление о положении государств, столицах и городах, выделенных каждое своим цветом.

Современные производители пособий и материалов для школьного образования выпускают большое количество глобусов в зависимости от их целевого предназначения. Каждый может выбрать именно тот вариант, который подходит ему и его ребёнку больше всего:

Есть глобусы с подсветкой, очень удобны, если у ребёнка плохое зрение, или дополнительно его можно использовать в качестве ночного осветительного прибора в комнате. Более популярным является физический глобус, использующийся на уроках географии в учебном процессе.

Преимуществом карт является возможность купить их в большом размере, что также поможет обучающимся с проблемами со зрением, так как на них изображены страны и их границы в большом масштабе. Удобство использования: свернув в рулон, можно легко перемещать даже большую карту до 2 метров в любое место.

Для чего используется карта компас глобус. Смотреть фото Для чего используется карта компас глобус. Смотреть картинку Для чего используется карта компас глобус. Картинка про Для чего используется карта компас глобус. Фото Для чего используется карта компас глобус

Купить глобусы и карты

Можно конечно для приобретения этих товаров пойти в магазин канцелярии, но более удобный способ сегодня существует дома. Представляем новый сервис прайс-агрегатор SRAVNI, осуществляющий продажи по всей территории. Он имеет удобный и простой интерфейс с включённой функцией сравнения. Сидя дома вместе с ребёнком можно смотреть наличие и ассортимент товаров по магазинам всей страны, читать отзывы, характеристики, сравнивать цены. В результате осуществить покупку дешевле, выгодней и с умом.

Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо.

Источник

Глобус. Окружающий мир. 2 класс. Разработка урока

УМК «Окружающий мир. 2 класс» Е. В. Саплиной.

Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий мир».

Задачи урока:

Планируемые результаты:

Предметные: уметь объяснять значение терминов «меридианы», «нулевой меридиан», «параллели», « экватор», находить на глобусе меридианы, параллели, Северный и Южный полюса, Северное и Южное полушария.

Метапредметные: коммуникативные: навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.

Личностные: формирование позитивной самооценки.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками.

Форма проведения урока: индивидуально-групповая.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование и наглядные пособия: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник «Окружающий мир, рабочая тетрадь для самостоятельной работы, демонстративный глобус, ИКТ, раздаточный материал (чайнворд «Глобус»)

Ход урока

I. Организационный момент

(Цель: Создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя.)

Окружающий нас мир
Интересно познавать.
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.

II. Актуализация опорных знаний

(Цель: определить уровень знаний о планете Земля и ее модели)

Ответьте на вопросы:

III. Изучение нового материала

Отгадайте загадку. (Слайд 1)

На нем уместилась вся наша Земля:
Моря, океаны, леса и поля.
И Северный полюс там тоже найдешь,
А если захочешь – в руках унесешь.

1. Самостоятельная работа с учебником

Глобус – это модель земного шара. Прочитайте об этом на с. 53.

– Какая информация вам уже была известна?

– О чем думали иначе?

– Что хотели бы уточнить?

– Получить точные знания о форме Земли помогли искусственные спутники Земли. Облетая землю, спутники все время посылали на Землю радиосигналы– сообщения о своем удалении от центра земли. По этим сигналам электронные машины определили высоту полета спутников, а специальные пишущие устройства помогли «нарисовать» форму планеты. Оказалось, что наша планета вовсе не правильный шар.

2. Работа с новыми понятиями: «меридианы», «нулевой меридиан», «параллели», «экватор»

– Давайте рассмотрим глобус более внимательно

– На глобусе нанесено множество линий. Каждая линия имеет свое название.

Экватор – «главный пояс Земли». Это линия, которая делит наш земной шар на два полушария – Северное и Южное.

Зачем нужен экватор? (Слайд № 3, 4)

Экватор – это линия,
Кривая, ярко – синяя.
Делит глобус пополам –
Чтобы нам не спутать вдруг,
где там Север, а где Юг.

Еще есть Северный полюс и Южный полюс.

На глобусе есть еще и горизонтальные и вертикальные линии. Слайды № 5, 6.

– Линии, которые идут с севера на юг, называются меридианы.

– Линии, которые идут с запада на восток, называются параллели.

– Поэтому иногда глобус называют «мяч в сетке».

Есть еще не видимая нам Земная ось, вокруг которой вращается Земля. Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она так же наклонна. Ведь глобус – уменьшенная копия Земли.

– Рассмотрите глобус на стр. 53. Найдите меридианы.

– А теперь на доске на глобусе покажите меридианы. (слайд 7)

– Почему один меридиан проведен более толстой и красной линией?

– Это нулевой меридиан. Его еще называют начальным меридианом. От него ученые всех стран договорились вести отчет меридианов. Этот меридиан проходит через старейшую астрономическую обсерваторию английского города Гринвич.

Гринвичский меридиан был признан начальным по специальному международному соглашению в 1884 году.

До этого соглашения каждая страна называла нулевым меридианом тот, который проходил через ее столицу.

Например, в Испании отсчет начинался от Мадрида, в Италии – от Рима. В России долгое время нулевым считался Пулковский меридиан, проходивший через главную астрономическую обсерваторию страны, которая была основана недалеко от Санкт-Петербурга.

– На глобусе можно провести круговую линию через оба полюса так, что она разделит земной шар на две равные половины – западное и восточное полушария. Эти полушария изображены на карте в вашем учебнике с. 54.

– Посмотрите внимательно. А как еще можно разделить земной шар? (По горизонтали.) (Слайд 5.)

Воображаемые линии, параллельные экватору, называются параллелями.

Это воображаемые линии на поверхности Земли, проведенные на одинаковом расстоянии от экватора. Где находится самая длинная параллель?

– Если мы посмотрим на глобус – сверху, что мы увидим? (Северный полюс и Северное полушарие.)

– Если мы посмотрим на глобус снизу, что увидим? (Южный полюс и южное полушарие.)

– Для чего нужны параллели и меридианы? (Они помогают определить точное положение любого географического объекта на поверхности земного шара). (Слайд № 7)

– Можем ли мы увидеть параллели и меридианы? (Нет, это воображаемые линии). (Слайд № 8.)

3. Физминутка

На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Ты как глобус покрутись,
А теперь остановись!

IV. Закрепление изученного

1. Практическая работа

(Цель: находить на глобусе необходимые географические объекты).

На рисунке (стр. 53) покажите соседу по парте Северный и Южный полюсы, а также нулевой меридиан и экватор.

– Возьмите обычную нитку и определите длину различных меридианов на глобусе. Что вы можете сказать о них? (Они имеют одну и ту же длину).

– А сейчас определите с помощью нитки длины параллелей. Что о них можете сказать? (Самая большая параллель– это экватор. Длина параллелей уменьшается в сторону полюсов).

– Какие самые короткие параллели? ( Это Северный и Южный полюс)

2. Игра «да – нет»

(Цель: Закрепить знания о модели Земли.)

– Если согласны с данным высказыванием, то хлопаете в ладоши.

3. Работа в тетради

Рассмотрите глобус и напишите, как называются обозначенные на глобусе линии.

– На какие два полушария экватор разделяет земной шар? (Северное и Южное.)

– На какие два полушария начальный меридиан разделяет земной шар? (Западное и Восточное.)

Подпишите эти полушария на рисунках.

– В каком полушарии находится наша страна Россия? (В Восточном полушарии.)

4. Работа по учебнику (с. 56)

Какие утверждения верны? (Показывают сигнальные карточки: верно– зелёный цвет, неверно – красный).

V. Итог урока

1. Игра «10 секунд»

(Ребята каждый по цепочке одним предложением говорит, что нового узнал на уроке.)

2. Домашнее задание

Стр. 55-56, вопросы, чтение рубрики «Для любознательных», разгадывание чайнворда «Глобус».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *