Для чего используется штатив
Штатив. Виды и устройство. Материал изготовления и как выбрать
Штатив – это специализированная опора, предназначенная для фиксации в заданном положении различных оптических приборов. Его используют для установки фотокамер, видеокамер, осветительного, измерительного и геодезического оборудования. Применение штатива исключает вибрацию закрепленной техники, что улучшает качество ее работы.
Как устроен штатив
Классическая конструкция штатива представляет собой треногу. Рассматривая ее конструкцию сверху вниз, можно отметить главные детали:
Устанавливаемое на штатив оборудование закрепляется на его головке. На ней имеется специальная крепежная площадка, обычно с выступающим винтом, который и вкручивается в корпус фотоаппарата, теодолита или камеры. Сама голова устанавливается на центральной штанге, представляющей собой длинную трубку.
Наличие штанги дает возможность регулировать высоту поднятия головки. При этом сама голова в зависимости от конструкции может поворачиваться в нескольких положениях. С ее помощью устанавливается наклон оборудования по горизонтали и вертикали.
В качестве опор штатива используется 3 ножки. Наличие трех опорных точек полностью исключает покачивание устанавливаемого оборудования даже при расположении треноги на рельефную поверхность. Чтобы ноги не складывались больше заданного положения, их удерживают распорки. Они придают конструкции жесткость. Также в треногах имеется система фиксаторов. Они позволяют регулировать высоту центральной штанги и ног.
Обычно ножки штатива заканчиваются резиновыми упорами. Такое оборудование предназначено для установки на пол в студии, асфальт или грунт. Если штатив используется только в полевых условиях, к примеру, при геодезической съемке, то ноги должны иметь заостренные наконечники.
Виды штативов
В зависимости от конструкции штативы разделяют на три группы:
Монопод
Это подставка с одной опорной ногой. Она не может обеспечить абсолютную надежность закрепления устанавливаемой аппаратуры, поэтому при ее применении многое зависит от профессионализма оператора. Монопод расшатывается под воздействием ветра или других факторов. Он применяется преимущественно только с видео аппаратурой. При использовании совместно с фотоаппаратами позволяет лишь слегка улучшить выдержку.
Главным преимуществом монопода является его мобильность. Он достаточно легкий, при этом позволяет делать съемку более качественной. На монопод часто ставят видеокамеру и микрофон для приближения к снимаемому объекту под труднодоступным ракурсом. При этом сам оператор в это время может находиться на одном месте, меняя положение съемочной техники дистанционно.
Профессиональные фотографы и видеооператоры для уменьшения вибрации устанавливают монопод в пол. При этом наклоняются всем телом, расставив ноги, и упираются в штатив. В результате получается три точки опоры.
Трипод
Это классическая тренога с тремя складными точками опоры. Благодаря этому она обеспечивает самую надежную фиксацию установленного оборудования. Тренога используется профессиональными фотографами, применяется для крепления лазерного уровня, теодолитов и прочего геодезического инструмента. Благодаря использованию трипода, можно закрепить оптический прибор или измерительный инструмент в заданном положении, опираясь при этом практически в любую поверхность. В зависимости от применяемых наконечников на ногах, треногу можно располагать на песке, каменистой почве или просто на ровном полу фотостудии.
Мини-штатив
Это маленькое устройство, обычно применяемое с фотоаппаратами. Оно отличается мобильностью. Миниатюрные штативы позволяют фиксировать фотокамеру в заданном положении. Поскольку они очень короткие, то устанавливаются на различные возвышения. Их можно поставить на стол, лавку, крышу автомобиля, различные ограждения.
Также к мини устройствам можно отнести штативы струбцины. Они еще более легкие, но очень узкоспециализированные. Такие фиксаторы представляют собой основание в виде струбцины с винтовым креплением для различного оптического оборудования. Струбцина закрепляется на устойчивых поверхностях, после чего на нее ставится необходимая техника. Ее можно подцепить к ветке дерева, спинке лавки, забору и т.д.
Материалы изготовления и их особенности
Штативы изготавливают из различных материалов, что в конечном счете влияет на их эксплуатационные качества. Чаще всего применяется:
Стальные штативы самые дешевые. Они весьма надежны, но имеют недостаток – большой вес. Их применяют для студийной предметной фотосъемки, к примеру, товаров для интернет-магазинов. В этом случае фотоаппарат устанавливается в одном положении, поэтому совершенно нет никакой разницы тяжелый штатив или легкий. Также стальные треноги подойдут для крепления телескопа.
Более популярными являются алюминиевые штативы. Они прочные и легкие, при этом обеспечивают такую же устойчивость. Их используют профессиональные фотографы делающие выездные фотосессии. На них также устанавливают лазерные уровни. Алюминий обладает достаточной устойчивостью к механическому воздействию, он не боится коррозии и не нуждается в покраске.
Пластиковые штативы относятся к дешевому сегменту. Их недостаток заключается в низкой механической прочности. Они быстро царапаются, могут ломаться при деформации ножек. Такое оборудование можно использовать для установки фотокамер, но оно малопригодно для измерительной техники.
Деревянные штативы относятся к оборудованию премиум-сегмента. Казалось бы, дерево уступает металлу и пластику, но в определенных случаях оно многократно их превосходит. Деревянные треноги используются для установки точного геодезического оборудования, такого как оптические нивелиры, электронные тахеометры и антенны GPS приемников. Они изготовляются из древесины хвойных пород с прямым расположением волокон. Благодаря этому готовые штативы обладают устойчивостью к тепловому воздействию и вибрациям. Они не меняют свои параметры под влиянием высоких и низких температур. Это особенно важно, если требуется провести точное измерение. Чтобы предотвратить разбухание дерева от влаги, треноги защищают фиберглассовым покрытием.
Углепластиковые треноги самые дорогие. Они обладают только преимуществами. Такие штативы нормально переносят резкие колебания температуры и воздействия влаги. Они достаточно крепкие чтобы не сломаться во время транспортировки, а главное весят очень мало. Их легко переносить, они не деформируются под тяжелым оборудованием. Углепластиковые треноги выбирают для мобильности. При этом их покупка для установки телескопа совершенно нецелесообразна, поскольку такое оборудование используется в одном месте и не перемещается.
Критерии выбора штатива
Покупая штатив нужно ориентироваться по целому ряду критериев, соответствие которым позволит выполнять дальнейшую работу с комфортом. В первую очередь нужно руководствоваться такими параметрами:
Рабочая высота один из важнейших параметров. Она определяется расстоянием от крепежной площадки до поверхности, на которую устанавливается трипод. В технических характеристиках каждого устройства треноги или монопода указывается показатель минимальной и максимальной рабочей высоты. В большинстве случаев верхняя предельная высота не должна превышать рост человека, который пользуется штативом. Это обусловлено сложностью установки и настройки оборудования на высокой треноге.
Также важным параметром является вес и габариты штатива в сложенном состоянии. Нужно руководствоваться способом переноски. Если планируется передвигаться пешком, то потребуется легкая тренога. Для перевозки в авто она может быть тяжелой. Чем компактней штатив в сложенном состоянии, тем легче его транспортировать.
Очень важным параметром является рабочая нагрузка, на которую рассчитана тренога. Не рекомендовано устанавливать на нее более тяжелое оборудование, чем рекомендовано производителем. При перегрузке страдает в первую очередь фиксатор положения ножек и центральная штанга. Если устанавливать на обыкновенный трипод видеокамеру или телескоп весом 100 кг, то сломается механизм складывания.
Одним из важнейших параметров является тип головы и используемой на ней резьбы. Что касается резьбы, то она может быть 1/4” и 3/8”. Первая встречается часто. Она обычно применяется для установки легких фотокамер. Более мощной является резьба 3/8”. Она используется для закрепления тяжелого оборудования. Это может быть камера с профессиональным длиннофокусным объективом и т.д.
Что касается головок, то они могут быть обычные шаровые или с 3D регулировкой. В первом случае оборудование фиксируется в зависимости от поворота шара. Он позволяет проводить регулировку в разных направлениях, но это сопровождается определенными сложностями. Если оборудование тяжелое, то недостаточно зажатая специальным винтом головка будет сдвигаться и сбивать настройки. Шаровая головка подходит только для легких фотоаппаратов. 3D голова имеет несколько зажимов, каждый из которых отвечает за свое отдельное направление. При ее использовании можно вращать оборудование с миллиметровой точностью.
Как выбрать штатив и монопод
На заре развития фототехники возможно было снимать только неподвижные объекты, так как выдержка исчислялась десятками минут. Фотограф тех времен просто не мог обойтись без треноги, которую сейчас “по-немецки” называют штативом.
Штативы-треноги
Пожалуй, наиболее разнообразный класс. Здесь присутствуют:
Штатив Falcon Eyes S-021
Штатив Polaroid Flexible
Штатив Falcon Eyes МТ-0024
Штатив Falcon Eyes МТ-0011
Штатив Manfrotto BeFree MKBFRA4-BH
Штатив Manfrotto 475B
Тип головы и назначение штатива
Камера, установленная на штативе, должна двигаться. Соответственно, верхняя часть штатива, называемая головой, способна к повороту в различных направлениях. Штативные головы могут быть трех видов:
Штативная голова Manfrotto MHXPRO-BHQ6
Штативная голова Benro HD-38
Такие головы хороши для максимально точного позиционирования камеры. Существуют также головы с редукторным механизмом, позволяющие еще более точно, буквально на градусы, регулировать наклон и поворот.
В конструкцию хорошей видеоголовы может быть включен механизм, называемый контрбаланс, который не позволяет камере самопроизвольно наклоняться и возвращает её в нормальное положение.
Также, у подобных голов присутствует возможность регулировки усилия вращения, для максимальной плавности в конкретной ситуации съемки.
Штативная голова Manfrotto MVH500A
Панорамная штативная голова Sirui PB-10
Помимо назначения головы, важен способ крепления камеры к штативу.
Фотоаппараты и видеокамеры имеют в нижней части отверстие со специальной резьбой, а у штатива имеется винт, который входит в это отверстие.
Как правило, голова имеет съемную площадку, которая крепится к фотоаппарату, а затем устанавливается на штатив.
Штативная голова Sirui G-20KX
Голова штатива Manfrotto Compact Light
Сами площадки могут:
Штативная голова Kingjoy KH-6500
Штативная голова Manfrotto 468MGRC3
Штатив Manfrotto Compact Action
Конструкция штатива
Перейдем, непосредственно, к “нижней” части штатива. Здесь можно выделить следующие особенности, влияющие на эксплуатацию.
Фиксация ног штатива на защелках
Фиксация ног штатива на поворотных муфтах
Поворот ног штатива в обратную сторону
Штатив с дополнительными распорками между ногами и центральной колонной
Штатив с центральной колонной, которая поворачивается на 90 градусов
Укороченная центральная колонна у штатива
Штатив с крюком на центральной колонне
Шипы и резиновые наконечники на ножках штатива
Материалы штатива
Несмотря на принципиальную простоту, штативы имеют большое разнообразие; разница в цене между дорогими и бюджетными моделями более чем в десять раз. И, естественно, в первую очередь это зависит от материалов и качества изготовления штатива.
Фактура карбона на ножках штатива
Остальная часть штатива может состоять из пластика (легкий бюджетный вариант), либо металла.
Материалы штатива влиют на два важных качества штатива:
Размеры штатива
Производителям, естественно, невыгодно разрабатывать штативы каждый раз заново. Поэтому выпускается целая линейка отличающихся по размерам, но сходных по конструкции моделей.
Как пример, можно привести универсальную серию фирмы Benro:
Штативы Benro
Приведем характеристики самого легкого и самого тяжелого штатива этой серии:
Модель | Кол-во секций | Макс. высота | Длина в сложенном вид | Вес штатива | Максимальная нагрузка |
A200FBH00 | 3 | 1315 мм | 540 мм | 1070 г | 2500 г |
A650FKB2 | 4 | 1714 мм | 649 мм | 2300 г | 8000 г |
Моноподы
Моноподы, несмотря на большую простоту, появились позже, чем штативы. Практически все, что было сказано про штативы, относится к моноподам. Они могут иметь сменную голову, различный размер, количество секций и так далее.
Монопод Manfrotto 694CX
Моноподы для фотосъемки, в принципе, могут использоваться без головы: в этом случае вместе с камерой наклонятся и монопод.
Моноподы для видеосъемки
Моноподы для видеосъемки имеют свои особенности:
Монопод Manfrotto MVM500A
Выводы
Как мы видим, несмотря на кажущуюся простоту, штативы могут иметь особенности, которые могут сильно помочь при каком-либо виде съемки. Кроме того, они не подвержены моральному и физическому устареванию, поэтому если вы занимаетесь фотосъемкой, то вряд ли пожалеете о потраченных на штатив средствах.
А наша статья поможет выбрать то, что подойдет именно вам.
Штатив превращает мечты в реальность
С применением штатива при фотографировании разница в качестве изображения может стать огромной. Человек просто иногда не в силах удержать на весу камеру такое время, которое необходимо для экспонирования снимка, для этого нужна твердая опора. Использование штатива позволяет фотографу создавать снимки в условиях плохой освещенности или получать большую глубину резкости, в принципе управлять ГРИП. Данный урок для начинающих фотографов о том, как выбирать штативы, на какие из особенностей стоит обратить внимание перед покупкой столь необходимого для каждого фотографа аксессуара.
by Adrian Sommeling
Когда используется штатив
Основная функция штатива довольно проста: он удерживает камеру в требуемом положении. Это позволяет получить резкое изображение при условиях, когда сделать снимок без размытия из-за дрожания камеры практически невозможно. Но как фотограф может наверняка определить, когда нужно снимать со штатива? Когда снимок с рук получится размытым?
Общее правило для оценки того, какой должна быть скорость срабатывания затвора звучит следующим образом: выдержка обратно пропорциональна фокусному расстоянию объектива. Иными словами, при использовании линзы в 100 мм, выдержка для съемки с рук может быть не более 1/100 сек, в противном случае может быть трудно избежать размытия. Имейте в виду, что это приблизительное правило.
На дрожание или недрожание камеры влияет еще и то, насколько устойчиво вы можете удерживать фотоаппарат, резкость объектива, разрешение матрицы и расстояние до предмета съемки, а также человеческие факторы: какой вес вы можете удерживать, насколько устали и т.д. Другими словами: если вы сомневаетесь, всегда используйте штатив! А сомневаться надо! Нередко смаз от дрожания можно увидеть только на большом экране, а маленький экран фотоаппарата будет показывать вам хорошую картинку при этом. И даже если вы можете держать камеру неподвижно достаточно, чтобы сделать резкий снимок при заданной скорости затвора, вовсе не обязательно означает, что вы не должны применять штатив.
Используя штатив, фотограф будет более свободным в выборе комбинации диафрагма+ISO и скорости затвора. Например, вы может манипулировать диафрагмой для увеличения глубины резкости при низких значениях ISO в целях сокращения визуального шума. Потребуется более длинные выдержки затвора, которые могут означать, что качественная фотография с рук невозможна.
Например, фото сглаженного эффекта воды на длинной выдержке возможна только со штативом
Кроме того, некоторые специфические приемы могут потребовать использование штатива:
Основные соображения при выборе штатива
Хотя штатив выполняет в принципе только простые базовые функции, на его выбор часто влияют многие факторы. Поиск лучшего штатива требует выбора оптимальной комбинации компромиссов для вашего типа съемки.
К основным критериям обычно относят прочность, вес и простоту использования
Прочность
Первое, для чего фотограф приобретает штатив – удерживать камеру неподвижно, к важным факторам, отвечающим за это, относится количество секций штативной ноги, материал изготовления, толщина и длина ножек, общая высота штатива, будет ли центральная площадка, где крепится камера, доходить до уровня глаз фотографа. В конечном счете единственный способ оценить прочность трипода – это испытать его. Коснитесь или потрусите приспособление руками, чтобы понять насколько штатив хлипкий или устойчивый, вибрирует ли от незначительных колебаний или способен удержать ощутимое внешнее влияние и сделайте несколько пробных снимков.
Оптимальный вес штатива можно определить простым путем. Например, подумать о том взяли бы вы с собой в поход или короткую прогулку по городу данный аксессуар? Более легкий штатив означает, что фотограф будет его использовать гораздо больше, так как переноска его не вызывает дискомфорт и чувство усталости. Однако, немаловажным является тот факт, что вес и прочность часто тесно связаны. Убедитесь, что вы не жертвуете прочностью в обмен на удобство при переноске, или наоборот. Далее, штативы, которые не раскладываются в высоту, могут весить немного меньше, но они в результате не столь универсальны.
Простота использования
Какой смысл в наличии штатива, если он остается в шкафу, потому что вы находите его слишком громоздким или если вы пропустили снимок, потому что слишком долго настраивали трипод? Именно поэтому штатив должен быть простым и быстро складывающимся. Простота использования зависит от типа штативной головки, о чем мы поговорим ниже, и от способа фиксации секций.
Секции штатива, как правило, раздвигаются, благодаря стопорному механизму, который фиксируется с помощью клипс или круговых зажимов. Клипсы использовать гораздо быстрее и зачастую удобнее, потому что зажимы у некоторых видов штативов тугие и требуют усилий для того, чтобы тщательно зафиксировать секции. Винтовые зажимы для правильного крепления обычно требуют двух рук. На это нужно обращать внимание и понимать насколько быстро вам потребуется раскрывать или собирать штатив.
Еще одним весьма весомым фактором при выборе штатива будет количество секций, из которых он состоит. Каждая нога треножника, как правило, может быть увеличена за счет двух, трех или четырех секций. Большее количество секций снижает стабильность, но может уменьшить размеры штатива в сложенном состоянии. Большое количество секций также означает большее количество времени, которое требуется для приведения штатива в рабочее состояние.
Максимальная и минимальная высота штатива
Важный параметр, особенно для людей высокого роста, – это максимальная высота штатива. Выбирая штатив под свой рост, обращайте внимание на то, чтобы увеличение его происходило не за счет расширения центральной стойки, потому как подобное влияет на общую устойчивость.
Центральная стойка штатива расширяет возможности для увеличения максимальной высоты (за счет стабильности).
На минимальную высоту штатива необходимо обращать внимание тем фотографам, которые снимают макро. Именно от нее будет напрямую зависеть удобство использования аксессуара. Во всех остальных жанрах фотографии, которая проходит на выезде важным параметром остается размер штатива в сложенном состоянии. Все-таки его большей частью придется возить и переносить.
Что штативу голова?
Хотя многие штативы продаются уже полностью укомплектованными, существуют модели без штативной головы. Предполагается, что фотограф сам подберет для своих нужд подходящую голову. Бывают панорамные головы, оснащенные винтами для поворота камеры в трех различных плоскостях, а также шаровые штативные головы, в которых шаровой шарнир фиксируется одним винтом и при ослаблении позволяет наклонять камеру в разных направлениях. Это наиболее оперативный в работе вид голов. Бывают так же головы, приспособленные специально для съемки видео. Основной их особенностью является плавное перемещение камеры без рывков.
шаровая штативная голова
панорамная штативная голова
В некоторых моделях штативов предусмотрен встроенный пузырьковый уровень (ватерпас). Это чрезвычайно удобное приспособление для тех случаев, когда приходится фотографировать на неровной местности, и ножки штатива выдвигаются на разную высоту. С помощью пузырькового уровня определяется правильность расположения фотокамеры на штативной площадке.
Штатив и резкость фотографии
То, как вы используете штатив может быть столь же важным для получения качественных фотоснимков, как и тип штатива, с которым вы работаете. Ниже приведен список топ-советов, к которым стоит прислушаться, чтобы получить максимально возможную резкость снимков со штатива:
Алюминиевый против углеродного волокна
Два наиболее распространенных типов штативного материала – это алюминий и углепластик. Алюминиевые штативы, как правило, гораздо дешевле, чем модели, изготовленные из углеродного волокна. Но они зачастую и намного тяжелее и могут быть неприятны при работе в холодное время года, когда приходится браться за детали трипода голыми руками. Углеволоконные штативы, как правило, лучше поглощают вибрации. Тем не менее, идеальным материалом для штатива всегда считалось дерево. Просто деревянные штативы слишком тяжелы и неудобны для типичного использования.
. и про моноподы
К разновидностям штативов относятся еще и моноподы. Монопод – это штатив с одной ногой. Они наиболее часто используются для придания устойчивости тяжелым камерам с телеобъективами, когда происходит съемка спортивных мероприятий или дикой природы. Кроме того, монопод может пригодиться в таких ситуациях, когда необходимо использовать длинные выдержки затвора, а применение полновесного трипода невозможно из-за громоздкости или ограниченного пространства.
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
На что обращать внимание при покупке, чтобы приобрести оптимально удобный и максимально подходящий
для работы штатив >>>
Каждый фотограф хотя бы раз пытался сфотографировать молнию. У кого-то получилось, у кого-то не очень. Что делать, если очень хочется поймать ее в объектив камеры? >>>
Как избежать некоторых ошибок, которые допускают фотографы при выборе скорости срабатывания затвора >>>
Видеоканал Фотогора
Вы можете оставить свой комментарий к данной статье