Для чего используют домики на дереве в японии
Дерево, плесень и японская архитектура
Недавно один европейский студент с факультета архитектуры спросил меня: «С точки зрения истории, почему японцы практически всегда использовали в качестве строительного материала дерево, несмотря на частые пожары?» Пожары действительно представляют опасность для японских деревянных домов, что отражено в строгих положениях кодекса по минимизации ущерба от пожаров. Однако, похоже, из всех стихийных бедствий пожары оказали наименьшее влияние на традиционное японское строительство. Плесень, тайфуны и землетрясения – именно в таком порядке – вызывали намного большее беспокойство.
Кухня в этом новом доме отделена от жилых помещений 600-миллиметровым потолочным разделителем из сагарикабэ, препятствующим распространению дыма и огня (© Architectonic Atelier Yuu)
Проблема плесени
По всему миру здания, построенные в XX веке, страдают от плесени. В погоне за энергоэффективностью в развитых странах были внедрены новые методы изоляции, практически исключившие поступление воздуха с улицы в помещение. К сожалению, проблемы, вызванные плесенью, и синдром «больного дома» вскоре показали, что контроль влажности и хорошая вентиляция абсолютно необходимы для сохранения здоровья жильцов. Для этого современные строители закладывают в структуру зданий вентиляционные системы и используют механические средства воздухообмена, что значительно повышает стоимость постройки и сложность конструкции.
На большей части территории Японии существуют идеальные условия для развития плесени и многих других видов грибков. Температура редко опускается ниже нуля и поднимается выше 35°C, обеспечивая идеальный температурный режим для роста микроорганизмов. Кроме того, уровень влажности порой неделями не опускается ниже 70%, особенно в период теплых летних месяцев. Однако наиболее разрушительным действие плесени становится с наступлением сезона дождей. Женщинам приходится тщательно высушивать волосы, чтобы избежать появления грибка, а количество пар туфель, покрывшихся плесенью в закрытых ящиках для обуви, просто не поддается исчислению.
При возведении традиционных деревянных конструкций с плесенью боролись путем поднятия пола здания над уровнем земли. Стены оставляли открытыми, благодаря чему воздух мог свободно циркулировать под и над зданием, а также по всему помещению. Обстановка в домах возрастом свыше 300 лет, сохраняющих свой изначальный вид, как правило, минималистична – здесь очень мало мебели и вещей. К этой категории относятся храмы, святилища, дворцы и дома старинных богатых родов.
Воздух практически беспрепятственно циркулирует над земляным полом традиционного японского дома минка (© Architectonic Atelier Yuu)
Для строительства частных домов с прекрасной естественной вентиляцией обычно использовались массивные деревянные балки. Поскольку относительная влажность может быть высокой даже зимой, сквозняки проникали даже в закрытые от воздействия внешних стихий дома – через прорези в деревянных ставнях и щели между стенами и крышей, через двери, обтянутые бумагой, и часто через полностью открытый дымоход.
Благодаря такой естественной вентиляции летом в традиционных японских домах было достаточно комфортно, однако зима приносила проблемы. И все же даже необходимость надевать множество одежд и обморожения пальцев, похоже, были малой жертвой по сравнению с избавлением от плесени.
Расстояние от пола до земли в этом деревенском доме составляет примерно 50 см. Практически все стены, ограждающие земляной пол, можно снять, обеспечив поток свежего воздуха. Однако в наши дни в городах законом запрещено оставлять подпол открытым, поскольку в случае пожара он превращается в аэродинамическую трубу, подпитывающую огонь кислородом (© Anne Kohtz)
Культура 30-летнего дома
Китайские хронисты прошлого отмечали, что религиозные практики жителей Японского архипелага состояли в основном в соблюдении чистоты и ухоженности, что присуще религиозным нормам многих других культур и по сей день. Скорость возникновения и роста плесени в Японии может частично объяснить преобладание этой своеобразной «культуры чистоты», а также почему «грязь» считалась табу.
Япония считается глубоко традиционной страной, однако у японцев очень сильно стремление ко всему новому. Крупные строительные компании не скрывают, что проектируют дома с запасом прочности примерно 30 лет, после чего ожидается, что дом снесут и заменят новым. Мысль о том, что дом, простоявший всего 30 лет, может считаться «старым», может показаться нонсенсом западному строителю, однако строительство нового дома – наилучший способ полностью избавиться от таких насущных для Японии проблем, как плесень и насекомые.
Отделка, размер и метки на центральной балке свидетельствуют о том, что ранее она принадлежала другому дому. Японская стоечно-балочная деревянная архитектура прекрасно подходит для постоянной перестройки зданий, поскольку дает возможность повторного использования наиболее ценных элементов строения (© Architectonic Atelier Yuu)
Эта идея нашла свое отражение во множестве культурных аспектов эпохи Эдо (1603-1868). Если верить народной поговорке, одним из «цветов» Эдо был огонь, из-за которого город частенько «расцветал». Опустошающие пожары прошлого, значительно снижавшие средний жизненный цикл домов, были прославлены в народных сказаниях и нашли свое отражение в гравюрах.
При перемещении дома выбрасывали все, кроме деревянного каркаса, который собирали на новом месте, покрывали новой крышей и натягивали на стены новую бумагу. Все подгнившие части удаляли именно во время повторной сборки. Такой способ оказался идеальным для борьбы с плесенью и насекомыми, так как позволял сохранять наиболее прочные части дома, что было очень выгодно с точки зрения экономии. И действительно, во многих деревенских домах в наши дни можно увидеть старые балки и опоры – фрагменты каркасов прежних домов.
Выбор между деревом и металлом
Диктат гильдий, протекционизм и политические решения сегуната Токугава ограничивали использование металлических стяжек при строительстве в эпоху Эдо. Это оказалось решающим фактором широкого использования характерных для Японии деревянных крепежных элементов даже в те периоды, когда сталь стала доступной.
Долговечность металлических креплений при этом не сопоставима с деревянными – за исключением случаев, когда металл устанавливается на хорошо подготовленное дерево и не контактирует с окружающей средой. Если дерево подготовлено плохо, крепления ослабнут в результате сезонных колебаний объема окружающего материала, а влажный воздух Японии станет причиной быстрого появления ржавчины. Кроме того, металл, находящийся под постоянной нагрузкой, демонстрирует усталость.
Ржавые гвозди и крепления, оставшиеся после разборки 60-летнего чайного домика с соломенной крышей (© Anne Kohtz)
Крепление в обновленном деревенском доме эпохи Эдо. Владельцы предполагают, что возраст дома составляет не менее 250 лет (© Architectonic Atelier Yuu)
С другой стороны, по мере старения древесины и затвердения ее клеток деревянные крепления становятся прочнее. По данным подсчетов, деревянные крепления могут оказаться структурно даже более прочными через столетия после постройки. В целом, дерево набирает прочность на протяжении 200-300 лет после того, как было срублено. Затем прочность постепенно теряется, однако правильно подготовленная древесина достигнет степени прочности, которую имело, когда было срублено, лишь через тысячу лет.
Тайфуны и землетрясения
Ураганный ветер и проливные дожди, находящиеся в списке природных бедствий сразу после плесени, также являются прекрасными аргументами в пользу деревянного строительства. Сильно выступающие навесные карнизы защищают стены от частых ливней, а массивным крышам не страшен никакой ураган.
В этом обновленном доме под соломенной крышей есть широкие карнизы, защищающие стены, а крыша зафиксирована с помощью черепичного колпака. Кровля крепится к каркасу крыши с помощью канатов из соломы (© Architectonic Atelier Yuu)
Возведение таких массивных свободнонесущих крыш было бы невозможным без сложного деревянного каркаса, особенно без металлических скоб и креплений. В идеале, чтобы противостоять тайфунам, такие крыши должны были бы опираться на толстые каменные или кирпичные стены. Однако в стране, где разрушительные землетрясения так же часты, как и опустошительные тайфуны, такое решение было бы непрактичным и опасным.
В традиционном японском деревянном здании каркас практически остается на виду. Это означает, что любое проникновение воды в помещение, например, через дырявую крышу, мгновенно фиксируется и устраняется прежде, чем начнет образовываться плесень.
Каркас этого перестроенного здания ворот виден как изнутри, так и снаружи, благодаря чему любые проблемы легко определяются, поломки ремонтируются, а дефектные элементы заменяются (© Architectonic Atelier Yuu)
Необходимость противостоять землетрясениям является третьим важнейшим аргументом в пользу дерева как строительного материала. Современный западный дом представляет собой монолитную коробку, надежно закрепленную на фундаменте. Чтобы успешно противостоять боковым толчкам во время землетрясений, стены должны быть достаточно прочными. Однако в результате дом двигается вместе с поверхностью земли, и его обитатели ощущают на себе всю силу стихии (а порой и страдают от падающей мебели).
С другой стороны, благодаря свей гибкости, традиционные деревянные крепления поглощают большую часть силы боковых толчков во время землетрясения. Это предотвращает разрушение домов, имеющих массивную крышу, но лишенных монолитных стен. Многие старинные деревянные здания в Японии построены по принципу деревянного стула – несущие стойки соединяются вверху, там, где крепится крыша, и фиксируются стяжками в нижней части. Это позволяет обеспечить безопасную поддержку массивному движущемуся объекту.
Чертеж фасада колокольни в Мёсиндзи, Киото. В основном корпусе здания отсутствуют монолитные стены – как в деревянном стуле (© Anne Kohtz)
Большинство традиционных зданий не имеют ни фундамента, ни подвала. Во время землетрясения конструкция может сместиться с опорных камней, глинобитные стены могут потрескаться, а деревянный каркас погнуться. Однако правильно выстроенное деревянное здание должно сохранять вертикальное положение. Фактически, даже в современной строительной практике изолирование фундамента, то есть полное отделение здания от его фундамента с целью обеспечить его свободное скольжение во время землетрясения, становится общепринятым стандартом при возведении сейсмостойких конструкций. Тем не менее, традиционное изолирование фундамента (размещение строения на прочном фундаменте без закрепления) в Японии запрещено на законодательном уровне.
Изобилие дерева
Последним аргументом в пользу дерева как традиционного строительного материала для возведения домов можно считать его изобилие в Японии. Чаще всего используется древесина криптомерии, кипариса и сосны – пород деревьев, которые можно использовать всего через 40-60 лет роста. Особенно хорошую сопротивляемость плесени и насекомым демонстрируют криптомерия и кипарис – породы дерева наиболее подходящие для использования в климатических условиях Японии. Как уже упоминалось выше, достоинства строительства из дерева практически превосходят такие недостатки как опасность возникновения пожара, при котором, как правило, всегда есть время спастись или погасить огонь до того, как он причинил серьезные разрушения.
К счастью, из поколения в поколение японские плотники неустанно совершенствовали технологии деревянного строительства, оставив нам в наследство целый ряд замечательных решений для современной, экологически устойчивой и безопасной жизни без плесени.
Фотография к заголовку: Отремонтированный деревенский дом минка (© Architectonic Atelier Yuu)
(Статья на английском языке опубликована 25 октября 2016 г.)
Дома на деревьях: 10 удивительных проектов
Исторически люди строили дома на деревьях, чтобы обезопаситься от врагов и от стихии. В современном мире есть другие способы, сейчас дома на деревьях — скорее, развлечение. В таком доме хорошо вспомнить детство или погрузиться в наблюдения за природой.
Дома на дереве могут быть столбовыми, когда строение поддерживают специальные укрепления с земли, или болтовыми: сооружение прикрепляется к стволу специальными болтами. Самый редкий способ организации дома на дереве — подвешивание. В этом случае дом на металлических тросах прикрепляют к веткам, и он почти парит над землей.
Связь старых и новых времен
Домик на дереве в бельгийском городе Гент — точная копия клубного дома для престарелых, построенного в 1950-е годы (правда, тот был выполнен из камня и стоял на земле). Беньямин Вердонк спроектировал фанерную копию и установил ее на дереве с небольшим наклоном, так что домик часто называют «повернутым».
Официально проект называется Vogelenzangpark 17bis, он был создан для фестиваля искусств TRACK. Своим арт-объектом художник пытался показать связь поколений — через соединение образов домика на дереве и дома, где проводят свои дни пожилые люди. Попасть внутрь не получится: дом расположен под наклоном и слишком мал.
Обед на красном дереве
Эта странная конструкция, похожая по форме на луковицу или корзинку, — ресторан высокой кухни. Дом построен на стволе красного дерева в Окленде на высоте 12 м и «обвивает» его, как гнездо. Стены из отдельных планок позволяют солнечному свету проникать в помещение, не мешая гостям. Обеденный зал вмещает 18 человек.
Неофициально ресторан чаще называют Yellow Treehouse, то есть «Желтый домик на дереве». На самом деле его официальное название — The Redwoods Treehouse. Неразбериха произошла из-за того, что дом построили в 2008 году в рамках маркетинговой кампании справочника «Желтые страницы». Когда она закончилась, постройка перешла во владение хозяина земли, где растет дерево, а ресторан сменил название. Сейчас он работает только в рамках заказных мероприятий.
Чайный домик на дереве в Японии
Этот домик в городе Хокуто (Япония) будто родом из сказки. Его труба похожа на носик чайника — отсюда и прозвище. Дом находится на столетнем кипарисе в окружении сакур — в период их цветения атмосфера волшебства достигает своего предела. Домик сделан только из натуральных материалов: дерева, земли и камня.
Ни для чайных церемоний, ни для посещения домик не приспособлен. Это произведение искусства японский архитектор Тэрунобу Фухимори создал исключительно для визуального наслаждения. Постройка расположена на территории художественной деревни Киёхару, которая раньше была начальной школой, а сейчас стала пристанищем для музеев и арт-объектов.
Сосновая шишка, подвешенная над землей
Чаще всего дома на деревьях выстраивают, подпирая их балками от земли. А стеклянная шишка в Калифорнии свисает с веток. O2 Treehouse представляет собой спальню (в виде той самой шишки) и небольшую площадку с лестницей, где расположены удобства.
Кабина весом 5,5 тонн подвешена на металлических тросах к шести огромным красным деревьям. Практически все стены выполнены из стекла — таким образом, человек, находящийся внутри конструкции, получает ощущение левитации, или парения над землей. Домик на дереве можно снять посуточно и провести там одну или несколько ночей.
Три этажа на дереве
Современные архитекторы научились устанавливать такие прочные конструкции, что возводят по несколько этажей на одном стволе. Так поступили в Британской Колумбии, в Канаде.
Трехэтажный домик высотой в 15 м — часть детского парка развлечений. Этим объясняются растущие рядом с лестницей огромные мухоморы и разгуливающие вокруг «злодеи» и «принцессы». Сам дом был построен в 1960-х годах.
Вдохновленный свыше
Этот дом в Кроссвилле (штат Теннесси) просуществовал лишь до 2019 года. В высоту он достигал 30 м. Легенда гласит, что построить его священника Горация Бургесса призвал сам бог во время молитвы. Случилось это в 1993 году.
Самолет на дереве
Создатели отеля The Hotel Costa Verde в Коста-Рике умудрились «посадить» на дерево целый самолет, сделав его гостиничным люксом. Списанный Боинг-727 1960 года производства — главная достопримечательность отеля. Именно из-за него гостиница попадает в списки самых необычных мест для отдыха из года в год.
Переночевать в самолете можно всей семьей: внутри две спальни, каждая с отдельной ванной, есть мини-кухня; рядом установили две видовые террасы. Отель расположен прямо в джунглях, так что гости могут познакомиться с их обитателями — например, с колонией обезьян, ленивцами и туканами.
Ночь под звездами в заповеднике
Домик на 500-летнем дереве — уже впечатляет, а уж под открытым небом и на территории заповедника. Роскошными номерами с такими характеристиками может похвастаться Sabi Sand Game Reserve, расположенный на территории заповедника рядом с национальным парком Крюгер в Южной Африке.
Земли принадлежат частным лицам, которые не против пускать на сафари туристов и предоставлять им уникальный опыт ночевки по соседству с дикими зверями. Раньше постройка использовалась в качестве наблюдательной башни, сейчас внутри разместили номер люкс.
Самый большой дом на дереве
В британском городке Алнвик есть одноименный сад, в котором много достойных внимания объектов — и садик, в котором выращивают только ядовитые растения, и водный каскад, и бамбуковый лабиринт, и дом на дереве площадью более 560 кв. м.
Сооружение из разных пород древесины было построено вокруг 16 лаймовых деревьев. Дом вмещает ресторан на 120 человек, магазин и кафе. Несмотря на нетривиальное расположение, домик удобен для маломобильных посетителей — он получил несколько наград за комфортный доступ для людей с ограниченными возможностями.
Центр наблюдения за птицами
Домик на дереве для одного человека и нескольких десятков птиц заказал у именитого дизайнерского бюро центр Момофуко Андо в Японии. Организация ставит своей целью пропагандировать отдых на природе и связанные с ним активные занятия.
Большой скворечник нужен, чтобы ученый мог спокойно наблюдать за птицами и их поведением, не выдавая своего присутствия.
Между секциями для человека и для птиц сделана специальная перегородка с дырочками: по сути, орнитолог забирается внутрь скворечника и подглядывает.
Домик выделяется еще и минималистичным наружным дизайном — в центре Момофуко Андо много и других интересных архитектурных сооружений этого стиля.
Особенности строительства и архитектуры в Японии
во-первых, заготовка материалов и строительство из камня требовали значительно больше усилий, чем использование дерева;
во-вторых, строительный материал также определялся климатом: жарким и влажным летом и довольно короткой и сухой зимой. Дерево меньше нагревается от жары летом, а зимой меньше охлаждается, лучше поглощает влагу;
в-третьих, дерево лучше переносит толчки землетрясений, каждодневно случающихся на Японских островах;
в-четвертых, имело значение и то, что деревянный японский дом можно было разобрать и собрать в новом месте, что весьма затруднительно в отношении каменного.
Для традиционной японской архитектуры характерны сооружения с массивными крышами и относительно слабыми стенами.
При возведении дома сначала устанавливались опоры и балки конструкции, позволяющие поддерживать крышу. Пространство дома организовывалось крышей и модульным расположением опор; дизайн сводился к заполнению промежутков между опорами и балками. С одной стороны, плоскости стен делили внутреннее пространство на отдельные комнаты, а с другой — сами стены, в зависимости от их материала и роли барьера, изменяли взаимоотношение между отдельными опорами конструкции дома. В этом суть традиционного японского дизайна: если структура заранее задана, дизайн состоит в выравнивании и перестановке уже существующих отношений.
Таким образом, можно говорить о том, что японские домостроители уже с давних времен применяют принцип «навесных фасадов» в технологии каркасного домостроения.
Древнейшими архитектурными памятниками Японии являются синтоистские и буддийские культовые сооружения — святилища, храмы, монастыри. Храмовые постройки Японии почти лишены окраски и украшений. Вся красота этих простых и практичных построек создается за счет цельного неокрашенного дерева.
Еще одним важным аспектом традиционной архитектуры Японии является взаимоотношение дома и окружающего пространства, в частности наличие такого рукотворного островка природы как японский сад. Японцы не рассматривали внутреннее и внешнее пространство как две отдельные части, скорее оба перетекали друг в друга. Другими словами, нет той границы, где кончается внутреннее пространство дома и начинается внешнее.
Конкретное выражение этой концепции — веранда традиционного японского дома (энгава). Она служит транзитным пространством на пути из дома в сад. Ее роль наглядно отражена в используемых конструктивных материалах: внутренние помещения имеют покрытые соломенными циновками (татами) полы, снаружи — земля и камни сада и дорожек, а веранда делается из деревянных, грубо обработанных брусьев, которые являются как бы промежуточным материалом между мягкими соломенными циновками и твердыми необработанными камнями в саду.
Современная архитектура и строительство в Японии со всеми новейшими техногенными примудростями все же находятся под бдительным контролем специальных организаций государственного образца, которые следят за порядком во всех строй-сферах. И для всех, кто что-то строит (особенно в больших городах), для крупных строительных фирм, частных организаций обязательно знание и соблюдения во всех проектах международных и собственно специфических японских строительных норм для обеспечения безопасности сооружений. Так, за последние десять лет в Токио появилось множество высотных зданий. Это стало возможным благодаря развитию компьютерного моделирования и современных строительных технологий, например, использования подушек и роликов в фундаментах зданий. Ни одно из новых зданий, включая шестисотметровую телебашню, не пострадало после сильного землетрясения.
Современная японская архитектура развивается в основном в рамках конструктивизма. Небольшие ландшафтные японские сады с прудами и камнями и другие элементы традиционной стилизации — частая принадлежность декора построенных в современной манере гостиниц, оффисов, учебных и других общественных зданий.
Собственная вилла – самый больной вопрос для японца. И хотя по доходу на душу населения, Япония числится в числе благополучных стран, острая нехватка свободной земли и её высокая стоимость превращают планы об обладании собственным домиком или квартирой в несбыточную мечту.
По стоимости жилья Япония впереди планеты всей. И причина кроется совсем не в нехватке свободной земли. Проблема кроется в том, что затраты на строительство в Японии выше в два раза, чем, например, в США. Причина тому в японском законодательстве, а точнее в строительных инструкциях: вся импортная строительная техника и стройматериалы должны соответствовать JIS (Японскому промышленному стандарту) и JAS (Японскому сельскохозяйственному стандарту). Всё это мешает проникновению на внутренний японский рынок зарубежных стрительных фирм.
Строительство в Японии несколько отличается от строительства в других странах. Спокойный и качественный подход японцев к этому вопросу является полностью противоположной методике строительству в других странах.
Аккуратные постройки, созданные из легкого и прочного материала позволяют зданиям выглядеть легко и непринужденно, словно отражая всю душу японцев, тем самым создавая впечатление ухоженности и аккуратности, проявленных в каждом строительном жесте.
Подводя итог, можно сказать, что Япония способна впечатлять не просто каждого обывателя, но и еще вдохновлять всех архитекторов мира, доказывая что простота форм и конструкций всегда рождала нечто индивидуальное и неповторимое.
World of building | Сооружения
479 постов 3.8K подписчик
Правила сообщества
Размещайте самые интересные и увлекательные посты, выбирайте самые красивые сооружения и приглашайте друзей.
На всё воля модераторов!
Бан можно получить:
За оскорбление участников сообщества!
За регулярное сеяние холивара в комментах!
Всегда интересовал вопрос: почему у нас скаты крыш традиционно прямые, а у японцев загнутые вверх по краям.
Есть официальная версия, распространена в инете, но все равно интересно это наблюдать и обдумывать:
Считается, что китайские крыши загнуты к верху для защиты от злых духов — буддисты верили в то, что изгибы отгоняют нечисть, в атаке на дом, обычно принимающую форму прямой линии. Храмовые крыши, сделанные из глазурованной керамической плитки, своими изящными формами напоминают своды пещеры. Необычный вид крыши достигается путем сложной подгонки коротких и длинных стропил. В Китае даже рядовые дома имели такую сложную крышу.
В итоге все азиатские страны можно отличить зрительно по крышам домов: в Китае, Японии, Тайланде и других.
«Это стало возможным благодаря развитию
компьютерного моделирования и современных строительных технологий, например, использования подушек и РОЛИКОВ в фундаментах зданий»
Чет загуглил, но толкового объяснения системы так и не нашел. Автор, можешь рассказать про это?
Варшавский политехнический институт
Варшавский политехнический университет (польск. Politechnika Warszawska) — один из крупнейших вузов Польши, и один из крупнейших в Центральной Европе, в котором работает свыше 2 000 преподавателей. Количество обучающихся студентов составляет примерно 31 000, подавляющее большинство которых обучается очно. Функционируют 18 факультетов, охватывающие почти все области науки и технологии. Все они расположены в Варшаве, кроме одного, находящегося в Плоцке.
Ограбление по-японски
10 декабря 1968 года в Токио произошло крупнейшее ограбление в истории послевоенной Японии, в ходе которого неустановленному злоумышленнику удалось похитить около 300 миллионов йен (более 800 тысяч долларов по тогдашнему курсу). «Инцидент с 300 миллионами йен» 三億円事件 (яп. санъоку эн дзикэн) до сих пор привлекает внимание писателей, любителей загадок и журналистов, поскольку преступление так и не было раскрыто, преступник растворился в людском потоке, а деньги – в финансовом. Он не был хорошо вооруженным головорезом, действовал в одиночку и сыграл на доверии японцев к людям в форме, а также прибег к ряду спецэффектов, чтобы совершить «идеальное преступление». События разворачивались следующим образом. Около 9:30 утра автомобиль марки «Ниссан Седрик», седан представительского класса, использовавшийся в то время банками в качестве инкассаторской машины, отъехал от здания филиала банка «Нихон синтаку гинко», располагавшегося в районе Кокубундзи, и направился в сторону завода в районе Футю, принадлежавшего корпорации «Тосиба». Внутри седана находились четверо вооруженных охранников, отвечавших за безопасную доставку трёх дюралюминиевых ящичков, в каждом из которых лежало по 100 миллионов йен. Деньги предназначались для выплаты зимней премии работникам «Тосиба». До Футю инкассаторский автомобиль добрался без происшествий, однако дальше всё пошло не по плану.
Преступление было заранее чётко спланировано. Охранники поверили в сообщение о бомбе и взрыве в квартире управляющего, поскольку за несколько дней до ограбления в банк начали приходить письма с угрозами соответствующего содержания. Полицейскую форму или её подобие было достать, похоже, не так сложно, а вот как быть с мотоциклом? Грабитель, видимо, решил не рисковать. Он не стал угонять настоящего полицейского «железного коня», а просто перекрасил мотоцикл соответствующей модели, «Ямаха спорт 350R1», в белый цвет, снабдив его аксессуарами, которые издалека можно было принять за полицейские атрибуты. Отъехав на безопасное расстояние, он переложил деньги в заранее угнанный и припрятанный неприметный автомобиль, двинулся дальше и вскоре снова сменил транспортное средство. Дальнейшие его следы теряются.