Для чего используют мессенджеры
WhatsApp, Telegram, Viber: главные отличия «большой тройки» мессенджеров
Самый популярный мессенджер среди россиян — WhatsApp. По данным ВЦИОМ на февраль 2021 года, им чаще всего пользуются 73% опрошенных. В тройку самых востребованных также входят Viber (26%) и Telegram (18%).
Предпочтения пользователей меняются в зависимости от возраста:
В этой статье рассмотрим функции мессенджеров и постараемся понять, почему молодежь и люди постарше выбирают для общения разные приложения.
Активных пользователей в месяц: 2,5 млрд.
Всего скачиваний: 5 млрд в AppStore и Google Play по данным на 2020 год.
История
WhatsApp создали в 2009 году два бывших сотрудника американской компании Yahoo — Брайан Эктон и Ян Кум.
В январе 2021 года приложение обновило политику конфиденциальности, и это вызвало недовольство пользователей. Возникли слухи, что новые правила требуют обмена приватной информацией из профиля в мессенджере с компанией Facebook. В ответ на опасения WhatsApp опубликовал на своем сайте раздел с часто задаваемыми вопросами, в котором объяснил, что обновление не угрожает безопасности личных данных пользователей.
Однако эта ситуация не повлияла на популярность сервиса. Согласно статистике от июля 2021 года, WhatsApp — наиболее часто используемый мессенджер в мире.
Функции
Групповые чаты:
Безопасность и приватность:
Для владельцев малого бизнеса доступен сервис WhatsApp Business. С ним можно добавлять в профиль каталоги товаров и услуг, сортировать чаты для отслеживания новых заказов и оплаты, создавать автоматические ответы на часто задаваемые вопросы клиентов.
Telegram
Активных пользователей в месяц: 500 млн.
Всего скачиваний: 540 млн в AppStore и Google Play по данным на 2020 год.
История
Telegram разработали основатели «ВКонтакте» Павел и Николай Дуровы в 2013 году. Братья хотели сделать мессенджер, свободный от рыночного давления и любых ограничений, налагаемых государством.
Такая позиция вызвала проблемы с властями. Федеральная служба безопасности потребовала ключи шифрования Telegram, но Дуровы настаивали на том, что это технически невозможно: данные переписок хранятся на устройствах пользователей и не принадлежат мессенджеру. Суд постановил оштрафовать компанию, а в апреле 2018 года вынес решение об ограничении доступа к приложению в России.
Однако Telegram продолжал работать. Даже у государственных ведомств были официальные каналы, например «СТОПКОРОНАВИРУС.РФ» от Министерства Здравоохранения, «Роскомнадзор» от Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В июне 2020 года запрет был официально снят. По словам представителей Генеральной прокуратуры РФ, это стало возможным благодаря готовности Telegram помочь в борьбе с терроризмом и экстремизмом.
Функции
Групповые чаты:
Безопасность и приватность:
Кроме приватных чатов, в Telegram есть сообщество. Пользователи могут создавать и подписываться на каналы — микроблоги, в которых авторы публикуют сообщения и статьи, а фолловеры читают их. В 2020 году появилась возможность комментировать посты.
Можно разрабатывать ботов — виртуальных помощников, которые реагируют на команды: переводят текстовые сообщения в голосовые, проверяют файлы на вирусы, предлагают фильм на вечер и не только. Их часто используют в бизнесе, чтобы освободить сотрудников от рутинных задач. Бот может отвечать на часто задаваемые вопросы и принимать оплату через онлайн-кассу.
Viber
Активных пользователей в месяц: 823 млн.
Всего скачиваний: 1,2 млрд в AppStore и Google Play по данным на 2020 год.
История
Мессенджер сотрудничал с Facebook, но в 2020 году разорвал связи с этой платформой и перестал рекламироваться на ней.
Функции
Групповые чаты:
Безопасность и приватность:
Общаться по Viber можно даже с теми, у кого не установлен этот мессенджер. Тариф Viber Out позволяет совершать международные звонки дешевле, чем по телефону.
Telegram выделяется тем, что в нем можно отправлять видеосообщения помимо голосовых и текстовых. Групповые чаты рассчитаны на наибольшее количество пользователей по сравнению с другими мессенджерами. В приложении есть каналы и возможность создавать ботов. Возможно, именно благодаря нестандартным возможностям Telegram привлекает молодую аудиторию.
WhatsApp — лидер по количеству пользователей, но по функциям уступает. В приложении нельзя редактировать сообщения. Максимальный объем документа во вложении — 100 МБ, это меньше, чем в других мессенджерах. Вероятно, поэтому им пользуются те, кому не нужно много функций, в том числе представители старшего поколения.
В Viber можно удалять и редактировать сообщения, создавать секретные чаты, но эти функции есть и в других приложениях. Возможно, его выбирают из-за тарифа Viber Out, чтобы недорого звонить тем, кто не пользуется мессенджерами вообще.
Почему мессенджеры стали популярнее соцсетей и какое будущее их ждет
Что такое мессенджер
Мессенджер (от англ. messenger — курьер, посланник) — это программа для мгновенного обмена текстовыми сообщениями, аудиозаписями, фотографиями и другими мультимедиа. Приложения устанавливаются на компьютер, смартфон, планшет и работают через интернет.
Первым мессенджером в мире стал EMISARI (Emergency Management Information Systems and Reference Index — Информационные системы управления чрезвычайными ситуациями и cправочный индекс). Его создал физик и математик Мюррей Турофф для правительства США в 1971 году. С помощью EMISARI государственные служащие могли быстро связываться друг с другом. Они подключались к сети по междугородним телефонным линиям через телетайпы — электромеханические печатные машины. Так власти США могли быстро реагировать на кризисные ситуации в стране, но обычные граждане EMISARI не использовали.
Первым мессенджером, доступным для гражданских лиц, стал Internet Relay Chat. Его разработал финский программист Яркко Ойкаринен в 1988 году. Программа была популярна в Европе и Северной Америке — в 2009 году на серверах общалось более 500 тыс. пользователей.
В 1996 году израильская компания Mirabilis разработала мессенджер ICQ. Через него общались пользователи из России и других стран — к началу 2010 года количество активных учетных записей составляло 47,9 млн. С развитием социальных сетей популярность ICQ снизилась — в 2012 году аудитория сократилась на 30,9%.
Крупные компании стали разрабатывать свои мессенджеры. В 1997 году появился AIM, который был популярен в США. В 1998-м — Yahoo! Messenger, в 2002-м — iChat от Apple, Talk от Google.
Чем мессенджер отличается от социальной сети
Социальные сети, как и мессенджеры, предназначены для коммуникации. Однако у первых более широкий набор функций: они сочетают в себе чат, сервис знакомств, новостную ленту и личный блог в одном приложении. В соцсетях можно общаться через открытые сообщества, публиковать записи, выкладывать фото и видео, слушать музыку.
Некоторые социальные сети выпускают отдельные приложения-мессенджеры, связанные с основным сайтом. Например, так поступили Facebook и »ВКонтакте».
Мессенджеры предназначены для приватного общения между несколькими людьми. Эти приложения не перегружены другими функциями, поэтому их часто используют для работы, чтобы не отвлекаться на новостную ленту и развлекательный контент. Однако в популярных мессенджерах тоже есть сообщество. В Telegram и WhatsApp любой пользователь может создать канал и публиковать в нем записи, которые прочтут другие.
В 2020 году сервисы для обмена сообщениями стали на 20% популярнее, чем соцсети. По данным исследования креативного агентства ZAK, пользователи предпочитают мессенджеры, так как это более закрытое пространство. 43% опрошенных в возрасте от 16 до 30 лет считают, что в Instagram и Facebook «слишком много людей»: любой пользователь может зайти на твою страницу и увидеть личные фотографии, записи. А вот в мессенджерах можно выбирать, какой информацией делиться и с кем.
Популярные мессенджеры
В WhatsApp можно отправлять текстовые и голосовые сообщения, редактировать фото и видео перед отправкой, создавать беседы до 256 пользователей. Есть режим исчезающих сообщений.
Для владельцев малого бизнеса доступен сервис WhatsApp Business. С ним можно создать в профиле каталог товаров и услуг, отслеживать заказы, настроить автоматические ответы на часто задаваемые вопросы клиентов.
Facebook Messenger
Messenger — это отдельный сервис Facebook для обмена сообщениями. Приложение и социальная сеть связаны: в них отображаются одни и те же диалоги. Можно отправлять текстовые и голосовые сообщения, создавать беседы до 250 пользователей, общаться в секретных чатах.
В 2019 году основатель Facebook Марк Цукерберг заявил, что планирует объединить Instagram, WhatsApp и Messenger. В 2020-м компания начала делать первые шаги в этом направлении: некоторые функции Messenger (например, возможность выбрать оформление чата) были добавлены в Instagram.
Мессенджер WeChat разработан китайской компанией Tencent. Он не так известен в России, но популярен на родине. В 2020 году WeChat был заблокирован в США из-за того, что сервис нарушает конфиденциальность данных: действия пользователей в приложении отслеживаются. В 2021-м запрет сняли с условием, что на китайских серверах не будет персональной информации американцев.
В приложении можно отправлять текстовые и голосовые сообщения, обрабатывать фото, переводить тексты на другие языки и оплачивать покупки через внутреннюю платежную систему.
Viber
В Viber можно отправлять текстовые и голосовые сообщения, создавать беседы до 250 пользователей. Есть тариф Viber Out, который позволяет совершать международные звонки дешевле, чем по телефону.
Telegram
Telegram разработали основатели «ВКонтакте» Павел и Николай Дуровы. В 2017 году доступ к мессенджеру в России был ограничен из-за того, что создатели отказались предоставить Федеральной службе безопасности ключи шифрования. Но сервис продолжал работать. В июне 2020 года запрет был официально снят благодаря готовности компании помочь в борьбе с терроризмом и экстремизмом. После глобального сбоя, произошедшего с Facebook 4 октября 2021 года, в Telegram зарегистрировалось 70 млн новых пользователей.
В Telegram можно отправлять текстовые и голосовые сообщения, вторые прослушивать замедленно или ускоренно. Максимальное количество участников в беседе — 200 тыс. Есть режим секретного чата, доступного только через устройство, на котором начали переписку.
Пользователи могут создавать ботов — виртуальных помощников, которые реагируют на команды. Их часто используют в бизнесе, чтобы автоматизировать выполнение простых рутинных задач.
Как мессенджеры изменили общение
Согласно статистике за 2019 год, с появлением мессенджеров люди стали реже звонить: 41% опрошенных предпочитают писать сообщения, а не говорить по телефону. По данным OpenMarket, причина в том, что во время звонка можно упустить информацию, а в чате текст сохранится. Кроме того, телефонные разговоры отнимают больше времени: на них необходимо концентрироваться, а в переписке можно отвечать, параллельно занимаясь другими делами.
Елена Барабанова, клинический психолог, преподаватель психологии, сертифицированный гештальт-терапевт:
«Мессенджеры изменили наше общение, это факт. С одной стороны, мы всегда на связи. Раньше мы могли забыть о существовании некоторых знакомых и дальних родственников. Сейчас WhatsApp и Viber регулярно напоминают о том, что тот или иной человек появился в сети.
Обратная сторона медали в том, что мы лишаем наши контакты естественной энергии человеческого общения. Мы не прикладываем усилий, чтобы проявить любовь и внимание к близким. Скачивая картинку с поздравлением, мы делаем это автоматически, без эмоций. Вспомните, как вы поздравляли учителя с профессиональным праздником, коллегу — с Новым годом, троюродного брата — с днем рождения. Не случалось ли так, что вы копировали поздравление из интернета, либо скачивали стандартную картинку с пожеланиями?»
Viber изучил психологические модели поведения людей в мессенджерах, опросив 2,8 тыс. респондентов. Подавляющее большинство (88%) отметили, что общаться в переписке легче, чем по телефону или в реальной жизни, так как собеседники не видят друга, над ответом можно подумать, а для выражения эмоций есть стикеры и эмодзи.
Также 45% опрошенных считают удобными общие чаты, утверждая, что так проще оставаться на связи со всеми близкими людьми, а 33% предпочитают общаться с собеседником в приватном диалоге.
Елена Барабанова:
«Использование мессенджеров — не хорошо и не плохо. Они экономят время, позволяя быть на связи с теми, с кем мы раньше не могли разговаривать так часто. С другой стороны, они лишают общение трепета, предвкушения, интимности. Во время самоизоляции мессенджеры позволяли помогать старшему поколению, проявлять заботу, информировать близких о нововведениях. Но мы становились одинокими, часами глядя в телефон.
С точки зрения психологического здоровья я отмечаю важность живого общения, объятий, проявления телесности. Мессенджеры скорее должны быть нам помощниками. Когда нет другой возможности, мы делаем звонок в WhatsApp или Viber. Созваниваемся с теми, кто по тем или иным причинам далеко, — коллегами, заграничными родственниками и друзьями. Но если есть возможность встретиться, обнять, прикоснуться, поговорить по душам, лучше сделать это».
Мессенджеры стали новым инструментом в бизнесе. С помощью них удобно организовывать коммуникацию с покупателями, которые могут задать вопросы о товаре или услуге, и моментально получить ответ от менеджера или чат-бота. Согласно исследованию «Яндекс.Кассы», 62,5% компаний выставляют клиентам счета через сервисы обмена сообщениями.
Кристина Констандаке, коммерческий директор Rakuten Viber, считает, что мессенджер-маркетинг поможет бизнесу увеличить продажи. Например, сервис доставки еды Elementaree из мессенджеров получает миллионную выручку за пару часов.
Куда будут развиваться мессенджеры
Согласно статистике скачивания программ для смартфонов за 2020 год, мессенджеры — самые популярные приложения. Каждый день ими пользуются миллионы, и в будущем это число вырастет.
В бизнесе через мессенджер покупатель сможет приобретать товары, услуги и управлять заказами — для этого не нужно будет переходить на отдельный сайт. Сейчас эта функция есть в китайском WeChat, через который можно забронировать авиабилет, оформить доставку еды и не только.
С режимом дополненной реальности можно будет примерять одежду в онлайн-магазинах и сразу же советоваться с близкими по поводу покупки. Facebook Messenger тестировал этот режим.
Еще в 2019 году основатель Facebook Марк Цукерберг заявил, что скоро интернет-общение будет в основном приватным. Прямой обмен сообщениями между пользователями в мессенджерах затмит публичные дискуссии в социальных сетях.
Мессенджеры. Что нужно о них знать и к чему они обязывают
Знаете ли вы, что каждое ваше сообщение, каждое фото, которое вы пересылаете друзьям и знакомым, хранится на серверах мессенджеров? А то, что по первому требованию они обязаны передать эту информацию? Мы расскажем, кому, почему, зачем и как.
Все, абсолютно все мессенджеры, работающие на территории России, подотчётны и подконтрольны. Даже если их владельцы зарегистрированы за рубежом. По закону, если пользователь мессенджера — резидент России или находится на её территории, считается, что мессенджер работает в России. И на него распространяются требования федерального закона «Об информации».
У владельца мессенджера есть ряд обязательств перед пользователями. Например, он должен кодировать все сообщения для обеспечения их конфиденциальности и обеспечивать возможность отказаться от получения электронных сообщений. Но есть и обязательства перед надзорными органами:
1. Предоставлять криптографические ключи и другую информацию, нужную для декодирования сообщений пользователей.
2. Использовать оборудование и программы, необходимые для оперативно-розыскных мероприятий.
3. Блокировать пользователей по требованию уполномоченных органов.
4. Хранить и предоставлять уполномоченным органам информацию об электронных сообщениях пользователей (в том числе голосовых).
5. Идентифицировать пользователей с помощью номера мобильного телефона и хранить информацию об идентификации пользователей.
Таким образом, по первому требованию властей владелец мессенджера обязан выдать все ваши сообщения и открыть доступ к их декодированию.
В конце марта 2018 года директор по коммуникациям Viber в СНГ Яна Рожкова рассказала РИА «Новости» о том, что «Viber действует в полном соответствии с российским законодательством и готов к сотрудничеству с государственными органами без нарушения интересов пользователей».
Владелец мессенджера должен хранить на территории России следующую информацию пользователей (Постановление Правительства РФ от 26.06.2018 г. № 728):
— иные электронные сообщения.
Ещё в мае 2019 года основатель мессенджера Telegram Павел Дуров жёстко раскритиковал WhatsApp. Поводом к критике послужила уязвимость мессенджера, которая давала возможность следить за активностью пользователей. В частности, получить доступ к фотографиям, адресам и контактам.
Павел Дуров также отметил закрытость исходного кода WhatsApp. По его мнению, это сводит на нет возможность проверки специалистами безопасности. Он считает, что разработчики мессенджера умышленно запутывают код, чтобы в нём было сложно разобраться.
Основатель мессенджера Telegram обвинил компанию Facebook, которой принадлежит WhatsApp, в вероятном сотрудничестве с Федеральной службой безопасности (ФСБ). Это предположение он сделал на основании того, что WhatsApp, в отличие от Telegram, никогда не блокировали в России. Согласно логике Павла Дурова, это означает, что российские правоохранительные органы имеют доступ к переписке и другой личной информации пользователей WhatsApp.
Одновременно с введением сквозного шифрования разработчики WhatsApp запустили возможность резервного копирования чатов в облаке. Павел Дуров считает, что эта уловка позволяет не только хранить, но и передавать данные пользователей третьим лицам, включая органы государственной власти.
Умозаключения Павла Дурова косвенно подтверждают то, что из-за разногласий с руководством компании Facebook её покинул один из основателей мессенджера WhatsApp. Он признался в том, что ради компромисса торговал конфиденциальностью пользователей мессенджера.
Информация о фактах приема, передачи, доставки и/или обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- и других электронных сообщений пользователей и информация об этих пользователях хранится 1 год. Сами сообщения — 6 месяцев.
Если уполномоченные сотрудники потребуют эту или другую информацию о пользователях, владелец мессенджера обязан предоставить её в течение суток. При этом он также должен ограничить пользователю возможность передавать сообщения, которые содержат нежелательную или противозаконную информацию. Можно пытаться этому противостоять, но, как показывает практика, рано или поздно сдаются даже самые принципиальные.
В 2018 году Telegram изменил свою политику конфиденциальности. В неё добавили пункт с условиями передачи персональных данных пользователей спецслужбам. Павел Дуров объяснил это не сотрудничеством с российскими властями, а тем, что «политика конфиденциальности была приведена в соответствие с новым европейским законом об охране данных пользователей».
Суть нововведения состояла в том, что Telegram оставил за собой право по решению суда передавать спецслужбам и другим госорганам IP-адреса и номера телефонов пользователей, которые подозреваются в терроризме. При этом Telegram отказался предоставить спецслужбам коды дешифровки сообщений своих пользователей, на основании чего мессенджер был заблокирован на территории России с апреля 2018 года.
Уже в июне 2020 года Роскомнадзор по согласованию с Генеральной прокуратурой России снял требования по ограничению доступа к мессенджеру. Интересна формулировка, с которой сняли ограничения: «Позитивно оцениваем высказанную основателем Telegram готовность противодействовать терроризму и экстремизму». Она оказалась настолько удачной, что понравилась даже пресс-секретарю Президента России Дмитрию Пескову, который заявил: «Мы принимаем к сведению как само решение, так и исчерпывающую аргументацию Роскомнадзора».
Таковы вкратце правила работы мессенджеров на территории России. И мы тоже их соблюдаем. За 8 месяцев функционирования мессенджера ASAP мы не допустили ни одного нарушения. Но и не выдали ни одного пользователя, так как наши пользователи не нарушают закон, и ими не интересуются правоохранительные органы. Бета-версия мессенджера ASAP уже на подходе. А прямо сейчас вы можете скачать его для iPhone и Android.
Зачем нам столько мессенджеров?
Slack, Signal, Hangouts, Wire, iMessage, Telegram, Facebook Messenger… Зачем нам так много приложений для выполнения одной задачи?
Десятилетия назад научные фантасты представляли себе летающие машины, автоматически готовящие еду кухни и возможность позвонить кому угодно на всей планете. Но они не догадывались, что мы окажемся в аду мессенджеров, имея на руках бесконечное количество приложений, предназначенных для простой отправки текста другу.
Отправка текста превратилась в умственную гимнастику: этот друг не использует iMessage, но ответит, если я отправлю сообщение по WhatsApp. У другого есть WhatsApp, но он там не отвечает, придётся использовать Telegram. Других можно найти через Signal, SMS и Facebook Messenger.
Как мы попали в эту неразбериху мессенджеров, если раньше всё было так просто? Зачем нам целый каталог приложений для отправки сообщений, нужных только для связи с друзьями?
SMS: первое приложение для общения
В 2005 году я был подростком в Новой Зеландии, у нас приобретали популярность «тупые» телефоны, и для отправки сообщений на телефон был только один способ: SMS.
Тогда всё было проще. Если у меня был телефон человека, я мог отправить ему сообщение. Мне не надо было проверять множество приложений и переключаться между сервисами. Все сообщения жили в одном месте, и всё было прекрасно. Если я был за компьютером, я мог использовать MSN Messenger или AIM [не будем незаслуженно забывать про ICQ / прим. перев.], но только изредка, и всё всегда возвращалось к SMS, когда я был AFK [не за клавиатурой / прим. перев.].
Стартапы и техногиганты начали борьбу за новый мир, не отключающийся от сети, и в результате в последующие годы появились сотни приложений для обмена сообщениями. iMessage обрёл популярность у пользователей iPhone в США, в частности потому, что мог откатываться к SMS. WhatsApp, тогда ещё независимый, завоевал Европу, так как концентрировался на приватности. В дело вмешался Китай и распространил WeChat, где пользователи в итоге смогли делать всё, от покупки музыки до поиска такси.
Удивительно, что имена почти всех этих новых мессенджеров будут вам знакомы: Viber, Signal, Telegram, Messenger, Kik, QQ, Snapchat, Skype, и так далее. Ещё более удивительно, что у вас на телефоне найдётся несколько этих приложений – определённо не только одно из них. Больше нет только одного мессенджера.
В Европе это раздражает меня ежедневно: я использую WhatsApp для общения с друзьями из Нидерландов, Telegram для тех, кто переключился на него, Messenger с семьёй из Новой Зеландии, Signal с людьми, увлекающимися технологиями, Discord с друзьями по играм, iMessage с родителями и личные сообщения в Твиттере с интернет-знакомыми.
Тысячи причин привели нас к этой ситуации, однако мессенджеры стали этаким зоопарком: никто друг с другом не дружит, а между мессенджерами сообщения передавать нельзя, потому что каждый из них использует патентованную технологию. Старые приложения для обмена сообщениями заботились о функциональной совместимости – к примеру, Google Talk использовал протокол Jabber, чтобы пользователи могли отправлять сообщения другим людям, использующим тот же протокол.
Ничто не может побудить Apple открыть протокол iMessage для других приложений – или даже для пользователей Android – поскольку тогда пользователям будет слишком легко уйти с iPhone. Мессенджеры стали символами закрытого ПО, идеальным инструментом для управления пользователями: от них тяжело отказаться, когда все твои друзья их используют.
Сервис коротких сообщений, SMS, несмотря на все недостатки, был открытой платформой. Как емейл сегодня, SMS работал везде, вне зависимости от устройства или провайдера. Возможно, провайдеры убили этот сервис, требуя несоразмерно высокую цену, но я скучаю по SMS из-за того, что он «просто работал», и был единым, надёжным способом отправить сообщение кому угодно.
Небольшая надежда ещё есть
Если у Facebook всё получится, то эта ситуация может измениться: в январе The New York Times сообщила, что компания работает над объединением Messenger, Instagram и WhatsApp в один бэкенд, чтобы пользователи могли переписываться друг с другом, не переключаясь. На первый взгляд это выглядит привлекательно, однако это не то, что мне нужно: Instagram хорош тем, что он отдельный, как и WhatsApp, и их объединение позволит Facebook получить цельный взгляд на мои привычки.
Также такая система будет большой целью: если все мессенджеры соберутся в одном месте, то атакующим достаточно будет взломать один из них, чтобы узнать о вас всё. Некоторые пользователи, заботящиеся о безопасности, специально переключаются между различными приложениями, считая, что их разговоры сложнее отследить, если разбить их на несколько каналов.
Есть и другие проекты по оживлению открытых систем обмена сообщений. Протокол Rich Communication Services (RCS) продолжает дело SMS, и недавно получил поддержку операторов и производителей устройств по всему миру. RCS переносит все любимые свойства iMessage на открытую платформу – указатели набора сообщений собеседником, изображения, онлайн-статусы – поэтому его сможет реализовать любой производитель и оператор.
Несмотря на то, что Google активно продвигает этот стандарт и интегрирует его в Android, RCS медленно набирает обороты, и испытывает проблемы, откладывающие его широкую популяризацию. К примеру, Apple отказалась добавлять его в iPhone. Стандарт получил поддержку от таких крупных игроков, как Google, Microsoft, Samsung, Huawei, HTC, ASUS и так далее, однако Apple хранит молчание – возможно, опасаясь потерь привлекательности iMessage. Также RCS зависит от поддержки его операторами, однако те тормозят, поскольку он потребует значительных инвестиций в инфраструктуру.
Но неудобная реальность состоит в том, что этот бардак вряд ли будет исправлен в ближайшем будущем. В отличие от большей части технологического сектора, где близкие к монополиям игроки взяли контроль в свои руки – к примеру, Google в области поиска, и Facebook в соцсетях – обмен сообщениями ещё предстоит подмять под себя. Исторически было очень сложно захватить монополию в обмене сообщениями, поскольку эта область сильно фрагментирована, а переключаться между сервисами очень неприятно. Однако Facebook, контролируя так много крупных мессенджеров, явно пытается захватить это пространство, чтобы пользователи вообще никуда от него не уходили.
Пока что есть, по меньшей мере, одно решение, немного упрощающее жизнь: приложения типа Franz и Rambox размещают все мессенджеры в одном окне, чтобы между ними было быстрее переключаться.
Но в итоге на телефоне всё так и остаётся: у нас есть целый каталог мессенджеров, и нет возможности упростить всё до одного. Большой выбор в этой области положительно действует на конкуренцию, однако каждый раз, когда я смотрю на телефон, мне нужно проводить в уме вычисления, которые я делаю уже почти десять лет: какое приложение мне нужно выбрать для отправки сообщения другу?