Для чего измеряется температура груза при погрузке
Правила перевозки скоропортящихся грузов
Скоропортящиеся грузы, как хорошо видно по их названию, тем и отличаются, что имеют ограниченный срок годности, а потому их перевозка требует особых условий — поддержания определенной температуры и соблюдения сроков доставки. Если эти условия не будут выполнены, то груз испортится и полностью утратит свои товарные качества: все, что с ним можно будет сделать, это выбросить. А значит, он не будет реализован и клиент потерпит убытки, потеряв и товар, и потраченные на него деньги.
Сложность перевозки скоропортящихся грузов состоит в том, что всегда, как бы тщательно ни соблюдались все необходимые условия и сколь бы четко ни был продуман план транспортировки, остается риск не довезти товар в его качественном виде. Та же задержка в пути вполне может возникнуть по причинам, независящим от перевозчика (закрытие дороги на ремонт и необходимость объезда, затрудненное движение из-за аварии и т.п.), и увеличить время доставки настолько, что оно превысит максимально допустимые отведенные на транспортировку сроки.
На самом деле факторов риска, сопутствующих перевозкам скоропортящихся грузов, немало: дорожная обстановка, качество дорожного покрытия, погода (а именно — внешняя температура), запыленность и загазованность воздуха, воздействие микроорганизмов, уровень влажности и др. Чтобы их минимизировать, тем более нужно четко соблюдать необходимый температурный режим транспортировки, а также правила упаковки груза, его погрузки и размещения в кузове автомобиля.
Скоропортящиеся грузы обычно классифицируют по двум признакам — по происхождению и температурному режиму, который они требуют.
Выбор транспортного средства для перевозки скоропортящихся грузов
Вообще же, перевозить скоропортящиеся грузы можно любым видом транспорта — автомобильным, морским, железнодорожным, воздушным. Однако если воздушный транспорт довольно дорогостоящий и используется тогда, когда крайне важны максимально сжатые сроки доставки (например, при перевозке биологических тканей и органов). Морской — несколько медлителен и предпочтителен для транспортировки грузов с достаточно длительным сроком хранения. Железнодорожный, хотя и относительно дешевый и имеет хорошую проходимость (для товарных поездов нет «пробок» и они могут сохранять одинаковую скорость чуть ли не на всем участке пути), подразумевает большие объемы груза и, как правило, не обеспечивает прямую доставку товара — к двери клиента.
Автомобильный же везет груз «от двери до двери» и не требует дополнительной перегрузки, которая может сказаться на качестве и сохранности товара. Кроме того, автомобили используются чуть ли не в каждой «цепочке» доставки — от порта, аэропорта, железнодорожной станции к пункту назначения и т.п. И они же развозят товар из складов по точкам розничной продажи, а потому являются наиболее популярным и распространенным способом доставки «скоропорта».
Правда, прежде чем приступить к перевозке такого вида грузов, автомобили и подвижной состав должны пройти специальную процедуру допуска: выдержать испытания на соответствие санитарным, термическим и пр. нормам и получить особое свидетельство СПС. Свидетельство имеет такую аббревиатуру по названию документа, регулирующего перевозки скоропортящегося груза, — Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок. Что касается России, то это Соглашение, кстати, регламентирует не только международные, но и внутренние грузоперевозки.
С чего начинается перевозка скоропортящегося груза?
С правильного выбора транспортного средства (в зависимости от вида груза, температурного режима, требующегося для его перевозки, массы, размеров…), упаковки и маркировки, соответствующей всем требованиям, и подготовки сопроводительных документов.
Кроме того, у водителя при себе обязательно должна быть справка о прохождении медицинского осмотра.
Упаковка скоропортящихся грузов
Чтобы скоропортящиеся грузы выдержали транспортировку и сохранили свои качества, они должны быть упакованы в соответствии с установленными требованиями.
Так, например, замороженные мясные блоки следует завернуть в пергамент (целлофан) или аналогичный по свойствам материал и поместить в контейнеры или коробки из гофрированного материала. Копченые мясные изделия — в специальные ящики, обеспечивающие свободную циркуляцию воздуха. Солонину — в прочные, не дающие течи заливные бочки, доверху заполненные рассолом. Замороженную рыбу — в ящики, выстланные изнутри бумагой или другим изолирующим материалом. На дно тары для охлажденной рыбы (а также на каждый ряд рыбы) насыпают слой чистого дробленого льда. Бруски дрожжей заворачивают в бумагу и выкладывают в чистые и не имеющие посторонних запахов ящики. А яйца птиц упаковывают в тару с тисненными или гофрированными прокладками.
Для каждого вида груза предусмотрен свой особый порядок упаковки, который должен неукоснительно соблюдаться. Кроме того, огромное значение имеет температура погрузки и транспортировки товара (она специально указывается грузоотправителем в 5-й графе транспортной накладной) и маркировка тары.
Специальные обозначения скоропортящихся грузов
Для скоропортящихся грузов существует несколько вариантов обозначения, предупреждающих о том, при каких условиях его нужно перевозить и как с ним обращаться при погрузочно-разгрузочных работах.
С чего начинается погрузка скоропортящегося груза?
Погрузка скоропортящихся грузов тоже подразумевает свои нюансы.
Во-первых и прежде всего необходимо четко следить за тем, при какой температуре груз был предоставлен к отправке. Для этого и предусмотрен специальный лист контрольных проверок: в него грузоотправитель заносит значения температуры груза и температуры в кузове автомобиля, измеренные перед погрузкой, а грузополучатель — температуру в кузове прибывшего автомобиля и температуру прибывшего груза. Кроме того, может быть предусмотрена промежуточная проверка, выполненная непосредственно водителем. Правда, она требуется все реже: транспортные средства, предназначенные для перевозки скоропортящегося груза, выпускаются сейчас со штатными термографами. Этот прибор автоматически фиксирует значения температуры на протяжении всего пути, и по составленному им графику легко определить, как менялся температурный режим и не выходила ли температура за установленные нормами значения.
Во-вторых, грузоотправитель обязан предоставить перевозчику необходимые сопроводительные документы, а в транспортной/товарно-транспортной накладной в отдельной графе отметить температурный режим, максимальную продолжительность транспортировки и другие особые условия, при которых груз должен перевозиться и соблюдение которых обеспечит его сохранность.
В-третьих, грузоотправитель передает перевозчику груз в чистой, сухой, прочной таре, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам, не подвергшейся коррозии и пр. порче. Если есть такая возможность, тара должна быть опломбирована, если нет, то пломбируется транспортное средство.
Однако прежде чем начать загрузку, грузоотправитель должен убедиться в том, что автомобиль допущен к перевозке «скоропорта», и визуально оценить его готовность к рейсу (чистота кузова, отсутствие видимых повреждений, коррозии и т.д.) В свою очередь и водителю необходимо проверить состояние груза: осмотреть тару, свериться с документами и, если есть сомнения, а упаковка не герметичная, вскрыв тару, непосредственно удостовериться в качестве перевозимого груза. Единственное — то, что упаковка вскрывалась, обязательно должно быть отмечено в документах.
Кроме того, нужно учитывать некоторые правила погрузки:
Сборные перевозки скоропортящихся грузов
В принципе, различные скоропортящиеся грузы можно перевозить вместе. Даже те, для которых предусмотрены разные температурные режимы хранения. Для обеспечения приемлемых условий для транспортировки каждого вида груза используется специальная передвигаемая по длине кузова изолирующая разделительная стенка. Однако хотя такая стенка и поддерживает разность температурных уровней, перевозить вместе глубокозамороженные/замороженные и свежие/охлажденные грузы все равно нельзя.
Точно так же категорически нельзя совмещать с другими грузами те, которые имеют стойкий сильный запах или другие особенности, а именно:
Транспортировка и сроки доставки скоропортящегося груза
При перевозке скоропортящихся грузов одно из главных условий — четкое соблюдение сроков доставки. Время транспортировки определяют по фактическому расстоянию перевозки и среднесуточному пробегу грузового автомобиля (600 км). При этом различают три вида сроков доставки:
Если совместно перевозятся разные грузы, то при установлении сроков доставки нужно ориентироваться на тот груз, который наиболее подвержен риску быть испорченным и имеет меньший срок годности.
При этом перевозчик должен вообще отказаться от перевозки груза, чей срок годности истечет во время пути или если предполагаемая продолжительность перевозки превышает срок транспортабельности груза.
Что делать в непредвиденных ситуациях?
Как бы тщательно ни была организована перевозка скоропортящегося груза, сколь бы скрупулезно ни были учтены все требования и правила, какие бы меры ни были приняты для минимизации факторов рисков, насколько бы выверенным ни был маршрут доставки, на сто процентов обезопасить транспортировку от форс-мажорных обстоятельств, могущих привести к порче товара, все равно, к сожалению, нельзя.
Если, например, из-за технической неисправности автомобиль не может продолжать движение или вышло из строя холодильное оборудование, если имеются внешние признаки начинающейся порчи товара, если автомобиль исправен, но из-за возникшей по каким-то причинам задержки в пути не успевает довезти груз в срок и т.п., то должны быть приняты экстренные меры. Скоропортящийся товар необходимо передать для реализации в местную торговую сеть.
Если же перевозка обошлась без эксцессов и груз доставлен получателю вовремя, последний должен измерить температуру товара и температуру воздуха в кузове автомобиля (и внести значения в лист контрольных проверок), оценить состояние упаковки, а после разгрузки помыть и продезинфицировать транспортное средство (или доплатить за санитарную обработку перевозчику).
Правила перевозок скоропортящихся грузов
Особенности перевозки различных видов скоропортящихся грузов
Свод правил хорошей транспортировки Важно помнить, что качество – это фактор, который продает конечный продукт. Качество может быть сохранено, только если все звенья цепи транспортировки и продажи будут в равной степени учитываться в отношении продукции. Транспортная цепь, таким образом, имеет двойную важность при транспортировке продукции и сохранении их качества. Данная задача Кволитранс (Qualitrans), акроним для контрольного списка действий или вопросов, чтобы гарантировать успешное перемещение скоропортящейся продукции.
Прием продукции. При приемке продукции, которую необходимо транспортировать, необходимо проверить качество. Следует учитывать такой фактор, как сможет ли продукция перенести транспортировочный период. Более того, необходимо оценивать качество и измерять температуру продукции. Высокая температура с самого начала может привести к катастрофическим последствиям. Учитывая материал упаковки обращать внимание на ее возможности пропускать тепло от респирации, а также на ее прочности во время транспортировки.
Погрузка в транспорт. Метод укладки груза, который обеспечивает необходимую циркуляцию для удаления тепла также должна учитываться. Укладка должна зависеть от степени возможной вентиляции. Замеры температуры во время перевозки зависят от того, где расположен сенсор. Необходимо уделять внимание документам, которые необходимы, замерам. Всегда следует давать правильную картинку последовательности событий. Укладка свежих и охлажденных скоропортящихся грузов, упакованных в тару, должна производиться таким образом, чтобы обеспечивалась циркуляция воздуха, при этом расстояние между потолком и верхним рядом груза должно быть не менее 30-35 см и не должно быть зазора между последним рядом груза и задней стенкой кузова. Грузоотправитель несет ответственность за правильность укладки скоропортящегося груза в кузове подвижного состава. Загруженные автомобили-рефрижераторы, автомобили-фургоны и цистерны-молоковозы должны быть опломбированы грузоотправителем. Транспортировка скоропортящихся и особо скоропортящихся грузов производится всеми видами транспорта, однако на каждом виде транспорта существуют особые условия (правила) к выполнению данных перевозок:
Автотранспортные предприятия или организации должны доставлять скоропортящиеся грузы в междугородном автомобильном сообщении в сроки, исчисляемые по фактическому расстоянию перевозки и среднесуточному пробегу 600 км.
Сроки доставки грузов исчисляются с момента окончания погрузки и оформления документов до момента прибытия автомобилей к грузополучателю. Автотранспортное предприятие или организация вправе по соглашению с грузоотправителем принимать к перевозке скоропортящиеся грузы в возможно более короткие сроки. Срок доставки указывается автотранспортным предприятием или организацией в товарно-транспортной накладной.
Освободившийся после перевозки скоропортящихся грузов подвижной состав должен быть грузополучателем очищен от остатков груза, а также промыт и продезинфицирован в сроки по соглашению сторон в зависимости от конкретных условий, с отметкой об этом в товарно-транспортной накладной.
Вышестоящая организация грузоотправителя вправе организовать выполнение работ по санитарной обработке подвижного состава в централизованном порядке.
В отдельных случаях автотранспортное предприятие или организация могут принять на себя выполнение санитарной обработки подвижного состава за счет грузополучателя с оплатой согласно Единым тарифам на перевозку грузов автомобильным транспортом.
Специализированный подвижной состав (авторефрижераторы), предназначенный для перевозки скоропортящихся грузов, в попутном и обратном направлениях разрешается загружать грузами, не загрязняющими и не портящими кузов подвижного состава, не имеющими устойчивого запаха, а также частей из стекла.
После перевозки рыбы, сельди и рыбных изделий не допускается перевозка продовольственных продуктов, не упакованных в герметическую тару, гильз папиросных, игрушек, книг, ковров, мехов, одежды, тканей, головных уборов, ваты, пряжи, канцелярских принадлежностей и других грузов.
Перевозка продовольственных товаров, а также ваты, ювелирных изделий, книг, ковров, мехов, одежды, пряжи, пуха, пера, тары, хлопка допускается после перевозки мяса только после предварительной очистки и промывки кузова.
После перевозки резиновых, соломенных, фарфоровых и фаянсовых изделий, кофе, лаврового листа, муки, перца, пуха, пера, пряжи, соли, сургуча, чая погрузка скоропортящихся грузов в кузов подвижного состава допускается только после предварительной его очистки и промывки.
Общим случаем является перевозка автомобильным транспортом, правила перевозки данным видом транспорта наиболее четко регламентированы, правила перевозок другими видами транспорта, по сути, являются лишь дополняющими по отношению к правилам перевозки автомобильным транспортом.
Источник:http://www.znaytovar.ru/s/Transportirovanie-skoroportyashhe.html
Доставка. Продукция не должна покидать цепь холодильников во время транспортировки. Таким образом, загрузка и разгрузка должна производиться только от одного рефрижератора к другому, при учете, что в обоих будет одинаковая соответствующая температура. Различие в температурах может привести к тому, что на поверхности может возникнуть влага, а это ускорит порчу продукции.
Контроль измирительного оборудования. Используемые записывающие устройства должны соответствовать поставленным задачам и должны регулярно проверяться. Неточные записи приведут к ложной информации. Пробы температуры должны проводиться в ледяной воде и разница не должна превышать 0,3°С (0,5°F).
Контрольный перечень вопросов перед началом транспортировки скоропортящихся грузов
Допустимая температура. Какая температура? Согласно требованиям перевозки и хранения данной продукции. Соответствует ли ТС перевозчика данным требованиям?
Законы и документы. Какие необходимы документы для перевозки? На конкретную продукцию, и наличие разрешительных документов у перевозчика.
Несовместимость. Это смешанный груз? Можно ли перевозить совместно, если видов продукции несколько?
Время транспортировки. Сколько длится перевозка? Срок годности продукции достаточен? Укладывается ли перевозчик в установленные сроки транспортировки?
Мощность охлаждения. Какова мощность охлаждения? Соответствует ли ТС перевозчика требованиям охлаждения и поддержания температуры на всем пути следования? Наличие термографа для контроля температуры на всем пути следования.
Воздухообмен. Каковы требования по воздухообмену и вентиляции? Соответствие ТС перевозчика для транспортировки
Количество груза. Какое колиество, вес, объем груза?
Укладка. Как будет укладываться груз?
Транспортировка пищевых продуктов имеет свои особенности. Согласно «Правилам перевозок скоропортящихся грузов автомобильным транспортом в междугородном сообщении», предъявляемые грузоотправителем к перевозке скоропортящиеся грузы должны иметь при погрузке температуру не выше указанной в графе 3 приложения N 1 к Правилам, а автотранспортные предприятия обязаны обеспечить в кузове авторефрижераторов температурный режим, указанный в графах 4 и 5 приложения N 1. Допускается п риемка к перевозке свежих овощей и фруктов с температурой выше указанной в графе 3 приложения N 1. В этом случае грузоотправители обязаны осуществлять загрузку авторефрижераторов с 22 часов до 8 часов (по согласованию с автотранспортными предприятиями).
Перевозка продуктов питания всегда требует поддержания определённого температурного режима. Перевозка замороженных грузов совместно с охлажденными или остывшими, а также остывшего мяса с охлажденным не допускается. Замороженные грузы укладываются в кузове плотными штабелями с наибольшим использованием объема кузова. Допускается совместная перевозка в одном автомобиле разных видов скоропортящихся грузов, входящих в одну группу (приложение N 3 к «Правилам перевозок скоропортящихся грузов автомобильным транспортом в междугородном сообщении»), для которых установлен одинаковый температурный режим, и в течение времени, установленного для перевозки наименее стойкого груза. Совместная перевозка грузов, входящих в разные группы, не допускается. Также не допускаются к совместной перевозке в одном автомобиле с другими продуктами следующие грузы:
1. Рыба замороженная и охлажденная;
2. Сельдь, рыба соленная, икра;
3. Рыбокопчености;
4. Сухая и копчено-вяленая рыба и сухие рыбные концентраты;
5. Мясо охлажденное;
6. Мясокопчености и копченые колбасы;
7. Сыры всех видов;
8. Плоды, обладающие сильным ароматом (апельсины, лимоны, мандарины, дыни);
9. Овощи с резким запахом (лук, чеснок);
10. Дрожжи хлебопекарные;
11. Маргарин.
Для лучшего использования грузоподъемности АТС допустима ручная догрузка и в обязательном порядке необходимо крепление пакетов для предотвращения развала в пути следования. Аналогично размещают в рефрижераторном ПС другие замороженные скоропортящиеся грузы в таре.
Труднее всего перевозить и размещать в изотермическом ПС скоропортящиеся грузы растительного происхождения. Правила перевозок, предусматривающие три способа укладки ящиков в вагоны (вертикальный, перекрестный, шахматный), в основном были разработаны для фургонов-ледников, не имеющих принудительной циркуляции воздушных масс. Необходимость иметь воздушные каналы между ящиками для циркуляции воздуха, неподготовленность клиентуры к грамотной загрузке кузовов по установленным схемам приводит к недоиспользованию грузоподъемности дорогостоящих рефрижераторов. Так, при перевозке винограда грузоподъемность рефрижераторов используется на 30 %, косточковых — на 25 %, свежей капусты — на 35 %, дыни — на 30 %.
Применение упаковок, не проницаемых для водяного пара и плотно прилегающих к поверхности продукта, позволяет исключить усушку. Для этой цели, а также для ограничения доступа кислорода к тканям применяют глазирование рыбы. В случае неплотного прилегания упаковок к поверхности возможна внутренняя усушка, например кур и цыплят, упакованных в полиэтиленовые мешки. При этом сублимированная из продукта влага конденсируется на внутренней поверхности упаковки (при колебаниях температуры на поверхности груза). Масса ГМ не меняется, но качество продукта снижается. Норма естественной убыли мороженого мяса равна 0,34 % вне зависимости от каких-либо факторов.
К сырым продуктам животного происхождения относят обычно кожу, шкуры и различное кожсырье; шерсть, волос, щетину; пух, перо, кости, рога, копыта, мокросоленые шкуры. Шкуры и кожи перевозят в пачках массой до 80 кг; шерсть, волос, щетину—в тюках, мешках и другой прочной таре; кости, рога, копыта—в бочках, ящиках, корзинах; кровь в сушеном виде — в ящиках, а в жидком консервированном виде — в железных или крепких деревянных бочках с железными обручами; соленые кишки — в бочках или другой водонепроницаемой таре, а сухие — в бочках, ящиках, корзинах или прочной мягкой таре; пух и перо — в хорошо зашитых мешках, перевязанных веревками.
Кожевенное, меховое и овчинно-шубное сырье (сухое, сухо- и мокросоленое), подлежащее исследованию на сибирскую язву, принимается к перевозке только при наличии указания в ветеринарном свидетельстве о проведении исследования на сибирскую язву (асколизации) с отрицательным результатом и при наличии на кожах установленных знаков ветеринарно-санитарного надзора.
Консервы, соки, вино, пиво, минеральную воду, безалкогольные напитки при температуре окружающего воздуха выше О «С можно перевозить в изотермическом ПС (замораживание может произойти в основном зимой). Замороженную рыбу, мясо, сливочное масло, маргарин (а их в общем потоке грузов около 20 %) в зимнее время также можно перевозить в изотермическом ПС. Изотермический ПС, имеющий изоляцию с коэффициентом теплопередачи 0,17 Вт/(м2-°С) в начале эксплуатации и 0,2 Вт/(м2-°С) через 10 лет работы, обеспечивает значительную температурную стабильность внутри кузова при больших перепадах температуры наружного воздуха. Основное правило перевозок грузов в изотермическом ПС базируется на диапазоне нормативной температуры. Зимой к погрузке принимают продукт с максимальной температурой, установленной правилами, летом — с минимальной. При перевозке используют тепловую энергию продукта для поглощения внешних теплопотоков. От соотношения этих величин зависит продолжительность перевозок.
В зависимости от времени года меняются условия и продолжительность перевозок грузов.
Правила перевозки скоропортящихся грузов
Скоропортящиеся грузы, как хорошо видно по их названию, тем и отличаются, что имеют ограниченный срок годности, а потому их перевозка требует особых условий — поддержания определенной температуры и соблюдения сроков доставки. Если эти условия не будут выполнены, то груз испортится и полностью утратит свои товарные качества: все, что с ним можно будет сделать, это выбросить. А значит, он не будет реализован и клиент потерпит убытки, потеряв и товар, и потраченные на него деньги.
Сложность перевозки скоропортящихся грузов состоит в том, что всегда, как бы тщательно ни соблюдались все необходимые условия и сколь бы четко ни был продуман план транспортировки, остается риск не довезти товар в его качественном виде. Та же задержка в пути вполне может возникнуть по причинам, независящим от перевозчика (закрытие дороги на ремонт и необходимость объезда, затрудненное движение из-за аварии и т.п.), и увеличить время доставки настолько, что оно превысит максимально допустимые отведенные на транспортировку сроки.
На самом деле факторов риска, сопутствующих перевозкам скоропортящихся грузов, немало: дорожная обстановка, качество дорожного покрытия, погода (а именно — внешняя температура), запыленность и загазованность воздуха, воздействие микроорганизмов, уровень влажности и др. Чтобы их минимизировать, тем более нужно четко соблюдать необходимый температурный режим транспортировки, а также правила упаковки груза, его погрузки и размещения в кузове автомобиля.
Скоропортящиеся грузы обычно классифицируют по двум признакам — по происхождению и температурному режиму, который они требуют.
Выбор транспортного средства для перевозки скоропортящихся грузов
Вообще же, перевозить скоропортящиеся грузы можно любым видом транспорта — автомобильным, морским, железнодорожным, воздушным. Однако если воздушный транспорт довольно дорогостоящий и используется тогда, когда крайне важны максимально сжатые сроки доставки (например, при перевозке биологических тканей и органов). Морской — несколько медлителен и предпочтителен для транспортировки грузов с достаточно длительным сроком хранения. Железнодорожный, хотя и относительно дешевый и имеет хорошую проходимость (для товарных поездов нет «пробок» и они могут сохранять одинаковую скорость чуть ли не на всем участке пути), подразумевает большие объемы груза и, как правило, не обеспечивает прямую доставку товара — к двери клиента.
Автомобильный же везет груз «от двери до двери» и не требует дополнительной перегрузки, которая может сказаться на качестве и сохранности товара. Кроме того, автомобили используются чуть ли не в каждой «цепочке» доставки — от порта, аэропорта, железнодорожной станции к пункту назначения и т.п. И они же развозят товар из складов по точкам розничной продажи, а потому являются наиболее популярным и распространенным способом доставки «скоропорта».
Правда, прежде чем приступить к перевозке такого вида грузов, автомобили и подвижной состав должны пройти специальную процедуру допуска: выдержать испытания на соответствие санитарным, термическим и пр. нормам и получить особое свидетельство СПС. Свидетельство имеет такую аббревиатуру по названию документа, регулирующего перевозки скоропортящегося груза, — Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок. Что касается России, то это Соглашение, кстати, регламентирует не только международные, но и внутренние грузоперевозки.
С чего начинается перевозка скоропортящегося груза?
С правильного выбора транспортного средства (в зависимости от вида груза, температурного режима, требующегося для его перевозки, массы, размеров…), упаковки и маркировки, соответствующей всем требованиям, и подготовки сопроводительных документов.
Кроме того, у водителя при себе обязательно должна быть справка о прохождении медицинского осмотра.
Упаковка скоропортящихся грузов
Чтобы скоропортящиеся грузы выдержали транспортировку и сохранили свои качества, они должны быть упакованы в соответствии с установленными требованиями.
Так, например, замороженные мясные блоки следует завернуть в пергамент (целлофан) или аналогичный по свойствам материал и поместить в контейнеры или коробки из гофрированного материала. Копченые мясные изделия — в специальные ящики, обеспечивающие свободную циркуляцию воздуха. Солонину — в прочные, не дающие течи заливные бочки, доверху заполненные рассолом. Замороженную рыбу — в ящики, выстланные изнутри бумагой или другим изолирующим материалом. На дно тары для охлажденной рыбы (а также на каждый ряд рыбы) насыпают слой чистого дробленого льда. Бруски дрожжей заворачивают в бумагу и выкладывают в чистые и не имеющие посторонних запахов ящики. А яйца птиц упаковывают в тару с тисненными или гофрированными прокладками.
Для каждого вида груза предусмотрен свой особый порядок упаковки, который должен неукоснительно соблюдаться. Кроме того, огромное значение имеет температура погрузки и транспортировки товара (она специально указывается грузоотправителем в 5-й графе транспортной накладной) и маркировка тары.
Специальные обозначения скоропортящихся грузов
Для скоропортящихся грузов существует несколько вариантов обозначения, предупреждающих о том, при каких условиях его нужно перевозить и как с ним обращаться при погрузочно-разгрузочных работах.
С чего начинается погрузка скоропортящегося груза?
Погрузка скоропортящихся грузов тоже подразумевает свои нюансы.
Во-первых и прежде всего необходимо четко следить за тем, при какой температуре груз был предоставлен к отправке. Для этого и предусмотрен специальный лист контрольных проверок: в него грузоотправитель заносит значения температуры груза и температуры в кузове автомобиля, измеренные перед погрузкой, а грузополучатель — температуру в кузове прибывшего автомобиля и температуру прибывшего груза. Кроме того, может быть предусмотрена промежуточная проверка, выполненная непосредственно водителем. Правда, она требуется все реже: транспортные средства, предназначенные для перевозки скоропортящегося груза, выпускаются сейчас со штатными термографами. Этот прибор автоматически фиксирует значения температуры на протяжении всего пути, и по составленному им графику легко определить, как менялся температурный режим и не выходила ли температура за установленные нормами значения.
Во-вторых, грузоотправитель обязан предоставить перевозчику необходимые сопроводительные документы, а в транспортной/товарно-транспортной накладной в отдельной графе отметить температурный режим, максимальную продолжительность транспортировки и другие особые условия, при которых груз должен перевозиться и соблюдение которых обеспечит его сохранность.
В-третьих, грузоотправитель передает перевозчику груз в чистой, сухой, прочной таре, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам, не подвергшейся коррозии и пр. порче. Если есть такая возможность, тара должна быть опломбирована, если нет, то пломбируется транспортное средство.
Однако прежде чем начать загрузку, грузоотправитель должен убедиться в том, что автомобиль допущен к перевозке «скоропорта», и визуально оценить его готовность к рейсу (чистота кузова, отсутствие видимых повреждений, коррозии и т.д.) В свою очередь и водителю необходимо проверить состояние груза: осмотреть тару, свериться с документами и, если есть сомнения, а упаковка не герметичная, вскрыв тару, непосредственно удостовериться в качестве перевозимого груза. Единственное — то, что упаковка вскрывалась, обязательно должно быть отмечено в документах.
Кроме того, нужно учитывать некоторые правила погрузки:
Сборные перевозки скоропортящихся грузов
В принципе, различные скоропортящиеся грузы можно перевозить вместе. Даже те, для которых предусмотрены разные температурные режимы хранения. Для обеспечения приемлемых условий для транспортировки каждого вида груза используется специальная передвигаемая по длине кузова изолирующая разделительная стенка. Однако хотя такая стенка и поддерживает разность температурных уровней, перевозить вместе глубокозамороженные/замороженные и свежие/охлажденные грузы все равно нельзя.
Точно так же категорически нельзя совмещать с другими грузами те, которые имеют стойкий сильный запах или другие особенности, а именно:
Транспортировка и сроки доставки скоропортящегося груза
При перевозке скоропортящихся грузов одно из главных условий — четкое соблюдение сроков доставки. Время транспортировки определяют по фактическому расстоянию перевозки и среднесуточному пробегу грузового автомобиля (600 км). При этом различают три вида сроков доставки:
Если совместно перевозятся разные грузы, то при установлении сроков доставки нужно ориентироваться на тот груз, который наиболее подвержен риску быть испорченным и имеет меньший срок годности.
При этом перевозчик должен вообще отказаться от перевозки груза, чей срок годности истечет во время пути или если предполагаемая продолжительность перевозки превышает срок транспортабельности груза.
Что делать в непредвиденных ситуациях?
Как бы тщательно ни была организована перевозка скоропортящегося груза, сколь бы скрупулезно ни были учтены все требования и правила, какие бы меры ни были приняты для минимизации факторов рисков, насколько бы выверенным ни был маршрут доставки, на сто процентов обезопасить транспортировку от форс-мажорных обстоятельств, могущих привести к порче товара, все равно, к сожалению, нельзя.
Если, например, из-за технической неисправности автомобиль не может продолжать движение или вышло из строя холодильное оборудование, если имеются внешние признаки начинающейся порчи товара, если автомобиль исправен, но из-за возникшей по каким-то причинам задержки в пути не успевает довезти груз в срок и т.п., то должны быть приняты экстренные меры. Скоропортящийся товар необходимо передать для реализации в местную торговую сеть.
Если же перевозка обошлась без эксцессов и груз доставлен получателю вовремя, последний должен измерить температуру товара и температуру воздуха в кузове автомобиля (и внести значения в лист контрольных проверок), оценить состояние упаковки, а после разгрузки помыть и продезинфицировать транспортное средство (или доплатить за санитарную обработку перевозчику).