Для чего изобрели письменную речь
Как древние люди придумали слова и научились разговаривать?
В 2019 году ученые выдвинули предположение, что люди научились разговаривать около 20 миллионов лет назад. Они склонны предполагать, что первые языки в мире формировались на основе жестов — люди показывали на предметы рукой и издавали разные звуки, которые впоследствии превратились в полноценные слова. Также есть предположение, что первые слова возникли вследствие звукоподражания. Например, при упоминании хищников наши предки могли рычать, а для обозначения боли изображать страдание. Недавно ученые провели эксперимент, в ходе которого они выяснили, что представители разных языковых групп отлично понимают определенные звуки. Это значит, что первые слова появились не случайным образом — они были сложены из строго определенных интонаций, которые были понятны предкам всех людей на нашей планете.
Люди научились разговаривать не сразу — на это ушли тысячи, а может и миллионы лет
Может показаться, что 20 миллионов лет назад людей еще не существовало. Так и есть — в те времена на нашей планете только-только появились человекообразные обезьяны гоминоиды. Судя по всему, ученые хотят сказать, что люди научились общаться между собой еще в незапамятные времена. Лично мне цифра «20 миллионов» показалась очень неправдоподобной, но именно такую цифру приводят ученые в научном журнале Science Advances.
Когда люди научились говорить?
Ранее ученые были уверены, что люди научились говорить примерно 200 тысяч лет назад. Они считали, что способность произносить слова возникла после того, как человеческая гортань опустилась вниз и удлинила голосовой тракт. Такая особенность речевого аппарата появилась у человека разумного (Homo sapiens) и считалась уникальной, однако ученые ошибались. В ходе изучения животных было обнаружено, что низкая гортань имеется не только у людей, но и оленей, свиней и других созданий. Также было замечено, что некоторые обезьяны умеют извлекать сложные звуки не хуже нас с вами и это при том, что у них нет низкой гортани. Да и вообще, ученые не уверены, что эта особенность организма играет ключевую роль в умении разговаривать.
Гортань — это участок дыхательной системы, который содержит голосовой аппарат
Исходя из этого было выдвинуто предположение, что люди научились говорить в сотни раз раньше, 20 миллионов лет назад. Сначала наши предки просто издавали звуки, а потом они стали ассоциироваться с определенными предметами, явлениями и действиями. Происходило это очень долго, на протяжении тысячи или даже миллионов лет. В конечном итоге все завершилось тем, что к 2020 году в мире насчитывается около 7174 языка.
Как люди научились говорить?
Древние люди начали издавать звуки с целью общения очень давно, однако первые полноценные языки начали формироваться примерно 150-350 тысяч лет назад. Существует две правдоподобные теории о том, как это происходило.
Формирование на основе жестов
Как я и упоминал выше, на первых порах люди общались при помощи жестов. Они могли указывать пальцем на предметы или изображать какие-либо действия, издавая при этом разные звуки. Со временем определенные голосовые сигналы начали прочно ассоциироваться с тем, о чем хочет сообщить человек. Скорее всего, именно так и были придуманы первые слова, которые впоследствии стали сложнее по структуре и нести больше смысловой нагрузки.
По сути, первым языком в мире был язык жестов
Звукоподражание
Вторая теория гласит, что люди начали разговаривать, подражая разным звукам из окружающего мира. Вы могли заметить, что первые слова маленьких детей тоже в большей степени являются результатами звукоподражания. Например, когда ребенок видит автомобиль, он называет его «бип-бип», а при виде собаки говорит «гав-гав». Примерно так же могли учиться говорить и первобытные люди, произнося простые слова вроде «бум», «ух» и так далее.
Наши далекие предки учились говорить как младенцы. Но это заняло миллионы лет
Общая особенность всех языков мира
Скорее всего, оба предположения по-своему верны — при выработке навыка речи наши предки могли как использовать жесты, так и звукоподражание. Недавно британские ученые во главе с профессором Маркусом Перлманом (Marcus Perlman) провели эксперимент, результаты которого дополнили обе упомянутые выше теории. В рамках научной работы они отобрали 30 простых слов, которые были разделены на 6 смысловых групп:
Далее исследователи попросили случайных носителей английского языка обозначить эти слова какими-либо звуками. Например, слово «большой» они могли описать звуком «у-у-ух!» и так далее. Сделанные записи было предложено прослушать носителям 28 языков из девяти языковых семейств. Ученые хотели выяснить, смогут ли представители разных народов понять, какие слова скрываются под разными звуками. По сути, участники эксперимента разговаривали между собой на первобытном языке.
На графиках показана точность ответов. Сверху — по языкам, а снизу — по выражаемым понятиям
К удивлению исследователей, испытуемые распознали суть замаскированных слов с точностью 64,6%. Звуковое описание слова «спать» поняли почти все люди (98,6% испытуемых) — угадывание действий в целом давалось им легче. В конечном итоге ученые пришли к выводу, что у всех языков мира есть своя основа в виде различных звуков.
Ссылки на интересные статьи, смешные мемы и много другой интересной информации можно найти на нашем телеграм-канале. Подпишитесь!
Как и говорилось, на сегодняшний день в мире существует более 7 тысяч языков. Большинство людей умеют разговаривать на своем языке и немного на английском. Но при этом есть и полиглоты, которые способны выучить 4 и более языков, причем в довольно короткие сроки. Если вам интересно, чем их мозги отличаются от мозгов обычных людей, читайте эту статью.
Презентация по русскому языку на тему » Происхождение устной и письменной речи»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Происхождение устной и письменной речи
Устная речь и её происхождение Давайте поговорим о происхождении устной речи. Начнём с того, очень-очень давно, миллионы лет назад, первые люди на Земле не умели не только писать, но и говорить! Первобытные люди, как и животные которые их окружали, могли издавать только самые простые звуки! Кричали, если им грозила опасность, рычали, если кому-то было больно, визжали от радости, если удавалось найти пищу. Первые люди на Земле были слабы и беспомощны, но они уже умели передвигаться на двух ногах, а значит, их руки были не заняты, и люди могли пользоваться простыми орудиями труда – палкой и камнем. Это было очень важное преимущество человека по сравнению с дикими животными.
Постепенно люди научились добывать больше пищи, научились строить простые жилища, научились пользоваться огнем, но по-прежнему никто не мог ничего рассказать, никто не мог обменяться своими мыслями. Но что же делать? Необходимо же было найти какой-то способ договориться об охоте, рассказать, где растут съедобные ягоды, предупредить об опасности! И первобытные люди нашли выход! Они стали пользоваться жестами! А если к жестам прибавлялись ещё и некоторые простые звуки, то получался вполне понятный – язык жестов! Мы до сих пор пользуемся этим языком. Пожимая друг другу руку, мы как бы говорим «Здравствуйте!», помахивая рукой, говорим «До свидания!, хлопая в ладоши, одобряем «Хорошо! Браво!»
И этим великим секретом языка пользуются только люди! Умение владеть звуками своего голоса и запоминать значение этих звуков окончательно отделило человека от диких животных. Так постепенно стали появляться первые на Земле слова. Это были самые маленькие частицы человеческой речи, которые имели какой-то смысл. Они уже были понятны людям одного племени. Первыми словами на Земле могли быть слова команды, например: Давай! Стой! Сюда! Вперёд! Эти слова обозначали уже не просто предметы, а действия. И это было очень важно для первобытного человека. Потому что, когда люди начали словами и жестами объяснять друг другу, что можно делать и чего делать нельзя, тогда и возник язык. Тогда он и стал средством общения!
Появились не только первые существительные, слова, обозначающие все существующие вокруг людей предметы, но и глаголы. Это очень важные слова, которые обозначают, что следует делать или что не следует делать человеку. Затем появились слова, которые обозначают качество предмета. Какой это предмет? Большой, маленький, горячий, тяжёлый, красивый, сильный, высокий… Так появились и многие другие слова. Все слова постепенно складывались в предложения. Возникла устная речь. Это было величайшее событие в развитии человечества. Человек начал мыслить словами и говорить словами!
Итак, на вопрос, что такое устная речь, ответить очень просто: устная речь – это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи губ, языка, рта. Поэтому и название устная речь произошло от слова уста – губы.
Письменная речь и её происхождение Теперь мы знаем, что понадобились много тысяч лет для того, чтобы люди научились говорить. Но не меньше времени потребовалось и для того, чтобы люди научились писать и читать. А так ли уж необходимо было изобретать письменную речь? Разве не достаточно того, что мы, разговаривая, понимаем друг друга? Да, для беседы и разговора устной речи вполне достаточно, но произнесенное слово быстро исчезает, и след от него остаётся только в памяти того, кто его слышал. Прошли тысячи лет, прежде чем люди смогли придумать способ, как сохранить звуки слов и затем передать их другим людям. И первыми шагами к письму были рисунки на скалах и в пещерах. Эти рисунки помогали людям общаться друг с другом.
Вторым шагом к письменности был древнейший вид письма – пиктография, письмо рисунками. Это слово произошло от латинского слова pictus – рисованный, живописный и греческого слова grapho – пишу. Человеку, который писал такое письмо, необходимо было как можно точнее изобразить предметы и жизненные ситуации, а читающему это письмо нужно было правильно угадать, что в нем нарисовано.
Примерно 4000 лет до н.э. образовалось государство, которое называлось Шумер. Находилось оно в Азии между реками Тигром и Ефратом к северу от Персидского залива. Жил там трудолюбивый и процветающий народ – шумеры. И именно процветание шумеров, их богатство и создало новую проблему в древней истории человечества. Шумерам понадобилось вести счёт своим богатствам и каким-то образом записывать все сведения о количестве скота и зерна для контроля и сохранности! Тогда жители Шумера, чтобы не сбиться со счёта, начали помогать себе рисунками. Из сырой глины они делали небольшие лепёшки и рисовали на них то, что хотели сосчитать. Для этого они пользовались заточенной палочкой, а когда глина высыхала, рисунок надолго сохранялся.
Так, начав со знаков для счёта, постепенно шумеры перешли к письменности! Они рисовали птиц, растения, скот и многие другие предметы и со временем заметили, что не обязательно подробно рисовать птицу, можно упростить рисунок и ту же птицу изобразить большим значком, похожим на неё. Главное, договориться с теми, кто будет читать, что этот значок обозначает именно птицу! Но тогда надо было научить других людей понимать эти значки, иначе никто не смог бы прочесть то, что там написано. Так возникла необходимость в школах и учителях! Но как было трудно выучить такое количество значков! И тут появилась новая мысль: обозначать значками не предметы, потому что их все не перечислить, а только слова, обозначающие эти предметы. И тогда знаки для предметов превратились в знаки для слов.
Большинство населения древних городов не могли ни читать, ни писать, поэтому грамотные писцы были всегда в большом почёте. Они не платили налоги и не привлекались к тяжелым строительным работам. Их основной работой была запись размера урожая.
Презентацию выполнила учитель начальных классов Школы « Созвездие» Карпенко Наталья Евгеньевна Использованные источники: Литература А.А. Форощук, Н.Е. Форощук “Русский язык” учебное пособие Рисунки http://www.google.com.ua
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Для удобства все задания выделены жирныи шрифтом, либо подчеркнуты.Карточки включают всебя следующие задания:
Списать.Подчеркнуть гласные буквы.
Списать.Разделить слова на слоги.
Списать.Подчеркнуть твёрдые согласные.
Составить из слов предложение.Записать их.
Номер материала: 585810
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что такое письменная речь: определение. Для чего она нужна
Одним из самых выдающихся достижений человечества является письменная речь. Благодаря этому умению мы можем сохранять и передавать точную информацию сквозь время и пространство. Письменность оказывает непосредственное влияние на устную речь. Ведь формулировка мыслей и умение пересказывать тексты во многом зависит от количества и качества прочитанной информации.
Что такое письменная речь
Если взять любой толковый словарь, то определение этого понятия звучит так: «письменная речь – форма передачи информации в графическом виде». Различают две категории этого вида деятельности:
Для того чтобы овладеть письменностью необходимо пройти курс обучения. По своей сути это умение является монологической речью. То есть автор текста как бы «разговаривает» сам с собой. Но вследствие развития технологий, и появления массовых коммуникаций (интернет, СМС) возникли и диалогические варианты письменной речи.
Немного истории
Письменную речь можно назвать «искусственной памятью человечества». Благодаря этому навыку люди смогли передавать свои мысли и умения через поколения.
Письменность проходила несколько этапов своего развития:
Как можно понять из истории, письменность прошла длинный путь от образности к выражению звуков. В современном мире используется алфабетическое письмо. И лишь несколько стран (Китай, Япония) продолжают использовать в выражении своих мыслей иероглифы.
Для чего нужна письменная речь
Без этого умения человечество вряд ли смогло бы достичь того развития, которое мы наблюдаем сейчас. Ведь согласитесь, трудно пересказать по памяти из чего или как делается, к примеру, мобильный телефон. Кроме того, письменная речь оказывает огромное влияние и на психологию человека или его «внутренний мир». Ведь во многом наше восприятие зависит от того, какую мы информацию получаем из прочитанных источников.
Увы, современное сообщество тратит мало времени на чтение книг, предпочитая проводить время за просмотром телевизора, или «изучением» постов в социальных сетях. Такая тенденция ведет к появлению целого поколения людей неспособных складно выразить свои мысли, с малым словарным запасом, общающимися только сленговыми словечками или «мемами».
Это говорит о неумении использовать речевые обороты, эпитеты, и грамотно построенные фразы. Поэтому очень важно читать как можно больше книг или статей. Ведь как ни крути, а письменность влияет на содержание нашей разговорной речи.
Школе NET
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Суррикат Мими
для чего люди изобрели письменную речь
Лучший ответ:
Суррикат Мими
К теме: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
После того как люди научились разговаривать и овладели устной речью, прошло немало времени, прежде чем они научились писать и читать. Да и необходимость в письменной речи возникла не сразу. Тысячи лет люди передавали свои знания и опыт из уст в уста, пользуясь только устной речью. Но произнесённое слово нельзя закрепить: оно быстро исчезает и остаётся лишь в памяти того, кто его слышал. Первыми письменными знаками, которые люди придумали оставлять друг другу, были рисунки на скалах и в пещерах. Древнейший вид письма — письмо рисунками, учёные назвали его пиктографией. Такие древнейшие письма найдены и прочитаны специалистами. Это письма, написанные древними жителями Шумера, Египта, Китая, Индии. Кстати, пиктографией мы пользуемся нередко и сейчас: например, вывеска, на которой изображён ботинок или сапог, сообщает нам, где находится обувная мастерская, а нарисованный калач подскажет, где можно купить хлебобулочные изделия.
Но с течением времени возможностей пиктографии тоже стало не хватать: в жизни людей появились земледелие и скотоводство. А чтобы понять, как это связано с возникновением письма, надо перенестись в далёкое прошлое. Примерно в 4-м тысячелетии до нашей эры в Азии, между реками Тигр и Евфрат, образовалось государство Шумер. В этом государстве жили трудолюбивые люди, которые своим трудом сделали его богатым и процветающим. С возникновением земледелия и скотоводства у них появились излишки зерна, а растущее поголовье скота давало приплод, молоко и шерсть — людям понадобилось вести счёт этому богатству.
Сначала шумеры считали по пальцам рук — можно было считать десятками, по нескольку раз пересчитывая пальцы (мы и теперь часто считаем десятками!). Затем они стали брать в расчёт не только пальцы, но и суставы пальцев — получился счёт на 60 (вот откуда в часе 60 минут, а в минуте — 60 секунд!). Но их богатства росли, и тогда шумеры стали помогать себе рисунками. Из глины они лепили дощечки и заострённой палочкой рисовали на них то, что хотели сосчитать. После этого глина высыхала — рисунок сохранялся надолго. Со временем шумеры стали упрощать свои рисунки: вместо того, чтобы каждый раз рисовать, например, козу, они изображали какой-нибудь простой значок— главное, договориться, что этим значком обозначена коза. Так появилась необходимость учить других людей понимать общепринятые знаки, ведь иначе никто не смог бы прочесть таких записей.
Конечно, большинство людей не умели ни читать, ни писать, а грамотные люди (ими обычно были писцы) были в большом почёте. Со временем появились первые школы, учителя и учебники. Но выучить все значки, которыми можно было бы обозначить многочисленные предметы, оказалось делом очень непростым. И тогда появилась мысль обозначать значками не предметы и явления окружающего мира, а только слова. Так значки для предметов превратились в значки для слов. И это тоже придумали шумеры. В их первой письменности многие значки обозначали не всё слово, а только часть его — слог. Древнее шумерское письмо называют слоговым письмом.
———Нашла в интернете————
Занятие 1. Как появилась письменная речь
Цель: создать условия для формирования представлений о причинах появления письменной речи, видах письма.
1. Проверка домашнего задания
Сообщения на тему «Как человек научился писать».
– Что вы представляете, услышав слова «письменность», «письмо», «письменная речь»? (текст, буквы, лист бумаги и ручку)
2. Самостоятельное чтение статьи (работа с информацией)
Как появилась письменная речь
После того как люди научились разговаривать и овладели устной речью, прошло немало времени, прежде чем они научились писать и читать. Да и необходимость в письменной речи возникла не сразу.
Для передачи информации сначала был придуман язык сигналов. В Африке новости сообщали с помощью специальных барабанов. Индейцы разводили костры. В горах Испании новости передавали с помощью свиста. На берегах Средиземного моря рыбаки подавали друг другу сигналы в тумане, трубя в раковины.
Одновременно с сигналами люди стали использовать предметную информацию. Если племя хотело объявить войну, оно посылало врагу копьё или стрелу. Если речь шла о мире, посылали трубку с табаком или зеленую ветку.
Некоторые народы научились использовать узелковое письмо. Например, индейцы Южной Америки на толстую веревку в виде бахромы привязывали разноцветные нити разной длины и толщины. Использовали узлы простые, двойные, тройные, их располагали вначале, середине или конце веревочки.
Первыми письменными знаками, которые люди придумали оставлять друг другу, были рисунки. Письмо рисунками учёные назвали пиктографией.
Пиктографией мы пользуемся и сейчас. Например: вывески с рисунками или знаки дорожного движения – это пиктограммы. Они понятны людям, говорящим на разных языках.
– Что предшествовало появлению письменности? (язык сигналов, предметная информация, узелковое письмо, пиктография)
3. Просмотр мультфильма Киплинг «Как было написано первое письмо» (конец)
– Каким видом письма было написано письмо? (рисунками – пиктограммами)
4. Самостоятельное чтение
Но когда появились земледелие и скотоводство, возможностей пиктографии стало не хватать. А чтобы понять, как это связано с возникновением письма, надо перенестись в далёкое прошлое. Примерно в 4 тысячелетии до нашей эры в Азии, между реками Тигр и Евфрат, образовалось государство Шумер.
Справка. Шумеры – первая цивилизация на Земле. Древнее государство и величайшие города этого народа располагались в Южном Междуречье (Ближний Восток, в долине рек Тигр и Ефрат). Кроме письменности древние шумеры изобрели колесо и развили технологию обожженного кирпича.
В этом государстве жили трудолюбивые люди. У них появились излишки зерна, а растущее поголовье скота давало приплод, молоко и шерсть – людям понадобилось вести счёт этому богатству. Из глины они лепили дощечки и заострённой палочкой рисовали на них то, что хотели сосчитать. После этого глина высыхала – рисунок сохранялся надолго. Со временем шумеры стали упрощать свои рисунки: вместо того, чтобы каждый раз рисовать, например, козу, они изображали какой-нибудь простой значок. Так появилась клинопись.
Выучить все значки, которыми можно было бы обозначить многочисленные предметы, оказалось делом очень непростым. И тогда появилась мысль обозначать значками не предметы и явления окружающего мира, а только слова. Так значки для предметов превратились в значки для слов.
В Шумер приезжали торговцы из разных стран. Возвращаясь домой, они везли с собой шумерские значки для обозначения слов. Так письменность появилась в Египте, Китае, Финикии, Пакистане, на острове Крит.
Потом некоторые значки стали обозначать не слово, а его часть – слог. Так появилось слоговое письмо. И это тоже придумали шумеры.
Слоговым способом письма пользовались до тех пор, пока количество слов возросло так, что уже невозможно было запомнить все слоги, обозначающие различные слова. Появилась необходимость разделить слово на более мелкие части, чем слоги, – на буквы.
5. Просмотр отрывка из мультфильма «История Вавилона» (18.35-22.00 мин.)
– Какие виды письменности показаны? (пиктограммы, клинопись, иероглифы)
– Хотели бы вы учиться в древней школе? (Спорные вопрос. В Доме табличек наказывали палками, но после окончания школы можно было занять более высокое положение).
– Почему школу называли Домом табличек?
– Повторите, какими материалами пользовались древние на письме.
Сначала человек писал на том, что находилось под руками: на камнях, листьях, кусках коры, глиняных черепках, острой костью или куском камня на них процарапывалось нужное изображение.
Древние шумеры делали записи на сырой глиняной дощечке с помощью острой палочки.
Египтяне писали на папирусе, изготовленном из листьев этого водного растения. Папирус скручивали в свитки.
В древности для письма использовали пергамент. Это особо выделанная телячья кожа.
Древние славяне писали на бересте – коре березы. Ее обрезали, вымачивали, а затем процарапывали буквы острой палочкой – писалом.
Новый материал – бумагу изобрел в Древнем Китае ученый Цай Лунь. Он изготавливал ее из клейкой массы, состоящей из бамбука и воды.
6. Рассказ учителя. Иероглифы
До наших дней слоговое письмо сохранилось в Китае и Японии. Там пишут иероглифами. У китайцев до 5 тысяч иероглифов, у японцев – 2 тысячи. Представляете, как сложно учиться детям. Надо выучить все эти знаки!
В VI веке в Китае для детей были созданы прописи «Канон тысячи иероглифов». Это стихи, записанный с помощью тысячи основных иероглифов, овладев которыми, можно было освоить грамоту, а также получить знания о природе и человеке. Каждый иероглиф равен слову или части слова. Вот как читается один из текстов:
Тянь ди сюань хуан, юй чжоу хун хуан?
жи юэ ин цзэ, чэнь сю ле чжан
…хань лай шу ван, цю шоу дун цан…
«Небо иссиня-черного цвета, а земля желтого цвета, космос беспредельно широк. Луна и солнце то всходят, то заходят. Небесные созвездия выстраиваются в ряд. С приходом холодов уходит теплое время. Осень запасает, а зима сберегает…»
7. Дополнительный материал. Последний творец иероглифов
На северо-востоке нашей страны живёт немногочисленный народ чукчи. В двадцатые годы прошлого века (сто лет назад) чукотский пастух Теневиль изобрел иероглифическое письмо. До этого чукчи вообще не знали письменности. Теневиль был гениальный изобретатель: он догадался – сам, без подсказки со стороны, не зная о других письменностях, что можно слово обозначить знаком с помощью кривых линий. Некоторые иероглифы у него были похожи на рисунки. Этим они близки к пиктограммам: тарелка, стакан, чайник, блюдце, банка. Однако письмо Теневиля иероглифическое: каждому знаку соответствует одно слово. На 14 дощечках Теневиль процарапал или записал химическим карандашом 120 различных знаков.
Письмо Теневиля было распространено лишь в пределах его стойбища. Смысл значков знали его жена, дети и знакомые. Они использовали иероглифы для написания записок, учета поголовья оленей, описания событий в жизни стойбища и для передачи своих мыслей. Сам Теневель говорил, что в его письме «душа чукчи».
Иероглифы Теневеля не получили широкого распространения. Через 10 лет у чукчей появились буквы и алфавит. Сейчас дощечки со знаками талантливого лингвиста-самоучки хранятся в музее Санкт-Петербурга. На одно из этих табличек написано: «Один человек хороший, другой – плохой, один мастеровитый человек, другой – вороватый, тайно ест».
Это запись отражает характер народа. У чукчей, даже во время голода, есть пищу в одиночку считалось позорным, указывало на дурного человека. Вот таким мудрым был великий Теневиль!
– Считаете ли вы, что изобретение Теневиля никому не пригодилось? (оно важно для потомков и ученых, в письме «душа народа»)
– Какими словами автор называет пастуха? (талантливый лингвист-самоучка, великий мудрец)
8. Обобщение
– Какая главная причина возникновения письма? (необходимость вести учет прибыли).
– Отметьте дату появления письменности (4 тыс. до н.э.) на ленте времени.
– Сегодня мы обсудили причины появления письменной речи. Вы узнали разные виды письменности. Какие? (пиктография, клинопись, узелковое письмо, иероглифы).
– Как вы думаете, о каком виде письменности мы будем говорить на следующем уроке? (о буквенном письме)
Домашнее задание (выполняется по желанию): составить слово или предложение с помощью какого либо вида письма, кроме букв.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.