Для чего изобрели велосипед

ЭВОЛЮЦИЯ ВЕЛОСИПЕДОВ

ЭВОЛЮЦИЯ ВЕЛОСИПЕДА

Достоверная история велосипеда начинается в 1817 году с «дрезины» барона Карла фон Дреза из Карлсруэ. Это был двухколёсный самокат с рулём и деревянной рамой. Изобретение получило популярность в Великобритании, где получило название «денди-хорз».

В 1839–1840 годах кузнец Киркпатрик Макмиллан в деревушке в Шотландии усовершенствовал изобретение Дреза, добавив седло и педали, крутившие заднее колесо, — велосипед приобрел знакомый вид. Но изобретение осталось малозаметным.

В 1862 году Пьер Лалман, 19-летний мастер по изготовлению детских колясок из французского Нанси, оснастил «денди-хорз» педалями на переднем колесе. В 1864 году в Лионе промышленники братья Оливье с каретным инженером Пьером Мишо начали массовый выпуск «денди-хорзов» с педалями и металлической рамой.

В ноябре 1866 года Лалман запатентовал своё изобретение в Америке. Что фактические сделало Лалмана изобретателем велосипеда.

С 70-х годов XIX века популярность приобрели «пенни-фартинги», получившие название из-за разницы в размере колес — аналогично пенни и фартингу.

В 1884 году английский изобретатель Джон Кемп Старли создал велосипед Rover («Скиталец»). Знакомая нам конструкция — цепная передача на заднее колесо, одинаковые по размеру колёса и сиденье между ними — дала велосипедам название Safety (безопасный). В России они получили название «бисиклеты» («бициклеты» — от фр. bicyclette).

1890 год. Сразу несколько фирм начали производство велосипедов с рамами знакомой нам цельной формы — велосипед окончательно приобрел современный вид, и в дальнейшем усовершенствовались лишь его механизмы и части.

В 1888 году шотландец Данлоп изобрел надувные шины из каучука. Езда перестает зависеть от хороших дорог и становится комфортной. В женскую моду входят шаровары для езды на велосипеде.

В 1898 году в обиход вошли педальные тормоза, а появившиеся ручные не сразу нашли широкое применение. Также был изобретен механизм свободного хода, благодаря чему велосипед мог катиться сам, без вращения педалей.

Источник

Почему мы так долго ждали изобретения велосипеда?

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед

Велосипед, каким он известен нам сегодня, изобрели лишь в конце XIX века. Однако это было простое механическое изобретение. Казалось, оно не требует гениальных идей и уж точно никакой научной подготовки.

Так почему же его не изобрели раньше?

Качество дорог имеет отношение к вопросу, но не является ответом. На велосипеде можно ездить по грунтовке или тротуару (хотя последний вариант приводил к столкновениям с прохожими и сначала сделал велосипеды непопулярными среди публики). Исторически дороги не улучшались до тех пор, пока велосипеды не получили распространения – судя по всему, велосипедисты стали частью силы, потребовавшей улучшать дороги.

Не думаю, что дело и в лошадях. Велосипед, судя по прочтённому мною материалу, купить было проще, чем лошадь, и однозначно проще обслуживать (его, по крайней мере, не нужно кормить). Оказывается, что изобретатели заинтересовались проблемой средств передвижения, движимых мускульной силой, и позволяющих избавиться от лошадей, задолго до появления современного велосипеда. Даже Карл Дрез, изобретший первое двухколёсного средства передвижения на мускульной тяге после «года без лета», к тому времени работал над этой задачей уже много лет.

Мне кажутся более убедительными технологические факторы. Они, возможно, были необходимы для того, чтобы велосипеды стали достаточно практичными и недорогими для обретения популярности. Но для ранних экспериментов это не было важным. Рамы можно делать и из дерева. Колёса можно отделать металлом. Передач можно не делать. Цепи заменить ремнями; в некоторых ранних проектах педали были расположены на окружности колеса, а в одном проекте колёса вращались рычагами, как на паровозе.

Так какое же объяснение будет правильным?

Чтобы разобраться в этом, я углубился в историю велосипеда.

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед

Концепция средства передвижения на мускульной тяге уходит вглубь веков. Первую отсылку к нему, из всех, что я нашёл, сделал венецианский инженер Джованни Фонтана, описавшего в начале XV века четырёхколёсную повозку, передвигаемую седоком, тянущим за верёвку, которая в виде петли соединена с шестернями на колёсах (неясно, пробовал ли он построить подобную машину; Фонтана вообще сделал кучу набросков странных вещей).

Ещё одну древнюю концепцию описывает в книге «Велосипед» Дэвид Херлихай:

Более трёх столетий назад знаменитый французский математик Жак Озанам описал теоретические преимущества повозки на мускульной тяге, в которой «человек может ехать по своему желанию без лошадей». Владелец такового средства передвижения мог бы свободно перемещаться по дорогам, не имея необходимости заботиться о животном, и наслаждаться в процессе физическими упражнениями. Более того, «самодвижущееся» средство передвижения такого типа, в отличие от машин, требующих ветра или пара, работали бы на наиболее доступном и обильном ресурсе из всех: силе воли. Но как построить такую ценную машину? Это была двадцать третья из порядка пятидесяти «полезных и увлекательных» проблем, определённых и описанных Озанамом в его знаменитой работе Récréations Mathématiques et Physiques, опубликованной в 1696 году.

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед

В книге Озанама предлагалось решение от другого изобретателя: ещё одна четырёхколёсная повозка, приводимая в движение двумя людьми (один рулит, второй приводите её в движение, наступая на большие педали, соединённые верёвками, шкивами и шестернями).

Судя по всему, повозка столетиями служила моделью для средств передвижения на мускульной тяге. Различные изобретатели подступались к проектированию таких машин, и некоторые даже были построены. В лондонском журнале записан рекордный заезд такой повозки в 1774 году, достигшей скорости в 10 км/ч. Французский изобретатель Жан-Пьер Франсуа Бланшар (позже прославившийся, как пионер авиации и воздухоплавания), построил повозку на мускульной тяге, прошедшую 15 км от Парижа до Версаля. Американский механик Болтон в 1804 году построил свой вариант, использовавший вращение шестерёнок. Скорее всего, эти изобретения ни к чему не привели, поскольку машины оказались слишком большими и тяжёлыми для того, чтобы представлять практический интерес.

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед
Дрезина 1820 года (по имени изобретателя, Дреза)

Ключевой идеей стала мысль о том, что необходимо перестать изобретать механическую повозку и создать что-то вроде механической лошади. По этому пути пошёл Карл Дрез в начале XIX века. Он был аристократом, занимавшим должность «управляющего лесом» в Бадене, что давало ему время на размышления и эксперименты. Первые свои попытки в 1813 году он направил на четырёхколёсные экипажи, как и его предшественники, и они точно так же не смогли привлечь интерес властей.

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед
New-York Tribune, сентябрь 1894

Но в 1817 году (возможно, под влиянием продовольственного кризиса и дефицита лошадей, хотя это не точно), он вновь подступился к этой идее, уже с новым проектом: двухколёсный транспорт, рассчитанный на одного человека, в котором легко можно узнать предка современного велосипеда. Он был сделан из дерева и имел железные шины. Изобретатель назвал его Laufmaschine, «бегущая машина»; у него не было педалей, и седоку нужно было отталкиваться от земли ногами. Его также называли «велосипед» от латинского «быстрая нога», или «дрезина» в честь изобретателя; улучшенная версия, созданная лондонским производителем повозок, стала известна в Англии, как «пешеходный экипаж» [pedestrian curricle].

Не имея педалей и шестерней, этот прото-велосипед не мог достигать скорости и эффективности современных. Однако на манер существующих и сегодня самокатов, он позволял человеку ехать по дороге, в особенности под горку, и держал вес седока. Дрез достигал на нём скорости до 19 км/ч. Изобретение было преходящим увлечением в Европе 1818-19 годов, а затем пошло на спад. Судя по всему, причинами спада были потенциальная небезопасность и раздражение людей из-за того, что на этих штуках пытались кататься по тротуарам и в парках (некоторые вещи никогда не меняются; сегодня самокатные войны разгораются с новой силой).

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед
«Костотряс» Пьера Мишо, 1870

Следующий ключевой прорыв произошёл только несколько десятилетий спустя, когда кто-то додумался приделать велосипеду педали. На счёт первого изобретателя существуют противоречивые сведения (уходящие корнями вплоть до 1839), однако во Франции 1860-х педали уже однозначно были. В любом случае, именно в 1860-х годах разработка велосипедов началась по-настоящему. Педали позволяли ездоку ездить быстрее и более эффективно. Такую модель производили во Франции, сначала с деревянной рамой, а потом со стальной, и её стали называть «костотрясом» (из чего можно сделать вывод о качестве поездки на ней).

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед
«Американский велосипед», гравюра, 1868

Однако в тот момент у велосипеда ещё не было шестерней или цепей. Педали крепились непосредственно на переднем колесе. Это не давало ездоку серьёзных механических преимуществ: это было то же самое, что фиксированная передача в соотношении 1:1 (сегодня в большинстве случаев используются передачи с соотношением 3:1). Это как ехать на велосипеде на самых нижних передачах – вы быстро крутите педали, но едете медленно.

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед
Велосипед пенни-фартинг

Единственным решением было увеличение колеса, что привело к появлению в 1870 нелепого велосипеда «пенни-фартинг» или «высокое колесо», с огромным передним колесом, который вы наверняка видели, и ассоциируете с концом XIX века. К тому времени велосипеды делали с металлической рамой, колёсами с проволочными спицами и резиновыми (пока ещё не надувными) шинами. Такая схема позволяла ехать быстрее и более плавно, поскольку большое колесо лучше амортизировало при езде. Однако она требовала акробатического мастерства, была подвержена падениям и травмам, включая кувырок через переднее колесо при резкой остановке.

Третьим, и итоговым ключевым прорывом, таким образом, стало разделение педалей и колеса. Варианты такого «безопасного велосипеда», среди которых был, по крайней мере, один вариант с педалями на колесе и рычагами, появлялись ещё в 1870-х, а может и ранее. Первой коммерчески успешной моделью, использовавшей знакомую схему коленчатого рычага и цепи, стала модель 1885 года Джона Старли. Наконец, в 1888 году Джон Данлоп представил надувные (пневматические) шины, которые сделали поездку более мягкой и устранили последнее преимущество схемы пенни-фартинг.

Так что к концу 1880-х велосипеды пришли к той форме, которая известна нам и сегодня, с примерно равными по размеру колёсами, педалями, цепью, металлической рамой, колёсами с проволочными спицами, и надувными резиновыми шинами.

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед

Какой вывод можно сделать?

Во-первых, правильная схема не была очевидной. Много столетий прогресс буксовал из-за того, что изобретатели пытались создать четырёхколёсные повозки на несколько человек, вместо двухколёсного индивидуального транспорта. Неясно, почему это было так; естественно, изобретатели копировали существовавший транспорт, но почему они черпали вдохновение только у повозки, запряжённой лошадьми, а не у наездника и лошади? (Некоторые комментаторы считают, что возможность балансировать на двухколёсном транспорте не была очевидной, однако меня это не убеждает, учитывая, на каком количестве странных вещей люди научились балансировать, от выдолбленных каноэ до самих лошадей.) Возможно (но это чистые размышления), что ранним изобретателям было тяжелее понять фундаментальную непрактичность механических повозок, поскольку у них не было под рукой математических инженерных принципов, однако тогда всё равно непонятно, что привело Дреза к его прорыву.

И даже после того, как Дрез наткнулся на двухколёсную схему, она потребовала нескольких этапов усовершенствования, занявших несколько десятилетий, чтобы в итоге прийти к эффективной, удобной и безопасной форме.

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед
Ранние модели велосипедов, из немецкой энциклопедии 1887 года

Во-вторых, вероятно, для создания коммерчески успешного велосипеда был необходим прогресс в материалах и производстве. Довольно сложно сегодня решить, какие прорывы в дизайне велосипеда стали возможными из-за появления новых материалов и технологий, а какие стали просто результатами проблесков инновации, до которых не додумывались ранее. Но то, что люди готовы были мириться с ненадёжной схемой с большими колёсами, говорит о том, что надувные колёса были критической инновацией. Также мне кажется разумной мысль, что для изготовления небольших и лёгких цепей и звёздочек высокого и постоянного качества по доступной цене требовались прорывы в металлообработке – и что никакая другая схема, с рычагами или ремнями, не сработала бы. Также звучит логично, что деревянные рамы были недостаточно лёгкими и прочными для практического применения (сегодня я бы точно не стремился ездить на деревянном велосипеде).

Однако можно пойти дальше, и задать вопросы, вдохновившие меня на изучение этой темы. Почему никто даже не экспериментировал с двухколёсным транспортом до XIX века? Почему никто, насколько нам известно, даже теоретически не рассматривал идею транспорта на мускульной тяге до XV века? Почему велосипедную механику не придумали в XIV веке, когда уже существовали часовщики, или хотя бы в XVI, когда появились наручные часы? Или у древних римлян, строивших водяные мельницы и машины для сбора урожая? Или у греков, создавших антикитерский механизм? Даже если бы у них не было цепей и шин, почему эти общества хотя бы не экспериментировали с дрезинами? Или даже с неудачными схемами четырёхколёсных повозок?

Чтобы хоть как-то начать отвечать на эти вопросы, стоит понять, что эти факты являются частью более широкого явления. Я задавал те же вопросы по поводу коттон-джина, первой эффективной хлопкоочистительной машины, которой, в отличие от велосипеда, не требовалось каких-то особых материалов: это деревянная коробка, проволочная сетка и барабан с проволочными зубцами; она была настолько простой, что после опубликования концепции плантаторы делали её пиратские копии самостоятельно (лишив Илая Уитни большей части патентных отчислений). Тот же вопрос можно задать касаемо всех ключевых изобретений в текстильной механизации; Антон Хоуэс, историк экономики, подключился к дискуссии в твиттере, упомянув о ткацком «летающем» челноке Джона Кея:

Инновация Кея была выдающейся в своей простоте. Как писал изобретатель Беннет Вудкрофт, люди ткали при помощи обычного челнока «более пяти тысяч лет, этим занимались миллионы опытных рабочих, и никаких усовершенствований для ускорения работы не было предпринято вплоть до 1733». Кей добавил немножко дерева и несколько верёвок. И он применил всё это к изготовлению шерстяных тканей, к главной индустрии Англии со Средних веков. У него не было особого опыта, ему не нужно было разбираться в научной стороне процесса, у него не было каких-то особых стимулов к этому. Что касается самой идеи, то летающий челнок считался незаконным, поскольку экономил труд, патент был сразу же скопирован конкурентами, и Кею пришлось эмигрировать во Францию под напором разгневанных ткачей, угрожавших его имуществу и даже жизни. У Кея не просто не было стимулов, он изобретал вопреки пугающим социальным и законным препятствиям.

Есть и другие истории, где сначала были продемонстрированы попытки изобрести что-то новое, но идея не получала последователей, если она не была полностью оформившейся, после чего её развитие останавливалось на десятилетия. На ум приходят неудачные эксперименты Ричарда Тревитика с паровозами.

В свете сказанного, думаю, что главными факторами являются экономическая и культурная обстановка в целом. Экономические факторы порождают необходимость в добавочной стоимости, поддерживающую общекультурные исследования и разработки, порождающие изобретения. Карл Дрез был бароном на синекуре, и занимался изобретательством в свободное время. В ту эру это было распространённым явлением для изобретателей: часто они были аристократами или имели другой независимый доход (а остальным приходилось искать поддержки богатых спонсоров). Сегодня в университетах и корпорациях существуют исследовательские лаборатории, а венчурные инвесторы финансируют разработки новых продуктов и услуг. Как только становится понятной возможность определённой инновации, несколько команд соревнуются в попытках вывести её на рынок. Не существует десятилетних провалов в графике изобретений, или таковых гораздо меньше.

Экономические факторы спроса и добавочной стоимости также создают рынки для новых продуктов. Возможно ВВП на душу населения должен достичь определённой величины перед тем, как у людей появится время, свободное внимание и энергия задумываться о новых изобретениях, не связанных с добыванием еды, одежды и обеспечением крыши над головой.

Есть и культурные факторы. Хоуэс говорит, что «инновация не присуща человеку, но принимается, как данность. Люди не занимаются изобретательством часто потому, что им не приходит это в голову». Джоэл Мокир вторит ему, что «прогресс не является чем-то естественным». И я согласен с ними в этом.

Источник

Первый в мире велосипед: кто его изобрёл и когда он появился

История велосипеда

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед

Официальная история велосипеда началась в 1817 году после того, как немецкий профессор Карл фон Дрез создал и спустя год запатентовал первый двухколесный самокат, который был назван “машиной для бега”. Деревянный самокат, в дальнейшем в народе прозванный “дрезиной”, был снабжен двумя колесами и рулем, и в общем был похож на велосипед, но только без педалей.

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед
Изобретение Карла фон Дрез

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед
«Машина для бега» Карла фон Дрез

Примерно в 1839—1840 годах кузнец Киркпатрик Макмиллан из Шотландской деревушки усовершенствовал “дрезину”, добавив ей педали и седло. Педали толкали заднее колесо, с которым они были соединены металлическими стержнями посредством шатунов. Велосипедист восседал на седле между передним и задним колесами, а передним колесом можно было поворачивать с помощью руля. По сути доработанный Макмилланом велосипед можно смело назвать первым прототипом нынешнего велосипеда, но к сожалению он остался совершенно не замеченным и малоизвестным.

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед
Рисунки велосипеда Киркпатрика МакмилланаДля чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед
Усовершенствования Киркпатрика Макмиллана

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед
Велосипед Киркпатрика Макмиллана

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед
Изобретение Пьера Лалмана

В 1963 Лалман отправляется в Париж, где он и смастерил свою первую модель. А уже в 1864 году он, совместно с промышленниками братьями Оливье и в сотрудничестве с каретным инженером Пьером Мишо, начинает массовый выпуск своего изобретения. Именно каретный инженер Пьер Мишо догадался сделать раму велосипеда металлической, все предыдущие изобретения были деревянными, а по некоторым сведениям название “велосипед” придумал тоже Мишо. Спустя два года Лалман уезжает в Америку, где и запатентует свое изобретение.

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед
Пьер Лалман со своим изобретением

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед
Велосипед Пьера Лалмана

В 1867 году изобретатель Каупер предлагает удачную конструкцию металлического колеса со спицами.

А в 1878 году английский изобретатель Лоусон вводит в конструкцию велосипеда цепную передачу.

Самые первые велосипеды похожие на нынешние назывались Rover — “Скиталец” и были сделаны в 1884 году английским изобретателем Джоном Кемпом Старли. Они выпускались с 1885 года по 2005 года. Велосипед, к большому удивлению тех времен, обладал цепной передачей на заднее колесо и одинаковыми по размеру колесами.

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед
Одна из первых версии Rover — “Скитальца”

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед
Rover — “Скиталец”

В 1888 году шотландец Джон Бойд Данлоп изобрел надувные шины из каучука. Они были гораздо совершеннее своих предшественников запатентованных в 1845 году. Благодаря новым каучуковым шинам велосипеды избавились от обидной клички “костотрясы” и это способствовало их популяризации. 1890-е годы были золотым веком велосипедов.

Хотя велосипеды того времени и стали в визуальном плане похожи на современные, то материалы из которых они были изготовлены были далеки от идеала. Так как нержавеющую сталь не умели еще варить, то рама и все металлические детали были изготовлены из ржавеющей стали и не были покрашены. Уход за таким велосипедом требовал трудоемкого ухода: чистка, смазка, промывание бензином или керосином после каждой поездки.

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед

В это же время появлялось множество модифицированных вариантов велосипедов: складной, алюминиевый, с разными колесами, тандемы, лигерад — велосипед которым можно управлять лежа.

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед
Лигерад

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед
Тандем 20-века

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед
Складной велосипед

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед
демонстрация склодного велосипеда

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед

За последние сто лет популярность велосипедов переживала свои пики и спады. Начиная с 1905 года популярность велосипедов начала падать из-за развития автомобильного транспорта. А к 1940 в Америке велосипед начали воспринимать как всего лишь игрушку для детей. А с конца 60-х велосипеды постепенно снова стали входить в моду, благодаря пропаганде здорового образа жизни и всеобщему осознанию важности экологических проблем.

Ниже я подобрала для вас фотографии велосипедов и велосипедистов прошлых столетий. Приятного просмотра.

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед
Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипедДля чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед
Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед
Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед
Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед
Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед
Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед
Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед
Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед
Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед

Создание велосипеда

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед
В самом начале 1818 года барон Карл Фридрих Кристиан Людвиг Драйс фон Зауерброн из немецкого города Карлсруэ запатентовал созданное годом ранее первое двухколесное самодвижущееся средство, послужившее праобразом современного велосипеда. Изобретатель назвал свое детище «Laufmaschine», что в переводе означало «машина для бега». Это изобретение очень напоминало современный велосипед, только без педалей и с деревянной рамой.

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед
Интерес к дрезинам был настолько велик, а прибыли от их продаж были таковы, что уже в конце 1818 года британский коммерсант Денис Джонсон объявил о выпуске новой, усовершенствованной модели. Возникла небольшая заминка – потребовалось новое слово для обозначения усовершенствованной дрезины, дабы отличать старую модель от существенно переработанной новой (иначе это все равно что изобрести дирижабль и продолжать называть его старым словом «аэростат»).
Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед
Однако эта неловкая пауза длилась совсем недолго – французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс, больше известный как первооткрыватель фотографии, предложил слово vélocipède «велосипед» практически сразу же после появления новой модели дрезины.

Французское слово «велосипед» образовано сложением двух латинских слов velox «быстрый» и pedis «ноги» (т.е. буквально «быстроног» или «быстроножник»). Обращение к латыни было не случайно – во-первых, латынь всегда была языком ученых мужей, а во-вторых, французы больше других европейских народов любили баловаться латинскими словечками. Однако авторство слова «велосипед» оспаривается другим французом.
По второй распространенной версии усовершенствованная модель Дениса Джонсона была названа dandy-horse (т.е. «лошадка английского денди»). А вот слово «велосипед» появилось немного позже.

Модели, разработанные в начале XIX века

1791 год. Графу Комте де Сикрак приписывают строительство целерифера, якобы, игрушечной деревянной лошади с двумя колесами вместо двух полозьев. Этот первый велосипед в настоящее время считается патриотическим мифом, созданным французским историком в 1891 году. Этот миф был развенчан французским исследователем в 1976 году. На самом деле, был случай, когда Жан Сиврак из Марселя продал за границу четырехколесный скоростной тренажер под названием целерифер в 1817 году.

1801 год. Упоминание о велосипеде в России. Якобы, крепостной кузнец Ефим Артамонов построил железную конструкцию с передним колесом в рост человека, задним — меньшим вдвое. Также был руль, седло, педали. На этом большеколёсном велосипеде Артамонов сделал нереальный марафон из своего родного городка Верхотурье, что возле Перми, до Москвы. Об этом событии сделана лишь одна запись в «Словаре Верхотурского уезда Пермской губернии» о том, что мастеровой уральского завода Артамонов бегал на своем изобретении во время коронации. Словарь издан более чем через сто лет после этого события, в 1910 году. Говорится также, что сама тележка Артамонова забрана в царскую коллекцию редких вещей и вскоре утеряна.

Эта история многими подвергается сомнению, даже русскими исследователями в документальном фильме об истории велосипедов, созданном по экспонатам зала Веломото в Московском политехническом музее.

1817 год. По-разному называли первый в мире велосипед: беговая машина, дрезина и денди-лошадь. Он был изобретен немецким изобретателем бароном Карлом Дрезом в ответ на широко распространившийся голод и массовый забой лошадей, вследствие неурожайного года. Ранее случилось извержение вулкана Тамбора.

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед

Самый первый велосипед имел руль-держатель над передним колесом. Это первый двухколесный транспорт. От него пошло развитие принципа построения всех транспортных средств с двумя колесами, преимущество, которого в том, что велосипед или мотоцикл имеют минимальное сопротивление качению. Велосипеды Дреза были сделаны целиком из дерева. При езде на них нужно было находить баланс на переднем колесе, чтобы сдвинуть его немного при повороте. Люди тогда не решались убирать ноги с безопасной земли, поэтому деревянные велосипеды приводились в движение при помощи бега по поверхности.

После хорошего урожая в 1817 году верховая езда на велосипедах в городах была запрещена по всему миру, так как большинство велосипедистов катались по брусчатке, а на ней они не могли балансировать и сбивали пешеходов. Со временем эта причуда прошла сама собой. Потребовалось почти 50 лет, пока не появилось новое поколение людей с лучшим чувством равновесия.

Самокат Дреза

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед

Рулевая ось смещена вперед относительно середины колеса (если говорить «по-рабоче-крестьянски») – благодаря этому колесо стабилизируется по ходу движения (закон физики). Кстати, рулевую ось современных велосипедов делают наклонной с той же целью.

Также Дрез описал в газете возможные модификации своей машины. Таким образом конструкция «беговела для взрослых» получилась довольно удачной и быстро распространилась по разным странам.

В частности, английский делец Денис Джонсон удачно «раскрутил» свою модификацию самоката с регулируемой высотой седла (здесь уже появляется термин «велосипед»). А сама машина получила народное название «денди-лошадь» (из-за щеголеватого вида тогдашних велосипедистов).

Так совпало, что в 1815 г. произошло крупное извержение вулкана в Индонезии, а в 1816 (как следствие) – аномально холодное лето и неурожай (в Европе и Северной Америке). В результате существенно сократилось поголовье лошадей.

Считается, что именно эти события натолкнули Дреза на мысль о разработке «альтернативного вида транспорта». Не исключено также, что нехватка лошадей способствовала распространению самокатов (т.е. Дрез «просто угадал»).

К тому же, в первой трети XIX века в Западной Европе сформировалась сеть проселочных дорог с покрытием из щебня (что так же располагало к передвижению колёсным транспортом).

Так или иначе, многие европейские и американские производители карет стали выпускать собственные версии или клоны «машины для бега».

Однако с распространением нового транспорта появились и связанные с ним аварии. Очевидно, что культура вождения велосипеда была ещё не высока, да и конструкция не совершенна. Дошло до того, что власти некоторых городов стали запрещать «механическую лошадку»… в результате – интерес к велосипеду как ярко вспыхнул, так же быстро и угас.

Педальный велосипед

Лишь через 50 лет появилось значительное усовершенствование – педали. Они позволили изолировать пассажира от дороги и резко увеличить скорость катания, а также обеспечить комфорт от него.

Привода не существовало, и для увеличения скорости движения – особенно по неплохим, по тем временам, городским дорогам – увеличивалась окружность ведущего (переднего) колеса. Так появились всем известные «Фарт-феннинги» – от расхожих монет, которые сильно различались в окружности – велосипеды, переднее колесо которых в несколько раз превышало задние.

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед

Новая конструкция начала порождать новые изобретения – появились четырёхколёсные велосипеды и первые тандемы, создавались настоящие произведения искусства.

Скиталец

Первый велосипед, похожий на используемые в наши дни, назывался Rover — «Скиталец». Он был сделан в 1884 году английским изобретателем Джоном Кемпом Старли и выпускался с 1885 года. В отличие от велосипеда «пенни-фартинг», Ровер обладал цепной передачей на заднее колесо, одинаковыми по размеру колёсами, и водитель сидел между колёсами.

Велосипеды такой конструкции получили название безопасных (Safety), а слово Rover во многих языках и поныне обозначает велосипед (польское Rower, белорусское Ровар, западноукраинское Ровер [Ров`эр]).

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед
Велосипедная прогулка. Акварель. Около 1887 г.

В 1888 году шотландец Джон Бойд Данлоп изобрёл надувные шины из каучука. Они были технически совершеннее, чем запатентованные в 1845 году, и получили широкое распространение. После этого велосипеды избавились от клички «костотрясы». Это изобретение сделало езду на велосипедах намного удобнее, что способствовало их популяризации. 1890-е годы назвали золотым веком велосипедов.

Хотя велосипеды 1890-х во многих отношениях были похожи на современные, но, так как они обычно делались из ржавеющей стали (нержавеющую сталь варить ещё не умели) и не были покрашены, то требовали трудоёмкого ухода (чистка, смазка, промывание бензином или керосином) после каждой поездки. Описание «обычной чистки велосипеда» в книге 1895 года занимает 4 страницы.

В 1898 были изобретены педальные тормоза и механизм свободного хода, позволявший не вращать педали, когда велосипед катится сам. В те же годы изобрели и ручные тормоза, но широкое применение они нашли не сразу.

Первый складной велосипед сделан в 1878 году, первые алюминиевые — в 1890-х годах, а первый лигерад (иногда называемый рикамбент, велосипед, на котором можно ездить в лежачем положении) — в 1895 году (а в 1914 году началось массовое производство лигерадов фирмой «Пежо»).

Велосипедные рекорды

С момента создания велосипеда производятся постоянные попытки определить предел скорости для разных велосипедных конструкций:

Также в 2010 году Маркус Штольц развил скорость 210 км/ч с горы в Чили.

Находки конструкторов XX века

1903 год. Стали применяться ступицы с многоскоростным редуктором, изобретенные Стюрмейем Арчером. С 1930 года они массово использовались на велосипедах, производимых во всем мире. Доминирование этих редукторов продолжалось до 1950 года, пока не стали применяться привычные нам параллелограммные переключатели с кассетой звездочек на заднем колесе.

1930-е годы. Новатор Швинн построил велосипед с широкими покрышками, амортизированной передней вилкой, многоуровневой рамой, предназначенный для привлечения внимания подростков.

Для чего изобрели велосипед. Смотреть фото Для чего изобрели велосипед. Смотреть картинку Для чего изобрели велосипед. Картинка про Для чего изобрели велосипед. Фото Для чего изобрели велосипед

Этот молодежный транспорт стал прототипом горного велосипеда. Модель Schwinn Excelsior стала образцом для ранних маунтинг байков почти пятьдесят лет спустя.

1977 год. Появился первый горный велосипед, который был разработан в компании Marin Co, штат Калифорния, к северу от Сан-Франциско. Джо Бриз, Отис Гай, Гарри Фишер и Крейг Митчелл были самыми ранними дизайнерами, строителями и промоутерами.

1984 год. Начали добавлять звездочки в кассету на заднем колесе, и число скоростей увеличилось от 15 до 18, 21 и 24.

1994 год. Сакс (SRAM) производит тормозную систему Power Disc — первые серийно выпускаемые дисковые гидравлические тормоза.

1996 год. Горный велосипед впервые был использован на Олимпийских играх в Атланте, штат Джорджия (США).

Отдел социальных исследований в Нильсоне утверждает, что езда на велосипеде является третьим наиболее популярным видом спорта после плавания и утренней зарядки.

загрузка. Еще можно почитать на похожие темы: Кто и когда изобрел велосипед: от первых до современных моделей Переднее колесо велосипеда Диаметры колес велосипедов

Когда был создан прототип современного велосипеда?

В течение нескольких десятилетий различные изобретатели совершенствовали велосипед фон Дреза. Так, в начале 1860-х годов был представлен деревянный велосипед с двумя стальными колесами и педалями. Поскольку у этого изобретения по прежнему не было тормозов, оно получило славу небезопасного транспортного средства. Мнения о том, кто был первым создателем подобной модели, до сих пор расходятся. Однако первый патент на данный велосипед был получен в США французом Пьером Лаллементом в 1866 году.

Первым велосипедом, который был похож на современные аналоги, стал «Скиталец» (Rover). Его создал англичанин Джон Кемп Старли в 1884 году. Выпуск велосипеда начался год спустя. Изобретение обладало цепной передачей на заднее колесо и одинаковыми по размеру колесами, а также седлом водителя между ними. Данная конструкция значительно отличалась от своих предшественников, что позволило ей получить мировую известность и славу «безопасной» модели.

Велосипед в разное время в разных странах

В начале ХХ века популярность велосипедов несколько снизилась в связи с развитием автомобилестроения. Человечество переключилось на новую игрушку и с упоением изучало её возможности почти полвека. Мода на велосипеды вернулась в 60-х в результате пропаганды здорового образа жизни.

Сегодня велосипедист – полноценный участник дорожного движения; благодаря росту числа тех, кто передвигается на механическом двухколёсном друге, разгружаются магистрали, атмосфера города становится чище. а здоровье нации – крепче.

На территории бывшего СССР велосипед начал производится с 1924 года. Страна занимала четвёртое место в мире по производству этой техники.

На данный момент большое распространение этого вида транспорта замечено в Дании, далее по списку идут Нидерланды, Бельгия и Германия. Растёт популярность двухколесного друга и в России. А вот в Испании и других южноевропейсикх странах она остаётся невысокой: среднестатистический житель этой страны проезжает на велосипеде не более 20 км в год.

Во многих европейских городах велосипед можно взять напрокат, в том числе бесплатно. Количество велосипедистов во многих европейских городах составляет более 60%.

Любят велосипед и в Азии за его дешевизну, хотя в последнее время он и уступает мотоциклам и легковым автомобилям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *