Для чего изучать финансовую грамотность 5 класс
Уроки финансовой грамотности в школе: для чего нужны и что дадут?
О чем конкретно будут рассказывать ребятам на уроках финансовой грамотности и для чего они вообще нужны? Об этом вы узнаете в рамках данной статьи.
Программы обучения действующей сегодня системы российского образования охватывают практически все сферы жизнедеятельности современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников к взрослой жизни. Исключением до недавнего времени являлась только практическая подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то есть финансовая грамотность детей. И это несмотря на то, что Россия входит в список стран с высоким уровнем развития экономики.
2016 году этот пробел образовательной программы школьников устранен – в российских школах ввели уроки финансовой грамотности, в ходе которых детей не только научат бережно обращаться с деньгами, но и расскажут, как можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости. О чем конкретно будут рассказывать ребятам на уроках финансовой грамотности и для чего они вообще нужны? Об этом вы узнаете в рамках данной статьи.
Зачем нужны уроки финансовой грамотности?
В сентябре 2016 года во многих российских школах был введен новый предмет по развитию финансовой грамотности среди школьников в рамках такого предмета, как обществознание. В дальнейшем аспекты из курса по финансовой грамотности планируется внедрить в такие предметы как математика, ОБЖ, география и история.
Специалисты уверены, чтобы российское общество научилось оперативно реагировать на изменения в экономической ситуации, что положительно скажется на всеобщем благосостоянии, ребенок должен знакомиться с темами денежных валют и операций с ними, накопления и ведения семейного бюджета, обретения финансовой независимости и т.д. уже на школьной скамье. Тем более что мировая практика показала неплохой результат развития государств за счет внедрения программ обучения в сфере денежных взаимоотношений.
Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учеты расхода и дохода. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.
Реализация проекта
В процессе внедрения уроков финансовой грамотности в школах в первую очередь было решено два основных вопроса:
На сегодняшний день уже успешно решена проблема подготовки качественных учебных материалов. В их создании принимали участие самые разные специалисты: банковские работники, преподаватели, финансисты, сотрудники кафедр менеджмента и экономики, работники органов образования и другие.
А вот решение второго вопроса потребовало гораздо больших усилий, поскольку необходимо было организовать подготовку преподавательских кадров. Учителям пришлось пройти обучение на спецкурсах, где они познакомились с основами финансово-экономических отношений и такими понятиями, как:
Ожидается, что до конца 2017 года в специально созданных федеральных и региональных методических центрах пройдут обучение больше 15 тысяч преподавателей, которые затем будут вести в школах уроки финансовой грамотности.
Зачем такие сложности и дополнительная нагрузка?
Сложно отрицать тот факт, что для социальной адаптации детей в современном обществе школьникам необходимо знать обо всех механизмах взаимоотношений и связей. И одной из составляющих частей выступают денежные операции. Имея практические знания в этой области, ребенок получит больше шансов не растеряться при возникновении проблем в ходе проведения денежной операции и справиться с реальной жизненной ситуацией.
Школьный курс финансовой грамотности охватывает следующие понятия и темы:
Отметим, что при разработке учебных материалов, направленных на раскрытие каждой темы, были учтены возрастные особенности отдельных групп школьников. Например, для самых маленьких информация преподносится в игровой форме, а школьники старших классов разбирают конкретные ситуации и решают их. Такой подход позволил сделать обучение финансовой грамотности максимально доступным для понимания, что дает возможность ребят избежать совершения ошибок во взрослой жизни и правильно распоряжаться деньгами уже сейчас.
Ожидаемые результаты
Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители. Хотя бы только потому, что некоторые темы в учебнике незнакомы даже взрослым и изучение школьной программы финансовой грамотности позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях.
Специалисты также отмечают, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.
Зачем учить детей финансовой грамотности
В этой статье будут даны ответы на вопросы, почему важно учить детей финансовой грамотности, чему именно их нужно научить и как это сделать. Многие, наверное, уже слышали про проект от Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», начатый ещё в 2011 году. В рамках этого проекта проводится множество мероприятий, в том числе и Всероссийская неделя финансовой грамотности, в которую активно вовлекаются не только взрослые, но и дети. Почему? Ведь раньше финансовой грамотности не учили.
Да, не учили. И что имеем сейчас? Большое количество экономических проблем! В нашем окружении пока ещё мало людей, которые активно инвестируют и имеют понятие о страховании, и даже мало тех, кто ведёт семейный/личный бюджет. В результате очень много людей недовольны своей жизнью/своими зарплатами/государством и так далее. Но ведь всё в наших руках! И тем более — в руках наших детей.
Сейчас мы, взрослое население, которое финансам не обучали, набиваем себе шишки путём проб и ошибок в реальном времени. А вот у наших детей есть шанс набивать те же шишки в игровой форме в семейном гнезде. Под присмотром мамы и папы и с возможностью получить обратную связь, помощь, подсказку от них.
Итак, чему же стоит научить наших детей до вылета из гнезда:
Это основные моменты, которым можно начать обучать ребёнка с дошкольного и младшего школьного возраста. Чем старше ребёнок и ближе к самостоятельной жизни, тем глубже нужно развивать в нем денежно-экономические отношения. Важно будет изучить с ребёнком тему страхования, инвестирования, пенсионных накоплений, основы налоговой системы и так далее. И самое главное — финансовую безопасность. Конечно, самый важный и лучший способ научить ребёнка — это личный пример родителей. Но если некоторые темы у взрослых «западают», то можно использовать курсы, тренинги, игровые технологии, которые помогут ребёнку проработать полноценно каждую тему.
Таким образом, в наше время обучать ребёнка основам финансовой грамотности — это как учить навыкам самовыживания. Чем лучше он знаком с денежно-экономическими отношениями, тем успешнее может быть его жизнь.
И важно делать это в семье, чтобы на выходе он не просто знал способы обращения с деньгами, но и активно мог их применять.
Классный час. «Урок финансовой грамотности». 5 класс.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Урок финансовой грамотности»
Разработала Демина Елена Ивановна.
Классный час. «Урок финансовой грамотности». 5 класс.
Разработала Демина Елена Ивановна.
Цели урока:
— Знакомство и азами управления личными деньгами;
— повышение финансовой грамотности учащихся;
— содействие формированию разумного финансового поведения, принятию обоснованных решений, проявления ответственного отношения к личным финансам.
Задачи:
— дать знания об истории происхождения денег, их значении в жизни человека;
— обогатить словарь финансовыми понятиями;
— воспитывать уважительное отношение к деньгам, к труду.
Материалы и оборудование: Компьютер, презентация, памятки.
Ход классного часа.
Классный руководитель: Сегодня мы поговорим о финансовой грамотности. Для начала проведем разминку, отгадаем загадки.
1. Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.
От одежды до булавки. (Супермаркет)
2. Всё, что в жизни продаётся,
3. Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам … (Продавцы)
4. Сколько купили вы колбасы,
Стрелкой покажут вам точно … (Весы)
5. За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт … (Кассир)
6. В фирме прибыль он считает,
Всем зарплату начисляет.
И считать ему не лень
Все налоги целый день. (Бухгалтер)
7. И врачу, и акробату
Выдают за труд … (Зарплату).
Скоро вы закончите школу и тоже будете получать зарплату. И у вас возникнет вопрос: – как мне правильно обращаться с моими финансами?
Т.е. человек задумывается над тем, как повысить свою финансовую грамотность.
Термин finansia возник в XIII-XV вв. и переводится с латинского как наличные средства, доход. В торговых рядах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.
В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это деньги. Но это слишком простое, примитивное определение финансов. Ведь финансы — это не только наличные деньги, и денежные средства на счетах в банках, и чеки, и аккредитивы, и др. финансовые инструменты.
Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.
Как правильно распоряжаться деньгами, является одним из самых важных вопросов в современной жизни. Уже сейчас, многие из нас хотели бы знать, как приумножить свое состояние. Копить или тратить — что поможет стать богаче и счастливее?
Давайте рассмотрим такую задачу:
1. Отец Миши Прохоренкова всегда хотел, чтобы его сын стал миллионером. Важнейшее качество, которым обладают финансово успешные люди – это финансовая дисциплина.
Отец стал давать Михаилу на карманные расходы 200 рублей ежедневно с условием, что часть этой суммы он будет тратить на обязательные расходы (покупка еды, оплата проезда), а другую часть будет откладывать, чтобы научиться финансовой дисциплине.
Миша поставил перед собой финансовую цель – накопить 6 000 рублей на велосипед, и стал откладывать половину ежедневной суммы.
За какое время Миша сможет накопить на велосипед, если будет строго придерживаться финансовой дисциплины?
B) 60 дней
C) 60 месяцев
D) Никогда не накопит, потому что откладывает слишком мало
E) Накопит, когда станет зарабатывать сам
Финансово грамотный человек должен все тщательно рассчитывать, ставить финансовые цели и последовательно идти к ним, как и поступил Михаил.
Но для этого придется произвести необходимые расчеты.
Откладывая по 100 рублей в день, Миша накопит на велосипед всего за 60 дней:
200 руб.: 2 = 100 руб. (столько будет оставаться у Миши каждый день)
6000 руб.:100 руб. в день = 60 дней.
Он выбрал правильную финансовую стратегию и достигнет своей цели уже через 2 месяца.
Важно вести грамотное финансовое планирование, вначале стоит все правильно рассчитать.
Видишь, как важна математика в деле освоения финансовой грамотности?!
Но помимо умения делать расчеты и планировать, очень важно умение выполнять свои решения, несмотря ни на что! Дисциплина здесь очень важна! Большинство людей имеет желания, но не может реализовать их из-за отсутствия дисциплины.
Миша мог бы тратить оставшиеся 100 рублей на прогулку с друзьями после школы и не копить на велосипед, но в таком случае он не сможет осуществить свою мечту.
Финансовая дисциплина – один из самых главных навыков миллионеров, это настоящий секрет успеха и достатка. Это именно то, что отличает успешного человека от всех остальных. Чем раньше ты приучишь себя к финансовой дисциплине, тем больше шансов у тебя стать состоятельным и успешным человеком. У Михаила наверняка получится стать таким человеком, а у тебя?
А у тебя есть личная финансовая цель? Ты уже определил ее? Обязательно определи!
У тех, у кого нет своей финансовой цели, тратят свои деньги на чужие цели (например, продавцов, в их желании продать больше и заработать).
Это один из основных секретов и законов финансовой грамотности!
Так что поскорее поставь перед собой цель и планомерно иди к ней, откладывая постоянно деньги на нее. Это очень хороший навык. Так ты можешь быть уверен, что какую бы цель ты в дальнейшем не поставил – ты ее добьешься! Даже если эта цель кажется недостижимой.
2. Даша захотела приобрести кроссовки известного бренда, но их цена оказалась очень высокой. Она наткнулась случайно на Интернет-магазин, в котором увидела такие же, но в 3 раза дешевле. Соблазн был велик, и оплатить покупку она решила банковской картой сразу на сайте, что показалось ей очень удобным. «Покупать что-то через Интернет – в порядке вещей» – подумала она.
Правильно ли поступает Даша, совершая покупку на непроверенном и сомнительном сайте?
A) Нет, ей следует внимательнее изучить сайт Интернет-магазина
B) Нет, покупать в Интернете всегда очень опасно
C) Да, любые покупки в Интернете защищены
D) Да, так как это очень большая экономия
Необходимо внимательно изучить сайт Интернет-магазина перед покупкой товара на нем. Некоторые «умельцы» специально создают сайты, чтобы воровать чужие деньги, копируя известные интернет-магазины. Если цена на товар кажется подозрительно низкой или на сайте только хорошие отзывы – это должно настораживать. Лучше поискать информацию о магазине, почитать отзывы о нем в Сети. Звонка на сайт не достаточно для того, чтобы убедиться в его достоверности.
3. Мама дала Яне 350 рублей и вручила список покупок. Нужно было обязательно купить хлеб (29 руб.), гречневую крупу (62 руб.), молоко (87 руб.), творог (90 руб.) и бананы (49 руб.). На оставшиеся деньги мама разрешила купить что-нибудь из «вредного», того, что она обычно запрещает.
Что из «вредного» Яна сможет себе позволить на оставшиеся деньги? Почему эти продукты считаются «вредными» и родители не хотят покупать их своим детям?
A) Лимонад
B) Жевательная резинка
C) Шоколадный батончик
Чтобы купить товары из списка мамы, Яне потребовалось 317 рублей (29+62+87+90+49). После покупки всего необходимого у Яны осталось 33 рубля. На эти деньги Яна сможет себе позволить только жевательную резинку за 24 руб., все остальное стоит дороже.
А ты не задумывался, почему родители не хотят покупать тебе шоколад, газировку, жевательные резинки, чипсы?
Потому что они рассуждают «по-взрослому», оценивая насколько разумна эта покупка, какую пользу или вред она принесет. В употреблении этих продуктов больше вреда, чем пользы.
Финансово грамотный человек не станет покупать эти продукты по целому ряду причин:
— они не относятся к полезным продуктам, при частом употреблении могут серьезно навредить здоровью, а это, к тому же, приведет к значительным расходам на лечение;
— они не смогут обеспечить сытость на продолжительный срок. Тебе захочется есть через несколько часов, и вновь придется идти в магазин, чтобы купить что-то более существенное, снова тратить деньги. Так ты никогда не сможешь накопить на самокат или новый смартфон.
Если в твоем рационе преобладают «вредные» продукты (чипсы, мороженое, шоколад, газированные напитки), ты не можешь считаться по-настоящему «взрослым» и финансово грамотным человеком. Ты неразумно тратишь свой бюджет и вредишь своему здоровью!
Финансово грамотный человек старается выбирать продукты не только с пользой для здоровья, но и для кошелька.
Неразумно покупать пачку чипсов по цене нескольких килограмм картофеля, ведь на их производство ушло всего лишь четверть картофелины. Да и не полезно это для здоровья.
Проблемы со здоровьем помешают твоим планам, ты не сможешь выбрать профессию, в которой хотел бы состояться (например, футболиста или пилота), не сможешь зарабатывать хорошие деньги и жить в достатке, не сможешь путешествовать и посмотреть мир. Думать о здоровье с самого раннего детства – одно из правил финансово грамотного человека!
Маму Яны можно назвать финансово грамотным человеком, ведь сначала она выделила деньги на «правильные» продукты, те, которые не нанесут вреда здоровью, а, наоборот, обеспечат сытость, запас витаминов и других полезных веществ.
И только на оставшиеся деньги мама разрешила купить Яне что-то из менее полезных продуктов.
Такое поведение нельзя назвать финансово грамотным, так как оно ведет к тому, что денег в семье становится меньше. Подобные «деликатесы» стоят достаточно дорого, но не насыщают, уже через некоторое время снова придется идти в магазин и тратить деньги. Не говоря уже о вреде здоровью от постоянного употребления таких продуктов.
Мы рассмотрели всего три задачи, но вы уже поняли, что деньгами нужно распоряжаться разумно, учитывая многие критерии. Назовите какие.
Обсуждение с учащимися.
А давайте попробуем составить Памятку, которая поможет вам экономно расходовать деньги.
1) Старайтесь тратить деньги с умом! Родители зарабатывают деньги свои трудом.
2) Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.
3) Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить сбережения.
4) Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь.
5) Если у вас есть желание приобрести дорогую вещь, которая вам не по карману, найди более дешевую альтернативу. Это тоже отличное решение и, к тому-же, за меньшие деньги, но попросите взрослых проверить сайт.
6) Финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.
На следующем классном часе по финансовой грамотности мы познакомимся с понятием бюджет. Что такое регулярные платежи? (комуслуги, телефон, интернет и т.д.) Поэтому дома узнайте какое количество денег расходуется ежемесячно.
На этом наш урок закончен. Подведем итоги: что Вы узнали сегодня? Что было для Вас полезным?
Спасибо, ребята. Надеюсь, полученная информация поможет вам в дальнейшей жизни и научит грамотно распоряжаться деньгами.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Почему вашему ребёнку нужно изучать финансовую грамотность
Школьники с седьмого класса стараются копить, а некоторые даже инвестируют. Они хотят быть финансово грамотными, но в большинстве школ соответствующего предмета ещё нет. Учить детей правильно обращаться с деньгами пока придётся вам. Наш автор Александр Карамышев, дипломированный экономист, поможет разобраться, как это сделать.
Недавно мы провели масштабное исследование среди школьников: почти две тысячи учеников 7–11-х классов из всех регионов страны ответили на наши вопросы об отношении к деньгам.
И вот что мы выяснили.
1) Большинство школьников планируют свой бюджет (47 % — на 1–3 месяца, 22 % — на 1–2 недели). Только треть ребят не ведёт учёт доходов и расходов.
2) 60 % детей хранят деньги в копилке, 22 % — на карте с процентом на остаток, 7 % занимаются инвестициями самостоятельно или с помощью родителей.
3) 42 % школьников откладывают большую часть получаемых денег на крупные покупки или поездки, почти столько же (38 %), наоборот, тратят больше, чем откладывают. Тратит всё один ребёнок из десяти.
4) Только 25 % ребят изучали финансовую грамотность на уроках. Ещё четверть опрошенных ищет информацию самостоятельно в интернете.
5) Почти половина детей (44 %) получает финансовые знания от родителей, но каждый четвёртый ребёнок ничего не знает об отношении своих родителей к деньгам.
Таким образом, пока в большинстве школ предмет «Финансовая грамотность» не введён в учебную программу, основная нагрузка по просвещению ложится именно на плечи родителей, которые сами не всегда это осознают и вплоть до окончания школы решают за ребёнка все денежные вопросы.
Почему с ребёнком, даже маленьким, нужно говорить о деньгах и бюджете?
Столкнётся ли ребёнок во взрослой жизни с формулами этилов, логарифмами или строением клетки — вопрос, а вот с деньгами ему точно придётся иметь дело. И чем раньше он научится обращаться с ними, тем проще будет жить. Причём не только ему, но и вам, ведь финансово грамотный ребёнок не станет клянчить новый телефон или модные вещи каждые полгода.
Во-первых, ребёнок поймёт, что почти всё в нашей жизни — ресурсы, ограниченные и имеющие стоимость. Речь не только о деньгах, но и об усилиях, времени. Он научится ценить их, а затем накапливать и искать способы приумножения. Начнёт планировать свой бюджет, принимать более взвешенные финансовые решения. Сначала простые, на уровне «если я буду каждый день тратить только половину карманных денег, которые даёт мама, то через три месяца смогу купить самокат», а затем и более сложные.
Во-вторых, дети, особенно маленькие, доверчивы и могут легко попасться на уловки мошенников на улице или в интернете. Скажем, переход по сомнительной ссылке, отправленной ребёнку со взломанного аккаунта одноклассника, может привести к утрате важных данных — паролей от банковских карт, электронной почты и т. д., а с ними и реальных денег, особенно если это происходило не с телефона, а с общего компьютера. И здесь без общего понимания стоимости денег, труда и времени, затрачиваемого на их получение, ребёнку тоже сложно оценить опасность.
Как научить ребёнка планировать свои траты и распоряжаться карманными деньгами?
Проще всего сделать это в игровой форме. С малышами — дошкольниками или учениками начальных классов — можно сыграть в магазин и профессии, чтобы ребёнок учился не только тратить деньги, но и зарабатывать их, оказывая услуги, пусть и понарошку. Обязательно с ценниками и ограниченным количеством валюты на руках. Это и математику подтянуть поможет, и научит делать выбор, потому что на всё не хватит. Донесите мысль, что деньги нельзя бесконечно доставать из банкомата и на карточке они тоже не безграничны.
В реальной жизни нужно закреплять эти навыки. Рассказывайте ребёнку, как и за что вы получаете деньги, почему в разных семьях разный уровень жизни, почему работа оплачивается по-разному. При походах в магазин объясняйте, почему похожие товары имеют разную цену, зачем делают скидки, как выбирать оптимальные по соотношению цены и качества вещи. Наглядно, например с помощью диаграммы, покажите, на какие цели тратите деньги, какую долю занимает каждая статья. Ребёнку достаточно знать о понятных ему расходах (еда, вода, свет, интернет, одежда, развлечения) — не стоит грузить его налогами или ипотекой.
Отправляйте его в магазин со списком покупок и определённым бюджетом на них, чтобы он научился укладываться в сумму. Когда он научится разумно распоряжаться вашими деньгами, можно доверить ему собственные. Навык планирования быстрее развивается, если давать карманные деньги не каждый день, а сразу на определённый период — например на неделю, — чтобы ребёнок научился распределять их.
Научить откладывать в детстве поможет красивая копилка, которую надо периодически опустошать и покупать что-то желанное. Поначалу помогайте ребёнку определиться с целью — тем, на что он реально сможет накопить в обозримой перспективе. Более взрослому ребёнку лучше завести карту с процентом на остаток и объяснить принцип её функционирования — это поможет заложить основы не только накопления, но и инвестирования.
Какие способы участия ребёнка в планировании семейного бюджета существуют?
Посвящать в семейный бюджет имеет смысл, когда у ребёнка сформировались базовые представления о деньгах. Для начала можно привлекать к обсуждению покупок — он должен видеть, что его слушают и имеют в виду его мнение. Если вы принимаете решение, противоположное тому, что предлагал ребёнок, объясните ему свои мотивы.
Показывайте, как вы ведёте доходы и расходы, на что и как откладываете и копите. Просите помочь. Например, посчитать, сколько денег уходит на воду и электричество, и проследить, чтобы они расходовались аккуратно. Объясните, что это, как и экономия бумаги или бережное отношение к вещам, вопрос не только денег, но и экологии. Однако не зацикливайтесь на экономии — учите зарабатывать.
В старшей школе можно найти подработку на лето или попробовать удалённые форматы. Расскажите об интернет-профессиях — копирайтинге, программировании, SMM и способах монетизации контента. Объясните основы инвестирования: что такое вклады, валюта, ценные бумаги, недвижимость, драгоценные металлы. Чем быстрее ребёнок освоит самостоятельное ведение бюджета и привыкнет к независимости, тем осознаннее будет относиться к семейному бюджету.
Ещё один важный аспект — информационная безопасность. Не использовать открытые точки доступа к Wi-Fi при работе с мобильным банком, не покупать на сомнительных сайтах, не переходить по сомнительным ссылкам, не сообщать никому ПИН-код карты или коды банка из SMS. С публикациями в соцсетях тоже стоит быть аккуратнее. Дома известных спортсменов и артистов, например, регулярно подвергаются ограблениям во время соревнований и концертов. С обычными людьми такое тоже случается — достаточно несколько раз похвастаться дорогими покупками.
16 июня в 14:00 (мск) в рамках проекта «Вокруг науки с «ЯКласс»» мы проведём онлайн-трансляцию «Кибергигиена. Как безопасно пользоваться личными данными», на которой разберём, как безопасно пользоваться социальными сетями, определять мошенников и фишинговые ссылки. Эфир доступен обладателям Подписки Я+.
Курс «ЯКласс» по финансовой грамотности: как он может помочь?
Мы прекрасно понимаем, что у вас полно других забот. Вы сможете объяснить базовые вещи, но садиться обновлять собственные знания и систематизировать всю информацию о деньгах, чтобы серьёзно разговаривать с подростками и учить их экономике, — большой и тяжёлый труд. Поэтому мы подготовили интернет-курс по основам финансовой грамотности для детей, рассчитанный на учеников седьмого класса и старше.
Он включает в себя восемь больших тем: объясним, зачем нужны налоги и какие они бывают, как работает банковская система — на что можно взять кредит, а на что не стоит, расскажем про страховку и пенсию, про инвестиции в ценные бумаги и валюту. Кроме того, отдельные темы посвящены работе предприятий и организации своего бизнеса, а также финансовой безопасности. Школьникам 7–9-х классов все вопросы поданы в более простой и понятной форме, ребятам старшей школы — в углублённой.
Как обычно на «ЯКласс», в курсе гармонично сочетаются теория и практика. Изучив общие сведения, ребёнок сможет сразу закрепить их с помощью заданий и тестов. В идеале совмещать это с личными беседами: например, ребёнок прошёл тему «Возможности пенсионного накопления», а затем вы обсудили с ним, что он понял. Можно разобрать на примере реальных пенсий бабушки с дедушкой. Изучил тему «Фондовый и валютный рынок» — можно открыть отдельный счёт и подарить несколько тысяч на инвестиции, пусть попробует собрать небольшой портфель из акций с облигациями.