Для чего изучать литературу
Пять шагов к пониманию классической литературы
Чтобы понимать и анализировать классику, нужно любить читать, развивать художественный вкус и поближе познакомиться с авторами и эпохой.
Начните с беллетристики
Корней Чуковский считал, что путь к «Евгению Онегину» начинается с детской литературы. Воспринимать сложные и многозначные тексты классических произведений, не имея читательского опыта, и в самом деле довольно сложно. Поэтому первый шаг к пониманию классики — это чтение беллетристики, то есть развлекательной литературы.
Известные, любимые многими поколениями юных читателей проверенные временем произведения в жанре приключений, детектива или фантастики, авторства Марка Твена или Жюля Верна, а также Джоан Роулинг и её цикл о Гарри Поттере — эти и подобные книги помогут полюбить сам процесс чтения, познакомится с разными сторонами жизни, увидеть героев в неожиданных обстоятельствах. У каждого человека есть та книга, что станет его проводником в мир литературы. Самое главное — отыскать её.
Читайте о современности
Понять и полюбить классическую литературу помогут произведения, описывающие наши современные реалии. Чем ближе действие к нашему времени, тем проще воспринимается книга: от читателя не требуется знание исторического и культурного контекста, он может ассоциировать героев с собой и своим окружением. На примере подобной книги неопытный читатель может потренироваться в анализе произведения: определить её идею, проблематику, авторскую позицию и языковые средства, которыми она выражена, и тем самым улучшить свои читательские навыки.
Подборку таких произведений можно составить самостоятельно. Я могу посоветовать следующий список:
Йорн Риэль «Мальчик, который хотел стать человеком»
Нина Дашевская «Я не тормоз»
Алексей Варламов «Лох»
Евгений Водолазкин «Лавр»
Дмитрий Быков «Июнь»
Хайтани Кэндзиро «Взгляд кролика»
Исигуро Кадзуо «Погребённый великан»
Полюбите стихи
Один из путей к пониманию классики — чтение стихов. Стихотворения, как правило, короче, чем рассказы, повести и тем более романы, но при этом эмоционально насыщены. Прочитав всего несколько строк, можно почувствовать авторское настроение и уловить образы, которые он стремился передать. Чтение стихов развивает литературный вкус, учит получать удовольствие не только от содержания, но и от формы произведения, неожиданной рифмы. Благодаря стихам читатель начинает видеть в тексте не только информацию, но и скрытые смыслы, а это умение — важная ступенька к пониманию классики.
📚 Планируете переход на домашнее обучение?
Пример гармоничного сочетания формы и содержания — фигурные стихи. Их писали многие поэты: Г. Державин, В. Брюсов, И. Рукавишников, А. Вознесенский и другие.
Кроме того, стихотворения дают представление и о культурном контексте, в них часто упоминаются разные подробности быта и образа жизни людей. Впоследствии это поможет в понимании более объёмных классических произведений. Например, прочитав стихотворение Пётра Вейнберга «На Невском проспекте», можно уловить особое настроение этой улицы, почувствовать характер проспекта. Это очень пригодится для понимания повести Н. Гоголя «Невский проспект», в которой Невский выведен в качестве самостоятельного персонажа.
Изучайте историю
Современным школьникам трудно понимать классику, потому что за сто или двести лет с момента написания произведения повседневная жизнь людей кардинально изменилась: другими стали обычаи, привычки, нормы, этикет. Из-за этого и персонажи, и события классических произведений кажутся далёкими и непонятными.
Здесь поможет изучение истории и культуры того периода, которому посвящено произведение, расширение кругозора в этом направлении.
Необязательно читать скучный учебник по истории — составить представление об эпохе помогут фильмы, ролики в интернете или другие книги писателей той эпохи. В любом произведении обязательно отражаются культурные реалии своего времени: быт, одежда, образ жизни разных сословий, любимые блюда и напитки. Помните, что авторы могут описывать не только свое время, но и прошлое, которому они не были свидетелями и которое изучали по историческим документам, воспоминаниям и мемуарам. Именно так, например, Пушкин написал «Капитанскую дочку».
Познакомьтесь с писателем
Необязательно подробно изучать всю его биографию или заучивать наизусть события и даты — это вряд ли продвинет вас в понимании классики. Однако некоторые детали биографии — те, которые имеют отношение к созданию конкретного произведения — могут дать ключ к пониманию его смысла или настроения. Например, стихотворения Пушкина, написанные в 1830 году в болдинской ссылке, обретают совершенно новое звучание, если знать, в каком эмоциональном состоянии в тот момент находился автор. Высланный в Болдино, Пушкин всей душой стремился обратно в Москву, где его ждала невеста Наталья Гончарова, и на этой волне эмоций и переживаний как раз и рождались его болдинские тексты. Среди них «Элегия»: «Но не хочу, о други, умирать; // Я жить хочу, чтобы мыслить и страдать…», «Бесы», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы».
Иногда, читая биографию автора, можно узнать какую-нибудь деталь, которая сразу сделает его ближе, понятнее, интереснее. Например, Гоголь очень любил макароны-спагетти с сыром, Грибоедов был дипломатом и погиб во время исполнения посольской миссии в Персии, а Анна Ахматова сочинила свое первое стихотворение в 11 лет. Порой одна такая деталь способна перевернуть представление о писателе и начать иначе воспринимать его произведения.
Что нужно запомнить:
1. Чтобы понять и полюбить классику, нужно много читать, двигаясь от простой, развлекательной литературы к сложным произведениям.
2. Чтение стихотворений поможет развить художественный вкус и умение видеть скрытые смыслы.
3. Знание истории и культуры позволит лучше ориентироваться в событиях произведения, поступках и мотивах героев.
4. Знакомство с писателем и деталями его биографии сделает его книги ближе и понятнее.
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Для чего изучают литературу в школе
Это случилось без малого 40 лет назад. На четвертом курсе я написал реферат о психологии-науке и психологии-искусстве и попросил прорецензировать его крупнейшего советского психолога Петра Яковлевича Гальперина. Петр Яковлевич был не только крупным ученым. Пожалуй, главный его талант был в том, что он был учителем от Бога – талант, который встречается крайне редко.
Петр Яковлевич, несмотря на огромную загруженность и в это время уже, мягко говоря, небогатырское здоровье, незнакомому студенту не отказал и через пару недель пригласил меня домой (времена были такие, что это не вызывало удивления). Поля возвращенного мне реферата все были покрыты критическими замечаниями.
Одно из них попало в цель настолько точно, что я запомнил его на всю свою последующую творческую жизнь. Умение задавать такие вопросы и есть то, что отличает настоящего учителя.Замечание звучало так: «Попробуйте ответить сначала, для чего изучают литературу в школе? Это вопрос не простой…». Лет тридцать прошло прежде, чем я смог сказать себе, что я знаю ответ на этот вопрос. Спасибо Вам, Петр Яковлевич!
Итак, для чего? Вопрос звучит очень просто, но ответ на него отнюдь не прост. Конечно, далеко не в первую очередь, чтобы познакомить детей с элементами литературоведения. Это задача последняя по значимости. А для чего же?
У уроков литературы в образовательном процессе три главные функции:
1) «втягивание», «погружение» школьника в художественную культуру, в культурный процесс;
3) «выращивание души» через ее эстетическое развитие.
О каждой из них нужно говорить отдельно.
Культурный процесс. Он образован совокупностью всех произведений искусства, создаваемых в обществе. Через эти произведения общество осознает, понимает себя. Через эти произведения общество говорит о себе, рассказывает о себе и своим собственным членам, и другим обществам. Иначе говоря, культурный процесс – это зеркало жизни общества, и прежде всего, его внутренней, духовной жизни – мыслей, чувств, переживаний. Недаром, один из первых теоретиков искусства называл искусство «общественной техникой чувств».
Включение подрастающего человека в культурный процесс крайне важно, так как именно в нем формируется осознание себя как частицы общества, осознание себя членом общества и, в частности, осознание себя гражданином – гражданское чувство. Но гражданское чувство – только частность. Приобщаясь к культурному процессу, человек «пропитывается», «заражается» всей системой идей, которыми живет общество: и тех, которые общество осознает более четко в виде теорий, и тех, которые осознаются более смутно в форме художественных образов и общих для всех членов общества чувств. Втягивая человека в культурный процесс, школьная литература делает его сознательным членом общества, членом общества, осознающим свою принадлежность к обществу.
«Тренинг жизни». Подросткам при их огромном желании жить и чувствовать совершенно естественно не хватает жизненного опыта – жизнь ведь только начинается. Отождествляясь с литературными героями, школьник проживает непрожитые им в реальной жизни ситуации, наращивая жизненный опыт. Конечно, не столько сам опыт, сколько его прообраз. Но и этот прообраз очень важен: он формирует то, что психологи (к слову, термин был введен как раз в работах Гальперина) назвали «ориентировочной основой деятельности», хотя в данном случае точнее было бы говорить не о какой-то одной деятельности, а всей жизне-деятельности, всей жизни человека. Естественно, «книжное знание» не может заменить знания жизни, но оно помогает растущему человеку ориентироваться в жизни и организовывать накапливающийся опыт.
И наконец, эстетическое развитие, развитие эстетического чувства. Это одна из важнейших стадий духовного развития человека, развития его сознания. Способность к эстетическим переживаниям появляется, когда сознание становится достаточно широким, чтобы одновременно удерживать несколько линий (отношений между «частями» картины), чье развитие и взаимодействие как раз и ответс венно за эстетическое переживание. Чем шире сознание человека, тем ярче и глубже его эстетические переживания, тем сильнее он чувствует красоту мира. Отсюда понятна центральная роль эстетического развития во всем воспитательном процессе: формируя способность чувствовать красоту, мы растим саму душу. В школе эстетическое чувство развивается (во всяком случае, должно развиваться) на уроках литературы.
Отсюда понятно, и сколько времени должна изучаться литература в школе, и какой должна быть учебная программа.
Литература (вместе с математикой, формирующей культуру мышления) является важнейшим предметом, обязательным к изучению для всех школьников, неважно, кем они собираются стать в будущем – физиками, лириками, футболистами или животноводами… Ивремени на уроки литературы жалеть нельзя: нужно дать школьникам возможность растить себя и учиться жить не 2 и не 3, а, как минимум, 5 часов в неделю – не меньше часа в день.
Что касается самой учебной программы, то и здесь нет никакого «бинома Ньютона».
Во-первых, она должна быть определена жестко и исключать (во всяком случае, очень сильно ограничивать) вкусовой произвол преподавателей. Иначе мы неизбежно будем воспроизведить ситуацию из «Республики ШКИД», когда учитель литературы поет на уроках «Не женитесь на курсистках…». Творческая свобода учителя должна проявляться не в этом…
Во-вторых, входить в программу должны произведения, определяющие существо культурного процесса, то есть классика из классики. Таких произведений сравнительно немного, и они все хорошо известны: «Евгений Онегин», «Горе от ума», «Мертвые души», «Война и мир», «Братья Карамазовы», «Три сестры», «Мастер и Маргарита», «Доктор Живаго», «Архипелаг Гулаг». Расширять этот список, естественно, возможно, но делать это нужно очень осторожно, и заниматься этим должны не случайные люди и даже не РАО, а те, кто составляют нашу художественную и интеллектуальную элиту.
И в заключение еще об одном… Конечно, серьезное преподавание литературы должно было бы включать и знакомство с мировой литературой: Ведами, Библией, «Дао дэ дзин», Гомером, Руми, Шекспиром, Гете… Но… боюсь, сегодня этого нам просто не осилить…
Зачем современному школьнику нужны уроки литературы?
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Черняева Елена Васильевна, Санкт-Петербург
Зачем современному школьнику нужны уроки литературы?
В современном мире классической литературе и чтению предается всё меньше значения. Некоторые считают уроки литературы бесполезными, но, думаю, это происходит из-за отсутствия понимания значения этих уроков для человека. Математика учит считать, история дает знания о значимых событиях человечества, но что дает литература? Казалось бы, знание сюжета, например, «Войны и мира» в жизни пригодится мало, но не всё так просто.
Во-вторых, классическая литература помогает развить эстетический вкус, чувство прекрасного. Благодаря урокам литературы ученик развивается духовно. И если, например, понятия об устройстве жизни и нравственности можно получить также на обществознании, то на духовное развитие человека влияет главным образом литература. Вместе с тем, читая, развивается словарный запас. Речь человека читающего всегда будет более красивой и грамотной, нежели того, кого литература обошла стороной, что в свою очередь помогает лучше адаптироваться в обществе.
Но, главное, уроки литературы учат правильно читать, анализировать текст. Фактически это инструмент, позволяющий человеку в дальнейшем читать сложные произведения, разбирать их, обдумывать, вместо пролистывания туалетных романов. Так, например, для полноценного и глубокого понимания «Войны и мира» подростку необходимы комментарии учителя, но благодаря этой базе после выпуска из школы сложные тексты как «Атлант расправил плечи» или «Илиада» смогут быть осмыслены самостоятельно.
Подводя итог, необходимо сказать: уроки литературы необходимы хотя бы потому, что без них русская классика может уйти в историю. Происходит так, что испанцы уже не понимают Сервантеса. А ведь классики завещали идеи, ставшие наследием человечества. Эти люди познали жизнь и передали знания потомкам. Так что, думаю, переняв эти знания, жизнь может стать понятнее. Проблема в том, что мы живем в век информационных технологий и читаем не меньше, чем наши предки, но больше различных статей и переписок, а не классической литературы. Так происходит из-за клипового мышления современного поколения и отсутствия мотивации. Но уроки литературы призваны привить любовь к чтению книг.
Важность литературы в школьной программе
Некоторые школьники не понимают, для чего нужно читать книжки. Вместо этого современная молодежь предпочитает общаться в социальных сетях и играть в компьютерные игры. При этом подростки совершенно не осознают важности литературы в школьной программе и всячески игнорируют эту учебную дисциплину.
Чтобы ответить на вопрос, для чего нужно изучать литературу школьникам, совсем не обязательно вести теоретические дискуссии и вдаваться в дебри литературоведения. И самое главное, нет смысла придумывать, чему и для чего может служить литература в школе. Необходимо понять, для чего она нужна в реальной жизни.
Благодаря книгам, мы лучше понимаем людей, жизнь, окружающую нас, узнаем о лучших человеческих идеалах. Читая то или иное произведение, мы сопереживаем героям, и это значит, что книги развивают наши чувства, делают нас эмоционально более чуткими и тонкими.
Начитанность имеет большое значение. И не случайно даже при поверхностном знакомстве с человеком несложно догадаться, любить ли он читать и какие книги его интересуют.
Знакомиться с художественной литературой совершенно необходимо, ведь именно там собран весь опыт, приобретенный человечеством. Иными словами, читая книги, человек учится жить. Польза произведений Толстого, Достоевского неоценима, ведь взгляды этих писателей научили людей мыслить по-иному.
Прочитав роман, подросток поймет горе отвергнутой любви, обаяние внутренней, а не внешней, красоты, грусть человека о прошедшей юности… Некоторые люди, не понимающие важности литературы в школьной программе, утверждают, что она воспитывает лишь тем, что учит подражать положительным персонажам и ненавидеть отрицательных. Но такое мнение слишком примитивно и односторонне.
Художественная литература помогает развивать чувства и воспитывает правильное отношение к жизни, однако подросток не может все в книге понять самостоятельно. Для этого и нужен учитель. Изучая любую книгу, вы должны четко понимать, чем и в чем именно она может приблизить школьника к идеалу, чем и в чем сделает его лучше. Это и будет для вас той направляющей внутренней силой, которая будет диктовать вам определенную систему работы.
Зачем школьникам читать классическую литературу
В классической литературе встречается много слов, которые современный ребёнок не понимает. Например, что такое кибитка или бричка? Но это не повод не читать произведения из школьной программы. Наш блогер Мария Терленева объясняет, зачем детям (даже в пять лет) читать классику и разбираться в устаревших словах.
Существует мнение, что в школе изучать классическую литературу необязательно. Мол, помилуйте, как ребёнку разобраться во всех этих бричках, кибитках и метаниях лишнего человека. Не до того. Детский разум не созрел для таких исканий.
Немного личного опыта
Мне кажется, это от лукавого. В своё время, когда бабушка предлагала мне учить сильно ею почитаемого Пушкина, я особо не брыкалась, но и не понимала: зачем? Наверное, в том была ошибка — не объяснить ребёнку, для чего он что-то делает. Я ведь тоже не понимала, что это за облучок, на котором сидит ямщик, и смутно осознавала, что салазки — это санки. Пять лет — странный возраст, когда всё интересно, но не всё понятно.
Так вот. Несмотря на все эти сложные кибитки, салазки, ноне и прочие странные слова, я стихи Пушкина учила и даже в определённой степени восхищалась музыкальностью. Его сказки знала чуть не наизусть, хотя там старинных слов тоже порядком.
Потом пришла пора читать Лермонтова, Тургенева, Достоевского, а ещё учить историю. И — о ужас! — там было множество всяческих непонятных слов, некоторые из которых для меня и по сей день — тёмный лес. Но было интересно, захватывающе, полезно.
Почему классика не утратила актуальности?
На мой взгляд, учить литературу, причём параллельно с историей, очень важно. Так маленький человек обретает связь со своими корнями и чувствует собственную идентичность. Понимает — актуально для подростков — как бы он ни был одинок, он не один, такие люди уже были и уже сталкивались с подобными проблемами, а значит — проблемы решаемы.
Интерес к русской литературе должен быть ещё и потому, что герои там — отражение общества. А общество наше не слишком меняется, если брать в расчёт, что история двигается по спирали. Человек проходит те же этапы, что и раньше — детство, отрочество, юность, взросление, старость. И про всё это уже сказано. Уже написано.
Углубиться в трансцендентальный, психологический анализ поэтики Достоевского или изучить влияние алкоголя на знаменитых русских литераторов можно много позже, но ведь не только для подобных исследований писались великие книги. Подозреваю, что немногие авторы лелеяли надежду, что их произведения будут изучать в школе.
Что такое литература?
Литература как бы поясняет жизнь. Это своего рода инструкция по применению, которую писали люди, много думающие, анализирующие и тонко чувствующие. Литераторы — как лакмусовая бумажка своей эпохи. В 1910-20-х в России наступило смутное время, и мы не видим ни одного полностью психически здорового литератора. Они отражают действительность, окружающий распад, показывают своим творчеством то, что происходило, краше, чем любой учебник истории.
Литература, как и любое искусство, порой потрясает, порой вызывает недоумение. Но у человека она должна также вызывать желание разобраться, что происходило, почему так, как быть дальше.
Даже если мы отойдём назад и погрузимся в золотой век русской литературы (XIX), это много нам даст для понимания и современного общества в том числе. Те же самые идеи, выставленные в новом свете, господствуют и сейчас. Изменилась окружающая обстановка, но человек со своими нравственными метаниями, внутренними терзаниями и попытками познать себя, остаётся тем же самым. Тут литература, как хороший психолог, помогает найти корни, увидеть закономерности и понять, что есть «луч света в тёмном царстве», выбрать ориентиры и действовать согласно нормам морали и этики, понимая, что за попытку пойти не по тому пути придётся в итоге расплачиваться.
В чём же практическая польза классической литературы?
Классика даёт нам то, что не дадут ни комиксы, ни современные книжки:
Вот почему стоит читать литературу, изучать литературу, пробираться сквозь неясные места и даже сверяться со словарями. В конце концов, что такое непонятные слова перед попыткой понять себя? Лишь мелкие мошки, которые порой назойливо гудят и лезут в лицо, но не способны прервать путешествие.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.