Для чего изучают астрономию в школе
Время астрономии: зачем нужен этот предмет в школе?
Материал подготовлен на основе вебинара «Зачем нужна астрономия?». Ведущий — Сергей Попов, астрофизик, доктор физико-математических наук,ведущий научный сотрудник ГАИШ МГУ, профессор РАН.
Астрономия вводится в учебный план с начала учебного года, закономерно возникает вопрос — зачем. Для чего тратить время на изучение объектов, которые находятся слишком далеко и никак не связаны с практической жизнью?
Недавно были названы лауреаты Государственной премии РФ 2017 года в области науки и технологий, ими стали лидеры мировой астрофизики Рашид Сюняев и Николай Шакура — за создание теории дисковой аккреции вещества на черные дыры. Теория дает возможность быстро идентифицировать не только черные дыры, но и нейтронные звезды, и белые карлики, и протопланетные диски вокруг молодых звезд. Теория применима для изучения экзопланет, которых астрономы открывают все больше. Но имеет ли это влияние на нашу жизнь? Спрашивают, зачем тратить миллиарды на телескоп? Но дело в том, что дорогой научный проект — как шоссе через джунгли: его трудно пробить, зато за ним пойдет большой поток научной информации и технологий, которые обогатят человечество. Космические проекты очень дорогие. В стоимость входят: уникальность разработки, единичность экземпляра, высокие технологии, космос, риски.
Сергей Попов, астрофизик, доктор физико-математических наук,ведущий научный сотрудник ГАИШ МГУ, профессор РАН: «Наука является едва ли не лучшим заказчиком самых современных технологий, которые при этом не становятся секретными, а сразу переходят в коммерческую, если хотите, часть технологического развития и в этом смысле очень быстро попадают к нам. Астрономия выступает лицом науки в коммуникации с обществом, это очень важная роль, не все науки в каждый данный момент времени могут ее играть. Сейчас — время астрономии».
Цель космических проектов — делать действительно важные открытия и продвигать науку вперед, причем не только физику и технологию. Астрономия помогает разным наукам проверять гипотезы в не достижимых на Земле условиях. За важными фундаментальными открытиями неизбежно следуют попутные, за ними — непредсказуемые будущие применения. Применение может быть отсрочено на десятки и сотни лет. Когда Ньютон делал доклад о результатах изучения тел солнечной системы, никто не мог думать о приборах в космосе для получения информации. Когда мы видим рентгеновские детекторы в аэропортах, мы не думаем, что сначала они понадобились астрономам. Или квазары: люди, возможно, и слова этого не понимают, но пользуются навигаторами. Квазары — база систем ориентации. Ну, а 50 лет назад люди, их открывшие, на вопрос о практическом применении только руками бы развели. Или WI-FI: это радиоастрономы решали задачу обработки радионаблюдений. Сейчас на очереди «приручение» рентгеновских пульсаров, которые будут самостоятельно ориентировать спутники, создавая локальную систему ориентации тела в космосе. То есть фундаментальные открытия пригождаются человечеству, но обычно не сразу.
Коротко о нескольких перспективных космических проектах:
Регистрация космических лучей самых высоких энергий. Обсерватория имени Оже в Аргентине — это 1000 наземных детекторов для обнаружения частиц плюс 24 телескопа. Возможно, в скором времени детекторы будут поставлены прямо в космосе. Цель проекта — изучение редких частиц очень высоких энергий. Их происхождение пока неизвестно.
Наблюдения нейтрино. Нейтрино — это и новый канал изучения космоса, и новый способ. Огромный детектор в Антарктиде обнаруживает нейтрино высоких энергий. Известно, что приходит нейтрино от Солнца, нейтрино от сверхновых звезд…происхождение неизвестно.
Гравитационные волны. От взаимодействия черных дыр образуется гигантская энергия, возникают волны. Их изучение — единственная возможность понять, как работает природа, в которой мы живем. Начинается эра гравитационно-волновой астрономии, это новый способ изучения вселенной. Первая ласточка — космический проект LISA.
Итак, астрономия — красивая и строгая наука, она захватывает. Заинтересовать школьников астрономией легко, но не в последнем классе школы, а тогда, когда у детей жив интерес к космосу, есть способность мечтать и готовность что-то изучать. Астрономия — область открытий, и только решенными задачами обходиться нельзя. Через научную фантастику, фильм «Интерстеллар», по шажочкам — к науке…
Записала Людмила Кожурина
По какому учебнику преподавать астрономию в школе?
Учебник Б.А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страута соответствует требованиям ФГОС и предназначен для изучения астрономии на базовом уровне. В нем сохранена классическая структура изложения учебного материала, большое внимание уделено современному состоянию науки. За последние десятилетия астрономия достигла огромных успехов. Сегодня она принадлежит к числу наиболее быстро развивающихся областей естествознания. Новые устоявшиеся данные по исследованию небесных тел с космических аппаратов и современных крупных наземных и космических телескопов нашли свое место в учебнике. Является единственным в России учебником астрономии, рекомендованным Министерством образования и науки РФ и включенным в Федеральный перечень (Приказ № 253 от 31.03.2014 г.). К учебнику прилагается рабочая программа. Купить учебник
Статья на тему » Значение астрономии в школьном курсе и особенности ее изучения с применением ИКТ
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Значение астрономии в школьном курсе и особенности ее изучения с применением ИКТ
В статье рассматривается учебный предмет астрономия как важная составляющая учебного процесса. Выявляются факторы, согласно которым астрономия актуальна как обязательный школьный предмет. Обозначается необходимость использования новых средств и технологий при обучении астрономии, а также приводятся некоторые примеры. Также обуславливается важность разработки новых электронных образовательных ресурсов для повышения качества образования.
Ключевые слова: астрономия, преподавание астрономии, мировоззренческие аспекты, современное образование, информационно-коммуникационные технологии.
Появление астрономии в качестве обязательного школьного предмета породило множество вопросов касаемо всех аспектов преподавания данного предмета. Кроме традиционных вопросов «как, чему и кого» обучать, также у многих возникает вопрос о необходимости введения данного предмета. В процессе становления астрономии как школьного предмета у многих возникал вопрос: зачем нужна астрономия, если всю необходимую информацию при необходимости можно узнать самому. Этому вопросу противопоставляются результаты социологического опроса среди населения, которые показывают утрату многих мировоззренческих аспектов, в том числе и тех, что касаются астрономических фактов. Поэтому добровольного изучения астрономии, к сожалению, недостаточно для того, чтобы развить гармоничную, всесторонне развитую личность. Не зря на протяжении многих лет ранее астрономия была важной частью классического образования.
Зачем учить астрономии?
Прежде всего, стоит разобраться, почему астрономию стоит до сих пор считать актуальным предметом в современном школьном образовании. На это есть несколько причин:
Астрономия является важной частью культуры, включающая в себя как практическое значение, так и философское, и религиозное. Например, календарь базируется именно на астрономических фактах. Многие культуры писали свою мифологию, задействуя небесные тела и явления.
Астрономия имеет огромное практическое значение: не только календарь, но и время, изменения сезонов, навигация – базируются на астрономических знаниях. А также понимание сложных процессов в окружающем мире (и Вселенной) невозможно без астрономии.
При изучении в классе астрономия становится отличным источником полезных иллюстраций экспериментального метода научного познания. В астрономии также существует огромное количество примеров использования моделирования при изучении различных процессов. Все это имеет огромное значение для понимания сути научного метода познания.
Астрономия также является источником иллюстраций для многих физических законов и теорий, например, гравитации и релятивизма, скорость света, спектрография.
Кроме всего прочего астрономия является сильным мотивационным фактором. Она может стать побудителем к изучению науки не только в качестве хобби, но и на более серьезном уровне. А также может использоваться в качестве профориентационного инструмента, так как, являясь постоянно развивающейся отраслью, порождает необходимость в новых специалистах и кадрах.
Эти причины обуславливают важность астрономии как обязательного школьного предмета. Однако, так как астрономия в таком качестве появилась в школах снова лишь недавно, особенно остро стоит вопрос о том, как именно ее следует преподавать. Очевидно, что в условиях современного образования необходимо применять новые методы и технологии, чтобы достигнуть лучших результатов. Одним из наиболее очевидных и универсальных решений является использование информационно-коммуникационных технологий на уроках. Например:
Презентации к урокам, в качестве иллюстративного материала;
Тематические научные фильмы;
Онлайн планетарий и т.д.
Уже сейчас многие учителя используют данные средства для достижения лучших образовательных результатов. Я считаю, что для улучшения качества обучения не стоит останавливаться на данных средствах, необходимо разрабатывать новые электронные образовательные ресурсы, причем не только для работы в классе, но и для внеурочных и домашних занятий.
Итак, введение астрономии в качестве обязательного учебного предмета – важный шаг для улучшения качества образования, в том числе, для развития мировоззрения учащихся. Для достижения качественных образовательных результатов необходимо использовать современные образовательные технологии, в частности, информационно-коммуникационные технологии. Причем не только использовать уже готовые, но и стремиться к созданию новых ресурсов.
Через учебники – к звездам
Астрономия вернулась в школы четыре года назад, и ей не очень-то обрадовались ученики 10‑11‑х классов, которые не всегда воспринимают этот предмет всерьез. И как результат путают солнцестояние и равноденствие, думают, что Полярная звезда самая яркая на небе. Учителя астрономии, которых, кстати, в педвузах-то не готовят, чтобы провести интересно космический урок не по устаревшим учебникам, занимаются на курсах, слушают лекции, вгрызаются в Глобальную сеть в поисках полезных и захватывающих материалов, чтобы школьники в том числе научились отличать научные астрономические достижения от мифов и ложных сенсаций.
Зачем нужна астрономия?
Астрономия – это мировоззренческая наука, которая позволяет школьникам определиться с местом человека во Вселенной. И это не философское, а вполне прикладное знание: ребята узнают о теориях происхождения Вселенной, роли астрономии в навигации, развитии российской и мировой космонавтики. Курс астрономии поддерживает и другие предметы: математику, физику, биологию, химию. Дисциплины пересекаются и дополняют друг друга. Сегодня астрономический вопрос есть, например, в ЕГЭ по физике.
Кроме того, астрономия – это действительно интересно, так считают некоторые школьники. Близнецы Настя и Полина, девятиклассницы московской школы, хотят стать астрофизиками. Еще в 7‑м классе они увлеклись космосом, год назад обе прошли отбор и поступили на трехгодичный курс в астрофизическую школу «Траектория», где, кстати, 5 человек на место. Школьной программы по астрономии им явно недостаточно.
– Одноклассники нас не понимают. Удивляются. Странный выбор для девочек – стать учеными-астрофизиками, ведь в моде IT-специальности, – говорит Полина.
Но заинтересованных учеников единицы. Согласно весенним исследованиям Института прогрессивного образования 38% российских школьников 8‑11‑х классов хотели бы исключить астрономию из учебной программы. Школьники уверены, что предмет слишком сложный и никогда им не пригодится в жизни.
Ситуация с астрономией в школах
– Мы с классом посетили планетарий, я вижу, что им эта тема не особо интересна. Астрономия нужна тем, кто собирается поступать в МГУ на астрофизиков, а у нас физику сдают 8 человек из трех выпускных классов. Школьной программы достаточно для общего развития. Если бы мы видели заинтересованность детей, организовали бы дополнительные занятия, – констатирует учитель физики школы №2120 Елена Носова.
В ее школе уроки астрономии проходят в электронном формате. Учитель прикрепляет материал для изучения, задания в дневнике МЭШ и оценивает учеников по результатам.
В других московских школах похожая ситуация – занятия проходят по учебникам, ребята посещают планетарий, в некоторых школах есть свой надувной купол для изучения звезд. Учитель физики школы №1392 имени Д.В.Рябинкина Алексей Калякин говорит, что среди его выпускников в этом году желающих стать учеными-астрофизиками не нашлось, а для ребят знания школьной программы более чем достаточно.
При этом, по данным ВЦИОМ, астрономия стоит на втором месте среди научно-популярных направлений, которыми интересуются россияне. Но среди старшеклассников наука о космосе совсем непопулярна.
Почему так происходит?
Астрономию в школе изучают в 10‑11‑х классах. К этому времени ученики, обычно уже определившиеся с будущей профессией, осознанно идут в предпрофессиональные классы: инженерный, медицинский, педагогический. А тут новый предмет. Одновременно с ним дети начинают готовиться к ЕГЭ и поступлению, и кроме этого едва ли их что-то еще интересует. В итоге астрономию подростки считают лишней, отнимающей драгоценное время.
Кажется, самым логичным решением было бы начинать преподавать астрономию в более раннем возрасте. Именно так и делают некоторые школы.
– В 2086‑й начинают знакомиться с астрономией еще в средней школе. В мобильном планетарии смотрим затмение. В образовательной организации есть астрономический кружок. Для 7‑9‑х классов это общее знакомство с космосом, для 9‑11‑х классов – подготовка к астрономическим олимпиадам, – рассказывает учитель астрономии Александр Ярцев.
Учитель астрономии школы №1368 Любовь Кушнир влюблена в астрономию и горит этим предметом:
– До пандемии мы ходили в астрономические походы, смотрели на звездное небо, говорили с ребятами о космосе. У меня есть выпускница, яхтсменка, она при встрече всегда меня благодарит, потому что пользуется знаниями, полученными на уроках, для ориентирования в море. У нас в школе есть мобильный планетарий, хотелось бы фильмов побольше. Есть интересные американские, но не хватает российских, о достижениях в нашей стране.
Кто и по каким материалам сегодня преподают астрономию?
Чаще всего в школах астрономию преподают учителя физики. Иногда – математики, биологи и даже учителя английского. Сложно вызвать живой интерес у школьника, если взрослый сам не погружен в предмет. В астрономии есть темы, в которые вникнуть без грамотного эксперта не получится.
Фонд некоммерческих инициатив «Траектория», который занимается образованием, стал проводить бесплатные семинары, чтобы помочь учителям астрономии, педагогам «началки», кружков и даже преподавателям вузов разобраться в звездном мире. Именитые ученые, доктора и кандидаты наук из космического мира рассказывают о методике преподавания, авторских разработках, опыте зарубежных коллег.
По словам преподавателя астрофизической школы «Траектория» кандидата физико-математических наук Марии Богдановой, на занятиях даже были обзоры европейских методик преподавания для разных возрастов. Богданова уверена: такие программы для передачи опыта среди учителей просто необходимы, ведь, если школа вводит астрономию в программу в средней или начальной школе, учителя могут сами не разобраться в сложном материале.
– Я слушал лекции таких ученых, как Дмитрий Зигфридович Вибе, Олег Васильевич Верходанов, Владимир Георгиевич Сурдин, Сергей Арктурович Язев. Эти встречи много дают учителям – энтузиастам астрономического образования. На занятиях определенная космическая атмосфера, – не сдерживает эмоций учитель астрономии Анатолий Гончаров.
Многие учителя жалуются на нехватку материалов для изучения астрономии. Учитель физики и астрономии Татьяна Чашкина отмечает:
– Сложно найти материалы, чтобы подача была интересная и соответствовала школьной программе. Есть много фильмов, но они о пришельцах или с антинаучной информацией. Детям такое не покажешь. Можно объяснить астрономию на пальцах. Но лишь объяснить, а не увлечь и заинтересовать. Мне в этом году повезло, я во время зимних каникул прошла бесплатные онлайн-семинары для учителей астрономии в фонде «Траектория» и была в восторге! Я поняла, что не одна со своими проблемами, и узнала новые методики, источники и материалы, даже фильмы фонда, которые использую на занятиях, и уроки стали незабываемыми.
– Трудности, безусловно, есть. Главная – быстрое устаревание учебников: астрономия развивается бурно, издатели не успевают. По правилам учебники годны до 5 лет. В Сети появляется много нового и интересного, приходится долго отбирать материал, а потом оформлять в виде презентаций. Существующие электронные ресурсы, хотя они качественные, тоже не успевают за временем, – говорит Анатолий Гончаров.
Педагог с детства увлекается астрономией и прослушал семинары фонда «Траектория». Теперь он использует на уроках материалы тех занятий. Иногда переделывает их под учеников более младшего возраста:
– Когда слушаешь лекции ученых, можно задать вопрос и получить ответ – это важная часть занятий. Кстати, материалы семинаров всем присылают. Лекции физиков и астрономов, биологов, гуманитариев выложены на сайте «Траектории».
Пока астрономия в школе сталкивается с нехваткой материалов, заинтересованных учителей и учеников. Это можно решить, если предмет будет идти в ногу с наукой, учителя – прокачивать свою квалификацию, рассказывать о невидимой темной материи и белых карликах, и тогда увлеченных астрономией школьников станет гораздо больше.
Через термины к звездам: зачем нужна астрономия в школе
Да, безусловно. Причина кроется в большом объеме взаимосвязанной информации, которую невозможно внятно передать детям в виде отдельных «кусочков», разбросанных по курсам физики и географии. Хотя астрономия теснейшим образом связана с физикой и как наука позволила открыть множество общих физических законов, последние базируются на наблюдении конкретных небесных тел, расположенных на небе определенным образом (звезд, планет, спутников, галактик). В свою очередь, невозможно рассказать, где эти тела находятся, без связи с географией и преподавания основ сферической астрономии и систем астрономических координат, а также созвездий. Поэтому астрономия — это междисциплинарный, но тем не менее единый и неделимый школьный предмет.
Главный вклад астрономии в школе, на мой взгляд, заключается в том, что это единственный предмет, который дает реальное, полноценное представление о том, где вообще мы живем и как устроена Вселенная. Астрономия — это лучшая прививка от лжи об устройстве мира, которая, к сожалению, сегодня часто встречается в СМИ и интернете. Всегда приятно видеть потрясение детей (а оно проявляется очень явно), когда они осознают, сколь уникален, но в то же время мал и незначителен в масштабах космоса тот голубой шарик, на котором сосредоточены все наши жизни и проблемы. Ребята узнают о реальной связи Солнца и Земли, перестают воспринимать солнечные и лунные затмения как нечто сверхъестественное и непонятное, получают основные знания о планетах и о том, как действие различных механизмов во Вселенной привело к эволюции самой Вселенной, Земли и, в конечном счете, человека.
Астрономия — это лучшая прививка от лжи об устройстве мира
Говоря о «приземленных» навыках, школьный курс астрономии в том виде, в котором он существовал раньше, давал ребятам базовые навыки определения своего географического положения по небесным телам, не говоря уже об ориентации по сторонам света. Это может показаться не столь необходимым в век вездесущих смартфонов и GPS, но в действительности эти системы очень хрупки и имеют множество слабых мест. Они уязвимы перед лицом стихийных бедствий и человеческого произвола. Кроме того, еще существуют места, где технологии по тем или иным причинам просто непрактичны.
В отличие от многих коллег, которых к изучению астрономии побудил первый взгляд в телескоп, меня в школьные годы увлекли сведения о том, что происходит на других планетах, удивительно разнообразных и часто очень непохожих на Землю. Тогда, в 2000-е годы, как раз начался период больших открытий в планетологии, поэтому свежие данные поступали едва ли не еженедельно — о новых экзопланетах, вращающихся на «безумных», с нашей точки зрения, орбитах, о раннем климате Марса, спутниках Юпитера и Сатурна, которые активно изучались аппаратами Galileo и Cassini. Не втянуться во все это было решительно невозможно.
Для меня астрономия, как и биология с экологией, — это неисчерпаемая книга о доме, в котором я живу. Все равно что знать, где у тебя что лежит в квартире и что с чем связано. Это необходимо для жизни, а иначе человек становится глухим слепцом, который постоянно натыкается на стены. и на острые предметы.
Да, я, наверное, был одним из последних, кто застал этот предмет в школе. В самой астрономии нравилось все, чему немало способствовал старый, но совершенно прекрасный учебник Воронцова-Вельяминова. Изучив по нему тему, можно было дальше «копать» в любую сторону, благо был интернет. Что касается преподавания, то мне не нравились отсутствие «живых» наблюдений и, увы, низкая квалификация учителя.
Логично преподавать астрономию примерно в той же последовательности, в которой она развивалась исторически, чтобы каждая новая тема была связана с предыдущей. Вначале — элементарное ориентирование по звездному небу, знакомство с координатами и методами астрономии — наблюдения невооруженным глазом, телескопами и космическими аппаратами. Затем: а что там, на небе, собственно, светит? Тут уже возникают такие темы, как устройство Солнечной системы, устройство галактики, основы космологии. Мне кажется, что предмет должен быть рассчитан минимум на два года, при этом в старших классах нужно делать упор на всеволновую, нейтринную и гравитационно-волновую астрономию, на спектроскопию и другие современные методы наблюдения. Кроме того, в этот период необходимо заложить понимание, что реальная астрономия — это знание физики, астрофотографии, умение корректно обрабатывать полученные наблюдения, программировать софт и модели.
Сейчас строго придерживаться этого «исторического» порядка уже не так легко, поскольку мы знаем больше об астрономии, чем раньше. Например, трудно говорить о самой Солнечной системе, не сравнивая ее с другими открытыми планетными системами, условия в которых зависят от типа звезд, вокруг которых они вращаются. Этой логики придерживаются такие известные пособия, как книги авторства Воронцова-Вельяминова и Страута, Галузо, Голубева и Шимбалева. В целом они современные, содержат практические задачи и лишь местами отстают. Но для школы наверняка потребуется другая, новая литература.
В школе должны быть организованы «живые» наблюдения в телескопы: без этого теряется связь с реальностью
При этом не стоит забывать, что учитель должен быть «подкован» и заинтересован в теме. Без этого нельзя увлечь учеников. Ему нужно понимать, что астрономия сейчас развивается очень активно, и часто то, что еще вчера было неизвестно, сегодня уже не является тайной. Но самое главное — в школе должны быть организованы «живые» наблюдения в телескопы: без этого любое красивое изложение предмета потеряет связь с реальностью. Сейчас сделать это достаточно просто — есть немало публичных обсерваторий, например, в Московском планетарии. А еще в России много астрономов-любителей, которые периодически проводят уличные наблюдения. От школы требуется лишь возможность и желание время от времени организовывать выездные уроки.
По правде говоря, я не встретил тем, которые показались бы им скучными. Разве что там, где необходима математика, — некоторые ее не очень любят. А наибольший интерес, пожалуй, вызывают экзотические объекты, которых нет в окрестностях Солнечной системы — нейтронные звезды и черные дыры.
В Московском планетарии есть бесплатный астрономический кружок и огромный звездный зал. Также можно записаться в кружки в Московском городском дворце детского творчества, Доме научно-технического творчества молодежи, Астрошколе ГАИШ МГУ. Немало возможностей и для наблюдений в телескоп — это обсерватории Московского планетария, Сокольников, Парка Горького. Еще можно следить за астрономией в сообществах в интернете, например, в «Открытом космосе», «Астронете», AstroAlert и Deep space.
Из совсем свежих, но по-настоящему значимых — подтверждение существования гравитационных волн коллаборациями LIGO и VIRGO и открытие группой Pale Red Dot планеты вокруг Проксимы Центавра, ближайшей к Солнцу звезды.
Первое из этих событий дало окончательное и бесповоротное подтверждение общей теории относительности, впервые позволило наблюдать слияние двух черных дыр и заложило первый камень в теоретический фундамент гравитационно-волновой астрономии, который разрабатывался на протяжении последних ста лет. Второе открытие обозначило первую реалистичную цель межзвездных путешествий и планету, о которой в последующие десятилетия мы, вероятнее всего, узнаем больше, чем о других внесолнечных планетах.
Конечно, в первую очередь с ней связаны сами астрономы, которые представляют из себя гораздо более разношерстную компанию, чем принято думать. Есть астрономы-наблюдатели и астрономы-теоретики, они могут специализироваться как на «привычных» планетах и звездах, так и на черных дырах и Вселенной.
Кроме того, велика и неразрывна связь астрономии с физикой. Часто трудно бывает понять, особенно в теоретических дисциплинах, где заканчивается астрономия и начинается физика и наоборот. Только астрономы могут проверить теории, которые продуцируют физики-теоретики, и подкинуть им новые загадки. Также сложно представить астрономию без космонавтики. Армия «прикладных» астрономов рассчитывает траектории космических аппаратов, а космонавты заучивают наизусть звездное небо, чтобы по четырем-пяти звездам, видным в иллюминаторе, определить ориентацию корабля.
Морякам, геологам, промысловикам, охотникам и любым специалистам, работающим вдали от цивилизации, тоже нужно знать звездное небо, чтобы не зависеть от работы систем навигации. С другой стороны, для той же навигации, а также геодезии и разведки полезных ископаемых, нужны сведения о структуре гравитационного поля Земли — ее изучают гравиметристы — это особая «порода» астрономов-геофизиков.
Только астрономические знания способны защитить нас от угрозы падения астероидов
Еще, разумеется, любой календарь тесно связан с астрономией. Поэтому все вопросы, которые относятся к его точности или реформированию, требуют, чтобы человек знал, как Земля движется вокруг Солнца и как влияет на это движение Луна и планеты.
Другой спектр астрономических профессий связан с информацией об устройстве и состоянии Солнца, а также о его влиянии на Землю. Например, синоптикам и специалистам по климату такие данные нужны для прогноза погоды. Правильное понимание активности Солнца также необходимо всем, кто использует спутники и чувствительную электронику на Земле, — от телекоммуникационных компаний до вооруженных сил. Климатологи, к тому же, все чаще обращаются к изучению климата других планет, в первую очередь, нашей соседки Венеры, чтобы лучше понимать современные и прошлые изменения нашего климата. Эту информацию также дает астрономия. Наконец, не стоит забывать, что только астрономические знания способны защитить нас от обманчиво далекой, но от этого не менее реальной угрозы падения астероидов.