Для чего изучают гуманитарные науки
Зачем изучать гуманитарные дисциплины
Что развивают гуманитарные дисциплины?
Если ученый не осознает гуманитарной цели своей деятельности, наука может принести человеческому обществу как пользу, так и весьма ощутимый вред.
Методология науки
Совсем не случайно на заре человеческой истории именно философы делали выдающиеся открытия и в других областях, в том числе в точных и естественных науках.
Коммуникативная функция
Гуманитарные дисциплины несут и коммуникативную функцию. В первую очередь это является задачей филологических дисциплин. Речевое общение – потребность человека. С развитием технологий возрастает и роль общения. Чтобы человек мог свободно общаться с другими людьми, он должен владеть соответствующими навыками и базовыми понятиями. Такую возможность предоставляют филологические дисциплины.
Не повторять трагедий
Говорят, что незнание истории ведет к ее повторению. Развитие человеческого общества происходит в соответствии с определенными закономерностями. Эти закономерности уже описаны выдающимися историками прошлого. Именно поэтому изучение истории имеет большое значение в современном мире. Человек учится понимать, к каким последствиям могут привести те или иные процессы, происходящие в данный момент, а также его собственные действия. В условиях бурного развития коммуникационных технологий это особенно важно. Человек, не имеющий базовых знаний в области гуманитарных дисциплин, в первую очереди истории, легко становится объектом манипуляций. Именно на плохое знание гуманитарных наук рассчитаны методики управления общественным мнением.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Зачем нам гуманитарные науки?
Примечание редактора: Введите в строку поиска слова «гуманитарные науки», и сразу выскочит фраза «гуманитарные науки подвергаются нападкам». Большинство студентов сегодня выбирают профессии из сферы бизнеса, точных наук и технологий. Похоже, что неоспоримым лидером здесь являются технологии, которые дают надежду на решение любых проблем.
Что все это значит для высшего образования? Почему гуманитарные науки переживают кризис легитимности? И почему это важно?
Мы спросили об этом четырех бывших президентов университетов — Клемсонского (Clemson University), Флоридского (University of Florida), Висконсинского (University of Wisconsin) и Виргинского политехнического института (Virginia Tech), предложив им высказаться и дать свои прогнозы по данному вопросу.
Берни Махен (Bernie Machen), Флоридский университет
Критическое мышление, понимание искусства и человеческой природы, а также представление о нашем месте в обществе и в мире природы — это важнейшие характеристики образованного человека.
Исторически гуманитарные науки и общеобразовательные предметы способствовали развитию такой личности. Однако то, что происходит сегодня в университетах, вызывает вполне реальные опасения.
Как отмечает Американская академия наук и искусств, снижение числа студентов, выбирающих в качестве специализации гуманитарные науки, имеет как минимум три причины.
Причина первая. Научное сообщество, и особенно государственные высшие учебные заведения, снимают с себя ответственность за управление работой по составлению учебных планов и программ. За последние 30 лет профессиональные дисциплины, такие как бизнес и инженерное дело, уничтожили ряд ключевых учебных планов и приспособили курсы обучения к конкретным потребностям.
Причина вторая. Администраторы и даже законодатели штатов подчеркивают, что общеобразовательную подготовку (традиционные гуманитарные дисциплины, составляющие «основу», такие как английский язык и история) можно ограничить рамками средней школы и средних учебных заведений. В таком случае, высшее образование должно быть нацелено на подготовку к работе.
Причина третья. Гуманитарные и общественные науки делают явно недостаточно для стимулирования интереса к изучаемым в их рамках дисциплинам.
Нам во Флоридском университете пришлось добиваться принятия закона на уровне штата, чтобы вернуть в учебную программу гуманитарные науки. Теперь все студенты обязаны пройти 12-часовой курс и сдать зачет.
Сегодня каждый первокурсник нашего университета должен пройти курс обучения под названием «Что такое добропорядочная жизнь». Программа начинается со следующего высказывания: «Этот вопрос становится особенно актуальным, когда вы все больше и больше участвуете в принятии решений, которые будут определять ваше будущее и будущее других людей. Чтобы делать разумный, нравственный и обоснованный выбор в жизни, полезно задуматься над тем, каким образом человек может жить как индивидуум и как член местного и глобального сообщества».
Что-то случилось с признанием того факта, что в университетском образовании есть как минимум три цели: помочь человеку понять, кто он такой, что его волнует и что мотивирует; помочь ему понять свое место в большом мире; а также подготовить его к будущей работе.
Джим Баркер (Jim Barker), Клемсонский университет
Анализ Берни Махена попадает в самую точку. Базовая учебная программа в государственных университетах сокращена, а общеобразовательные предметы все больше преподают в общественных колледжах. В противовес этой тенденции Клемсонский университет (подобно Флоридскому университету и прочим вузам) разработал новые программы. В нашем случае это междисциплинарные исследовательские программы для студентов, реализуемые в рамках инициативы «Творческий поиск».
Задумайтесь вот о чем. Рыночная стоимость Apple Inc достигла сегодня 770 миллиардов долларов. Это самая дорогая в мире компания, которая стоит больше, чем Exxon и Berkshire Hathaway вместе взятые.
Но во время презентации своего iPad в 2010 году основатель компании Стив Джобс сам заявил следующее: «В ДНК у Apple заложена идея о том, что одних только технологий недостаточно. Нужна технология, объединенная с общеобразовательными предметами, объединенная с гуманитарными науками, и она дает такие результаты, которые заставляют наши сердца петь».
Исходя из своего опыта, могу сказать, что руководители бизнеса и работодатели признают ценность такого слияния, и ищут его в наших выпускниках. Чтобы преуспевать в обществе, где у них может быть до шести различных карьер, выпускники ВУЗов со специализацией в бизнесе, естественных науках, технологии, инженерном деле и математике, должны быть также людьми любознательными и творческими, должны критически мыслить и уметь общаться.
В этом плане я могу привести пример выпускника архитектурного факультета Клемсонского университета Карла Собочински (Carl Sobocinski), чья работа по реконструкции исторических зданий и по превращению их в рестораны вызвала возрождение города Гринвилла в Южной Каролине и дала Собочински карьеру «серийного предпринимателя» в сфере услуг.
Чарльз Стигер (Charles Steger), Виргинский политехнический институт
В мире полно сложных и часто трудноразрешимых проблем. И, к сожалению, зачастую частичная оптимизация — это самый лучший выход из положения.
Решение проблем и эффективное применение таких решений требует задействования самых разных аспектов человеческого интеллекта. Это может быть и дедуктивное рассуждение, и субстантивное эстетическое суждение.
Возьмем в качестве примера проект в жилищном строительстве. Чтобы построить само здание, надо рассчитать метраж на семью, сделать расчет прочности конструкций, выполнить требования противопожарной безопасности и так далее. Все это известно и поддается расчетам. Здесь идеальным инструментом является логическое дедуктивное рассуждение.
Но есть и психологические, социологические, экономические и экологические составляющие с сотнями переменных величин. Многие из них не поддаются количественной характеристике, и тем не менее, для обеспечения успеха проекта их необходимо учитывать. И здесь дедуктивные рассуждения необходимо дополнять эстетическими суждениями и интуицией на базе знаний. Эстетические суждения, в свою очередь, основаны на способности узнавать сложные закономерности ассоциаций и ключевых структурных переменных, которые меняются от задачи к задаче.
Как формируются и развиваются эти дополнительные способности логически мыслить? Через опыт. Способность узнавать сложные закономерности со множеством переменных величин большой степени неопределенности развивается не на лекциях, а на основе приобретаемых опытных знаний и получаемого опыта. А это развивает интуицию.
Если не объединить исследования в сфере гуманитарных наук и общеобразовательных дисциплин, а также в естественных науках, технологии, инженерном деле и математике, то будущее поколение студентов лишится возможности критически мыслить, лишится той среды, которая необходима для преодоления вызовов, могущих возникнуть в будущем.
Кевин Рейли (Kevin Reilly), Висконсинский университет
Джордж Бернард Шоу считал все профессии заговором против непрофессионалов.
Преподаватели гуманитарных дисциплин это жуткие заговорщики. Их специальный жаргон (типа «герменевтики») получил широкое распространение. А разговоры о «гносеологии пост-структуралистской переопределенности» не очень-то располагают студентов к литературе.
По иронии судьбы этот «инсайдерский обмен» происходит в период, когда западный канон получает распространение и соединяет поп-культуру в таких областях как кино, телевидение, музыка и новые социальные медиа. Следующий курс получит название «Джеймс Джойс и зомби в ирландской кинематографии».
Совершенно очевидное отсутствие соединительной ткани трех элементов образования — основной предмет специализации, общее образование и факультативные программы — вызывает все большую обеспокоенность по поводу отсутствия представления о том, что образованный американец 21-го века должен знать и уметь.
Но мы это знаем. Работодатели постоянно подают сигналы о том, чего они ищут в своих сотрудниках из числа выпускников колледжей: это умение ясно писать, убедительно говорить, эффективно анализировать информацию, работать в составе разных групп, а также понимать конкурентную среду глобальных знаний.
Все эти характеристики формируются и проверяются в целенаправленном гуманитарном и общем образовании. Именно этих способностей ждет от своих сотрудников работодатель. И что крайне важно, этих способностей американская демократия ждет от своих граждан. Дело в том, что в сегодняшнем нагромождении окружающей нас информации и дезинформации гражданин, не обладающий теми мыслительными способностями, которые дают нам гуманитарные науки, имеет все шансы лишиться своей гражданственности.
Нет сомнений в острой необходимости пересмотреть и перестроить базовые программы общего и гуманитарного образования, помогающие формировать интеллектуально активного, информированного и энергичного гражданина и лидера. Хорошая новость состоит в том, что общество именно этого хочет от колледжей и университетов.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Зачем вообще нужны гуманитарные проекты?
Привет! Меня зовут Оля Полякова, я соруководитель литературного клуба «Bedlam» (входит в московский лекторий Сигнум). Сегодня мы поговори о том, о том, зачем нужны гуманитарные проекты, что это такое, откуда взялось и почему все хотят стать их частью.
«Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо». Я неспроста обратилась именно к этому латинскому крылатому выражению. Оно впервые встречается в комедии «Самоистязатель» римского писателя Публия Теренция Афра. Слова Хремета (персонажа комедии) «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо» стали известным афоризмом, который сейчас если и люди и употребляют, то в оправдание своих слабостей. Но тогда в фразе: «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо» была заложена иная мысль. Мысль о сопричастности человека ко всему человеческому, о его участии в радостях и печалях другого человека. В древнеримской литературе это изречение стало выражением идеи общественного единства, ибо все люди имеют одну природу.
А теперь перейдём к значению слова гуманитарный. В современном медиапространстве количество шуток про гуманитария, работающего в Макдональдсе предостаточно. В общем, все примерно понимают, что гуманитарные науки и всё однокоренное связано с понятием о человеке. В этимологическом онлайн-словаре Л. В. Успенского мы видим следующую словарную статью: «Гуманитарный. Происхождение слова является общим со словом «гуманный» (см.), с той разницей, что образовано оно уже из производного от латинского «humanus», французского «humanitaire» — «относящийся к наукам о человеке и его культуре». Поэтому я и обращаюсь к латыни — это база. С её участием строится фундамент любой гуманитарной науки.
Любой гуманитарный проект всегда будет связан с научными дисциплинами, изучающими человеческое общество, человека и его культуру. Он всегда предполагает изменения в собственной нравственной позиции и в ближайшем социальном окружении человека. Гуманитарный проект направлен на решение социально-значимых задач в сфере здравоохранения, образования, культуры, социальной политики, физической культуры и спорта, охраны окружающей среды и жилищно-коммунальных услуг, обеспеченный частично или полностью за счёт государственных и (или) спонсорских вложений и безвозмездной помощи. В нашем случае проекты связаны с гуманитарными науками: философией, культурологией, религиоведением, филологией, лингвистикой, литературоведением, искусствознанием, отчасти (во взаимодействии с социальными науками) историей, психологией, антропологией, этнографией, когнитивистикой.
Поговорим о тех, кто занимается такими проектами. В первую очередь это волонтёры, которые готовы помогать людям и уделять своё время различным проектам на безвозмездной основе. То есть, участником проекта может стать любой человек. Главное – желание и время. Если же речь идёт о гуманитарных проектах, которые связаны с образованием и просвещением, то обычно их основатели и преподаватели обладают определённым образованием и знаниями в конкретной области науки. Они становятся двигателями и вдохновителями таких проектов, так как создание таких волонтёрских проектов требует затраты множества ресурсов.
Вы спросите зачем люди их создают, если в доступе есть высшее образование, курсы и книги, образовывайся и развивайся на здоровье. Но для многих даже найти мотивацию для обучения крайне проблематично, другие бы хотели разносторонне развиваться, а не только существовать в рамках своей профессии. Дело в том, что возможность получить высшее образование есть далеко не у всех, курсы зачастую требуют оплаты, а заставить себя систематически заниматься довольно сложно. В гуманитарных проектах принимают участие энтузиасты, готовые помочь нуждающимся в знаниях. К тому же, они повышают свой опыт и развиваются в научном плане, так что это совсем не про прибыль, это про идею! Нам важно интеллектуальное богатство, хотя материальную часть никто не отменял!
Какое же «богатство» может дать участие в гуманитарном проекте? А именно что вам может дать изучение гуманитарных наук:
Критическое мышление и польза гуманитарных наук: дайджест образования №30
Тема недели: какие важные навыки помогает развивать гуманитарное образование
В эпоху Индустрии 4.0 бизнес стремится роботизировать как можно больше задач и процессов. На этом фоне в России возник дефицит ИТ-специалистов. Многие отдают детей в технические ВУЗы, но это не значит, что гуманитарные специальности больше не востребованы. Согласно опросу РАНХиГС, в России половина директоров крупных и средних компаний получили гуманитарное образование. Так, глава московского офиса Google Юлия Соловьева — лингвист, а CEO Mail.ru Group Борис Добродеев окончил исторический факультет МГУ.
С распространением искусственного интеллекта и больших данных растет спрос на критическое мышление, умение формировать оценочные суждения и решать сложные этические проблемы. При этом чтобы отличать фейковые новости от настоящих, нужно разбираться в истории, культуре и психологии. Эти знания можно получить, обучаясь гуманитарным специальностям.
Например, обучение историка не сводится к заучиванию длинного списка дат. Студенты учатся структурировать информацию, анализировать первоисточники и замечать новые тенденции — чтобы сделать правильные выводы, нужно быть объективным и мыслить критически.
Обучение на историческом факульте в России отличается от учебы за рубежом. отечественные ВУЗы более консервативны. Они чаще делают упор на политические и экономические аспекты истории, игнорируя новые подходы. Например, в России менее распространены гендерные исследования. Иностранные университеты уделяют больше внимания критическому мышлению и объективной оценке чужого мнения, анализу разных интерпретаций одного события. При этом преподаватели зарубежных истфаков почти не проводят устные экзамены. Вместо них — рефераты или исследовательские работы, которые помогают студентам лучше разобраться в теме и не тратить время на заучивание дат.
Цифра недели
На 398% увеличилось количество пользователей Coursera в марте-апреле 2020 года.
Новости недели
Статья недели: как участие родителей в образовании ребенка влияет на его успехи
Главную роль в образовании детей играет семья — ребенок будет учиться лучше, если родители поверят в его успех. При этом безразличие негативно скажется на мотивации школьника.
Согласно исследованию НИУ ВШЭ, дети простых рабочих реже поступают в престижные вузы, чем их сверстники из семей среднего класса. Школьникам не хватает поддержки со стороны родителей — они не верят в свои силы, даже если хорошо учатся в школе. В таких семьях нет высшего образования, поэтому детям не рассказывают о возможностях, которые оно открывает.
Изменить ситуацию поможет вовлечение родителей в образование ребенка: общение с преподавателями, посещение собраний. Так родители узнают об успехах и проблемах школьник, смогут вовремя помочь и дать подходящий совет.
Инструкция недели: как научиться мыслить критически
Эксперты Всемирного экономического форума включили критическое мышление в число навыков, необходимых во время Четвертой промышленной революции. Критическое мышление помогает думать рационально, принимать решения с опорой на доказательства и объективно оценивать информацию. Чтобы развить этот навык, нужно тренироваться и следовать нескольким правилам:
Исследование недели: доходность образования в России падает
Доходность образования показывает, насколько вырастет доход человека после каждого дополнительного года обучения. В среднем по миру его оценивают в 8–9%, однако в странах с развивающейся экономикой этот показатель выше.
Перед распадом СССР доходность среднего профессионального образования составляла 2–3%, высшего — 5%. Обучение было массовым и бесплатным, а расслоение в обществе небольшим, поэтому и показатели были невысокими. Согласно исследованию экспертов Всемирного Банка, в 1996–2003 годах доходность образования в России постоянно росла, а максимальное значение достигло 9,1%. Для женщин показатель был выше, в 2003 году он составил 23%. Такая тенденция созвучна мировому тренду и связана с движением за гендерное равенство.
При этом после 2003 года средняя доходность образования в России начала падать, достигнув 5,6% в 2018 году. Сейчас профессиональное обучение практически не дает преимуществ студентам. Заработная плата растет только у выпускников ВУЗов, разрыв увеличивается. По мнению аналитиков Всемирного Банка, низкие показатели можно объяснить невысоким качеством образования в колледжах или стагнацией в экономике.
Что почитать
Книгу американского философа Марты Нуссбаум «Не ради прибыли: зачем демократии нужны гуманитарные науки». Марта размышляет о том, почему экономический рост не всегда улучшает качество жизни людей. Рассказывает, как гуманитарное знание помогает переломить этот тренд и усилить демократические ценности.
Что посмотреть
Курс лекций Мичиганского университета о критическом мышлении в эпоху больших данных. Профессор Ричард Нисбетт рассказал о значимости статистики и экспериментов в современном мире, а также об опасности когнитивных искажений. В рамках курса он объяснил, как применять методы критического анализа в науке и в бытовой жизни.
Что послушать
Выпуск подкаста Strelka Podcast о том, зачем получать образование в зарубежных университетах и как получить грант на обучение. Вы узнаете, как адаптироваться к жизни в чужой стране, попасть на стажировки в известные компании и получить от ВУЗа максимум пользы.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Зачем нам навязывается гуманитарное образование?
Кому и зачем нужны гуманитарии?
Автор – Татьяна Воеводина
Сейчас подавляющее большинство студентов, процентов 70-75, изучает нечто непринуждённо-гуманитарное: экономику, юриспруденцию, культурологию там какую-нибудь, журналистику с рекламой, социологию опять же, а, вот ещё: «HR менеджмент» – тоже модная специальность. Или такая шикарная профессия – «межкультурная коммуникация»!
Понять, конечно, всех можно. Образование стало бизнесом. Частные институты (пардон, университеты) – в любой подворотне. А чему можно учить в подворотне? Ясное дело, только чему-нибудь разговорному, для чего не нужны ни лаборатории, ни мастерские, никакой научной и производственной базы – вообще, ничего не нужно, даже и доска-то не очень нужна. Нужна только зачётка да в конце бланк диплома. С точки зрения эффективности бизнеса – идеально, всем бы такой бизнес. Поэтому образование там на 100% гуманитарное. Кто-нибудь на этом месте непременно возразит: «Или экономическое!».
Поскольку никто сегодня толком не понимает, что значит «гуманитарное образование» (доучились!), необходимо уточнение. Гуманитарными называются знания, касающиеся человека как существа общественного (не биологического). В словаре иностранных слов 50-х годов, сохранившемся в нашей семье, говорится – и правильно! – что главная гуманитарная наука – это экономика. Тогда, в пору кровавого сталинизма, это понимали, а сегодня, в эпоху универсального прогресса – забыли. Теперь в объявлениях всех этих эколого-политологических новоделов пишут: «экономические и гуманитарные специальности», т.е. экономику гуманитарной дисциплиной не считают. Но это, как говорится, их трудности.
На этом уточнение кончается. Теперь суть.
Хочешь развиваться – учись делу
Если общество желает двигаться вперёд, большинство (подавляющее большинство!) молодёжи должно получать естественно-технические специальности.
Лет пять назад, будучи в Южной Корее, я вычитала в тамошней газете, которая издаётся параллельно по-корейски и по-английски, что более 70% молодых корейцев учится именно по естественно-техническому профилю. Это естественно для каждой страны, которая хочет развиваться технически.
Чему и почему учатся на Западе
Преобладание гуманитарного образования могут позволить себе только общества, ушедшие на пенсию. Или такие, которым сказочно повезло: за них работают другие. Что, вообще-то, одно и то же: за пенсионера тоже работают другие. Такими обществами являются США и страны традиционного Запада. Захочет ли в ближайшем будущем остальной мир платить им пенсию и на них работать – это большой вопрос, но в настоящее время по факту дело обстоит именно так. Разумеется, всё не так элементарно: Германия и Италия, например, совершенно не хотят прекращать реальное производство, но объективно дело обстоит так, что производства остаётся на Западе всё меньше.
Так вот там, в странах-пенсионерах, действительно, большинство изучает какую-то гуманитарную муть: историю искусств, например. В Америке, я читала, 70% студентов обучается вообще по юмористической специальности – «бизнес». Авось пригодится, опять же надо чем-то время занять.
В западных странах люди учатся, долго, вдумчиво учатся, чтобы просто оттянуть время появления на рынке труда. Государство поддерживает эту канитель, чтобы отложить неприятный момент, когда придётся платить «молодому специалисту» пособие по безработице.
Я когда-то писала про одну немецкую девушку, которая в двадцать лет только завершила среднее образование и триумфально приступила к обучению в университете. Нет, она не дебилка (по-политкорректному – «альтернативно одарённая») – просто у них так принято. Учится она, ясное дело, на экономиста. А на кого же ещё? Не на сантехника же! На это, хвала Всевышнему, ещё есть поляки. Кстати, сейчас она уже доучилась и пошла работать в мелкую компанию своих родителей, торгующую всякими бытовыми приспособлениями. Помогает, как может. Очевидно, что для её деятельности потребно только умение читать и пользоваться калькулятором. Ну, английский на бизнес-уровне. Но иметь высшее образование – это просто дань приличию.
В наши дни по факту экономическое и юридическое образование постепенно превращается из профессионального в общеобразовательное. Общекультурное. Не спрашивают же люди, зачем в школе учат тригонометрические функции или образ Чацкого. Известно для чего: для общей культуры. Для ровно той же цели теперь стали плюс к школе 4-5 лет изучать юриспруденцию или экономику.
Приличные люди на Западе практические специальности получают всё реже. Наш друг учился с США в университете, так там на химическом факультете были только и строго «жёлтые» – приезжие из Азии. Какой же нормальный парень, с которым всё в порядке, попрётся учить химию? Да что он, в самом деле, больной на всю голову? Там воняет (гламурной публике, я обратила внимание, везде воняет). Опять же, взорвётся что-нибудь или загорится – отвечай потом! То ли дело социология с теологией! Ну, максимум информатика. Медицина ещё.
Это связано с деиндустриализацией Запада. Кто сегодня будет изучать машиностроение? Ну, кто-то будет, конечно, но это не модно. И это понятно, это разумно. Если работать всё равно будут – другие.
Если работа по специальности всё равно не предвидится или перспективы крайне туманны – логично поучиться чему-нибудь простенькому, не обязывающему и одновременно познавательно-развлекательному. Даже термин такой родился – «профессия самореализации». Это, надо полагать, не ради куска хлеба, а так – ради гармоничного развития личности. «Взгляд и нечто».
Ну ладно, они как-нибудь сами разберутся, а вот что будем делать мы?
Накануне техногенных катастроф
Не требуется быть астрологом, чтобы предсказать в близком и отдалённом будущем череду техногенных катастроф. (Впрочем, астрологи говорят о том же самом).
Совсем скоро, буквально в следующем поколении, не только спроектировать и построить то, что строили отцы и деды, но и просто разобраться в чертежах, чтобы починить какую поломку – и то не найдётся «спецов». Ни инженеров, ни техников, ни рабочих. Все будут сидеть в гламурных офисах за компьютерами – если не «ВКонтакте», то за трудолюбивым преобразованием таблички в диаграмму «столбики», а её, в свою очередь, в диаграмму «круг». Они – аналитики, их не тронь.
Одногруппник моего мужа работает довольно приличным начальником в НПО «Энергия» (это где делают космические аппараты, «Буран» там сделали), так вот, там с пенсии выковыривали квалифицированного рабочего, чтобы резьбу какую-то нарезать. Скоро просто физически некого будет вызвать. Вымрут.
«Образованцы» и гуманитарии
Началась эта вакханалия гуманитарщины (на самом деле просто симулякра образования) с Перестройкой.
Тогда, помнится, забубнили: «Необходима гуманитаризация образования». Что под этим следовало понимать – как всегда, было неясно: то ли инженеров в музей водить, то ли фрезеровщиков на балет, а может, и вообще инженеры не нужны. Солженицын, «наше всё», опять же отметился: «У нас, – говорит, – есть «образованцы», а настоящих интеллигентов – не хватает». И все пришли в восторг: вот оно – слово мудрости!
Что уж он понимал под «образованцами» – теперь, конечно, не спросишь. Но если узких квалифицированных специалистов – то этому радоваться надо было! Товарищи дорогие, да если бы у нас было вдоволь «образованцев» – разве б мы так жили? Их, дельных технических специалистов «среднего звена», всегда не хватало. Были, всегда были, Кулибины и Левши, а дельных рядовых специалистов никогда в достатке не было. Отсюда все наши проблемы с качеством. Отсюда в среднем более низкий уровень нашей промышленности сравнительно с самой передовой западной.
Но было объявлено, что ничего этого не надо, чушь всё это. Будет экономика знаний и сплошные менеджеры и финансисты с юристами.
Какая дивная ирония судьбы!
Именно тогда, когда объявили, что рынок сам по себе всё расставит на свои места, а экономикой не только не надо, но и вредно управлять – так вот именно тогда все кинулись учиться на экономистов. Вся страна живёт «по понятиям», а если и исполняет какие законы, то только законы воровской малины, – и при этом все поголовно юристы. От президента до последнего уркагана.
Как интеллигенция облажалась, или в какую эпоху мы живём?
В эту «иронию» внесла свой разрушительный вклад наша замечательная народолюбивая интеллигенция, по заслугам названная ещё сто лет назад в «Вехах» «людьми безответственной мысли» – и, надо сказать, что это очень интеллигентное определение.
Наша интеллигенция всегда очень плохо понимала действительность: моралистическая оценка у неё всегда бежала впереди знания. Так вот, интеллигенция в очередной раз облажалась, объявив, что мы живём в постиндустриальную эру. И всякие там пошлые железки нам не нужны – даёшь нанотехнологии!
Да мы ещё и индустриального-то этапа не прошли толком! Перед нами – перед всем народом! – стоят типичные задачи индустриального этапа развития: провести дороги, наладить транспорт, научиться выпускать нормальные полезные предметы для внутреннего рынка, наладиться быстро и качественно строить дома и подводить к ним инженерные коммуникации. Научиться качественно работать, сформировать трезвый и дисциплинированный рабочий класс, сообразительный и квалифицированный инженерно-технический состав – это тоже задача индустриального этапа развития.
Много было сделано при советской власти, но многое – и нет. Это естественно: наша индустриализация в силу торопливости (Сталин говорил, что за десять лет надо «пробежать» дистанцию, на которую у западных стран ушло сто) была скомканной, авральной. (Впрочем, авральность вообще у нас в натуре, в крови). Значит, надо было продолжать, развивать, и – «учиться, учиться, учиться». А мы объявили этот этап пройденным, преодолённым. В результате, вместо техников у нас – «менеджеры», а вместо рабочего класса – невнятный человеческий мусор, деклассированный low class.
Когда-то, сто лет назад, русская интеллигенция облажалась в том же роде. Тогда капитализм, который в России только начал толком развиваться, когда пред ним стоял непочатый край задач и перспектив – в первую очередь хозяйственного освоения бескрайней страны (как, впрочем, и сейчас) – так вот капитализм был объявлен выродившимся, загнивающим и вообще кануном социалистической революции. Эти задачи пришлось решать в рамках сталинской индустриализации – задачи-то остались, их никуда не денешь – только решать.
Так что готовить нам надо инженеров и техников.
Говорят: зачем готовить техников, когда промышленность всё равно стоит? А как она заработает, если все – эколого-политологи? Для промышленности нужны инженеры и техники. Получается порочный круг. Но что уж тут поделаешь? Все проблемы, и личные и общественные, как правило, имеют вид порочного круга, типа: чтобы заработать деньги, нужны деньги.
Но порочный круг разорвать можно. Силой. Разговорами – не разорвёшь.
Применительно к образованию – чохом закрыть весь образовательный новодел, возникший с 1991 г. Или, что равносильно, отнять у них право давать отсрочку от армии и «дипломы государственного образца». Тогда сами разбегутся.
Закрыть новодел – это минимум миниморум. К традиционным заведениям (которые были всегда) присмотреться с критическим прищуром и по результатам осмотра железной рукой прикрыть разную чепуховину, вроде «регионоведения» или «международной экономики».
Пускай делу учат, а международную экономику могут штудировать те, кому интересно, в народных университетах культуры. По вечерам и по выходным. Не в клубе зависать, а профессора слушать, лекции конспектировать – всё толку больше.
Но тут нужна по-настоящему железная рука.
«За детство счастливое наше»
Ор поднимется – вселенский. Что там «солдатские матери»! Солдатские матери цветочками покажутся. Как же – птенчиков лишают счастливого детства. А как же конкурентоспособность человеческого капитала! А как же количество студентов на 100 000 населения – важнейший показатель развития! Профессора подключатся, слова всякие плаксиво-наукообразные говорить начнут: они в разговорном жанре – доки.
Надо выдержать. А то придётся выдержать кое-что похуже. Да вообще-то по-любому придётся. Не выкрутишься, глубоко увязли.
Гуманитарного – понемножку
Против ли я гуманитарного образования вообще? Да нет, конечно. Гуманитарное знание, знание о человеке и обществе – необходимо. Чтобы не брести вслепую и не объявлять на шестьдесят пятом году советской власти «Мы не знаем общества, в котором живём». Это приснопамятная фраза Андропова, с которой он фактически сошёл в гроб. А не знаем – так почему не расстреляли начальника Академии общественных наук при ЦК КПСС? А ещё болтают – «кровавая гебуха», стыдно, господа! Ослабел, видать, Андропов.
Настоящее знание о человеке и обществе – сложнее и труднее, чем знание о природе и технике. Потому что предмет – многократно сложнее. На несколько порядков.
Люди постарше помнят неплохую, хотя и не оригинальную, работу Энгельса «Диалектика природы». Там есть классификация видов «движения материи»: механический, химический, биологический, социальный. Каждый следующий вид гораздо сложнее предыдущего и не сводим к нему. Механику, химию человечество сегодня знает довольно хорошо, а вот законы общественного развития – увы-увы, пока только подбирается к их пониманию, да и то без особого успеха.
Впрочем, надо признать, что западная общественная наука получила какие-то прикладные результаты. Устройство оранжевых революций, вообще применение мягкой (или какая она там у них) силы – это бесспорное достижение гуманитарных технологий – технологий воздействия на массы. Это ценное знание. По сути это даже не наука, а социальная инженерия. Не знаю, есть ли что-то подобное у нас? Судя по тому, как мы бездарно потеряли Украину, похоже, что нет.
Но! Прежде, чем кого-то чему-то обучать, это должно быть. Культивировать социальную инженерию нужно. Но для этого нужны дееспособные коллективы и – главное – задачи, которые бы перед ними были поставлены политическим руководством.
К большому сожалению, наши гуманитарные науки, сколь я понимаю, продолжают жевать свою ни к чему не обязывающую жвачку, а наука только тогда порождает что-то ценное, когда перед нею встаёт техническая задача. Так было всегда – от Архимеда до атомной бомбы.
Такие вызывающие доверие специалисты, как историк А. Фурсов или социолог С.Г. Кара-Мурза говорят, что преподаваемое в качестве социологии в наших университетах – это зады западной социологии сорокалетней давности. Так что ничего ценного от тех мириад молодых людей, просиживающих штаны в гуманитарных заведениях, нет и не может быть.
Вообще, гуманитарии должны быть штучные специалисты, конкурс должен быть бешеный, и брать нужно людей, которые идут туда не от скуки, а ради действительного знания и реальной работы. И брать тех, кто уже показал себя способным эти знания получать, а не просто донести свою дряблую тушку до аудитории и с облегчением начать тыкать в айфон, как это происходит сегодня.
Дерзну предположить, что знаменитый ИФЛИ был столь богат на таланты, потому что был он один. Народу там обучилось, как я вычитала в Интернете, за все годы существования – двести тридцать человек; смехотворные по нынешним временам цифры. Туда шли те, кто на самом деле хотел изучать соответствующие материи, а не просто провести время.
На этом я планировала закончить. Однако мне хочется отдельно написать о двух крайне распространённых гуманитарных учебных специальностях, совершенно бесполезных и одновременно чрезвычайно распространённых. Это – в следующих раз.
Какую специальность выбрать? Кем стать? Гуманитарные науки или технические?
Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…